РОД И СЕМЬЯ - ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (Занятие-урок)
классный час по теме

Молчанова Ирина Анатольевна

Ни для кого не секрет, что последние 1,5-2 десятка лет резко сокращается число полных семей. В классе,  в котором проводилось занятие, неполные семьи составляли 75%. Чаще ребенок остается с мамой. Ничуть не желая обидеть пап, акцент в подборе материала и сценарии занятия был сделан именно на линии «мать-ребенок». Если социальный паспорт класса благополучный, то использованный набор картин можно дополнить репродукциями картин  С.А. Тутунова, на которых изображены семьи (например, взять с последнего слайда презентации).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Род и семья – исток нравственных ценностей

Слайд 2

Какие нравственные качества лежат в основе отношений родителей и детей?

Слайд 3

Живописец. Член Союза художников СССР. 1930 г. - Московская художественная школа 1947 – 1952 – Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова.

Слайд 4

С. А. Тутунов "У окна" 1970 г. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 5

Молодая женщина, ожидающая ребенка. Льющийся через окно свет бережно очерчивает силуэт героини. Мягкая световоздушная среда связывает пространство комнаты и весеннего пейзажа за окном. В светлой и нежной цветовой гамме передана атмосфера тонкой эмоциональности, надежды, тихой радости. Художник находит метафору началу новой жизни в мотиве тонких цветущих веточек, стоящих в стеклянной вазе на подоконнике. ЧЕГО ОЖИДАЕТ ЖЕНЩИНА? О ЧЁМ ОНА ДУМАЕТ?

Слайд 6

С. А. Тутунов «Зима пришла. Детство» 1960 г. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 7

Зимний пейзаж за окном с чистейшим первым снегом, перед которым замер подбежавший к окну мальчик, манит и очаровывает. Прохладный свет придает чистоту и свежесть колориту. Зритель вместе с ребенком переживает состояние одиночества… Почему?

Слайд 8

С. А. Тутунов «Ожидание» 1972 г. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 9

Темное окно в комнате без света . Поздний вечер или ночь. Синий снежный пейзаж за окном с таящейся в нем тревогой … Что заставляет эту женщину стоять в темноте перед холодным окном? ...Но снежинок ночных кружение заоконный свет- Словно полное отрешение от прошедших лет. Юрий Левитанский

Слайд 11

Я хочу услышать от мамы, папы, что я ... От бабушки и дедушки, мамы и папы я хотел бы унаследовать такие качества: ... Я (мы) хочу(хотели) бы в своем ребенке видеть такие качества, как ...

Слайд 12

О каких семейных традициях вы можете рассказать?



Предварительный просмотр:

РОД И СЕМЬЯ - ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 
(Занятие-урок)

 

Цель занятия: помочь детям и их родителям обрести новый смысл в отношениях поколений.
Задачи занятия: 

  1. Совершенствовать чуткое отношение друг к другу.
  2. Помочь установить диалог между поколениями или наполнить его новыми смыслами в процессе коллективной мыследеятельности родителей и детей.
  3. Познакомить с картинами русского художника С. А. Тутунова.

Основополагающий вопрос:
Какие нравственные качества лежат в основе отношений родителей и детей?

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • раздаточный материал.

Ни для кого не секрет, что последние 1,5-2 десятка лет резко сокращается число полных семей. В классе,  в котором проводилось занятие, неполные семьи составляли 75%. Чаще ребенок остается с мамой. Ничуть не желая обидеть пап, акцент в подборе материала и сценарии занятия был сделан именно на линии «мать-ребенок». Если социальный паспорт класса благополучный, то использованный набор картин можно дополнить репродукциями картин  С.А. Тутунова, на которых изображены семьи (например, взять с последнего слайда презентации).

Занятие лучше проводить в помещении, где можно создать неформальную, «тёплую» обстановку: библиотеке, кабинете психолога или в классном кабинете, но специально подготовленном. Столы и стулья расставлены в круг, можно группами, чтобы дети и родители сели так, как им хочется.

На начало занятия, когда все приходят, лучше включить лирическую музыку, создающую комфортное состояние. Это может быть классическая музыка, могут быть песни о семье, родителях (пример 1пример 2пример 3).

 ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Введение в тему.

Звучит  мелодия песни Владимира Мигули «Поговори со мною, мама».На фоне мелодии учитель читает стихи(можно взять притчу о материнском сердце, фрагмент стихотворения Сергея Острового «Мама», фрагмент стихотворения Мусы Джалиля «Праздник матери»):

И стар, и млад приходят к ней с участьем,
Цветы, любовь несут в ее жилье.
Стремится родина цветущим счастьем
От горя исцелить ее.
Мы будем вечно прославлять
Ту женщину, чье имя - 
Мать.

Мы сегодня обратимся к  началу в жизни каждого человека. Самые близкие на свете люди –  это мать и её дитя. Разговор начнем с обращения к картинам малоизвестного русского художника Сергея Андреевича Тутунова. 
В течение 1 минуты показывается слайд о художнике (Слайд № 3 презентации) и даётся справка о нём.

2. Основная часть.

Работа с иллюстрациями:

  • тихое созерцание - работа души (родители и дети рассматривают на экране репродукции картин С.А.Тутунова);
  • отклик (беседа).

Первая репродукция «У окна» (Слайд №4, возможна фоновая музыка). 
Молодая женщина, ожидающая ребенка. Льющийся через окно свет бережно очерчивает силуэт героини. Мягкая световоздушная среда связывает пространство  комнаты и весеннего пейзажа за окном. В светлой и нежной цветовой гамме передана атмосфера тонкой эмоциональности, надежды, тихой радости. Художник находит метафору началу новой жизни в мотиве тонких  цветущих веточек, стоящих в стеклянной вазе на подоконнике.

Вопрос: ЧЕГО ОЖИДАЕТ  ЖЕНЩИНА? О ЧЁМ ОНА ДУМАЕТ? (Слайд №5)
Предполагается услышать ответы детей и родителей.

Вторая репродукция «Зима пришла. Детство» (Слайд №6, возможна фоновая музыка).
Зимний пейзаж за окном  с чистейшим первым снегом, перед которым замер подбежавший к окну мальчик, манит и очаровывает. Прохладный свет придает чистоту и свежесть колориту. Зритель вместе с ребенком переживаетсостояние одиночества…

Вопрос: ПОЧЕМУ? (Слайд №7)
Предполагается услышать ответы детей и родителей.

Третья репродукция «Ожидание» (Слайд №8, возможна фоновая музыка)
Темное окно в комнате 
без света. Поздний вечер или ночь. Синий снежный пейзаж за окном с таящейся в немтревогой

...Но снежинок ночных кружение
заоконный свет -
Словно полное отрешение
от прошедших лет.
 (Юрий Левитанский)

Вопрос: Что  заставляет эту женщину стоять в темноте перед холодным окном? (Слайд №9)
Предполагается услышать ответы детей и родителей.

Обсуждение. Основная задача педагога - дети и родители должны услышать друг друга. Во время обсуждения важно дать высказаться всем.

Работа в группах.
Следующий этап - просмотр всех трёх репродукций на одном слайде 
(Слайд №10, возможна фоновая музыка).
После просмотра на экране трёх слайдов – работа в группах по рефлексивным карточкам (необходимо распечатать).
Варианты групп: папы, мамы, дети (можно разделить на 2 группы: мальчики и девочки), семьи.

Задание: рассматривая репродукции картин, вырази свои ощущения через цвет, звуки или ассоциации (ниже представлен фрагмент рефлексивной карты 1; общий вид карты представлен в Приложении 2, схематичный пример ее заполнения - в Приложении 4):

 

Увидел

Почувствовал

Подумал   о...

№1

 

 

 

№2

 

 

 

№3

 

 

 

Прием «Водоворот». По прошествии определённого времени, необходимого для обсуждения и заполнения карты, предлагается обменяться рефлексивными картами с целью ознакомления, оценки и добавления своих мыслей. (Подробное описание приема «Водоворот» - в Приложении 1).

 

Задание: рассматривая репродукции картин, вырази свои ощущения через слова, действия, события (ниже представлен фрагмент рефлексивной карты 2; общий вид карты представлен в Приложении 3, схематичный пример ее заполнения - в Приложении 5):

 

Понял

Хотел бы изменить

Как изменить?

№1

 

 

 

№2

 

 

 

№3

 

 

 

Прием «Водоворот». (Подробное описание приема «Водоворот» - в Приложении 1).

 

Общая рефлексия.

Группам раздаются листы с вопросами. Обсуждение ведется в пределах группы. Примерные вопросы:

  • Я хочу услышать от мамы, папы, что я ...
  • От бабушки и дедушки, мамы и папы я хотел бы унаследовать такие качества:       ...
  • Я (мы) хочу (хотели) бы в своем ребенке видеть такие качества, как ...

Примечание. В зависимости от социального паспорта класса, особенностей взаимоотношений в семье вопросы могут быть другими.

 

3. Домашнее задание. О каких семейных традициях вы можете рассказать?

