Программа внеурочной деятельности " Математика для увлеченных "
рабочая программа по математике по теме

Кузовенкова Елена Николаевна

Цель программы: развитие у учащихся устойчивого интереса собственно к математике, знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя, формирование целостной естественно-математической составляющей картины мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_dlya_publikatsiy_.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к основному курсу и углубляющих его путем включения  вопросов, связанных с историей математики, старинных занимательных  сложных задач, а также  нестандартных задач при минимальном расширении теоретического материала. Развитие интеллектуального потенциала учащихся – важнейшая задача учителя. Однако недостаток времени на уроках не позволяет решить эту проблему в полной мере. Поэтому,  важное значение отводится  дополнительным занятиям, которые способствуют повышению интереса учащихся к математике, развитию их математических способностей, формируют у них умения самостоятельно и творчески работать с научной литературой и, что особенно важно, повышают их внутреннюю мотивацию. Значимость дополнительных занятий  состоит в  формирование   у  учащихся  представлений об особенностях реальной исследовательской деятельности.

Цель программы: развитие у учащихся устойчивого интереса собственно к математике, знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя, формирование целостной естественно-математической составляющей картины мира.

Задачи программы:

  • Повысить  интерес у учащихся к математике как  к учебному предмету
  • Расширить сферу математических знаний, убедить в практической необходимости владения способами выполнения математических действий.
  •  Формировать специальные знания и умения, развивать творческие умения и логическое мышление.
  •  Приобщать к использованию информационных технологий, осуществлению поисковой работы в книжно-журнальных областях, сети Интернет.
  • Углубить  представление у учащихся об истории развития математики, её достижений в настоящее время;

Отличительной особенностью программы является то, что она  адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения, также она является универсальной. Учащимся можно показать науку с неожиданной стороны и мотивировать их на более глубокое изучение предмета. Курс призван помочь представить этот предмет в контексте культуры и истории.

В процессе реализация данной программы  осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся.

Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 11-14лет

Сроки реализации образовательной программы в количестве 102 часа : 

  • 1 год обучения – 1час в неделю - 34 учебных часов в год.
  • 2 год обучения – 1час в неделю - 34 учебных часов в год.
  • 3 год обучения – 1час в неделю - 34 учебных часов в год.

Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей.

Продолжительность занятий:

  • 1 год обучения- 1 раз в неделю по 1 часу;
  • 2 год обучения- 1 раз в неделю по 1 часу;
  • 3 год обучения- 1 раз в неделю по 1 часу;

Предметные результаты :

  • Проявление познавательного интереса и активности в данной области.
  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
  • Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности.
  • Владение способами научной организации труда.
  • Рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания объектов труда.
  • Ориентация в имеющихся средствах и технологиях создания объектов труда.

Ожидаемый результат и способы определения их результативности.

1 год обучения.

По окончании учащийся должен знать:

  • историю возникновения арифметики;
  • запись чисел в римской нумерации;
  • систему мер;
  • приемы быстрого счета;
  • способы  и методы шифрования;
  • методы  и общие приемы решения логических задач;

Учащийся должен уметь:

  • записывать числа в римской нумерации и выполнять действия с ними;
  • выполнять действия с именованными числами;
  •  применять приемы быстрого счета;
  •  работать с шифровками;
  •  решать и грамотно оформлять решение логических задач;

Ожидаемый результат и способы определения их результативности.

2 год обучения.

По окончании учащийся должен знать:

  • историю возникновения математики у разных народов;
  • различные системы счисления;
  • особенные свойства чисел;

Учащийся должен уметь:

  • решать контекстные  задачи;
  • переводить числа из одной системы счисления в другую;
  • выполнять операции над числами в двоичной, восьмеричной и шестнадцатиричной системах счисления;
  • применять свойства чисел;
  •  вычислять на счетах, калькуляторе и ПК;
  •  решать геометрические задачи на разрезание и складывание;

Ожидаемый результат и способы определения их результативности.

 3 год обучения.

По окончании учащийся должен знать:

  • историю возникновения алгебры;
  • свойства и признаки делимости;
  • свойства остатков;
  • методы решения уравнений в целых числах;
  • теорию графов;
  • теорему Эйлера;
  • элементы теории множеств;

Учащийся должен уметь:

  • решать уравнения и задачи с помощью уравнений;
  • решать упражнения и задачи на применение свойств делимости;
  • применять теорему Эйлера;
  • решать контекстные задачи с помощью графов;
  • строить фигуры одним росчерком пера;
  • применять элементы теории множеств для решения задач;
  •  решать и грамотно оформлять текстовые задачи;

Личностные и метапредметные результаты

Метапредметные:

  • Соблюдение норм и правил культуры труда.
  • Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности.
  • Согласование и координация совместной трудовой деятельности с другими её участниками.
  • Самостоятельная организация  и выполнение творческих работ

Личностные:

  • Проведение необходимых опытов и исследований
  • Формирование рабочей группы.
  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
  • Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
  • Выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.

Методы обучения:

1. Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);

2. Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и

умений в процессе разработки собственных моделей)

3. Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.)

4. Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)

5. Групповая работа

Формы организации учебных занятий:

Среди форм организации учебных занятий в данном курсе выделяются:

  • лекция
  • практикум;
  • дискуссия;
  • консультация;
  • ролевая игра;
  • соревнование;

Дидактический материал :

  • Набор заданий по типам текстовых задач;
  • Подбор олимпиадных заданий различных уровней;
  • Подбор материала на конкурс «Кенгуру»;

Способы определения результативности:

  • зачетная работа - проект  
  • участие в школьных и городских олимпиадах, научно-практических конференциях, различных конкурсах
  •  оформление газет
  • написание докладов и рефератов
  •  участие во внеклассных математических мероприятиях.

Тематический план

5 класс

п/п

Основное содержание

Количество часов

всего

теория

практика

Аудиторные

занятия

Внеаудиторные

занятия

Как люди научились считать.

4

2

2

3

1

Как измеряли в древности.

5

2

3

3

2

Из науки о числах.

6

3

3

5

1

Математика и  шифры.

6

3

3

5

1

Математические игры.

7

2

5

3

4

Путешествие в мир логических задач.

6

3

3

4

2

6 класс

п/п

Основное содержание

Количество часов

всего

теория

практика

Аудиторные

занятия

Внеаудиторные

занятия

Математика у разных народов.

7

3

4

6

1

Рассказы о геометрии.

4

3

1

4

0

Машины - математики.

6

3

3

5

1

Системы счисления.

9

3

6

8

1

Удивительные числа.

8

3

5

8

0

7 класс

п/п

Основное содержание

Количество часов

всего

теория

практика

Аудиторные

занятия

Внеаудиторные

занятия

Развитие арифметики и алгебры

5

3

2

5

0

Арифметика остатков

9

4

5

8

1

Графы

7

3

4

6

1

Элементы теории множеств

13

5

8

10

3

Учебно-тематический план

5 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Как люди научились считать.

4

Теория: Арифметика каменного века. Числа начинают получать имена. Древний Египет и Вавилон. Первые цифры. Древнегреческая, древнеримская  и другие нумерации. Как в древности выполняли арифметические действия. Как решали задачи в древности?

Практическое задание: решение упражнений  с использованием  различных нумераций, решение старинных задач.

Как измеряли в древности.

5

Теория: Зачем человеку нужны  измерения. Первые единицы длины. Измерение площадей. Взвешивание. Меры в Древнем мире.

Практическое задание: решение упражнений и задач на перевод одних мер в другие, на нахождение площадей, решение упражнений и задач с использованием взвешивания.

Из науки о числах.

6

Теория: Как математика стала настоящей наукой. Числа правят миром. Проблема Гольдбаха. Делимость.  Любопытные свойства натуральных чисел. Некоторые приемы быстрого счета.

