Интегрированный урок "Математика и литература - две ветви человеческой культуры"
презентация к уроку по математике (8 класс)
Интегрированный урок математики и литературы
«Математика и литература – две ветви человеческой культуры»
ЦЕЛИ УРОКА:
- Развитие познавательного интереса к обучению.
- Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления.
- формирование творческих способностей.
- подбор математических задач в литературных произведениях;
- решение отобранных задач,
- анализ полученных в ходе решения результатов;
- оценка проделанной работы и формулировка вывода.
В работе использованы следующие методы:
- поиск,
- изучение,
- анализ,
- обобщение,
- сравнение
Задачи: вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса;
воспитательные:
- воспитывать у учащихся любознательность;
- воспитывать коммуникативную культуру общения.
развивающие:
- развивать познавательный интерес и логическое мышление;
- развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать,
- развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.
- учить синтезировать знания, сравнивать, находить общее, устанавливать закономерности, обобщать и делать выводы.
Тип урока: интегрированный урок математики и литературы:
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, планшет, обычная доска.
Ход урока
1. Организационный момент.
Математика и литература –
Две ветви человеческой культуры,
Две книги из одной библиотеки,
Две песни из единой фонотеки.
Такие разные, как буква и число,
Неразделимые, как лодка и весло.
Что их роднит, объединяет в вечность?
Великой мысли дух и бесконечность!
Часто можно услышать такую фразу: «Ой, да что эта математика! Сухая наука. Выучил формулу - и решай задачи! Не то, что литература. Вот где красота и гармония». Да, так говорят многие. Но они забывают о том, что именно математика подарила нам такие слова как гармония, симметрия, пропорция. Каждому искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Природа совершенна, и у нее есть свои законы, выраженные с помощью математики и проявляющиеся во всех искусствах.
Литература с математикой с давнишних пор
Ведут между собой древнейший спор.
«Я - Математика! Я - Королева средь наук.
И без меня все, как без рук.
Не смогут вычесть и сложить,
И даже точно день прожить.
Моих фигур прелестный ряд
Везде, куда не кинешь взгляд.
Я Человечеству служу,
Я ум в порядок привожу».
Литература ей в ответ:
«Да, ты прекрасна спору нет.
Но всех важнее я на свете.
Нужна и взрослым я и детям,
И интересней нет меня наук.
Я для людей -духовный друг!
Я тоже Человечеству служу
И в людях чувства добрые бужу».
Так множество веков тянулись разногласья
О том, что между разумом и чувством нет согласья.
Друзья! Решили мы окончить этот спор:
И о пересеченье этих плоскостей ведем наш разговор.
А на прямой, образовавшейся от их пересеченья
Остались чувства умные и добрый ум.
И если добрый ум в науке будет балом править.
То чувства умные несовершенный мир исправят.
В разные эпохи и в разных жанрах— от литературной сказки до детектива и научной фантастики нашли отражение математические идеи и понятия. Писатели включали их в повествование с различными целями и излагали с разной степенью доступности и узнаваемости.
Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Цыфиркин: «Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собой Сидорыча. Нашли мы на дороге триста рублёв.… Дошло дело до дележа. Смекнитко, по чему на брата?»
Митрофан: «Единожды три – три. Единожды нуль – нуль. Единожды нуль – нуль.»
Н.А.Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы»
« Вижу один островок небольшой-
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину».
Каковы же размеры островка в современных единицах длины и площади? S= а*в, а = 1аршин=72см, в=1 сажень =216см. S= 0,72 *2,16 =1,5552 м2. Ответ: островок небольшой.
Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»
В стране лилипутов размеры – высота, ширина, длина, толщина всех вещей, людей, животных, растений и т.д. в 12 раз меньше, чем у нас. А в стране великанов в 12 раз больше. Лилипуты установили для Гулливера следующую норму отпуска продуктов:
«…Ему будет ежедневно выдаваться столько съестных припасов и напитков, сколько достаточно для прокормления 1724 подданных страны лилипутов».
Из какого расчета получили лилипуты такой огромный паек, ведь Гулливер только лишь в 12 раз больше лилипута?
Расчет сделан практически верно, если не считать маленькой арифметической ошибки. Не надо забывать, что лилипуты это уменьшенная точная копия обыкновенного человека и имеет нормальную пропорцию частей тела. Значит они не только в 12 раз ниже, но и в 12 раз уже и в 12 раз тоньше Гулливера. Получается, что объем тела Гулливера не в 12 раз, а в 12 *12 *12=1728 раз больше лилипута. Именно поэтому ему понадобиться такое количество еды.
