Программа внеурочной деятельности " Математика для увлеченных "
рабочая программа по математике по теме
Цель программы: развитие у учащихся устойчивого интереса собственно к математике, знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя, формирование целостной естественно-математической составляющей картины мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_dlya_publikatsiy_.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к основному курсу и углубляющих его путем включения вопросов, связанных с историей математики, старинных занимательных сложных задач, а также нестандартных задач при минимальном расширении теоретического материала. Развитие интеллектуального потенциала учащихся – важнейшая задача учителя. Однако недостаток времени на уроках не позволяет решить эту проблему в полной мере. Поэтому, важное значение отводится дополнительным занятиям, которые способствуют повышению интереса учащихся к математике, развитию их математических способностей, формируют у них умения самостоятельно и творчески работать с научной литературой и, что особенно важно, повышают их внутреннюю мотивацию. Значимость дополнительных занятий состоит в формирование у учащихся представлений об особенностях реальной исследовательской деятельности.
Цель программы: развитие у учащихся устойчивого интереса собственно к математике, знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя, формирование целостной естественно-математической составляющей картины мира.
Задачи программы:
- Повысить интерес у учащихся к математике как к учебному предмету
- Расширить сферу математических знаний, убедить в практической необходимости владения способами выполнения математических действий.
- Формировать специальные знания и умения, развивать творческие умения и логическое мышление.
- Приобщать к использованию информационных технологий, осуществлению поисковой работы в книжно-журнальных областях, сети Интернет.
- Углубить представление у учащихся об истории развития математики, её достижений в настоящее время;
Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения, также она является универсальной. Учащимся можно показать науку с неожиданной стороны и мотивировать их на более глубокое изучение предмета. Курс призван помочь представить этот предмет в контексте культуры и истории.
В процессе реализация данной программы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся.
Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 11-14лет
Сроки реализации образовательной программы в количестве 102 часа :
- 1 год обучения – 1час в неделю - 34 учебных часов в год.
- 2 год обучения – 1час в неделю - 34 учебных часов в год.
- 3 год обучения – 1час в неделю - 34 учебных часов в год.
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей.
Продолжительность занятий:
- 1 год обучения- 1 раз в неделю по 1 часу;
- 2 год обучения- 1 раз в неделю по 1 часу;
- 3 год обучения- 1 раз в неделю по 1 часу;
Предметные результаты :
- Проявление познавательного интереса и активности в данной области.
- Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
- Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности.
- Владение способами научной организации труда.
- Рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания объектов труда.
- Ориентация в имеющихся средствах и технологиях создания объектов труда.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
1 год обучения.
По окончании учащийся должен знать:
- историю возникновения арифметики;
- запись чисел в римской нумерации;
- систему мер;
- приемы быстрого счета;
- способы и методы шифрования;
- методы и общие приемы решения логических задач;
Учащийся должен уметь:
- записывать числа в римской нумерации и выполнять действия с ними;
- выполнять действия с именованными числами;
- применять приемы быстрого счета;
- работать с шифровками;
- решать и грамотно оформлять решение логических задач;
Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
2 год обучения.
По окончании учащийся должен знать:
- историю возникновения математики у разных народов;
- различные системы счисления;
- особенные свойства чисел;
Учащийся должен уметь:
- решать контекстные задачи;
- переводить числа из одной системы счисления в другую;
- выполнять операции над числами в двоичной, восьмеричной и шестнадцатиричной системах счисления;
- применять свойства чисел;
- вычислять на счетах, калькуляторе и ПК;
- решать геометрические задачи на разрезание и складывание;
Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
3 год обучения.
По окончании учащийся должен знать:
- историю возникновения алгебры;
- свойства и признаки делимости;
- свойства остатков;
- методы решения уравнений в целых числах;
- теорию графов;
- теорему Эйлера;
- элементы теории множеств;
Учащийся должен уметь:
- решать уравнения и задачи с помощью уравнений;
- решать упражнения и задачи на применение свойств делимости;
- применять теорему Эйлера;
- решать контекстные задачи с помощью графов;
- строить фигуры одним росчерком пера;
- применять элементы теории множеств для решения задач;
- решать и грамотно оформлять текстовые задачи;
Личностные и метапредметные результаты
Метапредметные:
- Соблюдение норм и правил культуры труда.
- Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности.
- Согласование и координация совместной трудовой деятельности с другими её участниками.
- Самостоятельная организация и выполнение творческих работ
Личностные:
- Проведение необходимых опытов и исследований
- Формирование рабочей группы.
- Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
- Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
- Выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
Методы обучения:
1. Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
2. Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и
умений в процессе разработки собственных моделей)
3. Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.)
4. Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
5. Групповая работа
Формы организации учебных занятий:
Среди форм организации учебных занятий в данном курсе выделяются:
- лекция
- практикум;
- дискуссия;
- консультация;
- ролевая игра;
- соревнование;
Дидактический материал :
- Набор заданий по типам текстовых задач;
- Подбор олимпиадных заданий различных уровней;
- Подбор материала на конкурс «Кенгуру»;
Способы определения результативности:
- зачетная работа - проект
- участие в школьных и городских олимпиадах, научно-практических конференциях, различных конкурсах
- оформление газет
- написание докладов и рефератов
- участие во внеклассных математических мероприятиях.
Тематический план
5 класс
№ п/п | Основное содержание | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия | ||
Как люди научились считать. | 4 | 2 | 2 | 3 | 1 | |
Как измеряли в древности. | 5 | 2 | 3 | 3 | 2 | |
Из науки о числах. | 6 | 3 | 3 | 5 | 1 | |
Математика и шифры. | 6 | 3 | 3 | 5 | 1 | |
Математические игры. | 7 | 2 | 5 | 3 | 4 | |
Путешествие в мир логических задач. | 6 | 3 | 3 | 4 | 2 |
6 класс
№ п/п | Основное содержание | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия | ||
Математика у разных народов. | 7 | 3 | 4 | 6 | 1 | |
Рассказы о геометрии. | 4 | 3 | 1 | 4 | 0 | |
Машины - математики. | 6 | 3 | 3 | 5 | 1 | |
Системы счисления. | 9 | 3 | 6 | 8 | 1 | |
Удивительные числа. | 8 | 3 | 5 | 8 | 0 |
7 класс
№ п/п | Основное содержание | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия | ||
Развитие арифметики и алгебры | 5 | 3 | 2 | 5 | 0 | |
Арифметика остатков | 9 | 4 | 5 | 8 | 1 | |
Графы | 7 | 3 | 4 | 6 | 1 | |
Элементы теории множеств | 13 | 5 | 8 | 10 | 3 |
Учебно-тематический план
5 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
Как люди научились считать. | 4 | Теория: Арифметика каменного века. Числа начинают получать имена. Древний Египет и Вавилон. Первые цифры. Древнегреческая, древнеримская и другие нумерации. Как в древности выполняли арифметические действия. Как решали задачи в древности? Практическое задание: решение упражнений с использованием различных нумераций, решение старинных задач. | |
Как измеряли в древности. | 5 | Теория: Зачем человеку нужны измерения. Первые единицы длины. Измерение площадей. Взвешивание. Меры в Древнем мире. Практическое задание: решение упражнений и задач на перевод одних мер в другие, на нахождение площадей, решение упражнений и задач с использованием взвешивания. | |
Из науки о числах. | 6 | Теория: Как математика стала настоящей наукой. Числа правят миром. Проблема Гольдбаха. Делимость. Любопытные свойства натуральных чисел. Некоторые приемы быстрого счета. Практическое задание: решение упражнений и задач на делимость, на применение приемов быстрого счета, решение олимпиадных заданий на применение свойств чисел. | |
