Введение в образовательную программу «Организаторы досуговой деятельности». Что изучает досуговая деятельность
методическая разработка по теме
Цель: Знакомство с досугом, как одним из видов творческой деятельности.
Задачи:
Познакомить детей с термином «досуг», принципами и методом досуга.
Раскрыть один из методов досуга – игру.
Развивать инициативность, организаторские способности, лидерские качества.
Формировать эмоционально- положительные и мотивационные установки по отношению к себе, друзьям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Объединение «Организаторы досуговой деятельности»
Педагог дополнительного образования: О.В. Лактионова
Тема: Введение в образовательную программу «Организаторы досуговой деятельности». Что изучает досуговая деятельность
Цель: Знакомство с досугом, как одним из видов творческой деятельности.
Задачи:
- Познакомить детей с термином «досуг», принципами и методом досуга.
- Раскрыть один из методов досуга – игру.
- Развивать инициативность, организаторские способности, лидерские качества.
- Формировать эмоционально- положительные и мотивационные установки по отношению к себе, друзьям.
Возраст обучающихся: 12-14 лет
Оборудование для обучающихся: ручки, тетради,
Оборудование для педагога: презентация «Досуг», раздаточные карточки с заданиями.
Используемая литература:
- Зайцева О.В. «На досуге», - Ярославль «Академия развития», 1997г.
- Шмаков С.А. «Каникулы». Прикладная энциклопедия. Москва. «Новая школа», 1994г.
- Шмаков С.А. «Досуг школьника» - Липецк, 1991г.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Оксана Викторовна. Мне нравится игра «Поле чудес». А как тебя зовут? Какая игра нравиться тебе? (передаю предмет следующему) Все готовы к занятию? Сели ровно, выпрямили спины, отключили сотовые телефоны, положили руки на столы и внимательно слушаем меня.
Тема: Введение в образовательную программу «Организаторы досуговой деятельности». Что изучает досуговая деятельность.
Цель сегодняшнего учебного занятия познакомиться с образовательной программой «Организаторы досуговой деятельности». Давайте разберемся, как же происходит подготовка всех праздников, проходящих в нашем центре. Первым этап работы – это написание сценария. Мы просматриваем литературу, ищем нужный материал, связанный с праздником, который мы должны провести, изучаем историю праздника. Придумываем сценарий, распределяем роли, учим текст, подбираем костюмы. Второй этап – это проведение праздника.
Сегодня мы остановимся на понятии досуг и рассмотрим принципы и его методы, проявим инициативность, организаторские способности в проведении игр.
Ребята, я буду задавать вопросы в течение всего занятия. За каждый правильный ответ буду выдавать жетон. В конце занятия мы отметим лучшего организатора.
2. Основная часть.
Ребята, кто из вас знает, что такое «Досуг»? Словом «Досуг» мы обозначаем пространство, время и содержание творческих интересов и занятий детей, выходящий за пределы их учебной деятельности.
Досуг. Его чаще всего определяют как развлечение. Раз – влечение. Влечение – корневое понятие. Влечение – сильная склонность к чему- либо. Досуг есть влечение к разному. У понятия «Досуг» есть родственные понятия, например «досужий». В литературе встречаются определения «Досужее время» - свободное, праздное, не занятое работой время; «досужее воображение» - пустое, бесполезное. У казацкого генерала Платова («Война и мир») была досужая кушетка – кушетка для отдыха и размышлений. Есть и такое толкование: «досужий» – умелый, знающий дело». Понятию досуг родственные русские слова «достигнуть», «достичь», «достигаемый». Иметь досуг, по мнению русских людей, можно лишь в конце пути или, например, достигнув края пашни. Ребята, а какие пословицы, народные мудрости и поговорки вы знаете о досуге?
- Досуг – ребенка друг.
- Живи не скупись, досугом делись
- Умей дело делать – умей и позабавиться
- У нашего молодца нет забавам конца
- Что кого веселит, тот про то и говорит
- Хороший досуг – мудрости круг
- Приобретешь на досуге – пригодится в жизни
Сейчас мы с вами познакомимся с принципами организации детского досуга.
Принцип – это идея, норма, свод главных правил.
- Принцип «Красная линия» - это грань риска, грань меры, грань разумного и допустимого во всем. Т.е. в информации любого толка, в вопросах политики, социальной жизни людей, истории и т. д.
- Принцип «Могучей кучки». Досуг в целом дело коллективное. Даже радость удачи делится обычно на всех. Для того чтобы эффективность совместного творчества была наивысшей, каждый должен четко осознавать общественную значимость своих действий и действий всех участников. Какие примеры вы можете привести принципа «Могучей кучки»? Совместный труд, спорт, коллективное рисование, пение, успех праздника и т.д. Молодцы!
