Воспитательная программа "Я - толерантная личность для учащихся 7 - 9 класса"
рабочая программа по теме

Ковалева Светлана Петровна

Воспитательная программа разработана на три года. Включает в себя методические рекомендации по работе с обучающимися и примерное помесячное планирование мероприятий (классных часов, психологических тренингов и др.) на три года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г. Братска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Я – ТОЛЕРАНТНАЯ  ЛИЧНОСТЬ»

для учащихся 7 - 9 класса

 

                                                           Разработала: Ковалева С.П.,

                                                            учитель I квалификационной

                             категории.

2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский

Данная воспитательная программа разработана на основе Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма» и авторских воспитательных программ: Погодина А.А. «Формирование толерантности у подростков в рамках классного руководства»; Уразмановой Ф.Н., Ишпахтиной Т.Г.  «Я – толерантная личность».

Программа предназначена для обучающихся 7 – 9 класса.

По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма». Проблема формирования толерантности актуальна для современной России. Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма и нетерпимости обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты, и возникла насущная потребность научиться находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

Понятие «толерантности» хотя и отождествляется многими исследователями с понятием «терпение», имеет более яркую активную направленность. В нашем понимании толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание  выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Психологическая готовность понимается как осознанная направленность на выполнение образцов.

На сегодняшний день система образования и школа в частности, одна из структур призванных и способных сформировать данные качества. Соответственно, важнейшая задача школы содействовать воспитанию социально активной творческой личности с опорой на духовные, национальные истоки культуры нашего региона;  формировать у учащихся толерантность, уважение к своим правам и правам других людей, учить детей и подростков отстаивать свои права, добиваться высокого уровня правовой культуры.

При составлении настоящей программы автор исходил из следующих положений: 

-  Участники воспитательной программы ученики 7 – 9 класса. Данный возрастной этап характеризуется интериоризацей (познанием себя) и социализацией (активным вхождением в общество), поэтому в содержание программы включены проблемы, затрагивающие вопросы понимания, принятия и осмысления себя.

–   Ведущей деятельностью в данном возрасте является общение со сверстниками, в котором на первый план выходит такая характеристика как «коммуникативная привлекательность». Данная характеристика отражается в понятии « коммуникативная компетентность» (высоко развитые умения и навыки общения). Следовательно, в содержании программы весомое место занимают проблемы коммуникации.

–   Подростки увлекаемы и часто меняют интересы, пытаются осмыслить многие объекты, готовы к размышлению на разные темы (хотя часто им не хватает социального опыта). Это нашло отражение в многообразии тем, изучаемых проблем и в разнообразии форм воспитательной работы.

–   Подросток, особенно старший, сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы должны привлекаться психологи, социологи и просто интересные люди.

–   Подросток стремится отгородить себя от семьи, не всегда доволен сложившейся в семье системой взаимоотношений. Для преодоления этой проблемы необходимо участие всей семьи в организации и в проведении ряда предлагаемых программой формах воспитательной работы.

Актуальность программы: средний школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Исходя из этих положений, можно выделить главную цель данной программы – создание воспитательной среды, способствующей формированию высоконравственной толерантной личности.

Задачи программы: 

1.  сформировать у учащихся представление о толерантности;
       
2.       развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
       
3.       воспитывать терпимость к чужому мнению;

4.   создавать условия для возможности живого общения, формирования коммуникативных связей в общеобразовательном учреждении, в семье, в социуме;

5.    создавать условия для формирования системы нравственных ценностей на основе этнокультурных традиций всех участников образовательного процесса;

6.   содействовать этнокультурному семейному воспитанию, восстановлению этнокультурных традиций семьи.

Принципы реализации программы:

Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.

Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.

Принцип природосообразности – построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.

Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.

Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности.

Программа осуществляется:

  1. через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование);
  2. через систему КТД и традиционных дел ОУ;
  3. в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
  4. в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);
  5. через систему взаимодействия, сотрудничества и непосредственного включения в работу родителей.

