Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы
статья (6 класс) на тему
Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выработку (совместно с взрослыми сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. Поэтому взаимосвязь социализации и воспитания очевидна, так как воспитание представляет собой систему целенаправленных и специально организованных воздействий на мотивационно - ценностную систему личности ребенка, и является одним из главных путей обеспечения должных условий для нормальной социализации детей. Воспитание – главный способ включения детей в образ жизни общества, позволяющий корректировать, обогащать, углублять и делать более осмысленным стихийно складывающийся опыт ребенка.
В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Имея за плечами двадцатилетний опыт работы классным руководителем, я пришла к мнению о том, что взаимоотношение учителя и учеников зависят от личности учителя, классного руководителя в частности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы
Валиуллина Рамзия Хашимовна, учитель высшей квалификационной категории
“Центр образования №178”Советского района города Казани
Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выработку (совместно с взрослыми сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. Поэтому взаимосвязь социализации и воспитания очевидна, так как воспитание представляет собой систему целенаправленных и специально организованных воздействий на мотивационно - ценностную систему личности ребенка, и является одним из главных путей обеспечения должных условий для нормальной социализации детей. Воспитание – главный способ включения детей в образ жизни общества, позволяющий корректировать, обогащать, углублять и делать более осмысленным стихийно складывающийся опыт ребенка.
В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Имея за плечами двадцатилетний опыт работы классным руководителем, я пришла к мнению о том, что взаимоотношение учителя и учеников зависят от личности учителя, классного руководителя в частности.
Приходя в класс, я постоянно задавала себе вопрос: «Как организовать процесс воспитания адекватно возрастным особенностям школьника?» И после многолетних поисков я пришла к выводу, что приемлемой для меня остается Педагогика сотрудничества – субъектами, которой являются: Воспитанники – Классный руководитель – Родители – Педагоги.
Моя задача как классного руководителя помочь раскрыться каждому ребенку, найти самого себя. Поэтому мною была поставлена цель – способствовать формированию личности творческой, обладающей чувством собственного достоинства, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, добротной нравственной основой. А системообразующим компонентом воспитательной деятельности в классе стала идея Позитивного сценария собственного развития ребенка.
Проверить свои силы и возможность продемонстрировать способности самостоятельного организаторского опыта, раскрыться и найти самого себя помогает учащимся детское самоуправление.
Детский орган-совет, выполняет руководящую, организаторскую, воспитательную исполнительную функцию среди школьников. Задача детского самоуправления – быть виртуозным организатором, рычагом идей, замыслов, вести плановую политику во всех областях классной и школьной жизни. Каждый год в классе проводим игру «Выбираем президента» Цель игры – выбрать главу ученического парламента, который возглавит подготовку и реализацию программы работы органов самоуправления учащихся в учебном году. В классе действует многопартийная система. Представители разных партий: «Татарстан», «Молодая Россия», «Росинка» ведут активную пропагандистскую работу.
Выбранный президент формирует правительство – классный совет, который состоит из министерств: науки и образования, культуры, здравоохранения, безопасности и порядка, информации и печати и министерства – «Моя семья». Совет учащихся на сегодняшний день в нашем классе – это передовой, действенный, творческий союз единомышленников, являющийся примером для всех учащихся школы.
В детском коллективе складывается благоприятный психологический климат, атмосфера товарищества, взаимопомощи. У них есть свой устав, герб, гимн. Учащиеся принимают участие в самоуправлении, предоставленным Советом содружества школы, демонстрируя высокую сознательность и заинтересованность делами всей школы.
Воспитательную работу в классе я строю по программе “Дети – будущее России”.
Основные разделы программы:
Голубая планета Земля.
Я, моя семья, мои друзья.
Я – гражданин России.
Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.
Цели и задачи каждого раздела:
Голубая планета Земля. (Экологическое, нравственное)
Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально – нравственного отношения к окружающей среде. Оно помогает найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.
Основная цель раздела: воспитание этического, нравственного и практического отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
Я, моя семья, мои друзья. ( Этическое, семейное, трудовое, правовое)
Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимались его бабушка и дедушка, где они жили, семейные традиции. Он должен осознавать свой статус в семье (“Я надежда и помощник”) и в обществе (“ Я гражданин, я ученик”)
Цель данного раздела: помочь ребёнку осознать свою роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.
