Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению "Аппликация из бумаги" 1 класс
рабочая программа на тему

Говорецкая Елена Георгиевна

Программа направлена на обучение детей младшего школьного возраста навыкам работы с бумагой в технике аппликации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1_klass_bumaga.docx45.46 КБ
Файл programma_1_klass_bumaga.docx45.46 КБ

Предварительный просмотр:

1237146175_2aa54c01196e1

КГБОУ «Ачинская общеобразовательная

школа-интернат № 2»

Программа

работы кружка «Мастерилка»

по направлению

«Аппликация из бумаги»

1 класс

Руководитель кружка:

                                                                      учитель технологии                  

Говорецкая Елена Георгиевна

Пояснительная записка

Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Основным признаком аппликации является силуэтность.

Занятия аппликацией имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка. Они способствуют:

– развитию у него творчества;

– пробуждают фантазию;

– активизируют наблюдательность, внимание и воображение;

– воспитывают волю;

– развивают ручные умения;

– чувство формы, глазомер и цветоощущение.

Цель программы – воспитание художественного вкуса у детей посредством создания композиций из цветной бумаги.

Программа направлена на обучение детей младшего школьного возраста навыкам работы с бумагой в технике аппликации. Аппликация похожа на мультфильм или конструктор, поэтому так нравится детям. Поначалу дети составляют картинки из готовых форм, вырезанных учителем. Если дети уверенно пользуются ножницами, то постепенно знакомятся с разными способами аппликации.

Обрывная аппликация – этот способ применяется для передачи особенностей фактуры образа (пушистый цыплёнок, облачко). В этом случае детям предлагается разорвать бумагу на кусочки и составить из них изображение. Для более самостоятельных ребят можно усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок.

Накладная аппликация –  данная техника позволяет получить многоцветное изображение. Детям предлагается задумать образ и последовательно создать его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая последующая деталь была меньше по размеру (цветы, улитка).

Модульная аппликация (мозаика) – при такой технике образ получается путём наклеивания множества одинаковых форм – рваных бумажек или вырезанных кружков, квадратиков, треугольников.

Симметричная аппликация – этот способ применяется для вырезания образов, имеющих симметричное строение, или для получения двух совершенно одинаковых изображений (бабочки). Изображения вырезаются из сложенного пополам квадрата или прямоугольника.

Силуэтная аппликация – этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному контуру.

Объёмная аппликация – изображение получается путём склеивания двух и более частей между собой за боковые части («спинки»).

В программе содержится материал, использование которого на занятиях с детьми поможет раскрыть перед ними удивительный мир природы, красоту и многообразие цветов и растений, насекомых, птиц и зверей, приблизит детей к природе, научит наблюдать, познавать и беречь её. Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность будет способствовать воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально–чувственной сферы, художественно-образного мышления, реализации их творческих возможностей.

Детям 7–8 лет, имеющим проблемы в интеллектуальном развитии совсем не просто заниматься трудовой деятельностью, тем более сложно довести начатое дело до конца. В связи с этим, основная задача учителя – сформировать у детей положительную мотивацию предстоящей работы, заинтересовать их. Поэтому занятия по данной программе построены с использованием игры, сопровождаются речевым материалом (стихи, истории, потешки).

Следующая задача учителя – соблюдение принципа «пошагового обучения». Задания по изготовлению той или иной аппликации даются  дробно и вариативно, с подробными инструкциями, показом изготовления объектов изображения, широким выбором наглядного материала, применением инструкционных карт, направляющей помощи и поддержке учителя. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребёнка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла его уверенность в своих силах и развивала навыки трудовой деятельности. Учитель должен быть готов в любой момент помочь ребёнку (но не подменять его в работе).

Все изделия будут использоваться в оформлении классных кабинетов, школьных помещений, выставочных стендов. Качественные работы будут представляться на выставках.

Для работы понадобится: цветная бумага обычная, двусторонняя цветная бумага, писчая бумага; обои с рельефным рисунком, подходящим по сюжету; ножницы; карандаш и калька (копировальная бумага), клей ПВА. Основой работ служат цветной картон формата А4, А3; картон, тонированный гуашью, картон оклеенный обоями.

Срок реализации программы 1 год.

Данная программа составлена для детей 1-го  класса. Занятия проводятся один раз в неделю.

Так как работа с бумагой и ножницами трудоемкая, требует усилий, поэтому занятия проводятся в щадящем режиме по 30 мин, сопровождаются отдыхом в виде физкультурных минуток и разминок для пальчиков рук.

 Методы обучения

1. Словесный.                  2. Наглядный.                         3. Практический.

