Рабочая программа творческого объединения фольклорного ансамбля
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему
Образовательная программа «Фольклорного ансамбля» построена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей, утвержденными письмом министерства образования и науки РФ, департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Направленность образовательной программы дополнительного образования детей «Фольклорный ансамбль» – художественная. Образовательная область – фольклорное искусство.
Актуальность.
Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры. Колыбельная песня, хоровод, обряд, ритуальное действие помогают осознать многие актуальные проблемы развития с совершенствования человека: учат различать истинные и мнимые ценности, помогают понять, почему идеалом русского народа была не богатая, а Святая Русь. Актуальность заключается еще в том, чтобы привить детям любовь к фольклору, фольклорной песне, привить интерес и уважение к своим национальным истокам – не только эстетическая, но и, прежде всего идейно-нравственная задача современного образования и культуры. Так как знакомство с народной песней расширяет представление ребенка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народно-поэтических текстов повышает речевую культуру детей; элементы движения, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную народную характерность музыкально-поэтических образов.
Изучение фольклора – составная часть единого и многостороннего процесса нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Знания, приобретенные по всему циклу в комплексе, дают возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_tvorcheskogo_obedineniya_folklklornogo_ansamblya.doc | 329.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска»
Согласовано Заместитель директора по ВР __________ /А.Е.Чернушко/ «____»________2015г. | Принято Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска» ___________/Л.А.Горбунова/ Приказ№_____ -ОД от «__»______2015г. |
Рабочая программа творческого объединения фольклорного ансамбля «Росинка»
Руководитель Иноземцева Татьяна Владимировна
г.Петровск
2015-2016 уч.год
Пояснительная записка.
Образовательная программа «Фольклорного ансамбля» построена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей, утвержденными письмом министерства образования и науки РФ, департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Направленность образовательной программы дополнительного образования детей «Фольклорный ансамбль» – художественная. Образовательная область – фольклорное искусство.
Актуальность.
Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры. Колыбельная песня, хоровод, обряд, ритуальное действие помогают осознать многие актуальные проблемы развития с совершенствования человека: учат различать истинные и мнимые ценности, помогают понять, почему идеалом русского народа была не богатая, а Святая Русь. Актуальность заключается еще в том, чтобы привить детям любовь к фольклору, фольклорной песне, привить интерес и уважение к своим национальным истокам – не только эстетическая, но и, прежде всего идейно-нравственная задача современного образования и культуры. Так как знакомство с народной песней расширяет представление ребенка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народно-поэтических текстов повышает речевую культуру детей; элементы движения, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную народную характерность музыкально-поэтических образов.
Изучение фольклора – составная часть единого и многостороннего процесса нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Знания, приобретенные по всему циклу в комплексе, дают возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа.
Основная цель: привить любовь к русскому фольклору, привить интерес и уважение к своим истокам и к национальным особенностям своего народа.
Основные задачи:
- пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к народной песне;
- познакомить детей с лучшими образцами музыкально – поэтического фольклора не только своей местности, но и разных областей России, учитывая диалектные особенности, манеру исполнения, говор;
- познакомить детей с детским песенным фольклорам;
- работа над дыханием и опора звука;
- работа над развитием гармонического слуха, чистотой интонирования;
- работа над строем, ансамблем;
- устранение дефектов в звукообразовании;
- воспитание навыков пения без сопровождения.
- развитие творческих способностей;
- разучивание календарно-обрядовых песен.
- разучивание семейно-бытовых обрядовых песен.
Отличительные особенности данной программы:
В учебно-тематический план включены новые темы:
1. Постановка корпуса
2. Устройство голосового аппарата.
3. Певческая установка – правильное положения корпуса, ног, головы поющего.
4. Распевание.
5. Дыхание:
а) ключичное – при вдохе поднимаются плечи, что создаёт зажатость мышц шеи и плеч;
б) грудное дыхание – работают межрёберные мышцы и диафрагма, диафрагма опускается, межрёберные мышцы расширяются;
в) брюшное дыхание – участвуют мышцы диафрагмы и брюшного пресса;
г) смешанное дыхание –грудобрюшное, где работают мышцы как грудной, так и брюшной полости и диафрагмы.
6. Опора звука – взаимосвязь певческого дыхания с работой голосового и артикуляционного аппарата.
7. Позиция звука:
а) высокая позиция – звук лёгкий, полётный, интонационно чистый, голос менее утомляется;
б) низкая позиция – быстрая утомляемость голоса, фальшь.
8. Атака звука:
а) твердая атака;
б) мягкая атака;
в) придыхательная атака.
9. Артикуляция.
10. Резонаторы:
а) головной резонатор – входят полость рта, гайморовы и лобные пазухи;
б) грудной резонатор – трахея, бронхи и лёгкие.
