Программа курса внеурочной деятельности " Чему природа учит человека"
рабочая программа по географии (6 класс)
Программа курса внеурочной деятельности " Чему природа учит человека для обучающихся 5-6 классов направленена на формирование экологической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_programma_d._o_chemu_priroda_uchit_cheloveka.docx | 48.9 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для 6-х классов
Количество часов: 34
Курса внеурочной деятельности
«Чему природа учит человека?»
2021-2022 учебный год.
Учитель: Киреева Л.Х.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Чему природа учит человека?» для обучающихся 6 классов составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. (с изменениями);
ФГОС ООО со всеми изменениями и дополнениями, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г.;
Чему природа учит человека? 5-6 классы: учебно-методическое пособие для общеобразовательных организаций/ И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко. – М.: Просвещение, 2019. – 96с.: ил. – (Внеурочная деятельность)
Программа «Чему природа учит человека» предназначена для организации внеурочной образовательной деятельности обучающихся в 5—6 классах.
Цель программы — формирование экологического мышления и ценностного отношения к природе на основе современных естественно - научных представлений.
Содержание программы учитывает требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее — основная образовательная программа), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования второго поколения; наполнение фундаментального ядра содержания общего образования; программу развития и формирования универсальных учебных действий.
Программа рассчитана на 34 часа.
Программа отвечает принципам:
Системно — деятельностного подхода
Не менее 50% содержания предполагает и обеспечивает самостоятельную работу учащихся (практические работы, учебные экскурсии; учебные исследования; социологические опросы).
- Принцип экологизации
Ориентирована на воспитание осознанной жизненной позиции учащихся, способных стать активными защитниками окружающей среды. Направлена на выработку у учащихся системы знаний-убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений «человек-природа» как основы экологического образования и воспитания учащихся;
Принцип пропедевтики
Отбор содержания учебного материала, с одной стороны, опирается на полученные ранее знания обучающихся, с другой стороны, значительно расширяет их кругозор по каждой теме и способствует осознанному восприятию учебных предметов естественно-научной направленности.
Планируемые образовательные результаты
Личностные образовательные результаты
Обучающиеся осознают:
- ценностное отношение к природе, бережливость в отношении её ресурсов, космическое предназначение человека;
- высокую степень зависимости человека от природы: человек не может жить вне биосферы, а биосфера может существовать без человека;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
активную жизненную позицию и мотивацию стать активными защитниками окружающей среды.
Выпускник научится:
- рассматривать природу как систему, обнаруживать взаимозависимость и взаимосвязь компонентов природы;
- обосновывать необходимость бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношении на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- узнавать изученные объекты и явления природы, сравнивать их на основе внешних признаков или известных характерных свойств и описывать их, выделяя существенные признаки;
- проводить наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
- следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации
- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото— и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Чему природа учит человека»
Раздел 1. Понимаем природу
Взаимозависимость человека и природы. Роль природы в жизни человека. Природа как источник всего необходимого для жизни человека. Природа как источник вдохновения: духовного, эстетического, эмоционального интеллектуального развития человека. Как появились знания о природе. Становление научного естествознания. Роль естественно-научных знаний для практической деятельности человека. Чему человек учится у природы. Природа как источник технических решений человека. Бионика. Роль человека в жизни природы. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Ответственность человека за сохранение природы.
Раздел 2. Сохраняем природу
Что изучает наука экология. Экологические проблемы и возможные пути их решения. Красная книга. Как сохранить растительный и животный мир. Природоохранная деятельность человека. Особо охраняемые природные территории. Ответственность человека за приручённых животных. Выявление общественного мнения по проблеме содержания собак в городе. Проблема экономии воды. Истощение водных ресурсов как экологическая проблема. Исследование расхода воды в быту. Учимся у природы экономить воду. Как растения сохраняют воду. Экономия воды в быту.
Раздел 3. Учимся у природы экономии энергии
Как растение получает энергию солнечных лучей. Фотосинтез. Хлорофилл и его значение для улавливания солнечных лучей. Изучаем хлорофилл в растении. Хлорофилл — зелёный пигмент растений. Многообразие окраски листьев. Как растение использует энергию солнечных лучей. Консервация энергии в процессе фотосинтеза. Зависимость жизни на Земле от энергии Солнца. Космическая роль зелёных растений на планете. Учимся у природы экономить энергию. Солнечная энергетика.
Раздел 4. Учимся у природы безотходному производству.
Природа - пример безотходного производства. Круговороты веществ в природе. Проблема загрязнения бытовыми отходами. Состав бытовых отходов. Проблема утилизации бытовых отходов. Выявление общественного мнения по проблеме бытовых отходов. Обращение с бытовыми отходами. О чём рассказывает упаковка товара. Типы упаковки товаров. Условные обозначения на упаковке: состав и опасность для окружающей среды. Определение разных типов упаковки товаров и их влияния на окружающую среду. Как стать экологически грамотным покупателем.
Раздел 5. Природа — это система
Что называется системой. Признаки систем. Компоненты систем. Многообразие компонентов природы. Аквариум как система. Взаимосвязь между компонентами системы аквариума. Системный подход к изучению природы. Уровни организации природы. Взаимосвязи в природе. Законы природы и преобразующая деятельность человека. Научно обоснованное природопользование. Общая характеристика природы. Природа - это единая развивающаяся система. Человек — часть природы и подчиняется её законам.
Практикумы:
- Исследование расхода воды
- Многообразие окраски листьев у комнатных растений
Приспособление комнатных растений к условиям пустыни
Изучаем хлорофилл в растении
Сравнение пестролистных форм традесканции и хлорофитума, выросших в разных условиях освещенности
- Использование энергии Солнца
- Исследование содержимого мусорной корзины
- О чём рассказывает упаковка товара
- Исследование упаковок товаров, приобретённых семьёй за одну неделю
- Аквариум как система
Социологические опросы:
Социологический опрос по проблеме содержания собак в городе. Социологический опрос по проблеме мусора.
Экскурсии:
«Продовольственный магазин: как стать экологически грамотным покупателем».
Тематическое планирование
. | 1 /14 ч) | |||||||
№ п/п | Тема | Основное содержание | Количество часов | |||||
Раздел 1.Понимаем природу (7ч) | ||||||||
Человек и природа | Взаимозависимость человека и природы. Осознание необходимости сохранения жизни на Земле | 1 | 2 | |||||
Роль природы в жизни человека | Природа как источник всего необходимого для жизни человека: воздуха, воды, пищи, сырья | 1 | 2 | |||||
Природа - источник вдохновения | Природа как источник духовного, эстетического, эмоционального и интеллектуального развития человека | 1 | 2 | |||||
Как появились знания о природе | Становление научного естествознания. Роль естественно- научных знаний для практической деятельности человека | 1 | 2 | |||||
Человек учится у природы | Природа как источник технических решений человека. Бионика. Выявление и оценка «подсказок» природы | 1 | 2 | |||||
Воздействие человека на природу | Разнообразие путей воздействия человека на природу. Оценка достижений цивилизации и урона природе | 1 | 2 | |||||
Роль человека в жизни природы | Необходимость жизни человека по законам природы. Отрицательное и положительное воздействие человека на природу | 1 | 2 | |||||
Раздел 2. Сохраняем природу (7ч) | ||||||||
Что изучает наука экология | Природа — наш дом. Экология. Экологические проблемы и возможные пути их решения Экологически правильное поведение человека | 1 | ||||||
Красная книга | Природоохранная деятельность человека. Красная книга - её назначение, принципы составления | 1 | 2 | |||||
Как сохранить растительный и животный мир | Пути предотвращения исчезновения видов растений и животных. Заповедники. Заказники. Национальный парк. Памятник природы. Природоохранные мероприятия | 1 | 2 | |||||
Ответственность человека за приручённых животных | Роль домашних животных в жизни человека. Способы ухода. Ответственность за приручённых животных | 1 | 2 | |||||
Социологический опрос по проблеме содержания собак в городе | Выявление общественного мнения по проблеме содержания собак в городе. Выявление причин, по которым люди заводят собак | 1 | 2 | |||||
Проблема экономии воды | Истощение водных ресурсов как экологическая проблема. Правила грамотного потребителя воды. Исследование расхода воды | 1 | 2 | |||||
Учимся у природы экономить воду | Как растения сохраняют воду. Экономия воды в быту | 1 | 2 | |||||
Раздел 3. Учимся у природы экономии энергии (6/12 ч.) | 1 | 2 | ||||||