- Принцип «Фельдмаршала Кутузова». Он может вызвать улыбку. Но, иногда, чтобы вызвать успех и естественное развитие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти события, ни чего не предпринимать. Так и поступил Михаил Кутузов в войне 1812 г. с французами. Он побеждал тем, что просто ждал, как развернуться сами по себе военные перипетии. Вроде бы ничего не делал, но одерживал победу. Жизнь в досуге должна идти своим чередом.
- Принцип «Горы» - это культура, высота досуга. Люди в горах обычно всегда идут вверх. Принцип требует неторопливых, но постоянных шагов к высоте.
- Принцип «Антиканонов» - это энергетика, дерзость выдумки, творческое воображение. (антизакон)
- Принцип «Камня, брошенного в воду». Каждого надо «бросить, как камень в воду» в дело, в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы в творческой деятельности.
- Принцип опоры на положительные эмоции. Вы должны оказывать внимание окружающим. Похвалить товарища, если у него творческие дела пошли в гору.
Мы узнали с вами 7 принципов досуговой деятельности. Теперь немного отдохнем, проведем физкультминутку.
Упражнение на выработку рационального дыхания
- Деревья на ветру. Поднять руки над головой (кисти расслаблены). На «раз» махнуть руками вправо, на «два» влево. Дыхание спокойное, издаем звук Ш-Ш-Ш, опускаем руки.
- Деревце. На глубокий вдох, из положения «сидя» - «деревце» растет (тянем руки вверх, ладони напряжены) вытягиваемся в струнку. На счет «раз-два» делаем легкие наклоны вправо влево.
Мимическая гимнастика
- Вытяните губы трубочкой. Растяните губы как можно шире. Делайте глаза как можно удивленнее. Зажмурьте глаза как можно сильнее. Подвигайте челюстями вправо и влево. Подвигайте бровями, сморщите лоб. Сделайте лицо добрым и смешливым, удивленным и радостным
- Брови свести и развести. Глаза резко прищурить и широко открыть. Губы максимально развести в импровизированной улыбке, а затем поджать их. Шею максимально вытянуть, а затем опустить. Плечи максимально свести и развести. Руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться. Молодцы-молодцы 3-4
Переходим к методам досуга.
Метод – это «Оружие», «Орудие» профессиональной работы. В досуговой деятельности – это сотрудничество. Я перечислю вам все методы, но глубоко мы остановимся только на одном.
- Метод театрализации
- Метод состязательности
- Метод равноправного духа контакта
- Метод воспитывающих ситуаций
- Метод импровизации
- Метод игры
Метод игры мы разберем. Игра – важный вид деятельности детей, равноправный со всеми другими детьми. Она выражает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг.
Игры бывают творческие (игры-путешествия по книгам, картам), познавательные (литературные, математические и т.д., строительные (конструктор), интеллектуальные (тесты, вопросники, задачи)
Какие игры вы знаете? «Третий лишний, ручеек, колечко, Что? Где? Когда? Молодцы!
4.Закрепление изученного.
Сейчас я раздам вам карточки с заданием. Задание – игра, которую вы должны будете провести, как организаторы досуговой деятельности.
Карточки с заданиями:
Телеграмма Деду Морозу
Ребят просят назвать 13 прилагательных. Например: "толстый", "рыжий", "горячий", "голодный", "вялый", "грязный"... Когда все прилагательные записаны, ведущий достает текст телеграммы, и вставляет в него недостающие прилагательные по списку.
Текст телеграммы: "... Дедушка Мороз! Все ... дети с нетерпением ожидают твоего ... прихода. Новый год это самый ... праздник в году. Мы будем петь для тебя ... песни, танцевать ... танцы! Наконец-то наступит ... Новый Год! Как не хочется говорить о ... учебе. Мы обещаем, что будем получать только ... оценки. Так что, открывай поскорее свой ... мешок и вручай нам ... подарки. С уважением к тебе ... мальчишки и ... девчонки!"
У Вас примерно получится: "Толстый Дедушка Мороз! Все рыжие дети с нетерпением ожидают твоего горячего прихода. Новый год это самый голодный праздник в году. и т.д.
Угадай-ка
Вини-пух – это кто?
1.Свинья.
2.Кабан.
3.Медведь.
Что такое чунга- чанга?
1.Остров.
2.Страна.
3.Народ.
Как звали теленка из мультфильма про Простаквашино?