11. Тембр – индивидуальная окраска голоса.
12. Народная манера пения.
13. Регистр:
а) грудной регистр;
б) головной регистр.
14. Диапазон голоса – объём звуков от нижней до верхней ноты.
15. Единая манера звукообразования.
16. Гигиена певца.
Программа «Фольклорного ансамбля» составлена для учащихся ГБООУ «Санаторная школа-интернат» г.Петровска» для детей среднего школьного возраста от 9 до 13 лет. Рассчитана на 3 года обучения.
Количественный состав – 8-15 человек.
Режим занятий
Год обучения | Общее кол-во часов в год | Число часов в неделю |
1 год | 70 | 2 |
2 год | 70 | 2 |
3 год | 70 | 2 |
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий предполагает соблюдение нормативных требований 40 минут занятие .Основной формой обучения является коллективная форма организации познавательной деятельности. Занятия проводятся в форме урока: урок-беседа, урок-экскурсия, киноурок, практические занятия. Эффективность уроков в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения (объяснительно-иллюстративные методы – с использованием различных дидактических средств: слово, пособия, аудио-видео записей, посещение концертов, фестивалей с последующим анализом и обсуждением; практические методы-планируется ряд выступлений: концерты, творческие отчеты, участие в смотрах, фестивалях.
Также работа ведется по следующим направлениям:
- Организационная.
- Вокально-хоровая. Развитие основных певческих навыков: певческого дыхания, гибкого и подвижного звукоизвлечения, отчетливой и выразительной дикции, единой манеры пения.
- Развитие творческих способностей.
- Подготовка к исполнительской деятельности ансамбля.
Программа всего курса включает в себя:
- освоение теоретических вопросов;
- изучение обширного музыкального материала.
Весь учебный материал предлагаемый для изучения расположен по разделам в соответствии с их приуроченностью к определенным календарным обрядам, праздникам, сезонам года. И располагается по известному принципу – от простого к сложному, от разучивания детского песенного фольклора до семейно-бытовых, исторических песен.
Ожидаемый результат:
Требования к ЗУН учащихся:
1 года обучения
Работа над чистотой интонации, развитие координации между голосом и слухам. Учащиеся должны знать: скороговорки, небылицы, прибаутки, потешный фольклор, колыбельные песни, игровые и хороводные песни в движении, плясовые песни. Диапазон песен – большая терция, чистая кварта от ноты до первой октавы до-фа первой октавы;
2 года обучения
Учащиеся должны знать: требования 1 года обучения, исполнять песни с ударными инструментами, знать жанровые песни. Продолжается работа над чистотой интонации и над дыханием. Расширение диапазона голоса до-ля первой октавы.
3 года обучения
Учащиеся должны знать: требования 2 года обучения, уметь исполнять частушки, плясовые песни простые по интонационному языку, песни – попевки с элементами двухголосия. Продолжается работа над чистотой интонации, работа над дыханием и над развитием гармонического слуха;
По окончании обучения
Учащиеся должны уметь сочетать песни с жестами, сохраняя качество звучания, научится петь осмысленно и выразительно. Научится бережно относится к музыкальным традициям как своего, так и других народов, а также уметь:
- интонационно точно петь выученные партии;
- петь в грудном и головном регистрах;
- умение применять теорию в практике;
- единая певческая манера, диалект;
- цепное дыхание; опора звука;
- отчетливая и выразительная дикция;
- умение применять народно-исполнительские приемы («спад звука», «гуканье». Игра словом и т. д.);
- умение владеть высокой певческой позицией;
- умение владеть певческим дыханием.
В течение каждого учебного года ведется работа над постановкой фольклорных театрализованных представлений, обрядов, праздников. Именно здесь в совокупности представлены различные жанры песенного и поэтического творчества. Здесь дети могут применить все свои умения, навыки ансамблевого и сольного пения, исполнение игровых действий, игр, танцев и хороводов.
Примерный план урока
1. Работа над артикуляционным аппаратом 2-3 минуты.
2. Работа над певческим дыханием 3-5 минут.
3. Распевание: 5-10 минут.
4. Новый материал: 15-20 минут.
5. Повторение изученного материала и закрепление нового 10-15 мин.
