Рабочая программа творческого объединения фольклорного ансамбля
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему

Иноземцева Татьяна Владимировна

Образовательная программа «Фольклорного ансамбля» построена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей, утвержденными письмом министерства образования и науки РФ, департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Направленность образовательной программы дополнительного образования детей «Фольклорный ансамбль» – художественная. Образовательная область – фольклорное искусство.
Актуальность.

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей  национальной культуры. Колыбельная песня, хоровод, обряд, ритуальное действие помогают осознать многие актуальные проблемы развития с совершенствования человека: учат различать истинные и мнимые  ценности, помогают понять, почему идеалом  русского народа была не богатая, а Святая Русь. Актуальность заключается еще  в том, чтобы привить детям любовь к фольклору, фольклорной песне, привить интерес и уважение к своим национальным истокам – не только эстетическая, но и, прежде всего идейно-нравственная задача современного образования и культуры. Так как знакомство с народной песней расширяет представление ребенка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народно-поэтических текстов повышает речевую культуру детей; элементы движения, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную народную характерность музыкально-поэтических образов.

Изучение фольклора – составная часть единого и многостороннего процесса нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Знания, приобретенные по всему циклу в комплексе, дают возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска»

Согласовано

Заместитель директора по ВР

__________ /А.Е.Чернушко/

«____»________2015г.

Принято  

Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска» ___________/Л.А.Горбунова/

Приказ№_____ -ОД от «__»______2015г.

Рабочая программа творческого объединения фольклорного ансамбля «Росинка»

Руководитель Иноземцева Татьяна Владимировна

г.Петровск

2015-2016 уч.год

Пояснительная записка.

Образовательная программа «Фольклорного ансамбля» построена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей, утвержденными письмом министерства образования и науки РФ, департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Направленность образовательной программы дополнительного образования детей «Фольклорный ансамбль» – художественная. Образовательная область – фольклорное искусство.
Актуальность.

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей  национальной культуры. Колыбельная песня, хоровод, обряд, ритуальное действие помогают осознать многие актуальные проблемы развития с совершенствования человека: учат различать истинные и мнимые  ценности, помогают понять, почему идеалом  русского народа была не богатая, а Святая Русь. Актуальность заключается еще  в том, чтобы привить детям любовь к фольклору, фольклорной песне, привить интерес и уважение к своим национальным истокам – не только эстетическая, но и, прежде всего идейно-нравственная задача современного образования и культуры. Так как знакомство с народной песней расширяет представление ребенка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народно-поэтических текстов повышает речевую культуру детей; элементы движения, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную народную характерность музыкально-поэтических образов.

Изучение фольклора – составная часть единого и многостороннего процесса нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Знания, приобретенные по всему циклу в комплексе, дают возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа.

Основная цель: привить любовь к русскому фольклору, привить интерес и уважение к своим истокам и к национальным особенностям своего народа.

Основные задачи:

  • пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к народной песне;
  • познакомить детей с лучшими образцами музыкально – поэтического фольклора не только своей местности, но и разных областей России, учитывая диалектные особенности, манеру исполнения, говор;
  • познакомить детей с детским песенным фольклорам;
  • работа над дыханием и опора звука;
  • работа над развитием гармонического слуха, чистотой интонирования;
  • работа над строем, ансамблем;
  • устранение дефектов в звукообразовании;
  • воспитание навыков пения без сопровождения.
  • развитие творческих способностей;
  • разучивание календарно-обрядовых песен.
  • разучивание семейно-бытовых обрядовых песен.

Отличительные особенности данной программы:

В учебно-тематический план включены новые темы:

1. Постановка корпуса 
2. Устройство голосового аппарата.
3. Певческая установка – правильное положения корпуса, ног, головы поющего.
4. Распевание.
5. Дыхание:
       а) ключичное – при вдохе поднимаются плечи, что создаёт зажатость мышц шеи и плеч;
       б) грудное дыхание – работают межрёберные мышцы и диафрагма, диафрагма опускается, межрёберные мышцы расширяются;
       в) брюшное дыхание – участвуют мышцы диафрагмы и брюшного пресса;
       г) смешанное дыхание –грудобрюшное, где работают мышцы как грудной, так и брюшной полости и диафрагмы.
6. Опора звука – взаимосвязь певческого дыхания с работой голосового и артикуляционного аппарата.
7. Позиция звука:
       а) высокая позиция – звук лёгкий, полётный, интонационно чистый, голос менее утомляется;
       б) низкая позиция – быстрая утомляемость голоса, фальшь.
8. Атака звука:
       а) твердая атака;
       б) мягкая атака;
       в) придыхательная атака.
9. Артикуляция.
10. Резонаторы:
       а) головной резонатор – входят полость рта, гайморовы и лобные пазухи;
       б) грудной резонатор – трахея, бронхи и лёгкие.
11. Тембр – индивидуальная окраска голоса.
12. Народная манера пения.
13. Регистр:
       а) грудной регистр;
       б) головной регистр.
14. Диапазон голоса – объём звуков от нижней до верхней ноты.
15. Единая манера звукообразования. 
16. Гигиена певца.

