Рабочая программа спецкурса "К истокам нравственности" 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа "К истокам нравственности" | 39.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на заседании методического объединения учителей историко обществоведческого цикла Протокол № 1 от 28. 08. 2015 Руководитель МО _____________ Минаева В.С. | Согласовано Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ___________Тарасова Н.Ю. « »__________2015 г. | Утверждено Приказом по МКОУ СОШ № 24 от _________ №____ Директор МКОУ СОШ №24 _____________Кайшев Ш.С. «_____»________2015 г. |
Рабочая программа спецкурса
«К истокам нравственности»
Образовательная область «Обществознание»
основное общее образование, 5 а, б классы ФГОС ООО
Автор-составитель: учитель Минаева Венера Сайфулловна,
1 категория
Срок реализации программы:1 год
ст. Суворовская, 2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся; и авторской образовательной программы «К истокам нравственности» под редакцией Мартыновой Н.Н.
Современное общество ощущает потребность в истинной духовности, стремится познавать основы христианского вероучения, проявляет интерес к христианскому искусству. Воспитание вне ценностей, вне традиций, выработанных веками в нашем обществе, соотнесённых с ценностями христианства, христианской культуры , практически невозможно.
Мораль, которая преподносится нам христианским учением,- это та Истина, следуя за которой человечество не зашло бы так далеко и не оказалось бы под гнётом столь страшных проблем. И русское искусство, и русская философия и литература никогда не удовлетворялись одними эстетическими задачами - всё делалось « при свете совести».
Необходимо решать трудные вопросы сохранения российской специфики, богатого внутреннего мира человека, вопросы семейно - нравственного воспитания. Цель русского образования - воспитание души, говоря по- православному, - спасение души.
Задача школы - выпестовать самобытные личности, высоконравственных, образованных, духовно богатых людей, способных стремиться к доброму бытию, обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине.
Такой личностью может быть только человек с чувством национального достоинства, опирающийся на национальные идеалы, способный хотя бы прикоснуться к идее о высшем смысле жизни. Достичь этого можно, лишь узнав и полюбив свою Родину, её историю и язык. В школьном воспитании определяющим должно быть понятие Отечества, которое неотделимо от понятия православия, христианских ценностей.
Дополнительное образование - самое гуманное в системе просвещения России. Оно позволяет выбрать содержание и форму, устраивающие и детей, и родителей. А значит, способствует более качественному выполнению целей и задач, стоящих перед школой.
Общие цели основного общего образования с учётом специфики спецкурса:
-приобщение к основам христианского вероучения, основам национальной этики и морали, воспитание нравственных чувств, понимание истинных духовных ценностей.
-воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
-знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.
Задачи:
- развивать интерес к образу Христа;
- дать толчок к духовному самообразованию;
-приобщить детей к изучению народной культуры;
- познакомить с бытом, нравами и обычаями жителей родного края;
- воспитывать чувства любви и уважения к ближнему, к родной земле, родному слову.
Библиографический список программ, на основе которых разработана Рабочая программа
Авторская образовательная программа «К истокам нравственности» Мартынова Н.Н.
Калейдоскоп внеклассных мероприятий, сборник, 5 выпуск, 2006 г., -М.
Обоснование выбора спецкурса:
Спецкурс разработан на основе требований Федерального государственного стандарта основного общего образования, а так же с учетом необходимости духовно- нравственного воспитания учащихся.
Общая характеристика организации учебного процесса:
Основная форма организации учебного процесса – урок. При преподавании курса «К истокам нравственности» предполагается безотметочная система оценки. Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Оценка результатов обучения детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
Программа рассчитана на использование следующих технологий:
-проблемно-диалогической
-технологии освоения нового материала
-технологии продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности)
-технологии оценивания учебных успехов
-проектной технологии
Программа включает в себя такие формы и методы обучения
-лекции
-беседы
-экскурсии,
-утренники,
-посещение храмов, музеев;
- выставки рисунков, фотовыставки;
- встречи с интересными людьми;
Занятия проводятся в форме спецкурса в первую смену.
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа:
Программа рассчитана на 35 часов, из расчёта 1 часа в неделю в течение учебного года.
Общая характеристика спецкурса
Учащиеся получают знания о русских национальных обрядах, традициях, формах проведения народных праздников.
В программе уделено большое место занятиям на нравственные темы.
Поскольку духовно- нравственное воспитание невозможно без воспитания любви к Отечеству, в программу включён раздел «Православие и патриотизм», где рассматривается материал о людях, посвятивших жизнь служению России и народу.
Раздел «Летопись родного края», включающий и практическую работу, должен способствовать развитию у учащихся любви к родному краю. Важную роль в духовно- нравственном воспитании играет чтение и изучение Библии, а также знакомство с произведениями русской классической литературы, созданными под воздействием Библии (разделы «Основные принципы православного учения Иисуса Христа», «Приобщение»).
Практическим закреплением таких чтений является проведение утренников, познавательных игр, вечеров, посвящённых православным праздникам, где дети знакомятся с традициями их проведения на Руси (раздел «Православные праздники»).
Данная программа рассчитана на один год обучения. Предусмотрена работа с детьми и подростками 12-15 лет. Разговор с детьми на серьёзные темы начинается не с примеров должного поведения, а со свободного знакомства с тем или иным нравственным понятием, с разговора о нём. И только потом приводятся примеры того, что значили эти понятия для наших предшественников. Это даёт детям возможность себя преемниками своих предков.
Обучение строится на знакомстве детей с православным календарём. Проводится работа в основном в игровой форме.