Учебно-тематический план творческого объединения
фольклорного ансамбля «Росинка»
I год обучения
№ урока | Тема | Кол-во часов | Итого | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Считалки, игровые песни. | 1 | 7 | 8 |
3 | Пестушки. Потешки. | 1 | 7 | 8 |
4 | Прибаутки. Приговорки. | 1 | 7 | 8 |
5 | Небылицы. Дразнилки. | 1 | 7 | 8 |
6 | Колыбельные песни. | 1 | 7 | 8 |
7 | Календарно обрядовые песни осеннего цикла. | 1 | 7 | 8 |
8 | Календарно обрядовые песни зимне-весеннего цикла. | 1 | 9 | 10 |
9 | Хороводные и плясовые песни. | 1 | 10 | 11 |
Итого | 9 | 26 | 70 |
II год обучения
№ урока | Тема | Кол-во часов | Итого | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Плясовые песни. | 5 | 10 | 15 |
3 | Вечёрочные, посиделочные, кадрильные песни. | 5 | 10 | 15 |
4 | Шуточные песни. | 5 | 10 | 15 |
5 | Частушки. | 5 | 10 | 15 |
6 | Календарно обрядовые песни весенне-летнего цикла. | 5 | 4 | 9 |
Итого | 26 | 44 | 70 |
III год обучения
№ урока | Тема | Кол-во часов | Итого | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Семейно – бытовые обрядовые песни. | 4 | 15 | 19 |
3 | Социально-бытовые песни. | 5 | 20 | 25 |
4 | Лирические протяжные песни. | 5 | 20 | 25 |
Итого за год | 15 | 55 | 70 |
Содержание изучаемого курса
I год обучения
Тема№1. Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ и ПБ.
Беседа по теме: правильная постановка корпуса (положение головы и корпуса, участие и характер мимики и жестикуляции в процессе пения);
- голосовой аппарат, в него входят: гортань с голосовыми складками;
- артикуляционный аппарат (губы, зубы, язык, щёки);
- дыхательный аппарата: полость носа, рта, носоглотки, гортани, дыхательного горла - трахея, бронхи, лёгкие, мышцы управляющие дыханием;
- типы певческого дыхания: ключичное, грудное, брюшное, смешанное;
- гигиена певца;
- малообъемные песни.
Тема№2. Считалки, игровые песни.
- Считалки: «Баба сеяла горох», «Тики, тики, тики, таки», «Раз, два, три, четыре, пять».
- Игровые песни: «Дударь», «Гори, гори, ясна», «Баба Ёжка», «Тетёрка», «Заплетися плетень», «Яблонька», «Подушечка», «В хороводе были мы», «Шла Матрёшка», «Синочки».
Тема№3. Пестушки. Потешки.
- Потешки: «Андрей-Воробей», «Аты-Баты», «Зайка выйди в сад», «Дрёма».
- Пестушки: «Скок-поскок», «Ножками ходушечки», «Тяни, тяни», «С гоголя вода», «Летит галка».
Тема№4. Прибаутки. Приговорки.
- Прибаутки: «Петушок», «Ай дуду, ай дуду», «Как у наших у ворот», «Веники», «Ай чики, чикалочки», «Уж ты, бабушка татуля».
- Приговорки: «Божья коровка», «Ванька-встанька», «Сорока-белобока».
Тема№5 Небылицы. Дразнилки.
- Небылицы: «Как у нашего то Вани», «Лиса лычки драла», «Галки, вороны».
- Дразнилки: «Фёкла-пышка», «Упал Ваня с потолка», «Рёва-корова», «Прокоп-укроп».
Тема№6. Колыбельные песни.
- «Котенька-коток», «Баб, баюшки, бай, бай», «А дидили-дидили», «Спи, сыночек мой, усни».
Тема№7. Календарно обрядовые песни осеннего цикла.
- Покосные: «Из-за Лесику».
- Жатвенные песни: «Пора, мати, жито жати», «Жнея молодыя», «На нашей на нивке».
- Дожиночные песни: «Солнце низко, вечер близко».
Тема№8. Календарно обрядовые песни зимне-весеннего цикла.
- Кузьминочные песни: «На Кузьму Демьяна»,
- Святочные обрядовые песни: «Коляда», «Сею, вею, посеваю», «Славите, славите»,
«С Рождеством Христовым», «Добрый тебе вечер ласковый хозяин».
- Масленичные песни: «А мы масленку дожидались», «Как на масленской недели», «Я думала масленка семь недель», «Ты прощай, прощай, наша Масленица».
- Весенние и летние заклички: «Жаворонок дуда», «Весна-красна», «Благослови, мати, весну закликати», «Дождик, дождик, лей, лей, лей», «Дождик, дождик, перестань».
Тема№9. Хороводные и плясовые песни.
- Хороводные песни: «Как по морю», «Ты, шкатулка, шкатулка моя», «Кто у нас хороший», «Как пошли наши подружки».
- Плясовые песни: «Вы садитесь девушки», «Уж и кто у нас приезжий гость», «У хозяина в дому», «Как у нашего соседа», «На горе-то калина».
II год обучения
Тема№1. Вводное занятие.