Программа «Фольклорного ансамбля» составлена для учащихся ГБООУ «Санаторная школа-интернат» г.Петровска» для детей среднего школьного возраста от 9 до 13 лет. Рассчитана на 3 года обучения.

Количественный состав  – 8-15 человек.

Режим занятий

Год обучения

Общее кол-во часов в год

Число часов в неделю

1 год

70

2

2 год

70

2

3 год

70

2

Особенности организации образовательного процесса

Режим занятий предполагает соблюдение нормативных требований 40 минут занятие .Основной формой обучения является коллективная форма организации познавательной деятельности. Занятия проводятся в форме урока: урок-беседа, урок-экскурсия, киноурок, практические занятия. Эффективность уроков в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения (объяснительно-иллюстративные методы – с использованием различных дидактических средств: слово, пособия, аудио-видео записей, посещение концертов, фестивалей с последующим анализом и обсуждением; практические методы-планируется ряд выступлений: концерты, творческие отчеты, участие в смотрах, фестивалях.

Также работа ведется по следующим направлениям:

  • Организационная.
  • Вокально-хоровая. Развитие основных певческих навыков: певческого дыхания, гибкого и подвижного звукоизвлечения, отчетливой и выразительной дикции, единой манеры пения.
  • Развитие творческих способностей.
  • Подготовка к исполнительской деятельности ансамбля.

Программа всего курса включает в себя:

  • освоение теоретических вопросов;
  • изучение обширного музыкального материала.

Весь учебный материал предлагаемый для изучения расположен по разделам в соответствии с их приуроченностью к определенным календарным обрядам, праздникам, сезонам года. И располагается по известному принципу – от простого к сложному, от разучивания детского песенного фольклора до семейно-бытовых, исторических песен.

Ожидаемый результат:

Требования к ЗУН учащихся:

1 года обучения

Работа над чистотой интонации, развитие координации между голосом и слухам. Учащиеся должны знать: скороговорки, небылицы, прибаутки, потешный фольклор, колыбельные песни, игровые и хороводные песни в движении, плясовые песни. Диапазон песен – большая терция, чистая кварта от ноты до первой октавы до-фа первой октавы;

2 года обучения

Учащиеся должны знать: требования 1 года обучения, исполнять песни с ударными инструментами, знать жанровые песни. Продолжается работа над чистотой интонации и над дыханием. Расширение диапазона голоса до-ля первой октавы.

3 года обучения

Учащиеся должны знать: требования 2 года обучения, уметь исполнять частушки, плясовые песни простые по интонационному языку, песни – попевки с элементами двухголосия. Продолжается работа над чистотой интонации, работа над дыханием и над развитием гармонического слуха;

По окончании обучения

Учащиеся должны уметь сочетать песни с жестами, сохраняя качество звучания, научится петь осмысленно и выразительно. Научится бережно относится к музыкальным традициям как своего, так и других народов, а также уметь:

  • интонационно точно петь выученные партии;
  • петь в грудном и головном регистрах;
  • умение применять теорию в практике;
  • единая певческая манера, диалект;
  • цепное дыхание; опора звука;
  • отчетливая и выразительная дикция;
  • умение применять народно-исполнительские приемы («спад звука», «гуканье». Игра словом и т. д.);
  • умение владеть высокой певческой позицией;
  • умение владеть певческим дыханием.

В течение каждого учебного года ведется работа над постановкой фольклорных театрализованных представлений, обрядов, праздников. Именно здесь в совокупности представлены различные жанры песенного и поэтического творчества. Здесь дети могут применить все свои умения, навыки ансамблевого и сольного пения, исполнение игровых действий, игр, танцев и хороводов.

Примерный план урока

1. Работа над артикуляционным аппаратом 2-3 минуты.
2. Работа над певческим дыханием 3-5 минут.
3. Распевание: 5-10 минут. 
4. Новый материал: 15-20 минут.
5. Повторение изученного материала и закрепление нового 10-15 мин.

Учебно-тематический план творческого объединения

фольклорного ансамбля «Росинка»

I год обучения

№ урока

Тема

Кол-во часов

Итого

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

2

Считалки, игровые песни.

