ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ Из опыта работы
методическая разработка на тему
Региональный конкурс творческих работ в рамках X Всероссийской акции «Спорт - альтернатива пагубным привычкам»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 348 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 2 г. Починка Смоленской области
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Щербаковой Елены Александровны
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы этих технологий, несомненно, должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Конечно, многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны и мы, педагоги. Современные реформы образования требуют от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий.
На мой взгляд, учитель, осуществляя свою педагогическую деятельность, может сделать многое для сохранения здоровья учеников. Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, анализировать, рассуждать, поэтому я уделяю особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:
1) стрессовая тактика авторитарной педагогики, интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
2) несоответствие технологий обучения возрастными особенностями; учащегося;
3) несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- игровая,
- исследовательская,
- проектная,
- ИКТ,
- блочно-модульная,
- личностно ориентированная.
Критерии здоровьесберегающего урока:
- обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещение (нормы САНПИНа);
2. число видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение,
рассказ, ответы на вопросы (норма - 4-7 за урок);
- средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (норма - 7-10 минут).
- виды деятельности:
- словесный,
- наглядный,
- аудиовизуальный,
- самостоятельная работа.
(норма - не менее 3-х).
- Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они из «потребителей знаний» превращаются в субъектов действия по их получению и созиданию.
- Динамические паузы рекомендуются для всех детей как профилактика утомления. Они могут включать элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, дидактические подвижные игры, точечный самомассаж (особенно в периоды эпидемии гриппа).
- Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, учет возрастных особенностей). Эмоциональные разрядки на уроке: шутки, улыбка, юмор, афоризм. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
При подготовке к уроку я учитываю:
- Динамику работоспособности в течение рабочего дня:
- 8 – 12 часов – первый пик работоспособности;
- 16 – 18 часов – второй пик работоспособности.
- Динамику активности обучающихся на уроке:
- 1 – 4 минуты - врабатываемость в урок (организационный момент);
- 5 – 20 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);
- 21 – 35 минуты - снижение работоспособности (физкульт. минутка, закрепление материала);
- 36 – 45 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).
Некоторые гигиенические критерии рациональной
организации урока
№ | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
Рациональный | Недостаточно рациональный | Нерациональный | ||
1 | Плотность урока | Не менее 60 % И не более 70 % | 85-90 % | Более 90 % |
2 | Количество видов учебной деятельности | 3-7 | 2-3 | 1-2 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 мин. | 11-15 мин. | Более 15 мин. |
4 | Частота чередования различных видов учебной деятельности | Смена не позже чем через 7-10 мин. | Смена через 11-15 мин. | Смена через 15-20 мин. |
5 | Количество видов преподавания | Не более 3-х | 2 | 1 |
6 | Чередование видов преподавания | Не позже, чем через 10-15 мин. | Через 15-20 мин. | Не чередуются |
7 | Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) | 2-3 | 1 | Нет |
8 | Место и длительность ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным соблюдением гигиенических норм | В произвольной форме |
9 | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся | Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. | Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем |
10 | Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток | На 20 и 35 мин. урока по 1 мин. Из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого | Одна физкульт- минутка с неправильным содержанием или продолжительностью | Отсутствуют |
11 | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций. | Преобладают отрицательные эмоции |
12 | Момент утомления учащихся по снижению учебной активности | Не ранее 40 мин. | Не ранее 25-27 мин. | До 30 мин. |
Что может сделать учитель на уроках русского языка и литературы?
Можно выделить 4 группы здоровьесберегающих компонентов, которые важно использовать при планировании и организации уроков и внеклассных занятий: физиологические, педагогические, психологические компоненты и компоненты ортобиотики (ЗОЖ).
1. К группе физиологических здоровьесберегающих компонентов следует отнести физиологически грамотно построенное занятие. Важная часть моей работы по здоровьесбережению – это рациональная организация урока. Обязательными структурными элементами уроков становятся: приветствие; опрос самочувствия; релаксация; оздоровительные упражнения; рефлексия; прощание. Важно не допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, минимизировать объём домашних заданий, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Стараться предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока желательно включать зарядки-релаксации (не более 3-5 минут). Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Видами релаксации могут быть не только физкультминутки, но и различного рода движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Даже шутливые истории на уроке, притчи, загадки могут стать примером релаксации, освобождая сознание ребёнка на короткое время от умственного напряжения. Разнообразие впечатлений положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров.
1.Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.
2.Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе.
3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки т.д.
Помещение, в котором проводится занятие, должно соответствовать гигиеническим требованиям (свежий воздух, оптимальный температурный режим, чистота, хорошая освещённость). Для предупреждения преждевременного утомления учеников, я провожу почти на каждом уроке физкультминутки, включающие упражнения для глаз, кистей рук, опорно-двигательного аппарата (старшеклассники сами организуют физкультурную паузу в середине урока). В течение урока использую разнообразные виды деятельности, применяю различные формы работы: коллективную, групповую, парную, индивидуальную. На уроках русского языка веду дифференцированную работу, предлагая разноуровневые задания. Осуществляю индивидуальный подход во время уроков. Доброжелательная атмосфера на уроке – важный момент здоровьесберегающих технологий. Использую приёмы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу (игровые технологии, ИКТ и т.д.). Таким образом, на занятиях создаётся благоприятный психологический фон, что также важно для сохранения здоровья учащихся.
Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.
Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы в 10-11 классах блочно-модульной системы снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
На уроках русского языка широко использую тексты о здоровье человека, здоровом образе жизни, спорте, туризме. Уроки русского языка дают прекрасную возможность для формирования у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение своего здоровья.
Текстовый материал способствует пропаганде здорового образа жизни. Такого содержания тексты можно использовать по-разному: предлагать в качестве проверочных, самостоятельных, контрольных работ, применять для индивидуальной проверки знаний. Отдельные предложения можно разбирать на синтаксических пятиминутках, небольшие тексты предлагать детям для запоминания и записи по памяти (письмо по памяти). Задания можно использовать как при изучении какой-либо новой темы, так и на уроках повторения пройденного материала. На каждом уроке русского языка я провожу орфографические пятиминутки, цель которых - актуализация определённых орфографических правил. Эти пять минут можно использовать и в целях формирования привычки к здоровому образу жизни, подобрав соответствующий материал. Работа над орфограммами в таких упражнениях, имеет смысл ненавязчиво и легко коснуться данной темы.
Для этих целей можно использовать и такой вид письменных упражнений,
как диктанты (слуховые, свободные, творческие, выборочные, распределительные и др.). Соответствующие тексты дадут возможность каждому учителю не только
проверить грамотность учащихся, но и научить ребёнка быть здоровым, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
2. Педагогические здоровьесберегающие компоненты.
Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно-ориентированного подхода. То есть в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечиваются комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Для сохранения здоровьесбережения можно использовать и педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Учитывать индивидуальные способности и возможности учащихся позволяет и использование на уроках технологии уровневой дифференциации обучения. Один из способов работы по данной технологии - групповая работа, когда класс делим на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение детей к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения. В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя появляется возможность помочь детям, которые справляются с предложенным заданием медленнее. Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь информационно – коммуникативные технологии, например, использование ЦОР или ТСО на уроке. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, можно дать ему выполнить индивидуальное задание на тренажерах по русскому языку (нет возможности задействовать весь класс, можно во внеурочное время в качестве индивидуальной работы). Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа-материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся. Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. Большой энтузиазм вызывают у учеников нестандартные уроки, на которых можно проявить себя творчески. Например, уроки-состязания, уроки- творческие отчёты, уроки-ярмарки, с использованием ролевых игр, инсценирования, рисования. Сейчас я работаю с учащимися пятых - шестых классов. Дети в этом возрасте очень любознательны, творческие, быстро воспринимают и транслируют ролевые игры, раскрепощены, не стесняются высказывать свое мнение и делают это с удовольствием.
На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.
При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением. При изучении односоставных предложений предлагаю творческие задания на тему: «Береги свое здоровье», «Твой завтрак», «Прогулка или компьютер» и т.д.
Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.
На уроках литературы в средних классах читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.
Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески. Для этого использую такую форму работы как нестандартные уроки. Эти уроки создают благоприятный климат работы в классе, повышают эмоциональный фон, нормализуют психическое состояние и ученика, и учителя.
Так, например, лекция. Разновидности уроков лекций позволяют не только разнообразить работу, но и вызвать интерес к изучаемому предмету или теме. Так в процессе урока проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через теоретические концепции, и учащиеся приобретают знания самостоятельно. В ходе лекции-визуализация, основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.), что позволяет в наше время компьютерных технологий показать связь русского языка и компьютера.
Лекция вдвоем, представляющая собой работу учителя и ученика, читающих лекций по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале, как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет форм, так и за счет содержания.
Лекция - пресс-конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.
Лекция-консультация близка по типу к лекции - пресс-конференции. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации". Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.
Школьная лекция целесообразна: при прохождении нового материала, не связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного материала; в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера; при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи.
Также очень эффективны и другие нестандартные формы:
- Уроки-семинары,
- Уроки- экскурсии,
- Уроки-путешествия,
- Уроки-исследования,
- Уроки-концерты.
Все эти формы уроков становится формой реализации мотивации и самоопределения учащихся. На своих уроках я использую ролевые, ситуационные игры, которые эффективны для отработки того или иного материала.
На уроках русского языка нередко используется такой вид работы, как заочная экскурсия, который позволяет совмещать принципы здоровьесбережения и воспитательный потенциал. В канву этого вида урока при умелом подборе текстов и упражнений легко вписывается практически любая грамматическая тема. При современном уровне развития компьютерных технологий можно применять мультимедийные презентации. На слайдах чередуются тексты с заданиями и иллюстративный материал, имитирующий остановки в экскурсионном маршруте; используются разнообразные упражнения (тексты со словами, которые требуется поставить в нужную форму; выборочные диктанты; творческие диктанты; мини-сочинения и т.д.) Органично вписывается в структуру подобного урока и оздоровительный момент: учащимся предлагается сделать остановку в парке или сквере и размяться. Психологический климат на таких уроках, как правило, всегда благоприятный. Таким образом, уроки такого типа отвечают целям и задачам здоровьесбережения.
В ходе всей деятельности в направлении здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы я вижу определённые положительные результаты. Они выражаются в итогах опроса, проводимого мной и школьным психологом в классах, где работаю.
