Дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности "Приемы конструирования из бумаги"
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bazovyy_uroven.2019docx.docx | 54.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Городского округа Балашиха
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Гимназия №1"
Рассмотрено Утверждаю:
на заседании кафедры Директор МАОУ "Гимназия №1"
________________Дроздова О.П.
Протокол № .
"____"______________ 20___г. "_____"_____________________20__г.
Дополнительная общеразвивающая программа
научно-технической направленности
«Технические приемы конструирования из бумаги»
(Базовый уровень)
Возраст обучающихся: 6-11 лет
Срок реализации: 2 года.
Автор-составитель:
Антонова Наталья Геннадьевна,
педагог
дополнительного образования.
г.о Балашиха,
мкр. Железнодорожный,
2019г.
Пояснительная записка.
Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить этот вид творчества у детей младшего школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного конструирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации).
Программа научно-технического направления, имеет блочно-модульную модель. В основу содержания каждого блока положена определенная последовательность теоретических и практических занятий. По мере необходимости(устойчивый интерес к определенной тематике, возрастные рамки группы, актуальность темы и т.д)блоки могут взаимозаменяться. Каждый модуль(блок)разработан как приложение к программе.
Содержание программы строится по спирали, в каждом новом разделе идет опора на базовые понятия, полученные в предыдущем и их расширение, построена «от простого к сложному». Программа ориентирована на возрастные возможности детей 6-12 лет. Представляет собой базовый уровень, в который приходят обучающиеся, освоившие стартовый уровень программы.
В Программе «Конструирование из бумаги» рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги с использованием самых разнообразных техник.
Частично программа ориентирована на возрождение патриотических, нравственных и духовных традиций: участие обучающихся в социальных проектах, благотворительных акциях («Пасха в каждом доме»), акциях патриотического характера («Бессмертная Эскадрилья», «Открытка ветерану» и т.д). Важнейшей составной частью воспитательного процесса сегодня является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающихся.
Новизна данной программы состоит в том, что она решает не только конструкторские, научные, но и эстетические вопросы. Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.
Характерной особенностью программы является формирование у ребенка здорового образа жизни, что находит свое отражение в постановке задач, ожидаемых результатах, и в мониторинге воспитательных результатов.
Оригинальность данной образовательной программы заключается в том, что в содержание изучаемого курса включены разделы из программ художественно-эстетической направленности, что содействует успешному участию обучающихся в выставках и конкурсах как технической направленности, так и художественно-эстетической, что несомненно способствует более разностороннему развитию ребенка.
Актуальность созданной программы заключается в том, что в период обновления образования значительно возрастает роль активной познавательной позиции ребенка, умения учиться, умение находить новые конструкторские решения и воплощать их в жизнь.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Требования эти актуальны всегда. Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.
По каждой теме, входящей в программу, дается сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Значительное место отведено графической подготовке кружковцев, так как в техническом кружке важно сформировать навыки в графическом изображении строительных объектов. В процессе работы, обучающиеся знакомятся с терминами, наиболее часто встречающимися в строительстве (фасад, колонна, балкон и т.д.).
Наряду с выполнением эскизов, кружковцы учатся проводить обмеры строительных сооружений, знакомятся с законами композиции.
Изготавливая макеты строительных сооружений, дети учатся использовать в работе бросовый и нетрадиционный материал (упаковки от продуктов, картонные коробочки, спички, туалетную бумагу).
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Педагогическая целесообразность. Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса посредством среды с применением конструирования и моделирования из бумаги, показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.
В кружке проводятся беседы по истории архитектуры, о современных материалах, применяемых в строительстве, о художественно-специфических особенностях творчества архитекторов-дизайнеров. В рамках программы проводятся экскурсии в город, с целью ознакомления с особенностями технических решений постройки современных зданий, мостов и других строительных сооружений. Изготовленные макеты строительных сооружений участвуют в конкурсах и выставках.
