РОД И СЕМЬЯ - ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (Занятие-урок)
классный час по теме
Ни для кого не секрет, что последние 1,5-2 десятка лет резко сокращается число полных семей. В классе, в котором проводилось занятие, неполные семьи составляли 75%. Чаще ребенок остается с мамой. Ничуть не желая обидеть пап, акцент в подборе материала и сценарии занятия был сделан именно на линии «мать-ребенок». Если социальный паспорт класса благополучный, то использованный набор картин можно дополнить репродукциями картин С.А. Тутунова, на которых изображены семьи (например, взять с последнего слайда презентации).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_i_semya_-_istok_nravstvennyh_otnosheniy.ppt | 1.19 МБ |
rod_i_semya_-_istok_nravstvennyh_otnosheniy.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие нравственные качества лежат в основе отношений родителей и детей?
Живописец. Член Союза художников СССР. 1930 г. - Московская художественная школа 1947 – 1952 – Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова.
С. А. Тутунов "У окна" 1970 г. Государственная Третьяковская галерея
Молодая женщина, ожидающая ребенка. Льющийся через окно свет бережно очерчивает силуэт героини. Мягкая световоздушная среда связывает пространство комнаты и весеннего пейзажа за окном. В светлой и нежной цветовой гамме передана атмосфера тонкой эмоциональности, надежды, тихой радости. Художник находит метафору началу новой жизни в мотиве тонких цветущих веточек, стоящих в стеклянной вазе на подоконнике. ЧЕГО ОЖИДАЕТ ЖЕНЩИНА? О ЧЁМ ОНА ДУМАЕТ?
С. А. Тутунов «Зима пришла. Детство» 1960 г. Государственная Третьяковская галерея
Зимний пейзаж за окном с чистейшим первым снегом, перед которым замер подбежавший к окну мальчик, манит и очаровывает. Прохладный свет придает чистоту и свежесть колориту. Зритель вместе с ребенком переживает состояние одиночества… Почему?
С. А. Тутунов «Ожидание» 1972 г. Государственная Третьяковская галерея
Темное окно в комнате без света . Поздний вечер или ночь. Синий снежный пейзаж за окном с таящейся в нем тревогой … Что заставляет эту женщину стоять в темноте перед холодным окном? ...Но снежинок ночных кружение заоконный свет- Словно полное отрешение от прошедших лет. Юрий Левитанский
Я хочу услышать от мамы, папы, что я ... От бабушки и дедушки, мамы и папы я хотел бы унаследовать такие качества: ... Я (мы) хочу(хотели) бы в своем ребенке видеть такие качества, как ...
О каких семейных традициях вы можете рассказать?
Предварительный просмотр:
РОД И СЕМЬЯ - ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
(Занятие-урок)
Цель занятия: помочь детям и их родителям обрести новый смысл в отношениях поколений.
Задачи занятия:
- Совершенствовать чуткое отношение друг к другу.
- Помочь установить диалог между поколениями или наполнить его новыми смыслами в процессе коллективной мыследеятельности родителей и детей.
- Познакомить с картинами русского художника С. А. Тутунова.
Основополагающий вопрос:
Какие нравственные качества лежат в основе отношений родителей и детей?
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- экран;
- раздаточный материал.
Ни для кого не секрет, что последние 1,5-2 десятка лет резко сокращается число полных семей. В классе, в котором проводилось занятие, неполные семьи составляли 75%. Чаще ребенок остается с мамой. Ничуть не желая обидеть пап, акцент в подборе материала и сценарии занятия был сделан именно на линии «мать-ребенок». Если социальный паспорт класса благополучный, то использованный набор картин можно дополнить репродукциями картин С.А. Тутунова, на которых изображены семьи (например, взять с последнего слайда презентации).
Занятие лучше проводить в помещении, где можно создать неформальную, «тёплую» обстановку: библиотеке, кабинете психолога или в классном кабинете, но специально подготовленном. Столы и стулья расставлены в круг, можно группами, чтобы дети и родители сели так, как им хочется.
На начало занятия, когда все приходят, лучше включить лирическую музыку, создающую комфортное состояние. Это может быть классическая музыка, могут быть песни о семье, родителях (пример 1, пример 2, пример 3).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Введение в тему.
Звучит мелодия песни Владимира Мигули «Поговори со мною, мама».На фоне мелодии учитель читает стихи(можно взять притчу о материнском сердце, фрагмент стихотворения Сергея Острового «Мама», фрагмент стихотворения Мусы Джалиля «Праздник матери»):
И стар, и млад приходят к ней с участьем,
Цветы, любовь несут в ее жилье.
Стремится родина цветущим счастьем
От горя исцелить ее.
Мы будем вечно прославлять
Ту женщину, чье имя - Мать.
Мы сегодня обратимся к началу в жизни каждого человека. Самые близкие на свете люди – это мать и её дитя. Разговор начнем с обращения к картинам малоизвестного русского художника Сергея Андреевича Тутунова.
В течение 1 минуты показывается слайд о художнике (Слайд № 3 презентации) и даётся справка о нём.
2. Основная часть.
Работа с иллюстрациями:
- тихое созерцание - работа души (родители и дети рассматривают на экране репродукции картин С.А.Тутунова);
- отклик (беседа).
Первая репродукция «У окна» (Слайд №4, возможна фоновая музыка).
Молодая женщина, ожидающая ребенка. Льющийся через окно свет бережно очерчивает силуэт героини. Мягкая световоздушная среда связывает пространство комнаты и весеннего пейзажа за окном. В светлой и нежной цветовой гамме передана атмосфера тонкой эмоциональности, надежды, тихой радости. Художник находит метафору началу новой жизни в мотиве тонких цветущих веточек, стоящих в стеклянной вазе на подоконнике.
Вопрос: ЧЕГО ОЖИДАЕТ ЖЕНЩИНА? О ЧЁМ ОНА ДУМАЕТ? (Слайд №5)
Предполагается услышать ответы детей и родителей.
Вторая репродукция «Зима пришла. Детство» (Слайд №6, возможна фоновая музыка).
Зимний пейзаж за окном с чистейшим первым снегом, перед которым замер подбежавший к окну мальчик, манит и очаровывает. Прохладный свет придает чистоту и свежесть колориту. Зритель вместе с ребенком переживаетсостояние одиночества…
Вопрос: ПОЧЕМУ? (Слайд №7)
Предполагается услышать ответы детей и родителей.
Третья репродукция «Ожидание» (Слайд №8, возможна фоновая музыка)
Темное окно в комнате без света. Поздний вечер или ночь. Синий снежный пейзаж за окном с таящейся в немтревогой…
...Но снежинок ночных кружение
заоконный свет -
Словно полное отрешение
от прошедших лет. (Юрий Левитанский)
Вопрос: Что заставляет эту женщину стоять в темноте перед холодным окном? (Слайд №9)
Предполагается услышать ответы детей и родителей.
Обсуждение. Основная задача педагога - дети и родители должны услышать друг друга. Во время обсуждения важно дать высказаться всем.
Работа в группах.
Следующий этап - просмотр всех трёх репродукций на одном слайде (Слайд №10, возможна фоновая музыка).
После просмотра на экране трёх слайдов – работа в группах по рефлексивным карточкам (необходимо распечатать).
Варианты групп: папы, мамы, дети (можно разделить на 2 группы: мальчики и девочки), семьи.
Задание: рассматривая репродукции картин, вырази свои ощущения через цвет, звуки или ассоциации (ниже представлен фрагмент рефлексивной карты 1; общий вид карты представлен в Приложении 2, схематичный пример ее заполнения - в Приложении 4):
| Увидел | Почувствовал | Подумал о... |
№1 |
|
|
|
№2 |
|
|
|
№3 |
|
|
|
Прием «Водоворот». По прошествии определённого времени, необходимого для обсуждения и заполнения карты, предлагается обменяться рефлексивными картами с целью ознакомления, оценки и добавления своих мыслей. (Подробное описание приема «Водоворот» - в Приложении 1).
Задание: рассматривая репродукции картин, вырази свои ощущения через слова, действия, события (ниже представлен фрагмент рефлексивной карты 2; общий вид карты представлен в Приложении 3, схематичный пример ее заполнения - в Приложении 5):
| Понял | Хотел бы изменить | Как изменить? |
№1 |
|
|
|
№2 |
|
|
|
№3 |
|
|
|
Прием «Водоворот». (Подробное описание приема «Водоворот» - в Приложении 1).
