СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
статья на тему
В статье рассматривается вопрос организации и проведения внеклассной работы по математике в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vneklassnaya_rabota.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)
ШКОЛЕ VIII ВИДА
КУВШИНОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
ГБС(К)ОУ РМ "Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида", г. Саранск, Россия, osen27@bk.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: внеклассная работа, формирования интереса к предмету, средства коррекции и социальной адаптации учащихся.
АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается вопрос организации и проведения внеклассной работы по математике в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
THE CONTENT AND ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR WORK IN MATHEMATICS IN SPECIAL (CORRECTIONAL)
SCHOOL TYPE VIII
KUVSHINOVA ELENA
GBS(K)ow of the RM, "Saransk special (correctional) General-mentary school type VIII", Saransk, Russia, osen27@bk.ru
KEYWORDDS: extracurricular activities, generate interest in the subject, the means of correction and social adaptation of pupils.
ABSTRACT: the article examines the organization and conduct of extracurricular activities in mathematics in the senior classes of special (correctional) school type VIII.
Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.
Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется еще и тем, что, будучи менее инерционной, нежели программное, урочное преподавание, она задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию математики, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощенности в поиск истины томимым духовной жаждой поколением. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества преподавателя, в которой модернизируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с миром слов, адекватные нынешней социокультурной ситуации.
Необходимость проведения внеклассных образовательных занятий постоянно подчеркивается в педагогической, и в методической литературе. Об этом говорится в работах Б.Т. Панова, Л.И. Пастушенковой, Е.П. Преображенской, Н.Н. Ушакова, Г.И. Суворовой. В опыте передовых школ внеклассная работа рассматривается как мощное дополнительное средство формирования интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.
Особенна важно проводить внеклассную воспитательную работу по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Это обусловлено тем, что изучение математики в школе VIII вида является одним из средств коррекции и социальной адаптации учащихся, подготовки их к овладению профессией.
Для успешного обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность [13, с. 38].
Учителя специальной (коррекционной) школы VIII вида используют с этой целью разнообразные методы и приемы преподавания, привлекая красочный дидактический материал и наглядные пособия, чем вовлекают учащихся в практический процесс овладения предметом.
По мнению В. Ф. Мачихиной, различают два вида внеклассной работы по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида:
- работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные внеклассные занятия);
- работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности (собственно внеклассная работа в традиционном понимании смысла этого термина).
Говоря о первом направлении внеклассной работы, отметим следующее.
Этот вид внеклассной работы с учащимися по математике в настоящее время имеет место в каждой школе. Основной целью ее является своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики.
Передовой опыт работы учителей математики свидетельствует об эффективности следующих положений, связанных с организацией и проведением внеклассной работы с отстающими.
1. Дополнительные (внеклассные) занятия по математике целесообразно проводить с небольшими группами отстающих (по 3-4 человека в каждой); эти группы учащихся должны быть достаточно однородны как с точки зрения имеющихся у школьников пробелов в знаниях, так и с точки зрения способностей к обучаемости.
2. Следует максимально индивидуализировать эти занятия (например, предлагая каждому из таких учащихся заранее подготовленное индивидуальное задание и оказывая в процессе его выполнения конкретную помощь каждому).
3. Занятия с отстающими в школе целесообразно проводить не чаще одного раза в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой учащихся по индивидуальному плану.
4. После повторного изучения того или иного раздела математики на дополнительных занятиях необходимо провести итоговый контроль с выставлением оценки по теме.
5. Дополнительные занятия по математике, как правило, должны иметь обучающий характер; при проведении занятий полезно использовать соответствующие варианты самостоятельных или контрольных работ из "Дидактических материалов", а также учебные пособия (и задания) программированного типа.
6. Учителю математики необходимо постоянно анализировать причины отставания отдельных учащихся при изучении ими математики, изучать типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении той или иной темы. Это делает дополнительные занятия по математике более эффективными [13, с. 41].
Второе из указанных выше направлений внеклассной работы по математике - занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основным целям:
1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
2. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.
3. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся.
4. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
5. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников [13, с. 56].
Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия этого вида.
Вместе с тем между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь: учебные занятия, развивая у учащихся интерес к знаниям, содействуют развертыванию внеклассной работы, и, наоборот, внеклассные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и углубляющие эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу, иначе она превратится в обычные дополнительные занятия.
Можно рекомендовать следующие формы проведения внеклассной работы с учащимися, интересующимися математикой:
- математические кружки;
- математические викторины, конкурсы и олимпиады;
- математические вечера; математические экскурсии [13, с. 58].
