Организация внеклассной работы по краеведению в специальной (коррекционной) школе VIII вида
учебно-методическое пособие по географии (8 класс) по теме
Программа по краеведению "Люблю свой край"
Самобытный Вятский край привлекает любого, кто когда-то с ним соприкасался своей исконно русской красотой, бескрайними просторами лугов и полей, необычайной прелестью лесов. Это - наша малая Родина. Воспитание любви к родине начинается с привития любви к природе. В наши дни отношение к природе приобрело социальную значимость.
Перемены в социально-экономической жизни общества получили отражение в системе образования, внесли коррективы в ее содержание, обусловили повышенный интерес современной школы к эколого-краеведческой подготовке учащихся.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы показать актуальность экологических проблем, но и формировать у учащихся экологическое сознание как часть общекультурного развития человека, а также особый стиль мышления, способствующий осознанию значимости своей практической помощи природе.
Наша школа находится в сельской местности в непосредственной близости к природе, поэтому окружающая среда оказывает особое воздействие на детей с ограниченными возможностями здоровья. Это источник душевных сил и предмет постоянной заботы.
Как привить любовь к своей малой родине? Как наСучить детей сохранять и улучшать природную среду во имя интересов каждого человека и всего общества?
В специальной (коррекционной) школе нет отдельного учебного предмета, который бы был направлен на привитие любви к своей малой родине, формированию экологической культуры и экологической морали. В связи с вышесказанным была разработана и реализована дополнительная образовательная программа по эколого-краеведческому направлению «Люблю свой край», которая способствует социальной адаптации выпускников, формированию системы эколого-краеведческий знаний, усвоения и накопления социально-ценностного опыта и соответствующего поведении осознание своей значимости в охране природы.
Образовательный курс кружка предназначен для учащихся 10-11классов специальной (коррекционной) школы и рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
Цель:
· Формирование системы знаний о родном крае, его историческом прошлом и настоящем.
Задачи
· Формирование знаний об истории, природе родного края.
· Развитие устойчивой мотивации к изучению родного края через знакомство с особенностями природы, экологических проблем и путей их решения.
· Воспитание ценностного отношения к природе как источнику материальных и духовных сил общества и каждого человека.
· Воспитание чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.
· Развитие потребности в общении с природой.
Курс включает изучение материала об историческом прошлом родного края, известных людей вятской земли, изучение анализа экологической обстановки в Кировской области, профилактическую экологическую работу, беседы со специалистами по природоохранной деятельности.
Изучение курса предполагает широкую интеграцию содержания различных предметных областей: биологии, зоологии, географии, анатомии, истории, математики, технологии.
Таким образом, работа кружка позволяет привить любовь к своей малой родине, учит бережному отношению ко всему живому, дает богатые знания о флоре и фауне родного края. В целом оказывает воспитательное корригирующее воздействие на ребенка.
Принципы построения программы
Курс построен на дифференцированном подходе, что позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся и предложить им задания в соответствии с зоной их ближайшего развития.
Формы организации занятий
Беседа, лекторий, круглый стол, ролевая игра, занятие-путешествие, кинозал, интеллектуальная игра.
Формы контроля
Выполнение тестовых заданий по каждому разделу программы,
Решение проблемно-ситуационных заданий и задач,
Составление информационных и исследовательских проектов,
Самостоятельный поиск и анализ информации по заданной проблеме,
Опережающее домашнее задание-подборка к следующему занятию материала по заданной теме.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Историю родного края.
Историю своей малой родины.
Знаменитых людей земли Вятской.
Понятие «глобальные проблемы человечества»: рост народонаселения, проблема исчерпания ресурсов Земли, загрязнение окружающей среды (атмосферы, гидросферы, литосферы)
Экологические проблемы Кировской области, своей малой родины.
Пути решения экологических проблем.
Значение экологических знаков.
Правила общения с природой
Профессии, связанные со сферой деятельности «Природа».
Учащиеся должны уметь:
Учитывать требования экологически здорового образа жизни при решении бытовых задач.
Уметь проводить экологическую оценку окружающей обстановки.
Читать и понимать экологические знаки на различных упаковках.
Решать проблемно-ситуативные задания и задачи эколого-краеведческого характера.
Анализировать экологическую информацию из СМИ
Правильно поступать в связи с непредсказуемой обстановкой в природе.
Уметь вести профилактическую работу по защите окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lyublyu_svoy_kray.zip | 104.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение.
Уровневый подход к проверке знаний по географии Кировской области учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В условиях личностно ориентированной направленности школьного образования к числу проблем можно отнести систему проверки знаний по географии учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Учитывая неоднородность состава учащихся и разные возможности усвоения ими географических знаний, необходимо использовать уровневый подход к проверке знаний по предмету.
Учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (далее СКОШ) знакомятся с географией Кировской области в 9 классе.
Возможно применение трёх уровней: различение, запоминание, понимание.
