Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению "Аппликация из бумаги" 1 класс
рабочая программа на тему
Программа направлена на обучение детей младшего школьного возраста навыкам работы с бумагой в технике аппликации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1_klass_bumaga.docx | 45.46 КБ |
programma_1_klass_bumaga.docx | 45.46 КБ |
Предварительный просмотр:
КГБОУ «Ачинская общеобразовательная
школа-интернат № 2»
Программа
работы кружка «Мастерилка»
по направлению
«Аппликация из бумаги»
1 класс
Руководитель кружка:
учитель технологии
Говорецкая Елена Георгиевна
Пояснительная записка
Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Основным признаком аппликации является силуэтность.
Занятия аппликацией имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка. Они способствуют:
– развитию у него творчества;
– пробуждают фантазию;
– активизируют наблюдательность, внимание и воображение;
– воспитывают волю;
– развивают ручные умения;
– чувство формы, глазомер и цветоощущение.
Цель программы – воспитание художественного вкуса у детей посредством создания композиций из цветной бумаги.
Программа направлена на обучение детей младшего школьного возраста навыкам работы с бумагой в технике аппликации. Аппликация похожа на мультфильм или конструктор, поэтому так нравится детям. Поначалу дети составляют картинки из готовых форм, вырезанных учителем. Если дети уверенно пользуются ножницами, то постепенно знакомятся с разными способами аппликации.
Обрывная аппликация – этот способ применяется для передачи особенностей фактуры образа (пушистый цыплёнок, облачко). В этом случае детям предлагается разорвать бумагу на кусочки и составить из них изображение. Для более самостоятельных ребят можно усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок.
Накладная аппликация – данная техника позволяет получить многоцветное изображение. Детям предлагается задумать образ и последовательно создать его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая последующая деталь была меньше по размеру (цветы, улитка).
Модульная аппликация (мозаика) – при такой технике образ получается путём наклеивания множества одинаковых форм – рваных бумажек или вырезанных кружков, квадратиков, треугольников.
Симметричная аппликация – этот способ применяется для вырезания образов, имеющих симметричное строение, или для получения двух совершенно одинаковых изображений (бабочки). Изображения вырезаются из сложенного пополам квадрата или прямоугольника.
Силуэтная аппликация – этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному контуру.
Объёмная аппликация – изображение получается путём склеивания двух и более частей между собой за боковые части («спинки»).
В программе содержится материал, использование которого на занятиях с детьми поможет раскрыть перед ними удивительный мир природы, красоту и многообразие цветов и растений, насекомых, птиц и зверей, приблизит детей к природе, научит наблюдать, познавать и беречь её. Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность будет способствовать воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально–чувственной сферы, художественно-образного мышления, реализации их творческих возможностей.
Детям 7–8 лет, имеющим проблемы в интеллектуальном развитии совсем не просто заниматься трудовой деятельностью, тем более сложно довести начатое дело до конца. В связи с этим, основная задача учителя – сформировать у детей положительную мотивацию предстоящей работы, заинтересовать их. Поэтому занятия по данной программе построены с использованием игры, сопровождаются речевым материалом (стихи, истории, потешки).
Следующая задача учителя – соблюдение принципа «пошагового обучения». Задания по изготовлению той или иной аппликации даются дробно и вариативно, с подробными инструкциями, показом изготовления объектов изображения, широким выбором наглядного материала, применением инструкционных карт, направляющей помощи и поддержке учителя. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребёнка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла его уверенность в своих силах и развивала навыки трудовой деятельности. Учитель должен быть готов в любой момент помочь ребёнку (но не подменять его в работе).
Все изделия будут использоваться в оформлении классных кабинетов, школьных помещений, выставочных стендов. Качественные работы будут представляться на выставках.
Для работы понадобится: цветная бумага обычная, двусторонняя цветная бумага, писчая бумага; обои с рельефным рисунком, подходящим по сюжету; ножницы; карандаш и калька (копировальная бумага), клей ПВА. Основой работ служат цветной картон формата А4, А3; картон, тонированный гуашью, картон оклеенный обоями.
Срок реализации программы 1 год.
Данная программа составлена для детей 1-го класса. Занятия проводятся один раз в неделю.
Так как работа с бумагой и ножницами трудоемкая, требует усилий, поэтому занятия проводятся в щадящем режиме по 30 мин, сопровождаются отдыхом в виде физкультурных минуток и разминок для пальчиков рук.
Методы обучения
1. Словесный. 2. Наглядный. 3. Практический.
Виды обучения
1. Объяснительно-демонстративный. 2. Проблемно-самостоятельный.
Формы обучения
1. Групповая. 2. Подгрупповая. 3. Индивидуальная.
