Программа внеурочной деятельности
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности "Школьный театр миниатюр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatralnogo_kruzhka.doc | 613 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 127 г. о. Самары
тел. / факс (846) 950-00-55, 950-55-72
«Согласовано» заместитель директора МБОУ СОШ № 127 г. о. Самара по ВР _______________ С. Н. Кузнецова | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 127 г.о. Самара ____________________ В. Г. Этенко Протокол заседания Педагогического совета № 6 от 27.08.12 г. |
«Школьный театр миниатюр»
адаптированная образовательная программа
3-х летнего курса обучения
Образовательная программа рассчитана на детей 9-12 - летнего возраста, имеющих артистические способности и проявляющие интерес к литературе и театральному искусству
Автор-составитель:
Жидкова Л.И., учитель
русского языка и литературы
Самара , 2012
Пояснительная записка
Программа «Школьный театр миниатюр» является программой художественно-эстетической направленности. С театральным искусством школьники знакомятся различными путями: на занятиях театрального кружка, при просмотре школьных инсценировок, читая книги, слушая беседы и доклады.
Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий учащиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с основными положениями реалистической игры на сцене и элементами сценической грамоты.
В связи с отдалением современных детей от чтения книг и с возникающими отсюда проблемами (оскудение словарного запаса современных школьников, неумение связывать отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и связно выражать свои мысли и, как следствие, боязнь говорить на аудиторию (класс), уход в себя, замкнутость, сложности в общении), большое значение приобрела проблема развития речи у детей, чему и будут способствовать лингвистические, речевые, интонационные практикумы, предусмотренные программой данного курса. Причины введения данного курса обусловлены необходимостью компенсировать недостаточное количество часов на лингвистические, культурологические и творческие практикумы базисной программы.
Актуальность программы обусловлена и тем, что занятия театральным искусством, разнообразные по содержанию и форме, воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, в природе и искусстве. Театральные игры и школьные инсценировки положительно влияют на развитие мышления и творческой фантазии учеников.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через сценическое искусство приобщить детей к творчеству.
Основная цель программы: формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности, развитие эстетической отзывчивости.
Поставленная цель раскрывается в следующих задачах:
Воспитательные:
- формирование положительных эмоций,
- активизация познавательного интереса и образного мышления.
Художественно-творческие:
- развитие творческих способностей,
- развитие воображения и образного мышления,
- развитие навыков вежливого обращения с партнёрами по сцене.
Технические:
- освоение технических приёмов владения своим телом,
- совершенствование гибкости и выносливости.
Принцип построения программы.
На занятиях кружка учащиеся поэтапно, соответственно возрасту, учатся создавать сценические образы. Каждый последующий этап предусматривает усложнение характера сценического героя, его места в спектакле, увеличение объёма речи.
Изучение данного курса тесно связано с дисциплинами гуманитарного профиля. Отличительной чертой данной программы от традиционных уроков являются формы проведения занятий: имитация ситуации, озвучивание и пантомима, импровизация на заданную тему, творческие экспромты, упражнения на релаксацию, упражнения на разогрев, тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность), создание мини сценариев на материале образцов, тематические сценарии, их защита, режиссура, актёрское мастерство. Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя.
Отличительные особенности данной программы заключаются и в том, что занятия предусматривают индивидуальную направленность овладения основами сценического искусства каждым ребёнком. Процесс обучения строится на интересных сюжетах из школьной жизни и быта. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное от уроков время;
- добровольное посещение кружка;
- предоставление выбора ролей в инсценировках.
Возраст детей: 9-12 лет (учащиеся 4-6 классов). Дети этого возраста способны к заучиванию определённой информации о предстоящей роли.
Срок реализации данной программы рассчитан на 3 года обучения: ежегодно даётся – 5,4 часа в неделю (из них, 4 часа групповых занятий и 1,4 часа дополнительных). В структуру программы входит несколько разделов, которые делятся на темы.
Формы занятий.
Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Методы работы на занятиях.
Сценическое искусство включает множество методов самовыражения личности:
- ролевая игра (исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром, запоминать слова героев инсценировки, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию);
- культура речи (на данном этапе развивается чёткая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас);
- ритмопластика (данный метод позволяет детям учить и запоминать нужные позы, учит создавать различные образы, развивает координацию движений).
Ожидаемые результаты.
Занимаясь в театральном кружке, дети должны научиться следующим умениям и навыкам:
- ориентироваться в пространстве;
- уметь запоминать ролевые слова;
- находить нужные позы и действия;
- уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;
- уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;
- уметь строить диалог с партнёром.
Главным критерием оценки учащегося является способность трудиться и добиваться достижения нужного результата.
Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:
- просмотр инсценировок, подготовленных учащимися;
- участие в тематических праздничных программах в школе;
- участие в конкурсах и фестивалях.
Механизм оценки реализации программы
- Анкетирование.
- Включение педагогического наблюдения.
- Рефлексия.
- Анализ инсценировок.
- Творческие достижения в конкурсах, играх, концертах и фестивалях.