Инструктаж по ПБ и ТБ. Закрепление пройденного песенного репертуара.
Беседа по теме:
- опора звука;
- позиция звука;
- атака звука;
- типы певческой атаки;
- резонаторы;
- регистр.
Тема№2. Плясовые песни.
«Молодка, молодка, молоденькая», «Соловейка маленький, голосочек важненький», «Вася, Вася, Василочек».
Тема№3. Вечёрочные, посиделочные, кадрильные песни.
- Вечёрочные: «Уж вы, девушки-тараторочка», «Шла девица к ставнику».
- Посиделочные: «Прялочка», «Затевай-ка, мать, опару», «Улица широкая», «Весёлдая беседушка».
- Кадрильные песни: «Как за нашим за двором», «Уж как в Галиче горка крута».
Тема№4. Шуточные песни.
«Как кума-то к куме», «Вошка парилася», «Ой, пчёлочка златая».
Тема№5 Частушка.
«Поиграй гармошка наша», «Мы с веселой песней дружим»,
«Не судите, люди добры», «Куда солнышко садится».
Тема№6. Календарно обрядовые песни весенне-летнего цикла.
- Пасхальные песни: «Пасху радостно встречаем», «Волачилися валачобнички», «Пришли-стали, Христос, сыне божий васкрёс!».
- Семицкие песни: «Семик, ты, Семик», «А и густо на берёзе листьё», «Венщик ли мой, венщик», «На гряной недели русалки сидели».
- Троицкие песни: «А скоро, скоро Троица», «Вот сегодня Троица», «Святой духа Тройца», «Ты не радуёся, ель-осинушка».
- Весенние хороводные песни: «Ой, сияли девки лён», «Ты не стой, не стой колодец», «Во лузях берёза», «Бояре вы защем пришли?».
- Песни проводов весны: «Кострома, ты, Кострома», «Проводы Костромы».
- Купальские песни: «Купаленька, ночь маленька», «Ой, рано на Ивана», «Ивана-Купала на вулицу звала», «Как Ивановы дочки», «Как Иван да Марья».
III год обучения
Тема№1. Вводное занятие.
Инструктаж по ПБ и ТБ.
Беседа по теме:
- тембр – индивидуальная окраска голоса;
- народная манера пения.
Тема№2. Семейно – бытовые обрядовые песни.
Свадебные песни: «Не было ветру», «Из поля, поля», «Уж ты свашенка», «У нас Оленька рыдает», «На девичьем было вечере», «Виноград во саду цветёт», «Шуточное корильное величание».
Тема№3. Социально-бытовые песни.
«Сидел Ваня на диване», «О чём задумался служивый», «Не для тебя весна пришла»,
«Как на дубе».
Тема№4. Лирические протяжные песни.
«Лучина моя, лучинушка», «Ой, да ты взойди, взойди», «Ты, рассизенький
голубочек», «Кукует кукушка».
Список использованных источников
1.Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сборник научных трудов- Саратов:Изд-во «Научная книга»,2003.-238с.
2.Алиев Ю. Пути формирования многоголосных навыков в детском хоре. \Музыкальное воспитание в школе. М., 1995 г. Выпуск №4.
3. Аникин В.Б. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. М., уч, 1997 г.
4. Аникин В.П. «Детский фольклор», 1983.
5. Астафьев Б.В. «О народной музыке», 1987.
6. Архипова Г.А. «Русские народные песни»: Хрестоматия для средне-специальных учебных заведений /ЧГАКИ. Челябинск, 2006. – 203 с.
7. Бачинская Н.В., Попова Т.И. «Русское народное музыкальное творчество». М.,1968 – 303 с.
8. Бирюков Ю.Е. «Казачьи песни». М.: «Современная музыка», 2004 – 311 с.
9.Г.Дмитриева,Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе.-
10.Куприянова Л.Л. «Русский фольклор».М.:Мнемозина,2000.-48с.:нот
11.ЛМ.:Издательский центр «Академия»,1998.- 240с.
12. Меканина Л. «Хрестоматия русской народной песни» для учащихся 1-7 классов. Издание третие. М. «Музыка», 1991 г.
13. Мерзляков С.И., Комалькова Е.Ю. «Фольклорные праздники» для детей младшего школьного возраста». М., 2001 г.
14. Мерзляков С.И., Мерзлякова Т.П. «Музыкально-игровой материал» для детей младшего школьного возраста» учебно-методическое пособие. М., 2002 г.
15. Науменко Г.Н. «Фольклорный праздник». М., 2000 г.
2004 г.
ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска»
Согласовано Заместитель директора по УР __________ /А.Е.Чернушко/ «____»________2014г. | Принято Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска» ___________/Л.А.Горбунова/ Приказ№_____ -ОД от «__»______2014г. |
Рабочая программа вокального
творческого объединения
Руководитель Иноземцева Татьяна Владимировна
г.Петровск
2014-2015 уч.год
Пояснительная записка
Искусство - необходимая часть жизни человека, его душа. Хоровое, вокальное пение - одна из самых массовых форм музыкального искусства. Хоровой класс - важнейшая дисциплина музыкально-эстетического образования учащихся, играющая большую роль в формировании их духовной культуры, развитии творческой активности. Вокальное пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Оно воздействует на умственные силы учащихся, сознание, память, воображение; волю; эстетическое чувство и физическую сторону человека.
Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение - эффективное средство физического воспитания и развития детей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; певческая установка способствует воспитанию правильной осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.
Обучение базируется на применении эффективных прогрессивных методик, в числе которых методика комплексного музыкально-певческого воспитания Д.Е. Огороднова, проверенная многолетней практикой самого автора, его учеников и последователей в работе с различными детскими хоровыми и вокальными коллективами.
Данная образовательная программа своей целью ставит развитие музыкальных способностей учащихся, овладение вокально-хоровыми навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
образовательные:
- овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;
- знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;
развивающие:
- развитие музыкальной памяти, внимания, воображения; мышления;
- развитие голосового аппарата;
- развитие артистических качеств;
воспитательные:
- воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;
- воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.
Используемые в работе методы вокального обучения опираются на процесс мышления и объединяют познавательные процессы с практическими умениями.
В работе по освоению содержания программы применяются основные принципы развивающего обучения:
- обучение на высоком уровне трудности, но в пределах возможностей
воспитанников; - осознание учащимися процесса обучения;
- принцип перспективности;
- принцип систематичности в развитии певческого голоса проявляется в
постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
За период обучения предполагается участие учащихся в конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях.
В качестве итогового контроля в конце учебного года предполагается проведение творческого отчета.
- Вокально-хоровая работа
1. Вводное занятие
Ознакомление с программой, основными темами, режимом работы, правилами личной гигиены вокалистов. Проведение начальной диагностики.
2. Звукообразование
Работа над точным интонированием и естественным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона (одноголосные и с элементами двухголосия). Упражнения направленные на правильную постановку корпуса, осанки. Работа над формированием высокой певческой позиции, раскрепощением вокально-певческого аппарата. Закрепление навыка правильного открытия рта и опускания глотки. Работа над достижением однородности звучания регистров. Упражнения, состоящие из мелодических попевок, включающих в себя скачкообразный переход в различные регистры. Укрепление верхней и нижней тесситуры, расширение диапазона.
3. Дыхание
Выработка навыка цепного дыхания. Короткое и задержанное дыхание.
Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания.
Взаимосвязь качества звука и дыхания. Укрепление диафрагмального дыхания. Короткий и длинный вдох. Формирование навыка экономного выдоха.
4. Дикция и артикуляция
Формирование навыков правильного певческого произношения слов. Активизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков. Сонорные и несонорные (вокально удобные и неудобные) согласные звуки. Гласные и приемы их акустической подмены. Формирование у вокалистов четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом.
5. Работа с солистами.
Подбор репертуара. Работа над звуковедением, над чистотой интонирования.
6. Музыкально-исполнительская работа
Развитие навыка уверенного пения в различных музыкальных штрихах (1еgаtо, stассаtо, mагсаto, nоn 1еgаtо). Знание динамических оттенков сгеsсеndо, diminuendо, р, mр, mf, f, ff. Отработка динамических оттенков и штрихов в упражнениях, распевках и репертуарных произведениях. Работа над снятием форсирования звука в режиме пения f и ff. Упражнения, направленные на сохранение певческого тона и диафрагмального дыхания при пении mezzo piano, рiаnо. Адекватное восприятие дирижерского жеста.
7. Хоровой ансамбль
Понятие единства элементов хоровой звучности. Работа над формированием совместного хорового звучания с использованием всех вышеуказанных форм. Разновидности хорового ансамбля. Понятие однородной звучности хора.
- Элементы хорового сольфеджио
1. Интервал
Интонирование малых, больших, чистых интервалов. Разнообразные формы работы над интервальной цепочкой: работа над унисоном в 2-голосии, развитие внутреннего слуха, координация между слухом и голосом.
2. Метроритм
Простые, сложные, сложно-составные и несимметричные размеры. Дуольная и триольная пульсация. Упражнения по ритмическому аккомпанементу. Постоянство метра. Ритмические упражнения с остинантным сопровождением. Ритмический канон. Музыкальные и речевые скороговорки.