1

7

8

3

Пестушки. Потешки.                          

1

7

8

4

Прибаутки.  Приговорки.            

1

7

8

5

Небылицы. Дразнилки.

1

7

8

6

Колыбельные песни.

1

7

8

7

Календарно обрядовые песни осеннего цикла.

1

7

8

8

Календарно обрядовые песни зимне-весеннего цикла.

1

9

10

9

Хороводные и плясовые песни.

1

10

11

Итого

9

26

70

II год обучения

№ урока

Тема

Кол-во часов

Итого

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

2

Плясовые песни.

5

10

15

3

Вечёрочные, посиделочные, кадрильные  песни.

5

10

15

4

Шуточные песни.

5

10

15

5

Частушки.

5

10

15

6

Календарно обрядовые песни весенне-летнего цикла.

5

4

9

Итого

26

44

70

III год обучения

№ урока

Тема

Кол-во часов

Итого

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Семейно – бытовые обрядовые песни.

4

15

19

3

Социально-бытовые песни.

5

20

25

4

Лирические протяжные песни.

5

20

25

Итого за год

15

55

70

Содержание изучаемого курса

I год обучения

Тема№1. Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ и ПБ.

Беседа по теме: правильная постановка корпуса (положение головы и корпуса, участие и характер мимики и жестикуляции в процессе пения);

- голосовой аппарат, в него входят: гортань с голосовыми складками;

- артикуляционный аппарат (губы, зубы, язык, щёки);

- дыхательный  аппарата: полость носа, рта, носоглотки, гортани, дыхательного горла - трахея, бронхи, лёгкие, мышцы управляющие дыханием;  

- типы певческого дыхания: ключичное, грудное, брюшное, смешанное;

- гигиена певца;

- малообъемные песни.

Тема№2. Считалки, игровые песни. 

  • Считалки: «Баба сеяла горох», «Тики, тики, тики, таки», «Раз, два, три, четыре, пять».
  • Игровые песни: «Дударь», «Гори, гори, ясна», «Баба Ёжка», «Тетёрка», «Заплетися плетень», «Яблонька», «Подушечка», «В хороводе были  мы», «Шла Матрёшка»,  «Синочки».

Тема№3. Пестушки.  Потешки.        

  • Потешки: «Андрей-Воробей», «Аты-Баты», «Зайка выйди в сад», «Дрёма».
  • Пестушки: «Скок-поскок», «Ножками ходушечки», «Тяни, тяни», «С гоголя вода», «Летит галка».

Тема№4. Прибаутки. Приговорки.

  • Прибаутки: «Петушок», «Ай дуду, ай дуду», «Как у наших у ворот», «Веники», «Ай чики, чикалочки», «Уж ты, бабушка татуля».
  • Приговорки: «Божья коровка»,  «Ванька-встанька», «Сорока-белобока».

Тема№5 Небылицы. Дразнилки.

  • Небылицы: «Как у нашего то Вани», «Лиса лычки драла», «Галки, вороны».
  • Дразнилки: «Фёкла-пышка», «Упал Ваня с потолка», «Рёва-корова», «Прокоп-укроп».

Тема№6. Колыбельные песни.  

  • «Котенька-коток», «Баб, баюшки, бай, бай», «А дидили-дидили», «Спи, сыночек мой, усни».

Тема№7. Календарно обрядовые песни осеннего цикла.

  • Покосные: «Из-за Лесику».
  • Жатвенные песни: «Пора, мати, жито жати»,  «Жнея молодыя», «На нашей на нивке».
  • Дожиночные песни:  «Солнце низко, вечер близко».

Тема№8. Календарно обрядовые песни зимне-весеннего цикла.

  • Кузьминочные песни: «На Кузьму Демьяна»,
  • Святочные обрядовые песни: «Коляда», «Сею, вею, посеваю»,  «Славите, славите»,

«С Рождеством Христовым», «Добрый тебе вечер ласковый хозяин».

  • Масленичные песни: «А мы масленку дожидались», «Как на масленской недели», «Я думала масленка семь недель», «Ты прощай, прощай, наша Масленица».
  • Весенние и летние заклички: «Жаворонок дуда», «Весна-красна»,  «Благослови, мати, весну закликати», «Дождик, дождик, лей, лей, лей», «Дождик, дождик, перестань».

Тема№9. Хороводные и плясовые песни.

  • Хороводные песни: «Как по морю», «Ты, шкатулка, шкатулка моя», «Кто у нас хороший», «Как пошли наши подружки».
  • Плясовые песни: «Вы садитесь девушки», «Уж и кто у нас приезжий гость», «У хозяина в дому», «Как у нашего соседа», «На горе-то калина».

