Воспитание национального самосознания личности на уроках татарской литературы и во внеклассной работе
статья по теме
Цель изучения татарского языка и литературы, содержание учебного материала и методы его изучения оказывают непосредственное влияние на работу с обучающимися на уроке татарского языка и литературы. Цель изучения татарского языка и литературы, содержание учебного материала и методы его изучения оказывают непосредственное влияние на работу с обучающимися на уроке татарского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_nacionalnogo_samosoznaniya_lichnosti.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №5» МО «ЛМР» РТ
Воспитание национального самосознания личности на уроках татарской литературы и во внеклассной работе.
Ялалтдинова Земфира Акрямовна ,
из опыта работы учителя
татарского языка и литературы
I квалификационной категории
МАОУ « СОШ №5» МО «ЛМР» РТ
Цель изучения татарского языка и литературы, содержание учебного материала и методы его изучения оказывают непосредственное влияние на работу с обучающимися на уроке татарского языка и литературы.
Таким образом, разные материалы облегчает систематическое применение средств обучения, своевременное включение их в урок, широкое использование разнообразных форм самостоятельной работы и, следовательно, успешное формирование умений и навыков.
На уроках татарского языка и литературы материалы для обучающихся помогают углубленному изучению национальной культуры татарского народа.
Материал «Национальная одежда» наглядно показывает разнообразие, красочность, национальный колорит татарской одежды. На стенде показаны как женская, так и мужская одежда татарского народа. Он предназначен для знакомства учащихся с характерными элементами одежды, изысканностью костюмов.
Материалы «Национальные узоры» отличается тонкостью и изяществом композиции, выполненной в технике орнамента.
Экспонаты утверждают стремление татарского народа к красоте. Его эстетика и поэтика проявляются художественной одаренностью татарских рукодельниц и мастериц, приносящих в современный костюм национальное своеобразие. Экспонаты, обучающимся в русской группе, дают представление о национальной культуре, быте и жизни татарского народа.
Систематическое использование этих материалов на уроках даёт возможность расширить кругозор учащихся и воспитывать гордость, уважение к своему народу и национальной культуре.
Рассказы, картинки, презентации «Моя Родина – Татарстан» воспитывает чувство гордости за свою Республику, способствует патриотическому воспитанию школьников, а также формирует знания о символах, Президенте, о Родине.
Неотъемлемой частью самобытной культуры татарского народа является литература и искусство. Материалы по теме «Искусство и литература» помогает ознакомить школьников с последними событиями и новостями культуры, литературы, искусства и великими людьми. Учащиеся с удовольствием приносят разные материалы.
В своей работе я создаю условия для гармоничного развития личности. При проведении уроков учитываю психологические особенности учащихся. Одним из эффективных путей повышения творческой активности, развития воображения, заинтересованного отношению к изучаемому предмету при коммуникативно направленном обучении является организация различных игр. Мною проведенные подвижные игры, способствует укреплению здоровья детей, интерес к татарскому языку и любовь к родной земле и народа. Так как, я провожу игры с движениями, стихами, песнями. Например: «Кәрия-Зәкәрия”, “Ак калач”, “Бу бик яхшы укучы”, “Күбәләк” и другие. Есть и физкультминутки без музыки, которые дети самостоятельно вслух рассказывают стихи и одновременно выполняют движении.
Использование иллюстраций к художественным произведениям, связанных с физкультурой и спортом, побуждает учеников к творчеству, а самое главное, создается мотивация для охраны своего здоровья.
Развитие национального самосознания неразрывно связано с усвоением родного языка. Этнические особенности каждого человека в значительной мере воспроизводятся в его языке. С помощью языка вырабатываются и функционируют образцы национальной культуры, закрепляются особенности мышления народа, его традиции, образ жизни.
Процесс преподавания татарского языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности. Знакомя учеников с портретами поэтов и писателей помогают не только расширить лингвистический кругозор, но и полнее реализовать воспитательные возможности, заложенные в татарском языке.
Я использую разнообразные формы и методы организации внеурочной работы с целью повышения качества знаний, умений, навыков по татарскому языку и литературе.
Умело организованная внеклассная работа воспитывает любовь и интерес к родному языку. С дидактической, методической стороны правильно организованный урок расширяет знания детей и воспитывает интерес к родному языку. С педагогической точки зрения эффективность заключается в том, что обучающиеся знакомятся дополнительной литературой.
При проведении занятий на первый план выдвигаю проблему формирования у детей подлинной любви и уважения к Родине, к её историческому прошлому, к татарской культуре, к народному творчеству и искусству. С этой целью внесла в программу тему «Халык авыз иҗаты» («Устное народное творчество») и успешно работаю по ней.
