Воспитательная система класса "Школа толерантности"
проект (5 класс) на тему
Воспитательная система класса предназначена для реализации в 5-9 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsk_shkola_tolerantnosti.doc | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная система
Годы реализации: 2011 -2016 годы
Нижний Новгород
СОДЕРЖАНИЕ
- Информационная карта программы.
- Пояснительная записка.
- Аналитическая часть.
- Концептуальные основы программы.
- Цели и задачи программы.
- Механизм реализации программы.
- Ожидаемые результаты.
- Список литературы.
- Приложение.
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Пояснительная записка:
Современная жизнь с ее социально- экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи. В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Они связаны с экономическим и политическим реформированием нашего общества. Отмечается резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица, «падение нравов», снижение общекультурного уровня, безразличие к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах, низкий образовательный уровень, общекультурный уровень родителей, повторяющийся у их детей.
Разные системы ценностей, субкультуры, идеологии, образы жизни присутствуют в современной ситуации и задают противоречащие друг другу эталоны, нормы социального поведения. Социальная жизнь неопределенна: в обществе возникает дифференциация на все более мелкие страты со своими нормами жизни. То, что считается эталонным в одной социальной группе, неприемлемо для другой.
Все чаще в своей жизни мы видим безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость, встречаемся: с безответственными и безнравственными людьми. Человек стал интеллектуально мощным, но духовно бедным. Заботы его замкнулись на личном благополучии. Кризисная ситуация в стране в последнее время обострилась обнищанием старых и больных людей, разделением общества на очень богатых и очень бедных. Увеличилось число бездомных детей. Распространяется курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания. Растет преступность, участились суицидные случаи. Многие молодые люди испытывают трудности в выборе профессии. Отчаяние, неуверенность в завтрашнем дне, апатия и неспособность к активным действиям губит молодежь начала XXI века.
Ситуация в нашем городе осложняется тем, что в него направляются миграционные потоки из регионов ближнего зарубежья (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Армения). Дети и подростки тяжело переживают переезд, оказываются вырванными из привычных культурных и социальных слоев, с трудом адаптируются в новых условиях, часто оказываются социально незащищенными. Все это делает очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы в рамках одного из немногих социальных институтов, реально занимающимся развитием и воспитанием детей – школа. Не учитывать вышеперечисленные моменты при планировании процесса воспитания было бы ошибочным.
Таким образом, воспитание, реализующееся посредством ВСК «Школа толерантности», регламентированной Концепцией гимназии «Восхождение к культуре» (в основе – базовая культура личности), - есть целенаправленный процесс по созданию условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и общественных ценностей, оказанию им помощи в нравственном, гражданском, профессиональном становлении, жизненном самоопределении и самореализации личности.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Для традиционной воспитательной системы характерен принцип бессознательного приспособления воспитанника к миру, но нам видится, что проводником общения с миром может стать культура гражданского становления личности как к способ жизнедеятельности человека, позволяющий личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.
У каждого подростка в процессе становления формируется свой собственный культурный опыт. Путь формирования опыта – это соприкосновение с большим разнообразием субкультур, а также с достаточным набором национальных культур.
Нельзя не учитывать влияние среды как источника формирования культурного опыта. Она включает условия и окружение жизнедеятельности ребенка в семье, взаимоотношения и действия в различных неформальных группах, как одновозрастных, так и разновозрастных; ситуативное поведение вне семьи и групп. Еще один из средовых факторов развития ребенка - разнообразные детские общности, неформальные группы и коллективы. В пору отрочества они играют более значимую роль, чем семья. Также выход ребенка в более широкое социокультурное пространство обусловлен его взрослением.
Концепция данной целевой программы – стержень воспитательной системы класса, она соотнесена Концепцией гимназии «Восхождение к культуре», разработана в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Указом президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Цель концепции ВСК «Школа толерантности» - определение ценностных и нормативных основ взаимодействия в целях совместного обеспечения условий для развития и воспитания.