II год обучения

Тема№1.  Вводное занятие.

Инструктаж по ПБ и ТБ. Закрепление пройденного песенного репертуара.  

            Беседа по теме:

         - опора звука;

         -  позиция звука;

         - атака звука;

         - типы певческой атаки;

         - резонаторы;

         - регистр.

Тема№2. Плясовые песни.

«Молодка, молодка, молоденькая», «Соловейка маленький, голосочек важненький», «Вася, Вася, Василочек».

Тема№3. Вечёрочные, посиделочные, кадрильные  песни.

  • Вечёрочные: «Уж вы, девушки-тараторочка», «Шла девица к ставнику».
  • Посиделочные: «Прялочка», «Затевай-ка, мать, опару», «Улица широкая», «Весёлдая беседушка».
  • Кадрильные  песни: «Как за нашим за двором», «Уж как в Галиче горка крута».

Тема№4. Шуточные песни.

«Как кума-то к куме», «Вошка парилася», «Ой, пчёлочка златая».

Тема№5 Частушка.

«Поиграй гармошка наша», «Мы с веселой песней дружим»,

«Не судите, люди добры», «Куда солнышко садится».

Тема№6. Календарно обрядовые песни весенне-летнего цикла.

  • Пасхальные песни: «Пасху радостно встречаем», «Волачилися валачобнички», «Пришли-стали, Христос, сыне божий васкрёс!».
  • Семицкие песни: «Семик, ты, Семик», «А и густо на берёзе листьё», «Венщик ли мой, венщик», «На гряной недели русалки сидели».
  • Троицкие песни: «А скоро, скоро Троица», «Вот сегодня Троица», «Святой духа Тройца», «Ты не радуёся, ель-осинушка».
  • Весенние хороводные песни: «Ой, сияли девки лён», «Ты не стой, не стой колодец», «Во лузях берёза», «Бояре вы защем пришли?».
  • Песни проводов весны:  «Кострома, ты, Кострома», «Проводы Костромы».
  • Купальские песни: «Купаленька, ночь маленька», «Ой, рано на Ивана», «Ивана-Купала на вулицу звала», «Как Ивановы дочки», «Как Иван да Марья».

III год обучения

Тема№1.  Вводное занятие.

Инструктаж по ПБ и ТБ.

            Беседа по теме:

         - тембр – индивидуальная окраска голоса;

         - народная манера пения.

Тема№2. Семейно – бытовые обрядовые песни.

Свадебные песни: «Не было ветру», «Из поля, поля», «Уж ты свашенка», «У нас Оленька рыдает», «На девичьем было вечере», «Виноград во саду цветёт», «Шуточное корильное величание».

Тема№3. Социально-бытовые песни.

«Сидел Ваня на диване», «О чём задумался служивый», «Не для тебя весна пришла»,  

«Как на дубе».

Тема№4. Лирические протяжные песни.

«Лучина моя, лучинушка», «Ой, да ты взойди, взойди», «Ты, рассизенький

 голубочек», «Кукует кукушка».

Список использованных источников

1.Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сборник научных трудов- Саратов:Изд-во «Научная книга»,2003.-238с.

2.Алиев Ю. Пути формирования многоголосных навыков в детском хоре. \Музыкальное воспитание в школе. М., 1995 г. Выпуск №4.
3. 
Аникин В.Б. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. М., уч, 1997 г.
4. 
Аникин В.П. «Детский фольклор», 1983. 
5. 
Астафьев Б.В. «О народной музыке», 1987. 
6. Архипова Г.А. «Русские народные песни»: Хрестоматия для средне-специальных учебных заведений /ЧГАКИ. Челябинск, 2006. – 203 с. 
7. 
Бачинская Н.В., Попова Т.И. «Русское народное музыкальное творчество». М.,1968 – 303 с. 
8. 
Бирюков Ю.Е. «Казачьи песни». М.: «Современная музыка», 2004 – 311 с. 

9.Г.Дмитриева,Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе.-

10.Куприянова Л.Л. «Русский фольклор».М.:Мнемозина,2000.-48с.:нот

11.ЛМ.:Издательский центр «Академия»,1998.- 240с.
12. 
Меканина Л. «Хрестоматия русской народной песни» для учащихся 1-7 классов. Издание третие. М. «Музыка», 1991 г.
13. 
Мерзляков С.И., Комалькова Е.Ю. «Фольклорные праздники» для детей младшего школьного возраста». М., 2001 г.
14. 
Мерзляков С.И., Мерзлякова Т.П. «Музыкально-игровой материал» для детей младшего школьного возраста» учебно-методическое пособие. М., 2002 г. 
15. 
Науменко Г.Н. «Фольклорный праздник». М., 2000 г.
2004 г. 


ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска»

Согласовано

Заместитель директора по УР

__________ /А.Е.Чернушко/

«____»________2014г.

Принято  

Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска» ___________/Л.А.Горбунова/

Приказ№_____ -ОД от «__»______2014г.

Рабочая программа вокального

 творческого объединения

Руководитель Иноземцева Татьяна Владимировна

г.Петровск

2014-2015 уч.год

Пояснительная записка

Искусство - необходимая часть жизни человека, его душа. Хоровое, вокальное пение - одна из самых массовых форм музыкального искусства. Хоровой класс - важнейшая дисциплина музыкально-эстетического образования учащихся, играющая большую роль в формировании их духовной культуры, развитии творческой активности. Вокальное пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Оно воздействует на умственные силы учащихся, сознание, память, воображение; волю; эстетическое чувство и физическую сторону человека.

Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение - эффективное средство физического воспитания и развития детей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; певческая установка способствует воспитанию правильной осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.

Обучение базируется на применении эффективных прогрессивных методик, в числе которых методика комплексного музыкально-певческого воспитания Д.Е. Огороднова, проверенная многолетней практикой самого автора, его учеников и последователей в работе с различными детскими хоровыми и вокальными коллективами.

Данная образовательная программа своей целью ставит развитие музыкальных способностей учащихся, овладение вокально-хоровыми навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры.

Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

образовательные:

  • овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;
  • знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;

развивающие:

  • развитие музыкальной памяти, внимания, воображения; мышления;
  • развитие голосового аппарата;

- развитие артистических качеств;
воспитательные:

  • воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;
  • воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

Используемые в работе методы вокального обучения опираются на процесс мышления и объединяют познавательные процессы с практическими умениями.

В работе по освоению содержания программы применяются основные принципы развивающего обучения:

  • обучение на высоком уровне трудности, но в пределах возможностей
    воспитанников;
  • осознание учащимися процесса обучения;
  • принцип перспективности;
  • принцип систематичности в развитии певческого голоса проявляется в
    постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.

За период обучения предполагается участие учащихся в конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях.

В качестве итогового контроля в конце учебного года предполагается проведение творческого отчета.

  1. Вокально-хоровая работа

1.        Вводное занятие

Ознакомление с программой, основными темами, режимом работы, правилами личной гигиены вокалистов. Проведение начальной диагностики.

2.        Звукообразование

Работа над точным интонированием и естественным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона (одноголосные и с элементами двухголосия). Упражнения направленные на правильную постановку корпуса, осанки. Работа над формированием высокой певческой позиции, раскрепощением вокально-певческого аппарата. Закрепление навыка правильного открытия рта и опускания глотки. Работа над достижением однородности звучания регистров. Упражнения, состоящие из мелодических попевок, включающих в себя скачкообразный переход в различные регистры. Укрепление верхней и нижней тесситуры, расширение диапазона.

3. Дыхание

Выработка навыка цепного дыхания. Короткое и задержанное дыхание.

Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания.

Взаимосвязь качества звука и дыхания. Укрепление диафрагмального дыхания. Короткий и длинный вдох. Формирование навыка экономного выдоха.

4.        Дикция и артикуляция

Формирование навыков правильного певческого произношения слов. Активизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков. Сонорные и несонорные (вокально удобные и неудобные) согласные звуки. Гласные и приемы их акустической подмены. Формирование у вокалистов четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом.

5. Работа с солистами. 

Подбор репертуара. Работа над звуковедением, над чистотой интонирования.

6.        Музыкально-исполнительская работа

Развитие навыка уверенного пения в различных музыкальных штрихах (1еgаtо, stассаtо, mагсаto, nоn 1еgаtо). Знание динамических оттенков сгеsсеndо, diminuendо, р, mр, mf, f, ff. Отработка динамических оттенков и штрихов в упражнениях, распевках и репертуарных произведениях. Работа над снятием форсирования звука в режиме пения f и ff. Упражнения, направленные на сохранение певческого тона и диафрагмального дыхания при пении mezzo piano, рiаnо. Адекватное восприятие дирижерского жеста.

7.        Хоровой ансамбль

Понятие единства элементов хоровой звучности. Работа над формированием совместного хорового звучания с использованием всех вышеуказанных форм. Разновидности хорового ансамбля. Понятие однородной звучности хора.