В. Г. Петрова выделяет две основные формы организации внеклассной работы.
1 Эпизодическая (утренники, КВН, экскурсии, викторины)
2 Систематическая (математические газеты, оформление уголков математики, математический кружок) [18, с. 23].
И. Б. Закирова считает, что при проведении внеклассных занятий по математике нужно обеспечить дифференцированный подход не только к учащимся отдельных классов, но и к учащимся одного и того же класса. Ведь многие игры и занятия могут иметь специальное назначение, укрепление памяти на числа, привития навыков счета, любви к решению задач, развитие произвольного внимания и др. Объединение учащихся в группы, имеющие определенное специальное значение, может оказать большую помощь учителю в повышении успеваемости таких детей [2, с. 48].
Внеклассная работа теснейшим образом связывается с классной работой, продолжает ее, а иногда и углубляет ее. Опыт убеждает нас в том, что в часы занимательной математики учащиеся работают с большим подъемом и с меньшими трудностями, чем на обычном уроке. Построение и оформление каждого такого занятия должны быть увлекательными и яркими. В этом отношении большую помощь учителю оказывают наглядные пособия по занимательной математике: счетные таблицы, фигурный счет, игры в форме плакатов, настольные и подвижные игры [14, с. 319].
По мнению Н. Ф. Кузьминой – Сыромятниковой, разнообразие приемов педагогического воздействия на учащихся в часы занимательной математике и в процессе проведения внеклассной работы по математике, помогут осуществлению задач воспитательного и образовательного характера [3, с. 72].
Длительность внеклассных занятий по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида определяется их целевой установкой. Если встреча с учащимися проводится после уроков и имеет своей задачей ознакомить с какой-нибудь игрой, то на такое занятие достаточно 10-15 минут. Когда учащиеся ознакомятся с игрой, они занимаются ею самостоятельно.
На комбинированные занятия, во время которых учитель тренирует детей в играх, отводится около 45 минут.
Чтобы не перегружать детей, лучше чаще встречаться на 10-15 минут, чем редко, на более продолжительные промежутки времени [11, с. 64].
Ведение внеклассной работы предполагает наличие в классе уголка математики. Цель – закрепить и углубить знания по математике подбором наглядных пособий, устройством выставок, сбором разнообразного счетного и измерительного материала. Уголок может отражать также учетно-итоговый материал класса, его внеклассную. Кружковую и индивидуальную работу. Через уголок ведется пропаганда лучших приемов устного счета, решения задач, ведения тетради, записей [18, с. 36].
По мнению Н. Ф. Кузьминой – Сыромятниковой, математический уголок необходимо создавать при активном участии детей. Все должны делать учащиеся. Содержание ученической работы в уголке может быть: ведение сборников самостоятельно составленных задач, таблицы справочных цен, нормы посева урожая, выработка. Здесь же хранятся и выдаются по требованию ребят настольные игры и измерительные приборы. Настольный материал уголка периодически сменяется. Выставляемые экспонаты или отражают текущую классную и внеклассную работу, или возбуждают интерес к предстоящей работе подготовкой наглядных пособий [3, с. 87].
Одной из интересных и доступных форм внеклассной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида является организация и проведение экскурсии. Математические экскурсии принадлежат к числу образовательных экскурсий, где преобладающее место занимают занятия, ставящие своей целью приобретение детьми новых знаний, углубление и закрепление имеющихся. Но не следует забывать, что занятия под открытым небом для сосредоточения внимания требуют от учащихся большего напряжения, чем занятия в классной обстановке, а потому, планируя экскурсии, нужно предусматривать минуты отдыха и продумать, чем их занять. Во время экскурсий рекомендуется проводить подвижные и сидячие игры, игры – эстафеты и затейные номера [13, с. 63].
Из всех видов внеклассной работы с учащимися с нарушением интеллекта широкое распространение имеют праздники: вечера. Вечера по математике встречаются в специальной школе редко. При проведении математических вечеров нужно руководствоваться следующими организационными принципами: математический вечер – одна из форм внеклассной работы, заключающая итоги разнообразной классной и внеклассной работ, а не самоцель. В течении полугода достаточно провести один, два вечера, демонстрируя лучшие образцы работы как всего коллектива, так и отдельных учащихся. Главное внимание нужно обратить на показ достижений в области устного счета, решения задач смекалки и измерительных навыков. Вечер должен строится на основе самодеятельности ребят, выступающих не только в качестве исполнителей и зрителей; но и в качестве судей при определении, кого отметить или премировать в итоге вечера [13, с. 67].
