Проект "Модель системы педагогической безопасности воспитательной системы МОУДОД ЦДТ "Созвездие",презентация к проекту.
учебно-методическое пособие по теме

Журбина Тамара Алексеевна

Вам предлагается практический материал по формированию у педагогического коллектива готовности создания системы педагогической безопасности в образовательном учреждении дополнительного образования детей. В данной работе вы познакомитесь с общетеоретическими основами педагогической безопасности, с вопросами воздействия опасностей педагогического характера на воспитательную и образовательную систему. В работе раскрыта сущность и необходимость создания системы педагогической безопасности в образовательном учреждении.

Материал может быть использован для подготовки и проведения педсовета. Рекомендуется педагогам  образовательных учреждений и для широкого круга читателей.

Теоретическая работа сопровождается презентацией.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Министерство образования Московской области

 

Государственное образовательное учреждение  дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

                                      Московской области                      

              ГОУ  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

                     

Кафедра комплексной безопасности

ПРОЕКТ

на тему  «Модель системы педагогической безопасности

воспитательной системы муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей центра детского творчества

«Созвездие»»

по курсу

«Педагогическая безопасность воспитательной системы

образовательного учреждения»

                                 Выполнила:

                         слушательница ЖУРБИНА ТАМАРА АЛЕКСЕЕВНА

                                заместитель директора по учебно-воспитательной работе

                                муниципального образовательного учреждения дополни-

                             тельного образования детей центр детского творчества

                  «Созвездие»

                     городского округа Власиха Московской области

                                                         Научный руководитель:

                                                                    к.пед.н., доцент Чесноков  Н.А.

        Москва  2011        

СОДЕРЖАНИЕ

 1.Введение ………………………………………………………………………….3

 2.Цель проекта ……………………………………………………………………..4

 3.Задачи проекта ……………………………………………………………………4

 4. Проблема  педагогической  безопасности  

     образовательного  учреждения ………………………………………………..5

 5.Мероприятия по реализации проекта ………………………………………….14

 6.Критерии решения поставленных задач ……………………………………..15

 7.Основные способы реализации проекта ……………………………………..17

  8.Риски при разработке и реализации проекта ……………………………….21

  9.Кадровое обеспечение проекта ………………………………………………25

  10.Результаты проекта ………………………………………………………….26

  11. Используемая литература…………………………………………………..28

 

  1. Введение

В 1992 году во исполнение Закона РФ «Об образовании» Министерство, территориальные органы управления образованием приступили к созданию системы дополнительного образования детей на базе сети внешкольных учреждений, на основе кадрового и программно-методического потенциала, традиций и опыта внешкольного воспитания.

Создание системы дополнительного образования детей является составной частью реформы образования в России. Сегодня речь идёт о дополнительном образовании в едином культурно-образовательном пространстве. Надо понять, что дополнительное образование пронзает все ступени образования и воспитания личности, сшивает их и, в этом смысле выполняет функцию непрерывности образования.

Социально-экономические преобразования в России за последнее время привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и, в первую очередь, системы образования. Анализируя задачи модернизации образования в России, можно сказать, что его качество будет зависеть от возможностей общества предоставить ребёнку спектр образовательных услуг. При этом качество услуг будет определяться вкладом каждого образовательного учреждения, входящего в систему общего образования муниципального органа или региона. В решении проблемы расширения образовательных услуг особое место может занять дополнительное образование детей. Важной особенностью дополнительного образования является его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное»,а значит и более эффективное воспитание. Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного «поля» школы,  т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

        В условиях модернизации Российского образования базовым условием и       результатом достижения качества образования становится обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса. Традиционно эта проблема рассматривалась с позиции опасностей и рисков для физического, психического и психологического здоровья обучающихся и преподавателей. Однако проблема безопасности образовательной среды намного шире. Она имеет не только медико-психологический, но и  социокультурный  аспект, и выходит за рамки потребностей личности в личной безопасности. Можно выделить опасности и риски учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании детей социокультурного  характера, связанные с нереализацией социальных  интересов обучающихся, педагогов дополнительного образования , государства (низкий уровень воспитанности, общекультурной и профессиональной подготовки будущих педагогов дополнительного образования, отсутствие государственного стандарта и ожиданий общества,  неучет потребностей рынка труда, запросов работодателей и др.).

  1. Цель проекта:

   формирование у педагогического коллектива образовательного учреждения  дополнительного  образования детей готовности создания системы педагогической безопасности в МОУДОД центр детского творчества «Созвездие».

3.Задачи проекта:

  • познакомить педагогический коллектив МОУДОД ЦДТ «Созвездие» с общетеоретическими основами педагогической безопасности;
  • показать воздействие опасностей педагогического характера на воспитательную систему образовательного учреждения;
  • раскрыть сущность и необходимость  создания системы педагогической безопасности в образовательном учреждении.

