Внеклассное мероприятие Тема: Славянские истоки
методическая разработка на тему

Жирнова Елена Евгеньевна

Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию и традициям наших предков, изучение обычаев, нравов восточных славян, раскрытие причин многобожия.

Тип урока:  комбинированный.

Форма:  познавательный, урок-поиск

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx21.53 КБ
Office presentation icon prez_bogi_slavyan.ppt2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Тема: Славянские истоки

(педагог Жирнова Е.Е.)

Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию и традициям наших предков, изучение обычаев, нравов восточных славян, раскрытие причин многобожия.

Тип урока:  комбинированный.

Форма:  познавательный, урок-поиск

Ход мероприятия:

Педагог:

Ребята, наше мероприятие  посвящено  истории древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях.

Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог?  А почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота?

Многие  обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен.  В этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение.

И чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой мир славяне-язычники, мы проводим нашу познавательную  игру – “Славянские истоки".

Слайд №1 название темы занятия

Итак, мы с вами отправляемся в мир славянских языческих мифов, в те времена, когда наши предки всецело зависели от природы. Не умея объяснить многие таинственные явления, они одушевляли природу, наделяя ее разумом, волей, чувствами. Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и духов, и, чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали песни и праздники, старались предвидеть их волю и не нарушать запреты

Слайд №2

 Педагог: Богов у славян было много, и каждый из них отвечал за что-то своё.

Давайте  вспомним славянских языческих Богов. Как вы помните из уроков истории, у  славян были ВЫШНИЕ БОГИ и БОГИ-ОХРАНИТЕЛИ. И  некоторых из них сейчас  мы вспомним.

- Сейчас ребята расскажут вам о наиболее почитаемых богах. Вы внимательно слушаете и запоминаете. Эти знания расширят ваш кругозор о богах наших предков.

- Перед вами изображение главного бога Перуна.  

Слайд №3

- О нем нам расскажет (Ф.И.ученика)

Ученик: Бог Перун был грозный бог, его считали  богом войны. Рука его управляла громом и молниями. В честь него ставились деревянные идолы (фигуры), сделанные из могучего дуба. Возле них приносились жертвы богу Перуну. И место это называлось храмом Перуна.

Дополнение педагога : Перун – бог-громовержец, он способен вызывать сильнейшие грозы и метать молнии.  Если черные тучи закрыли небо, значит Перун в гневе. А в гневе он страшен, посылает на землю бури и ливни, выбивает градом посевы, поджигает жилища, убивает скот, людей.

Педагог: - Древние славяне верили в бога Сварога. О нем нам расскажет (Ф.И.ученика).

Ученик: Сварог – бог огня, неба, ненастья, ветров, ураганов. По преданию он бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нём готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог является защитником кузнецов.

Слайд №4

Педагог: - Сыном Сварога был бог Даждьбог. Об этом боге расскажет (Ф.И.ученика).

Ученик: Даждьбог – это бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает. Именно от него ожидали исполнения желаний, здоровья и прочих благ. Даждьбога считали добрым богом. Даждьбог — “дающий Бог”.

Слайд №5

Педагог: - Была у древних славян и богиня. Её звали Макошь. О ней нам расскажет (Ф.И.ученика).  Слайд №6

Ученик: Макошь - богиня урожая, подательница благ, “ма” означает “мать”, “кошь” - корзина.

Макошь считалась самой главной богиней восточных славян. От количества урожая зависела судьба человека, поэтому ещё её называли богиней судьбы. Слайд №7

Педагог: У древних славян был и бог солнца. О нём нам расскажет (Ф.И.ученика).

Ученик: Ярило - бог солнца. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о тёплом лете и хорошем урожае. Ярило – божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира.

Слайд № 8

Дополнение педагогом: Но бывает, что бог Ярило сердится на людей. Тогда сохнут реки, выгорают посевы на полях. Голод губит людей и животных.

- Молодцы ребята. Вы подготовили интересные сообщения.

Педагог: И вот, под покровительством древнеславянских богов мы продолжаем наш путь. По дороге мы встретимся с  духами. В то далекое время они имели большое влияние на жизнь людей. Для того, чтобы их увидеть, нужно их расколдовать, т.е. ответить на вопрос. Но будьте настороже. Духи очень коварны, и, к сожалению, не все они добрые. Но если вы правильно ответите на вопросы, они вас не тронут и пропустят дальше.

Задание командам:

Давайте вспомним основных духов, в которых верили древние славяне? Называйте по очереди. (Команды по очереди называют духов)

 Духи

Вопрос первой команде:

– Вы заблудились в лесу. В старину кого  в этом винили? 

Слайд №9 Леший

Педагог. Леший какой он?

(Ответы учеников) Леший - хранитель лесов. Леший похож на человека. Волосы у лешего длинные серо-зелёные. В лесу леший может выглядеть гигантом, а на открытой местности он чуть выше травы. Чаще всего он показывается людям дряхлым стариком или косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой.

Педагог. - Что нужно сделать, чтобы выйти из леса?

(Заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть её на изнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести заговор: “Шел, нашел, потерял”. А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не в лес, а из леса. Вот Леший и запутается.)

Соревнование между командами « Кто быстрее  оденется»: необходимо вывернуть одежду на изнанку и одеть на себя.

Вопрос второй команде:

– Древние славяне считали, что в каждом доме живет? ( Домовой.)

Слайд № 10 Домовой.

 В старину его ласково называли “дедушкой” или “хозяином”. А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Как хорошие хозяева ублажали домового? И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают кошку?

(Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды, разноцветные ленточки. Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)

 Вопрос третий  командам:

– Хозяевами рек и озер славяне считали? ( Водяных)

Слайд № 11 Водяной.