3. Работа над звуковедением. 2-х-голосное пение
Совершенствование унисона, переход к многоголосному пению. Включение в репертуар песен с различными видами двухголосия (подголосочное, каноническое, имитационное, гармоническое).
4. Работа над песней
Разучивание нового произведения с поддержкой инструмента и без него, сольфеджируя и со словами (в зависимости от сложности).
Учебно-тематический план
занятий вокальной группы
на 2014-2015 учебный год
№ зан. | Разделы, темы | Кол-во часов | Дата проведения |
1.Вокально-хоровая работа | |||
1 | Вводное занятие. Начальная диагностика | 6 | |
2 | Звукообразование | 6 | |
3 | Дыхание | 3 | |
4 | Дикция и артикуляция | 3 | |
5 6 | Работа с солистами | 6 | |
7 | Музыкально-исполнительская работа | 7 | |
8 | Хоровой ансамбль | 10 | |
2.Элементы хорового сольфеджио | |||
1 | Интервал | 6 | |
2 | Метроритм | 6 | |
3 | Работа над звуковедением в произведениях | 9 | |
4 | Работа над песней | 7 | |
5 | Отчетный концерт | 1 | |
Итого: | 70 |
Пояснительная записка.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
По всей целевой направленности программа предпрофес-сиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства
Песня, современная песня в школе - это эффективная форма работы с детьми различного возраста.
Занятия в ансамбле пробуждают у учащихся интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в ансамбле.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитии учащихся будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников.
Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить учащихся к вокальному искусству.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 9 до 15 лет.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
• формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
• развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
• освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
• овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
• воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
- Привитие любви к вокальному искусству и научить правильно, исполнять вокальные произведения.
Задачи:
1. На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
4. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
5. Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
- Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Программа рассчитана на 3 года обучения
Первый год обучения - это дети 9-10 лет,
Второй год обучения - дети 11-13лет.
Третий год обучения – дети 13-15лет
Состав участников в ансамбле 10-20 человек.
В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы автор считает форму кружка. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.
Без знаний этих особенностей сложно выявить верные регистры детских голосов; трудно подобрать для выполнения материал в диапазоне, соответствующем возрастным особенностям; добиться легкого звуковедения, вести детей к вокальному мастерству. Голос ребенка формируется постепенно, в течение длительного периода. Голосовая мышца гортани человека формируется к 11 годам и продолжает развиваться до 20 лет.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись - мир искусства в трех видах - охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.
При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка - умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы - начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства - представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.
В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и т. д., а также совместную работу педагога, родителей и детей. Воспитание детей в семье, в коллективе будет осуществляться наиболее успешно, если между педагогом и родителями существует контакт.
Методы и формы.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
4. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Содержание программы:
Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод "шаг за шагом").
Первый год обучения.
"ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС". Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
Второй год обучения.
"МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ...". Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосовые импровизации, пунктирный ритм.
Третий год обучения.
"ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!" Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.
Программа бедет успешно реализована:
- если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практичсеский материал;
- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
- будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;
- будет создана библиотека специализированной вокально-хоровой литературы;
- будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ . Первый год обучения | ||||||
№ урока | Дата | Тема | Кол-во часов | Прим. | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | ||||
Вокально – хоровая работа | ||||||
2 | Знакомство с голосовым аппаратом. Прослушивание голосов. | 1 | ||||
3 | Певческая установка. Дыхание. | 1 | ||||
4,5 | Распевание. Детский фольклор. | 2 | ||||