Математика и шифры. | 6 | Теория: Тарабарская грамота. Каким должен быть шифр. Шифры и арифметика остатков. Подсчет частот. Шифрование решеткой. Практическое задание: решение упражнений и задач на расшифровку и зашифровку текстов, числовые ребусы, шарады. | |
Математические игры. | 7 | Теория: Лото. Быстрый счет. Кто возьмет последний предмет? Кто первый скажет «сто»? Занимательные квадраты. Сборный куб. Болотуду. Практическое задание: играть в предложенные игры. | |
Путешествие в мир логических задач. | 6 | Теория: Метод исключений. Задачи на минимальное число необходимых исходов. Задачи, решаемые с помощью таблиц и графов. Задачи о лгунах. Практическое задание: решение логических задач различных типов с помощью определенных приемов. |
6 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
Математика у разных народов. | 7 | Теория: Математика у армян. Математика у народов Средней Азии. Математика у русского народа. Из содержания старинных русских руководств по математике. Практическое задание: решение занимательных упражнений и задач из старинных русских руководств по математике. | |
Рассказы о геометрии. | 4 | Теория: Как возникла геометрия. Как Фалес посрамил гарпедонаптов. Эратосфен измеряет Землю. Архимед применяет геометрию для обороны. О названиях геометрических фигур. Геометрия вокруг нас. Практическое задание: решение геометрических задач, задач на разрезание, складывание. | |
Машины- математики. | 6 | Теория: Живая счетная машина. Абак и пальцевый счет. Счеты. Калькулятор. Первые ЭВМ. ПК. Практическое задание: решение упражнений и задач на вычисления на калькуляторе, счетах, ПК. | |
Системы счисления. | 9 | Теория: История создания систем счисления. Сорок и шестьдесят. Двоичная система счисления. Восьмеричная система счисления. Шестнадцатиричная система счисления. Практическое задание: решение упражнений и задач на перевод чисел из одной системы счисления в другие. Старинные задачи на системы счисления. | |
Удивительные числа. | 8 | Теория: Числа начинают получать имена. Великолепная семерка. Открытие нуля. Что такое квадриллион? Практическое задание: решение упражнений и задач с использованием чисел. |
7 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
Развитие арифметики и алгебры | 5 | Теория: о происхождении слова «алгебра». Из истории уравнений. Метод ложного положения в Египте. Решение уравнений в древней Греции и Индии. Из истории скобок. Две задачи ал-Хорезми. Практическое задание: решение различных уравнений и занимательных и старинных задач с помощью уравнений | |
Арифметика остатков | 9 | Теория: деление с остатком. Сравнения, решение задач с помощью сравнений. Периодичность остатков при возведении в степень. Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Практическое задание: решение упражнений и задач на деление с остатком, на сравнение, на свойства делимости. Решение уравнений в целых числах. Решение нестандартных и олимпиадных задач, контекстных задач. | |
Графы | 7 | Теория: графы. Теорема Эйлера. Проблема четырех красок. Практическое задание: решение упражнений и задач с использованием понятия графа, на применение теоремы Эйлера, задач с практическим содержанием. Построение фигур одним росчерком пера. | |
Элементы теории множеств | 13 | Теория: Понятие множества, пустое множество. Числовые множества. Множество точек на плоскости. Подмножество. Пересечение, объединение, разбиение, вычитание множеств. Алгебра множеств. Счётные и несчётные множества. Мощность множества. Практическое задание: решение упражнений и задач на составление и запись множеств, на выделение подмножеств, на нахождение пересечения, объединения, разбиения, вычитание множеств. |
Теоретическая часть: обучающиеся получают знания об истории развитии математики, о значении математики в жизни, о многогранности этой науки, сферах ее применения, расширяют свой кругозор
Практическая часть: учатся осуществлять как самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, так и работать в коллективе; логически мыслить, делать выводы, обобщать и систематизировать знания, опираясь на свой субъектный опыт; применять полученные теоретические знания и умения при изучении других предметов и в повседневной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике», М.; Глобус, 2008.
