Жестокие игры в мире детства (интегрированный урок по литературе и праву)
план-конспект урока по литературе (6 класс)

 Селицкая Наталия Александровна

Интегрированный урок литературы и права по произведениям В. Распутина «Уроки французского», В. Железникова « Чучело» и по Конвенции о правах ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhestokie_igry_v_mire_detstva_urok_po_literature_i_pravu.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Жестокие игры» в мире детства.

(Интегрированный урок литературы и права по произведениям В. Распутина «Уроки французского», В. Железникова « Чучело» и по Конвенции о правах ребенка).

  1. Вводное слово учителя.
  2. - Можно ли сказать, что детство - это безоблачная, беззаботная пора? (Нет, в детстве тоже есть проблемы.)
  • И они особенно трудны. Почему?

(1. Человек сталкивается с ними впервые.

  1. Воспринимает эмоционально, остро.
  2. Не умеет «защищаться»).
  • С. Алексеев писал: «...то, что познаешь в детстве, - хранишь и помнишь всю жизнь».

Часто забавная игра переходит в жестокую.

  • Как же ребенок справится с проблемой в общении с детьми, какими средствами попытается разрешить ее?
  • Наша жизнь - это альтернатива. Найдите значение этого слова в словаре.
  • Действия и поступки в проблемной ситуации часто определяет и взрослую жизнь. С. Баруздин очень точно заметил: «Дети всегда были и будут завтрашними взрослыми».
  • Какова же проблема в общении детей в обоих произведениях?

(Деты не похожи на других, поэтому и становятся «лишними», т.е. изгоями. Проблема в том, что основная группа детей исключает тех, кто им не нравится). 3. - Кого называют изгоями? (словарь)

  • Можно ли назвать героя произведения «Уроки французского» изгоем?
  • Почему возник конфликт? Ответьте на вопрос, пользуясь текстом.

(Главный герой не хитрил, как Вадик, а играл честно. Но игра на деньги не может быть честной. Честных, она не принимает: «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех его ненавидит тот, кто идет за ним. следом».)

  • Кто идет следом за главным героем? (Вадик).
  • Как решают ребята конфликт? (Дракой).
  • Найдите в тексте эпизод, в котором описано, как проходила драка. («Они были меня по очереди, один и второй, один и второй. Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня ногами...»).
  • Можно ли назвать эту драку честным поединком?
  • Что ими руководило?

(Ярость, злоба, азарт. В такие минуты из человека уходит человеческое. Он не владеет собой.)

  • Героя били сзади. Это излюбленный прием нападающего. Почему? (Неожиданно, уязвим).
  • Но особенно отвратителен третий. Чем? (Такой никогда не стал бы драться один на один).
  • Что такое физическая боль каждый из вас знает, а что такое душевная боль?

(Душа плачет, кровоточит).

  • Можно ли было разрешить проблемную ситуацию иначе? Как? (Да, но это их выбор — сила).
  • Есть ли закон, защищающий права ребенка?
  • Перед вами Конвенция о правах ребенка, с которой мы уже знакомы.
  • Какие, на ваш взгляд, были нарушены права и свободы ребенка в рассказе «Уроки французского»?

(3, 5, 6, 7).

4. - Произведение В.Распутина не стало последним, где показано нарушение прав человека в мире детства. Спустя три десятилетия вышла в свет повесть В. Железникова «Чучело». Здесь объектом травли и преследования становится девочка, шестиклассница Лена.

  • Почему так жестоко относятся к Лене и ее дедушке одноклассники? (Они не похожи на других - живут не для себя).
  • Ребята объявили Лене бойкот. Что это? Жестокость или справедливость? В своей «мнимой» справедливости дети заходят слишком далеко. Как они решили наказать Ленку?

(Сжечь).

  • Но они не стали первыми, кто выбрал этот способ наказания.
  • Прочитайте, что такое аутодафе?

Сожжение на костре пришло из древности, но особенно ярко запылали костры во времена инквизиции. Церковники жгли тех, кто мыслил иначе, чем они.