Учебно-тематический план работы кружка
по направлению «Аппликация из бумаги»
№ п/п | Вид деятельности, техника | Тема | Часы | Сроки |
Раздел: Вводные занятия | ||||
1 | Вводные занятия. Специфика работы по изготовлению аппликаций из бумаги. Техника аппликации. | Ознакомление с деятельностью кружка по направлению «Аппликация из бумаги», знакомство с техниками аппликации, материалами, подготовка материалов. Набор и диагностика детей. | 2 | сентябрь |
Раздел: Осенняя пора | ||||
1 | Симметричная, модульная, силуэтная аппликация. | «Фрукты на тарелочке» (2 варианта). | 2 | сентябрь |
2 | Обрывная, силуэтная аппликация. | «Осень». | 1 1 | сентябрь октябрь |
3 | Модульная, силуэтная аппликация. | «Веточка рябины». | 2 | октябрь |
4 | Симметричная, силуэтная, объёмная аппликация. | «Осенний лес». | 3 | ноябрь |
Раздел: Наступила зима | ||||
1 | Модульная, силуэтная, объёмная аппликация. | «Снегирь на ветке рябины». | 2 | декабрь |
2 | Объёмная, силуэтная аппликация. | «Снегурочка». | 2 | декабрь |
Раздел: Скоро весна | ||||
1 | Силуэтная, модульная, объёмная аппликация. | «Подснежник» (2 варианта). «Подснежники в корзинке». | 2 3 | январь февраль |
2 | Объёмная аппликация, бумагопластика. | «Нарциссы» (2 варианта), «Тюльпаны» (2 варианта) – по выбору. | 2 1 | март март |
3 | Объёмная, модульная, силуэтная аппликация. | «Букет из веток берёзы и вербы в воде». «Весенние веточки в хрустальной вазе». «Георгины в вазе». | 2 1 2 | апрель апрель апрель |
4 | Объёмная, модульная, силуэтная аппликация. | «Ромашка и бабочка». «Василёк и стрекоза». | 3 | май |
Раздел: Свободная тема (Дополнительные задания для самостоятельного творчества) | ||||
1 | Силуэтная, модульная, симметричная, объёмная аппликация. | «Что нам осень принесла». «Ягодка». «Снеговик везёт подарки». «Ёлочные игрушки». «Веточка яблони». «Скворечник». «Весна. Птица галка». «Колокольчик». | в течение года | |
Итого: 31 ч. |
Литература
- Аппликация. Наглядно-методическое пособие для детей и родителей. Весёлые уроки. М.: издательство «Стрекоза-Пресс», 2004.
- Вохринцева С. Аппликация в детском саду и дома. Рабочая тетрадь по аппликации для детей 4–5 лет. Екатеринбург. Издательство «Страна фантазий», 2003.
- Вохринцева С. Аппликация в детском саду и дома. Рабочая тетрадь по аппликации для детей 5–6 лет. Екатеринбург. Издательство «Страна фантазий», 2003.
- Вохринцева С. Аппликация в детском саду и дома. Рабочая тетрадь по аппликации для детей 6–7 лет. Екатеринбург. Издательство «Страна фантазий», 2003.
- Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
- Лыкова И.А. Бумажный лужок. Азбука аппликации. Учебно–методическое пособие. Серия «Мастерилка» 4–10 лет. М.: Издательский дом «Карапуз», 2005.
- Новикова И.В., Базулина Л.В. Мои любимцы. Для детей 4–6 лет. Тула, ООО Атберг, 2004.
- Панасюк И.В. Аппликация в детском саду и дома. Младшая группа. Для детей 3–4 лет. Харьков. Издательство «Ранок», 2007.
- Панасюк И.В. Аппликация в детском саду и дома. Средняя группа. Для детей 4–5 лет. Харьков. Издательство «Ранок», 2007.
- Панасюк И.В. Аппликация в детском саду и дома. Старшая группа. Для детей 5–6 лет. Харьков. Издательство «Ранок», 2007.
- Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно–методическое пособие – СПб.: «Детство–Пресс», 2007.
- Проснякова Т.Н. Бабочки. Собачки. Кошки. Серия «Любимый образ». В 3-х книгах. Энциклопедия технологий прикладного творчества – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004–2006.
- Румянцева Е.А. Делаем игрушки сами. М.: АЙРИС–ПРЕСС, 2008.
Предварительный просмотр:
КГБОУ «Ачинская общеобразовательная
школа-интернат № 2»
Программа
работы кружка «Мастерилка»
по направлению
«Аппликация из бумаги»
1 класс
Руководитель кружка:
учитель технологии
Говорецкая Елена Георгиевна
Пояснительная записка
Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Основным признаком аппликации является силуэтность.
