Урок литературы «ЭПИТЕТ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ СЛОВА»
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Урок «Эпитет как одно из средств выразительности в творчестве великих мастеров слова» способствует формированию языковой личности, предполагает углубленное изучение литературы как искусства слова, позволяет выработать у учащихся стремление к продуктивному мышлению, освоить литературоведческие понятия, которые способствуют более глубокому постижению текстов художественных произведений.
Погружение в художественный мир великих мастеров слова окажется для школьников интересным и познавательным. В процессе исследовательской и поисковой работы учащиеся научатся:
- опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
- осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- анализировать изобразительно-выразительные средства языка;
- применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
Урок направлен на формирование высокого уровня творческой инициативы старшеклассников, способствует привитию вкуса к исследовательской работе, активному критическому отношению к изучаемым дисциплинам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Е.В.Камышева»
г. Гагарина Смоленской области
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
«ЭПИТЕТ КАК ОДНО
ИЗ СРЕДСТВ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕЛИКИХ
МАСТЕРОВ СЛОВА»
учителя русского языка и литературы
Кирюшкиной Ольги Васильевны
ЦЕЛИ УРОКА:
1) систематизировать знания обучающихся об эпитете, сопоставляя пейзажи мастеров слова;
2) организовать наблюдение за функциями эпитетов в прозаических и поэтических текстах, выявить их сходство и различие;
3) обратить внимание учащихся на роль индивидуально авторских эпитетов в художественных произведениях;
4) вызвать интерес к пейзажным зарисовкам Пушкина, Достоевского, Блока;
5) обогатить речь учащихся красочными, образными определениями.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1) иллюстрации И.Глазунова и К.Шмаринова из серии «Петербург Достоевского»;
2) книги: А.Блок. Стихотворения. Поэмы. М., 1987.
Ф.Достоевский. Преступление и наказание. М., 1969.
А.Пушкин. Медный всадник. М., 1980;
3) аудиозапись «Лунной сонаты» Л.Бетховена.
ХОД УРОКА.
Учитель. Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели – от М.В.Ломоносова до поэтов наших дней. «Дух неволи», отмеченный в Петербурге ещё А.С.Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно усталых героев Н.В.Гоголя, А.А.Блока, А.Белого, Ф.М.Достоевского. Достоевский создает свой Петербург, близкий по настроению Петербургу Гоголя и Некрасова.
Каким вы его себе представляете?..
1-й консультант. (Звучит «Лунная соната» Бетховена).
Было два Петербурга. Первый Петербург был воспет многими поэтами-лириками. Вот, например, бессмертные слова А.Пушкина о нем:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых сводов
Прозрачный сумрак, блеск бездонный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясно спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла …».
Учитель дает задание: назовите эпитеты, подчеркивающие красоту Петербурга.
2-й консультант. Но был и другой, далекий и неизвестный нам, теперешним людям, Петербург – город, в котором люди живут в «клетушках», желтых грязных домах, проводят время в маленьких душных мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, бандитский.
Учитель. Давайте вспомним, что такое эпитет. (Эпитет – это всякое определение, в котором наиболее ярко выступает его художественная функция. Эпитетом называется образное определение предмета или действия. Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными.)
(Класс разделяется на две творческие группы, каждая из которых получает задание выписать в тетрадь эпитеты, используемые указанными авторами в пейзажных зарисовках. После выполнения исследовательской работы по ходу сообщений учащихся составляется таблица «Петербург глазами Достоевского (1 группа) и Блока (2 группа)».)
Петербург глазами
Ф.М.Достоевского | А.А.Блока |
Страшная жара, нестерпимая летняя вонь, отвратительный и грустный колорит, глубочайшее омерзение, почти голубая вода, воздух чистый, великолепная панорама Петербурга, пышная картина, неясное и неразрешимое впечатление, время серенькое, необъяснимый холод, угрюмое и загадочное впечатление, удушливый день, неприятнейшее впечатление, пьяные и страшные рожи, пыльная дорога, черная пыль, молочный, густой туман, мокрые дорожки, ярко-желтые деревянные домишки, грязная, издрогшая собачонка, дремлющий взгляд, вековечная брюзгливая скорбь. | Безлунный воздух, кричащие звуки, оловянный закат, разгульные ночи, дымно-сизый туман, мертвый лик, серо-каменное тело, грязно-рыжее пальто, искристые гривы, золотые кони, пьяно-алая вода, огненные бедра, окровавленный язык, пыльный город, дерзкое солнце, электрический сон, улицы пьяны от криков, пыльно-серая мгла, всемирный город, лирное утро, самодержавный сон, царственно-чугунный предок, многострунный голос черни, слепы темные дворцы. |
Учитель. Докажем, что эпитет многофункционален. Какие виды эпитетов вы знаете? Выпишите в таблицу по 6-10 примеров каждого вида, подчеркните индивидуально-авторские эпитеты.
Виды эпитетов.