Воспитательная система - определенная система, формирующая не готовые гражданские знания, навыки и умения, но культуру их формирования и изменения.
Именно поэтому решением проблемы станут такие цели и реализация их посредством воспитательной системы, которые обеспечат гражданское становление личности подростка на определенном этапе.
Предполагаемый результат воспитательной деятельности – сформированность гражданской культуры личности.
Теоретические основы разработки:
- Научные труды отечественных и зарубежных ученых гуманистического направления В.А.Караковского, И.П. Иванова и Ф.Я.Шапиро, Я. Корчака, Ш.Амонашвили)
- Научные труды отечественной психологической науки М.Бахтина, Л. Выготского, В. Библера
- Научные труды культурологической педагогической парадигмы Е.В. Бондаревской, А.С. Макаренко, Е.А.Ямбурга
Понятие «толерантность» является термином международного права, который обозначен в Декларации принципов толерантности (принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году) как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, отказ от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.
Толерантность определяет способность человека в проблемных, кризисных ситуациях активно и адекватно взаимодействовать с самим собой, с другими людьми и окружающим миром.
Формирование особого духа, уклада жизни, возрождение традиций представляется сегодня одной из актуальных задач воспитательной системы.
При разработке данной воспитательной системы были учтены исторические, социально-экономические, национальные особенности и традиции нашего района и школы, которые могут способствовать формированию толерантности у всех участников образовательного пространства.
Основываясь на базовые ценности, педагогический коллектив, при разработке воспитательной системы «Школа толерантности», определил набор качеств, которые можно оценить в процессе воспитания личности ребенка. Такой набор качеств личности состоит из:
-чувство дружбы, сотрудничества,
- аккуратность, исполнительность, чувство долга и ответственности,
- терпимость мнению, поведению, идеологии другого человека,
- чувство собственного достоинства,
- отзывчивость, гуманизм, активность в общественных делах.
Чтобы школа не утратила суть духовности и радости, чтобы основы наук проходили через душу и сердце ребенка необходимо построение воспитательной и учебной работы на иной, отличной от традиционной, основе. Мы считаем, что в наших условиях такой основой является принцип толерантности, необходимо:
- обучение детей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;
- развитие социальной восприимчивости учащихся, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;
- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
- обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.
Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Способствует улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы связана с:
- нарастанием маргинальности и девиантного поведения молодежи;
- утратой духовных ориентиров и связи поколений;
- нарастанием миграционных процессов в городе и в частности в школе;
- большим расслоением общества и нарастанием нетерпимости.
Исходя из анализа актуальности, можно сформулировать основную проблему концепции: современные воспитательные системы имеют сильный крен в сторону воспитания нейтральных черт, которые с успехом могут служить как целям гуманным, так и асоциальным, а мы считаем необходимым для нашей школы формирование толерантной личности, способной к саморазвитию.
Цель: создание в классе воспитательной среды, способствующей формированию толерантной личности, способной к саморазвитию.
Задачи:
- развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;
- развитие способности понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;
- развитие способности предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами;
Основным планируемым результатом является наличие у учащихся следующих поведенческих навыков:
В области обучения:
- сотрудничество, дух партнерства;
- признание многообразия;
- признание равенства других.
В области воспитания:
- уважение человеческого достоинства;
- уважение прав других;
- терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
В области психического развития:
- способность поставить себя на место другого;
- уважение права быть иным.
В области социализации:
- готовность мириться с чужим мнением;
- принятие другого таким, какой он есть;
- отказ от доминирования, причинения.
Чтобы добиться эффективной реализации программы отдельно разрабатываются блоки для младшего подросткового возраста (5-7 кл.), старшего подросткового возраста (8-9 кл.), и старшеклассников.
Учащийся узнает о том, какое поведение, какие способы работы для него наиболее эффективны и желательны и какими условиями они обеспечиваются. Так, например, застенчивым и недостаточно общительным детям для развития и саморазвития рекомендуется включаться в групповые формы работы, рассеянным и недостаточно внимательным – работать в условиях жесткого и четкого алгоритма деятельности.
