Досуговая программа "Природный лагерь"
методическая разработка (6 класс) по теме
Досуговая программа «Природный лагерь» разработана с учетом более чем 15 летнего опыта педагогов Дома детского творчества «Павловский» (в первые дни июня) реализации концепции непрерывного комплексного эколого-краеведческого образования. Традиционная досуговая программа «Природного лагеря» создает условия для удовлетворения следующих потребностей личности ребенка: в познании окружающего мира, эстетическом и положительном эмоциональном его восприятии, через общение в коллективе и общении с природой, укрепление здоровья благодаря активному движению, по возможности более длительному, чем в течении учебного года, нахождению на свежем воздухе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 651 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Пушкинского района Санкт-Петербурга
«Павловский»
Программа принята на заседании УТВЕРЖДАЮ
Педагогического Совета Директор ДДТ «Павловский» протокол №_________
дата____________ _________ (О.А. Парамонова)
Досуговая программа
«Природный лагерь»
Возраст детей 7 – 18 лет
Курчавова Наталья Ивановна, Педагог дополнительного образования |
Санкт-Петербург
Павловск
2009
Пояснительная записка
Досуговая программа «Природный лагерь» разработана с учетом более чем 15 летнего опыта педагогов Дома детского творчества «Павловский» (в первые дни июня) реализации концепции непрерывного комплексного эколого-краеведческого образования. Традиционная досуговая программа «Природного лагеря» создает условия для удовлетворения следующих потребностей личности ребенка: в познании окружающего мира, эстетическом и положительном эмоциональном его восприятии, через общение в коллективе и общении с природой, укрепление здоровья благодаря активному движению, по возможности более длительному, чем в течении учебного года, нахождению на свежем воздухе.
Адресную группу досуговой программы составляют школьники, обучающиеся в творческих объединениях отдела эколого-краеведческого воспитания.
Цель программы: создать условия для развития мировоззрения и мотивации к познавательной деятельности, путем включения в досуговую программу «Природного ларгея».
Задачи:
Образовательные:
- Знакомство с объектами природного и культурного наследия родного края.
- Освоение методов исследовательской и проектной деятельности.
- Закрепление, обобщение, систематизация знаний, полученных в ходе освоения программ дополнительного образования по экологической и туристско-краеведческой направленности.
- Расширение кругозора.
Воспитательные:
- Воспитание патриотических и гражданских качеств личности.
- Формирование экологической культуры личности ребенка, ответственного за сохранение природного и культурного наследия.
- Способствовать положительному стереотипу поведения в окружающем мире.
Развивающие:
- Развитие эмоциональной и эстетической сфер личности ребенка.
- Укрепление физического и эмоционального здоровья.
- Развитие коммуникативных качеств обучающихся.
Форма проведения досуговой программы «Природного лагеря» – эколого-краеведческое путешествие, которое включает: экскурсии, практические работы в полевых условиях, игры (в том числе деловые и ролевые, подвижные), создание и защита мини-проектов, исследования, конкурсы, трудовые десанты, творческие встречи.
Программа реализуется через разнообразные формы деятельности такие как:
- коллективная, индивидуальная, групповая организация творческой деятельности;
- репродуктивная, частично-поисковая, поисковая, проектная, исследовательская уровни деятельности (в зависимости от возраста и личностных особенностей участников.
Организаторы программы: педагоги дополнительного образования и методисты Дома детского творчества.
Партнеры: представители учреждений образования и культуры Павловска (общеобразовательный школы, ГМЗ «Павловский», краеведческий музей, детская и взрослая библиотека города Павловска), Муниципальный совет, общественные организации и движения (общественная благотворительная эколого-краеведческая организация «Славянка», межрегиональная общественная молодежная организация «Друзья Балтики» и др.), учреждения образования и культуры Санкт-Петербурга, Ленинградской области (ГМЗ «Гатчина», ДДТ Гатчины, ДДТ Ломоносова, центр доп. образования Петродворцового района, ЭБЦ «Крестовский остров» и др.), музеи Санкт-Петербурга и пригородов.
Особенностью программы можно считать временные условия – первые две недели июня, кроме выходных и общегосударственных праздничных выходных дней.