4.Проблема  педагогической  безопасности

 образовательного  учреждения

В педагогической науке изучаются и в практике воспитания осуществляются различные составляющие педагогического процесса: умственное, физическое, эстетическое и т.д. воспитание. К таким элементам педагогического процесса относится воспитание культуры безопасности.
Сформулируем признаки воспитания культуры безопасности:
-процесс специально организованного творческого межличностного общения воспитанников с педагогом, являющимся носителем культуры безопасности;
-воспроизведение в деятельности и  личности обучающихся культуры безопасности, развитие творческих сил и способностей обучающихся к профилактике рисков, предупреждению и уменьшению вреда (причиняемого вредными и опасными факторами жизнедеятельности) им лично, ущерба другим людям и обществу в целом;
-создание  благоприятных условий освоения знаний, умений и навыков, обычаев, норм, ценностей, смыслов, совершенствования мировоззренческой, интеллектуальной, нравственной и психологической готовности воспитанников к безопасной жизнедеятельности;
-освоение  воспитанниками материальных и духовных ценностей культуры безопасности в процессе взаимодействия со структурными компонентами культуры как духовной деятельности: мифологией, религией, идеологией, художественной культурой, наукой, спортом – представленными в знаковой, вещной, личностной формах, а также в деятельности людей;
-деятельность по включению воспитанников в жизнь, способствующая формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.

Воспитание  культуры безопасности включает в качестве составных частей следующие аспекты: общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности  (осмысление общих  проблем риска, безопасности, опасности и т.д.), формирование  предметных  умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости,  решительности, готовности к разумному риску и т.д.), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д. как основы безопасности человека и общества). Таким образом, в составе воспитания культуры безопасности присутствуют составляющие: формирование предметных действий предстоящей деятельности (как условие подготовки к этой деятельности в условиях риска) и специальная подготовка к безопасности жизнедеятельности. Соответственно воспитание культуры безопасности как составная часть воспитания рассматривается в широком и узком аспектах.
В широком  аспекте воспитание культуры безопасности – процесс формирования  готовности к различным видам деятельности (познавательной, физической, коммуникативной и т.д.), к  выполнению  различных социальных функций (гражданина, производственника, потребителя и т.д.), присвоения обучающимися разнообразных видов и фрагментов культуры (мировоззренческой, нравственной, эстетической и т.д.). Поскольку все виды деятельности и сферы жизнедеятельности потенциально опасны (или могут осуществляться в опасных условиях), постольку формирование любой предметной деятельности является составляющей подготовки к безопасности жизнедеятельности. В связи с изложенной трактовкой воспитания культуры безопасности в широком аспекте становится понятным мнение педагога Т.Ф. Акбашева: "Я выделяю только одну цель образования – это готовность к выживанию"

   В узком аспекте воспитание культуры безопасности – присвоение школьниками фрагментов культуры, прямое назначение (основная функция) которых – обеспечение безопасности человека и общества. Такого рода фрагменты культуры входят в состав средств любых конкретных видов деятельности (производственной, политической и т.д.), средств деятельности в различных сферах и в реализации различных социальных функций (семьянина, потребителя, родителя, учащегося и т.д.). Поэтому после (или одновременно) овладения основными общими элементами предметной деятельности (на этапе воспитания культуры безопасности в широком аспекте, т.е. без учета возможных факторов риска) наступает этап овладения ее элементами, отражающими особенности этой деятельности в опасных, экстремальных условиях, при наличии вредных факторов. Кроме того, в узком аспекте воспитание культуры безопасности – это специальная теоретическая, психологическая и личностная подготовка к безопасной жизнедеятельности, которая осуществляется обычно на материале подготовки к конкретным видам опасных и экстремальных ситуаций, условиям (вредным, опасным) деятельности, результаты которой имеют обобщенный характер и способствуют безопасности в разнообразных конкретных видах и условиях деятельности.
Воспитание культуры безопасности является сложной системой, выступает в качестве компонента, элемента, этапа, функции, цели, содержания, формы, средства, закономерности, принципа, педагогического условия воспитания. Кроме того, воспитание культуры безопасности может входить в состав (являться составной частью, функцией, аспектом, гранью) как воспитания, так и педагогического процесса. Из педагогических категорий, фиксирующих максимально широкий спектр педагогических явлений, обозначающих конкретное воплощение практики воспитания и обучения, наиболее приемлемым для продолжения анализа является понятие "педагогический процесс".
Рассмотрим соотношение педагогического процесса и воспитания культуры безопасности.
* Воспитание культуры безопасности – компонент педагогического процесса, способствующий  формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.