Методы работы:

  1. научно-исследовательский;
  2. метод проектов;
  3. коммуникативная методика;
  4. личностно-ориентированный метод;
  5. метод креативного мышления;
  6. репродуктивный метод;
  7. метод критического мышления;
  8. метод воспитывающих ситуаций. 

Формы работы:

  1. классный час (беседа, обсуждение, консультации, презентации),
  2. игровые и коммуникативные тренинги,
  3. внеклассные мероприятия (игровые и конкурсные программы, викторины, выставки, встречи с интересными людьми),
  4. КТД.

Ожидаемый результат:

Эталонный портрет толерантного выпускника средней школы

  1. подросток, хорошо знающий себя, обладающий навыками самопознания, самоконтроля, самореализации;
  2. подросток, хорошо понимающий других, обладающий определенным уровнем нравственной культуры: добрый, отзывчивый, терпимый, уважающий и понимающий людей, готовый прийти на помощь;
  3. подросток, владеющий коммуникативными навыками;
  4. подросток, успешно взаимодействующий в коллективе;
  5. подросток, противостоящий нетолерантным отношениям;

Эталонный портрет толерантного класса:

  1. коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, понимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;
  2. коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учителя, дети и их родители.

Основные направления работы:

Основные мероприятия:

 

7 класс.

Классные часы

Тема

Содержание

Направление

Участники

1.

«Я родом из…»

Формирование у подростков чувства гордости за то географическое место, в котором он родился, развитие индивидуальности, самооценки каждого человека, наделенного своим неповторимым субъективным опытом, формирование достойного отношения к субъективному опыту другого.

 Моя малая Родина и ее место в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

2.

«Легко ли быть не таким»

Формирование представлений о различиях (психических, физиологических, возрастных, социальных, культурных, национальных), которые отличают людей друг от друга; представлений о тех сложностях во взаимоотношениях с другими которые испытывают некоторые люди (инвалиды, беженцы и т. д.), осознание причин, по которым подобные ситуации складываются.

 Моя малая Родина и ее место в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль, психолог,

соц. педагог

3.

«Терпимое отношение к людям»

Ориентация на принятие позиции людей, отличающихся от самого подростка по каким-либо качествам; расширение знаний о терпимости, как ведущей характеристике взаимоотношений людей.

 Человек

в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

4.

«Велика святорусская земля, а везде солнышко»

Осознание учащимися могущественности и величественности России, принятие себя и своих сверстников как представителей и активных граждан российского государства, формирование уважительного отношения к своему отечеству.

 Феномен России

Учащиеся,

кл. рук-ль,

библиотекарь

5.

«Болото стереотипов»

Осознание влияния социальных стереотипов на процесс взаимоотношений, развитие социального адекватного восприятия представителей иных культур, показать ощущения человека, являющегося объектом стереотипов, формирование представлений  о многообразии мировых культур и о их единстве.

Человек

в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

6.

«Жизнь дана на добрые дела»

Ориентация подростков на миротворческие, созидающие отношения с окружающими, определение каждым тех основ поведения, которыми он руководствуется в жизни.

Человек

в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

7.

«Я сам»

Определение самобытности каждого подростка через раскрытие его увлечений.

  Познай и прими себя

Учащиеся,

кл. рук-ль

8.

«И на солнце есть пятна»

Развитие способности адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей; преодоление трудностей, мешающих принимать себя как личность; осознание, что не существует абсолютно идеальных во всем людей, но все заслуживают внимания и уважения; деление толерантной и антолерантной личности.

Познай и прими себя

Учащиеся,

кл. рук-ль

9.

 «Слово о моем роде»

 

Формирование образа себя как представителя рода толерантного отношения к себе и своему роду, восприятие своих родовых традиций, обычаев и особенностей как отличных от других; формирования объективных знаний и семье своих одноклассников.

 Я и моя семья

Учащиеся,

кл. рук-ль,

родители

10.

«Домашний очаг»

Формирование представлений о значении для человека «домашнего очага», готовности придти на помощь  своим близким, представлении о «составляющих домашнего очага» (чуткости, внимания, доброжелательности, личной ответственности за своих близких).

 Я и моя семья

Учащиеся,

кл. рук-ль,

родители

 

Игровые тренинги

Тема

Содержание

Направление

Участники

1.

