Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению «Нетрадиционные техники рисования» 2 класс
рабочая программа на тему

Говорецкая Елена Георгиевна

Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получит возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_risovanie.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

КГБОУ «Ачинская  общеобразовательная

школа-интернат № 2»

Программа работы

кружка «Мастерилка»

по направлению

«Нетрадиционные

 техники рисования»

2 класс

Руководитель кружка:

                                                                      учитель технологии                  

Говорецкая Елена Георгиевна

Пояснительная записка

Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности - играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности предоставляет ему изобразительное творчество. В рисунке ребенок может выразить свои впечатления от увиденного, передать образы воображения, воплотив их с помощью линии и цвета.

Однако рисование карандашами или кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Попытки взрослых работать с ребенком только в русле традиционных техник рисования может привести, с одной стороны, к шаблонности в исполнении, когда ребенок просто копирует образец взрослого, а с другой стороны, поскольку недостаток техники приводит к неудаче в изображении, может привести к потере ребенком уверенности в своих силах и способностях в этой области искусства.

Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получит возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования.

Для педагога одна из важнейших задач – это выявление художественных способностей детей и грамотное их развитие. И решаться она должна с учетом возраста детей, их психофизического уровня, условий воспитания и, безусловно, выбора тем и способов работы. Развитие воображения в первую очередь зависит от наблюдательности ребенка, его умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. Обучать ребенка нужно, основываясь на уже известных и знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и к которым привык. Такой предмет можно представить в совершенно необычном для него ракурсе. Что ребенок видит каждый день и что для него становится обыденным и привычным? Всегда - играет ли он с игрушками, держит ли карандаш, ручку, фломастер, пишет, рисует, ест - в первую очередь он видит свои пальчики и ладошки.  

В данной программе при работе с младшими школьниками специальной школы VIII вида используются техники беспредметного рисования: оттиск (ватной палочкой, поролоном, «печаткой», штампом), тычковое рисование (жёсткой полусухой кистью), рисование пальчиками, ладонью, сгибом кулачка, приём контурного рисунка ладони. Эти виды рисования не требуют никаких специальных навыков, они основаны на оттиске готовых форм, смазанных краской (ладонь можно просто обмакивать в краску или прижимать к смоченной краской «штемпельной подушечке» - плоскому кусочку поролона, смоченному нужной краской; а можно смазывать ладонь красками). Ребенок может использовать для получения оттиска собственный палец, ладонь, сгиб кулачка и даже босую ножку. Контурный рисунок ладони ребёнка служит основой для графического изображения.  В контуре ладошки можно увидеть птицу, бабочку, рыбу или листок, дерево, ежика или листок. Добавляя к этому контуру какие-либо детали, можно получить совершенно различные результаты. Рисунки можно дополнять, придавая им законченность: дорисовывать кистью или фломастером мелкие детали, придающие рисунку выразительность. В дальнейшем, используя эти техники, ребенок может самостоятельно придумывать сюжеты для изображения. Безусловно, ведущая роль в этом процессе принадлежит взрослому, который своими наводящими вопросами помогает ребенку.

Цель занятий по данной программе – развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приемов изображения. При этом ребенок не только творчески обдумывает тему, но и самостоятельно работает над ее реализацией в рисунке. Предложенные задания послужат творческим толчком для обучения детей рисунку.

Использование нетрадиционных техник изображения способствует как развитию познавательной деятельности и творческой активности, так и коррекции психических процессов и личностной сферы детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Предложенные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Нетрадиционное рисование увлекает ребенка, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредоточивается. Как правило, чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, а в процессе игры «в художника» зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Круг внимания ребенка сужается и сосредоточивается на малой зоне. Также у детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью оттиска, постепенно становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и чистыми по цвету.

Задачи и содержание обучения

При восприятии ребенком предмета главным для него является форма, которая и помогает ему выделить один предмет среди других. В рисунке форма ограничена линейным контуром. Художник, изображая предмет, идет от наброска основной формы. Младшему школьнику, особенно с проблемами в развитии, труден этот путь изображения. Для него проще рисовать предмет последовательно, часть за частью. Такой способ облегчает работу ребенка: закончив одну часть, он вспоминает, какая должна быть дальше, и пририсовывает ее. Необходимо постепенно учить детей начинать рисунок от общего наброска. Приемами такого рисования служит серия «Рисунки из ладошек», где общим для понимания всей формы предмета выступает контур детской ладони. Растопырив пальчики, ребёнок прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит её простым карандашом. Контур ладошки, каждого пальчика – это «спрятанный образ». Каждое занятие содержит краткую методику, помогающую подготовить ребенка к рисованию, обобщить его знания о предмете, установить связь между контурным рисунком ладошки и определенным образом.