В качестве такого компонента в учебном процессе обычно выступает тот или иной учебный курс, например ОБЖ,  валеология  или экология. Такого рода учебная дисциплина, основным содержанием которой является культура безопасности, интегрирует, объединяет усилия всех педагогов по подготовке обучающихся к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности.
* Воспитание культуры безопасности – этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасности в личности воспитанников. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности воспитанников, в ходе которого освоение культуры безопасности выступает в качестве ведущей цели. Например, инициации подростков, которые проходили в прошлом и проходят в некоторых этнических общностях в настоящее время, в качестве основной преследуют цель завершения подготовки новых членов общества к вступлению во взрослую жизнь. В наши дни такого рода этапом воспитательного процесса являются походы,  обучение в военно-патриотических клубах, специальные смены в молодежных лагерях отдыха (организуемые ГИБДД, управлениями пожарной охраны, подразделениями МЧС и т.д.) и, конечно же, участие детей и юношей в Школе безопасности, проводимой летом в рамках всероссийского движения.
* Воспитание культуры безопасности – функция педагогического процесса, проявляющаяся в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности воспитанников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Названная функция реализуется на занятиях всех учебных дисциплин. Ее осуществление  прежде всего связано с содержанием обучения и воспитания. При знакомстве обучающихся с информацией об опасности  так или иначе развивается готовность обучающихся к профилактике рисков. Однако культура безопасности воплощена не только в знаниях, но и в мировоззренческих идеях, нравственных и эстетических ценностях, в опыте общения с другими людьми и т.д. Именно эти элементы культуры безопасности осваиваются обучающимися  независимо от конкретного содержания изучаемых тем. Реализация названной функции в данном случае обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением культуры безопасности, т.е. уровнем сформированности культуры безопасности у педагога и обучающихся.
* Воспитание культуры безопасности является закономерностью педагогического процесса, которая заключается в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке воспитанников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности. Данная закономерность является объективной, повторяющейся, существенной, необходимой связью компонентов процесса воспитания. Прежде всего это связи между целями, содержанием, средствами воспитания и результатами педагогического процесса.
Объективный характер закономерности проявляется в том, что она реализуется независимо от конкретного хода процесса воспитания. Если цель воспитания культуры безопасности педагогами специально не ставится, однако содержание учебных предметов включает различные компоненты культуры безопасности, то их усвоение обучающимися, хотя и на низком уровне, все же происходит. Иначе говоря, если педагог в своей работе учитывает рассматриваемую закономерность, то это способствует повышению эффективности воспитания культуры безопасности. Если эта закономерность педагогом игнорируется, то это ведет к понижению эффективности процесса воспитания в целом и воспитания культуры безопасности в частности. В случае серьезного нарушения  закономерности  воспитания культуры безопасности наблюдается деструктивное влияние учебного процесса на обучающихся, формирование у них черт виктимности. Наиболее разрушителен учебный процесс, осуществляемый с учетом закономерностей воспитания культуры безопасности с целью оказания негативного влияния на школьников (формирования у них склонности к наркомании, алкоголизму, дивиантному поведению ит.д.).
* Принцип воспитания культуры безопасности ориентирует субъектов воспитания на систематическое присвоение и использование культуры безопасности в процессе вхождения в жизнь. Вытекая из закономерности, сформулированной выше, данный принцип пока не называется в учебниках педагогики, однако в практике педагогического процесса он на вооружении у многих учителей, прежде всего преподавателей ОБЖ, усматривающих в своей работе важную миссию – сохранение жизни воспитанников и создание предпосылок к устранению угрозы гибели человечества. Данный принцип следует отличать от педагогического принципа безопасности, который ориентирует педагога на создание безопасных условий в педагогическом процессе. При формальном анализе данные принципы могут выглядеть как противоречащие друг другу. Принцип безопасности предполагает безопасные условия воспитания, а принцип воспитания культуры безопасности предполагает использование опасных ситуаций для формирования у воспитанников опыта деятельности в таких ситуациях.
* Воспитание культуры безопасности  является педагогическим условием включения воспитанников  в жизнь,  формирования личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.
Выделенные признаки воспитания культуры безопасности отражают разные стороны воспитания культуры безопасности: вхождение в состав педагогического процесса, наличие у педагогического процесса функции, закономерный характер воспитания культуры безопасности в педагогическом процессе, осознание педагогами закономерности в виде педагогического принципа. Кроме того, данные определения отражают разные этапы, уровни исследования и абстрагирования рассматриваемого явления. Наиболее конкретно, эмпирично определение воспитания культуры безопасности в качестве этапа  принципа.
В процессе освоения обучающимися различных компонентов культуры (музыкальной, физической, экономической культуры и т.д.) одним из аспектов является усвоение обучающимися опыта безопасной деятельности в соответствующих сферах общественной жизни: искусстве, спорте, производстве и т.д.
Интеграция отдельных эффектов обучения основам безопасности жизнедеятельности, достигаемых  на занятиях  различных дисциплин, способствует повышению эффективности воспитания культуры безопасности в учебном процессе.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на современном этапе развития общества безопасность должна обеспечиваться не тепличностью условий, а в рамках деятельностной  парадигмы образования - умением субъектов образования регулировать опасности и риски, управлять ими. Как следствие, выделяются две формы достижения безопасности - активная и пассивная. Реализация пассивного сценария предполагает фокусирование ориентиров среды на сохранении достигнутого состояния (принцип «комфорта застывших форм»). В противовес активная форма предполагает разработку безопасной траектории движения к цели (принцип «безопасности на марше»). В логике последней разработана стратегия организации безопасной образовательной среды МОУДОД  ЦДТ «Созвездие», предполагающая: педагогическое прогнозирование (от греческого prognosis - предвидение) ее опасностей и рисков - их обнаружение - проектирование способов контроля для достижения качества образования - реализацию безопасной среды педагогическими средствами, предусматривающей ликвидацию (или минимизацию) опасностей и рисков

Безопасность образовательной среды МОУДОД  ЦДТ « Созвездие» рассматри-

вается  нами на трех уровнях.

Нормативно –

деятельностный

уровень

Личностно-профессиональный уровень предполагает реализацию потребностей обучающихся и педагогов в их личностно-профессиональной самореализации. Нормативно-деятельностный - связан с достижением образовательных требований по профессиональной подготовке педагогов дополнительного образования. Социально-педагогический уровень учитывает взаимные интересы образовательного учреждения и его микросоциума, социальных партнеров  ЦДТ как социокультурного  центра развития общества. Обеспечения безопасности образовательный среды - прогнозирование, обнаружение, регуляция и ликвидация опасностей и рисков достижения качества образования. Ядром ее организации выступает ценностно-смысловая направленность педагогического коллектива на проектирование педагогических ситуаций, регулирующих опасности и риски достижения качества образования.

