Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая природа"
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему

Арбузова Елена Николаевна

       Воспитание экологической культуры у современных школьников- главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить с окружающим их миром. Основная идея заключается в том, что эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с природной и социальной окружающей средой.  В основе экологического воспитания лежит следующая система: ценности – отношение – поведение – ответственность.     Таким образом,  экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры учащихся есть не что иное, как результат воспитания.

   Невозможно скрыть чувство тревоги за современное состояние окружающей природы. Мы так много взяли от неё, так халатно относимся к природным богатствам, что ждать от неё милости нет смысла. В связи с этим школа ставит перед собой задачи формирования у школьников бережного отношения к природе.

      Восхищение красотой природы, ее охрана и рациональное природопользование - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения школьников является формирование экологической культуры. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов программы строится на главной закономерности природы – взаимосвязи живых организмов со средой обитания.

       Режим занятий: всего 34 часа -  часовые занятия один раз в неделю.  Занятия осуществляются как в кабинете географии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий.

    Программа является комплексной, практико-ориентированной, дифференцированной, разноуровневой, рассчитанной на возраст детей от 11 до 12 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Полх-Майданская средняя школа»

                                                                                                                                                                                                             

                                                   

                                                                     

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

 «Живая природа».

Программа согласована с заместителем директора школы Власовой Н.П.

Программа утверждена директором школы Гусевым А.А.

Приказ №1/1 от 9 января 2017 года.

 

 

Возраст обучающихся:  11 – 12 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

 

                                           

                                                                               Составитель: Е.Н. Арбузова.

                                                                                  руководитель кружка

с. Полховский Майдан  2017 г.

Пояснительная записка

       Человек – часть природы: он не может жить вне ее, поэтому обязан неукоснительно соблюдать законы природы, умело поддерживать равновесие жизни в природных сообществах. Только научившись жить в полном согласии с природой, люди смогут лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. И это очень важно. Поэтому в последнее время в обществе возрастает интерес к приобретению экологических знаний, совершенствуется экологическое воспитание среди молодёжи.

       Воспитание экологической культуры у современных школьников- главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить с окружающим их миром. Основная идея заключается в том, что эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с природной и социальной окружающей средой.  В основе экологического воспитания лежит следующая система: ценности – отношение – поведение – ответственность.     Таким образом,  экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры учащихся есть не что иное, как результат воспитания.

   Невозможно скрыть чувство тревоги за современное состояние окружающей природы. Мы так много взяли от неё, так халатно относимся к природным богатствам, что ждать от неё милости нет смысла. В связи с этим школа ставит перед собой задачи формирования у школьников бережного отношения к природе.

      Восхищение красотой природы, ее охрана и рациональное природопользование - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения школьников является формирование экологической культуры. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов программы строится на главной закономерности природы – взаимосвязи живых организмов со средой обитания.

       Режим занятий: всего 34 часа -  часовые занятия один раз в неделю.  Занятия осуществляются как в кабинете географии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий.

    Программа является комплексной, практико-ориентированной, дифференцированной, разноуровневой, рассчитанной на возраст детей от 11 до 12 лет.

Планируемые результаты

Личностные результаты

  • уметь объяснять и оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.
  • решать простейшие экологические проблемы родного края.
  • выражать положительные эстетические чувства через приобщение к красоте родной природы, понимание ценности и уникальности природного мира.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: 

  • под руководством учителя планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая условия её реализации и свои возможности;
  • вносить необходимые коррективы в действия, учитывая характер сделанных ошибок;
  • совместно с учителем и другими учениками учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности.

Познавательные УУД: 

  • с помощью учителя делать предварительный отбор источников информации.
  • ориентироваться в своей системе знаний: выделять новое в предлагаемой информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
  • делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД: 

  • уметь выполнять различные роли в группах;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач групповой деятельности;
  • правильно ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • уметь отстаивать своё мнение, формулируя собственную позицию;
  • определять и контролировать свои действия в команде.

Предметные результаты

Учащиеся должны иметь представление о понятиях:

  • экология, охрана природы, экологическая ситуация, экологические проблемы.
  • Учащиеся должны знать:
  • правила поведения в природе;
  • основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
  • глобальные экологические проблемы;
  • экологическую ситуацию своего села;

                  особенности растительного и животного мира Нижегородской области;

  • редкие и охраняемые растения и животные родного края, занесённые в           Красную Книгу;
  • основы здорового образа жизни;

Учащиеся должны уметь:

  • оценивать экологическую ситуацию;
  • ориентироваться на местности;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • ухаживать за комнатными растениями;

          составлять температурные графики;

          участвовать в природоохранных акциях;

  • изготовлять поделки из природных материалов;
  • работать с научной литературой, Интернет-ресурсами;
  • выполнять учебные проекты, презентации;
  • самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

   Учитывать в своих действиях позиции других людей и координировать     деятельность, несмотря на различие во мнениях.

