Открытый урок по фольклорному ансамблю для 1 класса фольклорного отделения "Знакомство с хороводно-плясовыми песнями"
план-конспект урока по теме
Цели:
· воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа,
· продолжить накопление сведений о народной музыке
· познакомить учащихся с особенностями хороводно-плясовых песен
· развивать умение воспринимать музыку, музыкальный слух, память, чувства ритма.
Музыкальный материал: инструментальные обработки русских народных песен: «Во поле береза стояла», «Светит месяц», русские народные песни «Рябина, рябина», «Пойду я в зеленый сад», Р. К. Щедрин «Девичий хоровод» (из балета «Конек-Горбунок»).
Оборудование: проигрыватель, фонограммы, музыкальные инструменты (ложки, трещетки, бубен)
На доске: название темы, слова «фольклор», «хоровод» иллюстрации (роспись шкатулки, работы учащихся).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horovodnye_pesnidoc.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
открытый урок по предмету «фольклорный ансамбль» в 1 классе фольклорного отделения
«Знакомство с хороводно-плясовыми песнями»
Гончарук Марина Викторовна
преподаватель
МОУ ДОД ДШИ с. Ясные Зори
Белгородского района
Белгородской области
2013 г.
Цели:
- воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа,
- продолжить накопление сведений о народной музыке
- познакомить учащихся с особенностями хороводно-плясовых песен
- развивать умение воспринимать музыку, музыкальный слух, память, чувства ритма.
Музыкальный материал: инструментальные обработки русских народных песен: «Во поле береза стояла», «Светит месяц», русские народные песни «Рябина, рябина», «Пойду я в зеленый сад», Р. К. Щедрин «Девичий хоровод» (из балета «Конек-Горбунок»).
Оборудование: проигрыватель, фонограммы, музыкальные инструменты (ложки, трещетки, бубен)
На доске: название темы, слова «фольклор», «хоровод» иллюстрации (роспись шкатулки, работы учащихся).
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Приветствие.
2) Разминка
3) Дыхательная гимнастика
4) Распевки
II. Введение в тему.
Звучит фонограмма: Р.Щедрин «Девичий хоровод» (из балета «Конек-Горбунок»).
Слово учителя (на фоне музыки):
Ты откуда, русская,
Зародилась песня?
'Го ли в чистом поле,
то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки -
Уронили дудки.
Пролетели гуси -
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, Не удивились.
Ну а песня?
С песней
На Руси родились.
Геннадий Серебряков (из сборника «Стихи о музыке»)
Вопрос к классу: Что значит слово «фольклор»? (Народное творчество).
Учитель. Музыкальный фольклор – это вокальное (песенное), инструментальное, музыкально-танцевальное творчество народа. Народная музыка является неотъемлемой частью народного художественного творчества. В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. «Сказка – складка, песня – быль» - говорит пословица. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами - сказителями, они хранятся в памяти народа. Со времен глубокой древности произведения народного музыкально-поэтического искусства творились непосредственно в процессе живого исполнения и передавались затем от одного музыканта-певца к другому, из одного поколения в другое. В те далекие времена еще отсутствовала письменность и другого способа распространения музыкальных и поэтических произведений не было. На протяжении многих столетий возникали разнообразные песенные жанры, разнохарактерные виды устного музыкального и музыкально-поэтического народного творчества.
Вопрос к классу: С какими народными песнями вы уже познакомились на уроках? (обрядовые календарные, семейно-бытовые, трудовые).
III. Работа по теме.
Учитель: Видное место в песенном творчестве русского народа занимают песни, сопровождаемые движением, пляской, игрой. Среди них хороводные и плясовые песни. Послушайте плясовую мелодию «Светит месяц» в исполнении инструментального ансамбля.
(Исполнение).