6,7,8, | Унисон. Песенки из мультфильмов. | 3 | С-D «Я рисую лето» детск. Песни. | |||
9 | Звуковедение. Нотная грамота. | 1 | ||||
10 | Вокальная позиция. Колыбельные песни. | 1 | C-D караоке.Диск песни про школу и учителей. | |||
11 | Музыкальные игры и загадки. | 1 | ||||
12 | Формы и жанры вокальной музыка. | 1 | ||||
13,14,15,16 | Детские песни в исполнении эстрадных певцов. Работа над дикцией. | 4 | C-D песни караоке А.Ермолова «Новый день». | |||
17,19 | Осенние песни. Работа с солистами. | 2 | ||||
20 | Работа над унисоном. Школьные годы. | 1 | ||||
21 | Каникулы - веселая пора. | 1 | Диск «Сказочные герои» | |||
22 | Работа над звуковедением в разучиваемых произведениях | 1 | ||||
Музыкально – теоретическая подготовка | ||||||
23 | Основы музыкальной грамоты | 1 | ||||
24 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Разучивание русской народной песни «Ковылек» | 1 | ||||
25 | Развитие чувства ритма | 1 | ||||
Теоретико – аналитическая работа | ||||||
26 | Народное творчество. Волшебная страна звуков. | 1 | Диски «Эх,фольклор № 1,2,3,4,5 | |||
27 | В гостях у сказки. | 1 | ||||
28 | Веселый праздник Масленица. | 1 | ||||
29 | Весенний вальс. | 1 | ||||
30 | Мелодии дня. | 1 | ||||
31 | Краски музыки и голоса. | 1 | ||||
32 | Необычные звуки и голоса. Беседа о творчестве композиторов. | 1 | ||||
33 | Песни о дружбе. | 1 | Диск»Барбарики» | |||
34 | Народное творчество | 1 | ||||
35 | Хороводные песни, шутки, игры. Беседа о творчестве композиторов. | 1 |
Второй год обучения. Старшая группа. 2 часа в неделю. Пятница с 15.00до 17.00. | ||||
№ урока | Дата | Тема | Кол-во часов | При меч. |
1. | Введение. Летние впечатления. Повторение изученного песенного материала. | 1 | ||
Вокально – хоровая работа. | ||||
2.3 | Прослушивание голосов. Использование певческих навыков. | 2 | ||
4 | Манера вокального исполнения. Подготовка ко Дню учителя. | 1 | ||
5,6 | Разучивание песен ко Дню учителя», работа над дикцией,звуковедением. | 2 | ||
7,8 | Мелодия - душа музыки. Певческая установка. | 2 | ||
9 | Солнечный свет в моем голосе. Унисон. | 1 | ||
10,11 | Танцуют и поют все дети! Развитие хореографических навыков. | 2 | ||
12,13 | Праздник в душе у нас. Работа над дикцией. | 2 | ||
14 | Звуки и краски голоса. Работа над звуковедением. | 1 | ||
15,16,17 | Песни детских кинофильмов. | 3 | ||
18,19,20 | Двухголосие. Владение собственной манерой вокального исполнения. | 3 | ||
21,22 | Вокальный портрет сказочных героев. | 2 | ||
23 | Великие вокалисты.Беседа. | 1 | ||
24 | Картины природы в песнях и сказках. | 1 | ||
25 | Песни давно минувших дней. | 1 | ||
Музыкально-теоретическая подготовка. | ||||
26,27,28,29,30,31 | Музыкальная шкатулка. Основы нотной грамоты | 6 | ||
32,33,34,35 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 4 | ||
36,37,38 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. | 3 | ||
39,40,41,42,43,44 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. | 6 | ||
45,46 | Работа с солистами. | 2 | ||
47 | Беседа «Вечная память русским героям» | 1 | ||
48,49 | Россия - Родина моя. | 2 | ||
50,51,52,53,54,55 | Вокально – хоровая работа | 6 | ||
56,57 | Души прекрасные порывы. Сценическая хореография. | 2 | ||
58 | Беседа великие композиторы классики. | 1 | ||
Концертно – исполнитеская деятельность | ||||
59,60,61,62 | Не грусти, улыбнись и пой! Разучивание произведений современных детских композиторов. | 4 | ||
63,64,65 | Песня рассказывает обо всем. Подготовка к концерту. | 3 | ||
66 | Вокал откроет нам новый мир. Подготовка к отчетному концерту. | 1 | ||
67 | Красочность моего голоса. | 1 | ||
68,69 | Все мы дружим с музыкой и песней. | 1 | ||
70 | Сколько песен мы с вами вместе... Отчетный концерт. | 1 |
Третий год обучения. | ||||||
№ урока | Дата | Тема | Кол-во часов | Прим. | ||
Вокально – хоровая работа | ||||||
1,2 | Мой самый чистый голос. Использование певческих навыков. | 2 | ||||
3 | Все мы дружим с песней. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. | 1 | ||||
4,5,6 | Опорное дыхание, артикуляция, певческое дыхание. | 3 | ||||
7,8,9,10,11 | Куда уходит детство. Вокально-хоровая работа | 5 | ||||
12,13 | Двухголосие, звуковедение. | 2 | ||||
14,15,16 | Знакомство с многоголосным пением | 3 | ||||
17,18,19,20 | Дикция и артикуляция, расширение диапазона голоса. | 4 | ||||
21,22,23,24,24,26,27,28 | Школьные годы чудесные. Разучивание песен. | 8 | ||||
29,30 | Песня твой друг на многие года. Обработка полученных вокальных навыков. | 2 | ||||
31,32,33 | Песни разных народов. Пение под фонограмму. | 3 | ||||
34,35 | С чего начинается Родина? | 3 | ||||
36 | Волшебный голос песни детства. Жанры вокальной музыки. | 2 | ||||
37,38 | Типы дыхания. Разучивание песни. | 1 | ||||
39,40, | Импровизация мелодико- ритмических моделей. | 1 | ||||
41,42 | Известные песни нашего детства. | 2 | ||||
43,44 | Народное творчество. Знакомство с фольклором. | 2 | ||||
45 | Движения под музыку. | 1 | ||||
46,47 | Постановка танцевальных движений, театральные постановки. | 2 | ||||
48 | Единство музыки и танца. | 1 | ||||
49 | Песня и фантазия. | 1 | ||||