Особенность данной программы – подбор методики обучения с учетом возраста ребенка. В отличие от других программ (Ильина Т.П. Кружок «Бумагопластика», Блохина А.Ф. «Бумагопластика»), в данной программе обучающийся движется к более глубоким знаниям, от элементарных умений – к более сложным в выполнении объектам моделирования и макетирования. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к сложному.
Цели и задачи:
Цель: Формирование у детей начальных научно-технических знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для самореализации личности ребёнка, раскрытия творческого потенциала путем приобщения к конструированию из бумаги, развитие технических интересов у обучающихся.
Задачи:
Личностные УУД:
- Расширить коммуникативные способности, умение работать в команде и в паре.
- Сформировать умение следовать инструкциям педагога.
- Сформировать умение выдвигать гипотезы и умение их обосновывать (выявление конструкторских способностей - профессиональной ориентации).
- Сформировать самоопределение в деятельности, жизни.
- Сформировать аналитическое мышление.
- Сформировать нравственные основы личности (чувство локтя, плеча).
- Сформировать стремление применять полученные знания на практике.
- Сформировать потребность личности в непрерывном самосовершенствовании и самообразовании (не останавливаться на достигнутом).
- Сформировать мотивацию учебной деятельности.
- Сформировать навыки ЗОЖ.
- Приобрести навыки сотрудничества.
- Сформировать техническую грамотность.
Познавательные УУД:
- Пробудить любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развить стремление разобраться в их конструкции и желание выполнить модель этих объектов.
- Развить фантазию, воображение, наглядно-образное мышление, творчество, интерес к процессу работы и получаемому результату.
- Расширить речевую деятельность (развитие речи, изложение мысли).
- Сформировать умение читать графические схемы, чертежи и эскизы.
- Обучить и закрепить навыки работы с режущими, колющими и мерительными инструментами при конструировании из бумаги и картона.
- Развить творческие способности детей и конструкторские умения в процессе выполнения макетов архитектурных сооружений;
- Развить смекалку кружковцев, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности;
- Развить образное пространственное мышление, кисти рук и глазомер;
- Развить воображение детей, поддерживая проявление их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
- Пробудить любознательность и интерес к законам построения архитектурных сооружений и желание выполнять макеты.
- Познакомить с известными инженерами, архитекторами, конструкторами.
Регулятивные УУД:
- Сформировать умение составлять план действий, нахождение вариантов решения с учетом конечного результата.
- Сформировать умение управлять эмоциональным состоянием и при успехе и при неудаче.
- Сформировать умение управлять поведением партнера (умение сотрудничать).
Коммуникативные УУД:
- Научить формировать собственную позицию, личное мнение, высказывание.
- Сформировать умение задавать правильно вопрос.
- Научить адекватно оценивать свое поведение в различных ситуациях.
- Сформировать умение контролировать поведение окружающих
Результат:
Личностный:
- Умение следовать инструкциям педагога.
- Проявление «+» ых личностных качеств.
- Сформированный устойчивый интерес к творческой, конструкторской деятельности.
- Стремление к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию (желание не останавливаться на достигнутом).
- Четкое самоопределение в деятельности, жизни.
- Сформированное аналитическое мышление.
- Умение применятьть полученные знания на практике.
- Сформированные навыки ЗОЖ.
- Освоение навыков учебной деятельности:
- Внимательно слушать педагога.
- Самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную умственную задачу.
- Адекватно оценивать результат своей деятельности.
- Бережно относиться к результатам чужого труда.
- Работать в команде и группе.
Метапредметный:
- Освоение технических приемов работы с различными материалами.
- Сформированная любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развить стремление разобраться в их конструкции и желание выполнить модели этих объектов.
- Развитая мелкая моторика рук и глазомер.
- Развитая фантазию, воображение, интерес к процессу работы и получаемому результату.
- Расширенный политехнический кругозор ребенка при работе с мерительным и чертежным инструментами и различными материалами.
- Правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.
- Умение организовать свое рабочее место.
- Освоение основ черчения и геометрии.
- Знание известных инженеров, архитекторов, конструкторов и примеров их деятельности.
- Сформированные навыки ЗОЖ.