3. Психологические здоровьесберегающие компоненты.
Спокойная, доброжелательная, психологически комфортная обстановка урока также положительно влияет на работоспособность учащихся. Эффективна с точки зрения психологического комфорта на учебном занятии диалоговая форма обучения. О ситуации успеха сказано много. Важно создать ребёнку ситуацию, при которой он хоть на минутку, но порадуется своим незначительным успехам.
4. Элементы ортобиоза. (ЗОЖ)
Одним из важных направлений в работе каждого педагога должно стать формирование у школьников мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, компоненты ортобиотики.
Какие компоненты ортобиоза можно использовать в работе учителя русского языка и литературы?
На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм. Тема «Описание состояния человека» в 7 классе даёт возможность ребёнку оценить своё эмоциональное состояние в данную минуту, проанализировать причины душевного дискомфорта или чувства радости. Изучение синтаксиса и пунктуации в 8 классе даёт возможность использовать тексты для анализа, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. При подготовке к ГИА и ЕГЭ (часть С) возможно использование в качестве тренировочных работ анализ публицистических текстов по пропаганде ЗОЖ. На уроках литературы полезны мини-диспуты по анализу афоризмов, пословиц и поговорок на тему «Здоровье»: «В здоровом теле здоровый дух», «Отдых – это перемена занятий», «Здоровье женщины – здоровье нации» и т.д. С точки зрения популяризации ЗОЖ и общего развития учащихся эффективны рубрики урока «Информация к размышлению» или «Знаете ли вы?»
Знаете ли вы, что русские писатели А.П.Чехов и В. Гиляровский основали в 1882 году «Русское гимнастическое общество»; Л.Н.Толстой увлекался верховой ездой, коньками, гимнастикой и велоспортом; английский поэт Д.Г. Байрон, несмотря на хромоту, был великолепным пловцом и т.д.
Школьной программой предусмотрено выполнение творческих работ на спортивную тематику. Так в 5 классе ученики учатся составлять спортивный репортаж, в 6 классе школьникам предлагается написать сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской "Утро", в 7 классе сочинение-интервью по картине А. Сайкиной "Детская спортивная школа". На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении. Цель таких уроков – обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.
Мы все хорошо знаем расхожую фразу: «Литература—учебник жизни». Действительно, литература предоставляет нам непревзойдённые возможности учиться на примере жизни, действий и поступков различных героев, способствует стремлению учиться на чужих ошибках, а не набивать собственные шишки. С этой точки зрения литература уже самим своим содержанием позволяет формировать здоровый образ жизни, причём делать это не в назидательной, менторской манере, а говорить об этом как бы исподволь, незаметно. Эти возможности даёт и комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль», и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В.Гоголя, и бессмертный роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», и лирика М.Ю.Лермонтова, и роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» с его главным героем Евгением Базаровым, и роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» с семейством Болконских, и поэзия Сергея Есенина, и судьба Владимира Высоцкого... Яркие, запоминающиеся образы, высокие идеи, талантливые картины—всё это пробуждает эмоции учащихся, способствует воспитанию нравственности и формированию навыков здоровьесбережения. В этом отношении стоит более широкое и обобщающее значение придать совету Пушкина: «Учитесь властвовать собою».
И в заключение хочется отметить, что здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения может внести каждый учитель. И внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих компонентов позволяет добиться положительных изменений: формируются мотивы, потребности и ценности ЗОЖ, а возможно, даже нравственные чувства, качества, поступки, создаётся благоприятная здоровая социокультурная среда, в которой растёт и развивается ребёнок.
Использованная литература:
- Безух К.Е. Культура здоровья школьников. – Волгоград: «Учитель», 2011
- Брагина С.А. Энциклопедия здоровья. - Волгоград: «Учитель», 2009
- Тареева Л.И. Активные формы обучения. – Волгоград: «Учитель», 2008
- Верескун Н.В. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением современных технологий. – Москва: «Планета», 2011
- Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт применения. Методические рекомендации //Под редакцией В. Д. Сонькина, М. М. Безруких. - М.: Триада - фарм, 2004.
- Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технология. Волгоград. 2000г.
- Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. Под редакцией М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. Москва, 2002г.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. – М.: «Народное образование», 1998.
- Сериков В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология. – Волгоград: «Перемена», 1998.
- Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы». - М: АРКТИ, 2003;
- Смирнов Н К. «Как обучать школьников без ущерба для их здоровья», М., Чистые пруды, 2005
- Интернет ресурсы:
http://pedsovet.org/forum/index.php?s=4941aabe3689e2798500473207a3eac3&act=Attach&type=post&id=166
http://tco-physics.narod.ru/
Приложение 1
Сценарии уроков с применением здоровьесберегающих технологий
Урок русского языка в 6 классе
по теме «Фразеологизмы и их употребление в речи»
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Фразеологизмы и их употребление в речи»», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.
Планируемые результаты
Личностные:
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); - владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
- способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
Предметные
- представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
- понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Задачи.
Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; развить умение находить заимствованные слова в тексте; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.
3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: ПК; мультимедийный проектор; учебник «Русский язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений под ред. Ладыженской.
