Доклад «Клуб профессионального общения» «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНЫХ НАЧАЛ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА в детском объединении «Конструирование из бумаги «Оригами»
статья на тему
Основной принцип обучения вытекает из определения способности каждого ребенка к творчеству. Организация педагогического процесса строится на основе сочетания принципов комплексного обучения, познавательной деятельности и развития творческих способностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районная станция юных техников»
Грачевского муниципального района
Ставропольского края
Доклад
«Клуб профессионального общения»
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНЫХ НАЧАЛ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА в детском объединении «Конструирование из бумаги «Оригами»
Подготовила: Чвалун Ирина Ивановна педагог - организатор
с.Старомарьевка, 2017г.
Сегодня средства массовой информации активно предлагают молодому россиянину образ независимого и респектабельного молодого человека, символа успешной карьеры, самореализации и самодостаточности в качестве образца для подражания. Являясь порождением современной философии «приличного человека», недавнее, но уже укоренившееся в российском обществе заимствование из западной жизни, этот символ становится одним из ведущих ориентиров современной молодежи на пути к достижению благополучия и успеха. Привлекательным, но не единственным. Имеются и другие, пропагандирующие собственные стиль жизни и образ мыслей (скинхеды, готы, брокеры, старомодные панки и др.), которые, в отличие от первых, широкой общественной поддержки не получают. Есть и иная социальная группа, настораживающая тенденцией роста своей численности: «безнадзорные» и «беспризорные» дети и подростки, которые со временем становятся взрослыми людьми, чуждыми обществу и его законам.
Образ морально здорового молодого Гражданина и Человека, обремененного представлениями о чести, служении Отечеству, все же находит свое место в СМИ и общественном сознании, но лишен, однако, какой-либо героики и не тревожит умы подрастающего поколения. Задача образования и воспитания молодого человека, вобравшего достижения прошлого и наделенного способностью качественного преобразования жизни, в современных общественных условиях обретает особое значение. От ее успешного решения зависит будущее государства, сохранение экономической независимости, национальной самобытности.
Усложнились и условия решения этой важной задачи: процессы общественного переустройства, экономических потрясений, культурных преобразований, ухудшение социального положения большинства российских семей, в том числе с несовершеннолетними детьми. Способна ли современная семья справиться с возложенной на нее задачей воспитания подрастающего поколения, зачастую располагая лишь элементарными представлениями о воспитании ребенка в семье, особенностях возрастной психологии, не говоря уж о традициях русского домостроя?
Подавляющая часть семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, испытывает различного рода социальные ограничения и характеризуется как «социально незащищенные», т.е. относящиеся к какой-либо социальной группе граждан, нуждающейся в оказании социальной помощи и поддержки: «одинокая мать», «неполная семья», «малоимущие семьи», «безработные родители», «родители-инвалиды», «потеря кормильца», «дети-сироты» и др. Добавим категории проблемных семей: «пьющие родители», «кризисная семья» и др. Суммарные итоги приведенного перечня образуют весомую часть численности населения страны.
Подростковая девиантность или особенности возрастной психологии?
Внутрисемейные проблемы, какой бы характер они ни носили (социальный, экономический, личностный и др.), пагубно отражаются на воспитании детей, выращивании полноценных граждан страны. Вероятность появления «белых воротничков» в таких семьях, безусловно, имеется, но степень ее определить затруднительно. С большей долей вероятности прогнозируется результат вырастания молодой личности, отрицающей окружающие ее мир, общество и его морально-этические установки.
Как же предупредить формирование у подростка девиантности, способствующей развитию отрицательных черт характера (агрессия, нетерпимость, конфликтность и др.), определяющей его поведение, направляющей на путь совершения противоправных деяний.
Возрастная психология помогает нам понять особенности подросткового периода и как важного и ответственного периода формирования человека. Именно в подростковом возрасте происходит сложение нравственных основ личности, формируются социальные установки, отношение к себе и другим, обществу, проявляется стремление к самосовершенствованию - самопознанию, самовыражению, самоутверждению.
В подростковом возрасте отмечаются различные проявления тревожности, повышенной возбудимости, сниженной самооценки, влияющие на изменчивость настроения, определяющие эмоциональную неустойчивость, внезапные переходы от веселья к унынию и пессимизму, придирчивость в отношениях с близкими и товарищами, острую неудовлетворенность и недовольство собой.
Происходит формирование своеобразного чувства взрослости, стремления в определении собственных значимости и статуса. Противоречия, возникающие из-за недопонимания подростком различий в социальных ролях, которые он неизбежно исполняет в школе, дома, среди товарищей, проявляются в различных конфликтах с взрослыми и сверстниками. Ощущается настойчивая потребность в большей самостоятельности. Стремление освободиться от мелочной опеки взрослых может привести к отказу от исполнения общепринятых норм и правил поведения, проявиться в неприятии ценностных установок старшего поколения и какой-либо критики.