- Участие в социально значимых акциях («Пасха в каждом доме», «Открытка ветерану», «Бессмертная эскадрилья» и т.д.).
Предметный:
- Владение различными приемами работы с бумагой. Знание области применения и изготовление бумаги, названия различных видов бумаг и картона, названия различных видов бумаг и картона, основные геометрические понятия и базовые формы, основных свойств материалов.
- Знание необходимых инструментов, материалов и приспособлений для работы с бумагой и картоном.
- Владение словарем специальных терминов.
- Сформированный интерес к устройству простейших технических объектов, стремление разобраться в их конструкции и желание выполнить модель этих объектов.
- Умение читать графические схемы, чертежи и эскизы.
- Сформированные навыки работы с режущими, колющими и мерительными инструментами при конструировании из бумаги и картона.
- Знание основных графических изображений и обозначений для самостоятельного чтения простого чертежа, технического рисунка, схемы.
- Владение технологией постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, умение работать с шаблонами.
- Умение читать и зарисовывать схемы изделий.
- Умение определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия.
- Самостоятельно (по шаблону) построить модель из бумаги или картона.
- Владение основными приемами работы с бумагой: сминанием, сжатием, скручиванием, обжиманием, продавливанием.
Достижение результатов осуществляется через следующие средства:
- Коллективные формы деятельности обучающихся (взаимодействие между собой в коллективе).
- Участие в конкурсах (самоанализ и саморазвитие, мотивация к саморазвитию).
- Обучить построению разверток простейших геометрических тел (цилиндр, призма, конус, пирамида) и приемам их художественного оформления по предложенному образцу;
- Умение разрабатывать эскизы простых элементов и конструкций архитектурных сооружений (окно, дверь, крыша);
- Знание видов чертежных проекций;
- Знание, что такое архитектурный стиль и иметь представление об основных архитектурных стилях;
- Сведения о знаменитых архитекторах и известных архитектурных сооружениях;
- Знание и понимание терминов, наиболее часто встречающиеся в строительстве;
- Под руководством педагога коллективно умение разрабатывать план выполнения макета архитектурного сооружения с усложненными элементами.
Программа уникальна в том, что дает ребенку достаточную возможность почувствовать себя успешным. Многие программы по работе с бумагой ориентированы на использование одного вида деятельности: оригами, модульное оригами, конструирование из бумаги, аппликация, и имеют художественно-эстетическое направление (Ильина Т.П. Кружок «Конструирование из бумаги», Блохина А.Ф. «Моделирование из бумаги»). В программу «Конструирование из бумаги» включены различные виды работы с бумагой: конструирование из полосы, оригами, конструирование по шаблону, плоскостное и объемное моделирование, конструирование простейших геометрических тел, конструирование макетов и моделей технических и архитектурных объектов и игрушек, стендовое моделирование. В этом заключается ее отличительная особенность. Для детей младшего и среднего школьного возраста смена видов деятельности очень необходима. Это позволяет познакомиться с различными способами работы с бумагой, способствует сохранению интереса к работе. Творческие задания стимулируют развитие исследовательских навыков. Ученики могут выбрать задания различной степени сложности, выполненные в одной технике.
Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Поэтому программа может быть предложена для детей разных возрастов - от 7 до 11 лет. Она развивается “по спирали”, т.е. основные положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для детей всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания.
Таким образом, по этой программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.
Программа направлена на развитие у детей самостоятельных художественных замыслов, которые появляются в процессе работы - в этом ее тематическая ценность.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся является способом реализации одной из важнейших задач образования – научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия выбранных вариантов решения.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность, направленная на решение проблемы, сформулированной самими учащимися в виде задачи, результат деятельности - способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Эта деятельность, позволяет проявить себя индивидуально, в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, презентовать достигнутый результат.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность - совместная деятельность обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний.
Отличительные черты учебно-исследовательской и проектной деятельности:
- Исходный пункт обучения - интересы обучающихся.
- Реализация принципа самодеятельности производимой работы обучающихся.