Учебно-тематический план кружка
1 год обучение
№ п/п | № занятия по теме | Тема занятий | Теория (час) | Практика (час) | Дополнительные | |||||||
Тема 1. Вводные занятия – 3 часа | ||||||||||||
1. | 1. | Задачи кружка. Театр как форма развития речи. История возникновения театра. | 1 | |||||||||
2. | 2. | Вводное занятие. История возникновения театра. | 1 | |||||||||
3. | 3. | Вводное занятие. Театры России, Самары. Сообщения с фото-материалами и презентациями. | 1 | |||||||||
Тема 2. Игровая театральная педагогика – 17 часов | ||||||||||||
4. | 1. | Ситуативно-массовые сценки. | 1 | |||||||||
Игровая программа. | 1,4 | |||||||||||
5,6. | 2,3. | Ситуативно-массовые сценки. | 2 | |||||||||
7. | 4. | Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение “Отношение”. | 1 | |||||||||
8. | 5. | Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение “Отношение”. | 1 | |||||||||
Игровая программа. | 1,4 | |||||||||||
9. | 6. | Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение “Отношение”. | 1 | |||||||||
10. | 7. | Разговор на сцене. | 1 | |||||||||
11,12 | 8,9. | Разговор на сцене. | 2 | |||||||||
Игровая программа. | 1,4 | |||||||||||
13. | 10. | Разговор на сцене. | 1 | |||||||||
14. | 11. | Разыгрываем этюд. | 1 | |||||||||
15,16. | 12,13 | Разыгрываем этюд. | 2 | |||||||||
Игровая программа. | 1,4 | |||||||||||
17. | 14. | Разыгрываем этюд | 1 | |||||||||
18. | 15. | Пантомима. | 1 | |||||||||
19,20 | 16,17 | Пантомима. | 2 | |||||||||
Игровая программа | 1,4 | |||||||||||
Тема 3. Об основах актерского мастерства – 52 часа | ||||||||||||
21,22 | 1,2 | Основы актерского мастерства. | 2 | |||||||||
23. | 3. | Голос и речь человека. | 1 | |||||||||
24. | 4. | Работа над голосом. | 1 | |||||||||
Игровая программа | 1,4 | |||||||||||
25. | 5. | Работа над голосом. | 1 | |||||||||
26. | 6. | Жест, мимика, движение. | 1 | |||||||||
27,28 | 7,8 | Жест, мимика, движение. | 2 | |||||||||
Игровая программа | 1.4 | |||||||||||
29. | 9. | Развитие памяти. | 1 | |||||||||
30. | 10. | Урок актерского мастерства на развитие памяти. | 1 | |||||||||
31,32. | 11,12 | Практическое занятие на развитие внимания. | 2 | |||||||||
Игровая программа | 1.4 | |||||||||||
33. | 13. | Практическое занятие на развитие внимания | 1 | |||||||||
34. | 14. | Творческое действие в условиях сценического вымысла. | 1 | |||||||||
35,36. | 15,16. | Творческое действие в условиях сценического вымысла. | 2 | |||||||||
Посещение театра «САМАРТ». Просмотр и обсуждение спектакля «Счастливый Ганс». | 5 | |||||||||||
37. | 17. | Творческое действие в условиях сценического вымысла. | 1 | |||||||||
38. | 18. | Слушать - это тоже действие. Слушание как действие актёра. Творческое взаимодействие с партнером. | 1 | |||||||||
39,40 | 19,20. | Слушать - это тоже действие. Слушание как действие актёра. Творческое взаимодействие с партнером. | 2 | |||||||||
Игровая программа | 1,4 | |||||||||||
41. | 21. | Технология общения в процессе взаимодействия людей. | 1 | |||||||||
42,43. | 22,23 | Технология общения в процессе взаимодействия людей. | 2 | |||||||||
44. | 24. | Беспредметный бытовой этюд. | 1 | |||||||||
Игровая программа | 1,4 | |||||||||||
45,46. | 25,26. | Беспредметный бытовой этюд. | 2 | |||||||||
47. | 27. | Этюды на движение. | 1 | |||||||||
48. | 28. | Этюды на движение. | 1 | |||||||||
Игровая программа | 1,4 | |||||||||||
49. | 29 | Этюды на движение. | 1 | |||||||||
50. | 30. | Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации. | 1 | |||||||||
51,52. | 31,32. | Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации. | 2 | |||||||||
Подготовка инсценировки. Распределение ролей. | 1,4 | |||||||||||
53. | 33. | Беспредметный этюд на контрасты. | 1 | |||||||||
54,55. | 34,35. | Беспредметный этюд на контрасты. | 2 | |||||||||
56. | 36. | Этюд “Звуковые потешки с речью”. Чтение стихотворений. | 1 | |||||||||
Подготовка инсценировки. Чтение по ролям | 1,4 | |||||||||||
57. | 37. | Этюд “Звуковые потешки с речью”. Чтение стихотворений. | 1 | |||||||||
58. | 38. | Искусство диалога. | 1 | |||||||||
59,60. | 39,40. | Искусство диалога. | 2 | |||||||||
Подготовка инсценировки. Чтение по ролям | 1,4 | |||||||||||
61. | 41. | Интонация, настроение, характер персонажа. | 1 | |||||||||
62,63. | 42,43. | Интонация, настроение, характер персонажа. | 2 | |||||||||
Подготовка инсценировки. Чтение по ролям | 1,4 | |||||||||||
64. | 44. | Образ героя. Характер и отбор действий. | 1 | |||||||||
65. | 45. | Образ героя. Характер и отбор действий. | 1 | |||||||||