Уровни готовности педагогов

к формированию безопасной образовательной среды

Уровень

Эвристический с тенденцией к креативному:

целенаправленность и устойчивость в проявлениях инновационной деятельности; осознанность проблем формирования безопасной образовательной среды, готовность к прогнозированию, обнаружению и минимизации угроз и рисков  в достижении  качества подготовки специалистов (в т.ч. посредством проектирования и реализации целенаправленных педагогических ситуаций ).

Эвристический: 

 устойчивое отношение к изучению и апробации условий и возможностей

формирования безопасной образовательной среды, активное освоение приемов обнаружения и минимизации угроз и рисков в достижении качества подготовки специалистов, направленность на участие в проектировании и реализации целенаправленных педагогических ситуаций для повышения качества подготовки специалистов

Репродуктивно-эвристический: стремление к освоению новшеств, введения элементов поиска в работу для педагогической регуляции угроз и рисков в достижении качества образования, мотивация к участию в проектировании и

реализации целенаправленных педагогических ситуаций.

Репродуктивный: осмысление теории и практики формирования безопас-

ной образовательной среды, в т.ч. через проектирование педагогических ситуаций; разработка и реализация по представляемым рекомендациям и алгоритмам.

Адаптивный: настороженное отношение к инновациям и экспериментальной работе по формированию безопасной образовательной среде; отсутствие мотивации, низкий уровень овладения методологией исследования, преобладание позиций «предметника», неудовлетворенность, проявление признаков профессионального «замораживания» (работа на основе выработанных стереотипов).

5.Мероприятия по реализации проекта

Для решения поставленных задач необходимым условием является проведение следующих мероприятий:

  • разработать программу обеспечения  педагогической  безопасности  образовательной среды в МОУДОД  ЦДТ «Созвездие»;
  • изучить состояние вопроса педагогической безопасности в ЦДТ;
  • создать систему мониторинга по педагогической  безопасности  образовательной среды в МОУДОД  ЦДТ «Созвездие»;
  • организовать обучение  педагогических  кадров по вопросам педагогической  безопасности  образовательной среды в МОУДОД  ЦДТ «Созвездие»;
  • создать условия для введения  инновационных форм и методов по вопросам педагогической  безопасности  , которые будут использованы в воспитательном процессе;
  • разработать нормативное обеспечение процессов педагогической безопасности.

Разработанная нами технология проектирования способов обеспечения  педагогической  безопасности  образовательной среды включает:

  • работу с педагогами дополнительного образования ЦДТ, направленную на формирование у них ценностно-смысловой направленности на проектирование безопасных педагогических ситуаций, интегрирующих смыслы - цели - содержание - способы, средства деятельности - нормы и правила взаимодействия на уровне целевого, содержательного и операционально-деятельностного компонентов;
  • организацию службы прогноза в ЦДТ, в функционал которой входило:
  • прогнозирование опасностей и рисков достижения качества образования на каждом конкретном этапе личностно-профессионального становления специалиста (идентификация, определение масштаба, построение параметров безопасной образовательной среды с позиции ее безопасности и направленности на регуляцию опасностей и рисков);
  • анализ, моделирование и апробация условий и ограничений, способствующих разрешению опасностей и рисков педагогически целесообразными средствами;
  • рефлексия качества проектирования педагогических ситуаций, преобразование педагогической ситуации для минимизации опасностей и рисков с позиции достижения качества образования.

Средствами, способствующими успешной реализации целей, являются: консультирование, диалоги с педагогами; деловые игры с педагогами по проектированию процессов развития, моделирование; индивидуальные задания компенсирующего типа, задания проблемного характера; обращение к источникам, содержащим мотивационно-профессионально-ориентированную информацию; педагогические студии, тренинги, игры, стажёрские площадки, педагогические мастерские, конференции,формы опытно-экспериментальной деятельности: эксперимент, опытно-экспериментальная работа, исследование; формы самообразования: написание творческих работ,  изучение  научно-методической литературы ,а также необходимо разработать действенные методы, формы, способы и средства эффективной защиты образовательных систем от угроз педагогического характера.

 Основные методы изучения включают в себя: наблюдение и анализ занятий, педагогической практики и форм массовой работы; экспертную оценку программных документов и методических материалов, беседы с педагогами, рейтинг профессионального мастерства и др.

6.Критерии решения поставленных задач

    Применение системного анализа позволяет, рассматривая объекты безопасности в виде системы, увидеть сильные и слабые (с позиции безопасности) элементы и стороны обеспечения защиты. Другими словами, выявив слабые элементы объекта бе-зопасности, необходимо принять меры по их усилению или изменению. В связи с этим целесообразно выделить показатели для оценки качества проектирования педа-гогических ситуаций как средства организации безопасной образовательной среды  ЦДТ и показатели качества образования :

  • Индекс безопасности по параметрам педагогических ситуаций

 - Осознаваемость.

 - Устойчивость.

 - Интенсивность.

  • Нормативный показатель качества образования.

 - Коэффициент обученности .

  • Личностно-профессиональный показатель качества образования.

 - Интерес к педагогической профессии.

 - Организованность.

 - Активность и доброжелательность в общении с обучающимися, педагогами.

 - Стремление реализовать себя творчески в учебе, педагогической практике.