Поскольку большинство качеств толерантной личности невозможно сформировать “в лоб” каким-либо прямым воздействием, мы включаем детей в определенные виды деятельности, позволяющие пережить им субъективный опыт толерантных отношений. Для этого разрабатываются психологической службой и апробируются творческой группой учителей большие психологические игры (БПИ), ролевые и психодраматические игры, мини-тренинги, КТД. Большая психологическая игра предполагает: погружение ребенка на несколько часов (в зависимости от возраста) в определенную проблему; знакомство с теорией; прохождение определенных психологических этапов и ее решение.
Все эти формы работы внедряются в жизнь в ходе реализации системы “школа толерантности”. Система включает 5 воспитательных модулей (как относительно самостоятельных" частей воспитательного процесса), так как они позволяют комплексно воздействовать на коллектив и отдельную личность, в них участвуют все ученики.
1 модуль "Истина"
Позволяет удовлетворить потребности саморазвития и самосовершенствования личности ребенка и подростка, формирует "Я - концепцию" как систему представления личности о себе).
2 модуль "Интеллект"
Помогает детям в осознанном самоопределении личности, формирует умения и навыки самовоспитания, самообразования и межличностного взаимодействия формам самоопределения личности в самых различных жизненных обстоятельствах.
3 модуль"Творчество"
Включает учащихся в творческую деятельность, ученики получают навыки самостоятельной творческой работы, что способствует развитию нравственной, волевой и эстетической сферы личности и креативного мышления, выявлению индивидуальных способностей, является основной формой самовыражения личности.
4 модуль "Добро"
Способствует формированию гуманистического, демократического мышления, высоконравственного отношения личности к себе и к миру, толерантности и экологическому мышлению.
5 модуль "Здоровье"
Реализует воспитание устойчивой мотивации на здоровый образ жизни. Для этого в школе создан центр "Здоровье", который непосредственно участвует в работе. Это позволяет систематически вести профилактику девиантного поведения, формировать социальную активность, воздействовать на сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Соблюдается преемственность от одной возрастной ступени к другой, ребенок остается все время в среде, которая представляет для него опыт творчества, достижения, самоутверждения и самореализации.
"Истина"
Для толерантной личности необходимо умение владеть собой. Освоить это качество можно в ходе изучения основ Самосовершенствования личности. Этот спецкурс предполагает знакомство с основами психологии личности; обучение методам самоанализа; способам целенаправленного развития определенных качеств. Это одно из главных направлений; так как идет целенаправленное и системное обучение детей основам теории ССЛ:
- 5 классы "Познай себя";
- 6 классы "Сделай себя сам";
- 7 классы "Научи себя учиться";
- 8 классы "Утверждай себя";
- 9 классы "Найди себя";
- 10 классы "Управляй собой";
- 11 классы "Реализуй себя".
В ходе работы по этому направлению проходят: классные часы по темам ССЛ, "Презентации личности", праздники открытия новых традиций, заседания клуба интересных встреч; организуется: помощь родителям, пожилым людям; знакомство со своими правами во время изучения конвенции о правах ребенка, с "Обязанностями и правами ученика", с историей района, города, семьи. Учащиеся создают летопись классов, школы, заботятся о благоустройстве школы, разводят цветники.
"Интеллект"
Толерантная личность должна обладать высоким интеллектуальным уровнем, чтобы всецело осознавать богатое многообразие культуры нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, ей способствуют знания. Это направление "Интеллект" помогает раскрыть личность каждого ребенка, проявить свои способности
- 5 классы "Я стараюсь, развиваюсь";
- 6 классы "От знания к поступку";
- 7 классы "Осознанное познание";
- 8 классы "Я знаю, что я знаю";
- 9 классы "Мыслю, следовательно, существую";
- 10 классы "Юные интеллектуалы";
- 11 классы "Прикосновение к науке".