Общая рефлексия.
Группам раздаются листы с вопросами. Обсуждение ведется в пределах группы. Примерные вопросы:
- Я хочу услышать от мамы, папы, что я ...
- От бабушки и дедушки, мамы и папы я хотел бы унаследовать такие качества: ...
- Я (мы) хочу (хотели) бы в своем ребенке видеть такие качества, как ...
Примечание. В зависимости от социального паспорта класса, особенностей взаимоотношений в семье вопросы могут быть другими.
3. Домашнее задание. О каких семейных традициях вы можете рассказать?
Здесь педагогу важно отметить: если традиции в семье есть, приготовить рассказ о них; а если нет - то тактично обратиться к родителям, призывая задуматься над отсутствием традиций в семье и обсудить это на семейном совете.
4. Завершение занятия.
Заключительное слово учителя (оно зависит от того, как будет проходить занятие, но главное – это обращение к вопросу о ценностях семейных отношений).
Завершается занятие песней, текст которой можно в распечатанном виде положить на столы. Звучит песня В. Мигули «Поговори со мною, мама».
Приложение 1
Описание дидактического приема «Водоворот»
Шаг 1 | Задание. Происходит знакомство с темой, учитель объясняет задание. Каждой группе раздаются карты с заданиями. |
Шаг 2 | Рефлексия. Группа отвечает на предложенные вопросы или пишет предложения по теме. |
Шаг 3 | Обмен рефлексивными картами.
3.2. Осуществляется повтор пункта 3.1 до тех пор, пока каждая группа не получит свою рефлексивную карту с записями и пояснениями других групп. |
Шаг 4 | Обсуждение. |
Данный прием требует предварительной подготовки. Опробуйте его заранее. Ученики должны понять его суть, освоить форму работы. Потом ученики с удовольствием будут применять прием «Водоворот» на других занятиях.
Приложение 2
Рефлексивная карта 1. Рассматривая репродукции картин, вырази свои ощущения через цвет, звуки или ассоциации.
| Увидел | Почувствовал | Подумал о... |
№1 |
|
|
|
№2 |
|
|
|
№3 |
|
|
|
Приложение 3
Рефлексивная карта 2. Рассматривая репродукции картин, вырази свои ощущения через слова, действия, события.
| Понял | Хотел бы изменить | Как изменить? |
№1 |
|
|
|
№2 |
|
|
|
№3 |
|
|
|
Приложение 4
Рефлексивная карта 1. Схематичный пример заполнения карты 1.
| Увидел | Почувствовал | Подумал о... |
№1 | Увидел … + + + | Почувствовал … - - + Почувствовал … | Подумал о… + + + |
№2 | Увидел … + + - | Почувствовал … ? + ? | Подумал о… - - - Подумал о … |
№3 | Увидел… + ? ? | Почувствовал … + + + | Подумал о… ? ? +
|
Приложение 5
Рефлексивная карта 2. Схематичный пример заполнения карты 2.
| Понял | Хотел бы изменить | Как изменить? |
№1 | Понял … + + + | Хочу изменить … - - + Хочу изменить … | Через … + + + |
№2 | Понял … + + - Понял … | Хочу изменить … ? + ? | Нужно … - - - |
№3 | Поняла, что мои отношения с ребенком оставляют желать лучшего … + ? ? | Хочу изменить … + + + | Надо … ? ? - Перестать отмахиваться… Стать более мягкой, вникать в проблемы ребенка… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
Разработка внеурочного мероприятия по учебному модулю « Светская этика» курса ОРКСЭ. ( 4 класс)...
Урок ОРКСЭ по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений"
Урок посвящен образу семьи в культурной традиции народов России и мира....
Конспект урока "Род и семья - исток нравственных отношений"
Конспект урока по ОРКСЭ, курс основы светской этики (4 класс)...
Рабочая программа спецкурса "К истокам нравственности" 5 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы духовно-нравственного воспитания и социализации обуча...
Урок по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"
урок на тему: "Род и семья - исток нравственных отношений"...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...
«Развивающая образовательная среда как средство формирования истоков нравственности»
Данный материал был представлен на республиканской НПК "Кирилло-Мефодиевские чтения" -2018г. В статье представлен личный опыт по созданию развивающей среды формирующей основы нравствен...