 - Использование самостоятельной работы, самообразования для качества самореализации.

 - Опора на проектную и исследовательскую деятельность для повышения качества самореализации.

 - Активность и продуктивность в творческой деятельности .

 - Стремление к анализу качества самореализации и повышению эффективности личностно-профессиональной самореализации.

 - Ответственность в деятельности.

 - Поступление в вуз или другое учебное заведение, связанное с профилем объединения.

  • Социально-педагогический показатель качества образования.

 - Центр детского творчества, по оценке обучающихся, выступает для них как центр личностно-профессиональной и творческой самореализации и способствует становлению здорового образа жизни.

 - Обучающиеся - участники областных и городских культурно-массовых мероприятий: акций, конкурсов,  выставок, представлений, спортивных соревнований.

 - Расширение социального партнерства центра детского творчества с педагогическими работниками региона в рамках экспериментальной деятельности, форм повышения квалификации.

 - Педагоги ЦДТ - участники межрегиональных научно-практических конференций.

 - Осознание субъектами деятельности необходимости проектирования педа-гогических ситуаций как средства организации безопасной образовательной среды  ЦДТ.

 - Организация совместной деятельности образовательными учреждениями городского округа.

 Критерии, позволяющие определить эффективность работы.

1.    Положительное самоощущение ребенка,   проявление им активности, устой-чивой  познавательной мотивации,  способности к самостоятельному решению проблем, способности к творческой исследовательской деятельности;

2.    Субъектная  позиция  ребенка  в образовательном процессе (возможность

влияния на образовательный и воспитательный процесс,  право и возможность выбора  педагога,    дополнительных образовательных программ);

7.Основные способы реализации проекта

Этапы

Сро-

ки

Цели

Задачи

Методы

К  О Н С Т А Т И Р У Ю Щ И Й

2010  -  2011  УЧЕБНЫЙ  ГОД

Изучить начальное состояние объекта исследования по вопросу педагогической безопасности воспитательной системы в МОУДОД ЦДТ «Созвездие».

Выявить значение педагогической безопасности  в воспитательной систме образовательно-го учреждения  на современном этапе.

1.Разработать модель системы педагогической безопасности воспитательной системы МОУДОД  ЦДТ  «Созвездие».

2.Разработать программу деятельности  МОУДОД ЦДТ по вопросам педагогической безопасности.

3.Разработать критерии педагогической безопасности в образовательном учреждении.

4.Создать координационный совет по внедрению в образовательную деятельность учреждения дополнительного образования детей вопросов педагогической безопасности.

5.Составить социальный паспорт муниципального образовательного округа, определив образовательные учреждения, которые могут участвовать в процессе внедрения основ педагогической безопасности.

6.Корректировать критерии педагогической безопасности  учреждений разных типов и мунипальной образовательной системы в целом.

7.Содействовать подготовке управленческих решений в отношении оптимизации процесса педагогической безопасности на уровне муниципального округа.

8.Выявить необходимость информационной поддержки педагогов дополнительного образования .

Моделирование

Анкетирование

Анкетирование

Беседы,

Наблюдения

Изучение

опыта

«Круглый стол»

методы

экспертных

Оценок

Анкетирование,

Беседы,

наблюдения

Ф О Р М И Р У Ю Щ И Й

                                                            2011  -  2012  УЧЕБНЫЙ ГОД

Апробировать на практике модель педагогической безопасности в образовательном учреждении дополнительного образования детей.

1.Мотивировать субъекты образовательного процесса на оптимизацию процесса педагогической безопасности при обучении кадров, пропаганде опыта, актуализации проблем, стимулировании педагогической деятельности и т.д.

2.Организовать реализацию модели педагогической безопасности, её корректировки с целью нахождения оптимального варианта.

3.Создать разный опыт педагогической безопасности (дополнительного и общего образования) в интересах личности ребёнка.

4.Создать систему информационного обеспечения процессов педагогической безопасности в рамках муниципального округа: обмен опытом, выпуск газет, проведение семинаров, конференции. «круглых столов» и т.д.

5.Организовать исследование эффективности внедрения педагогической безопасности в воспитательный процесс образовательного учреждения дополнительного образования детей.

6.Организовать рефлексию удовлетворённости субъектов ходом и результатом процесса педагогической безопасности .

Наблюдения

Анкетирование

Беседы

Изучение

опыта

Деловые

игры

Деловые

игры

«Круглые

столы»

Метод

экспертных оценок

Создание

Специальных

ситуаций

К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Й

                                                            2012  -  2013  УЧЕБНЫЙ ГОД

Проанализировать изменения, произошедшие в  деятельности МОУДОД  ЦДТ  «Созвездие», муниципальной системе образования в результате внедрения и создания опыта педагогической безо-пасности в целостном образовательном пространстве.

1.Выявить изменения, которые произошли в образовательном учреждении.

2.Выявить уровень педагогической безопасности в МОУДОД  ЦДТ «Созвездие».

3.Обосновать педагогические условия эффективности процессов педагогической безопасности.

4.Определить перспективы изучаемого процесса.

5.Разработать методические рекомендации по организации педагогической безопасности в воспитательном и образовательном пространстве

учреждений дополнительного образования  детей.

6.Разработать программы обучения  элементам педагогической безопасности для педагогов дополнительного образования.

7.Организовать проведение семинаров, конференций по вопросам педагогической безопасности на уровне муниципального округа.