Использую татарскую народную поэзию, сказки, фразеологию и лексику татарского языка, народные обряды и традиции т.е. все духовные ценности, какими богат наш татарский народ, что составляет стержень национального характера. Общение на такие темы очень нравится обучающимся, они ждут занятия с нетерпением. Ученики становятся дикторами, ведут разные передачи, знакомят своих друзей новостями культуры Татарстана, народными праздниками и т.д.Учащимися собран богатый материал на темы «Легенды о Сююмбике, о Казани, проектные работы на темы «Народные традиции», «Наши обычаи» и др.
Работая в данном направлении, пришла к такому выводу: учащиеся с интересом изучают материал, связанный народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. В связи с этим повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о своей родной земле, о народных традициях. Все это важно для формирования патриотов, достойных граждан своего народа
На уроках татарского языка в русской школе необходима обстановка, которая содействовала бы воспитанию потребностей говорить по- татарски, поэтому экранные наглядности имеют особое значение. Видеофильмы, презентации, кинофрагменты регулярно используются на уроках и внеклассных мероприятиях.
Большую ценность для развития связной речи учащихся представляет запись передач по татарской литературе (инсценировок композиций и др.) Сочетание музыки и художественного слова обладает большой силой эмоционального воздействия на слушателей, вызывает у них желание словесно оформить свои впечатления, стимулирует поиск выразительных языковых средств.
Одним из эффективных, технических средств обучения считается мультимейдиный проектор. На уроках татарского языка я пользуюсь им с желанием. Он позволяет рассматривать презентации, видеоматериал, как аудиовизуальный учебный текст, как анализ речевой среды. Видеосюжет представляет реальную или учебную ситуацию, подлежащую усвоению, которая определяет специфику упражнений при работе с ним. Технические возможности положительно влияют на процесс овладения неродным языком. Мультимейдиный проектор позволяет мне разбивать учебный материал на микроситуации, отдельные фрагменты.
Использование видеосюжетов на уроках татарского языка в учебных целях дает возможность: продемонстрировать ситуацию общения, значительно повысить мотивацию к изучению языка, стимулировать процесс пораждения речи, создать реальную татарскую речевую среду, преодолеть произносительные трудности, правильно формировать навыки чтения и. т.д.
Компьютер как особый вид технических средств обучения в последние годы все шире используется при обучении неродному языку. Мы с обучающимися подготовили обширные коллекции иллюстративного и познавательного материала по произведениям и биографическим данным писателей. Создали мультимейдиные презентации по предмету.
Изучение родного литературного края – важнейшее средство совершенствования учебно-воспитательной работы, развивает у учащихся интерес к литературе, углубляет научные знания, расширяет литературный кругозор.
Литература
- Татарский сайт http://tatar.moy.su , Татарский язык, праздники, сказки, о татарской нации, известные татары, русско-татарский разговорник, видео, песни.
- Габдулла Тукай http://gabdullatukay.ruБиография, творчество, музеи Г. Тукая, фотогалерея.
- Татары – Татарский Всемирный Сервер Татарлар.ру http://www.tatarlar.ru Татарский словарь, татарские имена, история татар, татарские книги, татарские песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для воспитания истинного самосознания личности в контексте факультативного курса "Основы православной культуры"
В докладе представлен опыт работы классного руководителя по созданию условий для духовно-нравственного воспитания личности учащихся....
Формирование национального самосознания личности в процессе изучения языка как духовной ценности народа.
Выступление...
Интегрированный урок по литературе и ИЗО ( внеклассная работа) "В мире красок и стихов "
Цель мероприятия –научить детей видеть в обыкновенном прекрасное, воспитать любовь к художественному слову, развивать творческие способности обучающихся.Педагогическая технология: модельный урок...
"Комплекс ГТО как один из аспектов укрепления здоровья и воспитания национального достоинства личности"
Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защит...
Духовность, как базовая ценность воспитания национального самосознания обучающихся.
Доклад учителя музыки - Моренковой Т.А. для педагогического совещания в школе в 2015 - 2016 учебном году....
Воспитание национального самосознания обучающихся в условиях Башкирской республиканской гимназии-интерната №1 имени Рами Гарипова
Как воспитать самосознание (рух)?...
Комплексный анализ публицистического текста как средство воспитания национального самосознания учащихся
Методическая разработка «Комплексный анализ публицистического текста как средство воспитания национального самосознаная учащихся" представляет систему уроков русского языка и л...