Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению «Конструирование из бумаги в технике оригами»
рабочая программа на тему
Развитие художественно-творческих способностей детей в работе с бумагой, решение актуальных проблем изобразительной и трудовой деятельности детей с нарушенным интеллектом путём создания предметно–развивающей среды для формирования у них творческого воображения и фантазии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_origami.docx | 32.8 КБ |
Предварительный просмотр:
КГБОУ «Ачинская общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
Программа работы
кружка «Мастерилка»
по направлению
«Конструирование из бумаги
в технике оригами»
Приложение к опытно-экспериментальной работе
по теме: «Формирование творческого воображения
у учащихся младшего школьного возраста специальной (коррекционной) школы VIII вида средствами
декоративно-прикладной деятельности»
Руководитель кружка:
учитель технологии
Говорецкая Елена Георгиевна
Пояснительная записка
Если девчонке, а может мальчишке
Нравится вдруг необычная книжка,
Можно уверенно сразу сказать:
Этот ребенок умеет читать,
Хочет, как взрослый, свой мир сотворить,
Птиц и животных в лесах расселить.
Взрослый поможет создать эту сказку,
Главное – вовремя сделать подсказку…
Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, жёлтую и голубую,
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всем белом свете
Знали лишь только японские дети.
Символом мира стал белый журавлик,
Символом дружбы – бумажный кораблик.
Стоит лишь только подумать немножко,
Для вдохновенья глянуть в окошко,
Пересмотреть наш весёлый альбом
И догадаться, что будет потом…
В небо стремящихся птичек,
Быстро вспорхнувших с бумажных страничек,
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Мы предлагаем попробовать с нами
Выучить технику «оригами»!
Слово «оригами» японского происхождения и состоит из двух слов: «ори» – сложенный и «ками» – бумага. Это способ создания и конструирования из бумажного листа разнообразных поделок и игрушек. Оригами – идеальный конструктор, состоящий из одной детали – листа бумаги, который позволяет складывать множество разнообразных фигурок. Несложные приёмы складывания и безграничная фантазия способны сотворить из кусочка бумаги целый мир! Преобразование бумаги в различные поделки всегда вызывает у детей большой интерес.
Складывание из бумаги – это не просто забава, развлечение. Это близкое и доступное детям искусство. Оригами помогает развивать художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию пространственного воображения. Оно развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплине, активизирует мыслительные процессы, развивает творческое мышление, увеличивает его скорость и гибкость. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, повышаются навыки мелких и точных движений как правой, так и левой руки, развивается глазомер, аккуратность. Дети осваивают начальные термины геометрии: точку, квадрат, прямоугольник, диагональ. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются чёткие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Благодаря технике оригами ребёнок может проявить свою индивидуальность, воплотить замыслы, ощутить радость творчества. У детей с интеллектуальным недоразвитием снижается тревожность, повышается и стабилизируется психоэмоциональное состояние.
Бумага – благодатный материал. Её легко сгибать, многократно складывать, резать, скручивать, склеивать, можно подкрасить, украсить дополнительными деталями.
Работа по программе конструирования из бумаги в технике оригами предполагает не только знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование коррекционно-развивающих занятий для детей с нарушением интеллекта с целью развития у них целого комплекса навыков: стремиться не только работать с бумагой, но и развивать у них умение читать чертежи, следовать устным инструкциям педагога и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. У детей развивается устная речь, ребята учатся свободно общаться. На занятиях с применением оригами можно не только складывать, но и придумывать сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора. Фигурки, выполненные в технике оригами, дополняют занятия, иллюстрируют их. Та или иная фигурка может сочетаться с загадкой, стихами, прибауткой. Каждое занятие является комплексным, так как сопровождается подборкой стихов, загадок, литературных текстов согласно тематике. В процессе работы детям показываются различные способы конструирования из цветной бумаги с помощью традиционных приёмов искусства оригами, представлены образцы игрушек, иллюстрации поделок, графические схемы поэтапного изготовления моделей. При обучении различным способам складывания бумаги наиболее значимое место среди методов и приёмов занимает показ этих способов. Сначала организуется знакомство детей со схемами и условными знаками, принятыми в оригами, полный показ педагога с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта помощь педагога становится устной, привлекаются к показу дети, работа становится более самостоятельной по карточкам со схемами, графическим планам, иллюстрациям, с опорой на образец или по словесному описанию. Занятия включают несколько работ разной степени сложности, это позволяет подбирать подходящие модели, учитывая способности каждого ребёнка. От полученной фигурки ребёнку должно быть радостно, тогда у него возникнет желание работать дальше.