Принципы и условия построения программы:
- Доступность - простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей.
- Наглядность - иллюстративность, наличие дидактического материала.
- Демократичность и гуманизм – взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих способностей.
- Научность – обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы.
- «От простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы, ребенок переходит к выполнению сложных творческих работ.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения.
В процессе работы по программе обучающиеся постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Обучающиеся могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.
Программа «Конструирование из бумаги» ориентирована на возрастные возможности детей 6-11 лет, построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Возрастные особенности:
Младший школьный возраст — 6-10 (7-11) лет. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.
Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач педагога. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь), которые начали формироваться у ребенка в дошкольный период. Основные виды деятельности, которыми занят ребенок: учение, общение, игра и труд. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, в младшем 7 школьном возрасте наиболее полезны для общего развития и должны быть обязательными для детей. Детские игры приобретают более совершенные формы, становятся развивающими. Самооценка ребенка зависит от характера оценок, даваемых взрослыми успехам ребенка в различных сферах деятельности. В этом возрасте дети узнают многое о самих себе, об окружающем мире и отношениях с близкими людьми. На данном этапе обучения детей важными составляющими содержания деятельности дополнительного образования являются развитие речи, как основного способа общения, формирование научно-популярной картины мира, этическое и эстетическое воспитание, развитие стремления к самосовершенствованию.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Продолжительность образовательного процесса составляет 432 часа:
2 год обучения 216 часов;
3 год обучения 216 часов.
Особенности организации образовательного процесса:
2 год обучения 2 занятия в неделю по 3 часа;
3 год обучения 2 занятия в неделю по 3 часа.
Каждое занятие, как правило, включает в себя теоретическую и практическую часть. Теоретические сведения сообщаются учащимся, например, в форме познавательных бесед небольшой продолжительности с пояснениями по ходу работы. Практическая работа, закрепляет и углубляет теоретические знания, формирует соответствующие навыки и умения.
Продолжительность занятия 45 минут, с обязательным включением в структуру занятия двух физкультминуток, используются здоровьесберегающие педагогические технологии. Комфортность режима работы достигается ориентацией на психофизические возможности конкретной возрастной группы.
При наличии свободных мест на 2м и 3е г. о., педагог через собеседование и тестирование может зачислить желающих на вакантное место.
Наполняемость групп:
Второй год обучения: 8-10 человек.
Третий год обучения: 6-8 человек.
Способы определения результативности:
Для успешного овладения детьми содержания программы использованы следующие методы отслеживания (диагностики) результативности:
- Педагогическое наблюдение на всех этапах реализации программы;
- Педагогический анализ устных опросов, тестов, практических и самостоятельных заданий;
- Педагогический анализ активности на занятиях; участие детей в конкурсах и выставках;
- Оформление стенда лучшими работами детей в процессе занятий по разделам программы.
- Защита индивидуального проекта является одной из составляющих системы мониторинга образовательных достижений.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Участие обучающихся в конкурсах, выставках на муниципальном, всероссийском и международном уровне (в течение года).
- Подготовки совместной или самостоятельной работы детей для участия в городском конкурсе начального технического творчества(1 раз в год).
- Коллективный анализ работ, выполненных обучающимися по программе на итоговом занятии(1 раз в полугодие: декабрь, май).
- Тестирование (в конце 2го года обучения). Приложение №1, №2.
- Контрольные задания (после каждого тематического раздела). Приложение №3.
- В конце 3го года обучения обучающийся защищает конструкторский(дипломный) проект с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения, как результат освоения базовой программы «Технические приемы конструирования из бумаги».
Наглядные пособия:
- Иллюстрации;
- Образцы различных видов бумаг и картона;
- Чертежи;
- Шаблоны;
- Примеры работ каждой из техник.
Дидактические материалы:
- Детская литература, журналы;
- Инструкция по технике безопасности.
