Досуговая программа "позитив"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества» г. Улан-Удэ».
Программа утверждена Утверждаю:
на педагогическом совете Директор МБОУ ДОД «ЦДТ»
Протокол №__«__»____________2014г. _________Гарматарова Н..В.
Приказ №____«__» _________2014г.
Дополнительная общеразвивающая досуговая программа
«ПОЗИТИВ»
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 7-17 лет
Составитель програмы:
Карандаева И.В.
педагог-организатор
Улан-Удэ
2014г.
Содержание:
- Пояснительная записка
- План мероприятий на год
- Условия и средства, необходимые для реализации программы
- Список литературы
Пояснительная записка
Настоящая программа реализуется в рамках художественно-эстетической направленности с элементами физкультурно - спортивной. Дополнительное образование детей всегда чутко реагирует на запросы общества в решении своих главных задач: удовлетворение познавательных потребностей учащихся, выходящих за рамки основного образования, и создание благоприятных условий для творческой реализации личности ребенка в свободное время. И благодаря досуговым программам решается комплекс задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, в яркий мир творчества, конкурсов, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение.
Досуговая программа «Позитив» разработана для воспитанников МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Улан-Удэ» с опорой на концепцию развития данного образовательного учреждения, с учетом традиций, сложившихся в педагогическом коллективе, творческих объединениях, а так же в соответствии с законом об образовании от 29 декабря 2012 года в РФ № 273 – ФЗ, и приказом от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Данная программа является модифицированной. Программа «Позитив» разработана на основе анализа существующих досуговых программ:
- сквозная досугово-развивающая программа «Мир вокруг нас», Тюрина Н.А, педагог-организатор;
- досуговая программа «Золотой апельсин», автор: Царук Ольга Владимировна;
- программа досуговой деятельности «Будущее УОРовца начинается сегодня»;
- досуговая программа "Путешествие по стране Каникуляндия", Авдеева Татьяна Михайловна;
- «Программа досуговой деятельности», автор: Окунева Ольга Анатольевна.
Новизна и отличительные особенности программы.
В современном мире для большинства родителей и детей, что уже почти невозможно представить ребенка, который, кроме школы, больше нигде не учится. Этот вид образования не рассчитан на то, чтобы дети овладевали некой специальностью. Не рассчитан он и на то, чтобы вытеснить, заменив, те программные предметы, которые дети изучают в школе. Данная программа способствует тому, чтобы к знаниям, получаемым в школе, прибавлялись еще и те, которые по каким-либо причинам не охвачены. Компетентности, которые ребенок получает, участвуя в мероприятиях, предусмотренных программой «Позитив», способствуют саморазвитию и самовыражению его личности.
Досуговые программы в большей степени, чем программы образовательные, демонстрируют эмоциональные возможности учащегося. Если ведущим видом деятельности в образовательной программе является познавательная деятельность, то в досуговой программе ведущим видом становится творческая деятельность. Таким образом, потенциал досуга имеет более широкие познавательные, просветительские и творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру учащихся. Это происходит благодаря игровой деятельности, которая является основой для досуговых программ. Отличительная особенность игровой деятельности - в ее добровольности, в высокой активности и контактной зависимости участников. Это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовлетворения от проявления своих физических и духовных сил.
Актуальность программы:
Одной из острых проблем современного общества является то, что игра (прежде всего, развивающая, коммуникативная, социальная, соревновательная) постепенно исчезает из жизни и заменяется компьютерными играми. Коллективные игры и массовые мероприятия – это, прежде всего, «полет фантазии», актерская игра, общение, масса счастливых воспоминаний и развитие творческих способностей учащихся, а также формирование собственной духовной культуры и личной истории. В наше время этот удивительный мир стоит под угрозой и нуждается в защите, потому что, исчезая, игра оставляет массу незанятого свободного времени, которое заполняются бессодержательным досугом, праздностью, бессмысленными и даже опасными развлечениями
Педагогическая целесообразность:
Образовательная досуговая программа «Позитив» разработана с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся ЦДТ.
Досуговая деятельность в большей степени ориентирована на самоорганизацию воспитанников. Работа строится так, чтобы каждый учащийся мог попробовать себя в разных сферах деятельности, почувствовал успешность и в конечном итоге проявил себя инициатором в организации и проведении общественно значимых дел и инициатив.
Это помогает выделить из общей массы детей лидеров, которые впоследствии становятся активной группой ЦДТ и опорой педагога-организатора.