Подростковый возраст отличается от более раннего проявлением организаторских способностей, качеств деловитости, предприимчивости, умением налаживать контакты, находить решения и условия взаимодействия в группе, распределять обязанности. Подросток способен определять и контролировать собственное поведение, мысли и чувства, находить пути достижения поставленных целей. Ему свойственно тяготение к сплочению, группированию со сверстниками, выработке навыков социального взаимодействия, подчинения коллективной дисциплине, стремления быть авторитетным и признанным.
Известно, что способности подростка, уровень его социализации проявляются в условиях общественно-значимой деятельности, мотивированной самим подростком, востребованной обществом, обеспечивающим условия ее воплощения и оценку достигнутых результатов. Любой общественный институт (управления, образования, досуга, спорта и др.) обладает возможностями предоставления «социального заказа», способствующего «включению» подростка в общественно-значимую деятельность, обеспечивающего условия самореализации молодого человека и организующего его свободное время. Такой род занятости подростков хорошо известен в отечественной педагогике, широко использовался в качестве воспитательного фактора.
Характерная особенность подросткового возраста - потребность в увлечении, в самовыражении. В ней проявляется личностный потенциал подростка, реализуются его потребности. Организованная системная досуговая деятельность способствует формированию личностного сознания, является фактором развития внутренней культуры молодого человека, его личных свойств и привычек. Занятия в системе дополнительного образования содержат в себе качества реабилитационного характера, способствуют социализации подростков, испытывающих различные проблемы и формы социальных ограничений.
Социальное сопровождение в работе
детского творческого объединения «Оригами»
Понимание роли социальных и психологических факторов, грамотное определение приоритетов содержания и направленности дополнительного образования находят свое воплощение в работе детского объединения Конструирование из бумаги «Оригами». Занятия трехгодичного курса обучения проводятся по авторской программе руководителя объединения – Чвалун Ирины Ивановны, отличаются эмоциональной содержательностью и культурным разнообразием (праздники, конкурсы, выставки, игры, беседы и пр.)
Программа ориентирована на разновозрастной состав воспитанников - от 6 до 13 лет.
Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности воспитанника.
Основной принцип обучения вытекает из определения способности каждого ребенка к творчеству. Организация педагогического процесса строится на основе сочетания принципов комплексного обучения, познавательной деятельности и развития творческих способностей.
Комплексность программы, разнообразие форм обучения, постепенное возрастание в ней доли духовного содержания, насыщенность информацией, возможность проявления индивидуальности и творческого эксперимента, познание нового - все это отвечает растущим запросам и интересам детей, увлеченных вхождением в мир искусства.
Главное в моей работе - любовь. Любовь к человеку, природе, окружающему должна быть заразительной. Видя заинтересованность педагога в своем деле, дети тоже проникаются чувством любви, и это помогает преодолеть им те трудности, с которыми они сталкиваются на пути освоения и овладения навыками искусства оригами. Весь учебный процесс я выстраиваю таким образом, чтобы дети поняли, что результаты напрямую связаны с их отношением к обучению, и тем, какие усилия они прилагают.
Обычно ребята приходят к нам в мастерские после организационного периода в школе, в момент, когда у них начинается эмоциональный спад. И именно в это время мы предлагаем им новый вид деятельности – познавательный, прикладной, как разновидность умственного труда.
Ситуация, согласитесь, не самая благоприятная. Нам, вольно или невольно, приходится искать ключ к созданию благополучия ребенка, его комфортности.
Одним из таких «ключей» может быть ситуация успеха, создаваемая педагогом для ученика.
Ситуация- это то, что способен организовать педагог, а успех, прежде всего связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает ребенок в результате проделанной работы. Помня об этих положительных эмоциях, ребенок и в следующий раз придет на занятия, захочет делать подобную работу (об этом свидетельствуют многочисленные вопросы детей после одноразовых занятий: «А мы еще сюда придем, а мы еще будем этим заниматься?») Значит, моя задача, особенно на первом занятии, помочь ребенку достичь положительного результата, мотивировать его на будущую деятельность.
На первых занятиях я пытаюсь очень доступно и наглядно продемонстрировать всю красоту древнего искусства оригами. Из многовековой истории человечества вычленяю момент возникновения бума!
Яркие поделки, интересные книги, оформление кабинета, создают ощущение радости и уюта, ребенок чувствует себя здесь комфортно.