Осуществляя данное направление, проводят: олимпиады по предметам, турнир эрудитов, вечера вопросов и ответов; помогают своим товарищам проявить свои способности в одном из конкурсов; участвуют в конкурсе "Ученик года"; знакомятся с друзьями во время рингов "Презентация личности"; создают "Книгу школьных рекордов"; заботятся о том, чтобы об успехах ребят знали родители, жители города.
"Творчество"
Творчество – это наиболее широкая сфера проявления толерантности. Именно в нем глубоко раскрывается индивидуальность каждого творца. Совместное творчество предполагает: воспитанное терпимости к чужим мнениям, уважения человеческого достоинства, духа партнерства. Это направление выбрано потому, что ССЛ предполагает развитие творческих качеств личности:
- 5 классы "Творческий калейдоскоп";
- 6 классы "Какой я интересный человек";
- 7 классы "Создаем себя";
- 8 классы "Как стать интересным";
- 9 классы "Жизнеутверждающий мажор";
- 10 классы "Дом, который построим мы";
- 11 классы "Мой прекрасный мир"
Проводят День открытых дверей, праздник Песни, экскурсии, походы, недели истории, географии, МХК, выставки прикладного творчества, рисунков; помогают младшим школьникам в проведении игр; с жизнью разных людей на уроках, классных часах, через посещение творческих вечеров преподавателей школы и школы искусств; создают альбомы, "раскладушки" о мастерах; заботятся о пополнении фонда библиотеки через акцию "Подари книгу школе".
"Добро"
Несомненно, это – одно из главных направлений в работе, так как исключительной ценностью для развития личности выступают нравственное начало в ребенке: доброжелательность, способность к сопереживанию, способность поставить себя на место другого, снисходительность и терпение.
- 5 классы "Какого ты рода – имени";
- 6 классы "Чью старость ты утешил";
- 7 классы "Суд над сквернословием";
- 8 классы "Путешествие в свое прошлое";
- 9 классы "Цветок человеколюбия";
- 10 классы "Соблазны и ошибки (духовное самоопределение)
Проводят акции "Помоги ветерану", акции "Аллея для города", вечера встречи с интересными людьми; помогают родителям, ветеранам; знакомятся с историей своей семьи и пишут сочинения "Моя семья", с потребностями города в профессиях; создают и организуют праздничную почту; заботятся о благоустройстве школы.
"Здоровье"
Отсутствие здоровья часто лежит в основе отчуждения, ограниченной коммуникации, недостаточного самоуважения. Сохранение здоровья каждого – залог здоровья нации.
- 5 классы "Здоровье – счастье человека";
- 6 классы "Золотые правила здоровья";
- 7 классы "Спортивная гостиная";
- 8 классы "Суд над...";
- 9 классы "Важные мелочи";
- 10 классы "Саморегуляция. Быть здоровым и красивым";
- 11 классы "Искусство жить".
Проводят спартакиады, соревнования "День туриста", конкурсы плакатов "Нет наркотику, сигарете"; помогают организовывать походы, экспедиции; знакомятся с приемами релаксации; создают летний оздоровительный лагерь и трудовой отряд; заботятся о сохранении здоровья.
5 класс
Цель: Воспитание у подростков терпимого отношения к себе и к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.
Задачи:
- Ознакомить с понятиями «толерантность», «толерантная личность»;
- Обсудить проявление толерантности и нетерпимости в обществе;
- Развить чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других;
- Учить осознавать многообразие проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
- Развить способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного диалога о самом себе.
Тема | Кол-во часов | |
Сентябрь | Что такое толерантность? | 1 |
Октябрь | Эмблема толерантности | 1 |
Ноябрь | Черты толерантной личности. Чем отличается толерантная личность от интолерантной. | 1 |
Декабрь | Я и группа: толерантность к себе. Чувство собственного достоинства. | 1 |
Январь | Я и группа: толерантность к себе и другим. | 1 |
Февраль | Толерантное общение. | 1 |
Март | Толерантность к другим: разные миры | 1 |
Апрель | Толерантность к другим: неведомые миры | 1 |
Май | Толерантность к другим: учимся сочувствию | 1 |
Итого: | 8 |
В результате школьники приобретают:
знания: понятие «толерантность», особенности толерантной и интолерантной личности, знания своих способностей, личностных черт; причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур.