Виды обучения

1. Объяснительно-демонстративный.       2. Проблемно-самостоятельный.  

Формы обучения

1. Групповая.                    2. Подгрупповая.                   3. Индивидуальная.


Учебно-тематический план работы кружка

по направлению «Аппликация из бумаги»

п/п

Вид деятельности,

техника

Тема

Часы

Сроки

Раздел: Вводные занятия

1

Вводные занятия.

Специфика работы по изготовлению аппликаций из бумаги. Техника аппликации.

Ознакомление с деятельностью кружка по направлению «Аппликация из бумаги», знакомство с техниками аппликации, материалами, подготовка материалов.

Набор и диагностика детей.

2

сентябрь

Раздел: Осенняя пора

1

Симметричная, модульная, силуэтная аппликация.

«Фрукты на тарелочке»

        (2 варианта).

2

сентябрь

2

Обрывная, силуэтная аппликация.

«Осень».

1

1

сентябрь

октябрь

3

Модульная,  силуэтная аппликация.

«Веточка рябины».

2

октябрь

4

Симметричная, силуэтная, объёмная аппликация.

«Осенний лес».

3

ноябрь

Раздел: Наступила зима

1

Модульная, силуэтная, объёмная аппликация.

«Снегирь на ветке рябины».

2

декабрь

2

Объёмная, силуэтная аппликация.

«Снегурочка».

2

декабрь

Раздел: Скоро весна

1

Силуэтная, модульная, объёмная аппликация.

«Подснежник» (2 варианта).

«Подснежники в корзинке».

2

3

январь

февраль

2

Объёмная аппликация, бумагопластика.

«Нарциссы» (2 варианта),

«Тюльпаны» (2 варианта) –  по выбору.

2

1

март

март

3

Объёмная, модульная, силуэтная аппликация.

«Букет из веток берёзы и вербы в воде».    

«Весенние веточки в хрустальной вазе».

«Георгины в вазе».            

2

1

2

апрель

апрель

апрель

4

Объёмная, модульная, силуэтная аппликация.

«Ромашка и бабочка».

«Василёк и стрекоза».

3

май

Раздел: Свободная тема

(Дополнительные задания для самостоятельного творчества)

1

Силуэтная, модульная, симметричная, объёмная аппликация.

«Что нам осень принесла».

«Ягодка».

«Снеговик везёт подарки».

«Ёлочные игрушки».

«Веточка яблони».

«Скворечник».

«Весна. Птица галка».

«Колокольчик».

в

течение года

Итого: 31 ч.

Литература

  1. Аппликация. Наглядно-методическое пособие для детей и родителей. Весёлые уроки. М.: издательство «Стрекоза-Пресс», 2004.
  2. Вохринцева С. Аппликация в детском саду и дома. Рабочая тетрадь по аппликации для детей 4–5 лет. Екатеринбург. Издательство «Страна фантазий», 2003.
  3. Вохринцева С. Аппликация в детском саду и дома. Рабочая тетрадь по аппликации для детей 5–6 лет. Екатеринбург. Издательство «Страна фантазий», 2003.
  4. Вохринцева С. Аппликация в детском саду и дома. Рабочая тетрадь по аппликации для детей 6–7 лет. Екатеринбург. Издательство «Страна фантазий», 2003.
  5. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
  6. Лыкова И.А. Бумажный лужок. Азбука аппликации. Учебно–методическое пособие. Серия «Мастерилка» 4–10 лет. М.: Издательский дом «Карапуз», 2005.
  7. Новикова И.В., Базулина Л.В. Мои любимцы. Для детей 4–6 лет. Тула, ООО Атберг, 2004.
  8. Панасюк И.В. Аппликация в детском саду и дома. Младшая группа. Для детей 3–4 лет. Харьков. Издательство «Ранок», 2007.
  9. Панасюк И.В. Аппликация в детском саду и дома. Средняя группа. Для детей 4–5 лет. Харьков. Издательство «Ранок», 2007.
  10.  Панасюк И.В. Аппликация в детском саду и дома. Старшая группа. Для детей 5–6 лет. Харьков. Издательство «Ранок», 2007.
  11.  Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно–методическое пособие – СПб.: «Детство–Пресс», 2007.
  12.  Проснякова Т.Н. Бабочки. Собачки. Кошки. Серия «Любимый образ». В 3-х книгах. Энциклопедия технологий прикладного творчества – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004–2006.
  13.  Румянцева Е.А. Делаем игрушки сами. М.: АЙРИС–ПРЕСС, 2008.