66. | 46. | Имитация поведения животного. | 1 | |||||||||
67. | 47. | Имитация поведения животного. | 1 | |||||||||
Подготовка инсценировки. Подготовка афиши | 1,4 | |||||||||||
68. | 48. | Имитация поведения животного. | 1 | |||||||||
69. | 49. | Пластическая импровизация на ходу в заданном образе. | 1 | |||||||||
70. | 50. | Пластическая импровизация на ходу в заданном образе. | 1 | |||||||||
Подготовка оформления инсценировки | 1,4 | |||||||||||
71. | 51. | Обыгрывание элементов костюмов. | 1 | |||||||||
72. | 52. | Обыгрывание элементов костюмов. | 1 | |||||||||
1,4 | ||||||||||||
Тема 4. Театральная деятельность – 64 часа | ||||||||||||
73,74 | 1,2 | Целенаправленное действие и предлагаемые обстоятельства. | 2 | |||||||||
75,76 | 3,4 | Импровизация. Конкурс “Мим”. | 2 | |||||||||
Подготовка оформления инсценировки. Составление афиши. | 1,4 | |||||||||||
77,78 | 5,6 | Импровизация. Конкурсы “Походка”. | 2 | |||||||||
79,80 | 7,8 | Импровизация. Конкурс “Мим”. | 2 | |||||||||
Инсценировка произведения | 2 | |||||||||||
81 | 9 | Анализ инсценировки | 1 | |||||||||
82,83 | 10,11 | Выразительность бессловесного поведения человека. | 2 | |||||||||
84 | 12 | Выразительность бессловесного поведения человека | 1 | |||||||||
Подготовка инсценировки. Распределение по ролям | 1,4 | |||||||||||
85,86 | 13,14 | Вхождение в образ. Сценка “Немое кино”. | 2 | |||||||||
87,88 | 15,16 | Работа в ансамбле. Доверие. Умение подчиняться режиссёру. Выбор произведения и работа над ним. | 2 | |||||||||
Подготовка инсценировки. Распределение по ролям. | 1,4 | |||||||||||
89,90 | 17,18 | Работа в ансамбле. Доверие. Умение подчиняться режиссёру. Выбор произведения и работа над ним. | 2 | |||||||||
91,92 | 19,20 | Чтение по ролям. | 2 | |||||||||
93,94 | 21,22 | Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям. | 2 | |||||||||
95 | 23 | Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания драматического произведения, способ достижения художественного впечатления. | 1 | |||||||||
96 | 24 | Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания драматического произведения, способ достижения художественного впечатления. | 1 | |||||||||
97 | 25 | Анализ сюжета, манера двигаться на сцене. | 1 | |||||||||
98,99 | 26,27 | Анализ сюжета, манера двигаться на сцене. | 2 | |||||||||
100 | 28 | Реплика - отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления. | 1 | |||||||||
101,102 | 29,30 | Реплика - отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления | 2 | |||||||||
103 | 31 | Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации. | 1 | |||||||||
104 | 32 | Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации. | 1 | |||||||||
Подготовка инсценировки. Распределение по ролям. | 1,4 | |||||||||||
105 | 33 | Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему? | 1 | |||||||||
106 | 34 | Ремарка: суть, смысл, назначение | 1 | |||||||||
107 | 35 | Ремарка: суть, смысл, назначение | 1 | |||||||||
108 | 36 | Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли | 1 | |||||||||
Подготовка инсценировки. Чтение по ролям. | 1,4 | |||||||||||
109,110 | 37,38 | Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли | 2 | |||||||||
111,112 | 39,40 | Работа по технике речи. | 2 | |||||||||
Подготовка инсценировки. Чтение по ролям | 1,4 | |||||||||||
113,114 | 41,42 | Работа по технике движения. | 2 | |||||||||
Эстетическое оформление и сценография инсценировки | 1,4 | |||||||||||
115,116 | 43,44 | Многообразие стилистики сценического монолога: монолог-исповедь, монолог-мечта, монолог-признание, монолог-вызов, монолог-осуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв, монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. | 2 | |||||||||
117,118 | 45,46 | Многообразие стилистики сценического монолога: монолог-исповедь, монолог-мечта, монолог-признание, монолог-вызов, монолог-осуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв, монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. Репетиция инсценировок | 2 | |||||||||
Подготовка афиши | 1,4 | |||||||||||
119,120 | 47,48 | Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей. | 2 | |||||||||
Инсценировка произведения. | 2 | |||||||||||
121 | 49 | Анализ инсценировки | 1 | |||||||||
Выбор произведения для инсценировки. Распределение ролей | 1 | |||||||||||
122-124 | 50-52 | Репетиционные занятия по технике речи. | 3 | |||||||||
Подготовка инсценировки. Чтение по ролям. | 1,9 | |||||||||||
125-127 | 53-55 | Репетиционные занятия по технике движения. | 3 | |||||||||