- Б.А. Кордемский «Математическая смекалка», М.; Наука, 1990
- Ф.Ф. Нагибин «Сборник текстовых задач по математике», М.; Вако, 2006
- С.Н. Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов «Старинные занимательные задачи», М.; Наука, 1988
- Е.Г. Козлова «Сказки и подсказки», М.; МИРОС, 1994
- Е.И. Игнатьев «Математическая смекалка», М.; ОМЕГА, 1994
- И.И. Баврин, Е.А. Фрибус «Старинные задачи», М.; Просвещение,1994
- В.А. Гусев, А.И. Орлов, А.Л. Розенталь «Внеклассная работа по математике в 6 – 8 классах», М.; Просвещение, 1984
- Н.Я. Виленкин, Р.С. Гутер, А.Н. Земляков, И.Л. Никольская «Внеклассная работа по математике в 7 – 8 классах», М.; Просвещение, 1978
- И.Л. Никольская «Факультативный курс по математике для 7 – 9 классов», М.; Просвещение, 1991
- И.Х. Сивашинский «Задачи по математике для внеклассных занятий», М.; Просвещение, 1968
- И.Н. Антипов, Н.Я. Виленкин «Избранные вопросы математики», М.; Просвещение, 1979
- В. Серпинский «250 задач по элементарной теории чисел», М., Просвещение, 1968
- Г.И. Глейзер «История математики в школе»,М.; Просвещение, 1982
- Л.М. Лоповок «1000 проблемных задач по математике», М.; Просвещение, 1995
- Н. П. Костирикина «Задачи повышенной трудноти в курсе алгебры 7 – 9 классов», М.; Просвещение,1991
- Д. Литлвуд «Математическая смесь», М.; Наука, 1990
- И.Н. Сергеев, С.Н. Олехник, С.Б. Гашков «Примени математику», М.; Наука, 1990
- А.Б. Василевский «Задания для внеклассной работы по математике», Минск, Народная асвета,1988
- Н.Б. Васильев, В.Л. Гутенмахер, Ж.М. Работ, А.Л. Томм «Заочные математические олимпиады», М.; Наука, 1987
- А.В. Фарков «Математические олимпиады в школе 5 – 11 классы», М.; Айрис-пресс, 2007
- Ю.В. Щербакова «Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях в 5 – 8 классах», М.; Глобус, 2008
- З. Шпорер «Ох, эта математика!»,М.; Педагогика, 1985
- А.Д. Гетманова «Логические основы математики», М.; Дрофа, 2006
- А.В. Волошинов «Математика и искусство», М.; Просвещение,1992
- Г. Штейнгауз «Математический калейдоскоп»,М.; Просвещение, 1981
- И.Л. Бабинская «Задачи математических олимпиад», М.; Наука, 1975
- Л.М. Лихтарников «Логические задачи. Элементы математической логики»
Ленинград, ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1977
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир подростковых увлечений
Материалы к родительскому собранию...
Серия уроков "Досуг. Увлечения" 2 класс
Серия уроков для углубленного изучения английского языка по учебнику Верещагиной...
мои увлечения
городки и рыбалка...
Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...
образовательная программа: "От увлечения к мастерству"
Столетия назад на островах Индонезии родился оригинальный способ росписи ткани- батик. Из Индонезии, а затем Бирмы и Индии батик распространился во многие страны, стал популярным видом искусства во вс...
Классный час "Мир моих увлечений" "Увлечения"
Презентация к классному часу "Мир моих увлечений". Вторая часть - "Увлечения"...
План-конспект урока по английскому языку «Досуг и увлечения/хобби. Увлечения моих друзей», 5 класс
Chores and Hobbyссылка на видео к урокуhttps://disk.yandex.ru/i/FFDwnsrwLu93tQ...