Программа курса внеурочной деятельности: "Хранители природы".
методическая разработка на тему
Программа курса внеурочной деятельности, социального направления, включает в себя: пояснительную записку, основные направления и содержание программы, календарно-тематическое планирование и методическое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utverzhdayu.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал
МКОУ Богородской средней общеобразовательной школы
Нестиарская основная общеобразовательная школа
Программа
курса внеурочной деятельности.
«Хранители природы»
(социальное направление).
Руководитель:
Чибисова В.Е. учитель экологии
Программа курса внеурочной деятельности
"Хранители Природы"
(социальная деятельность)
1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Экология для ребенка – это все, что его окружает: и дерево, и жучки, и птицы, прилетающие к кормушке и, наконец, сам человек. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого.Через познание живого у детей происходит одухотворения бытия, эстетическое восприятия, формируется этика взаимодействия человека с миром. Ведь мы не одни на этой огромной планете, и, как бы мы не отделялись от природы, мы неразрывно связаны и с огромным китом, облюбовавшим просторы океана, и с маленьким комариком, надоедливо жужжащим над ухом. Здесь нет ничего лишнего, ни одного животного, ни одного растения. Это должен понимать каждый. И, понимая, любить.
Человек не может расти, развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства, ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. Более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектами природы, а также разнообразная деятельность в ней. Но, как и все основные качества человека, любовь к природе формируется в школьном возрасте. Не случайно программа курса «Хранители Природы» включает в себя знакомство с основами экологической культуры.
Новизна программы заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: ученик является главной фигурой учебного и воспитательного процесса, активность, личные нравственные качества становятся ведущей чертой его воспитательной деятельности, учитель опирается на индивидуальные особенности ученика.
Цель:создание условий для формирования экологической культуры в воспитании гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи:
- обучение- формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, взаимодействии природы, общества и человека; экологические проблемы и способы их решения; развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению состояния окружающей среды своей местности;
- развитие - способности к целевому, причинному и вероятному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем; к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде; в волевой сфере – формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды;
- воспитание-ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, воли, настойчивости в достижении экологических целей, способности научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Программа может быть реализована при проведении внеурочной воспитательной работы, программа рассчитана на младших школьников 7 – 11 лет
2. Основные направления работы
- познавательное;
-познавательно – развлекательное;
- практическое;
- исследовательское.
Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия, викторины.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Хранители Природы») ⎯ посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной насекомых, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
3. Предполагаемый воспитательный результат работы кружка
- систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы;
- развитие интереса к их познанию;
- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества;
- формирование навыков правильного поведения в природной и социальной среде.
Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают традиционные экологические праздники:
- «День земли», «День морей», «Всемирные Дни Наблюдений за прилётом и отлётом птиц» (октябрь, май);
- конференции с презентацией своей работы по сезонам (лето – весна, осень, зима);
- участие в конкурсах рисунков, фотографий, поделок, кормушек (зимой), скворечников (весной);
- правоохранная деятельность с изготовлением памяток, листовок.
4. Содержание программы
№ раздела | Тема | Всего часов | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
1 | Введение. Что такое экология? | 1 | 1 | |
2 | Живое и неживое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой.
| 12 12 8 | 4 6 3 | 8 6 5 |
3 | Подведение итогов | 1 | 1 | |
Всего | 34 | 15 | 19 |
5. Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Виды занятий | Кол-во ча- сов | ||
Теоретические (15 занятий) | Практические экскурсии (19 занятий) | |||||
план | факт | |||||
1 | Введение (1 ч). Планирование работы кружка на новый учебный год. | Беседа. | 1 | |||
2 | Осень (12 ч) «Мы - жители планеты Земля». (Создание ситуации понимания единства всех живых существ). | Создаём свой рисунок « Мы - жители планеты Земля». | 1 | |||
3 | Сентябрь – ранняя осень. Сентябрь – Хмурень. | Составляем «Книгу Природы: осень». | 1 | |||
4 | Наблюдения за изменениями в природе. | Экскурсия на пришкольный участок. | 1 | |||
5 | «Кто улетит, а кто останется». (Беседа о Всемирных Днях Наблюдений Птиц). | Просмотр презентации о перелётных птицах. | Д/З. 2 -3 октября Наблюдения за перелётными птицами (анкеты). | 1 | ||
6 | Октябрь – золотая осень. Октябрь – Грязник. | Экскурсия на пришкольный участок. | 1 | |||