128-130 | 56-58 | Подготовка инсценировки. Чтение по ролям. | 3 | |||||||||
131 | 59 | Подготовка оформления инсценировки. | 1 | |||||||||
132 | 60 | Эстетическое оформление инсценировки. | 1 | |||||||||
133,134 | 61,62 | Подготовка афиши. | 2 | |||||||||
Инсценировка произведения | 2 | |||||||||||
135 | 63 | Анализ инсценировки. | 1 | |||||||||
136 | 64 | Итоги за год. | 1 | |||||||||
ИТОГО: | 44 | 92 | 47,6 |
Учебно-тематический план кружка
2 год обучения
№ п/п | № занятия по теме | Название разделов, тем | Теория (час) | Практика (час) | Дополнительные |
Раздел 1. Вводные занятия (4ч) | |||||
1,2. | 1,2. | Вводное занятие. Что такое театр? | 2 | ||
3,4. | 3,4. | Вводное занятие. «Театры, с которыми я познакомился (-ась) летом». Сообщения с фотоматериалами и презентациями. | 2 | ||
1.Игровая программа | 1,4 | ||||
Раздел 2. Театральная гимнастика (16ч) | |||||
5. | 1. | Театральная гимнастика | 1 | ||
6. | 2. | Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. Выразительное чтение. | 1 | ||
7. | 3. | Пальчиковая гимнастика. | 1 | ||
8. | 4. | Весёлая языковая физкультура. Игры со словами. | 1 | ||
2. Игровая программа | 1,4 | ||||
9. | 5. | Весёлая языковая физкультура. Игры со словами. | 1 | ||
10,11 | 6,7. | Игра-упражнение «Кинолента видения» | 2 | ||
12. | 8. | Игра-упражнение на «Запомни расположение предметов». | 1 | ||
3. Игровая программа | 1,4 | ||||
13. | 9. | Игра-упражнение на «Запомни расположение предметов». | 1 | ||
14,15 | 10,11. | Игра-упражнение «Пишущая машинка». | 2 | ||
16. | 12. | Игра-упражнение «Картина знаменитого художника». | 1 | ||
4. Игровая программа | 1,4 | ||||
17,18. | 13,14. | Игра-упражнение «Картина знаменитого художника». | 2 | ||
19,20. | 15,16. | Импровизация под музыку. | 2 | ||
5. Игровая программа | 1,4 | ||||
Раздел 3. «Играем в театр!» (12ч) | |||||
21. | 1. | Играем в театр | 1 | ||
22-24. | 2-4. | Этюды «Звери в театральном лесу». | 3 | ||
6. Игровая программа | 1,4 | ||||
25. | 5. | «Играй – театр». Одиночный этюд. | 1 | ||
26. | 6. | «Играй – театр». Одиночный этюд. Этюды на выразительность жестов. | 1 | ||
27. | 7. | Этюды с воображаемыми предметами. | 1 | ||
28. | 8. | Этюды с заданными обстоятельствами. | 1 | ||
7. Игровая программа | 1,4 | ||||
29. | 9. | «Играй – театр». Групповой этюд. | 1 | ||
30,31. | 10,11. | «Играй – театр». Групповой этюд. Этюды с заданными обстоятельствами. | 2 | ||
32. | 12. | Этюды на эмоции и вежливое поведение. | 1 | ||
8. Игровая программа | 1,4 | ||||
Раздел 4. Театральные загадки (8ч) | |||||
33. | 1. | Театральные загадки. | 1 | ||
34-36. | 2-4. | Сюжетно-ролевые игры | 3 | ||
9. Игровая программа | 1,4 | ||||
37,38. | 5,6. | Игры-упражнения на развитие внимания | 2 | ||
39. | 7. | Игры-упражнения на развитие музыкального слуха, памяти. | 1 | ||
40. | 8. | Игра на мнимых музыкальных инструментах, мнимое пение. | 1 | ||
10. Игровая программа | 1,4 | ||||
Раздел 5. Театральный марафон: «В стране любимых сказок» (16ч) | |||||
41. | 1. | Театральный марафон | 1 | ||
42,43. | 2,3. | Создание этюдов на заданные темы. | 2 | ||
44. | 4. | Исполнение вокального репертуара. | 1 | ||
45. | 11. Игровая программа | 1,4 | |||
46. | 5. | Исполнение вокального репертуара. | 1 | ||
47. | 6. | Музыкально-ритмические упражнения, голосо-речевой тренинг. | 1 | ||
48. | 7. | «Красноречивое молчание» - игра-упражнение. | 1 | ||
49. | 8. | Сочинение и выполнение этюдов. | 1 | ||
12. Игровая программа | 1,4 | ||||
50,51. | 9,10. | Сочинение и выполнение этюдов. | 2 | ||
52,53. | 11,12. | «Верю – не верю»: игра-тренинг. | 2 | ||
13. Игровая программа | 1,4 | ||||
54. | 13. | Импровизация игр-драматизаций. | 1 | ||
55-57. | 14-16. | Импровизация игр-драматизаций. | 3 | ||
14. Игровая программа | 1,4 | ||||
Раздел 6. Театральные сказки (12ч) | |||||
58. | 1. | Театральные сказки | 1 | ||
59,60. | 2,3. | Игра-упражнение «Позиции» | 2 | ||
61. | 4. | Игра-упражнение «Зеркало» | 1 | ||
15. Игровая программа | 1,4 | ||||
62. | 5. | Игра-упражнение «Зеркало» | 1 | ||
63,64. | 6,7. | Выполнение этюдов. | 2 | ||
65. | 8. | Сюжетно-ролевые игры. | 1 | ||
16. Игровая программа | 1,4 | ||||
66-68. | 9-11. | Сюжетно-ролевые игры. | 3 | ||
69. | 12. | Сказкотерапия. | 1 | ||
17. Игровая программа | 1,4 | ||||
Раздел 7. Основы актерского мастерства (повторение) (20ч) | |||||
70. | 1. | Основы актерского мастерства. Голос и речь человека. | 1 | ||
71. | 2. | Работа над голосом. | 1 | ||
72. | 3. | Жест, мимика, движение. | 1 | ||
73. | 4. | Урок актерского мастерства на развитие памяти. | 1 | ||