Серии «Рисуем пальчиками» и «Волшебные ладошки» направлены на освоение детьми младшего школьного возраста средств выразительности: пятна, точки, короткой линии, цвета, фактурности окраски, фантастического силуэта. Способ получения изображения следующий: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. При рисовании ладошкой (ступней, сгибом кулачка) ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы пальчики или ладошка вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Аналогично используются для рисования ступня босой ножки или сгиб кулачка.

В серии «Волшебные краски» ребёнок учится выполнять тычок жёсткой полусухой кистью, наносить краску ватной палочкой, делать оттиск поролоном, печатать пробкой, ластиком, применять оттиски листьев деревьев, смятой бумаги. Способы получения изображения в данных техниках: ребёнок окунает ватную палочку, кусочек поролона или «печатку» в густую краску и наносит оттиск на бумагу. При рисовании жёсткой полусухой кистью ребёнок опускает кисть в гуашь и ударяет ею по бумаге, держа вертикально, при работе кисть в воду не опускается (получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности).

Основные задачи педагога, работающего с детьми с нарушениями интеллекта – вызвать интерес к процессу рисования; познакомить с карандашами и красками; научить приемам проведения прямых, округлых и замкнутых линий, приёмам заполнения контура изображения; передавать в рисунке свои впечатления от окружающей действительности; развивать композиционные умения (расположение ладошки на листе в зависимости от характера формы и величины); развивать аналитическое мышление (умение выделять общие признаки, присущие предметам одного вида, и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого).

Занятия проводятся в игровой форме. Игра вызывает целенаправленность восприятия и в дальнейшем активизирует и повышает интерес детей к результатам работы. Кроме того, такая активность всегда связана с эмоциональным подъемом детей, что усиливает познавательный процесс. При объяснении творческой задачи привлекается внимание детей к объекту наблюдения, педагог помогает выявлять его качества, вызывать определенные чувства. На занятии, демонстрируя детям изобразительный материал, педагог не должен сам давать подробную характеристику увиденному, лучше, чтобы дети самостоятельно заметили главное, выделили и отметили отдельные элементы.

Каждое занятие сопровождается отдыхом в виде физкультурных минуток и разминок.

Срок реализации программы 1 год. Данная программа является приложением к опытно–экспериментальной работе по теме: «Формирование творческого воображения у учащихся младшего школьного возраста специальной (коррекционной) школы VIII вида средствами декоративно-прикладной деятельности» для детей экспериментальной группы, участвующих в исследовании.

Методы обучения

1. Словесный.                  2. Наглядный.                         3. Практический.

Виды обучения

1. Объяснительно-демонстративный.       2. Проблемно-самостоятельный.  

Формы обучения

1. Групповая.                    2. Подгрупповая.                   3. Индивидуальная.

Учебно-тематический план работы кружка

по направлению «Нетрадиционные техники рисования»

№ п/п

Вид деятельности

Тема

Часы

Сроки

Раздел: Вводные занятия

1

Вводные занятия.

«Рисуем  пальчиками»

Ознакомление с деятельностью кружка по направлению «Нетрадиционные техники рисования», знакомство с техниками рисования, с материалами, подготовка материалов.

Вводные, ознакомительные занятие: «Машина», «Самолёт», «Лошадка», «Юла», «Птица».