умения: отличать толерантного человека от интолерантного; умение показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим; какими способами можно сделать общение толерантным.
навыки: определение толерантной личности; толерантное общение; успешное взаимодействие с представителями другой культуры.
6 класс
Цель: Развитие социального интеллекта подростков, повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы, развитие способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.
Задачи:
- Развитие рефлексии подростков путем обращения к проективным формам и обратной связи от одноклассников;
- Развитие групповой сплоченности;
- Создание условий для развития позитивного самоотношения учащихся;
- Создание условий для развития эмпатии в игровых моделях межличностного взаимодействия.
Тема | Кол-во часов | |
Сентябрь | Что я знаю о себе? Моей уникальное «Я» | 1 |
Октябрь | Я глазами других. | 1 |
Ноябрь | Мои достоинства и недостатки. | 1 |
Декабрь | Мои «плюсы» и «минусы» со стороны. | 1 |
Январь | Как превратить недостатки в достоинства? | 1 |
Февраль | Чувства «полезные» и «вредные». | 1 |
Март | Злость и агрессия. | 1 |
Апрель | Что такое эмпатия? | 1 |
Май | Эмпатия в действии. | 1 |
Итого: | 8 |
В результате школьники приобретают:
знания: собственный «Я-образ»; польза и вред эмоций; понятие «эмпатия».
умения: самоанализ собственных достоинств и недостатков, определение своего уровня эмпатии.
навыки: внимательное отношение к другому человеку, взаимодействие в группе.
7 класс
Цель: Способствовать повышению уровня толерантности у учащихся
Задачи:
- Развитие умения слышать и слушать.
- Воспитание чувства коллективизма.
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Что мы знаем о себе? | 1 |
2. | «Добрым быть совсем не просто» | 1 |
3. | Эмоции и чувства | 1 |
4. | «Чувствовать рядом с собой человека» | 1 |
5. | Общение и умение общаться | 1 |
6. | Основы этикета и искусства общения | 1 |
7. | «Как стать лучше?» | 1 |
8. | Нужно ли управлять своими эмоциями? | 2 |
Итого часов: | 9 |
В результате школьники приобретают
знания: понятие толерантности общения, терпения и терпепимости.
умения: умение слушать своего собеседника, уважать.
навыки: анализировать различные ситуации, которые могут привести к конфликту.
8 класс
Цель: Способствовать становлению толерантной личности.
Задачи:
- Развитие эстетических качеств.
- Воспитание уважительного отношения к окружающим.
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Мы и наши способности | 1 |
2. | Психологические тесты (психологи) | 1 |
3. | Что может человек? | 1 |
4. | «Будьте добрыми и человечными» | 1 |
5. | Я и мир вокруг меня | 1 |
6. | Проблемные ситуации (с психологами) тренинг | 1 |
7. | Что такое гуманизм? | 1 |
8. | Гуманизм и его проявление в художественной литературе | 2 |
Итого часов: | 9 |
В результате школьники приобретают
знания: понятия милосердие, сострадание, гуманизм.
умения: умение объяснять термины нравственного характера. Умение объяснять и аргументировать свою позицию, свою точку зрения.
навыки: участие в диспутах, спорах, диалогах.
Учебно-тематический план занятий в 9 классе
Цель: формирование нравственных качеств личности школьника для практической деятельности познания, ориентации в окружающем мире.
Задачи:
- Освоение школьниками этических понятий, формирования познавательного интереса к этическому знанию, основам этической культуры.
- Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.