  1. Элементы хорового сольфеджио

1.        Интервал

Интонирование малых, больших, чистых интервалов. Разнообразные формы работы над интервальной цепочкой: работа над унисоном в 2-голосии, развитие внутреннего слуха, координация между слухом и голосом.

2.        Метроритм

Простые, сложные, сложно-составные и несимметричные размеры. Дуольная и триольная пульсация. Упражнения по ритмическому аккомпанементу. Постоянство метра. Ритмические упражнения с остинантным сопровождением. Ритмический канон. Музыкальные и речевые скороговорки.

3.        Работа над звуковедением. 2-х-голосное пение

Совершенствование унисона, переход к многоголосному пению. Включение в репертуар песен с различными видами двухголосия (подголосочное, каноническое, имитационное, гармоническое).

4.        Работа над песней

Разучивание нового произведения с поддержкой инструмента и без него, сольфеджируя и со словами (в зависимости от сложности).

Учебно-тематический план

занятий вокальной группы

на 2014-2015  учебный год

№ зан.

Разделы, темы

Кол-во часов

Дата проведения

1.Вокально-хоровая работа

1

Вводное занятие. Начальная диагностика

6

2

Звукообразование

6

3

Дыхание

3

4

Дикция и артикуляция

3

5

6

Работа с солистами

6

7

Музыкально-исполнительская работа

7

8

Хоровой ансамбль

10

2.Элементы хорового сольфеджио

1

Интервал

6

2

Метроритм

6

3

Работа над звуковедением в произведениях

9

4

Работа над песней

7

5

Отчетный концерт

1

Итого:

70

Пояснительная записка.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.

В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.

По всей целевой направленности программа предпрофес-сиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства

Песня, современная песня в школе - это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

Занятия в ансамбле пробуждают у учащихся  интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.

Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.

Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в ансамбле.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитии учащихся  будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников.

Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить учащихся  к вокальному искусству.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 9 до 15 лет.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

•  формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

•   развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

•  освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

•  воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.  

                                                             

  • Привитие любви к вокальному искусству и научить правильно, исполнять вокальные произведения.

Задачи:

1.  На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

2.  Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.

3.  Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

4.  Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

5.  Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

  • Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Программа рассчитана на 3 года обучения

Первый год обучения - это дети 9-10 лет,

Второй год обучения - дети 11-13лет.

Третий год обучения – дети 13-15лет

Состав участников в ансамбле 10-20 человек.

В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы автор считает форму кружка. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.

Без знаний этих особенностей сложно выявить верные регистры детских голосов; трудно подобрать для выполнения материал в диапазоне, соответствующем возрастным особенностям; добиться легкого звуковедения, вести детей к вокальному мастерству. Голос ребенка формируется постепенно, в течение длительного периода. Голосовая мышца гортани человека формируется к 11 годам и продолжает развиваться до 20 лет.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись - мир искусства в трех видах - охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.

При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка - умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы - начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства - представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.

В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и т. д., а также совместную работу педагога, родителей и детей. Воспитание детей в семье, в коллективе будет осуществляться наиболее успешно, если между педагогом и родителями существует контакт.

Методы и формы.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

1.  СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

2.  ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

3.   СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

4.  МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Содержание программы:

Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод "шаг за шагом").

Первый год обучения.        

"ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС". Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

Второй год обучения.

"МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ...". Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосовые импровизации, пунктирный ритм.

Третий год обучения.

"ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!" Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.

Программа бедет успешно реализована:

- если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практичсеский материал;

- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;

- будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;

- будет создана библиотека специализированной вокально-хоровой литературы;

- будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ .

Первый год обучения

№ урока

Дата

Тема

Кол-во часов

Прим.

1

Вводное занятие.

1

Вокально – хоровая работа

2

Знакомство         с         голосовым аппаратом. Прослушивание голосов.

1

3

Певческая установка. Дыхание.

1

4,5

Распевание. Детский фольклор.

2

6,7,8,

Унисон. Песенки из мультфильмов.

3

С-D «Я рисую лето» детск. Песни.

9

Звуковедение. Нотная грамота.

1

10

Вокальная позиция. Колыбельные песни.

1

C-D караоке.Диск песни про школу и учителей.

11

Музыкальные игры и загадки.

1

12

Формы     и     жанры     вокальной музыка.

1

13,14,15,16

Детские    песни    в    исполнении эстрадных певцов. Работа над дикцией.

4

C-D  песни караоке А.Ермолова «Новый день».

17,19

Осенние песни. Работа с солистами.

2

20

Работа над унисоном. Школьные годы.

1

21

Каникулы - веселая пора.