Льюис Кэрролл « Алиса в Стране чудес»
В знаменитой сказке « Алиса в Стране чудес» происходит очень много превращений.
«…Алиса откусила еще кусочек и вскоре съела весь пирожок.
-Я теперь, раздвигаюсь, словно подзорная труба. Прощайте, ноги! В эту минуту она как раз взглянула на ноги и увидела, как стремительно они уносятся вниз. Еще мгновение – и они скроются из виду.
-Бедные мои ножки! Кто же будет вас теперь обувать? Кто натянет на вас чулки и башмаки? Мне же до вас теперь не достать». Почему Алиса так переживала?
Части тела Алисы уменьшались и увеличивались согласно прямой пропорциональной зависимости. Увеличилась длина ног и длина рук в одинаковое количество раз. Переживания Алисы напрасны, она сама без труда смогла бы надеть и чулки и башмаки.
В рассказе « Репетитор» А.П. Чехов написал о том, как гимназист Егор Зиберов Занимался с ленивым и бестолковым мальчиком Петей Удодовым.
«Учитель берет задачник и диктует:
— « Купец купил 138 аршин черного и синего сукна на 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.»
( напомним, что аршин – старая русская единица длины, аршин равен «71,12 см»)
Повторите задачу.
Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова ни говоря, начинает делить 540 на 138.
— Для чего же это вы делите? Постойте! Впрочем, так… продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка я разделю!
Зиберов делит, получается 3 с остатком и быстро стирает. « Странно, — думает он, ероша волосы и краснея. – Как же она решается? Гм!.. Это задача на неопределенные уравнения, а вовсе не арифметическая...»
Учитель глядит в ответы и видит 75 и 63.
« Гм!.. странно… Сложить 5 и 3, а потом делить 540 на 8! Так, что ли? Нет, не то».
— Решайте же! – говорит он Пете.
— Ну, чего думаешь? Задача-то пустяковая! – Удодов Пете. – Экий ты дурак, братец! Решите уж вы ему, Егор Алексеич.
Егор Алексеич берет в руки грифель и начинает решать. Он заикается, краснеет, бледнеет.
— Эта задача, собственно говоря, алгебраическая, — говорит он. – Ее с иксом и игрэком решить можно. Впрочем, можно решить и так. Я вот разделил… понимаете? Теперь вот надо вычесть понимаете? Или вот что… Решите мне эту задачу сами к завтраму… Подумайте...
Петя ехидно улыбается. Удодов тоже улыбается. Оба они понимают замешательство учителя. Ученик VII класса еще пуще конфузится, встает и начинает ходить из угла в угол.
— И без алгебры решить можно, — говорит Удодов, протягивая руку к счетам и вздыхая. – Вот, извольте видеть...
Он щелкает на счетах, и у него получается 75 и 63, что и нужно было.
— Вот-с… по-нашему, по неученому.
Учителю становится жутко».
Чтобы нам не было нестерпимо жутко как Егору Зиберову составим систему:
Решая эту систему, получим х = 63, у = 75, т. е. 63 аршина синего сукна и 75 аршин черного сукна купил купец.
Воспоминания цитируются по статье И.Депмана "Математические увлечения поэта".
"В начале 1841 г. Тенгинский полк стоял в Анапе. Скучающие офицеры, в том числе и Лермонтов, собирались друг у друга. Раз речь зашла о каком-то человек, который мог в уме решать самые сложные математические задачи.
- Что вы скажете на это, Лермонтов? - обратился к нему один из офицеров, старик с Георгиевским крестом. - Говорят, что вы тоже хороший математик? - Ничего тут удивительного нет, - отвечал поэт. - Я тоже могу представить вам, если хотите, весьма замечательный опыт математических вычислений. - Сделайте одолжение. - Задумайте какое угодно число. - Ну, хорошо, задумал, - рассмеялся старик, очевидно, сомневавшийся. - Но как велико должно быть задуманное число?
- А это безразлично. Но на первый раз, для скорости вычисления, ограничьтесь числом из двух цифр.
- Хорошо, я задумал, - сказал офицер, подмигнув стоявшим вокруг него, и сообщил задуманное им число сидевшей рядом даме.
- Благоволите прибавить к нему, - начал Лермонтов, - еще 25 и считайте мысленно или посредством записи.
Старик попросил карандаш и стал записывать на бумажке.
- Теперь не угодно ли прибавить еще 125. Старик прибавил.
