ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ
Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.
Наше внеклассное мероприятие по русскому языку мы посвятим изучению истории возникновения письменности. Если оглянуться назад в минувшие века, то наряду с бесчисленными событиями, большими и малыми, происходившими в разных странах у разных народов в бесконечном многообразии движения истории, мы без труда обнаружим общее для всех времён и народов стремление закрепить память для будущих поколений. Из этого стремления и выросла в конечном итоге письменность – средство передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismennost.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ
Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.
Задачи:
- обучающие: обобщить сведения, полученные на предыдущих занятиях, формировать умения комментировать, анализировать исторические изменения, происходившие в письменности с течением времени;
-развивающие: формировать духовно-нравственную сферу личности ученика через внимательное и вдумчивое изучение материалов по истории письменности;
-воспитательные: пробудить интерес к познанию культуры своего народа, культуры других народов мира.
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Структура и ход занятия
Слайд №1, №2
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И. Бунин
Учитель:
Наше внеклассное мероприятие по русскому языку мы посвятим изучению истории возникновения письменности. Если оглянуться назад в минувшие века, то наряду с бесчисленными событиями, большими и малыми, происходившими в разных странах у разных народов в бесконечном многообразии движения истории, мы без труда обнаружим общее для всех времён и народов стремление закрепить память для будущих поколений. Из этого стремления и выросла в конечном итоге письменность – средство передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению.
« Если хочешь познать истину, начинай с азбуки », - гласит народная мудрость. Слайд №3
Ученик:
В старину учились дети,
их учил церковный дьяк,
приходили на рассвете
и твердили буквы так:
А и Б - Аз и Буки,
В как Веди, Г -Глаголь.
И учитель для науки
по субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
наша грамота была.
Вот каким пером писали -
из гусиного пера.
Учитель: С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Что вообще мы знаем о начале письменности? Как возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме?
Слайд № 4
Сегодня нам предстоит разгадать тайну славянской азбуки: изучить историю развития письменности, узнать имена творцов славянского письма, совершить виртуальное путешествие по святым местам, познакомиться с древними и современными носителями информации. Путешествие в историю письменности будет интересным и увлекательным. Чтобы не быть "иванами родства не помнящими", нужно изучать историю родного письма.
Перенесёмся на 2,5 тысячи лет назад. (Сценка. Появляются скиф, персидский царь Дарий, военачальник персидского царя Гобрий).
Скиф: Я принёс тебе, персидский царь Дарий, подарки от своих князей. Вот они: Слайд№ 5
Царь: Что означают твои дары, гонец из племени скифов?
Скиф: Мне велено передать тебе это молча. А если у тебя достаточно мудрости, то ты сам поймёшь, о чём предупреждает тебя мой народ.
Царь: Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать это послание. Уж сколько лет мы пытаемся завоевать этот непокорный народ – и всё без толку. Неужели они решили сдаться нам? Мышь живёт в земле, птица – в воздухе, лягушка - на земле. Стало быть, они решили отдать нам земли, воды и небо. А вместе со стрелами отдают нам свою силу и храбрость.
Гобрий: Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность. Скорее всего это послание надо понимать так: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам в облака, не зароетесь, подобно мышам, в землю, не ускачете, подобно лягушкам, в озёра, то падёте под ударами наших стрел». (Уходят).
Учитель: Вот в древности люди обменивались информацией. И громоздко получалось, и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами – дело хлопотное, они стали эти предметы изображать, рисовать.
Слайд № 6
Постепенно рисунки заменялись символами. Значки – символы заменяли слово или целую фразу. Надписи делали на камнях, скалах, досках.
Слайд № 7. Переносить на расстояние такие письма тоже было неудобно. И тогда люди придумали…
Слайд№ 8
Узелковое письмо придумал народ Северной Америки – инки. По цвету нити узнавали, о чём идёт речь. Жёлтый цвет – золото; белый – серебро; красный – воины и т.д. Количество узелков – о числе этих предметов.
Слайд №9
Наши предки, славяне, считали и гадали при помощи «черт и резов». Из тех далёких времён до нас дошли выражения: «Узелок на память», «бессвязная речь», «путаные мысли», «Заруби себе на носу».