Беседы

Анкетирование

Изучение

опыта

Изучение

опыта

Конференция

Контроль  по вопросам педагогической безопасности является основным видом управленческой деятельности, и направлен на совершенствование воспитательной функции, на стимулирование коллектива к творческой деятельности, на выявление

передового опыта, инноваций.

Главными принципами контроля являются:

  • планомерность;  
  • обоснованность;
  • теоретическая и методическая подготовленность.

Планирование контроля по педагогической безопасности смотри на контролирующем этапе плана реализации проекта. Результаты контроля обсуждаются на совещаниях при директоре, принимаются соответствующие меры.

8. Риски при разработке и реализации проекта

        Риск только тогда имеет право на существование, если он необходим обществу,                                                                        

 для  которого мы работаем и живём. Всякий другой риск бессмыслен и аморален.

Человек должен знать, на что он идёт, уметь в самой опасной ситуации поступать  сообразуясь с разумом ,со знаниями, опытом.   Тогда он сможет не только одерживать победы  над опасностью, но одерживать во имя высокой цели.                                                                                Ю.Гарнаев        Слово о риске

     Несмотря на целесообразность данного проекта, его значимость и необходимость в ходе модернизации образования в России, при реализации данного проекта возможны риски внедрения проекта:

  • Высокая степень неопределённости и непредсказуемости внешней среды и её требований к образовательному учреждению дополнительного образования детей;
  • Недостаточностью и высокой степенью нестабильности ресурсного обеспечения;
  • Стремлением к достижению высоких, в идеале – оптимальных (максимально возможных для данных конкретных обстоятельств и ограничений) результатов жизнедеятельности;
  • Объективной необходимостью вовлечения в работу широких слоёв сообщества учреждения и партнёров УДОД и невозможностью обойтись только усилиями нескольких руководителей;
  •  Осознанием необходимости именно системных преобразований в УДОД;
  • Недостаточной укомплектованностью материальной базы в соответствии с современными требованиями;
  • Ограниченные финансовые возможности.

  Выделение рискологических  факторов разного уровня и информированность педагога о рисках позволят не только правильно организовать учебную деятельность, но и разработать комплекс мероприятий по выявлению, оценке, профилактике и минимизации педагогических рисков.

Виды педагогических рисков и их характеристика

Риски

Краткая характеристика

Стратегический риск

Характеризует смелую, новаторскую, инновационную деятельность педагога, вызванную пониманием и принятием реформ в сфере образования.

Риск

рассогласования

Связан с расхождением между требованиями к учреждениям дополнительного образования детей со стороны властных и управленческих структур и возможностями педагога их выполнить

Физический риск

Заболевание обучающихся и педагогов в связи с интенсификацией учебной деятельности, приобретение разнообразных комплексов

Диспозиционный риск

Означает степень совпадения или несовпадения целей, установок, ожиданий и запросов педагога с групповыми целями, возможностями и миссией педагогического коллектива

Риск

несоответствия

Характеризуется уровнем готовности / неготовности педагога выполнять профессиональную деятельность в соответствии с принятыми в социуме нормами и стандартами

Риск бездействия

Определяет стремление человека к конформизму, к подчинению групповому влиянию или давлению

Технологический риск

Возможные удачи и ошибки в выборе педагогом приёма, техники

Каковы же причины педагогических рисков? Рассмотрим на примере физических рисков.

     

    Факторы педагогического риска:

 условия обучения (условия учебного процесса, размеры учебной мебели, вентиляция учебных помещений, полиграфические параметры учебников и т. д. — все, что подлежит гигиеническому нормированию); учебную нагрузку (информационная сторона учебного процесса и организация обучения: объем заданий, распределение учебной нагрузки в течение учебного дня, недели, четверти, учебного года); взаимоотношения (стиль взаимоотношений педагога и учащегося, включая оценку результатов его учебной деятельности, а также взаимоотношения с родителями). Любые нарушения в системе этих отношений непосредственно отражаются на психическом состоянии обучающихся .

Информированность педагога о рисках позволит не только правильно организовать учебную деятельность, но и разработать комплекс мероприятий по снижению и  управлению педагогическими  рисками.

Управление педагогическим риском условно можно разделить на ряд этапов в соответствии с особенностями предполагаемых действий:

  • Идентификация и анализ педагогического риска.
  • Анализ альтернативных методов управления риском.
  • Выбор методов и разработка программы управления педагогическим риском.
  • Исполнение выбранного метода управления риском.
  • Мониторинг результатов управления риском.

9. Кадровое обеспечение проекта

Кадровое обеспечение в данном формате развития предполагает:

  • систематическое повышение квалификации кадров, их подготовку и переподготовку;
  • мероприятия по сплочению кадрового состава трудового коллектива и сотрудничеству коллектива с другими организациями;
  • мотивацию и координацию деятельности кадров согласно целям развития;

Констатирующий этап -  педагоги дополнительного образования  ЦДТ;

Формирующий этап  - администрация образовательного учреждения, педа- гоги  дополнительного образования, представители отдела образования, методического кабинета городского округа .

Контрольный этап – заместитель директора по воспитательной работе, педагоги дополнительного образования.

10.Результаты проекта

Предполагаемые результаты данного проекта:

1.Создание сети образовательных учреждений участвующих в разработке системы комплексной безопасности образовательных учреждений.