- Засим вычтите 37. Старик вычел.
- Еще вычтите то число, которое вы задумали сначала. Старик вычел. – Теперь остаток умножьте на пять. Старик умножил.
– Засим полученное число разделите на 2. Старик разделил.
– Теперь посмотрим, что у вас должно получиться... Кажется, если не ошибаюсь, число 282,5? Офицер даже привскочил – так поразил его ответ.
– Да совершенно верно: 282,5. Я задумал число 50. - И он снова проверил вычисление. - Действительно, получается 282,5.
– Фу, да вы не колдун ли?
– Колдун не колдун, а математике учился, - улыбнулся Лермонтов. – Но позвольте... - старик, видимо, сомневался; не подсмотрел ли Лермонтов его цифры, когда он проводил вычисления. - Нельзя ли повторить?
Старик записал задуманное число, никому не показав, положил под подсвечник и стал вычислять в уме даваемые поэтом числа. И на этот раз остаток был угадан. Все заинтересовались. Старик только развел руками. Хозяйка дома попросила повторить еще раз опыт, и еще раз опыт удался.
По крепости пошел разговор. Где бы поэт ни показался, к нему стали обращаться с просьбами угадать вычисленное число. Несколько раз он исполнял эти просьбы, но, наконец, ему надоело, и он через несколько дней, тоже на одном из вечеров, открыл секрет, заключавшийся в том, что задуманное число, какое бы оно ни было, заставляют вычесть из суммы того же числа и некоторых других подсказанных чисел, так что диктующему легко подсчитать результат.
((х+25+125-37-х)*5:2=(113*5):2=282,5
Домашнее задание
Ведь сколько сил приложил граф Толстой,
Чтоб математике учить народ простой.
Он «Арифметику» создал для них понятную,
Без лишней сложности и для ума приятную!
В одной задаче там косцы луга косили,
Сначала вместе, а потом их разделили.
В другой задаче шапку продают,
И четвертак фальшивый за неё дают.
И «человек есть дробь» — сказал Толстой, учитель,
Что представляешь ты собой, есть твой числитель.
А что ты мыслишь о себе, есть знаменатель.
Сочти какая дробь ты, дорогой приятель!
Великий граф, великий человек,
Прославил Родину, Россию, век.
Число и слово для него едины,
Всесильны и неразделимы!
снежинки на доску
Вывод слайд
Что есть число: основа жизни нашей!
А слово делает её уютней, краше!
Число расставит, наведёт порядок,
А слово раздаёт награды и наряды.
Число направит жизнь в логическое русло,
Без слова в этой жизни будет грустно!
Числу присущи нормы и задачи,
От слова ждём добра, успеха и удачи.
Великие умы числу начала льстили,
И возвеличивали, и превозносили!
Но величать «Число» они призвали «Слово»!
Так что важней, что есть первооснова?
Как в жизни нашей каждый день единствен,
Великолепен, положителен, таинствен.
Так слово и число едины в мирозданье,
Два величайших человеческих создания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_i_literatura.pdf | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Из практики проведения интегрированного урока литературы и духовно-нравственной культуры»
Нагаева Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературыМБОУ Гимназия №9ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕКЦИИ ММОучителей русского языка и литературы г.о.Химки 23.08.2012 г.НА ТЕМУ«Из практики проведения ...
Математика и музыка-два полюса человеческой культуры
Это интегрированный урок является обобщением изученных тем прошлых уроков по музыке ("Музыкальный ритм и размер") и по математике ("Обыкновенные дроби"). Поэтому основная работа ведётся на повторение...
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в аспекте диалога культур ( на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», 5 класс,
Данный урок направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся по изученным темам на уроках русского языка и литературы. Научить детей анализировать художественный текст, ф...
Математика и литература - две ветви человеческой культуры (1.12.2015)
Презентация внеклассного мероприятия к Неделе математики...
Интегрированный урок литературы и мировой художественной культуры "Увидеть в капле океан" (роль художественного пространства в сонете А.С. Пушкина "Мадонна" и картине Рафаэля "Бриджуоторская мадонна")
Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире...
Интегрированный урок (история + литература) по теме: «Культура Древней Руси»
Интегрированный урок (история + литература) по теме: «Культура Древней Руси»...
Темы возможных интегрированных уроков русской литературы, музыки, МХК, основ православной культуры, ИЗО
Разделы и предметы, которые мне приходилось чаще всего совмещать:Русский язык и физика, русский язык и биология (человек).(Фонетика. Что такое звук? Как зарождается звук? Какие органы помо...