Цель данной программы – развитие художественно-творческих способностей детей в работе с бумагой, решение актуальных проблем изобразительной и трудовой деятельности детей с нарушенным интеллектом путём создания предметно–развивающей среды для формирования у них творческого воображения и фантазии.
Для использования сложенных в процессе работы фигурок самой эффективной формой оформления полученных результатов является составление аппликаций. Аппликация в технике оригами доступна младшим школьникам с проблемами в развитии. Применение оригами позволяет выполнить предметную, сюжетную аппликацию или создание объёмной композиции.
Предметная аппликация – в этом случае фон и нарисованные на нём предметы и фигурки подчёркивают значимость сложенного объекта, помещают его в соответствующую сказочно–игровую среду.
Сюжетная аппликация и объёмная композиция сводятся к размещению нескольких разных объектов, связанных вместе общей темой или историей. Перед тем, как приступать к такой работе, следует продумать, что, где, как и зачем будет расположено. Таким образом, работа над сюжетными аппликациями и объёмными композициями в технике оригами позволяют развивать у ребят чувство соразмерности и композиции. Работа над многофигурной коллективной аппликацией выполняется следующим образом: 1. Выбор сюжета. 2. Выбор фигурок. 3. Выбор размера фигурок. 4. Выбор размера, цвета и формы фона. 5. Подбор бумаги для работы. 6. Складывание фигурок. 7. Оформление фона (раскрашивание, дополнение необходимыми деталями из разных материалов и т.п.). 8. Расположение и крепление фигурок. 9. Окантовка работы.
Чтобы добиться лучшего результата, в программе используется тематический принцип построения занятий. Такой принцип даёт возможность создать общую композицию, которая может использоваться для оформления помещений школы, участвовать в выставке детских работ. Коллективные композиции оказывают положительное влияние на нравственно-эстетическое развитие ребёнка.
Так как работа с бумагой требует некоторых усилий, на каждом занятии детям даётся отдых в виде физкультурных минуток и разминок для пальчиков рук.
Срок реализации программы 1 год. Данная программа является приложением к опытно–экспериментальной работе по теме: «Формирование творческого воображения у учащихся младшего школьного возраста специальной (коррекционной) школы VIII вида средствами декоративно-прикладной деятельности» для детей экспериментальной группы, участвующих в исследовании.
Методы обучения
1. Словесный. 2. Наглядный. 3. Практический.
Виды обучения
1. Объяснительно-демонстративный. 2. Проблемно-самостоятельный.
Формы обучения
1. Групповая. 2. Подгрупповая. 3. Индивидуальная.
