Интегрированный урок по литературе и ИЗО ( внеклассная работа) "В мире красок и стихов "
план-конспект занятия (5, 6 класс) по теме
Цель мероприятия –научить детей видеть в обыкновенном прекрасное, воспитать любовь к художественному слову, развивать творческие способности обучающихся.
Педагогическая технология: модельный урок .
Рубрики урока:
1. Стихотворная.
2. Игральная.
3. Загадочная.
4. Рисовальная.
5. Познавательная.
6. Заключительная.
Наглядность: выставка « Как прекрасен этот мир», сборники детских стихов, рисунки детей, музыкальное сопровождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_literature_i_izo.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по литературе и ИЗО.
( внеклассная работа)
В мире красок и стихов
( для учащихся 5 – 6 классов)
Работу выполнила учитель русского языка и литературы
Малехонова Наталья Георгиевна.
Цель мероприятия –научить детей видеть в обыкновенном прекрасное, воспитать любовь к художественному слову, развивать творческие способности обучающихся.
Педагогическая технология: модельный урок .
Рубрики урока:
- Стихотворная.
- Игральная.
- Загадочная.
- Рисовальная.
- Познавательная.
- Заключительная.
Наглядность: выставка « Как прекрасен этот мир», сборники детских стихов, рисунки детей, музыкальное сопровождение.
Вступительное слово учителя. (Ведет урок « Художник». Он в ярком берете и блузе. У детей на голове разноцветные колпачки.
Дорогие ребята! Мир, в котором мы живем, прекрасен.
Утром, чуть проглянет оранжевое солнышко, зазолотится розовое, голубое и синее небо. Оживет земля, зазеленеет трава, расцветут желтые, лазоревые, алые цветы.
Вся земля наполнится светом, благоуханием трав и цветов. Да и вы как цветы – нарядные, праздничные.
- А что делает мир таким многоцветным?
- Краски.
- Давайте наденем колпачки, которые символизируют цвета, и встанем в той последовательности, в какой обычно цвета располагаются.
- КОЖЗГСФ
Задание: А где встречаются в природе ваши цвета?
К – закат, ягоды калины, рябины…
О – осенние листочки…
Ж – солнце…
З – трава, листья на деревьях…
Г – небо…
С – море…
Ф – сирень, фиалка…
Путешествие в мир стихов и красок
Рубрика 1. Стихотворная.
Разноцветные стихи.
Дети читают заранее подготовленные стихи и показывают к ним рисунки.
- Катит солнце колесом,
Жаркое, красное,
Над дорогой, над селом
Катит солнце ясное.
Вслед за солнцем – облака,
Ярко – белые бока
Пышные, важные,
В них – туманы влажные,
В них – дожди прохладные,
Радуги нарядные.
- Оранжевое небо,
Оранжевое море…
- Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится в беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
- Листвой зеленой, молодой обвеяны березы…
- Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.
Колокольчики – цветы очень вежливы
А вы?
- Синий иней лег на провода
В небе темно – синем синяя звезда…
- На солнечной опушке фиалка расцвела.
Фиолетовые ушки тихонько подняла
В траве она хоронится
Не любит лезть вперед.
Но кто – то ей поклонится
И бережно возьмет.
Вывод: Вот какие красивые стихи мы прочли! А какие к ним рисунки! В наших стихах и рисунках каждый цвет живет обособленно. А в природе все взаимосвязано. Лист на березе м.б. зеленым, желтым, коричневым… Небо – серым, голубым, синим… Снег – белым, фиолетовым, черным…
( « Художник» показывает картины знаменитых живописцев, а Литератор просит детей коротко их описать, используя цветовую гамму и художественные средства выразительности)
Рубрика 2. Игральная.
« Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…» - так И. Бунин характеризует лес осенью. Оказывается, у каждого цвета есть братики и сестрички – оттенки.
Игра. Кто быстрей и точней?
Нужно правильно определить и разложить карточки в соответствии с основными цветами.
Оттенки красного– кумачовый, багряный, пунцовый…
Оттенки синего и голубого – лазурный, ультрамариновый, индиговый, цвет морской волны, бирюзовый…
Оттенки зеленого – изумрудный, салатовый…
Оттенки желтого – золотой, рыжий, пшеничный…
Литератор: А в каких сказках, рассказах встречается цвет?
(Дети отвечают: Погорельский « Черная курица», Аксаков « Аленький цветочек», Гайдар « Голубая чашка»…)
- О чем эти произведения?