 Водяного представляли лохматым бородатым стариком, пузатым или горбатым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбьей чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или в городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной?

(С левой полы его одежды постоянно капает вода.)

А вот так Водяного изображают в современных мультфильмах.

 Педагог: – У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец.

(Хоровод. Танцующие образуют круг – символ Солнца, и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)

Команды вместе танцуют  хоровод. Слайд № 12  (Во поле берёза стояла…)

И вновь командам предлагаются вопросы:

– Почему розги на Руси делали из берёзы?

(Чтобы изгнать из человека бесов, поскольку считали, что если кто-то плохо себя ведет, ленится, значит, им овладели бесы. Берёза – оберег, изгоняющий нечисть, ей приписывали магические свойства. Таким образом, розгами не только наказывали, но и проводили древний магический обряд.)

Правильно! Вот поэтому в бане тоже парились берёзовыми вениками.

 

Дополнительный вопрос всем командам:

– Какой совет можно услышать в русских народных сказках перед очень серьезным делом, когда герой не может найти выход из трудного положения? (“Ложись спать, утро вечера мудренее”.)

– Что значил у славян этот совет?

(Язычники считали, что во время сна (медленной смерти) человеческая душа может посетить другие миры, спросить совета у богов или умерших родственников и тем самым решить свои проблемы.)

Педагог: Мы узнали много нового и интересного о вере наших предков, познакомились с обычаями и суевериями славян. Теперь проверим, как ребята внимательно слушали. Предлагаю выполнить задание на карточке. С левой стороны записаны боги, а справа значение богов. С помощью стрелки соедините слова левого и правого столбика.

Перун

бог жатвы

Сварог

бог войны

Даждьбог

бог неба

Ярило

богиня урожая

Макошь

бог солнца

- Поменяйтесь карточками. Проведем взаимопроверку с помощью экрана.

- (Ф.И. ученика) читай первое предложение. (и т.д.) Слайд №13, №14

- Оцените работу. Кто выполнил без ошибок? Молодцы.

 Педагог. Значительную роль в жизни древних славян играли языческие праздники. Они были посвящены многим явлениям природы и богам, для того, чтобы задобрить богов, добиться их покровительства. Какие праздники древних славян мы отмечаем до сих пор?

- Масленица. Это один из праздников, которую проводили в честь бога Ярило. В последний день масленицы сжигали соломенное чучело — символ зимы и блинами встречали бога солнца Ярило. Этот праздник дошел и до наших дней.

Слайд №15

- В масленую неделю пели песни, зазывали масленицу.

- Были и другие праздники.

Вопросы:

- В честь какого бога проводится праздник Ивана Купалы?

- Когда отмечают этот праздник?

- Как отмечают его?

 Слайд № 16

Итог урока

- Наш урок подходит к завершению. Проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Для этого выполним тестовую работу с использованием карточек с цифрами. В каждом вопросе 3 варианта ответа. Вы показываете нужную карточку с ответом.

 Слайды № 17,18,19,20

1. Перун был богом:

а) солнца;

б) войны;

в) огня. 

2. Славяне верили, что в лесу живёт:

а) водяной;

б) леший;

в) домовой.

3. Масленицу проводили в честь:

а) бога Ярило

б) злых духов

в) просто так

- Молодцы. Вы успешно справились с работой. Я вами довольна.

Оценивание детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Славянские истоки

Слайд 3

бог войны

Слайд 4

бог огня

Слайд 5

бог жатвы

Слайд 6

богиня урожая

Слайд 7

Макошь «ма» – мать «кошь» - корзина

Слайд 8

бог солнца

Слайд 9

хранитель лесов

Слайд 10

хозяин вод

Слайд 11

живёт в доме за печкой

Слайд 12

Хоровод

Слайд 13

Перун – Сварог – Даждьбог – Макошь – Ярило – Богиня урожая бог войны бог солнца бог огня бог жатвы

Слайд 14

Перун – бог войны. Сварог – бог огня. Даждьбог – бог жатвы. Макошь – богиня урожая. Ярило – бог солнца

Слайд 15

праздник посвящён богу Ярило

Слайд 16

праздник посвящён богу Купала

Слайд 17

1. Перун был богом: 1 бог солнца 2 бог войны 3 бог огня

Слайд 18

2. Славяне верили, что в лесу живёт: 1 Водяной 3 Домовой 2 Леший

Слайд 19

3. Масленицу проводили в честь: 1) бога Ярило 3) просто так 2) злых духов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Возвращение к истокам"(об истории Астраханского казачества)

Внеклассное мероприятие "Возвращение к истокам" посвящено истории возникновения и возрождения Астраханского казачества. Оно сопровождается красочной презентацией....

Презентация к внеклассному мероприятию "Возвращаясь к истокам" об истории Астраханского казачества

Эта красочная презентация является приложением к внеклассному мероприятию "Возвращаясь к истокам"...

Внеклассное мероприятие, посвящённое славянской письменности

Данное внеклассное мероприятие посвящено русскому языку и славянской письменности....

Внеклассное мероприятие "Рождение славянского алфавита"

В этом году исполняется 1150 лет со времени возникновения славянской письменности (863г. – равноапостольные братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку). Данное мероприятие посвящено этой дате....

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности и культуры"

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности и культуры"....

внеклассное мероприятие "День славянской письменности"

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"...

Внеклассное занятие в 6 классе по теме: «Славянские истоки»

Цели:Повысить познавательный интерес учащихся к истории и культуре древних славян.Привлечь ребят к изучению славянской мифологии.Форма проведения: игра....