Как растение получает энергию солнечных лучей | Адаптивный характер зелёной окраски растений. Фотосинтез. Хлорофилл. Его роль в процессе фотосинтеза | |||||||
Изучаем хлорофилл в растении | Значение хлорофилла для улавливания солнечных лучей. Увеличительные приборы. Микроскоп | 1 | 2 | |||||
Многообразие окраски листьев у комнатных растений | Хлорофилл — зеленый пигмент растений. Разнообразие окраски листьев: причинно-следственные связи | 1 | 2 | |||||
Как растение использует энергию солнечных лучей | Консервация энергии в процессе фотосинтеза. Сущность фотосинтеза как сложного физико- химического и биологического процесса | 1 | 2 | |||||
Космическая роль зеленых растении на планете | Зависимость жизни на Земле от энергии Солнца. Роль растений в жизнеобеспечении на Земле | 1 | 2 | |||||
Учимся у природы экономить энергию | Использование энергии Солнца. Солнечная энергетика. Экологические характеристики | 1 | 2 | |||||
Раздел 4. Учимся у природы безотходному производству | 1 | 2 | ||||||
| Природа — пример безотходного производства | Круговороты веществ в природе. Образуется ли мусор в природе. Отходы производства как результат деятельности человека | ||||||
| Обращение с бытовыми отходами | Бытовые отходы как экологическая проблема. Состав бытовых отходов | 1 | 2 | ||||
| Исследование содержимого мусорной корзины | Проблема утилизации бытовых отходов. Пути решения. | 1 | 2 | ||||
| Социологический опрос по проблеме мусора | Выявление общественного мнения по проблеме бытовых отходов. Привлечение внимания населения к её решению | 1 | 2 | ||||
| О чём рассказывает упаковка товара | Типы упаковки товаров. Условные обозначения на упаковке: состав и опасность для окружающей среды | 1 | 2 | ||||
| Исследование упаковок товаров, приобретённых семьёй за одну неделю | Определение разных типов упаковки товаров и их влияния на окружающую среду | 1 | 2 | ||||
| Экскурсия. Продовольственный магазин: как стать экологически грамотным покупателем | Выявление различий разных типов упаковки товаров. Оценка их влияния на окружающую среду | 2 | 2 | ||||
Раздел 5. Природа это система | 1 | 2 | ||||||
| Что называется системой | Система. Признаки систем. Компоненты системы | ||||||
| Аквариум как система | Взаимосвязь между компонентами системы аквариума | 1 | 2 | ||||
| Учимся применять системный подход | Системная организация природы. Уровни организации природы. Характеристики систем | 1 | 2 | ||||
| Взаимосвязи в природе | Взаимосвязь между компонентами природных систем. Экосистема | 1 | 2 | ||||
| Научно обоснованное природопользование | Законы природы и преобразовательная деятельность человека Природопользование. Экологическая культура | 1 | 2 | ||||
| Общая характеристика природы. | Природа - это единая развивающаяся система. Человек — часть природы и подчиняется её законам | 1 | 2 |
Средства обучения и воспитания
- Комплект лабораторного оборудования для биологического практикума
- Комплект лабораторного оборудования для наблюдения за прорастанием семян
- Термометры для измерения температуры воздуха, воды
- Репродукции картин с изображениями природы (пейзажи, работы художников-анималистов, натюрморты с природными объектами и пр.) или в виде слайдов презентации
- Аудиозаписи музыки: А. Вивальди «Времена года», П. И. Чайковский
«Времена года», Сен-Санс «Карнавал животных» и др.
- Видеофрагменты балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро»
- Определители животных и растений
- Коллекция комнатных растений, в том числе пестролистные формы
- Аквариум с аквариумным оборудованием и обитателями
- Лупа
П.Микроскоп лабораторный цифровой
- Оборудование для работы с микрос6к. о8п1ом: Покровные и предметные стекла, препаровальные иглы, пипетки
- Набор для экологических исследований
- Штатив лабораторный
- Электроплитка
- Гербарий «Растительные сообщества»
- Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников»
- Комплект таблиц демонстрационных по «Природоведению»
- Персональный компьютер учителя с колонками
- Мультимедийный проектор
Литература для обучающихся:
- Бабенко В.Г. Редкие птицы России. По страницам Красной книги. - М.: Аванта: ACT, 2013. - 96 с.: ил.