Предварительный просмотр:

1237146175_2aa54c01196e1

КГБОУ «Ачинская общеобразовательная

школа-интернат № 2»

Программа

работы кружка «Мастерилка»

по направлению

«Аппликация из бумаги»

1 класс

Руководитель кружка:

                                                                      учитель технологии                  

Говорецкая Елена Георгиевна

Пояснительная записка

Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Основным признаком аппликации является силуэтность.

Занятия аппликацией имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка. Они способствуют:

– развитию у него творчества;

– пробуждают фантазию;

– активизируют наблюдательность, внимание и воображение;

– воспитывают волю;

– развивают ручные умения;

– чувство формы, глазомер и цветоощущение.

Цель программы – воспитание художественного вкуса у детей посредством создания композиций из цветной бумаги.

Программа направлена на обучение детей младшего школьного возраста навыкам работы с бумагой в технике аппликации. Аппликация похожа на мультфильм или конструктор, поэтому так нравится детям. Поначалу дети составляют картинки из готовых форм, вырезанных учителем. Если дети уверенно пользуются ножницами, то постепенно знакомятся с разными способами аппликации.

Обрывная аппликация – этот способ применяется для передачи особенностей фактуры образа (пушистый цыплёнок, облачко). В этом случае детям предлагается разорвать бумагу на кусочки и составить из них изображение. Для более самостоятельных ребят можно усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок.

Накладная аппликация –  данная техника позволяет получить многоцветное изображение. Детям предлагается задумать образ и последовательно создать его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая последующая деталь была меньше по размеру (цветы, улитка).

Модульная аппликация (мозаика) – при такой технике образ получается путём наклеивания множества одинаковых форм – рваных бумажек или вырезанных кружков, квадратиков, треугольников.

Симметричная аппликация – этот способ применяется для вырезания образов, имеющих симметричное строение, или для получения двух совершенно одинаковых изображений (бабочки). Изображения вырезаются из сложенного пополам квадрата или прямоугольника.

Силуэтная аппликация – этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному контуру.

Объёмная аппликация – изображение получается путём склеивания двух и более частей между собой за боковые части («спинки»).

В программе содержится материал, использование которого на занятиях с детьми поможет раскрыть перед ними удивительный мир природы, красоту и многообразие цветов и растений, насекомых, птиц и зверей, приблизит детей к природе, научит наблюдать, познавать и беречь её. Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность будет способствовать воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально–чувственной сферы, художественно-образного мышления, реализации их творческих возможностей.

Детям 7–8 лет, имеющим проблемы в интеллектуальном развитии совсем не просто заниматься трудовой деятельностью, тем более сложно довести начатое дело до конца. В связи с этим, основная задача учителя – сформировать у детей положительную мотивацию предстоящей работы, заинтересовать их. Поэтому занятия по данной программе построены с использованием игры, сопровождаются речевым материалом (стихи, истории, потешки).

Следующая задача учителя – соблюдение принципа «пошагового обучения». Задания по изготовлению той или иной аппликации даются  дробно и вариативно, с подробными инструкциями, показом изготовления объектов изображения, широким выбором наглядного материала, применением инструкционных карт, направляющей помощи и поддержке учителя. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребёнка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла его уверенность в своих силах и развивала навыки трудовой деятельности. Учитель должен быть готов в любой момент помочь ребёнку (но не подменять его в работе).

Все изделия будут использоваться в оформлении классных кабинетов, школьных помещений, выставочных стендов. Качественные работы будут представляться на выставках.

Для работы понадобится: цветная бумага обычная, двусторонняя цветная бумага, писчая бумага; обои с рельефным рисунком, подходящим по сюжету; ножницы; карандаш и калька (копировальная бумага), клей ПВА. Основой работ служат цветной картон формата А4, А3; картон, тонированный гуашью, картон оклеенный обоями.

Срок реализации программы 1 год.

Данная программа составлена для детей 1-го  класса. Занятия проводятся один раз в неделю.

Так как работа с бумагой и ножницами трудоемкая, требует усилий, поэтому занятия проводятся в щадящем режиме по 30 мин, сопровождаются отдыхом в виде физкультурных минуток и разминок для пальчиков рук.

 Методы обучения

1. Словесный.                  2. Наглядный.                         3. Практический.

Виды обучения

1. Объяснительно-демонстративный.       2. Проблемно-самостоятельный.  

Формы обучения

1. Групповая.                    2. Подгрупповая.                   3. Индивидуальная.


Учебно-тематический план работы кружка

по направлению «Аппликация из бумаги»

п/п

Вид деятельности,

техника

Тема

Часы

Сроки

Раздел: Вводные занятия

1

Вводные занятия.

Специфика работы по изготовлению аппликаций из бумаги. Техника аппликации.

Ознакомление с деятельностью кружка по направлению «Аппликация из бумаги», знакомство с техниками аппликации, материалами, подготовка материалов.

