Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая смекалка"
рабочая программа (5 класс) на тему

Сандецкая Людмила Евгеньевна

Программа курса «  Математическая смекалка  » для 5 класса относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_sandetskaya_l._e._vneurochnaya_deyat.docx40.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 79

Утверждено

Директор ГБОУ СОШ № 79

 _____________________/ Акимова Т. Н./

От «      »________20     г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Математическая смекалка»

Классы:  5

Количество часов: 34

                                                                                              Составитель:

                                                                                                  Учитель математики первой

квалификационной категории,

ГБОУ СОШ № 79

 Сандецкая Л.Е.

2015 г.

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Программа курса «  Математическая смекалка  » для 5 класса относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования.

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и

общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям

школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной

математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому

использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данного курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных

конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы курса желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

Цели и задачи

Цель: 

Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • создать условия для формирования и развития практических умений  обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • развивать математический кругозор, логическое, абстрактное и творческое мышление, исследовательское умение учащихся;
  • способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные упражнения;
  • развивать навыки учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач;
  • воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования

Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   изучения   кружка «Математическая смекалка».

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности.

Метапредметные результаты:

  • Познавательные  универсальные учебные действия:
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
  • Регулятивные универсальные учебные действия:
  • учиться планировать пути достижения целей;
  • учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану;
  • учиться адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия:
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать вывод;
  • учиться задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
  • Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
  • использование при необходимости справочных материалов, компьютера для нахождения информации;
  • использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 10-11 лет.

                                                                                                         

Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 1 год.

Формы и режим занятий –  занятия  проводятся 1 раз в неделю, начало занятий не раньше чем  через 35 мин, продолжительность занятия составляет – 40 минут;

Основными формами образовательного процесса являются:

  •  практико-ориентированные учебные занятия;
  •  творческие мастерские;
  •  тематические конкурсы, викторины, презентации;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной

деятельности:

  • индивидуальная: учащемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей;
  • фронтальная: работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы;
  • групповая: разделение на малые группы для выполнения определенной работы;
  • коллективная: выполнение работы для подготовки к презентациям, конкурсам.

 

Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в математических конкурсах, викторинах, презентациях

Учебно-тематический план программы

п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

ресурсы

Предполагаемый результат

Дата проведения

теория

практика

1

Вводное занятие

1

Эвристическая беседа

мультимедиа

Определение

интересов,

склонностей

учащихся 

2

Любопытные свойства чисел

0,5

0,5

Эвристическая беседа

Индивидуальная

работа

Научно-популярная

литература

Знакомство с некоторыми свойствами чисел

3

Математические ребусы

1

1

Эвристическая беседа

Индивидуальная и

групповая работа

Поиск информации

Мультимедиа

Составление

математических

ребусов, конкурс на лучший математический ребус

4

Искусное разрезание и сшивание

1

1

Эвристическая беседа, работа в парах

Мультимедиа,

чертежныеинструменты,

 различные

 геометрические

 тела и фигуры

бумага, ножницы

Решение нестандартных задач

5

Математические фокусы

1

1

Эвристическая беседа

Индивидуальная работа

Мультимедиа,

бумага, ножницы

Знакомство с математическими фокусами  представление фокусов учащимися

6

Математические игры

1

1

Эвристическая беседа, работа в парах

Мультимедиа

Знакомство с математическим играми, викторина

7

«Газета любознательных»

1

2

Эвристическая беседа

Индивидуальная и

групповая работа

Поиск информации

Проектная деятельность

Мультимедиа

Научно-популярная

литература

Ватман, цветные карандаши

Выпуск математической газеты

8

Геометрическая смекалка

1

1

Индивидуальная работа и работа в парах

Мультимедиа,

чертежные

 инструменты,

 различные

 геометрические

 тела и фигуры

бумага, ножницы

Лабораторная работа

9

Загадки-смекалки

1

2

Эвристическая беседа

Индивидуальная и коллективная работа

Мультимедиа

Научно-популярная

литература

Составление

загадок,

требующих

математического

решения. Конкурс на лучшую загадку-смекалку

10

Математический КВН

1

2

Эвристическая беседа

Индивидуальная и

групповая работа

Поиск информации

Мультимедиа

Научно-популярная

литература

Математический КВН

11

Секреты задач

1

2

Эвристическая беседа

Индивидуальная и групповая работа

Мультимедиа

Научно-популярная

литература

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме

несложные рассуждения 

12

Решение задач международной игры «Кенгуру»

3

Индивидуальная работа и

работа в парах

Мультимедиа

Решение заданий

повышенной

сложности 

13

Танграм: древняя китайская головоломка

1

2

Практикум

Индивидуальная работа и

работа в парах

Игра «Танграм»

мультимедиа

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения

14

Числовые головоломки

1

2

Эвристическая беседа

Индивидуальная работа

Мультимедиа Кроссворд су-доку

Заполнение числового кроссворда (су-доку)

15

Круглый стол «Подведение итогов»

1

Коллективная работа  

Составление отчета о проделанной работе

Содержание программы

  1. Вводное занятие - 1 час

Знакомство с основными разделами курса. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

  1. Любопытные свойства чисел – 1 час

Знакомства с некоторыми свойствами чисел. Решение занимательных заданий, связанных со свойствами чисел.

  1. Математические ребусы – 2 часа

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

  1. Искусное разрезание и сшивание – 2 часа

Решение занимательных задач  («Флаг морских разбойников», «Лунный серп», «Деление запятой», «Составить квадрат» и др.)

  1. Математические фокусы – 2 часа

Знакомство с математическими фокусами. Решение математических фокусов, от простых к более сложным.

  1. Математические игры – 2 часа

Знакомство с математическими играми («Одиннадцать предметов», «Выложить квадрат», игра в «32», игры с числами.)

  1. «Газета любознательных» - 3 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

  1. Геометрическая смекалка – 2 часа

Решение геометрических головоломок. Старинные меры измерения длины, площади. Равные геометрические фигуры.

  1. Загадки-смекалки – 3 часа

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

  1. Математический КВН – 3 часа

Систематизация знаний по изученным разделам

  1. Секреты задач – 3 часа

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

  1. Решение задач международной игры «Кенгуру – 3 часа

Решение задач международной игры «Кенгуру».

  1. Танграм: древняя китайская головоломка – 3 часа

Решение китайской головоломки «Танграм». Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

  1. Числовые головоломки- 3 часа

Решение числовых головоломок.

  1. Круглый стол «Подведение итогов» - 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

Методическое обеспечение программы

формы проведения занятий: поисковые, исследовательские, игровые.

Выпуск математических газет.

  • приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса – словесные, наглядные, метод ассоциаций .
  • дидактический материал- карточки, листы - самоделки, единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, таблицы, дидактические материалы
  • техническое оснащение учебных занятий – презентации, Интернет –ресурсы, аудио и видео записи.
  • формы подведения итогов по каждой теме или разделу программы внеурочной деятельности -  игра, конкурс, КВН, соревнование, турнир.

Список литературы

  1. Волина В. Занимательная математика. – Москва: АСТ: СЛОВО, 2011. – 244 с.: ил.
  2. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
  3. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
  4. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
  5. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
  6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
  7. Шалаева Г.П. Большая книга логических игр. – Москва: АСТ: СЛОВО, 2013. – 224 с.: ил.
  8. Перельман Я. И. 101 головоломка. – Москва: АСТ, 2015. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...