Материально-техническое оснащение:
Инструменты:
- Ножницы школьные,
- Деревянная линейка 20-25 см.,
- Угольники 300 и 450 ,
- Ручка шариковая черная,
- Циркуль школьный,
- Простой карандаш,
- Трафареты на геометрические фигуры,
- Дырокол (по необходимости),
- Фломастеры,
- Клей-карандаш, клей ПВА,
- Кисти для клея,
- Гуашевые краски.
Материалы:
- Цветная бумага односторонняя,
- Цветная бумага двухсторонняя,
- Бумага для оригами,
- Белый картон,
- Альбом,
- Цветной картон односторонний,
- Цветной картон двухсторонний,
- Гофрированный картон,
- Цветная фольга,
- Бумага для черчения.
Литература:
Нормативно – правовая база:
- Закон об образовании в РБ от 01.07.2013 г.,
- Закон об образовании РФ от 29.12.2012 г.,
- Конвенция о правах ребёнка,
- САНПИН_2.4.4.3172 - 14,
- Приказ Минобрнауки от 29.08.2013 №1008,
- Устав учреждения.
Список литературы для педагога:
- Христиане Ш. Зверушки-шарики из бумажных полосок.-М., Арт-родник, 2014г.
- Ращупкина С. Животные из бумаги. Красивые вещи своими руками. –М., Владис, 2010г.
- Кириченко Г.В. Оригами. Сделай сам. - М., Астрель, 2012г.
- Клочкова С.В. Бумага. Энциклопедия всех техник. –М., Астрель, 2012г.
- Штайн М. Цветы из бумаги. – М., Арт-родник, 2010г.
- Руденко А. М. Основы психологии и педагогики. – М., Феникс, 2013г.
- Пойда О. В. Детское творчество. – М., ОлмаМедиаГрупп, 2015г.
- Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах.- М., АСТ,2007г.
- Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги.- М., АСТ-Пресс,2009г.
- Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.-М., Астрель,2011г.
- Столярова Т. Я. Конструирование из бумаги. - М., АСТ-Пресс,2014г.
- Мейстер Н. М. Лепим из бумаги. – Стрекоза, 2014г.
- Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей. АРТ-Родник,2011г.
- Глущенков В.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М., Просвещение, 1995г.
- Горянова О.В., Медведева О.П. Школа юного дизайнера. Мир вашего ребенка. Ростов на Дону, Феникс,2005г.
- Иванова А.В.Цветы оригами для любимой мамы. М.,АСТ Донецк сталкер,2007г.
- Комаров Т.С. Дети в мире творчества: книга для педагогов дошкольных учреждений. М., Мнемозина, 1995г.
- Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги: популярное пособие для детей и педагогов. Ярославль, Академия Холдинг, 2000г.
- Брофман В. Архитектурная школа папы Карло: книга для детей и взрослых. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010.
- Столяров Ю.С., Комский Д.М. Техническое творчество учащихся: Учебное пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ по индустр. спец. – М.: Просвещение, 2011.
- Кричко В.А. Архитектурные современники из прошлого. – М.: Стройиздат, 2010.
- Глазычев В.Л. История развития жилища. – М.: Стройиздат, 2012.
Список литературы для детей:
- Давидовски М. Объемные поделки из бумаги. – М., Астрель,2011г.
- Подгорная В. С. Игрушки-дергунчики. – М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013Г.
- Гре О. А. Модульная аппликация. – М., Аст-Пресс, 2013г.
- Сержантова Т.Б. Оригами для детей. – М., Айрис Пресс, 2014г.
- Синицина О. Детям об искусстве. Архитектура. Книга 1. – М.: Искусство 21 века, 2012.
- Адамчик М. Русское искусство и архитектура. – М.: Харвест, 2009.
- Соколова Н.Д. Русский музей – детям. Беседы об изобразительном искусстве. – СПб: Детская литература, 2009.
Используемые педагогом интернет-сайты:
- http://stranamasterov.ru - Страна мастеров
- http://creativeTerapy.ru -Креативная терапия
- http://ejka.ru- Ежка
- Чернова О.А. Архитектурное макетирование. Программа дополнительного образования детей. – Нижний Тагил, 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sut2ntagil.narod.ru/programm/arkhitekturnoe_maketirovanie_72_chasa.pdf.