1

Диск «Сказочные герои»

22

Работа над звуковедением в разучиваемых  произведениях

1

Музыкально – теоретическая подготовка

23

Основы музыкальной грамоты

1

24

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Разучивание русской народной песни «Ковылек»

1

25

Развитие чувства ритма

1

Теоретико – аналитическая работа

26

Народное творчество. Волшебная страна звуков.

1

Диски «Эх,фольклор № 1,2,3,4,5

27

В гостях у сказки.

1

28

Веселый праздник Масленица.

1

29

Весенний вальс.

1

30

Мелодии дня.

1

31

Краски музыки и голоса.

1

32

Необычные звуки и голоса. Беседа о творчестве композиторов.

1

33

 Песни о дружбе.

1

Диск»Барбарики»

34

Народное творчество

1

35

Хороводные песни, шутки, игры.

Беседа о творчестве композиторов.

1


Второй год обучения. Старшая группа. 2 часа в неделю. Пятница с 15.00до 17.00.

№ урока

Дата

Тема

Кол-во часов

При

меч.

1.

Введение. Летние впечатления. Повторение изученного песенного материала.

1

Вокально – хоровая работа.

2.3

Прослушивание голосов. Использование певческих навыков.

2

4

Манера вокального исполнения. Подготовка ко Дню учителя.

1

5,6

Разучивание песен ко Дню учителя», работа над дикцией,звуковедением.

2

7,8

Мелодия - душа музыки. Певческая установка.

2

9

Солнечный свет в моем голосе. Унисон.

1

10,11

Танцуют и поют все дети! Развитие хореографических навыков.

2

12,13

Праздник в душе у нас. Работа над дикцией.

2

14

Звуки и краски голоса. Работа над звуковедением.

1

15,16,17

Песни детских кинофильмов.

3

18,19,20

 Двухголосие. Владение собственной манерой вокального исполнения.

3

21,22

Вокальный     портрет     сказочных героев.

2

23

Великие вокалисты.Беседа.

1

24

Картины природы в песнях и сказках.

1

25

Песни давно минувших дней.

1

Музыкально-теоретическая подготовка.

26,27,28,29,30,31

Музыкальная шкатулка. Основы нотной грамоты

6

32,33,34,35

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

4

36,37,38

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

3

39,40,41,42,43,44

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

6

45,46

Работа с солистами.

2

47

Беседа «Вечная память русским героям»

1

48,49

Россия - Родина моя.

2

50,51,52,53,54,55

Вокально – хоровая работа

6

56,57

Души прекрасные порывы. Сценическая хореография.

2

58

Беседа великие композиторы классики.

1

Концертно – исполнитеская деятельность

59,60,61,62

Не грусти, улыбнись и пой! Разучивание произведений современных детских композиторов.

4

63,64,65

Песня рассказывает обо всем. Подготовка к концерту.

3

66

Вокал откроет нам новый мир. Подготовка к отчетному концерту.

1

67

Красочность моего голоса.

1

68,69

Все   мы   дружим   с   музыкой   и песней.

1

70

Сколько песен мы с вами вместе...

Отчетный концерт.

1

Третий год обучения.

№ урока

Дата

Тема

Кол-во часов

Прим.

Вокально – хоровая работа

1,2

Мой самый чистый голос. Использование певческих навыков.

2

3

Все мы дружим с песней. Знакомство  с великими  вокалистами прошлого и настоящего.

1

4,5,6

Опорное дыхание, артикуляция, певческое дыхание.

3

7,8,9,10,11

Куда уходит детство. Вокально-хоровая работа

5

12,13

Двухголосие, звуковедение.

2

14,15,16

Знакомство с многоголосным пением

3

17,18,19,20

Дикция и артикуляция, расширение диапазона голоса.

4

21,22,23,24,24,26,27,28

Школьные годы чудесные. Разучивание песен.

8

29,30

Песня твой друг на многие года. Обработка полученных вокальных навыков.

2

31,32,33

Песни разных народов. Пение под фонограмму.

3

34,35

С чего начинается Родина?

3

36

Волшебный голос песни детства. Жанры вокальной музыки.

2

37,38

Типы дыхания. Разучивание песни.

1

39,40,

Импровизация мелодико- ритмических моделей.

1

41,42

Известные песни нашего детства.

2

43,44

Народное творчество. Знакомство с фольклором.

2

45

Движения под музыку.

1

46,47

Постановка танцевальных движений, театральные постановки.

2

48

Единство музыки и танца.

1

49

Песня и фантазия.

1

50,51,52

Песни Великой Победы.

3

53

Этот день нам позабыть нельзя.