«Это я!»»

Самоидентификация личности подростком, формирование осознанного образа собственного «Я».

 Познай и прими себя

Учащиеся,

кл. рук-ль

2.

«Мой мир»

Формирование понимания и осознанного отношения к своему внутреннему миру.

Учащиеся,

кл. рук-ль

3.

«Самый, самый, самый»

Сознательная и личностная самоидентификация подростка в коллективе сверстников.

 Познай и прими себя

Учащиеся,

кл. рук-ль

 

Коммуникативные тренинги

Тема

Содержание

Направление

Участники

1.

«Мое эхо»

Самосознание своего мира и развитие умения терпимо воспринимать информацию о себе от других людей формулирование адекватной самооценки.

 Познай и прими себя

Учащиеся,

кл. рук-ль

2.

«Этика семейного общения»

Формирование первоначальных представлений об этике семейного общения, осознание понятий: такт, активное слушание другого, открытость, принятие таким как есть; фиксирование у родителей возможностей понимания своих детей.

 Я и моя семья

Учащиеся,

кл. рук-ль,

родители

3.

«Мощь народа в его языке»

Развитие культуры речи и осознанного уважительного отношения к чистой народной речи, формирование принятия себя и другого как представителя определенного народа.

 Моя малая Родина и ее место в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

4.

«Атмосфера доверия или Доброжелательность людей»

Развитие доверительного отношения в коллективе, способности устанавливать доброжелательную комфортную атмосферу в процессе взаимодействия с людьми, отличающимися от самого подростка.

 Моя малая Родина и ее место в мире

Учащиеся,

 кл. рук-ль

 

Внеклассные мероприятия

Тема

Содержание

Направление

Участники

1.

«Семейный десант»

Ориентация на согласованность мнений, позиций, на цивилизованные способы взаимодействия членов семьи в процессе выполнения игровых заданий.

 Я и моя семья

Учащиеся,

кл. рук-ль,

родители

2.

«Ключ к пониманию»

Ориентация на поиск общих и цивилизованных путей решения сложных игровых  ситуаций, требующих демонстрацию базовых навыков толерантного взаимодействия.

 Моя малая Родина и ее место в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль,

педагог – организатор

3.

«Родной край»

Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного наследника культуры, родного края, своей Малой Родины.

 Моя малая Родина и ее место в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

                                    

  КТД

Тема

Содержание

Направление

Участники

1.

«Творческие мастерские»

Определение и развитие подростками своего творческого потенциала, своих способностей и возможностей, особенных личностных черт; а также способностей толерантного взаимодействия в процессе совместного творчества.

 Познай и прими себя

Учащиеся,

кл. рук-ль

2.

«Вот эта улица, вот этот дом»

Ра Развитие навыков толерантного взаимодействия в процессе коллективного поиска и воплощения творческих идей, а также расширение знаний о «собственном ареале проживания» (происходит творческое представление одного из интереснейших домов своей улицы).

  Моя малая Родина и ее место в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

 

Аналитико – диагностическая деятельность

Тема

Содержание

Направление

Участники

1.

Методика Р.В. Овчаровой

Выявление коммуникативных склонностей учащихся.

 Познай и прими себя

Учащиеся, психолог

2.

Тест «Терпимый ли вы человек?»

Выявление приблизительного уровня терпимости.

 Человек

в мире

Учащиеся, психолог

3.

Диагностическая беседа «Чему я могу научиться у людей разных национальностей»

Человек

в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

4.

Социометрия

Определение состояния эмоционально-психологических отношений в коллективе.

Познай и прими себя

Учащиеся, психолог

8 класс.

                                  

Классные часы

Тема

Содержание

Направление

Участники

1.

«Всегда ли я хороший»

Формирование адекватной самооценки, самокритичности, создания условий для самоанализа подростками своего отношения к окружающим.

 Познай и прими себя

Учащиеся,

кл. рук-ль

2.

«Уважение + терпение = семейное самочувствие»

Формирование представлений о семейном самочувствии и его составляющих, ориентации на семейное согласие, развитие навыков саморегуляции в складывающихся напряженных ситуациях семейного общения, формирование навыков компромиссного поведения.