2

сентябрь

Раздел: Осенние мотивы

1

«Рисуем пальчиками»

«Цветочная поляна»

1

сентябрь

2

«Волшебные ладошки»

«Гусеница»

1

сентябрь

3

«Рисунки из ладошек»

«Цветы в кувшине», «Одуванчики»

«Грибы в корзине»

«Деревья в лесу», «Листья клёна»

1

1

1

октябрь

октябрь

октябрь

4

«Волшебные краски»

«Отпечатки листьев»

1

ноябрь

5

«Волшебные ладошки»

«Кисть рябины»

1

ноябрь

6

«Рисунки из ладошек»

«Кисть рябины»

1

ноябрь

Раздел: Зимние чудеса

1

«Рисуем пальчиками»

«Снеговик»

«В зимнем лесу»

1

1

декабрь

декабрь

2

«Волшебные краски»

«Зимние деревья»

1

декабрь

Раздел: Подводное царство

1

«Волшебные ладошки»

«Рыбки»,

«Рак», «Осьминожки»

1

2

декабрь

январь

2

«Рисунки из ладошек»

«Рыбка», «Осьминожка»

1

февраль

3

«Волшебные краски»

«Рыбка»

«Китёнок»

2

февраль

Раздел: Цветочная фантазия

1

 «Волшебные краски»

«Сирень в вазе»

1

февраль

2

«Волшебные краски»

«Веточка мимозы»

«Ваза с цветами»

1

1

март

март

3

«Рисуем пальчиками»

«Букет  цветов»

1

март

4

«Рисуем пальчиками»

«Рисунки из ладошек»

«Солнечный денёк»

1

1

март

апрель

Раздел: Домашние любимцы

1

«Волшебные краски»

«Кот Маркиз»

«Рыжая кошка»

«Зайчик»

«Котёнок Барсик»

«Пушинка»

«Дружок»

3

2

апрель

май

Раздел: Мир Африки

1

«Волшебные ладошки»

«Слон», «Павлин», «Пальма»

2

май

Итого: 32 ч.


Литература

  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий.
  2. Белошистая А.В., Жукова О.Г., Дьяченко И.И. Волшебные краски. М.: АРКТИ, 2008. – 32 с.: ил. (Мастерилка) 
  3. Белошистая А.В., Жукова О.Г., Дьяченко И.И. Волшебные ладошки: пособие для занятий с детьми. М.: АРКТИ, 2008. – 32 с.: ил. (Мастерилка) 
  4. Дрезнина М. Г. Каждый ребёнок – художник (обучение дошкольников рисованию). М.: Издательство «Ювента», 2002. – 200 с.: ил.
  5. Дубровская Н.В. Рисунки из ладошки: Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. – СПб.: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2004. – 24 с., ил.
  6. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Наглядно–методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2006. – 32 с., цв. ил.
  7. Дубровская Н.В. Краски палитры: Рабочие тетради по цветоведению для детей 5-6, 6-7 лет. В 2–х книгах. – СПб.: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2006. – 32 с., цв. ил.
  8. Дубровская Н.В. Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет. «Природа». Вводные занятия: учебно-методическое пособие для воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2006. – 112 с., ил., цв. вкл.
  9. Костина В., Потапова Е. Рисуем пальчиками. Белая сказка. Пёстрая сказка. Издание для работы с детьми старше 1 года. Школа весёлого рисования для вашего малыша. М., ООО «Стрекоза», 2008.
  10. Рисуем пальчиками. «Маленький художник». Художественный альбом для занятий с детьми 3–5 лет. М.: Издательство «Мозаика – Синтез», 2005.
  11. Рутковская А. Рисование в начальной школе. СПб.: «Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА–ПРЕСС», 2001. –  192 с. (Серия «Золотая коллекция начальной школы).
  12. Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: Графика, живопись и народные промыслы. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Вентана - Граф. 2005.
  13. Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: Рисование, аппликация и лепка. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Вентана - Граф. 2005.
  14. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа. Старшая группа. Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2003.
  15. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. Средняя группа. Разработки занятий. Волгоград. Издательско–Торговый дом «Корифей», 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению "Аппликация из бумаги" 1 класс

Программа направлена на обучение детей младшего школьного возраста навыкам работы с бумагой в технике аппликации....

Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению «Конструирование из бумаги в технике оригами»

Развитие художественно-творческих способностей детей в работе с бумагой, решение актуальных проблем изобразительной и трудовой деятельности детей с нарушенным интеллектом путём создания предметно–разв...

Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению «Пластические материалы»

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные, рельефные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, доступна млад...

Рабочая программа кружок "Мастерилка" 9 класс

Рабочая программа кружок "Мастерилка" 9 класс...

Рабочая программа "Решение задач практической направленности" 10-11 классы

Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса алгебры...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Основы рисования"

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного...