Программа курса внеурочной деятельности " Чему природа учит человека"
рабочая программа по географии (6 класс)

Киреева Лилия Хуснулловна

Программа курса внеурочной деятельности " Чему природа учит человека для обучающихся 5-6 классов направленена на формирование экологической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_programma_d._o_chemu_priroda_uchit_cheloveka.docx48.9 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для        6-х классов

Количество часов: 34


Курса внеурочной деятельности

«Чему природа учит человека?»

2021-2022 учебный год.

Учитель: Киреева Л.Х.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Чему природа учит человека?» для обучающихся 6 классов составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. (с изменениями);

        ФГОС ООО со всеми изменениями и дополнениями, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г.;

        Чему природа учит человека? 5-6 классы: учебно-методическое пособие для общеобразовательных организаций/ И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко. – М.: Просвещение, 2019. – 96с.: ил. – (Внеурочная деятельность)

Программа «Чему природа учит человека» предназначена для организации внеурочной образовательной деятельности обучающихся в 5—6 классах.

Цель программы — формирование экологического мышления и ценностного отношения к природе на основе современных естественно - научных представлений.

Содержание программы учитывает требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее — основная образовательная программа), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования второго поколения; наполнение фундаментального ядра содержания общего образования; программу развития и формирования универсальных учебных действий.

Программа рассчитана на 34 часа.

Программа отвечает принципам:

  • Системно — деятельностного подхода

Не менее 50% содержания предполагает и обеспечивает самостоятельную работу учащихся (практические работы, учебные экскурсии; учебные исследования; социологические опросы).

  • Принцип экологизации

Ориентирована на воспитание осознанной жизненной позиции учащихся, способных стать активными защитниками окружающей среды. Направлена на выработку у учащихся системы знаний-убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений «человек-природа» как основы экологического образования и воспитания учащихся;

  • Принцип пропедевтики

Отбор содержания учебного материала, с одной стороны, опирается на полученные ранее знания обучающихся, с другой стороны, значительно расширяет их кругозор по каждой теме и способствует осознанному восприятию учебных предметов естественно-научной направленности.

Планируемые образовательные результаты

Личностные образовательные результаты

Обучающиеся осознают:

  • ценностное отношение к природе, бережливость в отношении её ресурсов, космическое предназначение человека;
  • высокую степень зависимости человека от природы: человек не может жить вне биосферы, а биосфера может существовать без человека;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • активную жизненную позицию и мотивацию стать активными защитниками окружающей среды.

Выпускник научится:

  • рассматривать природу как систему, обнаруживать взаимозависимость и взаимосвязь компонентов природы;
  • обосновывать необходимость бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношении на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • узнавать изученные объекты и явления природы, сравнивать их на основе внешних признаков или известных характерных свойств и описывать их, выделяя существенные признаки;
  • проводить наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
  • следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации
  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото— и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Содержание курса внеурочной деятельности

«Чему природа учит человека»

   Раздел 1. Понимаем природу

Взаимозависимость человека и природы. Роль природы в жизни человека. Природа как источник всего необходимого для жизни человека. Природа как источник вдохновения: духовного, эстетического, эмоционального интеллектуального развития человека. Как появились знания о природе. Становление научного естествознания. Роль естественно-научных знаний для практической деятельности человека. Чему человек учится у природы. Природа как источник технических решений человека. Бионика. Роль человека в жизни природы. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Ответственность человека за сохранение природы.

Раздел 2. Сохраняем природу

Что изучает наука экология. Экологические проблемы и возможные пути их решения. Красная книга. Как сохранить растительный и животный мир. Природоохранная деятельность человека. Особо охраняемые природные территории. Ответственность человека за приручённых животных. Выявление общественного мнения по проблеме содержания собак в городе. Проблема экономии воды. Истощение водных ресурсов как экологическая проблема. Исследование расхода воды в быту. Учимся у природы экономить воду. Как растения сохраняют воду. Экономия воды в быту.