Занятия аппликацией имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка. Они способствуют:
– развитию у него творчества;
– пробуждают фантазию;
– активизируют наблюдательность, внимание и воображение;
– воспитывают волю;
– развивают ручные умения;
– чувство формы, глазомер и цветоощущение.
Цель программы – воспитание художественного вкуса у детей посредством создания композиций из цветной бумаги.
Программа направлена на обучение детей младшего школьного возраста навыкам работы с бумагой в технике аппликации. Аппликация похожа на мультфильм или конструктор, поэтому так нравится детям. Поначалу дети составляют картинки из готовых форм, вырезанных учителем. Если дети уверенно пользуются ножницами, то постепенно знакомятся с разными способами аппликации.
Обрывная аппликация – этот способ применяется для передачи особенностей фактуры образа (пушистый цыплёнок, облачко). В этом случае детям предлагается разорвать бумагу на кусочки и составить из них изображение. Для более самостоятельных ребят можно усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок.
Накладная аппликация – данная техника позволяет получить многоцветное изображение. Детям предлагается задумать образ и последовательно создать его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая последующая деталь была меньше по размеру (цветы, улитка).
Модульная аппликация (мозаика) – при такой технике образ получается путём наклеивания множества одинаковых форм – рваных бумажек или вырезанных кружков, квадратиков, треугольников.
Симметричная аппликация – этот способ применяется для вырезания образов, имеющих симметричное строение, или для получения двух совершенно одинаковых изображений (бабочки). Изображения вырезаются из сложенного пополам квадрата или прямоугольника.
Силуэтная аппликация – этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному контуру.
Объёмная аппликация – изображение получается путём склеивания двух и более частей между собой за боковые части («спинки»).
В программе содержится материал, использование которого на занятиях с детьми поможет раскрыть перед ними удивительный мир природы, красоту и многообразие цветов и растений, насекомых, птиц и зверей, приблизит детей к природе, научит наблюдать, познавать и беречь её. Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность будет способствовать воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально–чувственной сферы, художественно-образного мышления, реализации их творческих возможностей.
Детям 7–8 лет, имеющим проблемы в интеллектуальном развитии совсем не просто заниматься трудовой деятельностью, тем более сложно довести начатое дело до конца. В связи с этим, основная задача учителя – сформировать у детей положительную мотивацию предстоящей работы, заинтересовать их. Поэтому занятия по данной программе построены с использованием игры, сопровождаются речевым материалом (стихи, истории, потешки).
Следующая задача учителя – соблюдение принципа «пошагового обучения». Задания по изготовлению той или иной аппликации даются дробно и вариативно, с подробными инструкциями, показом изготовления объектов изображения, широким выбором наглядного материала, применением инструкционных карт, направляющей помощи и поддержке учителя. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребёнка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла его уверенность в своих силах и развивала навыки трудовой деятельности. Учитель должен быть готов в любой момент помочь ребёнку (но не подменять его в работе).
Все изделия будут использоваться в оформлении классных кабинетов, школьных помещений, выставочных стендов. Качественные работы будут представляться на выставках.
Для работы понадобится: цветная бумага обычная, двусторонняя цветная бумага, писчая бумага; обои с рельефным рисунком, подходящим по сюжету; ножницы; карандаш и калька (копировальная бумага), клей ПВА. Основой работ служат цветной картон формата А4, А3; картон, тонированный гуашью, картон оклеенный обоями.
Срок реализации программы 1 год.
Данная программа составлена для детей 1-го класса. Занятия проводятся один раз в неделю.
Так как работа с бумагой и ножницами трудоемкая, требует усилий, поэтому занятия проводятся в щадящем режиме по 30 мин, сопровождаются отдыхом в виде физкультурных минуток и разминок для пальчиков рук.
Методы обучения
1. Словесный. 2. Наглядный. 3. Практический.
Виды обучения
1. Объяснительно-демонстративный. 2. Проблемно-самостоятельный.
Формы обучения
1. Групповая. 2. Подгрупповая. 3. Индивидуальная.