Слайд № 10
Учитель: В 863 в жизни славян произошло важное событие. Два учёных монаха, Кирилл и Мефодий, (из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь этот город называется Салоники)
по заданию моравского князя Ростислава составили славянский алфавит, перевели много книг с помощью него. Первыми же были переведены «Апостол и Евангелие».
Слайд №11
. Этот алфавит назывался «глаголица», от слова глагол, что обозначает "речь”, "слово”. В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «глаголицей», а создали ее на основе трех христианских символов - креста, круга и треугольника, независимо от других азбук. Глаголица просуществовала всего три века.
Позднее, в Болгарии, их ученики изобрели вторую и главную славянскую азбуку - кириллицу, названную в честь Константина - Кирилла. Азбука кириллица оказалась наиболее удобной для славян, в ней используются некоторые греческие буквы.
Слайд №12, 13.
Первые книги были рукописными и поэтому создавались очень медленно. Переписчиками были монахи. В тиши монастырских келий они старательно изо дня в день трудились над старинными текстами, любовно выписывали каждую буковку. Рукописи держали на коленях, в руках - гусиное перо, которое они обмакивали в баночку с чернилами. Красными писались заглавные, а черными все остальные буквы. Отсюда название «красная строка» - начало текста. Богато украшенные переплетами из кожи, сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями, книги считались большой ценностью, их берегли.
Слайд № 14
. И вот в 16 веке создал Иван Федоров такой станок, где книги можно было печатать. 19 апреля 1564 года была напечатана первая книга.
Слайд № 15
Со временем появились более удобные станки, а с ними и современные книги, да и письменность менялась постепенно и дошла такой, какая она есть сейчас.
Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, впервые их увидевший, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.
Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а одиннадцать букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название «гражданский».
Слйд № 17
Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было прежде в славянской азбуке.
Это буквы «э», «я», «и-краткое», «е».
В начале 20 века снова понадобилось упростить русский алфавит и правописание. Такую реформу провели в 1918 году.
Указом Наркома просвещения упразднились буквы «и-десятеричное», «ять», «фита», «ижица», «ер» на конце слов.
Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобства. Так, в английском алфавите, состоящем из 26 букв, при записи иностранных слов из славянских языков звук «ч» изображается двумя буквами - ch, «ш» - также двумя - sh, а звук "щ" передаётся четырьмя – shch
Кирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их празднуется 24 мая.
И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и бережно хранить в своей памяти имена Кирилла и Мефодия, первых славянских просветителей.
Слайд №18
Ученик:
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Слайд № 18
Ученик:
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Ученик:
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Слайд № 19
Викторина.
В каком городе родились создатели славянской письменности — святые братья Мефодий и Кирилл?
В каком году была создана славянская азбука.
Являются ли слова «азбука» и «алфавит» синонимами?
Объясните происхождение слов «азбука», «алфавит»
Какие буквы были устранены из старославянской азбуки?
Какие новые буквы были введены в славянский алфавит?
Какие из книг были переведены первыми с греческого языка братьями Мефодием и Кириллом?
В IX веке у славян появились две азбуки – кириллица и глаголица. Какая из них послужила основой для нашего русского алфавита?
Как называется самая древняя из датированных книг, написанная на кириллице?
Когда отмечается праздник славянской письменности и культуры?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»
Обобщение педагогического опыта работыпо теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»Ереминой Ольги ЮрьевныУчителя русского язык...
Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для учащихся 6-7 классов школ 8 вида
План - конспект внеклассного занятия для учащихся старшего звена с целью проверки знаний по программе школ 8 вида...
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку на тему: «Из истории русской пунктуации»
Познакомиться с историей появления знаков препинания.Узнать, какие знаки появились раньше, какие – позже.Узнать, отличаются ли современные названия знаков от старинных.Отработать навыки постановки зна...
Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"
Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...
Развитие языковой способности учащихся на внеклассных занятиях по русскому языку в 5 классе
Языковая способность личности имеет многокомпонентную структуру, вбирающую в себя общий интеллектуальный и специальный компонент (состоящий из языковой части), ядром которого ...
Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 7 классе. Тема: Слова-профессионализмы, используемые на АО «Коелгамрамор».
Дать представления о мраморе, как горной породе; о профессиях, востребованных на предприятии АО «Коелгамрамор».Показать эффективность использования частично-поисков...
Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Антонимы"
Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 классе по теме "Антонимы"...