Участники реализации и условия. Участником досуговой программы «Природный лагерь» может стать любой обучающийся в творческом объединении туристско-краеведческой или эколого-биологической направленности Дома детского творчества «Павловский», прошедших инструктаж по технике безопасности. Родителям необходимо заполнить заявление на имя директора учреждения и принести медицинскую справку с указанием физической группы здоровья ребенка.
Как варианты участия в программе обучающиеся, в зависимости от года обучения и образовательной программы по которой они занимаются в учреждении дополнительного образования, уровня подготовки, до могут:
- проходить «Природного лагеря» в рамках программы могут идти по индивидуальному образовательному маршруту, собирать и обрабатывать материалы полевой практики и экскурсий в рамках своего исследования;
- разработать и реализовать краткосрочный проект (исследовательский, социальный, творческий) во время прохождения «Природного лагеря»;
- творчески фиксировать результаты по каждому тематическому дню лагеря.
Соответственно, в зависимости от доли участия ребенка в данной досуговой программе, будет достигнут тот или иной измеримый ожидаемый результат в виде продукта деятельности участников: выполнена практическая часть исследовательской работы, разработан и реализован социальный, исследовательский, творческий проект, составлен дневник «Природного лагеря», оформлены рисунки, сочинения, отзывы, викторины, презентации, фотографии и др.
Ожидаемый педагогический результат, соответствует задачам досугой программы «Природный лагерь»:
Используемое оборудование и материалы для проведения «Природного лагеря»:
- для работы в полевых условиях: цифровая лаборатория «Архимед» с набором датчиков, планшеты, блокноты, карандаши, ручки, линейки, компасы, лупы, чашки Петри, определители флоры и фауны, карты, карты-схемы, путеводители;
- для обработки данных и выполнения творческий отчетов: ватман, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы.
Особенное внимание следует уделить организации «Природного лагеря»:
1.Этап «Подготовительный»: проводится в апреле-начале мая:
- сбор и рассмотрение предложений участников творческих объединений и педагогов по составлению программы лагеря;
- собеседование с будущими участниками и их родителей о режиме участия в досуговой программе;
- уточнение программы (время экскурсий, практик, трудовых десантов, встреч и т.д.), составление маршрута и способа передвижения, распространение программы, сбор заявлений и медицинских допусков от родителей, собеседование по организационным вопросам.
2. Этап «Основной». Проведение лагеря, соответственно теме и программе на данный год.
3. Этап «Заключительный». Обработка материалов собранных в «Природном лагере», презентация и защита творческой, исследовательской, проектной работы, обсуждение.
Примерное планирование содержания:
С 1 по 15 июня 2007 года Дом детского творчества «Павловский» проводит IX традиционный эколого-краеведческий Природный лагерь. Ежедневно участники смогут посетить и узнать об уникальных и интересных местах Санкт-Петербурга и пригородов.
План Природного лагеря.
дата | программа |
1.06 | Открытие Природного лагеря в ДДТ, торжественная и организационная часть, игра, чай |
4.06 | Однодневный поход в Лисино-Корпус, Музей леса, конеферма |
5.06 | День защиты окружающей среды, трудовой десант на Трельяжной лестнице, экскурсия в Павловский парк/музей. |
6.06 | День рождения А.С.Пушкина 1группа Всеволожск – Приютино 2 группа Город Пушкин, Лицейский садик, Александровский парк. |
7.06 | Петергоф, парк, музей |
8.06 | Красное село, Воронья гора – 1 группа Прогулка по парадному Санкт-Петербургу – 2 группа |
11.06 | Гатчина, парк, музей истории города |
13.06 | Река Поповка, однодневный поход |
14.06 | Острова города. 1,2 гр. Елагин остров, Елагин дворец, Крестовский остров, биолого-экологический центр. |
15.06 | Закрытие природного лагеря, обмен впечатлениями, аттракционы. |
С 1 по 13 июня 2008 года Дом детского творчества «Павловский» проводит X традиционный эколого-краеведческий Природный лагерь. Ежедневно участники смогут познакомиться с природным и культурным наследием Санкт- Петербурга и его окрестностей.