 Я и моя семья

Учащиеся,

кл. рук-ль,

родители

3.

«Эхо старины»

Формирование позитивного отношения к истории собственной семьи и истории семей своих сверстников, организация взаимодействия «старших» и «младших поколений» по вопросам традиций семейного воспитания, отдельных событий жизни предков, интересных событий, происходящих с семьей и т. Д.

 Я и моя семья

Учащиеся,

кл. рук-ль,

родители

4.

«История моей улицы»

Формирование уважения к своему месту жительства, расширения познавательной сферы, развитие навыков толерантного восприятия информации, преподносимой другими.

 Моя малая Родина и ее место в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль,

библиотекарь

5.

«Гармония жизни»

Формирование представлений о понятии «Гармония»; о том, что в каждом человеке «живет» что-то прекрасное, нужно только это разглядеть. Ориентация на формирование гармоничных отношений с миром, главными ценностями, которыми являются терпимость, достоинство, уважение чужой жизни, доверие друг другу.

 Моя малая Родина и ее место в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

6.

«Игровая копилка семьи»

Осознание и принятие опыта своего семейного воспитания и опыта других семей, осознание того, что каждый человек созидает, перенимает и передает опыт.

  Я и моя семья

Учащиеся,

кл. рук-ль

7.

«Великие сыны России»

Формирование представления об обеспечении могущественности и величественности России сынами отечества – представителями разных национальных групп, осознание понятия межнациональная толерантность.

 Феномен России

Учащиеся,

кл. рук-ль

8.

«Человек побеждает сидя»

Осознание значимости обдуманных поступков и решений, демонстрация ситуаций в истории, когда импульсивность и непродуманность становились причиной войн, исторических конфликтов, отказ от доминирования, причинение вреда и насилия, осознание понятия «социальная активность»

 Человек

в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

9.

«Право жизни»

Осознание подростками самого главного права человека – права на жизнь и не допуская нарушения данного права; ознакомление с Всеобщей Декларацией прав человека, осознание причин нарушения прав человека и человеческого достоинства.

 Человек

в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль,

соц. педагог

 

Игровые тренинги

Тема

Содержание

Направление

Участники

1.

«Гармония с собой».

Развитие навыка самоанализа, саморегуляции, укрепление процесса принятия собственной личности.

 Познай и прими себя

Учащиеся,

кл. рук-ль

2.

«Перекресток души»

Формирование позитивной самооценки, толерантности к проходящим изменениям в собственном внутреннем мире, осознание учащимися мысли о том, что человек часто находится в ситуации нравственного выбора и этот выбор зависит от того, какие силы в человеке возьмут верх(добрые или злые).

 Человек

в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

3.

«Классная компания»

Осознание и самопринятие себя как члена творческого и самобытного коллектива.

 Познай и прими себя

Учащиеся,

кл. рук-ль

4.

«Грани сходства»

Ориентация подростков на поиск «Фактора объединения» людей, демонстрация тех качеств, которые объединяют подростков данного коллектива между собой.

 Человек

в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

 

Коммуникативные тренинги

Тема

Содержание

Направление

Участники

1.

«Диалог с самим собой»»

Формирование умений самоанализа, способствующего самопринятию личности.

 Познай и прими себя

Учащиеся,

кл. рук-ль

2.

«Комплимент»»

Формирование толерантного отношения к себе и другим, а также к позитивной оценке подростка сверстниками.

 Познай и прими себя

Учащиеся,

кл. рук-ль

3.

«Диалог в семье»»

Развитие умений и навыков ведения диалога в семье, цивилизованных способов убеждения, осознания понятий: право, обязанности, сотрудничество, согласованность, атмосфера семейная и др.

 Я и моя семья

Учащиеся,

кл. рук-ль,

родители

4.

«Шаг навстречу»

Формирование таких ведущих качеств толерантного общения, как аутичность, открытость, а также ориентация на согласованность мнений, позиций, несмотря на естественные социальные, культурные национальные различия.

 Моя малая Родина и ее место в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль,

психолог

5.