Учебный план
(2ой г/ обучения).
№ П/п | Наименование Разделов, тем занятий | Теория | Практика | Всего |
1. | Введение. Информация о режиме работы объединения, о виде деятельности. Знакомство с программой, образцами моделей предложенных программой. Тактильные приёмы работы с бумагой. Значение тактильных ощущений, мелкой моторики, сенсорики пальцев рук. | 1 | - | 2 |
2. | Материалы, инструменты и приспособления. Правила техники безопасности. Основные материалы при конструировании, применение бумаги в художественном и техническом конструировании. Обращение с режущим инструментом, линейкой и циркулем. | 4 | 4 | 8 |
3. | Динамическая игрушка. История возникновения. Технология и основные этапы изготовления. Способы соединения двигающихся деталей. «Игрушки - дергунчики», «Игрушки с электростатическим эффектом», «Игрушка - балансир», «Игрушка с оптической иллюзией», «Игрушка-марионетка», «Игрушка теневого театра». | 12 | 30 | 42 |
4. | Конструирование архитектурных макетов. Основные понятия. Модель и макет. Виды. Основные материалы и инструменты. | 4 | 8 | 12 |
5. | Современные архитектурные сооружения. Мой город Москва. | 8 | 22 | 30 |
6. | Архитектурная фантазия. Бумагопластика. | 10 | 36 | 46 |
7. | Чертеж и основы проекции | 6 | 12 | 18 |
8. | Клубные часы по интересам | _ | 10 | 10 |
9. | Заключительное занятие. | _ | 2 | 2 |
Всего: | 51 | 165 | 216 |
Учебный план
(3ой г/ обучения).
№ П/п | Наименование Разделов, тем занятий | Теория | Практика | Всего |
1. | Введение. Информация о режиме работы объединения, о виде деятельности. Знакомство с программой, образцами моделей предложенных программой. Тактильные приёмы работы с бумагой. Значение тактильных ощущений, мелкой моторики, сенсорики пальцев рук. | 1 | - | 2 |
2. | Материалы, инструменты и приспособления. Правила техники безопасности. Основные материалы при конструировании, применение бумаги в художественном и техническом конструировании. Обращение с режущим инструментом, линейкой и циркулем. | 4 | 4 | 8 |
3. | Графическая подготовка в архитектурном моделировании. | 5,5 | 27,5 | 33 |
4. | Знакомство с архитектурными стилями и направлениями. | 2 | 5 | 7 |
8. | Дипломный проект. Выбор темы дипломного проекта. Разбор и разработка темы. Эскизы, зарисовки. Дизайн готового изделия. Выполнение проекта. Защита проекта. | 26,5 | 127,5 | 154 |
9. | Клубные часы по интересам | _ | 10 | 10 |
10. | Заключительное занятие. | _ | 2 | 2 |
Всего: | 39 | 175 | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(2ой г/ обучения).
- Введение (всего 2 часа).
Теория (2час).
Информация о режиме работы объединения, о виде деятельности. Знакомство с программой, образцами моделей предложенных программой. Тактильные приёмы работы с бумагой. Значение тактильных ощущений, мелкой моторики, сенсорики пальцев рук.
Посещение выставки в МБУ ДО СЮТ «Радуга творчества».
- Материалы, инструменты и приспособления. Правила техники безопасности (всего 8 часов).
Теория (4 часа).
Беседа «Основные материалы при конструировании, применение бумаги в художественном и техническом конструировании»;
краткая информация: об истории возникновения бумаги; о применяемом инструменте и приспособлениях; о правилах оформления рабочего места и его самообслуживании в процессе занятий; чтение инструкций безопасной работы с инструментом, загадок об инструменте.
Практика (4 часа).
Знакомство с инструментом и материалами; выполнение упражнений по правильному оформлению рабочего места, обращению с режущим инструментом, с линейкой и циркулем. Отгадывание предложенных загадок по теме.
- Динамическая игрушка (всего 42 часа).