     Точно и полно передавать партнёру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий; задавать вопросы необходимые для организации деятельности.

 Содержание курса внеурочной деятельности.

Раздел 1. Вводная часть (1час). 

Понятие «Экология», «Охрана природы», «Экологическая ситуация», «Экологические проблемы». Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация.

Раздел 2. «Экология моего села» (5 час).

       Особенности природы своей местности. Видовое разнообразие растительного и животного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Охраняемые виды растений и животных, отдельные объекты и территории. Влияние человеческой деятельности на окружающую среду. Охраняемые территории. Полезные и опасные растения и животные округа. Представители флоры и фауны округа, занесенные в Красную книгу Нижегородской области.

Изготовление поделок из природного материала. Выставка.

Раздел 3. «Защитим родную Землю» (7час).

День леса . Лес в нашей жизни. Типы лесов и их значение.

Международный день биологического разнообразия

День образования Всемирного фонда дикой природы (WWF) и День рождения ГРИНПИС  Международный день охраны озонового слоя Земли. Четыре закона экологи. День амурского тигра и леопарда. Всемирный день защиты животных

Всемирные дни наблюдения за птицами. Международный день бобра .

Игра «В природе всё взаимосвязано»

Раздел 4. Путешествие в мир животных(13 час)

«Заповедники России». Загадки  животных болота. «Тихое болото». Болото и его обитатели. Самые красивые птицы Земли. «10 самых необычных птиц». Чем важны птицы.  Певчие птицы. Самые опасные насекомые в мире. Скаты – «морские орлы» или «морские ястребы», ближайшие родственники акул. Акулы – самые древние рыбы на Земле. Кенгуру – это своеобразное животное семейства сумчатых. История названия этого животного. Как кенгуру борется с собаками. Крокодилы – древние жители нашей планеты. Крокодиловые фермы. Кто опасен больше: крокодил для человека или человек для крокодила. Лягушка. Виды лягушек. Пингвин. Почему эта птица не боится мороза? Ясли для пингвинов. Пользу или вред приносит природе летучая мышь?

Викторина на экологическую тему « Эти забавные животные».

Раздел 5. Путешествие в мир растений (8час).

Растения тропических лесов. ВЕНЕРИНА МУХОЛОВКА

Это ещё более удивительное "растение - убийца". Самый большой кактус в мире, растет в Мексике. НЕПЕНТУС Растет в тропических лесах Азии (Индонезия). Это самое крупное хищное растение. Гигантские деревья

(Эвкалипт, сейба, бутылочное дерево, баобаб, секвойя). Влияние природной среды на здоровье человека. Оценка экологического состояния среды обитания.

Экскурсия «Живые организмы весной»

Игра «Знатоки природы»

Тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Академические часы

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

Раздел 1.Вводная часть (1час).

Вводное занятие, знакомство с программой кружка.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

2.

3.

4.

5.

6.

Раздел 2. «Экология моего села» (5 час).

Особенности природы своей местности.

Видовое разнообразие растительного и животного мира.

Влияние хозяйственной деятельности человека на природу

Охраняемые виды растений и животных в Нижегородской  области.

Изготовление поделок из природного материала. Выставка.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

1

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Раздел 3. «Защитим родную Землю» (7час).

День леса  

Зелёное богатство леса

Международный день охраны озонового слоя Земли

День амурского тигра и леопарда.

Всемирный день защиты животных

Всемирные дни наблюдения за птицами. Международный день бобра .

Игра «В природе всё взаимосвязано»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

1

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

 Раздел 4. Путешествие в мир животных

(13 час).

Болото и его обитатели.

Заповедники России.

Самые красивые птицы Земли

Тайны царства насекомых

Акулы – самые древние рыбы на Земле.

Скаты – «морские орлы» или «морские ястребы»

 Самый лучший прыгун.

Птица, которая не боится мороза

Гигантские рептилии

Как лягушки квакают?

Летучие мыши

Гигантские рептилии

Викторина на экологическую тему « Эти забавные животные».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Раздел 5. Путешествие в мир растений

(8час).

Растет в тропических лесов. (раффлезия)

Удивительное "растение - убийца". (венерина мухоловка)

Самый большой кактус в мире (сагуаро)

Это самое крупное хищное растение (непетус)

Гигантские деревья

 Человек и природа

Экскурсия «Живые организмы весной»

Игра «Знатоки природы»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки»   4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"

Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Природа и мы»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Природа и мы» для 8 класса...