Учебно-тематический план работы кружка
по направлению «Аппликация из бумаги»
№ п/п | Вид деятельности, техника | Тема | Часы | Сроки |
Раздел: Вводные занятия | ||||
1 | Вводные занятия. Специфика работы по изготовлению аппликаций из бумаги. Техника аппликации. | Ознакомление с деятельностью кружка по направлению «Аппликация из бумаги», знакомство с техниками аппликации, материалами, подготовка материалов. Набор и диагностика детей. | 2 | сентябрь |
Раздел: Осенняя пора | ||||
1 | Симметричная, модульная, силуэтная аппликация. | «Фрукты на тарелочке» (2 варианта). | 2 | сентябрь |
2 | Обрывная, силуэтная аппликация. | «Осень». | 1 1 | сентябрь октябрь |
3 | Модульная, силуэтная аппликация. | «Веточка рябины». | 2 | октябрь |
4 | Симметричная, силуэтная, объёмная аппликация. | «Осенний лес». | 3 | ноябрь |
Раздел: Наступила зима | ||||
1 | Модульная, силуэтная, объёмная аппликация. | «Снегирь на ветке рябины». | 2 | декабрь |
2 | Объёмная, силуэтная аппликация. | «Снегурочка». | 2 | декабрь |
Раздел: Скоро весна | ||||
1 | Силуэтная, модульная, объёмная аппликация. | «Подснежник» (2 варианта). «Подснежники в корзинке». | 2 3 | январь февраль |
2 | Объёмная аппликация, бумагопластика. | «Нарциссы» (2 варианта), «Тюльпаны» (2 варианта) – по выбору. | 2 1 | март март |
3 | Объёмная, модульная, силуэтная аппликация. | «Букет из веток берёзы и вербы в воде». «Весенние веточки в хрустальной вазе». «Георгины в вазе». | 2 1 2 | апрель апрель апрель |
4 | Объёмная, модульная, силуэтная аппликация. | «Ромашка и бабочка». «Василёк и стрекоза». | 3 | май |
Раздел: Свободная тема (Дополнительные задания для самостоятельного творчества) | ||||
1 | Силуэтная, модульная, симметричная, объёмная аппликация. | «Что нам осень принесла». «Ягодка». «Снеговик везёт подарки». «Ёлочные игрушки». «Веточка яблони». «Скворечник». «Весна. Птица галка». «Колокольчик». | в течение года | |
Итого: 31 ч. |
Литература
- Аппликация. Наглядно-методическое пособие для детей и родителей. Весёлые уроки. М.: издательство «Стрекоза-Пресс», 2004.
- Вохринцева С. Аппликация в детском саду и дома. Рабочая тетрадь по аппликации для детей 4–5 лет. Екатеринбург. Издательство «Страна фантазий», 2003.
- Вохринцева С. Аппликация в детском саду и дома. Рабочая тетрадь по аппликации для детей 5–6 лет. Екатеринбург. Издательство «Страна фантазий», 2003.
- Вохринцева С. Аппликация в детском саду и дома. Рабочая тетрадь по аппликации для детей 6–7 лет. Екатеринбург. Издательство «Страна фантазий», 2003.
- Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
- Лыкова И.А. Бумажный лужок. Азбука аппликации. Учебно–методическое пособие. Серия «Мастерилка» 4–10 лет. М.: Издательский дом «Карапуз», 2005.
- Новикова И.В., Базулина Л.В. Мои любимцы. Для детей 4–6 лет. Тула, ООО Атберг, 2004.
- Панасюк И.В. Аппликация в детском саду и дома. Младшая группа. Для детей 3–4 лет. Харьков. Издательство «Ранок», 2007.
- Панасюк И.В. Аппликация в детском саду и дома. Средняя группа. Для детей 4–5 лет. Харьков. Издательство «Ранок», 2007.
- Панасюк И.В. Аппликация в детском саду и дома. Старшая группа. Для детей 5–6 лет. Харьков. Издательство «Ранок», 2007.
- Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно–методическое пособие – СПб.: «Детство–Пресс», 2007.
- Проснякова Т.Н. Бабочки. Собачки. Кошки. Серия «Любимый образ». В 3-х книгах. Энциклопедия технологий прикладного творчества – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004–2006.
- Румянцева Е.А. Делаем игрушки сами. М.: АЙРИС–ПРЕСС, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы кружка "Фантазия"
Реализация данной программы направлена на работу с таким материалом как кожа....
программа работы кружка по математике для 5-6 класса
программа для работы кружка...
Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению «Конструирование из бумаги в технике оригами»
Развитие художественно-творческих способностей детей в работе с бумагой, решение актуальных проблем изобразительной и трудовой деятельности детей с нарушенным интеллектом путём создания предметно–разв...
Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению «Пластические материалы»
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные, рельефные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, доступна млад...
Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению «Нетрадиционные техники рисования» 2 класс
Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображ...
программа работы кружка "Юный лингвист" немецкий язык 5 класс
Программа кружка "Юный лингвист"...
Программа работы кружка по математике "Решение нестандартных задач" 5-9 классы (Показатель 2.2.1)
Программа работы кружка по математике "Решение нестандартных задач" 5-9 классы по ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Указаны ожидаемые результаты личностные, предметные и метапредметные....