Теория (12 часов).
История возникновения. Технология и основные этапы изготовления. Способы соединения двигающихся деталей. Основные материалы и инструменты при изготовлении игрушки.
Практика (30 часов).
Изготовление «Игрушки - дергунчики», «Игрушки с электростатическим эффектом», «Игрушки - балансир», «Игрушки с оптической иллюзией», «Игрушки-марионетки», «Игрушки для теневого театра».
- Конструирование архитектурных макетов (Всего 12 часов).
Теория (4 часа).
Рассказ с показом слайд-шоу об архитектуре, о ее значении и трех основных принципов: «Польза, красота, прочность». Рассказ о профессии «архитектор». История жилища. Деревянные постройки: избы, терема, колодцы, мосты, их сходство и различия. Устройство быта на Руси. Особенности русских деревянных церквей, монастырей, часовен. Историческое значение памятников архитектуры. Исторический экскурс по древним городам мира. Виртуальные экскурсии по Петергофу и Москве.
Практика (8 часов).
Работа над собственным эскизом. Изготовление модели в объеме.
- Современные архитектурные сооружения. Мой город Москва (Всего 30 часов).
Теория (8 часов).
Рассказ с показом фотографий истории основания города Уфы, его настоящее и будущее. Виртуальное путешествие в мир необычных зданий, созданных архитекторами разных стран. Знакомство с характерными особенностями жилых домов, общественных зданий, промышленных сооружений. Правила построения улиц с привязкой к горизонту. Высотные дома и небоскребы Нью-Йорка, Дубая, Абу-Даби, Сингапура.
Практика ( 22 часа).
Рисование плоскостных композиций. Рисование плоскостных композиций, с элементами, дополняющими улицу (ларек, скамейки, столбы освещения, реклама). Работа с готовыми наборами. Работа с развертками.
- Архитектурные фантазии (Всего 46 часов).
Теория (6 часов).
Рассказ с показом мультимедиа презентации. Сказочные архитектурные сооружения. Разные способы, методы и материалы для выражения архитектурного замысла. Комбинирование различных техник изготовления изделий. Приемы бумагопластики (сгибание, бумагокручение, прорезывание, гофрирование).
Практика (40 часов).
Выполнение фронтально-плоскостных композиций. Фантазии с полоской и листом бумаги. Изготовление плоскостного конструктора, оригами, коллективных поделок с элементами макетирования (бумагопластики). Работа с развертками. Текущий контроль: Создание и защита своего архитектурного проекта, конкурс на лучший проект, оценка детьми своих работ, выставка.
- Чертеж и основы проекции (Всего 18 часов).
Теория (8 часов).
Первоначальные понятия о чертеже и эскизе в архитектурном проектировании. Различие этих графических изображений. Первоначальные понятия о плоском и объемном изображении. Виды чертежных проекций и их использование в чертеже архитектурного сооружения.
Практика (10 часов).
Разработка эскизов элементов и конструкций архитектурных сооружений (окно, крыша и др.). Разработка эскиза целого архитектурного сооружения.
- Клубные часы по интересам (всего 10 часов).
Практика (10 часов).
Проведение плановых и внеплановых мероприятий по графику МБОУ ДОД СЮТ или объединения (посещение выставок, проведение праздников «День рождения», «Новый Год» и др., чаепития).
- Заключительное занятие (всего 2 часа).
Практика (2 часа)
Демонстрация и совместная подготовка выставки лучших детских работ выполненных в течение учебного года. Награждение по итогам года, рекомендации по дальнейшему обучению и на летний каникулярный период.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(3ой г/ обучения).
- Введение (всего 2 часа).
Теория (2час).
Информация о режиме работы объединения, о виде деятельности. Знакомство с программой, образцами моделей предложенных программой. Тактильные приёмы работы с бумагой. Значение тактильных ощущений, мелкой моторики, сенсорики пальцев рук.
Посещение выставки в МБУ ДО СЮТ «Радуга творчества». Цели обучения и его содержание. Знакомство с традициями СЮТ. Правила внутреннего распорядка.