Здоровьесберегающие технологии:
- Положительный эмоциональный настрой, эмоциональный заряд («Веселый урок Радионяни»)
- Релаксация
- Физминутка
- Личностно – ориентированное обучение
- Технология индивидуализации и дифференциации
- Технология проблемного обучения
- Технология игры
- Технология группового обучения
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
Приветственное слово. Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам. Приветствие учащихся.
2. Актуализация знаний
- Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”. Ребёнок не знал, что означают слова «собаку съела».
Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его, подумать, как называются такие слова в языке.
(Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками. Учащиеся называют тему урока)
- Да, ребёнок не знал, что в языке есть такие слова. А вы, ребята, из начальной школы уже имеете представление об этой теме. Гонять лодыря мы на уроке не будем, а вспомним, что же это за слова.
- В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере “собаку съела” значит “имеет большой опыт, знания в чём-либо”.
- Всегда ли мы правильно употребляем фразеологизмы?
(Положительный эмоциональный настрой, эмоциональный заряд. «Веселый урок Радионяни») Аудиозапись CD
3. Целеполагание и мотивирование
Учитель предлагает задание, а потом предлагает учащимся поставить цель урока, направляя их при этом.
Фронтальная работа (Найти ошибочное толкование)
тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост
наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму
заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить
кот наплакал – довести кота до слёз
подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку
показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку
кот наплакал – много
спустя рукава – прилежно
мартышкин труд – бесполезная работа
знать назубок – наизусть
во весь дух – очень медленно
от доски до доски – от начала до конца
с гулькин нос – мало
горе луковое – талантливый человек
при царе Горохе – очень давно.
4.Ввод нового материала
Учитель предлагает самостоятельно дать определение , что такое фразеологизмы, затем сопоставить с определением из учебника. Затем предлагает определить, откуда они появились и сверить с информацией из учебника.
(Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.)
(Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника, находят в словарных статьях из учебника информацию о происхождении)
5. Первичное закрепление
Работа в группах. Учитель направляет, консультирует. Ученики соединяют стрелками фразеологизмы и их значение. В случае затруднения обращаются к подсказке
Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.
Глаза на мокром месте Сильно что-то захотелось
С глазу на глаз Часто плачет
Глаза разгорелись Узнал истинное положение
Глаза открылись Наедине
Вкладывать душу Думать, решать что-нибудь трудное
Не ударить в грязь лицом Добиваться, достигать полного взаимопонимания
Находить общий язык Отдавать себя целиком
Ломать голову Показать себя с лучшей стороны
Оказать медвежью услугу Не получить того, на что рассчитывал
Комар носа не подточит Подвести кого-либо
Уйти несолоно хлебавши Жить дружно, в согласии
Душа в душу Не к чему придраться
Физминутка (видеоролик СD)
6. Применение нового знания в стандартной ситуации.
Учитель консультирует в случае необходимости, ученики выполняют самостоятельно
Выборочный диктант ( выписать только фразеологизмы)
золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.
7. Перенос в новые условия
1.Учитель предлагает определить, толкование приведенных фразеологизмов.
На птичьих правах – временно (незаконно), в один голос – вместе, испокон веку – издавна, тютелька в тютельку – точно, тяп-ляп – кое-как, с гулькин нос – мало, как сонная муха – медленно, засучив рукава – усердно.
2.Напишите сочинение-миниатюру “На уроке”, используя фразеологизмы: набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон. (5-7 предложений).
(Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецензируя работы одноклассников)
8.Домашнее задание по выбору учащегося:
1) подготовить сообщение «История одного фразеологизма»
2) нарисуйте фразеологизм на альбомном листе, составьте с ним три предложения
3) выписать из художественной литературы 5 предложений с фразеологизмами.
9. Подведение итогов. Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.
10. Оценивание. Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся.
11. Рефлексия Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков:
Приложение 2
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 9 КЛАССЕ
«Изобразительно-выразительные средства языка»
Щербакова Е. А.
Место работы: МБОУ СОШ № 2
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс: 9
Тема: Золотой запас русского языка («Изобразительно-выразительные средства языка». Систематизация знаний при подготовке к ГИА).
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме; применить полученные знания на практике.
Задачи:
- обучающие: обобщение и систематизация изученного материала по данной теме; формирование навыков работы с выразительными средствами языка; подготовительная работа к выполнению заданий ГИА;
- развивающие: отработать навыки решения заданий в тестах ГИА; развивать культуру устной и письменной речи; творческих способностей учащихся; монологическую речь учащихся; память; логическое мышление и образное мышление.
- воспитательные: воспитывать осознанное отношение к изучаемому, воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: коррекция, контроль, оценка знаний
Познавательные: универсальные логические действия, общеучебные
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, умение полно и ясно выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества
Тип урока: обобщение и систематизация изученных знаний.