Набор и диагностика детей.

2

сентябрь

Раздел: Осенняя пора

1

Симметричная, модульная, силуэтная аппликация.

«Фрукты на тарелочке»

        (2 варианта).

2

сентябрь

2

Обрывная, силуэтная аппликация.

«Осень».

1

1

сентябрь

октябрь

3

Модульная,  силуэтная аппликация.

«Веточка рябины».

2

октябрь

4

Симметричная, силуэтная, объёмная аппликация.

«Осенний лес».

3

ноябрь

Раздел: Наступила зима

1

Модульная, силуэтная, объёмная аппликация.

«Снегирь на ветке рябины».

2

декабрь

2

Объёмная, силуэтная аппликация.

«Снегурочка».

2

декабрь

Раздел: Скоро весна

1

Силуэтная, модульная, объёмная аппликация.

«Подснежник» (2 варианта).

«Подснежники в корзинке».

2

3

январь

февраль

2

Объёмная аппликация, бумагопластика.

«Нарциссы» (2 варианта),

«Тюльпаны» (2 варианта) –  по выбору.

2

1

март

март

3

Объёмная, модульная, силуэтная аппликация.

«Букет из веток берёзы и вербы в воде».    

«Весенние веточки в хрустальной вазе».

«Георгины в вазе».            

2

1

2

апрель

апрель

апрель

4

Объёмная, модульная, силуэтная аппликация.

«Ромашка и бабочка».

«Василёк и стрекоза».

3

май

Раздел: Свободная тема

(Дополнительные задания для самостоятельного творчества)

1

Силуэтная, модульная, симметричная, объёмная аппликация.

«Что нам осень принесла».

«Ягодка».

«Снеговик везёт подарки».

«Ёлочные игрушки».

«Веточка яблони».

«Скворечник».

«Весна. Птица галка».

«Колокольчик».

в

течение года

Итого: 31 ч.

Литература

  1. Аппликация. Наглядно-методическое пособие для детей и родителей. Весёлые уроки. М.: издательство «Стрекоза-Пресс», 2004.
  2. Вохринцева С. Аппликация в детском саду и дома. Рабочая тетрадь по аппликации для детей 4–5 лет. Екатеринбург. Издательство «Страна фантазий», 2003.
  3. Вохринцева С. Аппликация в детском саду и дома. Рабочая тетрадь по аппликации для детей 5–6 лет. Екатеринбург. Издательство «Страна фантазий», 2003.
  4. Вохринцева С. Аппликация в детском саду и дома. Рабочая тетрадь по аппликации для детей 6–7 лет. Екатеринбург. Издательство «Страна фантазий», 2003.
  5. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
  6. Лыкова И.А. Бумажный лужок. Азбука аппликации. Учебно–методическое пособие. Серия «Мастерилка» 4–10 лет. М.: Издательский дом «Карапуз», 2005.
  7. Новикова И.В., Базулина Л.В. Мои любимцы. Для детей 4–6 лет. Тула, ООО Атберг, 2004.
  8. Панасюк И.В. Аппликация в детском саду и дома. Младшая группа. Для детей 3–4 лет. Харьков. Издательство «Ранок», 2007.
  9. Панасюк И.В. Аппликация в детском саду и дома. Средняя группа. Для детей 4–5 лет. Харьков. Издательство «Ранок», 2007.
  10.  Панасюк И.В. Аппликация в детском саду и дома. Старшая группа. Для детей 5–6 лет. Харьков. Издательство «Ранок», 2007.
  11.  Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно–методическое пособие – СПб.: «Детство–Пресс», 2007.
  12.  Проснякова Т.Н. Бабочки. Собачки. Кошки. Серия «Любимый образ». В 3-х книгах. Энциклопедия технологий прикладного творчества – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004–2006.
  13.  Румянцева Е.А. Делаем игрушки сами. М.: АЙРИС–ПРЕСС, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка "Фантазия"

Реализация данной программы направлена на работу с таким материалом как кожа....

Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению «Конструирование из бумаги в технике оригами»

Развитие художественно-творческих способностей детей в работе с бумагой, решение актуальных проблем изобразительной и трудовой деятельности детей с нарушенным интеллектом путём создания предметно–разв...

Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению «Пластические материалы»

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные, рельефные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, доступна млад...

Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению «Нетрадиционные техники рисования» 2 класс

Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображ...

Программа работы кружка по математике "Решение нестандартных задач" 5-9 классы (Показатель 2.2.1)

Программа работы кружка по математике "Решение нестандартных задач" 5-9 классы по ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Указаны ожидаемые результаты личностные, предметные и метапредметные....