«Математика и литература – два крыла одной культуры»
методическая разработка (5, 6 класс) на тему
Сценарий секции на научно - практической конференции «Математика и литература – два крыла одной культуры» для учащихся 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 17.68 КБ |
matematika_v_literature.docx | 18.21 КБ |
matematiki_i_literatory.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы секции: «Математика и литература – два крыла одной культуры»
для учащихся 5-6 классов на НПК «День интеллекта, творчества и знаний»,
2014-2015 уч.год
Руководитель: Деева И.В.
«В математике есть своя красота,
как в живописи и поэзии».
Н. Е. Жуковский
План работы:
- Вступление «Связь математики и литературы»
Считается, что человеческий мозг обладает функциональной асимметрией: левое полушарие настроено на процедуру рационального, поэтапного аналитического мышления, правое более приспособлено для восприятия целостных образов, мгновенной обработки информации. Человек воспринимает, познаёт и воссоздаёт мир двумя противоположными способами — рациональным и эмоциональным, «мыслью и сердцем».
Неравнозначность левого и правого полушарий приводит к условному делению большинства людей на «физиков» и «лириков». Таким образом, сама природа, давая человеку призвание, заботится о том, чтобы развитие культуры было обеспечено приходом как ученых, так и художников. Науку и искусство можно назвать двумя крыльями культуры, две грани одного и того же процесса - творчества.
Литература и математика - что может объединять эти далекие друг от друга области знаний? Литература ищет гармонию между человеческой душой и природой. Математика же создала методы математического описания знаков природы. Это замечательное свойство делает математику универсальным инструментом для всех естественных наук.
Математика известна с древних времён. Все архитектурные и художественные шедевры создавались с использованием математики.
Знания математики требовались не только при строительстве, но и при создании литературно – художественных произведений. Недаром А. С. Пушкин говорил: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии». Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным. Эти слова подтверждение того, что многие поэты и писатели любили математику.
2.Математики и литераторы. (Зомерфельд В.-6б)
3.Математика в литературе. (Волосатова К.-6б))
4. Викторина «Литературная математика» (презентация)
5.Заключение.
Знания по математике нужны не только математикам, но и писателям и поэтам. В художественных произведениях можно заметить «руку математика. Авторы, используя в своих произведениях математические данные, не просто дают готовые знания и выдают математические секреты, а предлагают читателю подумать и дают «пищу» для размышления. А разве книга не должна давать читателю пищу для ума? Любая книга откроет свои тайны тому человеку, кто умеет смотреть и видеть, тому, кто умеет удивляться и воспринимать новое, тому, кто умеет сам добывать знания и отвечать на интересующие его вопросы.
Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение науке многие математики представляют себе неотрывным от служения литературе. Поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. А это должен и математик Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что математика - вечно живое дерево науки. С древнейших времен известно, что математика учит правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать. Кто занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и художнику, и писателю.
Предварительный просмотр:
Математика в литературе.
Знания по математике нужны не только математикам, но и писателям и поэтам. В художественных произведениях можно заметить «руку математика». На страницах книг содержится много загадок, а иногда автор дает и отгадку. Авторы, используя в своих произведениях математические данные, не просто дают готовые знания и выдают математические секреты, а предлагают читателю подумать и дают «пищу» для размышления. А разве книга не должна давать читателю пищу для ума? Любая книга откроет свои тайны тому человеку, кто умеет смотреть и видеть, тому, кто умеет удивляться и воспринимать новое, тому, кто умеет сам добывать знания и отвечать на интересующие его вопросы. Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение науке многие математики представляют себе неотрывным от служения литературе. Поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. А это должен и математик Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир.
Я предлагаю вам решить несколько задач, авторами которых являются известные писатели;
Г.Х.Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик».
Было когда-то на свете 25 оловянных солдатиков, которых сделали из оловянной ложки массой 123 г. 24 солдатика были одинаковыми, то есть не отличались друг от друга, а 25-й оказался одноногим. Немного не хватило олова. Какова его масса?
