Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая смекалка"
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа курса « Математическая смекалка » для 5 класса относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_sandetskaya_l._e._vneurochnaya_deyat.docx | 40.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 79
Утверждено
Директор ГБОУ СОШ № 79
_____________________/ Акимова Т. Н./
От « »________20 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Математическая смекалка»
Классы: 5
Количество часов: 34
Составитель:
Учитель математики первой
квалификационной категории,
ГБОУ СОШ № 79
Сандецкая Л.Е.
2015 г.
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Программа курса « Математическая смекалка » для 5 класса относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому
использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данного курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных
конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы курса желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Цели и задачи
Цель:
Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
- создать условия для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развивать математический кругозор, логическое, абстрактное и творческое мышление, исследовательское умение учащихся;
- способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные упражнения;
- развивать навыки учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач;
- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения кружка «Математическая смекалка».
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- воспитание чувства справедливости, ответственности.
Метапредметные результаты:
- Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- учиться планировать пути достижения целей;
- учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану;
- учиться адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать вывод;
- учиться задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
- Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов; - использование при необходимости справочных материалов, компьютера для нахождения информации;
- использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 10-11 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 1 год.
Формы и режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю, начало занятий не раньше чем через 35 мин, продолжительность занятия составляет – 40 минут;
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические конкурсы, викторины, презентации;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
- индивидуальная: учащемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей;
- фронтальная: работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы;
- групповая: разделение на малые группы для выполнения определенной работы;
- коллективная: выполнение работы для подготовки к презентациям, конкурсам.
Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в математических конкурсах, викторинах, презентациях
Учебно-тематический план программы
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | ресурсы | Предполагаемый результат | Дата проведения | ||
теория | практика | |||||||
1 | Вводное занятие | 1 | Эвристическая беседа | мультимедиа | Определение интересов, склонностей учащихся | |||
2 | Любопытные свойства чисел | 0,5 | 0,5 | Эвристическая беседа Индивидуальная работа | Научно-популярная литература | Знакомство с некоторыми свойствами чисел | ||
3 | Математические ребусы | 1 | 1 | Эвристическая беседа Индивидуальная и групповая работа Поиск информации | Мультимедиа | Составление математических ребусов, конкурс на лучший математический ребус | ||
4 | Искусное разрезание и сшивание | 1 | 1 | Эвристическая беседа, работа в парах | Мультимедиа, чертежныеинструменты, различные геометрические тела и фигуры бумага, ножницы | Решение нестандартных задач | ||
5 | Математические фокусы | 1 | 1 | Эвристическая беседа Индивидуальная работа | Мультимедиа, бумага, ножницы | Знакомство с математическими фокусами представление фокусов учащимися | ||
6 | Математические игры | 1 | 1 | Эвристическая беседа, работа в парах | Мультимедиа | Знакомство с математическим играми, викторина | ||
7 | «Газета любознательных» | 1 | 2 | Эвристическая беседа Индивидуальная и групповая работа Поиск информации Проектная деятельность | Мультимедиа Научно-популярная литература Ватман, цветные карандаши | Выпуск математической газеты | ||
8 | Геометрическая смекалка | 1 | 1 | Индивидуальная работа и работа в парах | Мультимедиа, чертежные инструменты, различные геометрические тела и фигуры бумага, ножницы | Лабораторная работа | ||
9 | Загадки-смекалки | 1 | 2 | Эвристическая беседа Индивидуальная и коллективная работа | Мультимедиа Научно-популярная литература | Составление загадок, требующих математического решения. Конкурс на лучшую загадку-смекалку | ||
10 | Математический КВН | 1 | 2 | Эвристическая беседа Индивидуальная и групповая работа Поиск информации | Мультимедиа Научно-популярная литература | Математический КВН | ||
11 | Секреты задач | 1 | 2 | Эвристическая беседа Индивидуальная и групповая работа | Мультимедиа Научно-популярная литература | Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения | ||
12 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | 3 | Индивидуальная работа и работа в парах | Мультимедиа | Решение заданий повышенной сложности | |||
13 | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 | 2 | Практикум Индивидуальная работа и работа в парах | Игра «Танграм» мультимедиа | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения | ||
14 | Числовые головоломки | 1 | 2 | Эвристическая беседа Индивидуальная работа | Мультимедиа Кроссворд су-доку | Заполнение числового кроссворда (су-доку) | ||
15 | Круглый стол «Подведение итогов» | 1 | Коллективная работа | Составление отчета о проделанной работе |
Содержание программы
- Вводное занятие - 1 час
Знакомство с основными разделами курса. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
- Любопытные свойства чисел – 1 час
Знакомства с некоторыми свойствами чисел. Решение занимательных заданий, связанных со свойствами чисел.
- Математические ребусы – 2 часа
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
- Искусное разрезание и сшивание – 2 часа
Решение занимательных задач («Флаг морских разбойников», «Лунный серп», «Деление запятой», «Составить квадрат» и др.)
- Математические фокусы – 2 часа
Знакомство с математическими фокусами. Решение математических фокусов, от простых к более сложным.
- Математические игры – 2 часа
Знакомство с математическими играми («Одиннадцать предметов», «Выложить квадрат», игра в «32», игры с числами.)
- «Газета любознательных» - 3 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
- Геометрическая смекалка – 2 часа
Решение геометрических головоломок. Старинные меры измерения длины, площади. Равные геометрические фигуры.
- Загадки-смекалки – 3 часа
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
- Математический КВН – 3 часа
Систематизация знаний по изученным разделам
- Секреты задач – 3 часа
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
- Решение задач международной игры «Кенгуру – 3 часа
Решение задач международной игры «Кенгуру».
- Танграм: древняя китайская головоломка – 3 часа
Решение китайской головоломки «Танграм». Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
- Числовые головоломки- 3 часа
Решение числовых головоломок.
- Круглый стол «Подведение итогов» - 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
Методическое обеспечение программы
формы проведения занятий: поисковые, исследовательские, игровые.
Выпуск математических газет.
- приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса – словесные, наглядные, метод ассоциаций .
- дидактический материал- карточки, листы - самоделки, единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, таблицы, дидактические материалы
- техническое оснащение учебных занятий – презентации, Интернет –ресурсы, аудио и видео записи.
- формы подведения итогов по каждой теме или разделу программы внеурочной деятельности - игра, конкурс, КВН, соревнование, турнир.
Список литературы
- Волина В. Занимательная математика. – Москва: АСТ: СЛОВО, 2011. – 244 с.: ил.
- Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
- Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
- Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
- Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
- Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
- Шалаева Г.П. Большая книга логических игр. – Москва: АСТ: СЛОВО, 2013. – 224 с.: ил.
- Перельман Я. И. 101 головоломка. – Москва: АСТ, 2015. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математическая смекалка»
Рабочая программа внеурочной деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...