Организация, проведение и участие в массовых мероприятиях позволяет создать дружеские отношения между творческими объединениями, развивает стремление к победе, помогает в саморазвитии и самореализации детей и подростков, а также помогает выявить потенциал (творческий, физический, интеллектуальный и т.д.) не только каждого творческого коллектива, но ОУ в целом.
Участие в досуговой деятельности наполняет жизнь воспитанника полноценным, разнообразным содержанием, помогает наиболее безболезненно перейти из детства во взрослую жизнь, социально адаптироваться.
Целью программы является создание оптимальных условий для развития у детей мотивации к самообразованию и самосовершенствованию.
Задачи:
Обучающие:
1. Научить правилам хорошего тона, общения;
2. Расширить познавательные возможности ребенка.
3. Обучить детей работать как в команде, так и самостоятельно.
Развивающие:
1.Сформировать творческую индивидуальность, воображение, фантазию.
2.Привить навыки публичного выступления, самовыражения;
3. Развить коммуникабельность, смелость, инициативность.
Воспитательные:
1. Воспитать нравственные качества детей (взаимопомощь, честность, добросовестность).
2. Привить чувство патриотизма, гражданственности.
3. Выработать чувство ответственности перед коллективом за общее дело.
Сроки реализации:
Образовательная досуговая программа рассчитана на 1 год.
Периодичность организации мероприятий: 2-3 мероприятия в месяц, в год 18-27 мероприятий.
Условия реализации образовательной досуговой программы «Позитив»:
Количество воспитанников в МБОУ ДОД «Центр детского творчества» 388 человек и в основном среднего школьного возраста, поэтому мероприятия, включенные в досуговою программу «Позитив» направлены, в большинстве случаев, на потребности и способности именно этой категории детей.
Центр детского творчества работает в тесном контакте с МАОУ СОШ№19 и является помощником во многих мероприятиях организованных воспитательной службой. Образовательная досуговая программа «Позитив» предусматривает участие в массовых мероприятиях не только учащихся ЦДТ, но и учащихся школы.
Важными условиями реализации программы являются:
- постоянное обновление и совершенствование организационных и воспитательных форм деятельности учащихся;
- создание психологического микроклимата в детской среде;
- вовлечение каждого ребенка в активную, общественно – полезную деятельность;
- общий творческий поиск, который поможет ребенку утвердиться как личность в обществе;
Выполнение этих условий помогает оказать сопротивление негативным воздействиям общественной жизни.
Формы организации деятельности воспитанников в процессе подготовки мероприятий:
- индивидуальная;
- индивидуально – групповая;
- групповая;
Формы проведения досуговых мероприятий:
- Конкурсно-развлекательная программа;
- Конкурсно-игровая программа;
- Концерт;
- Фестиваль;
- Тематическая беседа;
- Экскурсия;
- Тренинги;
- Интеллектуальные состязания;
- Спортивное соревнование;
- Праздничное мероприятие.
- Театрализованное представление.
Ожидаемый результат и оценка эффективности программы:
В качестве результатов реализации программы выступают:
- активное участие в общественно - полезной деятельности;
- приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел,
- умение самостоятельно организовывать свой досуг и проявлять инициативность;
- освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
- быть уверенным в себе, проявлять активность в общественной жизни;
- творчески работать и проявлять творческую любознательность в коллективной работе;
- максимально применять свои способности и возможности;
- проявлять чувства доброты, терпимости, чуткости, чувство национального достоинства и патриотизма;
- строить отношения с ровесниками и взрослыми на основе уважения, понимания, доверия;
- формирование традиций образовательного учреждения.
Отслеживание результатов реализации программы может осуществляться путем: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей.