Учитель. В старину хороводные песни были связаны с календарными земледельческими праздниками и обрядами, являясь разновидностью весенних песен. Именно такими песнями во многих местностях ежегодно открывались весенние хороводные гулянья. В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места - луга, опушки, рощи, луговины за околицей. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах. Их называли “посиделками”. На этих вечеринках также пелись хороводные песни. К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощенье (пекли пироги, готовили яичницу, варили брагу). Девушки и женщины одевались в лучшие наряды. По характеру движения хороводы можно разделить на две группы: круговые и некруговые хороводы - игры и хороводы - шествия. Круговые хороводы чаще всего сопровождались обыгрыванием сюжета песни. В центре круга солисты-актеры разыгрывали песню в лицах. Иногда хоровой припев чередовался с речевыми диалогами. Хороводы-шествия отличались разнообразными движениями: ходьбой рядами, “гуськом”, “цепью”, “змейкой”, прохождением “через воротца”, движением колонной расходящихся пар.
А сейчас мы с вами исполним хороводную песню «Рябина, рябина» (Исполнение песни сопровождается вождением хоровода разными фигурами).
Вопрос к классу: Какими фигурами вы водили хоровод? (По кругу, “змейкой”, “восьмеркой”)
Учитель: По характеру музыкально-поэтических образов и типам напевов хороводные песни бывают медленные лирические и скорые шуточные. Для медленных хороводных песен характерны широкие, плавные напевы с выразительным распеванием слогов. Сейчас прозвучит музыкальная загадка. Вспомните название этой русской народной песни. («Во поле береза стояла»).
Учитель: Для скорых хороводных песен и плясовых мелодий характерен оживленный, а иногда и быстрый темп, четкий ритм с акцентами. Такие шуточные хороводные песни нередко сопровождаются припляской, притопыванием участников хоровода, иногда и прихлопыванием в ладоши.
Сейчас мы исполним песню «Пойду я в зеленый сад». (Исполнение)
IV. Итог урока.
Учитель: Сегодня на уроке прозвучало много интересной музыки.
Вопросы к классу:
С какими жанрами народных песен вы познакомились? (Хороводные песни).
Мелодии каких народных песен прозвучали на уроке? («Рябина, рябина», «Пойду я в зеленый сад», «Светит месяц», «Во поле береза стояла»).
Музыку какого композитора слушали? («Девичий хоровод» Р.К.Щедрина).
Список источников информации и иллюстраций:
Литература:
- Жиров, М.С., Жирова, О.Я. Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины / М.С. Жиров, О.Я. Жирова. – Белгород, 2002.
- Карачаров, И.Н. Песенная традиция бассейна реки Пселл / И.Н. Карачаров. – Белгород: Крестьянское дело, 2004. – 422 с., с нот.
- Мешко, Н.К. «Школа народного пения»/ Н.К. Мешко. – М.: НОУ «Луч», 1996. – 43 с.
- Народное музыкальное творчество. Учебник / Отв. ред. О.А. Пашина. – СПб.: Композитор, 20009. – 568 с., нотн. прим., ил.
- Песни над рекой Оскол / Экспедиционная тетрадь №4. – Белгород: издание БГЦНТ, 1998. – 70 с., с нот.
Записи использованные на уроке из школьной фонотеки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок с вокальным ансамблем
Открытый урок с вокальным ансамблем на тему:«Формирование навыков двухголосного пения с детьми младшего школьного возраста». Тема: Формирование навыков двухголосного пения с детьми мла...
"Песня-душа народа"открытый урок по музыке в 5 классе
- раскрыть учащимся роль песни в жизни русского человека, в нравственном воспитании;- способствовать развитию навыков анализов текстов лирических песен, раскрывающих замечательные качества русского на...
Открытый урок детского вокального ансамбля
Вокально- хоровые упражнения, разучевание произведений , домашнее задание...
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе. Тема: А. С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге".
Урок проведен 18 марта 2015 года. На уроке использована технология развития критического мышления (ТРКМ)...
Конспект открытого урока по музыке в 5 классе на тему: "Программная музыка. Вторая жизнь песни" 2014 год.
Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».Тип урока: углубление и обобщение темы.Форма: урок-концерт. Цель...
Приемы формирования народной манеры пения на начальном этапе работы младшего состава ансамбля (Открытый урок в классе фольклорного ансамбля)
Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом слысле фольклор - школа общения, красоты поведения,быта, одежды,труда. Это бесценный дар памяти поколений,...
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...