План Природного лагеря.
дата | Программа |
1.06 Вс. | Открытие Природного лагеря в ДДТ праздник «День защиты детей», организационная часть, игры, конкурсы, чай. |
2.06 Пн | Однодневный поход к геологическому памятнику природы обнажения на р.Поповка. Туристская эстафета. |
3.06 Вт. | Юнтоловский заказник – памятник природы федерального значения. |
4.06 Ср. | 1 гр.Экскурсия в Вырицу, дом музей Ефремова, экскурсия по Вырице, пикник на берегу р.Оредеж |
6. .06 Чт. | 1гр. Суйда (домик станционного смотрителя, Рождествено парк, усадьба Набоковых, пикник у источника) 2 гр. Город Пушкин, Лицейский садик, Александровский парк. |
5.6 Пт. | День защиты окружающей среды, трудовой десант на Трельяжной лестнице, экскурсия в Павловский парк/музей (Собственный садик) |
09.06 Пн. | Музейный день. Острова города. 1,2 гр. Елагин остров, Елагин дворец, Крестовский остров, биолого-экологический центр. |
10.06 Пн. | Красное село, Воронья гора – 1 гр. Прогулка по парадному Санкт-Петербургу |
11.06 Вт. | Закрытие Природного лагеря, |
С 1 по 15 июня 2009 года Дом детского творчества «Павловский» проводит XII традиционный эколого-краеведческий Природный лагерь. В этом году участники смогут совершить удивительные открытия, познакомятся с интересными людьми, памятниками природы и истории нашего края.
Примерный план Природного лагеря.
дата | Программа |
1.06 Пн. | Открытие Природного лагеря в ДДТ праздник «День защиты детей», организационная часть, игры, конкурсы, чай. |
2.06 Вт | Горный музей Политехнического университета |
3.06 Ср. | Музей Петербургского быта Ленинградский зоопарк |
4.06 Чт | Пеший однодневный поход: геологический памятник природы - река Поповка |
5. 06 Пт | День защиты окружающей среды, трудовой десант на Трельяжной лестнице, экскурсия в Собственный садик Павловского парка |
6.06. Сб. | Пушкин: Лицейский садик (День рождения поэта); экскурсия в музей художника П.П.Чистякова |
Многодневный выезд в Гатчинский район (8. 06-11.06) | |
8.06 Пн. | Кюрлевские карьеры (Гатчинский район) – памятник природы возвращение в Рождественно на продолжение похода |
906 Вт. | Рождественно-Батово (усадьба Рылеева) |
10.06 Ср. | Рождественно музей-усадьба Набоковых, пещеры |
11.06 Чт. | Рождественно - Сиверская (экскурсия по поселку) |
15 .06 Пн. | Закрытие лагеря. Праздник, чаепитие. |
С 1 по 15 июня 2010 года Дом детского творчества «Павловский» проводит XIII традиционный эколого-краеведческий Природный лагерь. Ежедневно участники смогут познакомиться с природным и культурным наследием Санкт- Петербурга и его окрестностей.
дата | Программа |
31.05 Пн. | Открытие Природного лагеря в ДДТ праздник Практикум на природе. Организационная часть. |
1.06 Вт | Праздничная программа «День защиты детей», концерт, игры, конкурсы, чай. |
2.06 Ср. | Автобусная экскурсия в Извару – усадьбу Рериха. |
3.06 Чт | Пеший однодневный поход: геологический памятник природы - река Поповка |
4. 06 Пт | День защиты окружающей среды, трудовой десант на Трельяжной лестнице. Экскурсия в Собственный садик Павловского парка |
7.06. Пн. | Экспедиция Лебяжье – природный заказник побережье. Музей боевой славы средней школы поселка Лебяжье. Форд Красная горка: защитные фортификационные сооружения 1908 года. |
8.06 Вт. | Пушкин. |
9.06 Ср. | Автобусная экскурсия город Выборг, парк Монрепо. Музей – крепость, посещение смотровой башни. Экологический центр. |
10.06 Чт. | Московский парк победы – памятное место обороны Ленинграда. Урок мужества в музее «Книга блокадного города». |
11.06 Пт | Закрытие лагеря: обработка данных, оформление и представление заданий. |
С 1 по 16 июня 2011 года Дом детского творчества «Павловский» проводит XIV традиционный эколого-краеведческий Природный лагерь. Ежедневно участники смогут познакомиться с природным и культурным наследием Санкт- Петербурга и его окрестностей.