50,51,52 | Песни Великой Победы. | 3 | ||||
53 | Этот день нам позабыть нельзя. | 1 | ||||
54,55,56 | Мой голос самый, самый звонкий! | 3 | ||||
57,58,59,60,61,62 | Подготовка к отчетному концерту. | 6 | ||||
63,64,65 | Сценическая хореография. | 3 | ||||
66,67,68,69 | Подготовка к концертному выступлению. | 4 | ||||
70 | Концерт | 1 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (1-й год обучения)
В результате обучения пению учащийся должен знать/понимать:
- Строение артикуляционного аппарата;
- Владеть некоторыми основами музыкальной нотной грамоты
- Особенности и возможности певческого голоса;
- Гигиену певческого голоса;
- Понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно,легко»;
• понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
• основы музыкальной грамоты;
• познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера;
• уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
• владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова - артикулировать при исполнении);
• стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (2-й год обучения)
В результате обучения пению учащийся должен знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
• жанры вокальной музыки; уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;
• принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
• усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков
• участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (3-й год обучения)
В результате обучения пению ребенок должен
знать/понимать:
• основные типы голосов;
• жанры вокальной музыки;
• типы дыхания;
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
• реабилитация при простудных заболеваниях;
• образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество;
уметь:
• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
• петь несложные двухголосные каноны;
• импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;
• исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.
• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки - синкопы,
• умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
• участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
Литература.
- Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сборник научных трудов – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2003. – 238с.
- Методика музыкального воспитания в школе: учебн. Пособие для студентов сред. Пед.учеб. заведений /Л.Г.Дмитриева, Н.М. Черноиваненко/ - 2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия» 1998. – 240 с.
- Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методжические рекомендации /авт.сост. Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 138с.
- Русский фольклор: Пособие для учителя музыки общеобразовательных учреждений./Л.Л. Куприянова/ – М.: Мнемозина, 2000. – 48с.: нот.
- Уроки пения 1-3 кл. /Н.И.Журавленко/ - Мн: Полиграфмаркет, 1998. – 96с.
Электронно – учебные методические комплекты.
- C-D диск «Новый день» - песни караоке Александра Ермолова. Изд. Детских образовательных программ «Весть-ТДА», Москва, 2004г.
- C-D диск «77-караоке для детей» вып.1. диск 2.Детское музыкально изд. ТВИК – 2006г.
- C-D диск «Детский праздник» песни А.Ермолова изд.детских образовательных программ Весть –ТДА»
- C-D диск «Новогодний карнавал» - изд. Детских образовательных программ «Весть – ТДА», Москва, 2004г.
- C-D диск «С днеи рождения» сборник веселых детских песен. Детское музыкальное издательство «ТВИК», Москва,2007г.
- C-D диск «Удивительный мир» детские песни Е.Подгобунских. Изд. «ТВИК», Москва,2007г.
- C-D диск «Жил да был, веселый гном» песни для детей. Изд. «ТВИК», Москва, 2007г.
- C-D диск «100% детский хит» изд. ООО «Супер Мьюзик» 2007г.
- C-D диск «77 караоке для детей» вып. 2. диск 2. Детское музыкально изд. ТВИК – 2006г.
- C-D диск «77 караоке для детей» вып.1. диск 3. Детское музыкально изд. ТВИК – 2006г.
- C-D диск «Я рисую лето» детское музыкальное изд. ТВИК, Москва 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методика развития базовых музыкальных способностей ребенка в процессе занятий детского фольклорного ансамбля (на примере детского фольклорного ансамбля «Рябинушка»)»
развитие певческих навыков...
"Посиделки" фольклорного ансамбля
конспект фольклорного занятия...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Приемы формирования народной манеры пения на начальном этапе работы младшего состава ансамбля (Открытый урок в классе фольклорного ансамбля)
Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом слысле фольклор - школа общения, красоты поведения,быта, одежды,труда. Это бесценный дар памяти поколений,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Фольклорный ансамбль «ЛОЖКАРИ» Возраст детей 8 – 10 лет Срок реализации 3 года
Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах...
Тема:« Методы вокально-хоровой работы на занятиях творческого объединения фольклорного ансамбля «Забава».
Цель:«Способствовать творческой самореализации учащихся посредством хорового исполнительства.Создать условие для формирование навыка точного интонирования , четкой артикуляции в процессе в...