Необходимое техническое оборудование: оборудование: компьютер, экран, мультимедиа, карточки-задания, памятки. Презентация СD
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Используемые технологии:
- здоровьесберегающие
- сотрудничества
- информационные технологии
- развивающее обучение
- личностно ориентированное обучение
- интегрированное обучение
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Продолжительность | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Планируемый образовательный результат |
1 | Организационный (Мотивация. Актуализация опорных знаний) | 3 мин. | Фронтальная беседа, формулирование темы и цели урока | Координирует ответы. Акцентирует внимание на имеющиеся знания учащихся | Умение делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения. |
2 | Повторение темы | 6 мин. | Словарная работа с последующей проверкой | Координирует действия учащихся | Контроль в форме результата с заданным эталоном. |
3 | Углубление темы | 20 | Фронтальная работа по определению тропов; парная работа – анализ языкового материала. | Координирует действий. Выводит работы групп в нужное русло. | Закрепление знаний, умений и навыков, полученные в 5-9 классах по теме. Умение делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения. Умение строить устное и письменное высказывание с учетом предложенной сферы и ситуации. |
4 | Физминутка | 2 | Выполнение зарядки для глаз | Разъясняет действия | Отдых |
5 | Контроль полученных знаний | 10 мин | Контрольное тестирование | Разъясняет действия. Контролирует выполнение работы | Контроль и коррекция. |
6 | Подведение итогов. Рефлексия. | 4 мин. | Фронтальная беседа | Анализирует результаты Задаёт домашнее задание Выставляет оценки | Умение делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения. |
Сценарий урока
- Мотивация. Актуализация опорных знаний.
- Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!
Слайд 1
Эпиграф к уроку:
Дивишься драгоценности нашего языка:
что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно,
как сам жемчуг, и, право,
иное названье еще драгоценней самой вещи.
Н. В. Гоголь
Работа с эпиграфом к уроку.
- Как вы понимаете смысл высказывания?
( О богатстве, оригинальности, самобытности русского языка).
- Тема сегодняшнего урока «Золотой запас русского языка»
- О каком золотом запасе идёт речь?
(Об изобразительно-выразительных средствах)
Слайд 2
Тема урока, цели, задачи.
Слайд 3
Беседа
- Задайте вопрос к теме урока: «Что такое изобразительно-выразительные средства?
- Какие изобразительно-выразительные средства существуют в русском языке?»
- Вот вы и сформулировали цели урока.
-Давайте вспомним, необходимые теоретические знания по теме.
Слайд 4
Актуальность темы:
- Для чего нужны тропы?
(Я считаю…)
- Создают новые сочетания слов с новым значением;
- Обогащают речь новыми оттенками смысла;
- Придают речи образность;
- Придают речи выразительность.
Слайд 5
Актуальность темы
Для того чтобы справиться с заданием А3, необходимо владеть теорией, а именно знать определения средств речевой выразительности, а также уметь видеть их в тексте.
Сегодня на уроке мы не только повторим теоретический материал по теме, но и выполним образцы экзаменационных заданий, а также подробнее остановимся на малоизученных средствах выразительности.
Слайд 6
Теоретическая разминка
Класс делится на две группы: теоретиков и практиков
Теоретики составляют вопросы по теории, пользуясь карточками подсказками,
практики составляют примеры изобразительно-выразительных средств, пользуясь учебниками, раздаточным материалом.
Проверка задания.
Теоретики задают вопросы практикам, а практики теоретикам.
Теоретики комментируют схему.
Слайд 7
Уточнение теоретических понятий
Тропы и фигуры
Слайд 8 – 17
Повторение теории
Физминутка (видеоролик СD)
Слайд 18-32
Экскурсия в литературно-художественную галерею Януса
Слайд 18
Учитель
— Слышали ли вы что-нибудь о литературно-художественной галерее Януса? Это уникальная галерея, в которой собраны произведения искусства, созданные на основе одного художественного приёма и часто связанные с художественной литературой, которая широко его использует с самых древних времен до наших дней. Дирекция литературно-художественной галереи считает своей главной задачей просветительскую работу, а потому часто устраивает передвижные выставки. И вот сегодня вы имеете редчайшую возможность увидеть одну из таких выставок.
Слайды 19-22
Учитель
Прежде всего нам предстоит узнать, что это за таинственный прием. А для этого попробуем разгадать одну литературно-художественную загадку. Вы увидите несколько пар репродукций, сгруппированных по одному принципу. Если мы правильно определим этот принцип, то перед нами откроется и древний прием, а вместе с ним и тема урока.
(Учитель показывает ученикам несколько пар репродукций: например, пейзажи на тему «Зима — лето» или «Весна – осень», изображения мальчика и девочки, старика и мальчика, дня и ночи и т.п. (использовались, к примеру, репродукции картин А.И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре» и «Днепр утром», В. И. Тропинина «Портрет С.К.Суханова» и «Голова мальчика», Г. И. Серебряковой «Женя» и «Катя с куклами», пейзажи Н. М. Ромадина) — и повторяет задание).
После того как учащиеся справятся с ним, задается вопрос:
- С каким же языковым явлением связана тема урока?
(Итак, сгруппированные по принципу противопоставления пары репродукций напоминают нам об антонимии. Вспомните, что такое антонимы. (Антонимы — слова с противоположным значением, об этом напоминает и дословный перевод с греческого языка этого термина: анти —против, оним – имя).
Слайд 23
Учитель
Но литературное явление, которое мы будем сейчас пристально рассматривать, гораздо шире и основано не просто на противоположном значении слов, а на развёрнутом противопоставлении явлений, характеров, свойств и т. д. Мы имеем дело с одним из самых древних литературных приемов — антитезой.