Я – гражданин России. (Гражданско-патриотическое, нравственное)
Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщить детей к духовно – нравственным ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с исторической памятью.
Содержание раздела включает: изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями, художниками, с национальным прикладным искусством; разучивание народных игр; ознакомление с историей возникновения православных и праздников.
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу. (Физическое; комплексно-целевая программа “Здоровье”)
Цели: воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека; научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта; формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма; осуществлять антиалкогольное, антиникотиновое и антинаркотическое воспитание.
Содержание раздела помогает понять, как нужно заботиться о своём организме, чтобы не болеть, расти крепким, сильным, что во многом здоровье зависит от самого человека. Познакомить с правилами здорового образа жизни; гигиена тела и жилища, правильное питание, режим труда и отдыха. Научить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении.
Успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей. Была достигнута педагогически целесообразная согласованность целей, задач, стимулов, средств воздействия на учащихся и методов организации деятельности школьников. Многолетние искания, изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили создать воспитательную систему класса.
Основными идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства.
Воспитательная система построена на следующих принципах:
- ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Культура, Отечество, Знания, Труд, Мир, как на основу здорового образа жизни.
- субъективность (содействие классного руководителя развитию способностей ребенка как субъекта собственного поведения, а в итоге и жизни).
- принятие ребенка как данности (то есть признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
Разрабатывая концепцию воспитательной системы, определила, что система воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующий в опыте, в практике заданные цели воспитания.
Своеобразное подтверждение этого тезиса можно найти в позиции Е. Н. Степанова, отстаивающего правомочность употребления понятия "воспитательная система класса". Он определяет ее как «...способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива». Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель.
Цель моей воспитательной системы - формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.
Задачами воспитательной деятельности являются: изучение личности ребенка, принятие его и оказание ему поддержки; изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности; приобщение ребенка к здоровому образу жизни; организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся; воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности; обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе; проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися; взаимодействие с семьей.
В целом реализация воспитательной системы способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии личности. И тогда выполняется одно из самых главных моих правил: «Что бы ни случилось сегодня между учителем и учеником, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением!».
Как обеспечить успешную социализацию школьников? Как прийти к тому, чтобы дети учились не рядом, а вместе? Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и наставником, другом?
Проектная деятельность – это замечательная возможность для формирования у моих учеников готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере культуры. Это позволяет мне развивать в себе новые качества как профессиональные, так и личностные и быть еще более успешным и любимым учителем и воспитателем для моих учеников. И отзывы родителей, отзывы коллег-педагогов - лучшее подтверждение тому.
Конкурентоспособность человека зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и умений. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности. Но как важно научить ребенка проектировать процессы, деятельность, а там – всю свою жизнь! На мой взгляд, основы проектной деятельности учащимся лучше всего осваивать в рамках воспитательного процесса.
Система воспитательной системы класса
Проектная деятельность, как условие для самореализации личности учащихся в
деятельности классного руководителя Валиуллиной Р.Х.
Перечень проектов, реализованных в классе:
- Проект «Новый год своими руками» (самостоятельная разработка сценария праздника, изготовление детьми атрибутов и костюмов, проведение праздника для родителей).
- Проект «Моей мамочке посвящается» (самостоятельный сбор информации об интересных событиях из жизни мамы среди родственников, оформление этого материала, презентация его среди одноклассников, подарок мамам.
- Проект «Градоначальники города Казани» (самостоятельная разработка идеи, поиск информации с использованием Интернет-ресурсов, подготовка иллюстраций, ориентированные на развитие любви к родному городу, разработка сценари).
- Проект «Подари подарок детям!» (разработка детьми сценария развлечения для детей-инвалидов, изготовление подарков для них, концерт для детей-инвалидов в реабилитационном центре).
- Проект «Мы любим родную Казань!» (самостоятельная разработка идеи, поиск информации с использованием Интернет-ресурсов, подготовка иллюстраций, переговоры с администрацией, развивающие занятия с малышами в детском саду, ориентированные на развитие любви к родному городу).