Устройство вечеров для определенного класса нужно проводить с учетом возрастных особенностей детей, обеспечивая увлекательность затей и яркость выступлений.
Таким образом можно с уверенностью говорить о том, что внеклассная работа по математике способствует формированию у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида умения логически мыслить, развитию памяти, устойчивого внимания. Полученные на уроках математики и закрепленные во внеклассной работе умения и навыки оказывают неоценимое влияние на более успешное и осознанное овладение трудовой деятельностью, подготавливая учащихся к самостоятельной жизни.
Список использованных источников
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе./Под ред. В.В. Воронковой. М: “ Школа – Пресс”. 1994. – 190 с.
- Закирова И.Б. Индивидуализация самостоятельной работы как средство умственного воспитания учащихся (IV-VIII классы): Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. -М. : Просвещение, 1973. – 67 с.
- Кузьмина – Сыромятникова Н. Ф. Пропедевтика обучения арифметике во вспомогательной школе. М. : Просвещение, 1962. – 140 с.
- Кадыров И. Взаимосвязь внеклассных и факультативных занятий по математике. М. : Просвещение, 1983 - С. 5-11.
- Кербалаева Б.Д. Педагогические основы индивидуального подхода к старшеклассникам на уроках и факультативных занятиях по математике: Автореф. дис. ... канд. пед.наук :13.00.02.-Ташкент, 1984. – 118 с.
- Кельбакиани В.Н. Контуры дифференциации в преподавании математики // Математика в школе – 1990 - № 6 -С. 14-15.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. -Казань: Тат. кн. изд-во, 1980. - 207 с.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. -Казань, 1982. – 176 с.
- Крутецкий В. А. Психология математических способностей. – М. : Просвещение, 1968. – 115 с.
- Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г.М.Дульнева. – М.: Педагогика,1971. – 217 с.
- Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под редакцией Л.П.Носковой – М.: Педагогика, 1989. С. 57 – 112.
- Мачихина В.Ф. Организационно – педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. – 1992. №4 – С.19 -23.
- Мачихина В. Ф. Внеклассная работа во вспомогательной школе - интернате. М. : Просвещение, 1983. – 103 с.
- Методика преподавания математики./Под ред. А. И. Карпова М. : Просвещение, 1985. –С. 317-329
- Программы специальных общеобразовательных школ для детей с нарушением интеллектуального развития. / Составители: М. Н. Перова, В. В. Эк. – М.: ВЛАДОС, 2000. –207с..
- Петрова В. Г. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы. – М.: : Просвещение, 1976. – С. 265 – 329.
- Пороцкая Т. И. Работа воспитателя вспомогательной школы. – М. : Просвещение, 1984. –С. 120 – 123.
- Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по арифметике во вспомогательной школе. М.:Просвещение, 1972. – 93 с.
- Перова М. Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М.: : Просвещение, 2001. с. 19 – 29.
- Сефибеков С.Р. Внеклассная работа по математике. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с.
- Степанов В.Д. Внеурочная работа по математике в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 206 с.
- Шварцбурд С.И. и др. Состояние и перспективы факультативных занятий по математике: Пособие для учителей. -М.:Просвещение, 1977. - 248 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната VIII вида
Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных у...
Внеклассное мероприятие по географии 7 класс. Специальная ( коррекционная) школа-интернат VIII вида. «Лесной калейдоскоп»
Внеурочное мероприятие по географии "Лесной калейдоскоп" позволяет ученикам с ограниченными возможностями здоровья удовлетворить свои интересы в области географии помогает им ...
внеклассное мероприятие "Югра - моя малая Родина" для учащихся 7-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
обзорная информация о Югре современной и о легендарном прошлом Югры. Презентация создана чуть позже, но ее содержание соответствует конспекту ( можно изменить даты Юбилея). В познавательной и до...
Внеклассное мероприятие "Колесо истории"в 7 классе специальной (коррекционной) школа-интернат VIII вида
мероприятие нацелено на закрепление и практическое применение знаний по истории исторического периода "Жизнь восточных славян в древности"...
Организация внеклассной работы по краеведению в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Программа по краеведению "Люблю свой край"Самобытный Вятский край привлекает любого, кто когда-то с ним соприкасался своей исконно русской красотой, бескрайними просторами лугов и полей, необычайной п...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...
Доклад и презентация на тему "Игровые технологии на уроках музыки и внеклассных мероприятиях в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида".
Нетрадиционные методы и приёмы обучения на уроках музыки и пения, на внеклассных мероприятиях. В материале представлены доклад и презентация на тему "Активизация познавательной деятельности и развитие...