- Из каких корней состоит это слово-термин?
(Анти — против, тезис — положение. Значит, дословный перевод термина – противоположение).
Слайд 24
Учитель
Теперь перейдём к рассказу о возникновении антитезы.
Возникновение этого понятия связано с глубокой древностью — с тем временем, когда человек начинал осмысливать мир, упорядочивать его и осознавать себя в этом мире. Вероятно, именно тогда у него появились сначала понятия верха и низа, затем неба и земли, суши и воды, света и тьмы, дня и ночи, холода и жары, правого и левого, севера и юга, запада и востока, мужчины и женщины; потом молодости и старости, сна и яви, богов и людей и т.д. А затем эти пары пополнялись и пополнялись, пока не родилась первая концепция мира, выраженная в мифологии, а вместе с ней и первые антитезы в мифах творения. Вспомним хотя бы греческий миф о сотворении мира.
Неудивительно, что основателем нашей литературно-художественной галереи стал один из представителей древней мифологии, это римское божество, и настало время познакомить его с вами.
(Демонстрация изображения Януса)
- Знаете ли вы, кто это? И как вы думаете, почему именно ему принадлежит идея создания такой галереи?
(Янус – бог начала и конца, входа и выхода, восхода и заката, прошлого и будущего, сева и жатвы, молодости и старости. Именно поэтому он изображался двуликим (одно лицо принадлежало юноше, другое — старику), что напоминало о двойственности бытия, об одном из законов философии — о единстве и борьбе противоположностей. В некотором смысле Януса можно назвать прародителем антитезы. Потому-то он и стал основателем уникальной галереи.
Выражение «двуликий Янус» до сих пор в ходу и сейчас используется в отрицательной оценке людей неискренних, лицемерных и лживых, но для нас двуликий Янус -
олицетворение антитезы — литературного приема, на котором строились многие мифы).
Слайд 25
Кот Янус
Слайд 26
Учитель
«Антитезы греческой мифологии»
Вспомните греческую мифологию и тех героев, которые пытались достичь равенства с богами, посягнуть на их права и за это жестоко наказаны.
- Какая из этих антитез самая яркая и символичная?
(Зевс и Прометей.)
- Что олицетворяет собой Зевс, а что - Прометей?
(Зевс - эгоизм, равнодушие, тщеславие, жестокость: Прометей - человеколюбие, самоотверженность, мужество и героизм).
Слайд 27
Учитель
Фольклорные антитезы»
Из мифологии антитеза перешла в фольклор: сказки, былины, притчи, загадки, пословицы.
- Взгляните на следующий раздел экспозиции «Фольклорные антитезы».
Он поможет нам вспомнить широко известные русские народные сказки и былины, где этот прием использовался.
(Демонстрируются репродукции картины В. М. Васнецова «Царевна-лягушка», «Бой Ивана-царевича с семиглавым змеем», «Несмеяна»; И. Я. Билибина «Морозко и падчерица», «Добрыня освобождает из плена Забаву Путятичну» и др.)
- Как проявляет себя антитеза в этих сказках и былинах?
(В сказке «Морозко» противопоставляются послушание и трудолюбие падчерицы и строптивость и лень дочерей мачехи, в «Царевне-лягушке» - талант и искусность царевны и бездарность её невесток; в былинах - мужество и самоотверженность Ильи Муромца, Добрыни Никитича коварству и жестокости врагов: Змея Горыныча, Соловья Разбойника и др.).
Слайд 28
На антитезе часто строятся пословицы и поговорки, многие из них вам хорошо известны.
- Попробуйте найти соответствия началу пословицы (пословицы могут быть заранее написаны на доске или еще лучше — на специальной таблице):
Злой плачет от зависти, а
Сладко естся,
Богу молись, а
Дружбу помни, а
Я одна шью, а
Хоть работа черна, да
Вора миловать –
денежка бела
все порют
доброго погубить
добрый от радости
чёрта не гневи
плохо спится
зло забывай
Слайд 29
Учитель
- Все эта антитезы выходят на главное философское противопоставление фольклора. Какое?
ДОБРО
Трудолюбие
Талант, мастерство
Благодарность
Отзывчивость
Самоотверженность
Скромность
Дружба
Мужество, героизм
Любовь к родине
ЗЛО
Лень
Бездарность
Неумелость
Неблагодарность
Равнодушие
Эгоизм
Хвастовство
Вражда
Трусость
предательство
Борьба добра и зла — главная тема фольклорных произведений.
Слайды 30
«Литературные антитезы»
Учитель
Трудно найти такой жанр в литературе, где бы не использовался этот прием. Часто уже в самих заглавиях литературных произведений присутствует антитеза. И вы мне сейчас подскажете такие произведения: я буду называть автора и первое слово заглавия, а вы – второе слово-антоним:
М.Твен. «Принц и (нищий)»;
И.А.Крылов. «Волк и (Ягненок)»;
А.С.Пушкин. «Моцарт и (Сальери)»;
Ф.М. Достоевский. «Преступление и (наказание)»;
А.Н.Островский. «Волки и (овцы)»;
Л.Н.Толстой. "Война и (мир);
А.П.Чехов. «Толстый и (тонкий)»;
И.С.Тургенев. «Отцы и (дети)».