1.Тоша.
2.Тотоша.
3.Гаврюша.
Какая рыба исполнила все желания Емели?
1.Золотая.
2.Щука.
3.Пескарь.
Сколько зубов у бабы Яги?
1.32.
2.Один.
3.Два.
Королевский бальный танец.
1.Танго.
2.Вальс.
3.Полонез.
Игра-викторина.
«Наш любимый Буратино»
1.Какая книга послужила толчком для Л.Толстого к созданию «Золотого ключика»? (Пиноккио)
2.Кто нашел волшебное полено»? (Джузеппе)
3.Что любил Буратино больше всего на свете? (Страшные приключения)
4.Какая денежная монета была в обиходе у этого города? (Сольдо)
5.Кто из героев книги носил серебряные часы? (Артемон)
6.Какое название имел новый кукольный театр? (Молния)
Находчивые музыканты.
Когда музыкант играет на своем инструменте, у него, как правило, заняты обе руки. А вдруг в это время с ним что-нибудь случится?
Попробуйте изобразить, как будет действовать музыкант, если во время выступления с ним случиться непредвиденное.
Инсценируйте ситуацию:
- Скрипач, у которого по лбу ползет муха.
- Трубач, у которого сваливаются брюки.
- Пианист, у которого внезапно заболел живот.
- Баянист, у которого к ботинку прилипла жвачка.
- Гитарист, у которого жутко зачесалась спина.
Подарок
Это просто идеальная игра для новогоднего вечера. Каждый из играющих придумывает, какой бы подарок он сделал своему "соседу". А затем по очереди начинают показывать свой "подарок" с помощью мимики и жестов. Как только сосед угадал, он может загадывать свой подарок следующему игроку. Слова запрещены! В самом крайнем случае допускается подсказка, но такая, в которой содержится только описание (а не название) предмета.
Нос, нос, нос, рот...
Игроки сидят кружком, посередине ведущий. Он говорит: нос, нос, нос, рот. Произнося первые три слова, он берется за нос, а при четвертом вместо рта дотрагивается до другой части головы. Сидящие кружком должны делать все, как говорит, а не как делает ведущий, и не дать себя сбить. Кто ошибется, выбывает из игры. Выигрывает самый внимательный.
Итог занятия.
Итак, давайте подведем итог. Что нового вы узнали на нашем занятии?
Что такое досуг? (обозначаем пространство, время и содержание творческих интересов и занятий детей, выходящий за пределы их учебной деятельности.) Другим словом - развлечение.
Перечислите принципы организации детского досуга.
- Принцип «Красная линия»
- Принцип «Горы»
- Принцип «Могучей кучки».
- Принцип «Фельдмаршала Кутузова».
- Принцип «Антиканонов»
- Принцип «Камня, брошенного в воду».
- Принцип опоры на положительные эмоции.
Какие бывают игры? Игры бывают творческие (игры-путешествия по книгам, картам), познавательные (литературные, математические и т.д., строительные (конструктор), интеллектуальные (тесты, вопросники, задачи)
Какой можно сделать вывод из нашего занятия? Досуг необходим в жизни каждого человека.
Заканчиваем наше занятие словами Аристотеля: «Тот, кто не имеет досуга,
достоин сожаления».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие "введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки Фитодизайн"
Наиболее актуальной задачей для учреждений дополнительного образования детей является отработка эффективной модели предпрофильной подготовки учащихся, обеспечивающей формирование у выпускников готовно...
разработка занятия "Введение в образовательную программу"
Цель: познакомить обучающихся с основами, историй развития прикладного творчества, с разными природными материалами....
Введение в образовательную программу театра-студии "СТУПЕНИ"
ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ "С Т У П Е Н И" ...
«Введение в образовательную программу. Мастерская чудес"
конспект занятия по бисероплетению...
Детская образовательная программа "Организаторы досуговой деятельности"
Своеобразие и новизна данной программы заключается в том, что была разработана культурно- досуговая программа, способствующая развитию творческого начала в ребенке, его лидерской и познавательной акти...
Конспект занятия "Введение в образовательную программу"для детей по программе "Художественная роспись".
Конспект занятия "Введения в образовательную программу" для детей по программе "Художественная роспись" предназначен для участия в конкурсе профессионального мас терства "Сердце отдаю детям"....
Индивидуальная образовательная программа для ученика 8 класса "Основы проектной деятельности"
Программа успешно апробирована, получены достаточно неплохие результаты. Ученик, занимавшийся по данной программе, выступил с проектом на межрегиональном научно-образовательном форуме и был награждён ...