Внеклассное занятие в 6 классе по теме: «Славянские истоки»
материал (6 класс) на тему
Цели:
Повысить познавательный интерес учащихся к истории и культуре древних славян.
Привлечь ребят к изучению славянской мифологии.
Форма проведения: игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatlnost.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие
в 6 классе
по теме: «Славянские истоки».
Цели:
Повысить познавательный интерес учащихся к истории и культуре древних славян.
Привлечь ребят к изучению славянской мифологии.
Форма проведения: игра.
Ход игры:
1. В игре участвуют три команды. Предварительно им дано домашнее задание:
а) придумать название команды;
б) подготовить представление Бабы Яги, Перуна, Лешего (презентации);
в) подготовить материал о славянских именах, суевериях, приметах;
г) подготовить фрагмент одного из славянских праздников: Коляды, Масленицы, Ивана
Купалы.
2. Объяснение правил игры:
В мир древних славян ведут три дороги. Начинаются они от большого камня и ведут к Мировому Древу (изображены на интерактивной доске). Каждая команда выбирает дорогу, по которой отправляется в путь. Правильно отвечая на вопросы ведущего, команда получает оберег в виде уточки с головой коня, который прикрепляется к дороге. После выполнения всех заданий подсчитывается общее количество баллов каждой команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает.
3. Представление команд.
4. Выполнение заданий.
5. Подведение итогов, награждение.
Учитель:
Ребята, наша игра посвящена истории древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях. Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота? Все перечисленные обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен. Там, в этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение. И чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой мир славяне-язычники, мы проводим нашу игру - "Славянские истоки".Сейчас мы с вами отправимся в мир славянских языческих мифов, в те времена, когда наши предки всецело зависели от природы. Не умея объяснить
Приложение
многие таинственные явления, они одушевляли природу, наделяя ее разумом, волей, чувствами. Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и духов, и, чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали песни и праздники, старались предвидеть их волю и не нарушать запреты.
И начинается наш путь в таинственном лесу, где жила древняя и могущественная богиня, хозяйка леса и зверей и царства мертвых. Её избушка на курьих ножках считалась воротами в подземное царство, сторожевой заставой на границе между миром людей и миром мертвых.
- Кто это? Баба Яга! (одна из команд представляет Бабу Ягу.) (презентация)
Задание № 1.
Учитель:
Давайте вспомним, как обращались путники к избушке? ("Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом".)
Вопрос первой команде1
- А почему избушка стоит именно таким образом?
(Древние славяне считали, что вход в нее возможен только со стороны царства мертвых. Поэтому избушка без окон, без дверей - мертвым не нужен солнечный свет. И чтобы попасть туда, нужно произнести магическое заклинание.)
Вопрос второй команде: - Почему Баба Яга встречает путников словами: "Фу-фу, русским духом пахнет. Вот пожарю тебя в печи да съем и на косточках твоих покатаюсь"?
(Русский дух - запах живого человека, чужого, настраивает Бабу Ягу враждебно. Ей не нужны непрошенные гости. А изжарить гостя она хочет, потому что в Древней Руси покойников сжигали, пепел собирали в сосуд и уносили в глубь леса. Там, в чаще стоял маленький домик ("избушка на курьих ножках"). Его называли "домом мертвых". Сосуд с прахом заносили внутрь домика, а кости на шестах выставляли в виде забора.(Видимо, такие избушки стали прообразом жилья Бабы Яги.)
Вопрос третьей команде:
- Что это такое: «Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь»? Как этот предмет
связан с Бабой Ягой?
(Клубок, чудесный предмет, указывающий путь гостям Бабы Яги.)
Учитель:
Чтобы наш путь был удачным, нам надо обратиться к богам и попросить их о помощи. Если вы правильно ответите на мой вопрос об одном из славянских богов, то он становится вашим покровителем.
Задание № 2.
Вопрос первой команде:
- Откуда пошло выражение "Что на роду написано, того не миновать"?.
Приложение
(Род - бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение "Что на роду написано".)
Вопрос второй команде:
Откуда пошли выражения: "Чур, меня!", "Чур, мое!", "Чур, тебе на язык!"?
(Чур - божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: "Чур, побереги меня!", то есть "Чур, меня!". Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: "Чур, мое!". Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: "Чур тебе на язык", - и злое пожелание не сбудется.)
Вопрос третьей команде:
- С именем какого славянского бога связано выражение: "После дождичка в четверг"?
(Перун - Бог Грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели - четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)
Вторая команда представляет бога Перуна.( презентация)
Учитель:
И вот, под покровительством древнеславянских богов мы продолжаем наш путь. По дороге мы встретимся с множеством духов. В то далекое время они имели большое влияние на жизнь людей. Для того, чтобы их увидеть, нужно их расколдовать, т.е. ответить на вопрос. Но будьте настороже. Духи очень коварны, и, к сожалению, не все они добрые. Но если вы правильно ответите на вопросы, они вас не тронут и пропустят дальше.