Такие названия прямо или косвенно указывают на конфликты, лежащие в основе произведений.
Взгляните на самый обширный раздел выставки «Литературные антитезы».
- Какие из произведений вам знакомы? Как в них используется прием антитезы?
(В «Песне про купца Калашникова» противопоставлены честь и бесчестие; в «Сказке о мертвой царевне» - скромность и кротость царевны и самовлюбленность и гордыня царицы; в басне «Волк и Ягненок» — сила и слабость; в «Гадком утенке» Андерсена - доброта и бескорыстие утенка-лебедя и сварливость, корыстолюбие, примитивность всего птичьего двора; в «Алых парусах» Грина — богатый духовный мир Ассоль и внутренняя ограниченность, примитивизм жителей Каперны; в «Дон Кихоте» Сервантеса возвышенные устремления Дон Кихота и приземленность желаний Санчо Пансы).
Слайд 31
ОксЮморон
Учитель
На основе антитезы создан еще один интересный литературный прием — оксюморон, что в переводе с греческого означает «остроумно-глупое». Например,
«Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг...» (М.Ю.Лермонтов) или
«Бушует снежная весна...», «Как трудно мертвецу среди людей / Ходить и притворяться непогибшим..." (А Блок).
- Как вы думаете, почему этот прием получил название «оксюморон"? И почему здесь можно говорить об антитезе?
(В нем соединены контрастные, несопоставимые явления и вещи, создающие в конечном итоге совершенно новое понятие: мертвец не может жить и ходить среди людей, но человек, потерявший интерес к жизни, выглядит в глазах других людей мертвецом; весна несет с собой цветение и жизнь — снег все погружает в глубокий сон, напоминающий смерть; понятие снежной весны ассоциируется с бурей человеческих чувств и страстей, спрятанных под маской холодности и равнодушия и т.д.)
Как и прямая антитеза, оксюморон иногда выносится в заглавие:
«Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина,
«Мёртвые души» Н. В. Гоголя,
«Живой труп» Л. Н. Толстого,
«Живые мощи» И. С. Тургенева,
«Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского и др.
- Какие контрастные понятия чаще всего соединяются в этих заглавиях?
(Жизнь и смерть).
Слайд 32
Учитель
Это неудивительно, так как спор жизни и смерти – одна из самых популярных антитез в мире в сюжетах литературы, живописи. Вспомните хотя бы многочисленные сказки разных народов о живой и мёртвой воде, о загробном (подземном) царстве и царстве живых, о том, как герои отвоёвывают своих любимых у смерти. С ними перекликаются и поэмы М. Горького «Девушка и смерть», А. Т. Твардовского «Василий Теркин» (глава «Смерть и воин», часть «Тёркин на том свете»).
- Взгляните и на полотна, построенные на основе антитезы. В чём она выражается?
(«Невеста всех краше была...» и "Жених неприглядный такой...».)
Слайды 33
Оценочный лист
Слайды 34-42
Самостоятельная работа в парах и индивидуально.
Практические упражнения (работа с тестом и таблицей) и проверка.
Заполнение оценочного листа.
Слайд 43-45
- Знание изобразительных средств языка необходимо для выполнения задания С 2 (сочинения – рассуждения на лингвистическую тему).
Слайд 46
Слайд 47
Сочинение-рассуждение 6 на ГИА (согласно Проекту 2013 года)
Прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Прав потому, что русский язык очень богат. Многие слова в нем используются не только в прямом, но и переносном смысле. На этом свойстве языка основываются изобразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, которые помогают писателю достигнуть большей выразительности. Обратимся к тексту.
Так, в предложении 36 говорится о том, что мальчик зашептал «горячо и непонятно». Перед нами эпитеты, выраженные наречиями. Они помогают писателю передать волнение и страх подростка.
В предложении 53 нахожу ярчайшую метафору: «…их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…». Какие волнующие слова, характеризующие состояние бедной матери!
Таким образом, могу сделать вывод, что слово может не только назвать предмет или действие, но и передать любое состояние человека.
Слайд 48
Работа с текстом
Подобрать аргументы
1 вариант – по тесту 11
2 вариант – по тесту 18
3 вариант – по тесту 24
Время работы: 15 мин
Слайд 49
С2. С1К2 Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте. | 3 |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, или привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте. | 2 |
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте. | 1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста | 0 |
Слайд 50
Оцени свои знания
Количество баллов | Оценка |
3 | «5» |
2 | «4» |
1 | «3» |
0 | «2» |
Слайд 51
Подведение итогов
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Над чем ещё надо поработать?
Слайд 52
Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение:
1 вариант – по тесту 11
2 вариант – по тесту 18
3 вариант – по тесту 24
Слайд 53
Рефлексия
Вернёмся к эпиграфу нашего урока: (чтение учащимися выразительно)
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
Н. В. Гоголь
- Согласны вы с мнением Н. В. Гоголя?
- Найдите тропы в эпиграфе.
(Ответы учащихся)
Слайд 54
Оценочный лист ученика(цы)__________________
Поставьте себе оценку за урок. Она будет складываться как среднее арифметическое из трёх оценок: за тренировочный тест, за работу с таблицей и за работу с текстом.