7 | Практикум «Хлебные крошки». Беседа « Кто чем питается? Забота о птицах». | Д. з. Изготовление кормушек. | 1 | |||
8 | Экологический проект « Чистый берег». | Презентация « Как загрязняются реки?». | 1 | |||
9 | Ноябрь – Листогной. | Экскурсия на пришкольный участок. | 1 | |||
10 | Операция «Листопад». «Убери листочки и закопай». | Акция «Уберём пришкольный участок от листьев!» | 1 | |||
11- 12 | Куда прячутся насекомые осенью? Акция « Не сжигайте листья!» | Презентация. | Экскурсия на пришкольный участок и на берег реки. | 2 | ||
13 | Завершаем работу над «Книгой Природы: осень». | Оформление стенда | 1 | |||
14 | Зима (12 ч) Декабрь - Студенец. | Выпуск листовок « Покормите птиц зимой!» | 1 | |||
15 | «Здравствуй, Зимушка-зима!» | Акция «Покормите птиц зимой!» (Развешиваем кормушки.) | Конкурс «Лучшая кормушка -2011» | 1 | ||
16 | Разнообразие Царства растений. | Чтение рассказа « Трава здоровья». | Коллективное панно « Моё любимое растение». | 1 | ||
17 | Январь – Просинец. | Распознавание растений зимой. | Зимняя экскурсия на пришкольный участок. | 1 | ||
18 | Деревья моего двора зимой. | Сказка «О берёзе и иве». | Рисунки «Зимние силуэты деревьев». | 1 | ||
19 | Хвойные и лиственные растения области. | «Лиственница». (Сезонные изменения). | 1 | |||
20 | Операция « Следы на снегу». | Экскурсия. «Узнай животное по следу». | 1 | |||
21 | Комнатные растения и уход за ними. | Практическое. | 1 | |||
22- 23 | Февраль – Бокогрей «Роль снега в жизни растений и животных». | Беседа « Зачем нужен снег?» | Экскурсия. Наблюдение и зарисовка « Самая красивая снежинка» | 2 | ||
24 | «За здоровое питание». | Конкурс рисунков, плакатов, стихотворений | 1 | |||
25 | Весна (8 ч) Март – Протальник. « Встречаем красавицу весну». | Наблюдения за изменениями в жизни травянистых и древесных растений. (Экскурсия.) | 2 | |||
26 | ||||||
Изменения в жизни животных. (Экскурсия) | ||||||
27 | Операция «Первоцвет». | Презентация «Первоцветы». | ||||
28 | Апрель – Снегогон. | Изменения в природе. | Экскурсия на пришкольный участок. Наблюдение за набуханием почек на деревьях. | 1 | ||
29 | Возвращение перелётных птиц в родные края. «Всемирные Дни Наблюдений за прилётом Птиц». | Коллективная работа по составлению списка перелётных птиц области и сроков их прилёта. | Экскурсия. Наблюдения за птицами. Наблюдение за цветущими растениями | 1 | ||
30 | Возвращение перелётных птиц в родные края. | Презентация «Перелётные птицы». | Выпуск газеты « Перелётные птицы». | 1 | ||
31 | Создаём «Книгу Природы: весна». | Конкурс рисунков, поделок. | Экскурсия «Наши братья меньшие». (Наблюдение за насекомыми). | 1 | ||
32 | Май – Травень. | Рисунки по теме «Цветущие растения». | 1 | |||
33 | Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке. | Посадка декоративных растений на пришкольном участке. | 1 | |||
34 | Подведение итогов экологической работы кружка. (1ч) | Обобщение экологической деятельности учащихся. | 1 | |||
Итого | 34 |
6. Методическое обеспечение
Организационные блоки обучения:
Организованная деятельность
- Циклы наблюдений за животными и растениями-обитателями участка ОУ
- Экскурсии, походы
- Рассматривание картин, объектов живой природы
- Беседы, чтение художественной литературы
Совместная деятельность взрослого с ребёнком
- Изготовление поделок из природного материала
- Фотографирование объектов живой и неживой природы
- Наблюдения за сезонными явлениями природы, ведение Дневника наблюдений
- Поисковая деятельность
Самостоятельная деятельность детей
- Разные виды игр
- Экспериментирования
- Уход за растениями в классной комнате и на пришкольном участке
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций,
оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора
поступка по отношению к природе.
Практическая деятельность осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические игры, творческие задания, практические работы, создание экологических проектов и презентаций, изготовление поделок из природного материала, экскурсии и прогулки в природу, разработка экологических знаков, театрализованные представления, экологические акции, составление памяток, альбомов, беседы, чтение художественной и научной литературы, проведение викторин, различных конкурсов.
Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в проведении общешкольного утренника « День Земли», помощь в озеленении классной комнаты, помощь учащимся в заполнении различных анкет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая природа"
Воспитание экологической культуры у современных школьников- главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование ...
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Представленная целостная программа разработана для учащихся основной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 170 часов. Содержание программы выстроено...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Хранитель культуры и добра" для 6 классов
Воспитание художественной культуры и развития литературных способностей помогают детям осознать единство мира и своё место в этом мире. ...
Программа курса внеурочной деятельности " Чему природа учит человека"
Программа курса внеурочной деятельности " Чему природа учит человека для обучающихся 5-6 классов направленена на формирование экологической культуры...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучаем природу"
Данная внеурочная программа разработана для учащихся 8 класса. Включает в себя теорию и практические работы. Освещены темы: механика, теплота, электричество, оптика и магнетизм....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...