Задание № 3.
Давайте вспомним, в каких духов верили древние славяне? (Команды по очереди называют духов, назвавшая последней получает дополнительный оберег.)
Третья команда представляет Лешего.( презентация)
Вопрос первой команде:
- Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили Лешего и принимали меры, чтобы его
обмануть. Какие это были меры?
(Заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть её на изнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести
заговор: "Шел, нашел, потерял". А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не в лес, а из леса. Вот Леший и запутается.)
Вопрос второй команде:
- Древние славяне считали, что в каждом доме живет Домовой. В старину его ласково
называли "дедушкой" или "хозяином". А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Как хорошие
Приложение
хозяева ублажали домового? И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой
запускают кошку?
(Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды, разноцветные ленточки. Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)
Вопрос третьей команде:
- Хозяевами рек и озер славяне считали водяных. Водяного представляли лохматым
бородатым стариком, пузатым или горбатым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбьей чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или в городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной?
(С левой полы его одежды постоянно капает вода.)
Задание № 4.
Учитель:
Следующее задание посвящено славянским именам. Команды должны написать как можно больше мужских и женских славянских имён. Команда, написавшая наибольшее число имён, получает оберег.
Задание № 5.
Учитель:
В славянской мифологии очень много примет и суеверий, и сейчас мы поговорим о них. Команды по очереди называют известные им суеверия, подсчитывают количество названных примет и, в зависимости от их числа, ставят баллы на оберегах.
Задание № 6.
И вновь командам предлагаются вопросы:
Учитель:
У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время.
Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец.
(Хоровод. Танцующие образуют круг - символ Солнца, и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)
- Почему розги на Руси делали из берёзы?
(Чтобы изгнать из человека бесов, поскольку считали, что если кто-то плохо себя ведет, ленится, значит, им овладели бесы. Берёза - оберег, изгоняющий нечисть, ей приписывали
Приложение
магические свойства. Таким образом, розгами не только наказывали, но и проводили древний магический обряд.
- Какой совет можно услышать в русских народных сказках перед очень серьезным
делом, когда герой не может найти выход из трудного положения?
("Ложись спать, утро вечера мудренее".)
Дополнительный вопрос всем командам:
- Что значил у славян этот совет?
(Язычники считали, что во время сна (медленной смерти) человеческая душа может посетить другие миры, спросить совета у богов или умерших родственников и тем самым решить свои проблемы.)
Учитель:
Значительную роль в жизни древних славян играли языческие праздники. Они были посвящены многим явлениям природы и богам, для того, чтобы задобрить богов, добиться их покровительства. Какие праздники древних славян вы знаете?
Каждая из команд представляет фрагменты одного из славянских праздников: Коляды, Масленицы, Ивана Купалы.
Подведение итогов, награждение.
Учитель:
Наше путешествие заканчивается. Мы узнали много нового и интересного о вере наших предков, познакомились с обычаями и суевериями славян, и напоследок давайте произнесем все вместе заговор, который поможет нам уберечься от нечисти, придаст силу и храбрость:
Прочь отступите, чудовища, все,
Явится Русь перед вами в красе.
Вам ли, чудовища, наши сокровища –
Молодость, силушку
Спрятать в могилушку!
Вам ли всю Русь погубить?
Вам ли свалить великана-гиганта?
Есть у него три бессмертных таланта: Верить, терпеть...и любить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...
Конспект внеклассного занятия по ПДД. Тема: О чём говорят знаки.
Конспект занятия по правилам дорожного движения, проведённого в классе для детей с умеренной умственной отсталостью. Тема: О чём говорят знаки.Цель занятия: Закрепить знания правил дорожного движения....
Внеклассное мероприятие Тема: Славянские истоки
Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию и традициям наших предков, изучение обычаев, нравов восточных славян, раскрытие причин многобожия.Тип урока: комбинированный.Форма: позн...
Внеклассное занятие по математике. Тема: Путешествие в страну цифр и чисел.
Представлено внеклассное занятие по математике для обучающегося 1 класса специальной 9КОРРЕКЦИОННОЙ0 школы VIII вида...
Внеклассное занятие по экологии Тема: «Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов»
Окружающая среда прямо и косвенно влияет на здоровье человека. Воздухом человек дышит, вода входит в состав пищевых продуктов, на почве произрастают необходимые для нашего питания продукты – вот основ...
Методическая разработка внеклассного занятия по литературе Тема: « М.А.Шолохов - гордость и слава Дона»
Внеклассное мероприятие по литературе. Цель: Знакомство с биографией М.А.Шолохова, его произведениями, приобщение учащихся к творчеству писателя....
Пятигорск в годы ВОВ. Конспект внеклассного занятия на патриотическую тему
Конспект внеклассного занятия на патриотическую тему....