Оценка за тест | Оценка за таблицу | Оценка за работу с текстом | Итоговая оценка |
Оценка урока учащимися
Показать условный символ:
Понравился урок Не понравился урок
Приложение 3
Внеклассная работа по формированию здорового образа жизни
СЦЕНАРИЙ ВЫСТУПЛЕНИЯ АГИТБРИГАДЫ 6 КЛАССА
«Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ»
Участники агитбригады выходят под музыку и строятся в две шеренги в шахматном порядке. 1-я и 2-я шеренги говорят хором по очереди речевку, маршируя на месте.
- Раз, два, три, четыре.
- Три, четыре, раз, два!
- Кто шагает дружно в ряд?
- Это сбор агитбригад!
- Кто шагает дружно в ногу?
- Уступите нам дорогу!
Все вместе.
Наш девиз: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! "
1-й участник. Я,
2-й участник: - ты,
3-й участник: - он,
4-й участник: - она!
5-й участник. - Вместе - дружная семья.
Хором. - Вместе мы - агитбригада 6 "А".
6-й участник. - Вас приветствует агитбригада:
Все вместе: «ГАРМОНИЯ»
2-й участник:
В гармонии жить
Не пить, не курить!
3-й участник:
В гармонии жить –
Со спортом дружить!
1-й участник:
В гармонии жить –
Счастливыми быть!
2-й участник:
Мы молоды! Здоровы и красивы!
Пока еще мы дышим и живем!
3-й участник:
От бед, пороков и напастей…
Себя и близких сбережем!
ФОНОГРАММА «Пластилиновая ворона»
Сказка наша - «Теремок»
Сказка - быль, да в ней намёк.
Мы намёк потом обсудим,
А пока смотрите, люди.
В городке, что недалёк
От столичных, от дорог
Позапрошлою весной
Появился теремок.
«Теремок-то не простой»-
Вскоре люди говорили-
В нем открыли клуб ночной,
всего там просто изобилие.
Каждый вечер в этом клубе
Собирается народ.
Всё зверьё крутое леса
Погулять сюда идёт.
А на входе в клубе том,
Серый волк стоит с ружьём.
Он замки всем отпирает,
Документы проверяет.
Кто опять стучится в дверь?
Ты карманчик свой проверь.
Мы без денег не пускаем,
Бедный зверь здесь не гуляет.
Это я - Мышка!
Бывшая норушка.
Только быстро поняла,
Жить в норе я не должна.
Дискотеки я люблю
И вот подсела на «иглу».
Здесь найду себе друзей,
Меня впустите поскорей.
Кто стучится в клуб опять?
Вас прошу себя назвать.
Я очень милый зайчик,
Я - Зайчик – наркоманчик.
Я прошу меня впустить,
Мне без кайфа трудно жить.
Я курю, я пью, колюсь,
Вам я в клубе пригожусь.
Гости к нам опять пришли,
Поскорее заходи.
Я – красавица лиса,
До чего ж я хороша.
Очень хочется мне в клуб.
У меня ведь куча шуб.
Денег мне не занимать.
Вам могу немного дать.
«Где я денежки беру?
Марихуану продаю»
Кто опять стучится в дверь?
Ты карманчик свой проверь.
Мы без денег не пускаем,
Бедный зверь здесь не гуляет.
Я - лягушка- шантажистка,
Всем известная артистка.
Все секреты леса знаю.
Кто откуда деньги взял,
Что купил и где продал,
Мне шантаж любой известен,
для меня он просто песня.
Я прошу меня пустить,
чтоб беды вам не нажить.
Ну, команда, собралась.
Можно друга Мишу звать.
Пусть прикроет этот клуб.
Пусть ребяток потрясут.
Чтобы мерзкие дела
Здесь не делала братва.
Ну – ка, Миша, заходи.
Здесь порядок наведи.
Объясни, как надо жить,
С кем дружить, кого любить.
Если, зверята, вам хочется жить-
Надо, друзья, за здоровьем следить.
Вам расскажу я здоровья секреты,
Скажете вы мне спасибо за это.
Бег по утрам, упражненья, гантели,
Труд напряжённый на каждой неделе.
В клубе вы времени зря не теряйте.
Лучше спортзал или корт посещайте.
Будьте здоровыми, сильными, крепкими.
Вам не нужны эйфории таблетки!
Водка, табак и наркотики – гадость.
Спорт, витамины – вот лучшая радость.
А для начала – все на зарядку,
Я приучу, вас, ребята, к порядку!
Вот и сказке конец,
А кто слушал – молодец!
Сказка – ложь,
Да в ней намёк – добрым молодцам урок.
А если серьёзно,
А если серьёзно.
То, что вы видели, в жизни возможно.
Только ты сам для себя выбирай
Ждёт тебя ад или ждёт тебя рай.
Сколько вокруг сломанных судеб,
Хочется крикнуть: «Опомнитесь, люди»!
Одумайся, сверстник! Ещё не поздно.
В мире много других удовольствий.
Спорт, кино, театры, друзья
Пусть это будет с тобою всегда.
Чтобы о прошлом жалеть не пришлось,
Шприц с наркотиком в сторону брось.
Пусть будет много счастливых дней
В жизни твоей, и в моей, и в моей.
Всем наркотики вредны,
И они нам не нужны.
Мы здоровье выбираем,
Мы и вам того желаем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...
Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...
Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)
Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...