Темы классных часов:
№ | Тема | Примечание |
1. | Мой разум – основа моего поведения, а мое сердце – мой закон. | Сентябрь |
2. | Моя любовь – моя звезда | Сентябрь |
3. | Расскажи мне обо мне | Октябрь |
4. | Прекрасно там, где бывает милосердие. | Октябрь |
5. | Моя дорога к себе и другим | Ноябрь |
6. | Жизнь как познание добра. | Ноябрь |
7. | Культура человека. Человек среди людей | Декабрь |
8. | Как бороться с конфликтами. | Декабрь |
9. | Толерантность и межнациональные отношения | Январь |
10. | «Отцы и дети» в современном обществе | Февраль |
11. | Нравственный закон внутри каждого. | Февраль |
12. | Я отвечаю за свои поступки | Март |
13. | Не отрекаются любя | Апрель |
14. | Все мы родом из детства | Май |
15. | Будущая жизнь – завтрашний день жизни настоящей | Май |
Всего: 15 часов
В результате школьники приобретают:
Знания: расширение и углубление нравственных знаний:
- что же есть добро и зло, благо, справедливость;
- что означают честь, совесть, долг, свобода;
- как разобраться в таких категориях как любовь, дружба, счастье;
- в чем смысл жизни, и что считать идеалом?
Умения и навыки: нравственное развитие учащихся, выраженное в восприятии жизнь и другого человека как наивысшей ценности, проявлении доброжелательности и уважения к другому, чувстве эмпании, а также ответственности за слова и поступки, чувстве собственного достоинства; стремлении к самоопределению, самосовершенствованию, самовоспитанию.
Принципы воспитательной системы
Деятельность, общение и отношения в классе строятся на следующих принципах:
Принцип гуманизма. Это главный принцип в организации жизнью класса. Только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищённой, нужной, значимой.
Принцип самоактуализации. В каждом подростке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности классного коллектива - это главная задача и магистральное направление развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член ученического коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и в школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.
Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося. Благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
Принцип доверия и поддержки. Обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно- ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка. Принцип системности. Он обусловлен тем, что личность, как целостная интегральная система, должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе.
Функции воспитательной системы:
Воспитательная система класса предполагает следующие функции:
- развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;
- интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
- защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
- корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;
- компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;
- управленческую, ориентированную на оптимизацию условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.
Участники программы.
- 1 Учащиеся.
- 2 Классный руководитель.
- 3 Родители учащихся.
- 4 Учителя - предметники.
- 5 Педагоги дополнительного образования.
- 6 Работники учреждений культуры и спорта.
Организуемая деятельность.
- 1 Диагностическая.
- 2 Познавательная.
- 3 Общественно – полезная.
- 4 Спортивно – оздоровительная.
- 5 Трудовая.
- 6 Культурно – массовая.
Формы воспитательной работы.
- - Интеллектуально – познавательные игры, викторины.
- - Праздники.
- - Спортивные соревнования.
- - КТД
- - Конкурсы.
- - Кружки, секции.
- - Тренинговые занятия.
- - Трудовые десанты.
Организация самоуправления.
- - Смена поручений в течение года.
- - Формирование актива класса.
- - Формирование сменных творческих групп.
Механизм реализации программы.
- Программа реализуется через 3 модуля деятельности. Каждый модуль решает конкретные задачи. 1 модуль реализуются в течение 1 и 2 учебных четвертей соответственно. 2 Модуль на 2 полугодие 2014-2015 уч. года и 1, 2 .3 четверти 2015-2016 уч. года .3 Модуль реализуется в течение 4 четверти 2015-2016 учебного года.
Условия реализации программы:
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и советом школы;
- совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования, со школьным и районным краеведческим музеями, органами внутренних дел, администрацией сельского совета, СДК, сельской библиотекой, органами здравоохранения.
Пути реализации программы:
1. Анкетирование и тестирование среди учащихся
2.Проведение бесед с учащимися. Проведение классных часов (на темы: ПДД, противопожарной безопасности, гражданско-патриотического воспитания, профилактике правонарушений, наркомании, алкоголя, табакокурения, толератности, профилактики экстремизма).
3.Конкурсы рисунков, плакатов
4. Привлечение уч-ся в кружки и секции.