Рубрика 3. Загадочная.
Цветочно- ягодные задания.
1 Назовите растение, на котором цветки разного цвета: розовые, голубые, синие и фиолетовые? (медуница)
2 Бывает ли черная малина? ( нет, малина – малинового цвета, а черного цвета – ежевика)
3 У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. ( подснежник)
4 Эй, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет. (колокольчики)
5 Белые горошки на зеленой ножке ( ландыши)
6 На сучках висят шары –
Посинели от жары ( сливы)
7 На лесной поляне
Красуются Татьяны –
Алый сарафан,
Белые крапинки ( земляника)
8 Цвет белый, а ягода черная ( смородина)
9 В огороде на дорожке
Стоит солнышко на ножке,
Только желтые лучи
У него негорячи. ( подсолнух)
10 На зеленой кочке живут дочки,
Сами аленькие, и большие, и маленькие. (клюква)
11 Горел в траве росистой
Фонарик золотистый
Потом померк, потух
И превратился в пух. ( одуванчик)
(«Художник» дает задание: нарисовать за 1 мин. отгадку)
Рубрика 4 Рисовальная
Из шляпки гриба нарисовать зверюшек: может получиться еж, мышь, рыба, гусь, черепаха, зайка, кот…(фантазия детей)
Рубрика 5 Познавательная
Ребята, все картины, написанные художниками, делятся на несколько видов. А сами художники, в зависимости от того, что рисуют, называются по – особому.
Вопросы:
1Как называется картина, на которой изображена природа? А художник?
(Пейзаж – пейзажист: Шишкин, Левитан, Васильев…)
Стих. Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется …ПЕЙЗАЖ.
2 Как называется картина, изображающая предметы быта? (натюрморт)
Стих. Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или сок в большом графине, или вазу в хрустале,
Или бронзовую чашу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это …НАТЮРМОРТ.
3 Как называется картина, изображающая человека, его лицо…? ( Портрет – портретист)
Стих. Если видишь, что с картины смотрит кто – нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном, или в робе водолаз, летчик, или балерина,
Или Колька – твой сосед,- обязательно картина называется … ПОРТРЕТ
4Как называется картина, которая рисует море, морские виды, жизнь моря? ( Марина – маринист)
5 …военные действия? ( Баталия – баталист)
6 Назовите художников – иллюстраторов
( Ю. Васнецов, Чарушин, Сутеев…)
7 Назовите художников, пишущих на сказочные сюжеты
( В. Васнецов. Врубель, Т. Маврина…)
« Литератор» дает задание: написать стихи к п. 4, 5.
Например,
4. Если видишь на картине
Море, волны, синь воды.
То не должен удивляться
Ни на грамм, дружище, ты.
Ведь та самая картина
Называется МАРИНА.
5 Битвы поле роковое
Промелькнет то тут, то там –
Это о войне художник
Повествует срочно нам.
Пушки, танки – все на лист
Так рисует БАТАЛИСТ.
Рубрика 6 Заключительная
Устное – словесное рисование + рисование красками
Учитель показывает Чернобыльский пейзаж, дети с помощью цветовых прилагательных и ярких выразительных художественных средств одушевляют пейзаж, а затем совместными усилиями красками рисуют другой – радостный пейзаж (выжженная черная земля покрывается зеленой травой и цветами, темное небо становится голубым, появляются новые разноцветные домики…) В это время звучат песни, в которых преобладают цветовые слова. Делается вывод о роли красок в жизни человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...
Воспитание национального самосознания личности на уроках татарской литературы и во внеклассной работе
Цель изучения татарского языка и литературы, содержание учебного материала и методы его изучения оказывают непосредственное влияние на работу с обучающимися на уроке татарского языка и литератур...
Интегрированный урок по английскому языку и географии. Достопримечательности стран мира.”
Цыганова Маргарита Генриховнаучитель английского языка МОУ «СОШ № 9 имени М.И. Баркова», г. Братск, Иркутская область, 100-925-852...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ Из опыта работы
Региональный конкурс творческих работ в рамках X Всероссийской акции «Спорт - альтернатива пагубным привычкам»...
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Интегрированный урок по литературе и биологии "Русские поэты о мире птиц" для 7 классов
Изображение птиц руссками поэтами...
Жестокие игры в мире детства (интегрированный урок по литературе и праву)
Интегрированный урок литературы и права по произведениям В. Распутина «Уроки французского», В. Железникова « Чучело» и по Конвенции о правах ребенка....