«Эмпатия – основа благоприятного общения»

Осознание понятия эмпатии, критериев этого качества и его значения в межличностных отношениях, развитие готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, пониманию другого человека.

 Феномен России

Учащиеся,

кл. рук-ль

 

Внеклассные мероприятия

Тема

Содержание

Направление

Участники

1.

«Параллели»

Формирование умения осуществлять поиск «фактора объединения» между взрослыми и подростками в процессе выполнения игровых заданий, формирования чувства взаимоподдержки поколений.

 Я и моя семья

Учащиеся,

кл. рук-ль,

родители

2.

«Пойми меня»

Развитие внимания к окружающим в совместной деятельности, осознание своих способностей понимать другого и значимости данного процесса для построения цивилизованного взаимодействия.

 Моя малая Родина и ее место в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль,

педагог – организатор

3.

«Культура отношений»

Актуализировать знания подростков о культуре человеческих отношений, о принципах и ведущих качествах межнациональной толерантности.

 Феномен России

Учащиеся,

кл. рук-ль

                                    

  КТД

Тема

Содержание

Направление

Участники

1.

«Фольклорный калейдоскоп»

Восприятие другой нации как «иной» культуры, но имеющей общие черты (то и другое проявляется в процессе накопления и передачи фольклорного наследия).

 Феномен России

Учащиеся,

кл. рук-ль

2.

«Семья»

     Формирование готовности и способности к семейному сотрудничеству в процессе создания общего творческого проекта (проект «Толерантность в семье»), формирование толерантного отношения к семьям своих сверстников.

 Я и моя семья

Учащиеся,

кл. рук-ль,

родители

 

Аналитико – диагностическая деятельность

Тема

Содержание

Направление

Участники

1.

Тест П. Торранса.

Способность к оригинальному мышлению.

 Познай и прими себя

Учащиеся, психолог

2.

Исследование уровня эмпатийных тенденций

Исследование умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

 Человек

в мире

Учащиеся, психолог

3.

Анкета «Традиции этнокультуры в семье»

 Я и моя семья

Учащиеся,

кл. рук-ль

4.

Тест для родителей

«Конструктивное взаимодействие с ребенком»

 Я и моя семья

Психолог,

родители

5.

Методика А.Н. Лутошкина

Определение степени удовлетворенности учащихся своим коллективом.

 Человек

в мире

Учащиеся, психолог

9 класс.

                                  

Классные часы

Тема

Содержание

Направление

Участники

1.

«Учись властвовать собой»

Развитие навыков самовоспитания, готовности к самосовершенствованию; формирование толерантности к себе.

 Познай и прими себя

Учащиеся,

кл. рук-ль

2.

«Почитать родителей – первейший закон природы»

Формирование осознанного уважительного отношения к родителям, развитие навыков конструктивного общения с родителями.

 Я и моя семья

Учащиеся,

кл. рук-ль,

родители

3.

«Все мы отсюда»

Ориентация на поиск «фактора объединения» (все люди несмотря на различия, соседи на планете Земля), формирования таких качеств, как внимательность и взаимоподдержка.

 Моя малая Родина и ее место в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

4.

«Традиции и обычаи моего народа»

Формирование позитивных установок восприятия социального опыта народов, чьими представителями являются учащиеся класса, принятия национальной позиции другого как данности.

  Моя малая Родина и ее место в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

5.

«Где не тронешь Россию всюду рана»

Актуализация знаний учащихся о негативных событиях, происходящих в современной России (войны, распри, террористические акты); обсуждение причин приводящих к этим событиям и путей решения подобных проблем.

 Феномен России

Учащиеся,

кл. рук-ль,

библиотекарь

6.

«Менталитет – зеркало нации»

Выделения понятия менталитета (относительно целостная совокупность мысли, верования, создающих картину мира) и его положительных и отрицательных влияний на процесс национального взаимодействия, национальную согласованность.

 Феномен России

Учащиеся,

кл. рук-ль

7.

«Проблемы национального взаимодействия»

Осознание возможных перспектив развития общества, этноцентрическая перспектива  или конкордационная. Влияние данных характеристик на процесс национального взаимодействия. Условия успешного национального взаимодействия.