5.Организация дежурства по школе.
6.Организация спортивных мероприятий.
7.Участие в районных соревнованиях.
8. Организация мероприятий по воспитанию патриотизма и гражданственности.
9. Проведение встреч с работниками ОВД, ГИБДД.
10. Привлечение детей в кружки и секции.
11. Индивидуальные беседы с учащимися.
12. Проведение тематических родительских собраний.
Этапы реализации воспитательной системы:
1-й этап - подготовительный (1 четверть 2011/2012 учебного года)
- Аналитико-диагностичекая деятельность.
- Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания.
- Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.
- Определение стратегии и тактики деятельности.
2-й этап – практический (2012 – 2014 гг.)
- Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов и методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
- Моделирование системы ученического самоуправления.
3-й этап – обобщающий (4 четверть 2015/2016 учебного года)
- Обработка данных за 5лет.
- Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
- Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.
На этой ступени должны быть сформированы:
- чувство дружбы, сотрудничества,
- аккуратность, исполнительность, чувство долга и ответственности,
- терпимость мнению, поведению, идеологии другого человека,
- чувство собственного достоинства,
- отзывчивость, гуманизм, активность в общественных делах.
Темы классных часов
и внеклассных мероприятий для учащихся 10-11 классов в соответствии с воспитательной системой
«Школа толерантности».
10 класс
Занятия 1. Упражнение «Кто Я?»
Цель: способствовать развитию абстрактного мышления, активизировать духовные силы ученика для создания идеального представления: кто есть «Я»? что есть жизнь, которая достойна моего «Я»?
Занятие 2. «Дерево жизни».
Цель: дать возможность детям осознать ценность каждой личности, похожесть и индивидуальность каждого, что помогает делать мир содержательнее, ярче, богаче.
Занятие 3 . Вынужденная посадка на планету «Мобиус».
Цель: посредством игры помочь ребятам прийти к общему решению, проявить терпимость, толерантность.
Занятие 4. Что такое толерантность?
Цель: подвести участников к более глубокому пониманию понятия «толерантность».
Занятие 5 –6. Семь направлений обучения толерантности.
Цель: подсказать и продемонстрировать подход, который оправдал себя при обучении толерантности: активный процесс обучения, при котором поведение, навыки и способности реально осуществляются по мере обучения им.
Занятие 7. «Почему в нашей жизни трудно быть толерантным?»
Цель: перейти от анализа причин явления как такового к индивидуальным действиям участникам занятия, направленным для решения этой конкретной проблемы.
Занятие 8. Мои «За» и «Против».
Цель: используя известные афоризмы, помочь учащимся выработать собственное мнение, учить их критически мыслить, уметь высказать и отстоять свою позицию, а также приходить к компромиссу.
Занятие 9. Культурные и спортивные традиции разных стран.
11 класс
Занятие 1. «Разные и другие». Урок о национальных меньшинствах.
Цель: показать учащимся многообразие культур, обычаев и традиций разных народов, населяющих наш регион.
Занятие 2. Мини-опрос «Права человека»
Цель: подвести к существованию проблемы прав человека, показать уровень информированности по данной проблеме.
Ребята приобретают опыт формулирования вопросов по проблеме прав человека, опроса или анкетирования населения, анализа полученных результатов и составления красочных графиков, которые могут стать достоянием всех учеников школы.
Занятие 3. Права человека – это...
Цель: познакомить с развитием проблемы прав человека и развить уважение к правам человека и основным свободам.
Занятие 4. «Родители-дети. Дети-родители».
Цель: помочь детям и родителям посмотреть на вечную проблему «отцов и детей» глазами друг друга, подвести обе стороны к выводу о возможности и необходимости нахождения компромиссов в спорных вопросах.
Занятие 5 - 6. «Инакость».
Цель: осознать одиночество как момент изоляции внутренней жизни человека, как разорванность связей с людьми, помочь осмыслить причины такого разрыва.
Занятие 7-8. Конфликт, пути выхода из конфликта.