Раздел 3. Учимся у природы экономии энергии

Как растение получает энергию солнечных лучей. Фотосинтез. Хлорофилл и его значение для улавливания солнечных лучей. Изучаем хлорофилл в растении. Хлорофилл — зелёный пигмент растений. Многообразие окраски листьев. Как растение использует энергию солнечных лучей. Консервация энергии в процессе фотосинтеза. Зависимость жизни на Земле от энергии Солнца. Космическая роль зелёных растений на планете. Учимся у природы экономить энергию. Солнечная энергетика.

Раздел 4. Учимся у природы безотходному производству.

Природа - пример безотходного производства. Круговороты веществ в природе. Проблема загрязнения бытовыми отходами. Состав бытовых отходов. Проблема утилизации бытовых отходов. Выявление общественного мнения по проблеме бытовых отходов. Обращение с бытовыми отходами. О чём рассказывает упаковка товара. Типы упаковки товаров. Условные обозначения на упаковке: состав и опасность для окружающей среды. Определение разных типов упаковки товаров и их влияния на окружающую среду. Как стать экологически грамотным покупателем.

Раздел 5. Природа — это система

Что называется системой. Признаки систем. Компоненты систем. Многообразие компонентов природы. Аквариум как система. Взаимосвязь между компонентами системы аквариума. Системный подход к изучению природы. Уровни организации природы. Взаимосвязи в природе. Законы природы и преобразующая деятельность человека. Научно обоснованное природопользование. Общая характеристика природы. Природа - это единая развивающаяся система. Человек — часть природы и подчиняется её законам.

Практикумы:

  1. Исследование расхода воды
  2. Многообразие окраски листьев у комнатных растений

Приспособление комнатных растений к условиям пустыни

Изучаем хлорофилл в растении

Сравнение пестролистных форм традесканции и хлорофитума, выросших в разных условиях освещенности

  1. Использование энергии Солнца
  2. Исследование содержимого мусорной корзины
  3. О чём рассказывает упаковка товара
  4. Исследование упаковок товаров, приобретённых семьёй за одну неделю
  5. Аквариум как система

Социологические опросы:

Социологический опрос по проблеме содержания собак в городе. Социологический опрос по проблеме мусора.

Экскурсии:

«Продовольственный магазин: как стать экологически грамотным покупателем».

Тематическое планирование

.

1 /14 ч)

№ п/п

Тема

Основное содержание

Количество часов

Раздел 1.Понимаем природу (7ч)

Человек и природа

Взаимозависимость человека и природы. Осознание

необходимости сохранения жизни

на Земле

1

2

Роль природы в жизни человека

Природа как источник всего

необходимого для жизни человека: воздуха, воды, пищи, сырья

1

2

Природа - источник вдохновения

Природа как источник духовного, эстетического, эмоционального и интеллектуального развития

человека

1

2

Как появились знания о природе

Становление научного

естествознания. Роль естественно- научных знаний для практической деятельности человека

1

2

Человек учится у природы

Природа как источник технических решений человека. Бионика.

Выявление и оценка «подсказок»

природы

1

2

Воздействие человека на природу

Разнообразие путей воздействия человека на природу. Оценка

достижений цивилизации и урона

природе

1

2

Роль человека в жизни природы

Необходимость жизни человека по законам природы.

Отрицательное и положительное

воздействие человека на природу

1

2

Раздел 2. Сохраняем природу (7ч)

Что изучает наука экология

Природа — наш дом. Экология. Экологические проблемы и возможные пути их решения Экологически правильное

поведение человека

1

Красная книга

Природоохранная деятельность человека. Красная книга - её

назначение, принципы составления

1

2

Как сохранить растительный и животный мир

Пути предотвращения

исчезновения видов растений и животных. Заповедники.

Заказники. Национальный парк. Памятник природы.

Природоохранные мероприятия

1

2

Ответственность человека за приручённых

животных

Роль домашних животных в жизни человека. Способы ухода.

Ответственность за приручённых

животных

1

2

Социологический опрос по проблеме содержания собак в городе

Выявление общественного мнения по проблеме содержания собак в городе. Выявление причин, по

которым люди заводят собак

1

2

Проблема экономии воды

Истощение водных ресурсов как экологическая проблема. Правила грамотного потребителя воды.

Исследование расхода воды

1

2

Учимся у природы

экономить воду

Как растения сохраняют воду.

Экономия воды в быту

1

2

Раздел 3. Учимся у природы экономии энергии (6/12 ч.)