Практическое задание: решение упражнений и задач на делимость, на применение приемов быстрого счета, решение олимпиадных заданий на применение свойств чисел.

Математика и  шифры.

6

Теория: Тарабарская грамота. Каким должен быть шифр. Шифры и арифметика остатков. Подсчет частот. Шифрование решеткой.

Практическое задание: решение упражнений и задач на расшифровку и зашифровку текстов, числовые ребусы, шарады.

Математические игры.

7

Теория:  Лото. Быстрый счет. Кто возьмет последний предмет? Кто первый скажет «сто»? Занимательные квадраты. Сборный куб. Болотуду.

Практическое задание: играть в предложенные игры.

Путешествие в мир логических задач.

6

Теория: Метод исключений. Задачи на минимальное число необходимых исходов. Задачи,  решаемые с помощью таблиц и графов. Задачи о лгунах.

Практическое задание: решение  логических  задач различных типов с помощью определенных приемов.

6 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Математика у разных народов.

7

Теория: Математика у армян. Математика у народов Средней Азии. Математика у русского народа. Из содержания старинных русских руководств по математике.

Практическое задание: решение занимательных  упражнений и задач  из старинных русских руководств по математике.

Рассказы о геометрии.

4

Теория: Как возникла геометрия. Как Фалес посрамил  гарпедонаптов. Эратосфен измеряет Землю. Архимед применяет геометрию для обороны. О названиях геометрических фигур. Геометрия вокруг нас.

Практическое задание: решение  геометрических задач, задач на  разрезание, складывание.

Машины- математики.

6

Теория: Живая счетная машина. Абак и пальцевый счет. Счеты. Калькулятор. Первые ЭВМ. ПК.

Практическое задание: решение упражнений и задач на вычисления на калькуляторе, счетах, ПК.

Системы счисления.

9

Теория: История создания систем счисления. Сорок и шестьдесят. Двоичная система счисления. Восьмеричная система счисления. Шестнадцатиричная система счисления.

Практическое задание: решение упражнений и задач на перевод чисел из одной системы счисления в другие. Старинные задачи на системы счисления.

Удивительные числа.

8

Теория: Числа начинают получать имена. Великолепная семерка. Открытие нуля. Что такое квадриллион?

Практическое задание: решение упражнений и задач  с использованием чисел.

7 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Развитие арифметики и алгебры

5

Теория: о происхождении слова «алгебра». Из истории уравнений. Метод ложного положения в Египте. Решение уравнений в древней Греции и Индии. Из истории скобок. Две задачи ал-Хорезми.

Практическое задание: решение различных уравнений и занимательных и старинных задач с помощью уравнений

Арифметика остатков

9

Теория: деление с остатком. Сравнения, решение задач с помощью сравнений. Периодичность остатков при возведении в степень. Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа.

Практическое задание: решение упражнений и задач на деление с остатком, на сравнение, на свойства делимости. Решение уравнений в целых числах. Решение нестандартных и олимпиадных задач, контекстных задач.

Графы

7

Теория: графы. Теорема Эйлера. Проблема четырех красок.

Практическое задание: решение упражнений и задач  с использованием понятия графа, на применение теоремы Эйлера, задач  с практическим содержанием. Построение фигур одним росчерком пера.

Элементы теории множеств

13

Теория: Понятие множества, пустое множество. Числовые множества. Множество точек на плоскости. Подмножество. Пересечение, объединение, разбиение, вычитание множеств. Алгебра множеств. Счётные и несчётные множества. Мощность множества.

Практическое задание: решение упражнений и задач на составление и запись множеств, на выделение подмножеств, на нахождение пересечения, объединения, разбиения, вычитание множеств.