План мероприятий 2014-2015 учебный год:
Месяц | № | Название мероприятия | Уровень | Объединения-участники | Ответственные |
Сентябрь | 1 | «Осенние вытворяшки» Игровая программа | Внутри УДОД | - хореографическая школа-студия «Байкальские звездочки»; - студия современного танца «Драйв»; - изостудия «Радуга»; - объединение «Духовой оркестр»; -объединение декоративно-прикладного творчества «Рукодельница»; - объединение декоративно-прикладного творчества «Вязание»; - объединение «Театральная игра»; - студия эстрадного вокала «Аялга»; - клуб выходного дня «Подросток». | Карандаева И.В. Михайлова Е.А. |
2 | «Золотом расшитая земля» Выставка творческих работ | Внутри УДОД | - изостудия «Радуга»; - объединение декоративно-прикладного творчества «Вязание»; -объединение декоративно-прикладного творчества «Рукодельница»; | Карандаева И.В. Щербакова Т.В. Аксенова Л.И. | |
Октябрь | 3 | Турнир по настольному теннису | Внутри УДОД | - секция «Настольный теннис»; - секция «Бокс»; - секция «Вольная борьба». | Карандаева И.В. Маланова Д.Д. |
4 | «Я + ВЫ» - творческий поединок между педагогами ЦДТ и их коллективами. Посвящено Дню Учителя | Внутри УДОД | Все объединения ЦДТ | Карандаева И.В. Бороева О.Ш. | |
5 | Праздничный концерт ко Дню пожилого человека | Внутри УДОД | Все объединения ЦДТ | Карандаева И.В. | |
Ноябрь | 4 | «Движение – жизнь» игровая программа по правилам дорожного движения. | Внутри УДОД | -объединение декоративно-прикладного творчества «Рукодельница»; - объединение декоративно-прикладного творчества «Вязание»; - объединение «Театральная игра»; - студия эстрадного вокала «Аялга»; - клуб выходного дня «Подросток». | Карандаева И.В. |
5 | «Тепло сердец для милых мам…» - развлекательно-конкурсная программа для детей и мам. | Внутри УДОД | Все объединения ЦДТ, | Карандаева И.В. Бороева О.Ш. | |
6 | Организация и проведенин городского конкурса вокалистов «Я выбираю тебя» | Городской | Детские (подростковые) центры | Карандаева И.В. Балданова И.Б. | |
Декабрь | 7 | Совместное мероприятие с Юношеской библиотекой к юбилею А. Пахмутовой (литературно-музыкальный вечер) | Районный | - вокальная студия «Аялга»; - объединение «Театральная игра». - хореографическая группа. | Карандаева И.В. Михайлова Е.А. |
8 | «Новогодний переполох» игровое развлекательное мероприятие | Внутри УДОД | Все объединения ЦДТ | Карандаева И.В. Балданова И.Б. Бороева О.Ш. | |
9 | «Всем на лёд!» Открытие катка ЦДТ. Игровое-спортивное мероприятие | Районный | - секция «Настольный теннис»; - секция «Бокс»; - секция «Вольная борьба». | Карандаева И.В. Маланова Д.Д. | |
Январь | 10 | «Трус не играет в хоккей» Спортивное соревнование по хоккею с мячом | Внутри УДОД | Все объединения ЦДТ | Карандаева И.В. Маланова Д.Д. Бороева О.Ш. |
11 | «А снег идет…» Литературно-музыкальная игровая программа | Внутри УДОД | Все объединения ЦДТ | Карандаева И.В. Балданова И.Б.. | |
Февраль | 12 | «Белый месяц» Концертная игровая программа, посвященная празднованию «Сагаалган» | Внутри УДОД | - студия эстрадного вокала «Аялга»; - объединение «Театральная игра»; - клуб выходного дня «Подросток». | Карандаева И.В. Балданова И.Б. |
13 | «Прощай Зима» Конкурсная игровая программа («Масленница»). Совместное мероприятие с СОШ №19 и ДДТ Ж/Д р-на | Микрорайон | Объединение «Театральная игра», фольклорный ансамбль «Рябинушка»(ДДТ) | Карандаева И.В. | |
14 | «Любовь – это…» Игровая конкурсная программа («День святого Валентина») | Внутри ОУ | Все объединения ЦДТ | Карандаева И.В. | |
Март | 15 | Праздничный концерт для жителей микрорайона («Международный женский день») | Внутри ОУ | Все объединения ЦДТ | Карандаева И.В. Администрация СОШ №19 |
16 | Районный конкурс «Мисс байкальские ростки» | Районный | Все объединения ЦДТ | Карандаева И.В. Балданова И.Б. | |
17 | Благотворительный концерт совместно с СОШ №19 (сбор денежных средств на лечение ребенка) | Микрорайон | Все объединения ЦДТ | Карандаева И.В. Бороева О.Ш. | |
Апрель | 18 | «Слабое звено» Интеллектуальная игра | Внутри ОУ | Все объединения ЦДТ | Карандаева И.В. Бороева О.Ш. |
19 | «Олэ! Олэ!» Турнир по мини-футболу | Внутри ОУ | - секция «Настольный теннис»; - секция «Бокс»; - секция «Вольная борьба». | Карандаева И.В. Маланова Д.Д. | |
20 | Подготовка и участие в городском фестивале к ?0-летию Победы | Городской | Все объединения ЦДТ | Карандаева И.В. Бороева О.Ш. Аксенова Л.И. Балданова И.Б. Щербакова Т.В. | |
Май | 21 | «ТЫ!» Конкурсная игровая программа по профилактике наркомании и табакокурения | Внутри ОУ | Все объединения ЦДТ | Карандаева И.В. Бороева О.Ш. |
22 | «Спасибо за победу» Концертная игровая программа, посвященная «Дню победы» | Внутри ОУ | Все объединения ЦДТ | Карандаева И.В. | |
23 | « А вам слабо?!» Итоговая отчетная игровая концертная программа для родителей учащихся ЦДТ | Внутри ОУ | Все объединения ЦДТ | Карандаева И.В. |
Условия и средства, необходимые для реализации программы:
1. Наличие помещений соответствующих нормам САН ПИНа, для проведения занятий, мероприятий (спортивный зал, актовый зал, учебные кабинеты, спортивная площадка и т.д.)
