Конспект и презентация к уроку литературы "Дедушка Крылов и его басни"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок-концерт направлен на обобщение басенного мастерства И.А. Крылова. В ходе урока дети инсценируют басни, рассматривают мораль в изучаемых баснях. Презентация является сопровождением урока и используется как иллюстративный материал, который позволяет учащимся лучше представить героев изучаемого произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dedushka_krylov_i_ego_basni.pptx | 2.28 МБ |
dedushka_krylov.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный голос и богатый язык в устах великого и могучего народа русского . В.Г . Белинский
Викторина «Из каких басен следующие выражения?» Невежи судят точно так: В чём толку не поймут, то всё у них пустяк. Это, Щука, тебе наука, вперёд умнее быть и за мышами не ходить. Слона-то я и не приметил. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться. Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона. Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку. А Васька слушает да ест. А воз и ныне там. Ты всё пела? Это дело. Так поди же попляши! А я бы повару иному велел на стенке зарубить. Чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить.
Д омашнее задание. Подготовить викторину или кроссворд по басням Крылова.
Предварительный просмотр:
Урок-концерт по литературе в 5 классе.
Тема урока: «Дедушка Крылов и его басни».
Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Бузанская СОШ»
Цели урока: Обобщение басенного творчества И.А. Крылова; чтение и инсценирование басен; воспитание критического отношения к своим порокам, воспитание чувства и патриотизма.
Оборудование: иллюстрации и поделки учащихся к басням; викторина по басням, плакаты со словами Крылова (цитаты из басен), Белинского; сообщения о Крылове, подготовленные учащимися; DVD-видео с баснями; выставка книг; декорации, костюмы, портрет с изображением И.А. Крылова.
Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный голос и богатый язык в устах великого и могучего народа русского.
В.Г. Белинский
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас есть возможность ещё раз проникнуться басенным творчеством великого русского баснописца И.А. Крылова, в произведениях которого отразилась по словам Н.В. Гоголя «мудрость самого народа». Та же мысль отражается и в словах выдающегося русского критика В.Г. Белинского: «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный голос и богатый язык в устах великого и могучего народа русского» (слайд 2).
- Рассказ о Крылове (очерк жизни), подготовленный учащимися.
(Обратить внимание учащихся на репродукцию картины «И.А. Крылов» (слайд 3)).
- Повторение теоретического материала.
- Учитель: Мы говорим, И.А. Крылов – великий баснописец, а какой же жанр произведений, жанр литературы называется басней?
- Ученик: Басня – это небольшой аллегорический рассказ с поучительным смыслом.
- Учитель: какие понятия признаки можно проследить в любой басне?
- Ученик: Мораль, аллегория (разъяснение этих терминов).
Выставка рисунков и поделок.
- Кто участвует в баснях? (животные, предметы быта, растения, люди).
- Ребята, давайте определим мораль басен, изображённых на рисунках (слайды 4-12).
- Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
(обратиться к словам Крылова «А за меня мои звери говорят»).
- Чему учит нас эта басня?
- Проведение викторины «Из каких басен следующие выражения?» (слайд 13)
- Невежи судят точно так: В чём толку не поймут, то всё у них пустяк. («Свинья под дубом»)
- Это, Щука, тебе наука, вперёд умнее быть и за мышами не ходить. («Щука и мыши»)
- Слона-то я и не приметил. («Любопытный»)
- Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться. («Зеркало и обезьяна»)
- Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона. («Слон и Моська»)
- Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку. («Кукушка и петух»)
- А Васька слушает да ест. («Кот и повар»)
- А воз и ныне там. («Лебедь, рак и щука»)
- Ты всё пела? Это дело. Так поди же попляши! («Стрекоза и муравей)
- А я бы повару иному велел на стенке зарубить. Чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить. («Кот и повар»)
- Выразительное чтение басен.
- Выразительное чтение наизусть басни «Ворона и лисица» с определением морали этой басни.
- Инсценировка басни «Демьянова уха» (обратиться к словам Крылова «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»).
- Выразительное чтение наизусть басни «Мартышка и очки» с определением морали этой басни.
- Чтение наизусть басен, подготовленных учащимися, с выделением морали.
- Прослушивание диска с баснями, ранее не изучавшимися.
- Заключение.
Самостоятельная работа учащихся о значении творчества Крылова:
- Многие выражения из басен И.А. Крылова стали крылатыми (поговорки, пословицы, фразеологизмы): «демьянова уха», «а слона-то я и не приметил», «а Васька слушает да ест», «тришкин кафтан», «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».
- Басни помогают нам в преодолении пороков (грубости, лицемерия, трусости, невежества, робости и др.).
- Многие басни И.А. Крылова отражают прошлое нашей Родины (события 1812г., крепостничество и т.п.)
- Подведение итогов.
- Домашнее задание (слайд 14) .
Подготовить викторину или кроссворд по басням Крылова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Басни Крылова"
презентация к уроку по творчеству И.А.Крылова...
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Басни И.А.Крылова"
Этот материал можно использовать на уроках литературы, развития речи в 5 классе....
Опорный конспект и презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"
Материал содержит основные моменты в рабочем конспекте для учеников (для самостоятельной работы) и презентацию по теме. Так же на уроке могут быть использованы видеофрагменты из отечественного фильма ...
Конспект и презентация к уроку в 8 классе по теме: «Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации»
Урок по информатики в 8 классеТема урока: «Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели урока:Образовательная:·...
Конспект и презентация к уроку в 8 классе по теме: «Компьютерные презентации, их назначение и классификация»
Урок №1Тема: Компьютерные презентации, их назначение и классификация.Цели урока:· помочь учащимся получить представление о мультимедиа, познакомить...
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Басня как литературный жанр..."
Данная презентация поможет учащимся расширить представление о жанре басни, показать её основные особенности....
Презентация к уроку литературы 6 класс Дмитриев басня "Муха"
Басня "Муха" Дмитриев...