- Васильева А.Б. Мой гербарий. Листья деревьев. - М.: МИФ, 2018. - 80 с.: ил. - (Мой гербарий).
- Волцит П.М., Целлариус Е.Ю. Растения России. Определитель. - М.: ACT, 2015. - 94 с.: ил.
- Гржимек Б., Гржимек М. Серенгети не должен умереть. / Пер. с нем. Е.А.Геевской, предисл. Н.Н. Дроздова. - М.: ACT ПРЕСС КНИГА, 2012.
- 288 с. цв. ил. - (Наука и мир. Классика).
- Дмитриев Ю.Д. Человек и животные. Кн. 1. - М.: Детская литература, 1973. - 368 с.: ил.
- Лагутенко О.И. Занимательное природоведение для младши х школьников. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2011. - 240 с.: ил. - (Серия
«библиотека начальной школы»).
- Лесли К.У. Ближе к природе. Книга натуралиста /пер. с англ. Ю. Корнилович, научи. ред. А. Савченко и др. - М.: МИФ, 2015. - 288 с. : ил.
- Мосалов А.А., Волцит П.М. Птицы России. Определитель. - М.: Издательство ACT, 2014. - 94 с.: ил.
- Очеретний А.Д. Мой первый аквариум: Справочник для начинающих. - М.: Эксмо-Пресс, 2016. - 144 с.: ил.
- Пескова И.М. Растения России. Определитель. - М.: Издательство ACT, 2015. - 94 с.: ил. - (Наглядный определитель).
- Скалдина О.В. Красная книга России. - М.: Эксмо, 2017. - 272 с.: ил. или другое издание
- Федоров А.В., Сенова О.Н. Экологически дружественные решения в нашей жизни: Советы для каждого. - СПб.: ООО «3-КОПИ», 2015. - 88 с.
- Цойх М. Бионика: Энциклопедия / Пер. с нем. Ю.Ю. Зеленко. - М. – Мир книги, 2007 г. - 48 с.: ил.
Литература для учителя:
- Волцит П.М. Большой определитель птиц, зверей, насекомых и растений России. - М.: ACT, 2017. - 256 с.
- Гринин Л.Е., Перепелкина А.В. Экология 6-11 классы. Исследовательская деятельность обучающихся, кружковая работа. ФГОС. - Волгоград: Учитель, 2017. - 132 с.
- Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник- определитель. - М.: Вече, 2013. - 592 с.: ил.
- Игры по естествознанию. Как познавать природу, играя и путешествуя.
/Под общей ред. Ю.Ю. Алексашиной. - СПб.: СМИО Пресс, 2001. - 128 с.
- Лагутенко О.И. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: Экскурсии в природу: кн. для учителя / Под. ред. И.Ю. Алексашиной. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006. - 159 с.: ил. - (Лабиринт).
- Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология: учеб. для студентов пед. вузов. - М.: Дрофа, 2004. - 416 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности: "Хранители природы".
Программа курса внеурочной деятельности, социального направления, включает в себя: пояснительную записку, основные направления и содержание программы, календарно-тематическое планирование и методическ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая природа"
Воспитание экологической культуры у современных школьников- главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование ...
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Представленная целостная программа разработана для учащихся основной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 170 часов. Содержание программы выстроено...
«Учись учиться»: программа курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности учащихся для 7 – 9 классов рассчитана на учащихся, имеющих проблемы в обучении. Программа предусматривает коррекционно-развивающий аспект: развитие ВПФ (в...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (ФГОС ООО)
Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса.Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.Реализация программы предполагает использование форм работы, которые ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" (5-9 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельнсти "Читательская грамотность: учимся для жизни" разработана на основе прграммы курса внеурочной деятельнсоти "Функциональная грамотность: учи...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся для жизни"
Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов. Тематическое планирование приведено в соответствие с планом внеурочной деятельности школы: 5 класс - 34 часа, 6-9 классы - по 17 часов....