Геометрия Гулливера.
Автор «Путешествия Гулливера» Джонатан Свифт с большой осмотрительностью избежал опасности запутаться в геометрических отношениях.
В стране лилипутов футу соответствовал дюйм, а в стране великанов, наоборот, дюйму – фут.
У лилипутов все люди, все вещи, все произведения природы в 12 раз меньше нормальных, у великанов – во столько же раз больше.
Приходилось решать вопросы:
1. Во сколько раз Гулливер съедал за обедом больше, чем лилипут?
2. Во сколько раз Гулливеру требовалось больше сукна на костюм, нежели лилипуту?
3. Сколько весило яблоко в стране великанов?
Автор «Путешествия» справился с этими задачами .
Раз лилипут ростом меньше Гулливера в 12 раз, то объём его тела меньше в 12 * 12* 12, т. е. в 1728 раз. Следовательно, для насыщения тела Гулливера нужно в 1728 раз больше пищи, чем для лилипута. Правильно рассчитал Свифт и количество материала на костюм Гулливеру.
Поверхность его тела больше, чем у лилипута, в 12 * 12 = 144 раза; во столько же раз нужно ему больше материала.
Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
Мимо бревно суковатое плыло.
Сидя и стоя, и лежа пластом
Зайцев десяток спасалось не нем.
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой
Во время наводнения дед Мазай снял с острова зайцев. Еще несколько зайцев дед Мазай снял с пней. И этих зайцев Мазай взял с собою. Всего дед Мазай спас 43 зайца. Сколько зайцев спас дедушка с острова?. Интересно, что это число записывалось тем же цифрами, но в обратном порядке, что и число зайцев, спасенных с острова. Оба числа были двузначными, и первое было больше второго.
.
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию. Он много лет преподавал начала математики в основанной им же знаменитой Яснополянской школе, написал оригинальную «Арифметику» и «Руководства для учителя». Своим гостям Л.Н.Толстой нередко предлагал интересные задачи.
«Косцы должны выкосить два луга. Начав косить с утра большой луг, они после полудня разделились: одна половина осталась на первом лугу и к вечеру его докосила, а другая перешла косить на второй луг площадью вдвое меньше первого. Сколько косцов, если известно, что в течение следующего дня оставшуюся часть работы выполнил один косец?».
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что математика - вечно живое дерево науки. С древнейших времен известно, что математика учит правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать. Кто занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и художнику, и писателю.
Предварительный просмотр:
Математики и литераторы.
Многие выдающиеся писатели и поэты были почитателями математики, с большим интересом изучали её, популяризировали, использовали в своих произведениях. Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. К теме математики в поэзии обращались очень многие поэты в разное время. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".
Думы нездешней полна,
Чуть загрустив отчего-то,
Молча стоит у окна,
В мыслях- расчеты,расчеты…
Да, математике надо
Мир постигать наш – и вот
Страсть отстраненного взгляда
В прорву пространства ведёт.
Пусть ей взгрустнется немножко,
Жалобы не услыхать
Строгая, смотрит в окошко,
Сущее хочет познать.
В. Михановский
Это стихотворение посвящено С.В.Ковалевской.
Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своём ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решеньи своём неизменном
Рок ни назначил тебе впереди -
Память об этом мгновеньи священном
Вечно храни, как святыню, в груди
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется чёрною мглой,
С ясной решимостью, и с верной спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.
Это стихотворение принадлежит выдающемуся учёному-математику Софье Васильевне Ковалевской. В ней одновременно жили математик и поэт. Они одновременно родились, росли, учились, писали научные труды и стихи.