Уровень обученности ученика (реально усвоенные знания, умения, навыки) определяется с помощью заданий в тестовой форме. Задание состоит из трёх частей:
1) инструкции, которая устанавливает порядок и способ выполнения задания, даётся детям перед его выполнением;
2) текста задания;
3) правильного (верного) ответа, который используется для проверки знаний ученика.
Задания в тестовой форме
I уровень обученности
"Различение"
Ученик знает и распознаёт географические термины, может отличить объект по наиболее существенным, видимым признакам от их аналога. Тесты: сравни, выбери, найди лишнее, подчеркни, сопоставь.
1. Сравни цифровые показатели величины Кировской области и России.. Поставь знак +
Цифровые показатели. | Россия | Кировская область |
17,1 млн. кв. км. | ||
120,4 тыс. кв. км. | ||
60 тыс. км. | ||
3,5 тыс. км. | ||
3 тыс. км. | ||
572 км. | ||
10 тыс. км. | ||
440 км. |
2 Государственная граница России и граница Кировской области. Впиши пропущенное.
Стороны горизонта | Россия | Кировская область |
1. На западе | Норвегия, Финляндия | |
2. | Мари- Эл, Татарстан | |
3.На востоке | Япония, США. | |
4. На севере | Архангельская область, Республика Коми. |
3. Кировская область. Соедини правильно стрелками.
Площадь | 3,5 тыс. км. |
Протяженность с севера на юг. | 120,4 тыс. кв. км. |
Протяженность с запада на восток. | 440 км. |
Протяженность границы | 572 км. |
3. Географическое положение Кировской области. Найди (вычеркни) лишнее.
Костромская, Вологодская, Нижегородская, Ивановская, Мари-Эл, Татарстан, Удмуртия, Пермский, Новосибирская, Коми, Архангельская.
4. Областной центр Кировской области. Выбери (подчеркни) нужное.
Даровское. Москва. Киров. Верховонданка
5.Граница Кировской области. Исправь ошибки.
Волгоградская область, Республика Коми, Архангельская область, Нижегородский край.
6.Поверхность Кировской области. Выбери (подчеркни) нужное
Увалисто-равнинная.
Гористая.
Равнинная
7.Поверхность Кировской области. Выбери (обведи букву кружочком.) нужное.
А) ___________________________________________-
Б)
В)
8.Поверхность Кировской области. Исключи (зачеркни) лишнее.
А) Вятский Увал
Б) Северный увал
В) Среднерусская возвышенность.
Г) Верхнекамская возвышенность
9.Равнина, на которой находится Кировская область. Исключи (зачеркни) лишнее.
А) Восточно- Еврорейская
Б) Русская
В) Западно-Сибирская.
Г) Прикаспийская
10. Поверхность Кировской области. Части холма. Соедини правильно стрелками.
Пологий склон Подошва
Вершина Крутой склон
11. Подчеркни одинаковые по смыслу слова
А) поверхность
Б) ресурсы
В) рельеф
12. Реки Кировской области. Поставь знак +
Названия рек. | Протекают по территории Кировской области |
Вятка | |
Волга | |
Кама | |
Молома | |
Летка | |
Енисей | |
Чепца | |
Кобра | |
Кильмезь |
13. Реки Даровского района. Выбери (подчеркни) нужное
Молома. Кама. Кобра. Чепца. Даровушка Вонданка
13. Самая большая река Кировской области. Выбери (подчеркни) нужное.
Молома. Кама. Кобра. Чепца. Даровушка Вонданка Великая. Вятка.
14.Виды питания рек Кировской области. Исключи (зачеркни) лишнее.
Снеговое Подземное
Небесное Дождевое.
Речное Смешанное
15. Что есть что? Поставь знак +
Название географического объекта | Увал | Низмен- ность | Возвышен- ность | Река | Населенный пункт |
Вятскай | |||||
Чепца | |||||
Кильмезь | |||||
Даровской | |||||
Киров | |||||
Северный | |||||
Молома | |||||
Верхнекамская | |||||
Средне-Вятская | |||||
Кильмезь | |||||
Омутнинск | |||||
Кильмезская | |||||
Кама | |||||
Луза | |||||
Вонданка |
16. Озера Кировской области. Исключи лишнее.
Байкал. Чваниха. Шайтан Белохолуницкое
Балхаш Черное Ладожское.
17. Озера. Соедини правильно стрелками.
Географический объект | Вид водоема |
Пруд | Искусственный |
Водохранилище | Естественный |
Озеро | Искусственный |
Река | Естественный |
.
18. Кировская область. Климат. Исключи (зачеркни) лишнее.
А) умеренно-континентальный
Б) резко-континентальный
В) континентальный
Г) морской
II уровень обученности.
"Запоминание"
Ученик может пере доть содержание текста, называет (перечисляет) основные понятия. Но это не является доказательством его понимания, т. к. это только воспроизведение. Тесты: воспроизведи, вспомни, напиши, допиши, выпиши по – порядку.
19. Климат Кировской области. Соедини правильно стрелками.
Продолжительное лето Умеренно-теплое
Холодная зима Снежная
Короткое Т- -16 Т- +17
20. Климат, погода. Соедини правильно стрелками.
Климат | Состояние погоды в данный момент в данной местности. |
Погода | Состояние погоды характерное для данной местности и повторяющееся из года в год. |
21. Природные зоны Кировской области. Исключи (зачеркни) лишнее.
А) лесная
Б) тундра
В) степная
Г) высотная поясность
22. Природные зоны. Выбери (подчеркни) нужное.
А) южная тайга
Б) средняя тайга
В) северная тайга
23. Природные зоны. Соедини правильно стрелками.
Природные зоны | Хвойные породы деревьев | Знак больше, меньше, равно. | Лиственные породы деревьев |
Тайга. | 50% | ---------Больше | 50% |
Смешанные леса | 50% | = | 50% |
Лиственные леса | 50% | Больше -------- | 50% |
24.Лиственные породы растений. Выбери (подчеркни) нужное.
липа лиственница кедр береза
ель тополь граб клен
сосна пихта бук ясень
осина сосна можжевельник
25. Выпиши номера растений растущих в Кировской области
1.липа 6.лиственница 11.кедр 16. береза
2.ель 7.тополь 12. граб 17. клен
3. сосна 8.пихта 13.бук 18. ясень
4. осина 9.клен 14.можжевельник 19. каштан
5. рябина 10.черемуха 15 тополь 20. кипарис
Ответ____________________________________________________________-
- Животный мир Кировской области. Найди (вычеркни) лишнее.
Волк, белка, лиса, медведь, овцебык кабан, заяц, лось, бобр, рысь, норка, горностай, куница, песец.
- Напиши буквенное обозначение сторон горизонта на контуре Кировской области
С, С-З, З, С-В,
Ю-В, В, Ю-З, Ю.
27. Какими цифрами обозначены стороны горизонта на контуре Кировской области
2
3
1
Стороны горизонта | № |
Север |
|
Северо-восток |
|
Юго-запад |
|
Юг |
|
Северо-запад |
|
Юго-восток |
|
Восток |
|
Запад |
|
5
6 4
28. Какими цифрами обозначены области и республики, граничащие с Кировской областью.
№ | Пограничные области, республики |
Архангельская область | |
Республика Коми | |
Пермский край | |
Республика Удмуртия | |
Республика Татарстан | |
Республика Мари-Эл | |
Нижегородская область | |
Костромская область | |
Вологодская область |
III уровень обученности.
"Понимание"
Ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, исторических событий, фактов. Тесты: почему, зачем, обобщи, исправь ошибки в тексте, выполни по аналогии, по образцу. Для выполнения заданий этого уровня необходимо понятийное мышление. Справляются с заданиями учащиеся, которые относятся к первой группе по возможностям обучения; они могут мыслить понятиями, обучаются по истории на оценку пять.
29.Географическое положение Кировской области. Что обозначено цифрами
№ | Пограничные области, республики |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
8. |
|
9. |
|
30.Географическое положение Кировской области. Какими цифрами обозначены на контуре данные географические объекты.
№ | Пограничные области, республики |
|
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
31. Географическое положение Кировской области. Поставьте знак +
Стороны горизонта
Пограничные области, республики | север | восток | юг | запад |
Архангельская область | ||||
Республика Коми | ||||
Пермский край | ||||
Республика Удмуртия | ||||
Республика Татарстан | ||||
Республика Мари-Эл | ||||
Нижегородская область | ||||
Костромская область | ||||
Вологодская область |
32. Расположи (выпиши) в правильной последовательности пограничные с Кировской областью республики, области, края по часовой стрелке начиная с Архангельской области.
33.Перечисли реки и озера Кировской области.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
34. Поверхность Кировской области. Впиши или допиши пропущенное
Увалы.____________________________________________________
Возвышенности_______________________________________________
Низменности_________________________________________________
35.Животные обитатели Кировской области:
Звери________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-
Птицы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Насекомые__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рыбы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пресмыкающиеся________________________________________________________________________________________________________________
Земноводные_________________________________________________________________________________________________________________--
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа учащихся 7 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Зеленая коллекция нашего класса".
Работа учащихся проводилась в рамках предметной недели экологии....
Виды и формы внеклассной работы по татарскому языку в коррекционной школе VIII вида.
В отличие от уроков внеклассная работа по татарскому языку характеризуется многообразием форм и видов.По способу подачи языково...
Социально-педагогические аспекты работы с семьями учащихся специальных коррекционных школ VIII вида
Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том,что направляя по нужному руслу воздействия родителей на детей,педагог влияет и на перестройку семейных отношений,спос...
Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт
Основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениям...
Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт и применение швейной терминологии.
Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении ус...
Программа работы с родителями учащихся специальной коррекционной школы VIII вида « Дороги, которые мы выбираем»
Программа по профориентации направлена на профессиональное обучение и трудоустройство выпускников коррекционных школ VIII вида. Нацелена на создание условий для формирования обоснованных профессиональ...
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
В статье рассматривается вопрос организации и проведения внеклассной работы по математике в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. ...