дата | программа |
1.06 Ср. | Открытие Природного лагеря в ДДТ. На Дне защиты детей у нас гостях выездной зоопарк, организационная часть, игры, конкурсы, чай. |
2.06 Чт | Экскурсия в интерактивный музей «Вселенная воды» Смольный собор, Таврический сад. |
3.06 Пт. | Трудовой десант на Трельяжной лестнице к Дню защиты окружающей среды. Посещение выставки Павловского дворца музея. |
6.06 Пн. | Пушкинский день. Лицей. Музей-дача Китаевой. |
7. .06 Вт. | Автобусная экскурсия по Стрельне. Путевой дворец Петра I. |
8.06 Ср. | Ботанический сад и музей Ботанического сада. |
9.06 Чт. | Поселок Тярлево: история и природа. Пешеходная экскурсия. |
10.06 Пн. | Однодневный поход в п.Поселок, река Оредеж. Комплексное исследование, туристские навыки. |
14.06 Вт. | Город Всеволожск. Краеведческий музей. Музей кошки. Парк в Приютино. |
15.06 Ср. | Институт растениеводства им. Вавилова |
16.06 Чт. | Встреча с волонтерами межрегиональной молодежной организации «Дети Балтики» - уроки Балтийского моря, игровая тренинговая программа. Закрытие лагеря. |
Оборудование для проведения наблюдений, исследований и практических работ в лабораторных условиях.
- Микроскопы.
- Препараты фиксированные.
- Бинокуляр.
- Покровные стекла.
- Предметные стекла.
- Препаровальные иглы.
- Скальтель.
- Пипетки.
- Ножницы.
- Спиртовки.
- Красители (зеленка, фукацин, йод и др.).
- Промакательная бумага.
- Лупа.
- Чашки петри.
- Аптечка.
Оборудование для наблюдений и исследований в полевых условиях.
- Планшеты.
- Блокноты.
- Карандаши.
- Линейки.
- Ручки.
- Лупы.
- Компас.
- Бинокль.
- Полевая лаборатория "Пчелка -У".
- Фотоаппарат.
- Диктофон.
12. Набор для исследования живых организмов: чашка-петри, пинцет, предметные стекла, покровные стекла, пипетки, склянки, пробирки и т.д.
13. Ведерки.
14. Сачки.
- Секундомер.
- Карты, планы местности исследований.
- Аптечка.
Литература обязательная для педагогов.
1. Яхонтов А. А. ЗООЛОГИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. М: Просвещение, 1985.
2. Мальчевский А.С. ОРНИТОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ, Л.: ЛГУ, 1981,
3. Райков Б.Е. ЗООЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ, М.: "ТОПИКАН", 1994
4. Жирнов Л.В. РЕДКИЕ И ИСЧЕЗАЮЩИЕ ЖИВОТНЫЕ СССР, М. - Лесная щюмышленность, 1978
5. Рыков Н.А. ЗООЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ, М., Просвещение, 1981
6. Погодина Л.В. ОСНОВЫ ФЕНОЛОГИИ, СПб., Правительство ЛО, 1996
7. Джуди А. Браус. Инвайнроментальное образование в школе. М.: Просвещение, 1999.
Карты пригородов Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
Литература обязательная для участников.
1.Верзилин Н.М. По следам Робинзона, М., Просвещение, 1994
2. Красная книга Ленинградской области.//СПб.: ГУ. 1999. 1,2,3 том
3. Пригороды СПб. Вопросы и ответы. - СПб.:"Паритет", 2001
Литература дополнительная.
