Конспект и презентация к уроку литературы "Дедушка Крылов и его басни"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Урок-концерт направлен на обобщение басенного мастерства И.А. Крылова. В ходе урока дети инсценируют басни, рассматривают мораль в изучаемых баснях. Презентация является сопровождением урока и используется как иллюстративный материал, который позволяет учащимся лучше представить героев изучаемого произведения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dedushka_krylov_i_ego_basni.pptx2.28 МБ
Microsoft Office document icon dedushka_krylov.doc81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна , учитель русского языка и литературы МБОУ «Бузанская СОШ» Дедушка Крылов и его басни

Слайд 2

Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный голос и богатый язык в устах великого и могучего народа русского . В.Г . Белинский

Слайд 13

Викторина «Из каких басен следующие выражения?» Невежи судят точно так: В чём толку не поймут, то всё у них пустяк. Это, Щука, тебе наука, вперёд умнее быть и за мышами не ходить. Слона-то я и не приметил. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться. Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона. Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку. А Васька слушает да ест. А воз и ныне там. Ты всё пела? Это дело. Так поди же попляши! А я бы повару иному велел на стенке зарубить. Чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить.

Слайд 14

Д омашнее задание. Подготовить викторину или кроссворд по басням Крылова.



Предварительный просмотр:

Урок-концерт по литературе в 5 классе.

Тема урока: «Дедушка Крылов и его басни».

Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы                          МБОУ «Бузанская СОШ»

Цели урока: Обобщение басенного творчества И.А. Крылова; чтение и инсценирование басен; воспитание критического отношения к своим порокам, воспитание чувства и патриотизма.

Оборудование: иллюстрации и поделки учащихся к басням; викторина по басням, плакаты со словами Крылова (цитаты из басен), Белинского; сообщения о Крылове, подготовленные учащимися; DVD-видео с баснями; выставка книг; декорации, костюмы, портрет с изображением И.А. Крылова.

Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный голос и богатый язык в устах великого и могучего народа русского.

В.Г. Белинский

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.
  1. Ребята, сегодня у нас есть возможность ещё раз проникнуться басенным творчеством великого русского баснописца И.А. Крылова, в произведениях которого отразилась по словам Н.В. Гоголя «мудрость самого народа». Та же мысль отражается и в словах выдающегося русского критика В.Г. Белинского: «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный голос и богатый язык в устах великого и могучего народа русского» (слайд 2).
  1. Рассказ о Крылове (очерк жизни), подготовленный учащимися.

(Обратить внимание учащихся на репродукцию картины «И.А. Крылов» (слайд 3)).

  1. Повторение теоретического материала.
  1. Учитель: Мы говорим, И.А. Крылов – великий баснописец, а какой же жанр произведений, жанр литературы называется басней?
  2. Ученик: Басня – это небольшой аллегорический рассказ с поучительным смыслом.
  3. Учитель: какие понятия признаки можно проследить в любой басне?
  4. Ученик: Мораль, аллегория (разъяснение этих терминов).

Выставка рисунков и поделок.

  1. Кто участвует в баснях? (животные, предметы быта, растения, люди).
  2. Ребята, давайте определим мораль басен, изображённых на рисунках (слайды 4-12).
  1. Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».

(обратиться к словам Крылова «А за меня мои звери говорят»).

  1. Чему учит нас эта басня?
  1. Проведение викторины «Из каких басен следующие выражения?» (слайд 13)
  1. Невежи судят точно так: В чём толку не поймут, то всё у них пустяк. («Свинья под дубом»)
  2. Это, Щука, тебе наука, вперёд умнее быть и за мышами не ходить. («Щука и мыши»)
  3. Слона-то я и не приметил. («Любопытный»)
  4. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться. («Зеркало и обезьяна»)
  5. Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона. («Слон и Моська»)
  6. Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку. («Кукушка и петух»)
  7. А Васька слушает да ест. («Кот и повар»)
  8. А воз и ныне там. («Лебедь, рак и щука»)
  9. Ты всё пела? Это дело. Так поди же попляши! («Стрекоза и муравей)
  10. А я бы повару иному велел на стенке зарубить. Чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить. («Кот и повар»)
  1.  Выразительное чтение басен.
  1. Выразительное чтение наизусть басни «Ворона и лисица» с определением морали этой басни.
  2. Инсценировка басни «Демьянова уха» (обратиться к словам Крылова «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»).
  3. Выразительное чтение наизусть басни «Мартышка и очки» с определением морали этой басни.
  4. Чтение наизусть басен, подготовленных учащимися, с выделением морали.
  1. Прослушивание диска с баснями,  ранее не изучавшимися.
  2. Заключение.

Самостоятельная работа учащихся о значении творчества Крылова:

  1. Многие выражения из басен И.А. Крылова стали крылатыми (поговорки, пословицы, фразеологизмы): «демьянова уха», «а слона-то я и не приметил», «а Васька слушает да ест», «тришкин кафтан», «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».
  2. Басни помогают нам в преодолении пороков (грубости, лицемерия, трусости, невежества, робости и др.).
  3. Многие басни И.А. Крылова отражают прошлое нашей Родины (события 1812г., крепостничество и т.п.)
  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание (слайд 14) .

Подготовить викторину или кроссворд по басням Крылова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Басни Крылова"

презентация к уроку по творчеству И.А.Крылова...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Басни И.А.Крылова"

Этот материал можно использовать на уроках литературы, развития речи в 5 классе....

Опорный конспект и презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"

Материал содержит основные моменты в рабочем конспекте для учеников (для самостоятельной работы) и презентацию по теме. Так же на уроке могут быть использованы видеофрагменты из отечественного фильма ...

Конспект и презентация к уроку в 8 классе по теме: «Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации»

Урок по информатики в 8 классеТема урока: «Технические средства мультимедиа.  Компьютерные презентации»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели урока:Образовательная:·...

Конспект и презентация к уроку в 8 классе по теме: «Компьютерные презентации, их назначение и классификация»

Урок №1Тема: Компьютерные презентации, их назначение и классификация.Цели урока:·         помочь учащимся получить представление о мультимедиа, познакомить...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Басня как литературный жанр..."

Данная презентация поможет учащимся расширить представление о жанре басни, показать её основные особенности....