 Феномен России

Учащиеся,

кл. рук-ль

8.

«Человек – созидающий или человек – разрушающий»

Введение понятия «Культура мира», о деятельности великих миротворцев (например, Маххатами Ганди, Мартин Лютер Кинг, Николай Рерих, мать Тереза и др.), демонстрация масштабов разрушающей силы непонимания и нетерпимости между культурами, народами и отдельными людьми, осознание себя как творца и члена человеческого общества.

 Человек

в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

9.

«Роза мира»

Осознание идеи культуры мира, обсуждение теорий и концепций исследователей, вложивших усилия в достижение идей вечного мира.

Человек

в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

Игровые тренинги

Тема

Содержание

Направление

Участники

1.

«Возведем мосты, разрушим стены»»

Формирование ответственности каждого подростка за соблюдение прав другого человека, определить способы выхода из глобальных конфликтов.

Человек

в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль,

соц. педагог

2.

«Разноцветный мир»

Отработка навыков практической межнациональной толерантности.

Феномен России

Учащиеся,

кл. рук-ль

3.

«Рука в руке»

Развитие внутригруппового доверия и сплоченности коллектива, обогащения опыта, проживание психологических состояний надежности, понимания и поддержки других людей в сложных ситуациях игрового действия, ориентация на принятие и помощь каждому человеку, независимо от цвета кожи, социального положения и т. д.

Феномен России

Учащиеся,

кл. рук-ль

 

Коммуникативные тренинги

Тема

Содержание

Направление

Участники

1.

«Кодекс семьи»

Обсуждение совместно с родителями семейных заповедей, осознание каждым личностной значимости толерантного взаимодействия в семье.

 Я и моя семья

Учащиеся,

кл. рук-ль,

родители

2.

«Основы бесконфликтного общения»

Осознание определения конфликта, его воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе; осознание и обработка основных способов поведения в конфликтных ситуациях; формирование установки на бесконфликтную (компромиссную) стратегию поведения в любой народной культуре мира.

 Моя малая Родина и ее место в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

3.

«Моя твоя не понимает, или премудрости общения»

Анализ типичных причин возникновения «тупиковых» ситуаций непонимания в общении представителей разных национальных групп, а также демонстрация способов избежания и преодоления подобных проблем.

Феномен России

Учащиеся,

кл. рук-ль

4.

Интернет-телекоммуникация «Диалог культур»

Развитие навыков позитивного взаимодействия, расширение коммуникативныхсвязей подростка с другими подростками с помощью телекоммуникации.

Человек

в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

 

Внеклассные мероприятия

Тема

Содержание

Направление

Участники

1.

«Имею право»

Актуализация знаний учащихся о правах и проблемах взаимоотношениях, нарушающих эти права, обобщение полученного опыта о толерантности, обмен чувствами и впечатлениями.

Человек

в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль,

соц. педагог

2.

«Всегда все вместе»

Актуализация умений и навыков согласованных действий, ориентация на конструктивное взаимодействие с людьми разных народных культур.

 Моя малая Родина и ее место в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

3.

Викторина по «Домострою»

Ознакомление с эпическим потенциалом произведения педагогической мысли древней Руси, осознание истоков основы этики семейного общения.

 Я и моя семья

Учащиеся,

кл. рук-ль,

родители

                                    

  КТД

Тема

Содержание

Направление

Участники

1.

«Вместе стар и млад так и в семье лад»

Создание коллективной творческой деятельности для проявления и развития толерантного взаимодействия взрослых и подростков, для установления партнерства и сотрудничества между ними.

 Я и моя семья

Учащиеся,

кл. рук-ль,

родители

2.

«Мир вашему дому»

Формирование в процессе совместной творческой деятельности ненасильственного отношения и поведения к представителям разных народных культур.

  Моя малая Родина и ее место в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

3.

«Путь к согласию»

Развитие навыков межличностного взаимодействия, осознание необходимости знаний правил, традиций, норм для установления позитивных взаимоотношений с представителями иной культуры,.

Феномен России

Учащиеся,

кл. рук-ль

4.