1

54,55,56

Мой голос самый, самый звонкий!

3

57,58,59,60,61,62

Подготовка к отчетному концерту.

6

63,64,65

Сценическая хореография.

3

66,67,68,69

Подготовка к концертному выступлению.

4

70

Концерт

1

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (1-й год обучения)

В результате обучения пению учащийся должен знать/понимать:

  • Строение артикуляционного аппарата;
  • Владеть некоторыми основами музыкальной нотной грамоты
  • Особенности и возможности певческого голоса;
  • Гигиену певческого голоса;
  • Понимать по требованию педагога слова  - петь «мягко, нежно,легко»;

•  понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

• основы музыкальной грамоты;

•  познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;

уметь:

•  правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

•  на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера;

•    уметь двигаться под музыку,  не бояться сцены, культура поведения на сцене;

•    владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

•    проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова - артикулировать при исполнении);

•    стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (2-й год обучения)

В результате обучения пению учащийся должен знать/понимать:

• соблюдать певческую установку;

•  понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

• жанры вокальной музыки; уметь:

•  правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• точно повторить заданный звук;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

•  правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

• петь чисто и слаженно в унисон;

•    увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

•  петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

• дать критическую оценку своему исполнению;

•  к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;

• принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

•    усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков

•    участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (3-й год обучения)

В результате обучения пению ребенок должен

знать/понимать:

• основные типы голосов;

• жанры вокальной музыки;

• типы дыхания;

• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

• реабилитация при простудных заболеваниях;

•  образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество;

уметь:

•  петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

• петь несложные двухголосные каноны;

•  импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;

•  исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.

•    проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки - синкопы,

•    умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

•    участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;                                              

Литература.

  1. Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сборник научных трудов – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2003. – 238с.
  2. Методика музыкального воспитания в школе: учебн. Пособие для студентов сред. Пед.учеб. заведений /Л.Г.Дмитриева, Н.М. Черноиваненко/ - 2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия» 1998. – 240 с.
  3. Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методжические рекомендации  /авт.сост. Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 138с.
  4. Русский фольклор: Пособие для учителя музыки общеобразовательных учреждений./Л.Л. Куприянова/ – М.: Мнемозина, 2000. – 48с.: нот.
  5. Уроки пения 1-3 кл. /Н.И.Журавленко/ - Мн: Полиграфмаркет, 1998. – 96с.

Электронно – учебные методические комплекты.

  1. C-D диск «Новый день» - песни караоке Александра Ермолова. Изд. Детских образовательных программ «Весть-ТДА», Москва, 2004г.
  2. C-D диск «77-караоке для детей» вып.1. диск 2.Детское музыкально изд. ТВИК – 2006г.
  3. C-D диск «Детский праздник» песни А.Ермолова  изд.детских образовательных программ  Весть –ТДА»
  4. C-D диск «Новогодний карнавал» - изд. Детских образовательных программ «Весть – ТДА», Москва, 2004г.
  5. C-D диск «С днеи рождения» сборник веселых детских песен. Детское музыкальное издательство «ТВИК», Москва,2007г.
  6. C-D диск  «Удивительный мир» детские песни Е.Подгобунских. Изд. «ТВИК», Москва,2007г.
  7. C-D диск «Жил да был, веселый гном» песни для детей. Изд. «ТВИК», Москва, 2007г.
  8. C-D диск «100% детский хит» изд.  ООО «Супер Мьюзик» 2007г.
  9. C-D диск «77 караоке для детей» вып. 2. диск 2. Детское музыкально изд. ТВИК – 2006г.
  10. C-D диск «77 караоке для детей» вып.1. диск 3. Детское музыкально изд. ТВИК – 2006г.
  11.  C-D диск «Я рисую лето» детское музыкальное изд. ТВИК, Москва 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Посиделки" фольклорного ансамбля

конспект фольклорного занятия...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Приемы формирования народной манеры пения на начальном этапе работы младшего состава ансамбля (Открытый урок в классе фольклорного ансамбля)

Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом слысле фольклор - школа общения, красоты поведения,быта, одежды,труда. Это бесценный дар памяти поколений,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Фольклорный ансамбль «ЛОЖКАРИ» Возраст детей 8 – 10 лет Срок реализации 3 года

Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть   на    народных    инструментах...

Тема:« Методы вокально-хоровой работы на занятиях творческого объединения фольклорного ансамбля «Забава».

Цель:«Способствовать творческой самореализации учащихся посредством хорового исполнительства.Создать условие для формирование навыка точного интонирования , четкой артикуляции  в процессе в...