Теоретическая часть: обучающиеся получают знания об истории развитии математики, о значении математики в жизни, о многогранности этой науки, сферах ее применения, расширяют свой кругозор

Практическая часть: учатся осуществлять как самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, так и работать в коллективе; логически мыслить, делать выводы, обобщать и систематизировать знания, опираясь на свой субъектный опыт; применять полученные теоретические знания и умения при изучении других предметов и в повседневной жизни.

         

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике», М.; Глобус, 2008.
  2. Б.А. Кордемский «Математическая смекалка», М.; Наука, 1990
  3. Ф.Ф. Нагибин «Сборник текстовых задач по математике», М.; Вако, 2006
  4. С.Н. Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов  «Старинные занимательные задачи», М.; Наука, 1988
  5. Е.Г. Козлова «Сказки и подсказки», М.; МИРОС, 1994
  6. Е.И. Игнатьев «Математическая смекалка», М.; ОМЕГА, 1994
  7. И.И. Баврин, Е.А. Фрибус «Старинные задачи», М.; Просвещение,1994
  8. В.А. Гусев, А.И. Орлов, А.Л. Розенталь «Внеклассная работа по математике в 6 – 8 классах», М.; Просвещение, 1984
  9. Н.Я. Виленкин, Р.С. Гутер, А.Н. Земляков, И.Л. Никольская «Внеклассная работа по математике в 7 – 8 классах», М.; Просвещение, 1978
  10. И.Л. Никольская «Факультативный курс по математике для 7 – 9 классов», М.; Просвещение, 1991
  11. И.Х. Сивашинский «Задачи по математике для внеклассных занятий», М.; Просвещение, 1968
  12. И.Н. Антипов, Н.Я. Виленкин «Избранные вопросы математики», М.; Просвещение, 1979
  13. В. Серпинский «250 задач по элементарной теории чисел», М., Просвещение, 1968
  14. Г.И. Глейзер «История математики в школе»,М.; Просвещение, 1982
  15. Л.М. Лоповок «1000 проблемных задач по математике», М.; Просвещение, 1995
  16. Н. П. Костирикина «Задачи повышенной трудноти в курсе алгебры 7 – 9 классов», М.; Просвещение,1991
  17. Д. Литлвуд «Математическая смесь», М.; Наука, 1990
  18. И.Н. Сергеев, С.Н. Олехник, С.Б. Гашков «Примени математику», М.; Наука, 1990
  19. А.Б. Василевский «Задания для внеклассной работы по математике», Минск, Народная асвета,1988
  20. Н.Б. Васильев, В.Л. Гутенмахер, Ж.М. Работ, А.Л. Томм «Заочные математические олимпиады», М.; Наука, 1987
  21. А.В. Фарков «Математические олимпиады в школе 5 – 11 классы», М.; Айрис-пресс, 2007
  22. Ю.В. Щербакова «Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях в 5 – 8 классах», М.; Глобус, 2008
  23. З. Шпорер «Ох, эта математика!»,М.; Педагогика, 1985
  24. А.Д. Гетманова «Логические основы математики», М.; Дрофа, 2006
  25. А.В. Волошинов «Математика и искусство», М.; Просвещение,1992
  26. Г.  Штейнгауз «Математический калейдоскоп»,М.; Просвещение, 1981
  27. И.Л. Бабинская «Задачи математических олимпиад», М.; Наука, 1975
  28. Л.М. Лихтарников «Логические задачи. Элементы математической логики»

Ленинград, ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1977


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир подростковых увлечений

Материалы к родительскому собранию...

Серия уроков "Досуг. Увлечения" 2 класс

Серия уроков для углубленного изучения английского языка по учебнику Верещагиной...

мои увлечения

городки и рыбалка...

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

образовательная программа: "От увлечения к мастерству"

Столетия назад на островах Индонезии родился оригинальный способ росписи ткани- батик. Из Индонезии, а затем Бирмы и Индии батик распространился во многие страны, стал популярным видом искусства во вс...

Классный час "Мир моих увлечений" "Увлечения"

Презентация к классному часу "Мир моих увлечений". Вторая часть - "Увлечения"...