Ток-шоу «Смысл жизни»

     Дискуссия подростков, родителей учителей и проблемах философии жизни (цель жизни, предназначение, судьба, человеческое общество и т. д.), развитие критического мышления и самостоятельности, социальной ответственности и активности, формирование толерантного отношения к жизненным трудностям, установление границ толерантности и данного типа.

Человек

в мире

      Учащиеся,

кл. рук-ль,

родители,

педагоги

 

Аналитико – диагностическая деятельность

Тема

Содержание

Направление

Участники

1.

Методика К.Леонгарда-Шмишека

Определение личностных характеристик.

 Познай и прими себя

Учащиеся, психолог

2.

Диагностическая беседа «Понимать и договариваться».

Человек

в мире

Учащиеся,

кл. рук-ль

3.

Анкета «Толерантность – путь к культуре мира»

Человек

в мире

Учащиеся,

 кл. рук-ль

4.

Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)

Определение уровня коммуникативной толерантности.

 Познай и прими себя

Учащиеся, психолог

Список литературы:

  1. Конвенция о правах ребёнка.
  2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
  3. Приоритетный национальный проект «Образование».
  4. Федеральная программа развития образования.
  5. Национальная доктрина образования в РФ.
  6. Конституция Российской Федерации.
  7. Об образовании. Федеральный закон от 10.07.1992 N 3266-1 (в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (с изменениями на 23 декабря 2003 года).
  8. Письмо КО от 07.03.2007 № 04-828/00 «Методические рекомендации для руководителей ОУ   и  классных руководителей  по проведению  родительских собраний по теме «Формирование у  учащихся основ  толерантного сознания и поведения, представлений о толерантной  городской среде, воспитание школьников в духе  культуры мира и согласия».
  9. Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19 города Братска Иркутской области».
  10. Программа развития МОУ «СОШ № 19» 2004-2009гг.
  11. Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007.
  12. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007.
  13. Степанов Е.Н., Лузина Л.М.  Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: Сфера, 2005.
  14.  Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М, 2000.

П А С П О Р Т

Программы «Я – толерантная личность»  

Наименование Программы

Программа « Я – толерантная личность»

Дата принятия решения о разработке Программы

Решение Педагогического совета, протокол №     от       года.

Основной разработчик Программы

Учитель первой квалификационной категории Ковалева Светлана Петровна

Цели и задачи Программы

Цель: Создание воспитательной среды, способствующей формированию высоконравственной толерантной личности.

Задачи: • сформировать у учащихся представление о толерантности;
• развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
• воспитывать терпимость к чужому мнению;

•создавать условия для возможности живого общения, формирования коммуникативных связей в общеобразовательном учреждении, в семье, в социуме;

• создавать условия для формирования системы нравственных ценностей на основе этнокультурных традиций всех участников образовательного процесса;

•содействовать этнокультурному семейному воспитанию, восстановлению этнокультурных традиций семьи

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации программы:

 сентябрь 2011год – май  2014год

Возрастной диапазон освоения программы

7 – 9 класс        

Ожидаемые конечные результаты реализации

Воспитание выпускников, способных осмыслить свое самоопределение в мире и принимать обоснованные решения, руководствуясь принципом толерантности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа по профориентации 9-11 классы

Предлагаю Вашему вниманию воспитательную программу под названием "Моё будущее зависит от меня (учёба + работа = успешная карьера)". Для составления данной программы использовала опыт многих моих колле...

Воспитательная программа с 5 по 11 класс

Воспитательная программа "Лестница успеха"...

Воспитательная программа «От личности к коллективу»

Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируются благодаря взаимному влиянию. Человек много черпает в   коллективе, но и коллектива нет, если нет бо...

Воспитательная программа "Становление личности" составлена для воспитательной работы в ТО "Умелые ручки"

Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему статьЧеловеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осо...

Воспитательная программа "Я - личность"

Воспитание - это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Являясь составной частью влияний социа...

Воспитательная программа "Здоровая личность"

Программа воспитательной системы "Здоровая личность"  разработана для учащихся 5 - 9 классов.  Основной целью данной программы  является обеспечение планируемых результатов по...

Воспитательная программа "Развитие личности в классном коллективе"

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личност...