Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Хранитель культуры и добра" для 6 классов
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Воспитание художественной культуры и развития литературных способностей помогают детям осознать единство мира и своё место в этом мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
Директор МБОУ Зам. директора по ВР на заседании ПС
«Бирюковская СОШ» _________ В.М.Нураденова Протокол № ____ от
___________ К.А.Любченко «____»_________ 20____ г «___»_______ 20___ г
«___»__________ 20____ г
Модифицированная рабочая программа
курса внеурочной деятельности
для 6 классов
«Хранитель культуры и добра»
в соответствии с ФГОС II поколения
Возраст учащихся: 10-12 лет
Срок реализации: 1 год
Составила: Магомедгаджиева С.О.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Воспитание художественной культуры и развития литературных способностей помогают детям осознать единство мира и своё место в этом мире.
Кружок «Хранитель культуры и добра» предусматривает развитие творческих и практических способностей детей.
Творческие и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют, а вторые направляют к конкретным, практическим действиям – созданию своих произведений, умению анализировать свои работы, применяя полученные знания. Кружок предназначен для детей среднего школьного возраста (6 класс).
В программе работы кружка поднята важнейшая проблема духовно – нравственного развития на примерах русской литературы: от истоков устного народного творчества до современной литературы,– всё это оказывает влияние на воспитание мира чувств ребёнка, его эмоциональной чуткости, активной действенной отзывчивости на добро и зло, воспитывает активную жизненную позицию.
Основные принципы организации кружка:
- принцип добровольности ;
- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Цель:
развитие литературных способностей школьников.
Задачи:
- формирование литературно – художественного мышления и эмоционально – чувственного отношения к окружающему миру; приобщение к чтению – как основе выработки творческих способностей;
- развитие сочинительства;
- воспитание литературной грамотности.
Формы проведения занятий:
- беседы;
- практические занятия «Творение слова»
- конкурсы;
- викторины;
- игры;
-- библиотечные занятия;
-- защита проектов.
Перечень упражнений, используемый на занятиях, включает в себя индивидуальные, парные и коллективные творческие задания. Использование технических средств обучения (аудио, видео, компакт-дисков) .
Методы и приёмы:
- активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером
- пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
- объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
- эвристический
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся:
В ходе занятий кружка учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой
- уметь находить необходимые сведения в Интернете
- уметь создавать кроссворд, тест
Описание места занятий на кружке в учебном плане:
В содержание предмета входят эстетическое восприятие литературы как искусства, практическая словесная деятельность учащихся. Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа в год, 1 раз в неделю, для учащихся 6-х классов.
Описание ценностных ориентиров содержания кружка
Изучение кружкового курса обеспечивает:
— формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, осознание системы общечеловеческих ценностей;
— развитие литературного вкуса;
— осваивание эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, духовно-нравственного потенциала;
— способность ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формирование художественного вкуса;
• в трудовой сфере:
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
• в познавательной сфере:
— умение познавать мир через образы художественной литературы.
- Ожидаемые результаты:
- занятия должны помочь ученикам разобраться в многожанровости литературы, понимать и применять литературоведческие термины, анализировать литературное произведение . (Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь).
- создавать и совершенствовать собственные творческие работы.
Положительные результаты сформированности УУД на занятиях кружка проявляются:
- в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
- в развитии фантазии, воображения, общего интеллектуального уровня, памяти;
- в формировании критического мышления;
- в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
Тематическое планирование
№ урока | Дата | Коррек- тировка | Тема занятия | Виды и формы работы, деятельность обучающихся. | УУД |
1 | 3-7 сентября | Вводное занятие Задачи работы кружка. | Подготовка к библиотечному уроку. | Регулятивные УУД •Проговаривать последовательность действий на занятии. •Учиться работать по предложенному учителем плану. •Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на кружке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД •Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. • Делать предварительный отбор источников информации. •Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, источники Интернет ресурсов и информацию, полученную на кружке. •Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. •Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные УУД •Уметь пользоваться навыками литературного языка: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной форме. • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. •Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на кружке литературы и следовать им. • Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками; в) понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | |
2 | 10-14 сентября | История книги. Библиотечное занятие. | Презентация. | ||
3 | 17-21 сентября | Литература как вид искусства. Связь с другими видами искусства | Создание и демонстрация иллюстративного материала | ||
4 | 24-28 сентября | Художественная литература. Ее особенности и задачи. | Конструирование кроссворда . | ||
5 | 1-5 октября | Что такое род литературы. Понятие об эпосе, лироэпосе , лирике и драме. | Создание опорной таблицы. | ||
6 | 8-12 октября | Эпос. Основные особенности.Жанры. | Создание опорной таблицы. | ||
7 | 15-19 октября | И снова о сказке… | Виды сказок, вариативность сказок. Понятие о бродячих сюжетах. | ||
8 | 22-26 октября | Библиотечное занятие(по сказкам) | Презентация народной и литературной сказки. | ||
9 | 29 октября-2 ноября | Сказочная повесть. Отличие от сказки. | Сопоставление, умение находить сходство и различия. | ||
10 | 12-16 ноября | Практическое занятие. | Сочиняем сами. Чтение и обсуждение работ учащихся | ||
11 | 19-23 ноября | Рассказ. Особенности жанра. | Закрепление литературоведческих терминов. | ||
12 | 26-30 ноября | Практическое занятие | Сочиняем сами. | ||
13 | 3-7 декабря | Библиотечное занятие. | Викторина. Работа по группам. | ||
14 | 10-14 декабря | .Басня как жанр. Особенности жанра. | Подбор иллюстративного материала, декламация | ||
15 | 17-21 декабря | Практическое занятие. | Сочиняем сами. | ||
16 | 24-28 декабря | Конкурс проектов. | Презентация. Создание кроссвордов. | ||
17 | 10-18 января | Понятие о балладе. Лироэпос. | Работа со словарем. | ||
18 | 21-25 января | Практическое занятие. | Работа над балладой «Кубок» В.А.Жуковского. | ||
19 | 28 января-1 февраля |
| Лирика. Жанровые особенности. | Беседа о рифме, ритме, размере стихотворения. Понятие о звукописи. | |
20 | 4-8 февраля | Обучение анализу стихотворения. | Анализ стихотворения. Создание изобразительного ряда. Подбор музыкального сопровождения. Работа над выразительным чтением стихотворения | ||
21 | 11-15 февраля | Практическая работа. | Конкурс «Лучший чтец». | ||
22 | 18-22 февраля | Что такое стихотворчество. | Работа со словарем. | ||
23 | 25 февраля-1 марта | Практическая работа. | Конкурс « Мое стихотворение» | ||
24 | 4-8 марта | Библиотечное занятие | Викторина. | ||
25 | 11-15 марта | Драма. Особенности жанра. | Закрепление понятий (монолог, диалог, авторская ремарка) | ||
26 | 18-22 марта | Понятие о комедии, трагедии, собственно драме. | Чтение по ролям. | ||
27 | 1-5 апреля | Практическое занятие. Подготовка к спектаклю по пьесе С. Я. Маршака « Двенадцать месяцев». | Разработка сценария. Распределение мизансцен. Работа над декламацией, жестикуляцией, мимикой. Планирование сценического пространства. Создание костюмов и декораций. Подбор музыкального сопровождения: полонез, звучание фанфар, завывание вьюги и др. | ||
28 | 8-12 апреля | Подготовка к спектаклю. | Декламация. Репетиции. | ||
29 | 15-19 апреля | Подготовка к спектаклю. | Декламация. Репетиции | ||
30 | 22-26 апреля | Спектакль. | Подготовка сцены, декораций. | ||
31 | 29 апреля – 10 мая | Библиотечное занятие. | Викторина «Своя игра» | ||
32 | 13-17 мая | Резервное занятие. | |||
33 | 20-24 мая | Резервное занятие. | |||
34 | 27-31 мая | Итоговое занятие. | Творческий отчет |
Литература:
1.. Фогельсон И.А..Литература учит. Москва, »Просвещение» 1999
2.Маранцман В. Г. Изучение литературы .Методические рекомендации. Санкт-Петербург, «Специальная литература» 1997
3.Интернет-ресурсы
4. О. А. Еремина.
«Литературный кружок в школе. 5-6 классы»
5. Р. И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности.
6. Е. И. Никитина. Уроки развития речи.
4. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя.
5. В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты.
6. Е. Эткинд. Разговор о стихах.
7. Е. В. Карсалова. "Стихи живые сами говорят…"
8. Т. В. Матвеева. От звука до текста.
Паспорт проекта
Тема проекта | Рабочая программа курса «Хранитель культуры и добра». 6 класс |
Автор проекта | Магомедгаджиева С.О. |
Учебный предмет | литература |
Тип проекта | Краткосрочный, практико-ориентированный |
Заказчик проекта | МБОУ «Бирюковская СОШ» |
Задачи проекта | 1) формирование литературно-художественного мышления и эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру 2) приобщение к чтению как основе выработки творческих способностей 3) развитие сочинительства 4) воспитание литературной грамотности |
Вопросы проекта | 1) В чем уникальность литературы как искусства словесного образа? Каковы ее особенности и задачи? 2) Почему литературу называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни»? 3) Владение анализом литературного произведения; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка |
Необходимое оборудование | ТСН, словари, репродукции картин, музыкальные отрывки произведений, тексты статей, раздаточный материал |
Предполагаемый продукт | Создание и реализация программы проведения кружковой работы по литературе в 6 классе |
Материалы для работы кружка
Роды литературы
Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.
