Программа внеурочного занятия «Обучение с увлечением.Занимательный русский язык»
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Успешное овладение знаниями учащимися общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Строгие рамки урока и насыщенность образовательной программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Обучение с увлечением. Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka17.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
для учащихся 7 классов
«Обучение с увлечением.
Занимательный русский язык»
Автор: Донгак Чойгана Викторовна,
учитель русского языка и литературы
2017 г
Программа курса
«Обучение с увлечением.
Занимательный русский язык»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………3-5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА……………………………….6
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН …………………………………..7-8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..10
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………11-14
Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры...
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является
не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А.И.Куприн
Успешное овладение знаниями учащимися общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Строгие рамки урока и насыщенность образовательной программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Обучение с увлечением. Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Цель данной программы состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у детей к изучению предмета. Предлагаемый курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 5-7 классов, но значительно расширяет и обогащает его; даёт возможность на занимательном грамматическом материале углубить и закрепить у учащихся знания по русскому языку, способствует расширению кругозора, тренировке логического мышления, а также участвовать в различных олимпиадах. Дети понимают, что грамматика - не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Занимательность на уроке – это не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.
В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, умение работать в группе. На уроках выполняются творческие групповые и индивидуальные проекты, которые требуют дальнейшей защиты.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- совершенствование орфографической грамотности, умение комплексно анализировать текст;
- совершенствование пунктуационной грамотности;
- развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры.
Развивающие:
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных коммуникативных ситуациях;
- повышение уровня культуры речи;
- развитие мотивации к речевому самосовершенствованию частности и к учебной деятельности в целом.
Воспитательные:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
- формирование социально активной, конкурентоспособной личности;
Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.
Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- сведения из истории славянской письменности;
- исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;
- лексические термины;
- художественно-выразительные средства языка;
- основные стили и типы речи;
- основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.
Обучающиеся должны уметь:
- опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;
- работать со словарем и составлять словарную статью;
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
- анализировать и составлять собственный текст.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях факультативного курса «Обучение с увлечением. Занимательная грамматика» предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, занятия с использованием обучающих компьютерных программ. работа со словарем и др.
Программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю) для учащихся 7 -х классов общеобразовательных школ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Введение. Зачем нужна речь? |
В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. |
В мире слов. или Что такое лексика? |
Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей. |
«Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена. |
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы. |
Путешествие по России. Диалектные слова. |
Можно ли самим придумать слово(неологизмы)? |
Метаграммы, или Превращение мухи в слона. |
В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка. |
Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики. |
Морфемы-иностранки. |
Смотри в корень! |
Когда без словаря не обойтись? |
Проверяемые безударные гласные в корне слова. |
Чередующиеся гласные и согласные в корне слова. |
Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки) |
Суффиксы-волшебники. |
Морфемы, которые могут изменяться в слове |
О, Е, Ё после шипящих |
Роль Ъ и Ь знаков в слове |
И и Ы после Ц |
Путешествие в город существительных |
Страна Глаголия |
«Вместо имени». Разряды местоимений. |
«Описательные» слова |
В гостях у наречия |
Особое деепричастие. |
Из истории русской пунктуации. |
Коварные знаки препинания. |
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. |
Стилистика. Типы и стили речи. |
Долой однообразие! |
Для чего нужно изучать русский язык? |
Учебно-тематический план курса
(34 часов)
№ п/п | Название тем курса | Кол-во часов | Дата | Форма занятий (деятельность на уроке) |
1. | Введение. Зачем нужна речь? Олимпиадные задания. | 1 | Лекция с составлением таблиц-памяток. Презентация. | |
2 | В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. | 1 | Урок - практикум | |
3 | В мире слов. или Что такое лексика? | 1 | Семинары –практикумы. | |
4 | Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей. | 1 | Урок –практикум. Составление словарной статьи. | |
5 | «Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена. Имена-иностранцы. | 1 | Практикум-исследование. Проект «Тайна моего имени» | |
6 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы. | 1 | Презентация. Фразеологический КВН. | |
7 | Путешествие по России. Диалектные слова. | 1 | Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. | |
8 | Можно ли самому придумать слово(неологизмы)? | 1 | Урок-практикум. Работа с текстом | |
9 | Метаграммы, или Превращение мухи в слона. | 1 | Урок-игра. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены букв. | |
10 | В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка. Олимпиадные задания. | 1 | Урок-практикум. Составление словарика «Орфоэпический минимум» | |
11 | Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики. | 1 | Урок-практикум. Лингвистический диктант. | |
12 | Морфемы-иностранки. | Лекции с составлением алгоритмов по темам | ||
13 | Смотри в корень! | 1 | Работа с текстом. Игра «Словесный мяч» | |
14 | Когда без словаря не обойтись? | 1 | Презентация. Работа со словарем | |
15 | Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | Диктант-игра. | |
16 | Чередующиеся гласные и согласные в корне слова. | 1 | Лекция. Практическое применение правил | |
17 | Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки) | 1 | Урок-практикум | |
18 | Суффиксы-волшебники. | 1 | Урок-практикум | |
19 | Морфемы, которые могут изменяться в слове | 1 | Урок-практикум | |
20 | О, Е, Ё после шипящих | 1 | Семинары - практикумы | |
21 | Роль Ъ и Ь знаков в слове | 1 | Лекция. Практическое применение правил | |
22 | И и Ы после Ц | 1 | Практическое применение правил | |
23 | Путешествие в город существительных | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания | |
24 | Страна Глаголия | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания | |
25 | «Вместо имени». Разряды местоимений. | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания. Работа с текстом. | |
26 | «Описательные» слова | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания | |
27 | В гостях у наречия. Трудные случаи написания. | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания | |
28 | Особое деепричастие. | 1 | Семинары-практикумы | |
29 | Из истории русской пунктуации. | 1 | Лекция учителя. Презентация | |
30 | Коварные знаки препинания. | 1 | Семинары-практикумы | |
31 | Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. | 1 | Компьютерное тестирование | |
32 | Стилистика. Типы и стили речи. | 1 | Работа с текстом. | |
33 | Долой однообразие! Олимпиадные задания. | 1 | Работа с текстом. Анализ средств выразительности. | |
34 | Для чего нужно изучать русский язык? Олимпиадные задания | 1 | Выпуск стенгазеты с использованием подготовленного на уроке материала. |
Используемая литература
- Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
- Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.
- Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.
- . В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
- Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976
- Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
- И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
- Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.
- Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
- http://rus.1september.ru/article.php?ID=200304803
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Ответьте, о ком или о чем говорится.
- «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
- Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
- Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
- Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)
- Как называется школьный известняк? (Мел.)
- Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)
- Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
- Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
- Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)
- Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
- В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)
- Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)
2.
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части таблицы с его объяснением в правой.
| А. Занятие, которое себя не оправдывает. |
3.
ФРАЗЕОЛОГИЯ
Кроссворды
Знаете ли вы пословицы?
1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро).
2. Авось да как-нибудь до добра не ... (доведут).
3. Доброе ... и кошке приятно (слово).
4. Делу ..., потехе час (время).
5. Где тонко, там и ... (рвется).
6. Копейка ... бережет (рубль).
7. Один с сошкой, а ... с ложкой (семеро).
4.
Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.
Выпишите слова с пропущенной буквой о.
Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.
5.
Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.
Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.
Кампания ... – компания,
абонент – абонемент,
завешанный – завешенный,
засланный – застланный.
6.
Конкурс грамотеев
Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.
7.
Выпусти пар
Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар.
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -
(Парник, партер, пароль, партия, парень.)
8.У писательницы Л. Петрушевской есть лингвистическая комедия под названием "Фыва пролдж", написанная на несуществующем языке. Но даже не зная его, вы сможете "перевести" на русский язык отрывок из этой комедии и составить словарь несуществующего языка. Что вам поможет справиться с этим заданием?
Фыва пролдж
Индякие:
Ляпупа
Бутявка
Напушка. По-за напушкой бурдысья. На напушке сяпает Ляпупа. У Ляпуты разбызены клямсы.
Ляпупа (сяпая и сяпая). Оее, оее, некузяво. Потрямкать бы. Нетрямкавши сяпать кузяво ли?
По напушке шается Бутявка.
Бутявка (бирит, не вазя Ляпупу). Фыва пролдж. Фыва пролдж.
Ляпупа (вазит Бутявку). О-по-по, смычь, Бутявище некузявое! Сяпай к Ляпупе!
Бутявка (увазивши Ляпупу, фьюро сяпает с напушки в бурдысья). Фыва пролдж. Фыва пролдж.
Ляпупа. И не фыва, и не пролдж.
Досяпывает до Бутявки и зачучивает Бутявку в клямсы.
Бутявка. Оее, осее. Фы...ва! Про...пр... (лепещется у Ляпупы в клямсах).
Ляпупа (трямкая Бутявку). Нннн. Кщ. Кщ. Прлдбрр...
Полбутявки у Ляпупы в клямсах, полбутявки лепещется об напушку. Лепещется, лепещется да и - бздым! - отчучилось полбутявки из Ляпупиных клямс и усяпало
9. Волшебницы – буквы. При замене одной или нескольких букв меняется весь смысл слова, (кит – кот, моль – соль и т. д.)
10. Постройте лесенку
б - - - - - - - - - - а (бензоколонка)
б - - - - - - - - - а (барабанщик)
б - - - - - - - -а (библиотека)
б - - - - - - -а (балалайка)
б - - - - - -а (балерина)
б - - - - -а (берлога)
б - - - -а (бумага)
б - - - а (бочка)
б - - а (база)
б – а (бра)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Тайны русского языка".
Программа направлена на обеспечение потребностей обучающихся при изучении русского языка....
Внеурочное занятие по информатике - игра "Информатика-русский язык".
Презентация может быть использована для организации необычного внеурочного занятия по информатике. Позволяет учащимся в игровой форме продемонстрировать свои знания по русскому языку, информатике, сме...
Программа внеурочного курса «Преодоление трудностей в изучении русского языка» для учащихся 8 класса
ФГОС ООО для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 8 классе. Но не все учащиеся могут сразу понять правило орфографии или пун...
Программа внеурочного курса «Преодоление трудностей в изучении русского языка» для учащихся 9 класса
Программа внеурочного курса рассчитана на 34 часа в год, по одному разу в неделю.ФГОС ООО для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русско...
Конспект внеурочного занятия по учебному предмету «Тайны русского языка» в 7 классе на тему «Деепричастие. Деепричастный оборот»
Конспект внеурочного занятия по теме "Деепричастие.Деепричастный оборот", 7 класс...
Программа внеурочной деятельности "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку"
Программа занятий кружка предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных изм...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Готовимся к ОГЭ по русскому языку"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Готовимся к ОГЭ по русскому языку"...