Учебно-тематический план работы кружка
по направлению «Конструирование из бумаги в технике оригами»
№ п/п | Вид деятельности, техника лепки | Тема | Часы | Сроки | |
Раздел: Вводные занятия | |||||
1 | Вводные занятия. Специфика работы с бумагой в технике оригами. Техника оригами. | Ознакомление с деятельностью кружка по направлению «Конструирование из бумаги в технике оригами». Условные знаки, принятые в оригами. Знакомство со схемами оригами. Практическое применение поделок. Практическое закрепление базовых форм оригами. Диагностика детей. | 2 | сентябрь | |
Раздел: Приметы осени | |||||
1 | Складывание бумаги в технике оригами. | Делаем деревья: «Яблоня», «Берёзка», «Тополь», «Ёлочка». | 2 | сентябрь | |
2 | Складывание бумаги в технике оригами. | Грибная пора: «Подберёзовик», «Моховик», «Бледная поганка», «Боровик». | 2 | сентябрь | |
3 | Складывание бумаги в технике оригами. | Перелётные птицы: «Летящий гусь». | 1 | сентябрь | |
4 | Складывание бумаги в технике оригами. | Растения: «Трава», «Листики». | 2 | сентябрь | |
5 | Сюжетная аппликация на основе. | Оформление фона (раскрашивание, дополнение необходимыми деталями из разных материалов и т.п.). Расположение и крепление фигурок. Окантовка работы. | 1 2 | сентябрь октябрь | |
Раздел: Сказочная страна | |||||
1 | Складывание бумаги в технике оригами. | Сказка «Теремок» Животные: «Мышка-норушка», «Квакушка-лягушка», «Зайчик-попрыгайчик», «Лисичка- сестричка», «Волчок–серый бочок», «Медведь косолапый». | 6 | октябрь | |
2 | Складывание бумаги в технике оригами. | Дома: «Теремок». | 1 | ноябрь | |
3 | Складывание бумаги в технике оригами. | Растения: «Деревья», «Трава». | 2 | ноябрь | |
4 | Сюжетная аппликация на основе. | Оформление (дополнение необходимыми деталями из разных материалов и т.п.). Расположение и крепление фигурок. Окантовка работы. | 2 | ноябрь | |
Раздел: Зимняя сказка | |||||
1 | Складывание бумаги в технике оригами. | «Рябиновые сказки» Растения: «Ветка рябины». | 1 | ноябрь | |
2 | Складывание бумаги в технике оригами. | Птицы: «Снегирь». | 1 | декабрь | |
3 | Сюжетная аппликация на твёрдой основе. | Оформление фона (раскрашивание). Расположение и крепление фигурок. Окантовка работы. | 2 | декабрь | |
4 | Складывание бумаги в технике оригами. Подарочная открытка, аппликация. | Мастерская Деда Мороза: «Новогодняя ёлка». | 2 | декабрь | |
5 | Складывание бумаги в технике оригами. Предметная аппликация на картоне. | «Снеговик». | 1 | декабрь | |
6 | Складывание бумаги в технике оригами. Предметная аппликация, дорисовывание. | «Символ года – тигрёнок». | 2 | декабрь | |
Раздел: Морские глубины | |||||
1 | Складывание бумаги в технике оригами. | Рыбы: «Скалярия», «Рыбка», «Золотая рыбка», «Скат», «Коралловая рыбка». | 3 | январь | |
2 | Складывание бумаги в технике оригами. | Животные: «Кит», «Кашалот», «Лягушка», «Лягушка – 1», «Медуза». | 1 2 | январь февраль | |
3 | Складывание бумаги в технике оригами. | Растения: «Водоросли», «Лилия». «Кувшинка». | 2 | февраль | |
4 | Сюжетная аппликация на основе. | Оформление композиции (дополнение необходимыми деталями из разных материалов и т.п.). Расположение и крепление фигурок. Окантовка работы. | 1 | февраль | |
Раздел: Весна–красна | |||||
1 | Складывание бумаги в технике оригами. | Цветы: «Тюльпан», «Нарцисс», «Хризантема», «Ирис». | 3 | февраль | |
2 | Предметная аппликация на картоне, подарочная открытка. | Оформление аппликации. | 2 | март | |
Раздел: Зоопарк | |||||
1 | Складывание бумаги в технике оригами. | Животные: «Обезьянка», «Слон», «Крокодил», «Черепашка», «Медведь», «Кенгуру», «Жираф», «Лев». | 6 | март | |
2 | Складывание бумаги в технике оригами. | Птицы: «Попугай», «Жар–птица», «Лебедь», «Павлин». | 3 | апрель | |
3 | Складывание бумаги в технике оригами. | Растения: «Деревья», «Кусты», «Трава», «Цветы». | 2 | апрель | |
4 | Объёмная композиция на основе. | Оформление композиции (дополнение необходимыми деталями из разных материалов и т.п.). Расположение и крепление фигурок. Окантовка работы. | 1 | апрель | |
Раздел: Сельское подворье | |||||