18. Игровая программа | 1,4 | ||||
74. | 5. | Практическое занятие на развитие внимания. | 1 | ||
75. | 6. | Творческое действие в условиях сценического вымысла. | 1 | ||
76. | 7. | Слушать - это тоже действие. Слушание как действие актёра. Творческое взаимодействие с партнером. | 1 | ||
77. | 8. | Технология общения в процессе взаимодействия людей. | 1 | ||
19. Игровая программа | 1,4 | ||||
78. | 9. | Беспредметный бытовой этюд. | 1 | ||
79. | 10. | Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации. | 1 | ||
80. | 11. | Беспредметный этюд на контрасты. | 1 | ||
81. | 12. | Этюд “Звуковые потешки с речью”. Чтение стихотворений. | 1 | ||
20. Игровая программа | 1,4 | ||||
82. | 13. | Искусство диалога. | 1 | ||
83. | 14. | Искусство диалога. | 1 | ||
84. | 15. | Интонация, настроение, характер персонажа. | 1 | ||
85. | 16. | Интонация, настроение, характер персонажа. | 1 | ||
21. Игровая программа | 1,4 | ||||
86. | 17. | Образ героя. Характер и отбор действий. | 1 | ||
87. | 18. | Имитация поведения животного. | 1 | ||
88. | 19. | Пластическая импровизация на ходу в заданном образе. | 1 | ||
89. | 20. | Обыгрывание элементов костюмов. | 1 | ||
22- 25. Посещение одного из театров города Самара. Обсуждение спектакля | 5,6 | ||||
Раздел 8. Театральная деятельность (повторение) (20ч.) | |||||
90. | 1. | Работа в ансамбле. Доверие. Умение подчиняться режиссёру. Выбор произведения и работа над ним. | 1 | ||
91. | 2. | Выразительность бессловесного поведения человека. | 1 | ||
92. | 3. | Импровизация. Конкурс “Мим”. | 1 | ||
93. | 4. | Импровизация. Конкурсы “Походка”. | 1 | ||
26. Игровая программа | 1,4 | ||||
94. | 5. | Вхождение в образ. Сценка “Немое кино”. | 1 | ||
95. | 6. | Занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям. | 1 | ||
96. | 7. | Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания драматического произведения, способ достижения художественного впечатления. | 1 | ||
97. | 8. | Анализ сюжета, манера двигаться на сцене. | 1 | ||
27. Игровая программа | 1,4 | ||||
98. | 9. | Реплика - отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления. | 1 | ||
99. | 10. | Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации. | 1 | ||
100. | 11. | Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему? | 1 | ||
101. | 12. | Ремарка: суть, смысл, назначение | 1 | ||
28. Игровая программа | 1,4 | ||||
102. | 13. | Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли | 1 | ||
103, 104 | 14,15. | Работа по технике речи. | 2 | ||
105. | 16. | Работа по технике движения. | 1 | ||
29. Игровая программа | 1,4 | ||||
106- 108 | 17-19. | Многообразие стилистики сценического монолога | 3 | ||
20. | Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей. | 1 | |||
30. Игровая программа | 1,4 | ||||
Раздел 9. На школьной сцене (27ч.) | |||||
109, 110. | 1,2. | Выбор произведений на тему «Один день из жизни ученика» для инсценировок. Распределение ролей. | 2 | ||
111, 112. | 3,4. | Репетиционные занятия по технике речи. | 2 | ||
31. Игровая программа | 1,4 | ||||
113- 116. | 5-8. | Работа в группах. Подготовка инсценировки. Чтение по ролям. | 4 | ||
32. Игровая программа | 1,4 | ||||
117, 118. | 9,10. | Работа в группах. Подготовка инсценировки. Чтение по ролям. | 2 | ||
119, 120 | 11,12. | Репетиционные занятия по технике движения. | 2 | ||
33. Игровая программа | 1,4 | ||||
121, 122. | 13,14. | Работа в группах. Подготовка инсценировки. Чтение по ролям. | 2 | ||
123. | 15. | Обсуждение костюмов для инсценировок | 1 | ||
124. | 16. | Подготовка костюмов | 1 | ||
34. Игровая программа | 1,4 | ||||
125, 126. | 17,18. | Эстетическое оформление и сценография инсценировок. | 2 | ||
127, 128. | 19,20 | Подготовка афиши. | 2 | ||
129, 130. | 21,22 | Репетиция инсценировок | 2 | ||
131, 132. | 23,24 | Генеральная репетиция инсценировок | 2 | ||
133, 134 | 25,26 | Выступление | 2 | ||
135. | 27. | Анализ инсценировки. | 1 | ||
Раздел 10. Итоги за год (1ч.) | |||||
136. | 1. | Подведение итогов | 1 | ||
ИТОГО: | 33 | 103 | 47,6 |
Учебно-тематический план кружка «Школьный театр Миниатюр»
3 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Тео-рия | Прак- тика | Вне-аудитор-ные занятия |
Раздел 1. Вводное занятие (7ч.) | |||||
1 | 1. Вводное занятие. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка | 1 | 1 | ||
2,3 | 2,3. Вводное занятие. «Театры, с которыми я познакомился (-ась) летом». Сообщения с фотоматериалами и презентациями. | 2 | 2 | ||
