Интегрированный урок по литературе и биологии "Русские поэты о мире птиц" для 7 классов
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Изображение птиц руссками поэтами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_s_russkimi_poetami_v_mir_ptits.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» с. Измайлиха
Красноармейского муниципального района
Приморского края
Интегрированный урок по литературе и биологии.
«Русские поэты о мире птиц»
Учитель литературы Учитель биологии
первой квалификационной первой квалификационной
категории категории
Кушнарева Т.А. Ветрик Е.Ю.
Путешествие с русскими поэтами в мир птиц.
Цель: Пробудить интерес к произведениям о родной природе, о птицах; научить детей находить прекрасное в незаметном.
Соединить современные проблемы, связанные с охраной природы, с произведениями русских поэтов о родной природе.
Если человек забывает о добре, о братьях наших меньших, он теряет
в себе человека. В таком состоянии он может погубить жизнь на
планете.
Ход урока:
- Организационный момент: в оформленный класс входят дети, звучат голоса птиц.
- Вступительное слово учителя:
- Сегодня мы еще раз заочно побываем в лесу, но не одни, а возьмем с собой русских поэтов.
К этому уроку вы долго готовились (Читали стихотворения, учили их наизусть, изучали класс и семейства птиц, готовили материалы о птицах.)
Что мы должны помнить, входя в лес? (Не шуметь, не разрушать гнезд, не трогать яиц и птенцов, оберегать птиц, помогать им.)
За тем, как мы будем вести себя на экскурсии, обращаться с птицами, будет наблюдать главный лесничий с помощниками.
- – А сейчас мы предлагаем каждому из вас представить свою птицу. (Учащиеся зачитывают рефераты.)
4. Конкурсные задания. (на птичках):
- Зачем птицы заглатывают камешки?
- Какие виды птенцов у класса птиц? Назовите.
- Что такое «птичье молоко»?
- Какие приспособления для полета имеет птица?
- Могут ли куры нести яйца без скорлупы? Почему?
- Назови автора по отрывку:
Птичке весело на поле
И в лесу, да веселей
Жить на воле, петь на воле
С красных зорек до ночей…(Лев Александрович Мей «Малиновка»)
- Назови автора по отрывку:
Природа- мать ему дала
Два мощных, два живых крыла-
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!.. (Ф.И.Тютчев «Лебедь»)
- Назови автора по отрывку:
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий…(В.А.Жуковский «Жаворонок»)
- Назови автора по отрывку:
Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши все кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом. (А.А.Фет «Ласточки»)
- Назови автора по отрывку:
Но нет завиднее удела,
О лебедь, чистый, твоего-
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией божество. (Ф.И.Тютчев «Лебедь»)
- Выразительное чтение стихотворения А. Н. Майкова «Ласточки». Разбор его с литературной точки (на уровне чувств), с биологической (факторы жизни птиц).
Литература. - Каким настроением проникнуты первые две строфы?
- Какие глаголы усиливают это настроение?
- Как меняется настроение лирического героя в 3, 4, 5 строфах?
- Какие слова помогают понять отношение поэта (лирического героя) к ласточкам?
- Какими словами автор называет ласточек? Почему?
- Какое желание возникает у автора в конце стихотворения?
Биология. - О каком времени года идет повествование?
- О каком месяце идет речь?
- Что мы можем узнать о гнезде?
- Что можем мы узнать о птенцах?
- Почему автор говорит, что мало видел птиц? Почему они так много летают?
- О чем говорит окончание стихотворения?
6. Конкурсные задания (на листочках):
- Этой птице поставлены два памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США, штат Юта, а другой в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной смерти. Что это за птица? (чайка)
-В осажденном городе люди умирали от голода. Когда они на крепостной стене выставили птицу, враг решил, что в городе еще много продовольствия и сняли осаду. Это произошло в16 веке. Благодарные люди поставили памятник птице. Что это за птица? (петух)
-«Молния» - застежка, нашла широкое применение при изготовлении одежды, обуви и т.д. Автор «молнии» - застежки американец В.Джудсон – получил с 1893 по 1905 года пять патентов за ее изобретение. Какой природный аналог «молнии» вы можете назвать? (контурное перо)
-В 1850 году в Америку ввезли птицу, которая там быстро освоилась. Случилось так, что в пригороде Бостона сильно размножились насекомые. Гусеницы наносили серьезный вред посевам. На помощь пришла птица – она уничтожила насекомых – вредителей. В знак благодарности жители поставили ей памятник в центральном парке города Бостона. Назовите птицу? (воробей)
-На подводной лодке были повреждены система подъема и связь. С помощью торпедного аппарата была выпущена на волю птица, чтобы доставить сообщение об аварии. Вскоре экипаж был спасен. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки. Это произошло в 1942г. в Англии. Птице был поставлен памятник. Назовите ее. (голубь)
- Какие изменения в жизни птиц леса произойдут, если проведена борьба с гнусом и уничтожены хищные птицы?
-Какую экологическую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова?
-Имеются дупла двух деревьев – мертвого и живого. Какое дупло птицы заселят в первую очередь? Почему?
-Почему птицы (грачи, утки-кряквы, вороны), которые несколько десятилетий тому назад улетали на зиму на юг, сейчас живут круглый год в больших городах?
-В гнезде серой куропатки можно обнаружить до 24 яиц, у соколов 2-4,у черного грифа 1 яйцо. Численность птиц этих видов сохраняется примерно на одном уровне. Чем можно объяснить различие в количестве яиц, откладываемых птицами?
7. Вывод:
- Какой вывод мы должны сделать, заканчивая наш урок?
Уметь просто видеть и слышать – этого мало. Видеть и анализировать, ценить то, что нас окружает, беречь птиц, заботиться о них – вот этому мы должны учиться всегда и везде.
8. – Слово предоставляется главному лесничему(пригласить).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс
Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....
Интегрированный урок по литературе, истории и музыке "Подвиг поэта и гражданина".
Материал представляет собой конспект интегрированного урока, раскрывающего идейно-тематическое своеобразие поэзии К.Рылеева....
Интегрированный урок по литературе и истории России в 8 классе «Два Александра: поэт и царь» (Эпоха. Личность. Деяния)
Урок истории и литературы знакомит учащихся 8 класса с эпохой начало царствования Александра I, условиями воспитания, становления характеров и взглядов Александра I и Александра Пушкина....
Интегрированный урок по литературе и ИЗО ( внеклассная работа) "В мире красок и стихов "
Цель мероприятия –научить детей видеть в обыкновенном прекрасное, воспитать любовь к художественному слову, развивать творческие способности обучающихся.Педагогическая технология: модельный урок...
"Своя игра" к интегрированному уроку по теме "Творчество зарубежных поэтов"
Нетрадиционные организационные формы оживляют процесс обучения, способствуют повышению качества знаний, умений и навыков, развитию личности учащихся....
интегрированный урок по литературе в 6 классе «Родная природа в произведениях русских поэтов, писателей, художников».
Интегрированный урок даёт понять ученикам, что всё в мире едино....
Жестокие игры в мире детства (интегрированный урок по литературе и праву)
Интегрированный урок литературы и права по произведениям В. Распутина «Уроки французского», В. Железникова « Чучело» и по Конвенции о правах ребенка....