Цель: рассмотреть социально-психологический феномен конфликта, наметить возможные пути выхода из конфликтных ситуаций.
Занятие 9. «Если бы я была мальчиком (для девочек)...» и «Если бы я был девочкой (для мальчиков)...»
Цель: помочь осознать специфику предназначения мужчины и женщины в обществе, специфику их восприятия жизни, характера их деятельности, помочь осознать трудность каждой роли, сформировать основу для понимания и сочувствия.
Занятие 10. «Очеловечить человечка» – человек XXI века.
Цель: формирование жизненной позиции, осмысление назначения человека, смысла его бытия.
Литература:
- Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М.: Вита-Пресс, 1997 г.
- Бескоровойная Л.С. Настольная книга классного руководителя 8,9,10,11 классов – Ростов/ и Д: издательство «Деникс», 2002 г.
- Богданова О.С., О.Д. Калинина. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М. «Просвещение», 1985.
- Бобкова Н.Н.. Азбука права. Волгоград. «Учитель», 2005.
- Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание этических бесед с младшими школьниками. И., 1985
- Всеобщая декларация прав человека. 1948 г.
- Декларация прав ребенка. 1959 г.
- Дик Н.Ф.. Начальная школа от А дл Я. Ростов –на-Дону. «Феникс». 2006.
- Журналы: Директор школы. 2002 №4. Внешкольник. 2002. №6, Классный руководитель: 1999 №6, 2003 №3, 2002.№6, 2005 №3.
- Закон РФ «Об образовании». М., 1992.
- Зинченко В. Культура и духовность// Вопросы философии. 1996. №2.
- Каирова И.А., О.С. Богдановой. Азбука нравственного воспитания. М.: «Просвещение».
- Конвенция ООН по правам ребенка, 1990 г.
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова С.Н. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М., 2002
- Коменский Я.М., Локк Д., Руссо Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1988.
- Сухомлинский В.А.. Как воспитать настоящего человека. М. «Педагогика», 1990.
- Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. М., 1997.
- Скоморохова М. Ориентация младших школьников на нравственные ценности// Начальная школа. 1997. №5
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с самим собой и другими: тренинг толерантности. Изд. 2-е. М., 2001
- Степанова Е.Н. Классному руководителю о классном часе. М., 2002.
- Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). М.: Педагогическое общество России. 2006.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.
- Справочник классного руководителя (5-9 классы)/ Под ред. И.С. Артюковой – М. 2005.
- Осипова М.П., С.И. Козлович. Воспитание первый класс. Минск. «Интерпрессервис». 2002.
- Осипова М.П., С.И. Козлович. Воспитание второй класс. Минск. «Интерпрессервис». 2003.
- Максакова В.И.. Организация воспитания младших школьников. М. «Просвещение», 2003.\
- Марченкова В.А. Формирование милосердия у детей// Начальная школа. 2000 №5.
- Шабельник Е..С. Права ребенка. М.: Вита-Пресс, 2002 г.
- Шеншурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. – М: ГИЦ «ВЛАДОС», 1999
- Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М., 2000
- Щуркова Н.Е. Воспитание. Новый взгляд с позиции культуры. М., 1997
- Щуркова Н.Е. Образ жизни, достойный человека, и его формирование у школьника. Смоленск., 1995
- Философский словарь. М., 1997
- Харламов И.Ф.. Нравственное воспитание школьника. М. «Просвещение», 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная программа "Я - толерантная личность для учащихся 7 - 9 класса"
Воспитательная программа разработана на три года. Включает в себя методические рекомендации по работе с обучающимися и примерное помесячное планирование мероприятий (классных часов, психологических тр...
Проект "Модель системы педагогической безопасности воспитательной системы МОУДОД ЦДТ "Созвездие",презентация к проекту.
Вам предлагается практический материал по формированию у педагогического коллектива готовности создания системы педагогической безопасности в образовательном учреждении дополнительного образования дет...
Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»
Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...
мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"
В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...
Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы
Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...