Программа внеурочной деятельности "Математика для увлеченных"
рабочая программа (5, 6 класс) на тему
Программа «Математика для увлеченных», направлена на развитие логического мышления обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике, выявление и развитие их математических способностей с учетом возрастных возможностей и потребностей обучающихся.
Актуальность и значимость данной программы состоит в создании условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochka_po_matematike.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области
Рассмотрено на заседании МО протокол № от | Согласовано Зам.директора по УВР _____ Тимофеева Е.В. « » 2014г. | Утверждаю: Директор МОУ СОШ №2 __________Поперечная Ю.В. « » 2014г |
Программа внеурочной деятельности
«Математика для увлеченных»
Общеинтеллектуальное направление
Срок реализации программы- 1 год
Составитель: Т.А. Липина,
учитель математики высшей квалификационной категории
г. Нефтегорск
2014 год
Пояснительная записка.
Программа «Математика для увлеченных», направлена на развитие логического мышления обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике, выявление и развитие их математических способностей с учетом возрастных возможностей и потребностей обучающихся.
Актуальность и значимость данной программы состоит в создании условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Математическая подготовка на занятиях призвана решить следующие цели:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса обучающихся к математике и её приложениям;
- расширение и углубление знаний обучающихся по программному материалу;
- разностороннее развитие личности.
Задачи:
- развитие математических способностей и логического мышления обучающихся;
- развитие умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- расширение и углубление представлений обучающихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих учёных-математиков в развитии мировой науки;
- осуществление индивидуализации и дифференциации.
Данная программа общеинтеллектуальной направленности, адаптированная. Программа составлена на основе материалов учебных пособий: И.Л. Солвейчик. Математика: Интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5 – 11 классы; Г.И Григорьева. Математика. Предметная неделя в школе; И.В. Фотина. Математика. 5-9 классы. Развитие математического мышления; А.В. Фарков. Математические олимпиады. Срок реализации программы – 1 год обучения.
В ходе проведения занятий обращается внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
- решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;
- поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Состояние математической подготовки учащихся характеризируется в первую очередь умением решать задачи. С другой стороны, задачи – это основное средство развития математического мышления обучающихся. Занимательные задачи развивают любознательность, сообразительность, интуицию, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей.
Организация образовательного процесса
Набор в «Математика для увлеченных» осуществляется по желаниям и потребностям детей. Занятия рассчитаны на 68 часа (2 ч в неделю), что способствует развитию познавательной активности, интереса к математике, повышению математической культуры, позволяет ученикам утвердиться в своих способностях. Программа для учащихся 5 – 7 классов.
Формы проведения занятий: викторина, практикум-игра, практикум-состязание эрудитов, турниры, бои, марафоны.
Методы обучения: словесно - наглядный, практический.
Ожидаемые результаты программы
Результатом деятельности обучающихся на занятиях объединения является участие учащихся в олимпиадах, конкурсах по математике школьных и окружных уровнях.
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Название темы | Всего часов | Кол-во часов | |
теория | практика | |||
1-4 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Цель и задачи математического кружка. Решение задач в сказках, рассказах и стихах. | 4 | 1 | 3 |
5-9 | Четность. Решение задач | 5 | 1 | 4 |
10-14 | Инварианты. Решение задач | 5 | 1 | 4 |
15-19 | Раскраски. Решение задач. | 5 | 1 | 4 |
20-21 | Игра «Математический бой» | 2 | 2 | |
22-23 | «Великие математики» | 2 | 2 | |
24-28 | Принцип Дирихле. Решение задач | 5 | 1 | 4 |
29-33 | Отрезок, прямая. Задачи на движение. | 5 | 1 | 4 |
34-35 | Интеллектуальный марафон | 2 | 2 | |
36-37 | «Великие математики» | 2 | 2 | |
38-42 | Задачи, решаемые с конца | 5 | 1 | 4 |
43-47 | Круги Эйлера | 5 | 1 | 4 |
48-49 | Игра «Математический ринг» | 2 | 2 | |
50-51 | «Великие математики» | 2 | 2 | |
52-55 | Решение олимпиадных задач | 4 | 4 | |
56-60 | Задачи на переливание. Занимательные задачи. | 5 | 2 | 3 |
61-62 | Конкурс «Самый сообразительный» | 2 | 2 | |
63-64 | Олимпиада | 2 | 2 | |
65-66 | Из истории развития математики | 2 | 2 | |
67-68 | Итоговое занятие. Подведение итогов | 2 | 2 | |
Итого часов за год | 68 | 18 | 50 |
Содержание образовательной программы
1. Инструкция по технике безопасности. Вводное занятие.
Цель и задачи математического объединения. Решение задач в сказках, рассказах и стихах. (4 часа). Решаются разнообразные задачи в сказках, рассказах и стихах. Задачи на дележи при затрудненных обстоятельствах. Разбор старинных задач.
2. Четность. Решение задач (5 часов)
Теоретический материал по теме «Четность». Свойства четности. Разбитие объекта на пары, чередование состояний. Раскраска объектов в два цвета. Четность в играх.
3. Инварианты. Решение задач (5 часов)
Величина, которая не изменяется в результате некоторых операций. Доказательства невозможности некоторого состояния. Решение задач по заданной теме.
4. Раскраски. Решение задач (5 часов)
Окрашивание фигур в несколько цветов. Использование раскраски в качестве идеи решения.
5. Игра «Математический бой», «Математический ринг». Конкурс «Самый сообразительный». Интеллектуальный марафон (8 час.)
Математические игры, в которых используются рассмотренные темы.
6. «Великие математики» Из истории развития математики (6 часов).
Сообщения готовят дети. Доклады. Презентации.
7. Принцип Дирихле. Решение задач (5 часов).
Задачи на доказательство по принципу Дирихле (немецкий математик)
8. Отрезок, прямая. Задачи на движение (5 часов).
Геометрические фигуры и работа с ними. Решение задач на движение. Применение разных видов оформления
9. Задачи, решаемые с конца (5 часа)
Построение логической цепочки с конца задачи
10. Круги Эйлера (5 часа)
Теоретический материал по кругам Эйлера. Исторические сведения. Решение задач с построением кругов.
12. Решение олимпиадных задач (4 часа)
13. Задачи на переливание. Занимательные задачи (5 часов)
Разнообразный подбор заданий, занимательные задачи.
15. Олимпиада (4часа)
16. Итоговое занятие. Подведение итогов (2 часа)
Методическое обеспечение программы
Программа обеспечена:
- разработками математических игр, математическими заданиями для проведения занятий; (по темам: Четность, Инварианты, Принцип Дирихле, Круги Эйлера Задачи на переливание. Занимательные задачи,)
- Интернет-ресурс (problems. ru)
- разнообразная методическая литература (И.Л. Солвейчик. Математика: Интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5 – 11 классы, Г.И Григорьева. Математика. Предметная неделя в школе, И.В. Фотина. Математика. 5-9 классы. Развитие математического мышления, А.В. Фарков. Математические олимпиады).
Список использованной литературы
1. И.Л. Солвейчик. Математика: Интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5 – 11 классы М.: Издательство «Первое сентября», 2003 г.
2. Г.И Григорьева. Математика. Предметная неделя в школе. М.: Глобус, 2008 г.
3. И.В. Фотина. Математика. 5-9 классы. Развитие математического мышления. Волгоград: Учитель, 2010 г.
4. А.В. Фарков. Математические олимпиады. М.: Издательство «Экзамен», 2008 г.
5. Аршавский И.А Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. – М.: «Наука», 1982.
6. Аршавский И.А. Ваш ребенок у истоков здоровья. – М.: «Наука», 1992.
7. Компьютерный диск. Математика 5 – 11 классы. Практикум.
8. Ф.Ф. Лысенко, С.О. Иванова. Летняя математическая школа. – Ростов-на-Дону:
Легион, 2013.
9. Дроби и проценты. 5-7 классы/С.С. Минаева.- М: Издательство «Экзамен», 2013.
10. Готовимся к олимпиадам по математике/А.В.Фарков. - М: Издательство «Экзамен», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности в 4 классе "Английский с увлечением" (на основе УМК "Starlight")
Рабочая программа будет полезна тем, кто работает по учебнику "Starlight 4"...
Программа внеурочной деятельности " Математика для увлеченных "
Цель программы: развитие у учащихся устойчивого интереса собственно к математике, знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика являетс...
Программа внеурочного занятия «Обучение с увлечением.Занимательный русский язык»
Успешное овладение знаниями учащимися общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными для школьнико...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика с увлечением» , 34ч
Рабочая программа внеурочной деятельности по математики предназначена для 9 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для увлеченных"
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Математика для увлеченных» дополняет программу учебной дисциплины - математика. Программа основана на пр...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Увлечение математикой - каждому"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 7 классов "Увлечение математикой - каждому"...
Программа внеурочной деятельности "Мир увлечений" 5 класс
Программа внеурочной деятельности "Мир увлечений" 5 класс...