Несколько лет занимаясь проектной деятельностью, отметила для себя, что конкретно моим детям проектирование помогает развивать многие факторы личностной успешности: умение работать с информацией; умение размышлять и делать выводы; умение самостоятельно принимать решения; умение работать в команде.
Команда класса «Космозащитники» под моим руководством, стартовали два года подряд Международном проекте «Юность-Космосу» и заняли 1, 2 место. В игре приняли участие 110 участников из 12 регионов России. Проводился он в форме интеллектуально-творческой командной ролевой мета-игры - турнира «Полет продолжается» 2 в два этапа (заочно и очно), но игрой назывался лишь условно.
Каждый из членов команды (их было по 7 в каждой – по ролевым номинациям «Капитан и специалист по истории космоса», «Бортмеханик и космонавигатор», «Астрофизик», «Космобиолог», «Космоврач», «Космопсихолог», «Специалист по контактам») работал над индивидуальным проектным заданием, состоявшем из 3-4-х проблемных вопросов, кроме этого было 2 довольно сложных командных задания. Например, одно из заданий: написать фантастический рассказ о космическом полете экипажа, придумать девиз, название команды и т.д. Капитаны команд писали эссе «Космонавт – профессия или стиль жизни», составляли кроссворды на тему «Освоение космоса», анализировали нештатные, возникавшие в реальных полетах. Интересные проблемы решали астрофизики, искали доказательства существования таинственной планеты Нибиру и аргументировали возможность путешествия во времени по космическим червоточинам. Перед ролевой позицией «Бортмеханик и космонавигатор» стояли задания; написать реферат о реактивном движении и обосновать старт с поверхности Марса и экватора Земли. Роль космобиолога предполагала демонстрацию знаний об изучении жизни в космосе, начиная с влияния невесомости и космических излучений на живые организмы, кончая поисками обитаемых планет во Вселенной. Параллельно «космоврачам» пришлось проанализировать обширную информацию, касающуюся здоровья членов космических экипажей: проблему питания, самочувствия космонавтов, влияния невесомости на здоровье. В номинации «Космопсихолог» лучшей была признана работа Иванова Евгения: конкурсную комиссию впечатлило изучение латеральных профилей и общей стрессоустойчивости экипажа. В номинации «Специалист по контактам» участники демонстрировали способности к криптографии и презентации информации, обосновавшего криптографические принципы и применившего для расшифровки афоризмов и пословиц компьютерные программы.
Во внеурочное время веду классный театральный кружок «Сәләт». Театр дает большую возможность развития навыков коллективной работы, когда каждый зависит от всех, а все – от него. Театр развивает творческую смелость детей, их веру в свои силы. Театр на занятиях - это упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом учащихся. Вот что дают уроку театральные методы, или, как их называют, методы театральной педагогики. Мы много говорили о гармоничном воспитании школьников, так вот театр – это лучшее поле для него. Ребенок учится тренировать свое поведение, учится главному, чего всегда не хватает - общению! Внимательно, добро, заботливо видеть в каждом интересного человека, друга, товарища. Участвовали в районном, городском, республиканском, всероссийском конкурсе театральных коллективов (1, 2,3 место), в благотворительном концерте в рамках Недели добра для воспитанников Реабилитационного центра для детей и подростков ограниченными возможностями МТЗ и СЗРТ в городском округе «город Казань» и награждены дипломом, благотворительном письмом.
Я думаю, что усилия по реализации преемственности в развитии творческих способностей детей на основе средств театрального искусства будут иметь большую перспективу.
Считаю, что моя система воспитательной работы должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации. Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача - быть им другом, раскрыть их души.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/03/picture-375634-1388775874.jpg)
презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"
Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-333595-1383556807.jpg)
Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...
«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»
Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/11/picture-246422-1652290575.jpg)
Воспитательная система класса "Школа толерантности"
Воспитательная система класса предназначена для реализации в 5-9 классах...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-560786-1420915419.jpg)
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/07/picture-538120-1581102454.jpg)
Урок №83 Строение и состав Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. (объединенные темы) 9б класс ( гуманитарный профиль)
В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан план занятий на платформе РЭШ по заклчительной теме "Элементы астрономии"...