Предмет изображения:
Эпос ↔ Драма
↓
События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.
Лирика
↓
Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.
Отношение к предмету изображения речевой структуры:
Эпос ▼ Повествование о событиях | Драма ▼ Разговор дей- ствующих лиц (диалог, монолог) | Лирика ▼ Выражение чувств, эмоций |
Способы организации художественного времени и пространства:
Эпос ↔ Драма События, происходящие во времени и пространстве | Лирика Вне времени и пространства |
Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем.
Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определенный момент жизни.
Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.
Жанры литературы
Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.
Жанры устного народного творчества (фольклора) | ||
Название | Краткая характеристика | Пример
|
Сказка | Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов | "Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль", "Заюшкина избушка" |
Былина | Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы | "Три поездки Ильи Муромца", "Вольга и Микула Селянинович" |
Песнь | Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека | Песни о С. Разине, Е. Пугачеве |
Малые жанры фольклора | ||
Загадка | Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью | "Висит сито, не руками свито" (паутина) |
Пословица | Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии | "Семеро одного не ждут" |
Поговорка | Выражение, обзрано определяюшее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли | "Легок на помине" |
Скороговорка | Шутливое выржание, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов | "Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека в руку реку: рак за руку Грека цап" |
Частушка | Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера | "Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки". |
Жанры древнерусской литературы | ||
Название | Краткая характеристика | Пример художественного произведения |
Житие | Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью | "Житие Александра Невского" |
Хожение | Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие | "Хождение за три моря" Афанасия Никитина |
Поучение | Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление | "Поучение Владимира Мономаха" |
Воинская повесть | Повествование о военном походе | "Сказание о Мамаевом побоище" |
Летопись | Историческое произведение, в котором повествование велось по годам | "Повесть временных лет" |
Слово | Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера | "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона |
Эпические жанры | |
Роман | Определение Разновидности |
Повесть | Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение. |
Рассказ | Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя |
Новелла | Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр) |
Очерк | Жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием. |
Басня | Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием |
Лирические жанры | |
Стихотворение | Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами |
Элегия | Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму |
Эпиграмма | Небольшое по объму сатирическое стихотворение |
Сонет | Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три |
Эпитафия | Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему |
Песня | Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок |
Гимн | Торжественная песнь, принятая как символ государственном или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные |
Ода | Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная |
Послание | Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу |
Романс | Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку |
Лиро-эпические жанры | |
Баллада | Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания |
Поэма | Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворение произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя |
Драматические жанры | |
Трагедия | Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель |
Комедия | Вид драмы, в котором характерны, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни |
Драма | Литературное произведение, которая изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами |
Водевиль | Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами |
Интермедия | Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов: |
Стихотворные размеры
Название | Краткая характеристика | Пример |
Хорей | Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения | Терек воет, дик и злобен, |
Ямб | Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения | В передней толкотня, тревога; |
Дактиль | Трехложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения | Кто бы ни звал - не хочу |
Амфибрахий | Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения | Не ветер бушует над бором, |
Анапест | Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения | Пропаду от тоски я и лени, |
Некоторые полезные советы, как запомнить стихотворные размеры
Двухсложную запомнить проще простого: Ямб - я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.
Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Д - дактиль, значит ударение на первый слог, АМ - амфибрахий на второй слог, четвертая буква А - анапест, значит ударение на третий.
Рифма и строфа поэтического текста
Рифма (греч. rhythmos - соразмерность, ритм, согласованность) - звуковой повтор в двух и более стихотворных строках, преимущественно в стихотворных окончаниях.
Особенности строфики поэтического текста
Строфа (греч. strophe - круг, оборт) - группа из определенного числа стихов (стихотворных строк), повторяющая в произведении, объединенная общей рифмовкой и представляющее собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой.
Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)
Название тропа | Краткая характеристика | Пример |
Эпитет | Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения | Под нами с грохототом чугунным |
Постоянный эпитет | Один из тропов народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее какой-нибудь характерный, всегда наличествующий родовой признак | Выезжает из села да добрый молодец, |
Простое сравнение | Простой вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку | Дорога, как змеиный хвост, |
Метафора | Вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства | Не жалею, не зову, плачу, |
Олицетворение | Особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы или явления | Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось. ("Слово о полку Игореве") |
Гипербола | Вид тропа, основанный на преувеличении свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и образности художественной речи | И полусонным стрелкам лень |
Литота | Образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального воздействия | Только в мире и есть, что тенистый |
Метонимия | Вид тропа, перенос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; художественное отожествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности | Не дай мне Бог сойти с ума. |
Синекдоха | Разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях "меньшее - большее"; "часть - целое" (количественная метонимия) | Белеет парус одинокой |
Оксюморон | Вид тропа, сочетании несочетаемого, противоположных по значению слов | Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. |
Перифраз | Вид тропа, замена названия предмета или явления описанием его признаков | И вслед за ним, как бури шум, |
Ирония | Вид художественного тропа, употребление слова или выражения в противоложном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешки | "Ты все пела? это дело: |
Функции художественно-выразительных средств (тропов)
- характеристика предмета или явления;
- выражение авторской позиции;
- передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого
Поэтический синтаксис
Название синтаксической фигуры | Краткая характеристика | Пример из поэтического текста |
Риторический вопрос | Синтаксический прием; вопрос, не требующий ответа | Снег идет густой-густой. |
Риторическое восклицание | Синтаксический прием; восклицательное предложение, передающее эмоционально-экспрессивное отношение к изображаемому | ...И, содрав гонорар неумеренный, |
Риторическое обращение | Синтаксический прием; обращение, не содержащее указания на конкретного адресата | Здравствуйте, племя |
Повтор | Стилистическая фигура; повторение в поэтическом тексте одних и тех же слов или выражений | Я ищу прозрачности, |
Градация | Повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ | "В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, и еще лучше любили повеселиться". (Н. В. Гоголь) |
Антитеза | Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов | Они сошлись. |
Инверсия | Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи | "Швейцара мимо он дверей скользнул по мраморным ступеням..." (А. С. Пушкин) |
Плеоназм | Стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста | Горьким смехом моим посмеюся" (Н. В. Гоголь) |
Алогизм | Несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении | Пил мертвую! не спал ночей по девяти! |
Анаколуф | Стилистический прием, синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах | А звери из лесов сбегаются смотреть, |
Поэтическая фонетика
Название фонетического приема | Краткая характеристика | Пример |
Звукопись | Повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных) в художественной речи | Я вздрагивал. Я загорался и гас. |
Анафора | Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк | Клянусь четой и нечетой, |
Эпифора | Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк | Не воздух, а золото, |
Аллитерация | Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе | "Пора, перо покоя просит..." (А. С. Пушкин) |
Ассонанс | Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки | Багровое взметнулось полымя |
Лексические средства выразительности
Название лексического средства | Краткая характеристика | Пример |
Синонимы | Слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению | Не часто к нам слетает вдохновенье, |
Антонимы | Слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению | Рухнула штукатурка в нижнем этаже, Нервы |
Омонимы | Слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению | Мы сражаться стали, |
Неологизм | Новое слово, появившееся в связи с возникновением нового предмета (явления) или созданное поэтом новое слово для обозначения уже существующего предмета, понятия, явления | Эти |
Архаизм | Слово или выражение, грамматическая форма или синтаксическая конструкция, вышедшие из активного употребления | Зажгли костер, сложилися, |
Историзм | Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением предмета (явления), которое это слово обозначало | Как ныне сбирается вещий |
Фразеологизм | Устойчивое сочетание слов | Узнали, подняли тревогу, |
Афоризм | Меткое законченное выражение, переданное в точной, сжатой форме | Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов) |
Диалектизм | Слово или выражение, употребляемое жителями определенной местности. Диалектизмы: | – Здорово, парнище! – |
Список кружковцев: 6 а класса.
1. Аубекеров Г.
2.Бегалиев И
3.Валеев Д
4.Шартыков Е
5.Ишманов А
6.Кузнецова Е
7.Кайбаков А
8.Нургалиев Н
9.Рамазанов М.
10.Сабирова С
11.Шведова Ю
12.Куталиева М
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/12/picture-748651-1726132273.jpg)
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/25/picture-673135-1443162622.jpg)
Рабочая программа курса по выбору "Культура речи" 9 класс
Данная рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания курса , календарно-тематического планирования...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-71849-1510300510.jpg)
На пути к открытию рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 классов
программа внеурочной деятельности «На пути к открытию» разработана учителем химии Майоровой А.Л., предназначена для развития и воспитания личности учащихся. Срок реализации программы ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-71849-1510300510.jpg)
Химия и искусство рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 7 классов
программа элективного курса «Химия и искусство» для учащихся 7классов. Программа рассчитана на 35 учебных часа, содержит 8 разделов, теоретических и практических за...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-397102-1391750849.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-397102-1391750849.jpg)
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-551094-1418643215.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура здоровья" для 10 классов
Данная программа позволяет рассмотреть условия сохранения здоровья. Программа охватывает многие аспекты воспитания здорового образа жизни. Достоверная информация помогает у...