2. Минимизация, просчитывание и умение управлять педагогическими рисками.

3.Расширение взаимосвязи  познавательной и практической деятельности

 по вопросам педагогической безопасности.

В качестве вывода можно выразить мнение о том, что педагогической безопасностью образовательных систем должна заниматься преимущественно педагогика. Это обусловлено тем, что именно эта наука наиболее компетентна в вопросах обучения, воспитания и образования. Несомненно, данной проблемой

должны заинтересоваться государственные институты сферы образования, а также научная общественность, разрабатывающая различные направления национальной безопасности страны.


11. Используемая литература:

1.Абрамова И.Г. Педагогическая рискология: моногр./Рос.гос.пед.ун-т им.Герцена – СПб.:Образование,1995.

2.Жмеренецкий, В. Ф. Теория безопасности в системе образования России /

В. Ф. Жмеренецкий // Мир образования — образование в мире. — 2008.

№ 2 (30).  

3. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. - Барнаул: Издательство БГПУ, 2002. - 318 с.

 4.Сидорова Л.З. Проектирование педагогических ситуаций как средство организации безопасной образовательной среды. Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 6 .: Издательство БГПУ, 2002. - 318 с.

5. Н.. А. Чесноков «Формулирование проблемы педагогической безопасности образовательных систем»  Журнал «Мир образования»  2008, №4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модель системы педагогической безопасности в оспитательной системы МОУДОД ц ентр детского творчества «Созвездие» 1 Составитель: Журбина Тамара Алексеевна з аместитель директора по УВР МОУДОД ЦДТ «Созвездие» г.о.Власиха Московской области

Слайд 2

Цель проекта: Формирование у педагогического коллектива готовности создания системы п едагогической безопасности в МОУДОД центр д етского творчества «Созвездие» 2

Слайд 3

Задачи проекта п ознакомить педагогический коллектив МОУДОД ЦДТ «Созвездие» с общетеоретическими основами педагогической безопасности; показать воздействие опасностей педагогического характера на воспитательную систему образова – тельного учреждения; раскрыть сущность и необходимость создания сис - темы педагогической безопасности в образователь - ном учреждении. 3

Слайд 4

4 Директор МОУ ДОД ЦДТ Зам.директора по УВР, зам.директора по массовой работе Информационное поле воспитания Заказ социума Воздействие внешней среды Цель воспитатель-ной работы Методы и с редства воспитания Педагогический коллектив МОУ ДОД ЦДТ Обучающиеся Воспитательная система МОУ ДОД ЦДТ «Созвездие»

Слайд 5

5 Социум Связь образовательного и воспитательного пространства по проблеме педагогической безопасности Социальные службы

Слайд 6

Воспитание культуры безопасности Общая теоретическая подготовка к безопасной жизнедеятельности Формирование предметных умений и навыков Психологическая подготовка к безопасной жизнедеятельности Развитие качеств личности ,необходимых для безопасной жизнедеятельност и Осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д. Видов деятельности,которые осуществляются не только в безопасных условиях,но и в услових риска Формирование смелости,решительности,го-товности к разумному риску и т.д. Проницательности,дальновидности,гуманности,оптимистичности и т.д.как основы б езопасности человека и общества 6

Слайд 7

В К Б функции цели компонента элемента Педагогического условия воспитания принципа закономерности средства этапа содержания формы Воспитание культуры безопасности выступает в качестве: 7

Слайд 8

8 ВКБ – это: компонент педагогического процесса ,способствующий формированию личности ,готовой действовать в непредсказуемых условиях; этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасности в личности воспитанников; функция педагогического процесса, проявляющаяся в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности воспитанников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности; закономерность педагогического процесса ,которая заключается в систематической работе по подготовке обучающихся к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности; принцип ориентирует субъектов воспитания на систематическое использование культуры безопасности в процессе вхождения в жизнь; педагогическое условие включения обучающихся в жизнь, ,формирование личности, готовой действовать в непредсказуемых условиях;

Слайд 9

9 Уровни безопасности образовательной среды МОУДОД ЦДТ «Созвездие» Личностно-профессиональный уровень Социально – педагогический уровень Нормативно – деятельностный уровень

Слайд 10

10 Мероприятия по реализации проекта разработать программу обеспечения педагогической безопасности образовательной среды в МОУДОД ЦДТ «Созвездие»; изучить состояние вопроса педагогической безопасности в ЦДТ; создать систему мониторинга по педагогической безопасности воспитательной среды в МОУДОД ЦДТ «Созвездие»; организовать обучение педагогических кадров по вопросам педагогической безопасности воспитательной среды в ЦДТ; создать условия для введения инновационных форм и методов по вопросам педагогической безопасности , которые будут использованы в воспитательном процессе; разработать нормативное обеспечение процессов педагогической безопасности в учреждении дополнительного образования детей.

