Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
методическая разработка на тему
Разработка внеурочного мероприятия по учебному модулю « Светская этика» курса ОРКСЭ. ( 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_i_semya.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка внеурочного мероприятия по учебному модулю « Светская этика» курса ОРКСЭ.
( 4 класс)
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
Исполнитель: Баранова Светлана Александровна,
заместитель директора по УВР,
учитель русского языка
МОУ « ООШ с. Кочковатки» Харабалинского района.
Данное занятие проводится в 4-м классе с детьми и их родителями. Оно позволит затронуть вечную «проблему отцов и детей» и обрести новый смысл в отношениях поколений. Это одно из занятий, открывающих пути соприкосновения духовного мира взрослых людей и подрастающего поколения. В ходе данного занятия родители и их дети получат возможность взглянуть на себя со стороны и увидеть важность бережных отношений друг к другу в кругу семьи.
Цель занятия: помочь детям и их родителям обрести новый смысл в отношениях поколений.
Задачи:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- совершенствование чуткого отношения друг к другу;
- помочь установить диалог между поколениями или наполнить его новыми смыслами в процессе коллективной мыследеятельности родителей и детей;
- воспитание взаимопонимания, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;
- развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, уважение к семьям одноклассников;
- формирование навыков совместного взаимодействия детей и родителей.
Планируемый результат: осознание учащимися ценности семейных отношений.
Подготовка к мероприятию:
- приготовить приглашения родителям;
- подготовить детей;
-подготовить родителей;
- домашнее задание детям и родителям:
- 1 группа - подготовить проект « Моя родословная» (книжки-малышки, «древо жизни» и др.),
- 2 группа – провести исследование « Мой род в истории села» . (Подготовка и защита исследования совместно со старшеклассниками.);
- подобрать фотографии для фотовыставки «Традиции моей семьи» и фотографии прошлых лет, военных лет;
- приготовить любимое семейное блюдо.
Оформление зала.
Фотовыставка “О чём рассказала мне старая фотография? ”.
Фонограммы “Песни о семье, о доме ”.
Родословные “Древо жизни”.
Выставка рисунков “Моя семья”.
Презентация, сопровождающая мероприятие.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран;
Ход мероприятия.
Ведущий:
( на фоне музыки)
Здравствуйте, уважаемые родители, дети, и все присутствующие гости. Мы рады приветствовать вас на нашем семейном празднике. У вас, несомненно, много неотложных дел, забот, но все заботы и дела оставьте сегодня за порогом этого зала и вместе с детьми постарайтесь отдохнуть.
Сегодня наша программа посвящается семье. У каждого из нас есть семья. Но все мы живём в одном большом государстве… В одной большой дружной семье…
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.
Отечеством
мы зовем ее потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши.
Родиной
зовем её потому, что в этой стране родились, говорим на родном языке и все здесь нам родное.
А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.
1 уч. Родина – мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой.
Это наше детство, наша юность,
Это все, что мы зовем судьбой.
2 уч. Родина, Отечество святое –
Перелески, рощи, берега,
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от Луны стога .
3 уч. Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
4 уч. Родину себе не выбирают,
Начиная видеть и дышать .
Родину на свете получают
Непреложно, как отца и мать.
Вед.: Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова “хлеб” и “вода”. Оно с первых мгновений рядом с каждым из нас. Семья – это дом. Это папа, мама, бабушка, дедушка ...
Легенда.
Я расскажу вам одну легенду. В давние времена была семья –сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово “понимание”. Значит, семья – это не только любовь и заботы, трудности и радости, несчастья и печали, привычки и традиции, это ещё и понимание.
Род и фамилия.
Вед.: Мы хотим знать свое прошлое, биографию своих родных и близких, историю Отечества. Знаменитые люди (поэты, художники) создают свои музеи и оставляют их потомкам.
Как торжественно звучало раньше “род Пушкиных”, “род Толстых”. Дворянские семьи имели свои гербы и девизы. Герб говорил о происхождении семьи, а текст девиза отражал смысл жизни представителей этой семьи: “Честь превыше всего”, или “Делами славен”.
Нелепо было бы среди нас искать представителей так называемой “Голубой крови”, но у каждого из нас есть большая родня – это наши предки.
Я думаю, вам было интересно работать над темой: « Мой род в истории села».
Защита проектов. ( Совместная работа со старшеклассниками, 2 группа);
Вед.: Нельзя жить Иванами, непомнящими родства. Но прошлое – это не только перечень событий, это и яркие страницы биографий реальных людей, их переживания, чувства.
Моя родословная
Вед.: Помните, легенду про большую семью, где царило понимание. Был в старину еще один принцип. Все нити управления в семье сосредотачивались в руках одного человека – отца взрослых. Подчинение было беспрекословным и полным:
– не сел отец за стол – никто не садится;
– если шёл отец – все замолкали, ждали, что он скажет.
Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто. Но вот беда: оно всегда рядом. Исследования показывают, что все передается по наследству. К сожалению, теперь сведения о наших предках скупы. А в старину было не так. Прежде чем женить сыновей или выдавать дочь замуж, люди узнавали наследственность будущих родственников до пятого колена …
Но во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене .
“Помни корни свои и стар и млад -
Это вашей семьи история…”
Проект: «Моя родословная». Защита совместно с родителями.( 1 группа)
Вед.: И пока еще живы старые родственники, попробуйте восстановить эту цепочку поколений. Ведь это пригодится нашим детям.
Народная мудрость.
Вед.: И в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки.
Я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать ее до конца.
Не красна изба углами, а … | (красна пирогами). |
В гостях хорошо,… | (а дома лучше). |
Где родился, … | (там и пригодился). |
Мир да лад – … | (большой клад). |
Нет ничего краше,… | (чем родина наша). |
Не нужен клад, … | (когда в семье лад). |
Люби своих … | (помни чужих). |
Каждый кулик … | (свое болото хвалит). |
Чем богаты, … | (тем и рады). |
Дома – как хочу, … | (а в людях – как велят). |
Какие корешки, такие и ветки, … | (какие родители, такие и детки). |
Материнский гнев – что весенний снег: … | (много выпадает, да скоро растает). |
«Загляните в семейный альбом…»
Вед.: Семейная связь времен – это тайные нити, которые связывают « сегодня» со «вчера», с «позавчера». Вот она – наша история, наша судьба в фотографиях, в именах, в любимых лицах.
Фотографии – как метки, по ним легче пробираться в минувшие года. До сих пор в старых деревенских домах висят фотографии всех членов семьи – это близкие и дальние родственники. А в центре, на видном месте, увеличенные портреты отца и матери.
В каждом доме хранятся старые фотографии. С них на нас смотрят родные лица. Мы повторяем их черты. Мы – их продолжение.
Чтец. Память многих лиц не сохранила,
Но, как луч сквозь непроглядный мрак,
Светит образ дедушки Данилы
И не меркнет в памяти никак.
(Обращение к выставке старых фотографий. )
Вед.: Одной из самых распространенных реликвий являются военные фотографии.
Чтец. Вот глянут на тебя
С деревянной стены
Лица русских солдат,
Не пришедших с войны.
Перед ними всегда
В неоплатном долгу …
И от снимков свой взгляд
Оторвать не могу.
Слайд- шоу « О чём рассказала мне старая фотография»
Вед.: Ребята, приведите в порядок свои альбомы, подклейте, надпишите ( память так коротка) имя, дату, обстоятельства той или иной съемки. Вам тоже когда-то придется рассказывать детям их историю. Докажем хотя бы сами себе, что мы не безродные.
Чтец. Храни семейные альбомы,
Слуг верных памяти своей!
Благодаря им в нашем доме –
Тревожный отблеск наших дней.
Со снимков бледных, пожелтевших
Глядят на нас с тобой в упор
Глаза родных, давно умерших,
Но не забытых до сих пор.
Традиции моей семьи.
Вед.: И в наши дни фотографии помогают нам запечатлеть самые счастливые моменты. Давайте вспомним…
Слайд- шоу фотографий семей учащихся.
Подведение итогов. Рефлексия.
Вед.: У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья, и самые близкие тебе люди.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи,
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
- Что же такое семья? ( Ответы детей)
Звучит песня “Родительский дом”. ( Родители приглашают гостей отведать пирогов.)
« Мы за чаем не скучаем». (Встреча заканчивается чаепитием, где мамы с детьми представляют свои блюда, рассматривают альбомы.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Род и семья - источник нравственных отношений.
1.Вступительное слово учителя. 2.Создание игровой ситуации через практическое задание 3. Работа над новыми понятиями и определениями. ...
Урок ОРКСЭ по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений"
Урок посвящен образу семьи в культурной традиции народов России и мира....
«Актуальность формирования у детей духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем приобщения к истокам народной культуры, духовным традициям и обучения ремеслу посредством знакомства и проведения Православных праздников»
Аргументированное рассуждение на обозначенную тему....
Конспект урока "Род и семья - исток нравственных отношений"
Конспект урока по ОРКСЭ, курс основы светской этики (4 класс)...
РОД И СЕМЬЯ - ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (Занятие-урок)
Ни для кого не секрет, что последние 1,5-2 десятка лет резко сокращается число полных семей. В классе, в котором проводилось занятие, неполные семьи составляли 75%. Чаще ребенок остается с мамой...
Урок по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"
урок на тему: "Род и семья - исток нравственных отношений"...
Урок ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений" 4 класс
Методическая разработка урока предназначена для учителей ОРКСЭ. Урок направлен на выявление роли семьи в формирвании и повышении уровня навственности у детей....