- Материалы, инструменты и приспособления. Правила техники безопасности (всего 8 часов).
Теория (4 часа).
Беседа «Основные материалы при конструировании, применение бумаги в художественном и техническом конструировании»;
Краткая информация: о применяемом инструменте и приспособлениях; о правилах оформления рабочего места и его самообслуживании в процессе занятий; чтение инструкций безопасной работы с инструментом.
Практика (4 часа).
Выполнение упражнений по правильному оформлению рабочего места, обращению с режущим инструментом, с линейкой и циркулем.
- Графическая подготовка в архитектурном моделировании (всего 33 часа).
Теория (4 часа).
Первоначальные понятия о чертеже и эскизе в архитектурном проектировании. Различие этих графических изображений. Первоначальные понятия о плоском и объемном изображении.
Практика (4 часа).
Разработка эскизов элементов и конструкций архитектурных сооружений (окно, крыша и др.). Разработка эскиза целого архитектурного сооружения. Виды чертежных проекций и их использование в чертеже архитектурного сооружения.
- Знакомство с архитектурными стилями и направлениями (всего 7часов).
Теория (5 часа).
Понятие архитектурный стиль. Знакомство с основными архитектурными стилями и направлениями. Готика. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Рококо. Модерн. Постмодернизм. Экспрессионизм. Конструктивизм. Интернациональный стиль. Отличительные черты стилей. Использование элементов стилей в макетировании при разработке собственных архитектурных проектов. Краткие сведения о знаменитых архитекторах, знакомство с важнейшими архитектурными памятниками.
Практика (1 час).
Зарисовка эскизов.
- Дипломный проект (всего 154часа).
Теория (26,5 часов).
Выбор темы дипломного проекта. Выбор материала в зависимости от проектируемого сооружения с учетом конструктивных особенностей (бумага, картон, бросовый или нетрадиционный материал). Продолжение знакомства с терминами, наиболее часто встречающимися в строительстве (арка, балка, вестибюль, кровля и др.). Основные законы построения архитектурных сооружений (пропорции, композиционные приемы, ритм, ось, базовый элемент)
Практика (127,5 часов).
Разбор и разработка темы. Разработка плана. Эскизы, зарисовки. Дизайн готового издеия. Выполнение проекта. Защита проекта.
- Клубные часы по интересам. (Всего10 часов)
Практика (10 часов).
Проведение плановых и внеплановых мероприятий по графику МБОУ ДОД СЮТ или объединения (посещение выставок, проведение праздников «День рождения», «Новый Год» и др., чаепития).
- .Заключительное занятие (Всего 2 часа).
Практика (2 часа)
Демонстрация и совместная подготовка выставки лучших детских работ выполненных в течение учебного года. Награждение по итогам года, рекомендации по дальнейшему обучению и на летний каникулярный период.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие. Образовательная программа научно-технической направленности "Юный программист"
Научно-техническая программа «Юный программист» направлена на создание условий для интеллектуального развития личности ребенка, для социального, культурного и профессионального самоопределения, творче...
Рабочая программа курса "Конструирование из бумаги".
Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность матер...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА научно-технической направленности «Основы компьютерной графики и дизайна»
Программа «Основы компьютерной графики и дизайна» имеет научно-техническую направленность. Ее содержание направлено на систематизацию знаний о современных графических программах, а также п...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА научно-технической направленности «Основы компьютерной графики и дизайна»
Программа «Основы компьютерной графики и дизайна» имеет научно-техническую направленность. Ее содержание направлено на систематизацию знаний о современных графических программах, а также п...
Образовательная программа кружка "Конструирование из бумаги"
Программа рассчитана на 1 год.Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от перв...
Образовательная программа кружка "Конструирование из бумаги"
Программа рассчитана на 1 год.Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от перв...
ПРОГРАММА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Детское объединение «Вокруг света»
Данная программа разработана исходя из интересов учащихся к беспилотным летательным аппаратам научно- технической направленности и реализуется с использованием материально-технического оснащения Центр...