1 | Складывание бумаги в технике оригами. | Животные: «Поросёнок», «Бурёнка», «Лошадка», «Кролик». | 2 1 | апрель май | |
2 | Складывание бумаги в технике оригами. | Птицы: «Утка», «Петух». | 1 | май | |
3 | Складывание бумаги в технике оригами. | Дома: «Ферма». | 1 | май | |
4 | Объёмная композиция на основе. | Оформление композиции (дополнение необходимыми деталями из разных материалов и т.п.). Расположение и крепление фигурок. Окантовка работы. | 1 | май | |
Раздел: Домашний любимец | |||||
1 | Складывание бумаги в технике оригами. Предметная аппликация на картоне. | Животные: «Голова котёнка», «Голова щенка». | 2 | май | |
2 | Складывание бумаги в технике оригами. | Животные: «Котёнок», «Щенок». | 2 | май | |
Итого: 68 ч. |
Литература
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Традиционные и новые модели оригами. – СПб: СЗКЭО «Кристалл», 2004.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. – СПб: Регата, Издательский дом «Литера», 2002.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. Сделай сам. СПб «Химия», 1994.
- Вогль Р., Зандер Х. Оригами и поделки из бумаги. Инструкции с выкройками – М: Издательство Эксма–Пресс, 2001.
- Коротеев И.А. Оригами для малышей. – М:. Просвещение. АО «Учебная литература», 1996.
- Кошелев В.М, Афонькин С.Ю. Вырезаем и складываем. – СПб: Кристалл, 1999.
- Куцакова Л.В. Оригами: Для детей старшего дошкольного возраста. Альбом. – М: ООО Издательство АСТ–ЛТД, 1998.
- Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. Пер. с англ. – М: Изд–во ЭКСМО, 2005.
- Оригами. От простого к сложному. СПб, Дельта, 1999.
- Оригами и аппликация. /Авторы–составит. Афонькин С.Ю, Лежнёва А.В., Пудова В.П. – СПб: ООО Издательство «Кристалл», 1998.
- Самоделки из бумаги: доступно и просто. 50 моделей Роберта Нила. Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Дрофа», 1995.
- Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами. – М: Рольф, Айрекс Пресс, 1999.
- Сказка из листа. Поиграем в сказку. – М.: Издательский Дом «Карапуз», 2004.
- Соколова С.В. Сказки из бумаги. – СПб: Валери СПб, 1998.
- Соловьёва Н.Г. Знакомство детей с окружающим миром с помощью техники оригами – М., АЙРИ ПРЕСС, 2004.
- Тарабарина. Т.И. Оригами и развитие ребёнка. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1997.
- Тайны бумажного листа. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: Издательство «Мозаика–Синтез», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Клуб профессионального общения» «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНЫХ НАЧАЛ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА в детском объединении «Конструирование из бумаги «Оригами»
Основной принцип обучения вытекает из определения способности каждого ребенка к творчеству. Организация педагогического процесса строится на основе сочетания принципов комплексного обучения...
«Работа с бумагой в технике оригами- птица счастья»
Конспект можно использовать на уроках технологии на занятиях кружка.Возраст детей 2 класс.К уроку есть презентация....
план-конспект открытого занятия "Белоснежное дерево " (аппликация из бумаги в технике Оригами)
Я представляю план-конспект открытого занятия "Белоснежное дерево " (аппликация из бумаги в технике Оригами) для детей старшего дошкольного возраста. Надеюсь моя разработка будет кому-то по...
Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению "Аппликация из бумаги" 1 класс
Программа направлена на обучение детей младшего школьного возраста навыкам работы с бумагой в технике аппликации....
Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению «Нетрадиционные техники рисования» 2 класс
Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображ...
Дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности "Приемы конструирования из бумаги"
Дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности...
Конспект занятия в старшей группе по конструированию из бумаги в технике оригами с элементами аппликации на тему: «Ракета для Унтика».
Развитие самостоятельной творческой деятельности детей....