Изобразительные (т.е. воздействующие на органы чувств человека) зрительные, цветовые, световые, звуковые, слуховые, осязательные, определяющие объём, форму, размер. | Выразительные (т.е. которые выражают эмоциональную оценку) оценочные, психологические, торжественные, возвышенные, окрашенные чувствами писателя. | Метафорические (т.е. выраженные словами, употребляемыми в переносном значении) |
Оловянный закат, дымно-сизый туман, грязно-рыжее пальто, нестерпимая вонь, пьяно-алая вода, многострунный голос черни, сверкнувшие кольца чешуи, гулкий пляс, пыльно-серая мгла. | Отвратительный колорит, брюзгливая скорбь, разгульные ночи, необъяснимый холод, неприятнейшее впечатление, царственно-чугунный холод, страшная жара, беспокойная мысль. | Мертвый лик, спящие громады, дремлющий взгляд, пышная картина, глубочайшее омерзение, самодержавный сон, угрюмое впечатление. |
Учитель. Какую функцию выполняют в тексте индивидуально-авторские эпитеты? (Сложные прилагательные в большинстве случаев являются индивидуально-авторскими эпитетами, показывают отношение писателя, поэта к изображаемому явлению, они более выразительны эмоциональны.)
Сделайте вывод, каким изображают Петербург великие мастера слова: Пушкин, Достоевский, Блок. Как эпитеты помогают почувствовать атмосферу города, отношение автора к «северной столице»?
(Для выполнения задания учащиеся делятся на 3 группы.)
ВЫВОДЫ.
А.ПУШКИН. Великий поэт запечатлел величественный, строгий и стройный облик града Петрова – красы и дива «полнощных стран». Он показывает читателям парадную, внешнюю сторону Петербурга, подчеркивает, что это культурная столица; использует выразительные (торжественные, возвышенные) и метафорические эпитеты, придающие выражение, образность и эмоциональность. В изображении поэта это город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов. Это символ величия и расцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и по сей день.
Ф.ДОСТОЕВСКИЙ. Писатель показывает нам совсем другой город, город полусумасшедший, как и большинство героев Достоевского. Он не говорит о великолепных зданиях, о красоте Петербурга, а как бы заглядывает внутрь бедных домов, где в ужасных условиях живут люди. Это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония, это место, в котором невозможно быть здоровым, добрым, полным сил. Он душит и давит. Природы почти нет, а если и встречается, то только акцентируется её отсутствие в других местах. Писатель рисует город, в котором зарождается капитализм, и людей, не сумевших пройти через социальный перелом. Петербург является также и действующим лицом романа, соучастником страшного преступления Раскольникова, и свидетелем его раскаяния. Итак, можно сделать вывод, что для Достоевского Петербург – это город убийства, нищеты и людского одиночества.
А.БЛОК. Поэт так же, как и Достоевский, показывает больной город и чудовищно больных его обитателей: мы видим «мертвый» его лик, «серо-каменное тело», «пыльно-серую мглу», «улицы, пьяные от криков», слышим «голос черни многострунный». Петербург Блока не просто болен, а опасно болен: в пейзажных зарисовках преобладают навязчивые желтый, «желчный» и «грязно-серый» цвета, как и у Достоевского, но появляются разные оттенки красного («огненный», «грязно-рыжий», «окровавленный», «пьяно-алый», «огневой»).
Таким образом, у Блока Петербург – это зловещий демон, ищущий грешные души, опутавший все вокруг своими черными сетями, он как бы отыгрывается на своих жертвах, высасывая из них недостающую ему энергию. Город, так же, как и у Достоевского, - соучастник преступлений, медный всадник («царственно-чугунный предок») посреди болота. Он полон парадоксов и фантастики. Он порождает в душе человека протест.
Учитель. Домашнее задание: используя изобразительные, выразительные и метафорические эпитеты, напишите небольшой этюд на тему: «Петербург - виновник разыгрывающихся драм».
ЛИТЕРАТУРА.
1. Блок А. Стихотворения. Поэмы, М.: Современник, 1987.
2. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, Беларусь, 1969.
3. Пушкин А. Медный всадник, М.: Правда, 1980.
4. Пейзажные тексты из произведений Ф.М.Достоевского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс в 11 классе "Афоризм как одно из средств подготовки к ЕГЭ"
Очень эффективное средство...
Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования
Цели урока: 1) тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах...
Тренировочные упражнения "Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности".
Тренировочные упражнения включают 14 заданий для подготовки к ОГЭ-2016 № 3....
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку).
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку)....
Многозначные слова и омонимы как средства выразительности речи
Урок-повторение и обобщение знаний по теме "Многозначные слова и омонимы", рассмотрение этих понятий как средств выразительности речи. 5 класс....
мастер-класс "Метафора как средство выразительности речи"
Мастерская творческого письма....
Мастер-класс по теме «Коммуникативная культура как одно из средств индивидуализации образования»
Мастер-класс по теме «Коммуникативная культура как одно из средств индивидуализации образования» в рамках муниципального конкурса педагогического мастерства ...