Объясняя программу наших встреч, я демонстрирую то, что дети смогут сделать на занятиях.
«Вы уже сегодня пойдете вот с такой поделкой», - говорю я и показываю им результат их будущего труда. Нередко возникают вопросы о том, смогут ли они успеть, трудно ли это сделать. Очень важно при этом авансировать детей на успех: «У вас непременно получится, ведь вы этого сильно хотите, а раз так – то, конечно же, получится…
Для первой поделки выбираю красивую и не очень сложную по изготовлению фигурку. Рассказываю им легенду, и на большом листе комментирую процесс складывания.
Объясняя и показывая, как складывается модель, я вижу, как работает группа.
В своем объяснении я использую игровые моменты, которые помогают запомнить последовательность складывания. Очень важен при этом доброжелательный тон, уместная шутка, похвала.
Главная задача – обеспечение ребенка заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставляло бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. Мы устно проговариваем весь процесс изготовления нового модуля от начала до конца, и пошла самостоятельная работа. Моя роль, как педагога, помочь каждому советом, оценить результат каждого, акцентируя внимание на деталях: «вот здесь небольшая неточность, но у тебя обязательно получится» или «твои пальчик боятся бумаги, поэтому сгибы еле заметны, попробуй чуть сильнее давить на сгибы», «торопишься, поэтому мнешь квадрат, будь сдержанней и у тебя обязательно получится очень красиво». Мои советы действуют на ребят всегда положительно.
Здесь же можно использовать и такие приемы, как музыкальная пауза, физкультминутка, эмоциональная разгрузка, смена задания по желанию ребенка, возможность сообщить педагогу о затруднении в работе.
Таким образом, с помощью различных приемов создаются условия для изготовления ребенком второго модуля. Причем, это касается не только организационных моментов – начала и окончания работы, - но и внутренней энергии ребенка, его состояния в процессе выполнения задания. В итоге – дети испытывают чувство подъема, удовлетворения от того, что поставленная перед ними задача выполнена.
Ребята уже вполне самостоятельно анализируют результаты, полученные ими на предыдущих занятиях. За редким исключением моя помощь им уже не нужна. Но я анализирую их работу, опять же индивидуально с каждым: «твой третий модуль сделан очень аккуратно, сравни с первым, молодец …», «посмотри, как удивительно заиграли грани на четвертом модуле, я рада за тебя» и т.д.
Ребята с радостью заканчивают процесс складывания и начинают сборку своей фигуры. Делая вывод, хочется сказать, что ситуация успеха, схваченная детьми на первых занятиях, делает их более раскованными, уверенными в себе. Я всегда их прошу, чтобы они в своей жизни делились тем, чему научились с другими ребятами. Это срабатывает, и ребята пытаются учить своих друзей, одноклассников тому, чему научились на моих занятиях. На следующую встречу часто приводят новых ребят, которые хотят научиться складывать «хоть что – то».
Таким образом, ситуация успеха становится не просто педагогическим приемом, а условием воспитания такого отношения к учению, получению новых знаний, которое способствует проявлению и развитию активности детей , их самопознанию , самообучению и самоформированию. Ребенок, подросток в ходе занятия из пассивного объекта обучения становится субъектом, творцом своей деятельности, укрепляет уверенность в себе, развивает себя как личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль Мировой художественной культуры в развитии нравственных качеств личности подростка
В статье рассматриваются вопросы формирования эстетического чувства, эстетического развития подростков в процессе ознакомления с произведениями искусства, что одновременно является и...
Доклад «Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков»
В данном докладе рассматривается влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков, роанализированы возможности преодаления тревожности, агрессии, разв...
Памятки для обучающихся детского объединения "Конструирование и моделирование одежды" и проекта "Мир моей моды"
Данные памятки помогут обучающимся качественно выполнять крой и шитье....
Статья на тему: "Развитие физической культуры личности подростков в условиях деятельности школьного спортивного клуба"
В современном мире физическая культура является важным средством воспитания школьника, так как она обеспечивает не только получение новых знаний для ученика, но и воспитывает в нем бережное отношение ...
Клуб профессионального общения "Создание ситуации успеха в объединении"
Методическая разработка...
Образовательная программа детского объединения «Мир из бумаги»
Рабочая программа кружка «Мир из бумаги» составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество» в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего об...
«Изготовление модели скворечника» по образовательной программе детского объединения «Мир из бумаги» второго года обучения (внеурочная деятельность) для обучающихся 8-9 лет
Тема: «Изготовление модели скворечника» Планируемый результат занятия ПредметныеОбучающийся научится:- изготавливать несложную конструкцию модели скворечника из картона по простейшему ...