4,5 | 4,5. Изготовление «Уголка театрального кружка «Театр миниатюр» | 2 | 2 | ||
6,7 | 6,7. Театры Самары (Виртуальная экскурсия) | 2 | 2 | ||
Раздел 2. Культура и техника речи (6ч.) | |||||
8-10 | 1-3. Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). | 3 |
| 3 | |
11 | 4. Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. | 1 | 1 | ||
12 | 5. Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. | 1 | 1 | ||
13 | 6. Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»). | 1 | 1 | ||
Раздел 3. Ритмопластика (12ч.) | |||||
14 | 1. Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. | 1 |
| 1 | |
15,16 | 2,3. Отработка сценического этюда («Обращение», Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). | 2 |
| 2 | |
17,18 | 4,5. Испытание пантомимой. | 2 | 2 | ||
19 | 6. Тренировка ритмичности движений. | 1 | 1 | ||
20 | 7. Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает» («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»). | 1 | 1 | ||
21-24 | 8-11. Посещение театра (экскурсия за кулисы театра) | 4 | 4 | ||
25 | 12. Обсуждение экскурсии | 1 | 1 | ||
Раздел 4. Театральная игра (9ч.) | |||||
26 | 1. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. | 1 | 1 | ||
27 | 2. Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). | 1 | 1 | ||
28 | 3. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» | 1 | 1 | ||
29 | 4. Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. | 1 | 1 | ||
30-33 | 5-8. Посещение театра | 4 | 4 | ||
34 | 9. Обсуждение спектакля | 1 | 1 | ||
Раздел 5. Работа над сценарием (22ч.) | |||||
35 | 1. Знакомство со сценарием «А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». | 1 | 1 | ||
36-38 | 2-4. Выразительное чтение отрывков повестей по ролям. | 3 | 3 | ||
39 | 5. Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). | 1 | 1 | ||
40 | 6. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. | 1 | 1 | ||
41 | 7. Отработка ролей (1 отрывок). (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением) | 1 |
| 1 | |
42 | 8. Отработка ролей (2 отрывок). (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением). | 1 |
| 1 | |
43 | 9. Отработка ролей (3 отрывок). (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением). | 1 |
| 1 | |
44,45 | 10,11. Подбор музыкального сопровождения к сценарию. | 2 |
| 2 | |
46-49 | 12-15. Репетиция. | 4 | 4 | ||
50,51 | 16,17. Изготовление афиши | 2 | 2 | ||
52,53 | 18,19. Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. | 2 |
| 2 | |
54,55 | 20,21.Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями | 2 |
| 2 | |
56 | 22. Анализ выступления (недостатки, что необходимо предусмотреть, интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). | 1 | 1 | ||
Раздел 6. Культура и техника речи (9ч.) | |||||
57 | 1. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата | 1 |
| 1 | |
58-60 | 2-4. Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину») | 3 |
| 3 | |
61-64 | 5-8. Посещение театра (просмотр спектакля) | 4 | 4 | ||
65 | 9. Обсуждение спектакля | 1 | 1 | ||
Раздел 7. Ритмопластика (6ч.) | |||||
66 | 1. Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) | 1 |
| 1 | |
67-69 | 2-4. Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «Натюрморт», «Пейзаж». | 3 |
| 3 | |
70,71 | 5,6. Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина». | 2 |
| 2 | |
Раздел 8. Театральная игра (15ч.) | |||||
72,73 | 1,2. Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику). | 2 | 1 | 1 | |
74,75 | 3,4. Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру). | 2 |
| 2 | |
76,77 | 5,6. Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). | 2 |
| 2 | |
78-80 | 7-9. Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). | 3 |
| 3 | |
81 | 10. Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. | 1 |
| 1 | |
82-85 | 11-14. Посещение театра | 4 | 4 | ||
86 | 15. Обсуждение спектакля | 1 | 1 | ||
Раздел 9. Работа над спектаклем (22ч.) | |||||
87 | 1. Знакомство со сценарием «Смех – дело серьёзное» | 1 | 1 | ||
88 | 2. Чтение отрывков | 1 | 1 | ||
89 | 3. Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). | 1 | 1 | ||
90-94 | 4-8. Репетиция отдельных сцен. | 5 | 5 | ||
95 | 9. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. | 1 | 1 | ||
96,97 | 10,11. Изготовление декораций, костюмов | 2 | 2 | ||
98,99 | 12,13. Репетиция пантомимных движений. | 2 |
| 2 | |
100, 101 | 14,15. Изготовление афиши. | 2 | 2 | ||
102-105 | 16-19. Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. | 4 |
| 4 | |
106, 107 | 20,21. Выступление перед учащимися группы продленного дня. | 2 |