Великий немецкий писатель Гете говорил об этих временах так: «Немногих, проникавших в суть вещей И раскрывавших всем души скрижали, Сжигали на кострах и распинали...».

Каждое поколение рождало мучеников, людей, выделяющихся из общей толпы: английский ученый Роджер Бэкон, сожженные на костре Джордано Бруно, Жанна д'Арк, Галилео Галилей. Эта же участь постигла и Л.Б. (демонстрация фильма-3 минуты).

  • Как вы понимаете слова Ленки: «Я пришла на костер одним человеком, а встала с земли навстречу Димке — совсем другим»?

(Побывав в ситуации между жизнью и смертью, даже искусственно созданной, человек по-другому понимает жизнь.)

Конвенция о правах ребенка

принята специальным Соглашением многих стран в 1990 году

  1. Все дети требуют равного обращения, независимо от пола ребенка,

цвета кожи,, языка, религии, психического состояния или физического

развития;

  1. В обращении с детьми компетентные органы, такие, как милиция,

школы, судьи, врачи, - должны действовать в интересах детей;

  1. Каждый имеет право на жизнь. Правительство должно делать все необходимое, чтобы гарантировать развитие ребенка в здоровой среде;
  2. Все дети имеют право на имя, национальность, право на заботу со стороны их родителей или лиц, их заменяющих;
  3. Ребенок имеет право выражать свое мнение, которое должно приниматься во внимание любым, кто общается с ребенком;
  4. Дети должны быть свободны в выборе религии или друзей до тех пор, пока это не наносит какого-либо ущерба правам и свободам других людей;
  5. Ни один ребенок не может подвергаться грубому либо бесчеловечному обращению или быть беспричинно наказан и лишен свободы;
  6. Дети-инвалиды имеют право на специальную заботу, помогающую им наслаждаться всеми радостями жизни;
  7. Все дети должны иметь тот уровень жизни, который помогает им разносторонне развиваться. Об этом должны заботиться родители, а если такой возможности у них нет, то государство.
  8. Дети        должны получить бесплатное образование в целях полноценного развития;

11 .Ни один ребенок не может быть занят на работе, которая наносит ему ущерб или вред и мешает получению образования;

12.Ни один ребенок младше 15 лет не может служить в действующей армии


Андрей Дементьев

Доброту не купишь на базаре, Искренность у песни не займешь. Не из книг приходит к людям зависть, И без книг мы постигаем ложь.

Все учились по одним программам, Но не всем пошло ученье впрок. Тот, как был, так и остался хамом, Этот вот - от чванства изнемог.

Видимо, порой образованью Тронуть душу не хватает сил. Дед мой без диплома и без званья Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале? Пусть она приходит в каждый дом, Что бы мы потом не изучали, Кем бы в жизни не были потом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок по литературе, граждановедению, праву по повести А.С.Пушкина "Дубровский". Тема: "...Он рожден был для иного назначения..."

Урок-суд. Урок проходит в виде судебного заседания. Заранее распределяются роли, показания дают опираясь на тект произведения....

Жестокие игры. Внеклассное занятие по материалам произведений художественной литературы. (6-8 кл)

Цель занятия: - показать нравственный смысл поступков героев повести...

Интегрированный урок по литературе и ИЗО ( внеклассная работа) "В мире красок и стихов "

Цель мероприятия –научить детей видеть в обыкновенном  прекрасное, воспитать любовь к художественному слову, развивать творческие способности обучающихся.Педагогическая технология: модельный урок...

Интегрированный урок "Рабство и крепостное право через призму истории и литературы"

Интегрированный урок истории и литературыТема: "Рабство и крепостное право через призму истории и литературы"Цель: ввести понятия "рабство" и "крепостное право", познаком...

Интегрированный урок по литературе с применением методов и приемов театральной педагогики в 7 классе. Повесть М.Горького «Детство»

Разработка интегрированного урока по литературе с применением методов и приемов театральной педагогики в 7 классе. Разбор и анализ повести М.Горького «Детство»....