Слайд 11

11 Основные этапы реализации проекта КОНСТАТИРУЮЩИЙ ФОРМИРУЮЩИЙ КОНТРОЛЬНЫЙ

Слайд 12

12 Риски Краткая характеристика Стратегический риск Характеризует смелую, новаторскую, инновационную деятельность педагога, вызванную пониманием и принятием реформ в сфере образования. Риск рассогласования Связан с расхождением между требованиями к учреждениям дополнительного образования детей со стороны властных и управленческих структур и возможностями педагога их выполнить Физический риск Заболевание обучающихся и педагогов в связи с интенсификацией учебной деятельности, приобретение разнообразных комплексов Диспозиционный риск Означает степень совпадения или несовпадения целей, установок, ожиданий и запросов педагога с групповыми целями, возможностями и миссией педагогического коллектива Риск несоответствия Характеризуется уровнем готовности / неготовности педагога выполнять профессиональную деятельность в соответствии с принятыми в социуме нормами и стандартами Риск бездействия Определяет стремление человека к конформизму, к подчинению групповому влиянию или давлению Технологический риск Возможные удачи и ошибки в выборе педагогом приёма, техники Виды педагогических рисков и их характеристика

Слайд 13

13 Авторитарный стиль педагога Неменяющаяся поза ученика на уроке Причины физических рисков Книжный материал преобладает над опытом Несоответствие мебели Малоактивный образ жизни Снижение количества часов на сон и прогулку Слабая иммунная система Неправильно спланированная учебная деятельность

Слайд 14

14 Модель системыпедагогической безопасности воспитательнойсистемы ОУ Общая теоре-тическая под-готовка к безо-пасной жизне-деятельности Личностная подготовка к безопасной жизнедеятельности Нормативно-правовая база Дополнительные образовательные программы Уровень п одго-товленности педагогов дополнительного образования Использование новых направле-ний педагогичес-кой науки в облас-ти педагогической безопасности Управление системой педагогической безопасности Психологическая подготовка к безопасной жизнедеятельности

Слайд 15

15 Результаты проекта создание сети образовательных учреждений в г.о.Власиха , участвующих в разработке системы комп-лексной безопасности образовательного учреждения; минимизация, просчитывание и умение управлять педагогическими рисками; расширение взаимосвязи познавательной и прак-тической деятельности по вопросам педагогической безопасности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное  учреждение дополнительного  образования  детей  центр  детского  творчества «Созвездие»

 ЗАЧЁТНАЯ  КНИЖКА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

г. о.  ВЛАСИХА

Московской  области

Другой вид деятельности

Дата

Вид деятельности

Подтверждение

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

МОУДОД  ЦДТ  «Созвездие»

«_____» ______________20       г.

Ф.И.О.__________________________________________

Должность _____________________________________

Образование_____________________________________

Педагогический  стаж_________

Стаж работы в данном учреждении_______

Квалификационная категория _________

                          Книжка  заведена: __________________

                          Подпись педагога ___________________

        МП

Cтатьи, публикации, участие в жюри, экспертных комиссиях

Дата

Тема

Уровень

Подтверж-дение

Дата

Тема

Место

проведения

Подтверждение участия (должность

,подпись,пе-чать)

Семинары, конференции, «круглые  столы», деловые игры

Награды, поощрения

Дата

Тема

Место

проведе-ния

Подтверждение участия (должность,

подпись,

печать)

Дата

Наименование награды

Уровень

Подтверж-дение

Мастер – класс

Дата

Тема

Вид

продукции

Подтвержде-ние (долж-ность,подпись

печать)

Создание  методической  продукции

Выступления  на  педсоветах

Дата

Тема

Место

прове-дения

   Подтверждение

(должность,

подпись,печать

Открытые  занятия

 Дата

Тема

   Место

проведения

Подтверждение

( должность,

подпись ,печать

Участие  в  выставках, конкурсах

Дата

Название конкурса,

уровень

Место про-

ведения

Результат участия,

чем подтверж-

дается

Подтверждение (должность,под-пись,печать)

Участие  в  выставках, конкурсах

Дата

Название конкурса,

уровень

Место про-

ведения

Результат участия,

чем подтверж-

дается

Подтверждение (должность,под-пись,печать)

Сведения о повышении квалификации

Инновационная и проектная деятельность

Дата

Вид деятельности

Подтверж-

дение

Дата

Тема

Учебный модуль

Кол-

во

час.

Место

обучения

Подтверж-дающий документ

Воспитательная  работа

Дата

Содержание  работы

Подтверждение

Работа с родителями

Дата

Содержание  работы

Подтверждение

Работа с одарёнными детьми

Дата

Содержание  работы

Подтверждение

Работа с детьми

с ограниченными возможностями здоровья

Дата

Содержание  работы

Подтверждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Реализация технологий социального развития личности в воспитательной системе школы"

Целью проекта является моделирование системы работы педагога-организатора, обеспечивающей эффективное социальное воспитание обучающихся в сфере школьной среды и внешкольного пространства социальных пр...

Туристско-краеведческая деятельность – педагогический ресурс развития личности подростка в воспитательной системе школы

В своей внеурочной деятельности использую такие формы изучения родного края как экскурсии.Об этом делюсь опытом в своей статье....

Проект воспитательной системы класса "Строим город Лидерск"

Проект воспитательной системы класса представлен на городском конкурсе "Самый классный классный". Отображаются основные направления работы, результаты и т.д....

Педагогическое сопровождение ученического самоуправления как одно из состовляющих воспитательной системы современной школы

Современная педагогика давно доказала, что одним из самых эффективных инструментов воспитания школьников является логически выстроенная воспитательная система, действующая  на демократических и г...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»

Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...

Презентация педагогического совета на тему "Особенности внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Роль учителя в совершенствовании воспитательной системы школы"

В плане педсовета рассматриваются:1. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников.2. Организация внеурочной деятельности в рамках воспитательного пространства ГБОУ Школа № 105...