2. Наличие костюмерной (костюмы, атрибуты)
3. Наличие технических средств (ИКТ, мультимедийная установка, видео-аудио аппаратура, музыкальные инструменты и т.д.)
4. Наличие учебно-методического комплекса для педагога –организатора, педагога дополнительного образования, для воспитанников ЦДТ.
Список использованной литературы:
- Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.: Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.- 288 с. (Управление образованием)
- Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитаниности [Книга]: Б. В. Бушелева - М.: Просвещение, 1988.
- Васильева-Гангнус, Л. Азбука вежливости [Книга]: Л. Васильева-Гангнус - М.: Просвещение, 1984.
- Вербицкий А.А.. Психолого-педагогические особенности деловой игры как форма знаково-контекстного обучения / Игровое моделирование:
- Взрослые игры для детей: учеб.-метод. пособие /Б.В.Куприянов, М.И.Рожков, И.И.Фришман /.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. 216 с.
- Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.,МИРОС, 2002. 296 с.
- Гальченко А.Б. О типологии досуговых программ и не только / Сфера досуга – сфера социализации, с. 47-51.
- Ерошенков И.Н. Культурно – воспитательная деятельность с детьми и подростками: Учебное пособие. – М., 2001.
- Кисина Т.С. Длительная сюжетно-ролевая игра как программа деятельности детского коллектива // Внешкольник. – 1997. – № 1.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта). – М.: Знание, 1989. 78 с.
- Кулинич Г.Г. Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. М: ВАКО, 2005.
- Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками.
- Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб.
- Пособие для студ. Высш. учеб. Заведений / А.П. Панфилова ; под общ.ред. В.А. Сластенина, И.А.Колесниковой.- 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. з68 с.
- Шишов А.Э. Сценарии новогодних праздников. М: Школьная пресса, 2002
Список литературы, рекомендованной для детей:
- История Олимпийских игр. Медали. Значки. Плакаты(Авторы: Алексей Трескин, Валерий Штейнбах) Издательство: АСТ, Русь-Олимп
- «Мурзилка» - детский литературно-художественный журнал.
- Правила спортивных игр и состязаний,Издательство: Попурри, 2000 г.
- Правила дорожного движения Российской Федерации
- Театрализованные праздники, игры, конкурсы для детей. 3-7 классы. Автор: Марина Женило;
- «Хитрые подвижные игры в начальной школе», Патрикеев А.Ю. , 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуговая программа "Природный лагерь"
Досуговая программа «Природный лагерь» разработана с учетом более чем 15 летнего опыта педагогов Дома детского творчества «Павловский» (в первые дни июня) реализации концепции непрерывного...
Коллекция дел. ДОСУГОВЫЕ ДЕЛА ВАЖНЫЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ. (Идеи проведения различных дел в коллективе).
Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению различных досуговых дел в классных сообществах. В рекомендациях раск...
Досуговая деятельность воспитанников в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
Досуговая деятельность воспитанников в «СРЦдН» Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса педагогов и методистов. Педагогическая психология обращает вн...
Досуговая программа Я - гражданин России
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д....
Длительная досуговая программа "Патриот"
Программа патриотического воспитания детей и молодёжи...
Введение в образовательную программу «Организаторы досуговой деятельности». Что изучает досуговая деятельность
Цель: Знакомство с досугом, как одним из видов творческой деятельности. Задачи:Познакомить детей с термином «досуг», принципами и методом досуга.Раскрыть один из методов досуга – игру.Развивать и...