1

2

Как растение получает энергию солнечных лучей

Адаптивный характер зелёной окраски растений. Фотосинтез. Хлорофилл. Его роль в процессе фотосинтеза

Изучаем хлорофилл в растении

Значение хлорофилла для

улавливания солнечных лучей. Увеличительные приборы.

Микроскоп

1

2

Многообразие окраски листьев у

комнатных растений

Хлорофилл — зеленый пигмент растений. Разнообразие окраски листьев: причинно-следственные связи

1

2

Как растение

использует энергию солнечных лучей

Консервация энергии в процессе

фотосинтеза. Сущность фотосинтеза как сложного физико- химического и биологического

процесса

1

2

Космическая роль зеленых растении на

планете

Зависимость жизни на Земле от энергии Солнца. Роль растений в

жизнеобеспечении на Земле

1

2

Учимся у природы экономить энергию

Использование энергии Солнца. Солнечная энергетика.

Экологические характеристики

1

2

Раздел 4. Учимся у природы безотходному производству

1

2

  1. 21

Природа — пример безотходного производства

Круговороты веществ в природе. Образуется ли мусор в природе. Отходы производства как результат

деятельности человека

  1. 22

Обращение с бытовыми отходами

Бытовые отходы как экологическая проблема. Состав бытовых отходов

1

2

  1. 23

Исследование содержимого

мусорной корзины

Проблема утилизации бытовых отходов. Пути решения.

1

2

  1. 24

Социологический

опрос по проблеме мусора

Выявление общественного мнения по проблеме бытовых отходов.

Привлечение внимания населения к её решению

1

2

  1. 25

О чём рассказывает упаковка товара

Типы упаковки товаров.

Условные обозначения на

упаковке: состав и опасность для окружающей среды

1

2

  1. 26

Исследование упаковок товаров, приобретённых

семьёй за одну

неделю

Определение разных типов

упаковки товаров и их влияния на окружающую среду

1

2

  1. 27
  2. 28

Экскурсия. Продовольственный магазин: как стать экологически

грамотным

покупателем

Выявление различий разных типов упаковки товаров. Оценка их

влияния на окружающую среду

2

2

Раздел 5. Природа это система

1

2

  1. 29

Что называется

системой

Система. Признаки систем.

Компоненты системы

  1. 30

Аквариум как система

Взаимосвязь между

компонентами системы аквариума

1

2

  1. 31

Учимся применять системный подход

Системная организация природы. Уровни организации природы.

Характеристики систем

1

2

  1. 32

Взаимосвязи в природе

Взаимосвязь между

компонентами природных систем. Экосистема

1

2

  1. 33

Научно обоснованное

природопользование

Законы природы и

преобразовательная деятельность человека Природопользование.

Экологическая культура

1

2

  1. 34

Общая

характеристика природы.

Природа - это единая

развивающаяся система. Человек

— часть природы и подчиняется её законам

1

2

Средства обучения и воспитания

  1. Комплект лабораторного оборудования для биологического практикума
  2. Комплект лабораторного оборудования для наблюдения за прорастанием семян
  3. Термометры для измерения температуры воздуха, воды
  4. Репродукции картин с изображениями природы (пейзажи, работы художников-анималистов, натюрморты с природными объектами и пр.) или в виде слайдов презентации
  5. Аудиозаписи музыки: А. Вивальди «Времена года», П. И. Чайковский

«Времена года», Сен-Санс «Карнавал животных» и др.

  1. Видеофрагменты балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро»
  2. Определители животных и растений
  3. Коллекция комнатных растений, в том числе пестролистные формы
  4. Аквариум с аквариумным оборудованием и обитателями
  5. Лупа

П.Микроскоп лабораторный цифровой

  1. Оборудование для работы с микрос6к. о8п1ом: Покровные и предметные стекла, препаровальные иглы, пипетки
  2. Набор для экологических исследований
  3. Штатив лабораторный
  4. Электроплитка
  5. Гербарий «Растительные сообщества»
  6. Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников»
  7. Комплект таблиц демонстрационных по «Природоведению»
  8. Персональный компьютер учителя с колонками
  9. Мультимедийный проектор

Литература для обучающихся:

  1. Бабенко В.Г. Редкие птицы России. По страницам Красной книги. - М.: Аванта: ACT, 2013. - 96 с.: ил.
  2. Васильева А.Б. Мой гербарий. Листья деревьев. - М.: МИФ, 2018. - 80 с.: ил. - (Мой гербарий).
  3. Волцит П.М., Целлариус Е.Ю. Растения России. Определитель. - М.: ACT, 2015. - 94 с.: ил.
  4. Гржимек Б., Гржимек М. Серенгети не должен умереть. / Пер. с нем. Е.А.Геевской, предисл. Н.Н. Дроздова. - М.: ACT ПРЕСС КНИГА, 2012.

- 288 с. цв. ил. - (Наука и мир. Классика).

  1. Дмитриев Ю.Д. Человек и животные. Кн. 1. - М.: Детская литература, 1973. - 368 с.: ил.
  2. Лагутенко        О.И.        Занимательное        природоведение        для        младши х школьников. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2011. - 240 с.: ил. - (Серия

«библиотека начальной школы»).

  1. Лесли К.У. Ближе к природе. Книга натуралиста /пер. с англ. Ю. Корнилович, научи. ред. А. Савченко и др. - М.: МИФ, 2015. - 288 с. : ил.
  2. Мосалов А.А., Волцит П.М. Птицы России. Определитель. - М.: Издательство ACT, 2014. - 94 с.: ил.
  3. Очеретний А.Д. Мой первый аквариум: Справочник для начинающих. - М.: Эксмо-Пресс, 2016. - 144 с.: ил.
  4. Пескова И.М. Растения России. Определитель. - М.: Издательство ACT, 2015. - 94 с.: ил. - (Наглядный определитель).
  5. Скалдина О.В. Красная книга России. - М.: Эксмо, 2017. - 272 с.: ил. или другое издание
  6. Федоров А.В., Сенова О.Н. Экологически дружественные решения в нашей жизни: Советы для каждого. - СПб.: ООО «3-КОПИ», 2015. - 88 с.
  7. Цойх М. Бионика: Энциклопедия / Пер. с нем. Ю.Ю. Зеленко. - М. – Мир книги, 2007 г. - 48 с.: ил.

Литература для учителя:

  1. Волцит П.М. Большой определитель птиц, зверей, насекомых и растений России. - М.: ACT, 2017. - 256 с.
  2. Гринин Л.Е., Перепелкина А.В. Экология 6-11 классы. Исследовательская деятельность обучающихся, кружковая работа. ФГОС. - Волгоград: Учитель, 2017. - 132 с.
  3. Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник- определитель. - М.: Вече, 2013. - 592 с.: ил.
  4. Игры по естествознанию. Как познавать природу, играя и путешествуя.

/Под общей ред. Ю.Ю. Алексашиной. - СПб.: СМИО Пресс, 2001. - 128 с.

  1. Лагутенко О.И. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: Экскурсии в природу: кн. для учителя / Под. ред. И.Ю. Алексашиной. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006. - 159 с.: ил. - (Лабиринт).
  2. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология: учеб. для студентов пед. вузов. - М.: Дрофа, 2004. - 416 с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности: "Хранители природы".

Программа курса внеурочной деятельности, социального направления, включает в себя: пояснительную записку, основные направления и содержание программы, календарно-тематическое планирование и методическ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая природа"

     Воспитание экологической культуры у современных школьников- главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование ...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Представленная целостная программа разработана для уча­щихся основной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 170 часов. Содержание программы выстроено...

«Учись учиться»: программа курса внеурочной деятельности

Программа курса внеурочной деятельности учащихся для 7 – 9 классов рассчитана на учащихся, имеющих проблемы в обучении. Программа предусматривает коррекционно-развивающий аспект: развитие ВПФ (в...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (ФГОС ООО)

Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса.Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.Реализация программы предполагает использование форм работы, которые ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" (5-9 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельнсти "Читательская грамотность: учимся для жизни" разработана на основе прграммы курса внеурочной деятельнсоти "Функциональная грамотность: учи...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся для жизни"

Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов. Тематическое планирование приведено в соответствие с планом внеурочной деятельности школы: 5 класс - 34 часа, 6-9 классы - по 17 часов....