«…Мне кажется, что поэт должен только видеть то, что не видят другие, видеть глубже других. Что до меня касается,то я всю жизнь не могла решить: к чему у меня больше склонности, к математике или литературе?...но тем не менее я ни от одной их них не могу отказаться совершенно»
Софья Васильевна Ковалевская (1850 – 1891 г.) известный российский математик, педагог, редактор Ученица Вейерштрасса Доктор математических наук Преподаватель Стокгольмского университета Редактор известного математического журнала «Математические ведомости» Важнейшая научная работа - полное решение задачи о вращении тяжелого твердого тела вокруг неподвижной точки. Драма «Борьба за счастье» ( в соавторстве с А.Ш.Леффлер) Роман «Нигилистка» Роман «Сёстры Раевские» Множество стихов ( к сожалению не опубликованных)
Омар Хайям (1048 – 1123 г.)– математик, астроном, философ и поэт, классик персидской и таджикской литературы. Его работы: « Теория геометрического решения уравнений третей степени», «Трудности арифметики», «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы», «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» ,«Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле».
Поэзия Омара Хайяма – рубаи
* * *
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало ешь,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Меня философом враги мои зовут,
Однако, - видит бог, - ошибочен их суд
Ничтожней много я: ведь мне ничто не ясно
. Не ясно даже то, зачеми кто я тут.
* * *
Цель творца и вершина творения – мы.
Мудрость, разум, источник прозрения – мы.
Этот круг мироздания перстню подобен,
В нём граненый алмаз, без сомнения , мы.
"Проверить алгеброй гармонию" было дано далеко не всем жителям Парнаса. Среди немногих - Михаил Юрьевич Лермонтов. Для него математика была не только наукой, которую "проходят" в военных учебных заведениях. Поэт много занимался ею для себя, хотя доподлинно трудно сказать, в какой степени ему удалось "проверить алгеброй гармонию". Сохранившиеся воспоминания современников Лермонтова, достаточно малочисленные и редко правдивые, донесли до нашего времени факты, которые подтверждают, что юный поэт владел математикой значительно лучше большинства своих знакомых. Не случайно среди немногих книг, бывших его постоянными спутниками, был и учебник математики.
Чарльз Л.. Доджсон (1832 – 1898 г.) – математик и логик. Профессор математики Оксфордского университета Автор множества публикаций и научных работ. Псевдоним - Льюис Кэрролл. Под этим псевдонимом была написана сказка «Приключения Алисы в Стране Чудес»
МБОУ «Гимназия №20»
Сообщение на тему:
«Математики и литераторы»
Подготовила
ученица 6б класса
Зомерфельд Виктория
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку литературы "Дедушка Крылов и его басни"
Урок-концерт направлен на обобщение басенного мастерства И.А. Крылова. В ходе урока дети инсценируют басни, рассматривают мораль в изучаемых баснях. Презентация является сопровождением урока и использ...
Урок математики по теме: «Уравнение с одной переменной». Разделы: Преподавание математики.
Формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий по теме: «Уравнения с одной переменной». Практиче...
Урок литературы «ЭПИТЕТ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ СЛОВА»
Урок «Эпитет как одно из средств выразительности в творчестве великих мастеров слова» способствует формированию языковой личности, предполагает углубленное изучение литературы как ис...
Математика и литература - две ветви человеческой культуры (1.12.2015)
Презентация внеклассного мероприятия к Неделе математики...
Математика и литература - два крыла одной культуры (презентация для 6 класса)
Презентация для учащихся 6 класса в рамках метапредметной недели...
Интегрированный урок английского языка и литературы "У нас одна душа, одни и те же муки...Дж. Байрон и М.Ю. Лермонтов"
Урок рассчитан на учащихся 9 класса. Построение урока и его материал показывают роль Байрона в развитии литературного направления "романтизм" и какое влияние оказало его творчество на поэзию М. Лермон...
Интегрированный урок "Математика и литература - две ветви человеческой культуры"
Интегрированный урок математики и литературы «Математика и литература – две ветви человеческой культуры» ЦЕЛИ УРОКА:Развитие познавательного интереса к обучению.Применение интег...