Здесь педагогу важно отметить: если традиции в семье есть, приготовить рассказ о них; а если нет - то тактично обратиться к родителям, призывая задуматься над отсутствием традиций в семье и обсудить это на семейном совете.

4. Завершение занятия.

Заключительное слово учителя (оно зависит от того, как будет проходить занятие, но главное – это обращение к вопросу о ценностях семейных отношений).

Завершается занятие песней, текст которой можно в распечатанном виде положить на столыЗвучит песня В. Мигули «Поговори со мною, мама».


Приложение 1

Описание дидактического приема «Водоворот»

Шаг 1

Задание. Происходит знакомство с темой, учитель объясняет задание. Каждой группе раздаются карты с заданиями.

Шаг 2

Рефлексия. Группа отвечает на предложенные вопросы или пишет предложения по теме.
Важно! У каждой группы ручка (фломастер) с определенным цветом (красный, синий, зеленый и т.д.). Тогда по цвету можно определить, какой группой была сделана запись в карточке.

Шаг 3

Обмен рефлексивными картами.
3.1. Первая группа передает свою карту второй группе, вторая – третьей, …, последняя - первой. Каждая группа вносит свои замечания в полученную карту. Это может быть:

  • знак «+». Означает согласие с определенной записью;
  • знак «-». Означает несогласие с записью;
  • знак «?». Означает, что у группы возник вопрос, связанный с определенной записью;
  • своя запись в рефлексивной карте.

3.2. Осуществляется повтор пункта 3.1 до тех пор, пока каждая группа не получит свою рефлексивную карту с записями и пояснениями других групп.

Шаг 4

Обсуждение.
Начинается обсуждение написанного. Если в записях имеются знаки «?», представитель группы предлагает задать его той группе, которая его поставила (цвет надписи показывает на группу). Знак «-» требует пояснения, что имелось ввиду и обсуждения. Новые записи в рефлексивной карте озвучиваются и группа  дает им свою оценку.

 

Данный прием требует предварительной подготовки. Опробуйте его заранее. Ученики должны понять его суть, освоить форму работы. Потом ученики с удовольствием будут применять прием «Водоворот» на других занятиях.


Приложение 2
Рефлексивная карта 1. Рассматривая репродукции картин, вырази свои ощущения через цвет, звуки или ассоциации.

 

Увидел

Почувствовал

Подумал   о...

№1

 

 

 

№2

 

 

 

№3

 

 

 


Приложение 3
Рефлексивная карта 2. Рассматривая репродукции картин, вырази свои ощущения через слова, действия, события.

 

Понял

Хотел бы изменить

Как изменить?

№1

 

 

 

№2

 

 

 

№3

 

 

 


Приложение 4
Рефлексивная карта 1. Схематичный пример заполнения карты 1.

 

Увидел

Почувствовал

Подумал   о...

№1

 Увидел … + + +

 Почувствовал … - - +

Почувствовал …

 Подумал о… +  + +

№2

 Увидел … + + -
Увидел …

  Почувствовал … ? + ?

 Подумал о… - - -

Подумал о …

№3

 Увидел… + ? ?

  Почувствовал … + + +

 Подумал о… ? ? +

 

 


Приложение 5
Рефлексивная карта 2. Схематичный пример заполнения карты 2.

 

Понял

Хотел бы изменить

Как изменить?

№1

 Понял … + + +

Хочу изменить … - - +

Хочу изменить …

 Через … +  + +

№2

Понял … + + -

Понял …

  Хочу изменить … ? + ?

Нужно … - - -
Буду …

№3

Поняла, что мои отношения с ребенком оставляют желать лучшего … + ? ?

  Хочу изменить … + + +

Надо … ? ? -

Перестать отмахиваться…

Стать более мягкой, вникать в проблемы ребенка…

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Разработка внеурочного мероприятия по учебному модулю    « Светская этика» курса ОРКСЭ.   ( 4 класс)...

Урок ОРКСЭ по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений"

Урок посвящен образу семьи в культурной традиции народов России и мира....

Конспект урока "Род и семья - исток нравственных отношений"

Конспект урока по ОРКСЭ, курс основы светской этики (4 класс)...

Рабочая программа спецкурса "К истокам нравственности" 5 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы духовно-нравственного воспитания и социализации обуча...

Урок по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"

урок на тему: "Род и семья - исток нравственных отношений"...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...

«Развивающая образовательная среда как средство формирования истоков нравственности»

Данный материал был представлен на республиканской НПК "Кирилло-Мефодиевские чтения" -2018г. В статье представлен личный опыт по созданию развивающей среды  формирующей основы нравствен...