| 2 | |
108 | 22. Анализ выступления. (Приглашаются воспитатели группы продленного дня). | 1 | 1 | ||
Раздел 10. Культура и техника речи (4ч.) | |||||
109 | 1. Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. | 1 | 1 | ||
110 | 2. Чтение стихотворения в определенном образе. | 1 | 1 | ||
111 | 3. Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно). | 1 | 1 | ||
112 | 4. Работа над упражнениями, развивающими силу и полётность речевого голоса. | 1 | 1 | ||
Раздел 11. Ритмопластика (4ч.) | |||||
113 | 1. Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно). | 1 | 1 | ||
114 | 2. Пантомимический этюд – тень | 1 | 1 | ||
115 | 3. Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность. | 1 | 1 | ||
116 | 4. Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда»). | 1 | 1 | ||
Раздел 12.Театральная игра (6ч.) | |||||
117 | 1. Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака) | 1 |
| 1 | |
118 | 2. Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства. | 1 |
| 1 | |
119 | 3. Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы). | 1 | 1 | ||
120 | 4. Техника грима. Светотень. | 1 | 1 | ||
121 | 5. О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица. | 1 | 1 | ||
122 | 6. Анализ мимики своего лица. | 1 | 1 | ||
Раздел 13. Работа над сценарием (20ч.) | |||||
123 | 1. Знакомство со сценарием «У войны не детское лицо» | 1 |
| 1 | |
124, 125 | 2,3. Чтение отрывков | 2 | 2 | ||
126 | 4. Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. | 1 | 1 | ||
127-130 | 5-8. Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением | 4 |
| 4 | |
131 | 9. Обсуждение костюмов, декораций. | 1 | 1 | ||
132, 133 | 10,11. Изготовление костюмов, декораций | 2 | 2 | ||
134, 135 | 12,13. Изготовление афиши | 2 | 2 | ||
136-139 | 14-17. Генеральная репетиция | 4 |
| 4 | |
140, 141 | 18,19. Выступление (выступление перед учащимися школы). | 2 |
| 2 | |
142 | 20. Анализ выступления. (Положительные стороны, отрицательные). | 1 | 1 | ||
Раздел 14. Культура и техника речи (6ч.) | |||||
143, 144 | 1,2. Игры по развитию языковой догадки («Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна»). | 2 | 2 | ||
145 | 3. Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. | 1 | 1 | ||
146 | 4. Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. | 1 | 1 | ||
147, 148 | 5,6. Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»). | 2 | 2 | ||
Раздел 15. Ритмопластика (5ч.) | |||||
149 | 1. Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. | 1 | 1 | ||
150 | 2. Тренировка ритмичности движений. | 1 | 1 | ||
151 | 3. Создание сценических этюдов («На отдыхе», «Обращение», «Приветствие») | 1 | 1 | ||
152 | 4. Сценические этюды. Шумовое оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов. | 1 | 1 | ||
153 | 5. Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами. | 1 | 1 | ||
Раздел 16. Театральная игра (10ч.) | |||||
154 | 1. Значение подробностей в искусстве. | 1 | 1 | ||
155 | 2. Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин). | 1 |
| 1 | |
156 | 3. Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский) | 1 |
| 1 | |
157 | 4. Сценические этюды на воображение. Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста. | 1 |
| 1 | |
158 | 5. Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций. | 1 |
| 1 | |
159-162 | 6-9. Посещение театра (просмотр спектакля) | 4 | 4 | ||
163 | 10. Обсуждение спектакля | 1 | 1 | ||
Раздел 17. Работа над сценарием (16ч.) | |||||
164 | 1. Чтение и обсуждение сценария «Несколько дней из школьной жизни» | 1 | 1 | ||
165, 166 | 2,3. Чтение отрывков и распределение ролей | 2 | 2 | ||
167-170 | 4-7. Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций. | 4 |
| 4 | |
171 | 8. Обсуждение костюмов и декораций | 1 | 1 | ||
172, 173 | 9,10. Изготовление костюмов, декораций | 2 | 2 | ||
174- 176 | 11-13. Генеральная репетиция. Оформление сцены. | 3 |
| 3 | |
177, 178 | 14,15. Выступление (выступление перед ровесниками и учащимися начальных классов) | 2 |
| 2 | |
179 | 16. Анализ выступления. | 1 | 1 | ||
180- 182 | Выпуск газеты «Жизнь «Театра миниатюр», создание презентации | 3 | 3 | ||
183 | Анализ работы за год | 1,6 | 1,6 | ||
Всего | 183,6 | 34,6 | 133 | 16 |
Содержание программы
- Вводное занятие. Театр как форма развития речи. История возникновения театра. Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины" (Сервантес). Актёр - властелин сцены. Аудио, видео фрагменты. Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Раздел 1. Игровая театральная педагогика.
- Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д.
- Игра «Импровизированный спектакль ».
- Упражнение “Отношение”.
- Сценка “Пресс-конференция”.
Раздел 2. Об основах актерского мастерства.
Упражнения психофизического тренинга:
- разогревающие – связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности;
- основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.
- упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Учащиеся превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.
- Упражнения на релаксацию
- Одиночные этюды по темам:
- этюды на эмоции, на движение, на контрасты
- на выразительность жеста,
- на развитие органики.
Изучаются следующие теоретические понятия:
- актёрская оценка – это способность откорректировать своё поведение по отношению к предмету, партнёру, событию.
- сценическое внимание – активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Для тренировки этого важного в актёрской работе процесса существует множество различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.
Слушать - это тоже действие. (Слушание, как действие актёра).
Сценическая речь.
- Правила гигиены голоса
- Способы закаливания голоса
- Упражнения:
а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;
б) на снятие мышечных и психологических зажимов
Тренировка мышц дыхательного аппарата:
- подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц)
- дыхательный тренинг.
Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орёл», «Бык тупогуб», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)
Постановочная работа.
Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могли бы стать частью любой концертной программы. Постановочная работа делится на несколько этапов. Выбор материала должен проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников. При этом, чем более живо и активно будет проходить этот первый этап, тем проще будет строиться дальнейшая работа над уже утверждённым коллективным решением материалом. Тем проще учащимся будет «присвоить» его себе.
Раздел 3. Театральная деятельность.
Сила слова: рассказ о монологе. Многообразие стилистики сценического монолога: монолог-исповедь, монолог-мечта, монолог-признание, монолог-вызов, монолог-осуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв, монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. Монолог - богатство человеческих чувств, дум, мыслей, побуждений, переживаний. Искусство диалога. Реплика - как источник обогащения разговорного и литературного языков. Реплика отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Упражнение на релаксацию. Игры и упражнения на разогрев. Импровизация.
Вхождение в образ. Неизвестная строка пьесы (Ремарка: суть, смысл, назначение). Большое в малом (Рассказ о маленькой роли. Маленькая роль - огромное значение. Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли). Эстетика пространства (Мизансцена. Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания драматического произведения, способ достижения художественного впечатления. Мизансцена как образный язык раскрытия характера персонажа). Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему?
Упражнения на развития органов чувств. Упражнения на пять вопросов. Импровизации. Постановка сценических движений. Основы сценического движения. Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей.
Развитие сценических навыков и умений. Работа над голосом. Работа над телом. Физическая экспрессивность. Концентрация. Работа в ансамбле. Доверие. Умение подчиняться режиссёру.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Постановка голоса и тренировка физической экспрессивности. Концентрация. Работа в ансамбле. Развитие способности выполнять инструкцию. Основы режиссуры с перспективой на продолжение курса.
Участие в постановке. Отбор материала.
Тематическая корректировка сценариев. Утверждение репертуара. Прослушивание. Распределение ролей. Предварительная подготовка. Основные принципы проведения репетиций. Работа над диалогами. Работа над персонажами. Чувства и ощущения персонажей. Композиция и группировка актёров на сцене. Значение времени (хронометраж, темп, ритм). Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры: прослушивание, упражнения на разогрев. Изучение направления движения. Как поддерживать ритм, соблюдать свою очередь.
Заключительное занятие. Инсценировка. Анализ.
Список литературы
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003.
- Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004.
- Литература. 7-11 классы. Здесь живёт театр: программы, занятия кружков, элективный курс/ авт.-сост. О.Я. Лянцман. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996.
- Назарова Н.Ф., Ганжина Ю.Н. Внеклассная работа по литературе. – Саратов, Лицей, 2005.
- Санникова И.Н. На пути к книге. Литература. 5-11 классы: методическое пособие. – Самара: Издатель Кузнецова О.С., 2009.
- Уроки внеклассного чтения: Сост. Картавцева М.И. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.
8. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...