По экологии:
- Груздева H.B. Окружающий мир: Мироздание: Интегративное учебное пособие. - С-Пб:1995.-184с,
- Смирнов ЮЛ Популярная энциклопедия растений, Спб, «Мимэкспресс», 1997
- Валягина - Малютина Е.Т. Деревья и кустарники, Спб, Спецлитература, 1998
- Хрипкова А.Г. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ - 5, М., Просвещение, 1996
- Петров В.В. РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР НАШЕЙ РОДИНЫ, М.,
Просвещение, 1991 - Смирнов Ю.Л ПОПУЛЯРНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РАСТЕНИЙ, СПб, "Мимэкспресс", 1997
- Валягина - Малютина Е.Т, ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ, СПб,
спецдитература, 1998 - Джуди А. Браус. Инвайнроментальное образование в школе. М.: Просвещение, 1999.
По краеведению:
- Ермолаева Г.Н. Чудесный город. - СПБ,: "Спц лит", 1995
- Путешествие с Архивариусом. СПб: "Спец. лит", 1998
- Пушкинская тетрадь. "Волшебные места, где я живу душой…". - СПб.:"ПРАвда", 1998
- Синдановский Н.А. Словарь петербуржца. - СПБ "Паритет", 2002
- Шиф Л. Путешествие по Петербургу с Аликом с Гусариком. - СПб.:" Сройлеспечать", 1996
- Ященко О."В начале жизни школу помню я". - Спб.:"Мир и семья", 1997
- Януш Б.В. Неизвестные Павловск.. Историко-краеведческий очерк. Ч 1, 2 +СПб.: "Континент", 1997
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкеты участникам природного лагеря.
1. Природный лагерь для Тебя – это …__________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
- Какие экскурсии и поездки Тебе наиболее запомнились? Почему?_________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3. Что больше всего Тебя удивило?________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
4. А что огорчило?______________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
5. Чтобы Ты предложил на следующий год (варианты новых поездок, экскурсий)?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
СТРАНИЧКА ДНЕВНИКА
ЮНОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА
Дата путешествия: _________________
Место путешествия ________________
Состояние погоды:
- - ясно
осадки:
ветер:
Моя эмблема
Содержание наблюдений, собранный материал::
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись ______________________
Число, месяц, год ____________________
Я ……………………………………
ОТПРАВЛЯЮСЬ (КУДА? ЗАЧЕМ? С КЕМ?)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Лучше всего я умею ………………………………………………………………………………………………………………………
Я хочу научиться …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Я знаю, что я смогу ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Для этого мне нужно ……………………………………
……………………………………
……………………………………
……………………………………
…………………………………...
ПОДОРОЖНАЯ ГРАМОТА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/26/picture-154238-1380174095.jpg)
Введение в образовательную программу «Организаторы досуговой деятельности». Что изучает досуговая деятельность
Цель: Знакомство с досугом, как одним из видов творческой деятельности. Задачи:Познакомить детей с термином «досуг», принципами и методом досуга.Раскрыть один из методов досуга – игру.Развивать и...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/07/picture-260374-1570461528.jpg)
Сценарий мероприятия в летнем пришкольном лагере "Здравствуй, лагерь-сказка"
Сценарий мероприятия для летнего пришкольного лагеря. Квест-игра по русским сказкам....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/10/picture-805260-1470784459.jpg)
Досуговая программа деятельности летнего оздоровительного лагеря "Радуга" с дневным пребыванием детей
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, при...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/29/picture-1045617-1530289265.jpg)
Программа лагеря дневного пребывания «Лагерь актива»
Содержание программы несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых призвана сформировать лидерскую позицию обучающихся с помощью определенной системы знаний, умений, нав...
Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»
Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/23/picture-1210459-1579778056.jpg)
Статья на тему: «Создание благоприятных условий для социализации воспитанников через организацию разнообразной содержательной досуговой деятельности в городском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.
Статья на тему:«Создание благоприятных условий для социализации воспитанников через организацию разнообразной содержательной досуговой деятельности в городском оздоровительном лагере с дне...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/02/picture-548487-1704182421.jpg)
Оздоровление одаренных детей посредством спортивно-досуговых мероприятий в загородном оздоровительном лагере
Оздоровление одаренных детей посредством спртивно-досуговых мероприятий в загородном оздоровительном лагере...