Место учебного курса в учебном плане
Изучение курса в учебном плане предусматривается в форме спецкурса в части предметов по выбору учащихся. Спецкурс «Истоки нравственности» изучается в 5-х классах по одному часу в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
-Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).
-Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
-Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
-Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
-формирование первоначальных представлений о светской этике, о христианстве, их роли в культуре, истории и современности России;
-общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Итогом образовательно - воспитательной работы программы является степень сформированности качеств личности:
вежливость, трудолюбие, честность, совестливость, гуманность, любовь к Отечеству, уровень самовыражения в коллективе,
а также знание народной культуры: обычаев, обрядов; христианских идеалов и ценностей.
Содержание учебного курса:
Вводное занятие (1 ч.)
Знакомство с программой.
Уроки нравственности (8 ч.)
«Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» (С. Маршак)
Ты живёшь среди людей, добротой себя измерь.
Чью старость ты утешил?
Раздели печаль и радость другого.
О товариществе и дружбе.
Приветливость открывает замки людских сердец.
«О матерях можно говорить бесконечно» (М. Горький)
Береги всё живое.
Национально - религиозные традиции русского быта (8 ч.)
Православный календарь (памятные даты каждого месяца, народные приметы, православные праздники)
Праздник «Осенины»
Беседа «Приметы верные и суеверные»
«Мой дом - моя семья»
Доброта идёт от мам.
«Лето, лето, вылазь из-под клета» (праздник на лужайке, посвящённый началу каникул)
Православные праздники (2 ч.)
«Святочная неделя» (святочные представления с играми, забавами)
«Рождественские чудеса» (детская вечеринка)
Православие и патриотизм (4 ч.)
«Светочи России - полководцы и герои войн за Отечество. (былинные богатыри, Евпатий Коловрат, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Сусанин и др.)
Игра - путешествие по русским былинам «Дива былинные».
Блиц - турнир «Слово о Руси Великой».
Основные принципы православного учения Иисуса Христа (по страницам Библии» (5ч).
«Ищите Царства Божия и Правды Его, и всё, что вам нужно, будет у вас» (Л.Н. Толстой).
Библия - Книга книг. Ветхий Завет и Новый Завет - части Библии (общее ознакомление). Евангелие, Псалтирь. Притчи (общее ознакомление). Пророки. Апостолы. «Сотворение мира».
Приобщение. Библия - источник вдохновения поэтов и писателей. (3 ч.)
К. Чуковский «Вавилонская башня». А. С. Пушкин «Сказки». Де Сегур (С. Ростопчина) «Новые волшебные сказки». Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». В. Бианки «Червяк». (по выбору)
Христианская мораль в произведениях классической литературы.
Летопись родного края (3ч)
Практическая работа по краеведению: составить проектную работу по празднованию народных и православных праздников в нашем селе, крае.
«Игры, забавы, потехи». Фольклорный праздник.
Итоговый урок (1 ч.)
Описание материально- технического и учебно - методического обеспечения программы
Библиографический список методических и учебных пособий
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.
2.Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
3.Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования российской Федерации /М.: Самшит-издат, 2002.
4.Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.
5. «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.
6.Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе:
Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж.
«Воспитание школьников», № 2 -2012.
7. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. –№ 8- 2010.
8.Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж. Воспитание школьников. – № 7- 2010.
9.Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Ж. Воспитание школьников. –№ 3-2010.
10.Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Ж. Воспитание школьников. –№ 5-2009.
11. Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. – № 1-2010.
Дополнительная литература для учителя:
1.Миронова Т. Необычайное путешествие в Древнюю Русь.-М.1994.
2.Гребенников С. Женихам – внукам от дедов наука. – М.: Фаворь,2003.
3.Домострой. – М., 1999.
4.Шугаев И. Брак, семья, дети… - Таллин: Талдом, 2003.
5.Орехов Д. Святые источники и иконы России. – СПб., 1999. – (Серия «Исцеление души»).
6. Круглов А.И. Задачник по краеведению, Ставрополь, 1999 г.
7. Соколов А. В. Сценарии православных праздников, 2003.
Дополнительная литература для учащихся:
1.Купель. Детский православный журнал. – 1998. - №2,3,4.
2.Священник Тимофей, педагог Берснева Т. Уроки здоровья и добродетели: Православный учебник для детей. – М., 1999.
3.Детская Библия/ составитель Б. Арапович, В. Моттелмяки, 2000 г.
Дидактический материал:
- иллюстрации и наглядный материал
Интернет – ресурсы
www.pravoslavie.ru - информационно-образовательный православный портал,
kraevs.ru,
Электронный каталог учебных изданий (http://www.ndce.ru/);
издательство Просвещение (http://www.prosv.ru/);
www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей.
http://metod-kopilka.ru
http://uchitel.moy.su/
http://pedsovet.su/
http://www.uchportal.ru/
http://festival.1september.ru/
http://www.eroshka.ru/news.php?item.961.9 – Раскраски к Пасхе
http://www.solnet.ee/holidays/s13.html - праздник Пасхи
http://nikanorowkagub.narod.ru/teachers/skr_la/index.htm - страница учителя православной культуры
Календарно - тематическое планирование спецкурс 5 класс
№ п/п | дата | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Виды и формы занятий |
1. | Вводное занятие | 1 | Вводная беседа о содержании спецкурса в 5 классе, ролевые игры | |
2. | Уроки нравственности. Ты живёшь среди людей, | 1 | Обзор и обсуждение ситуаций, беседа, чтение и обсуждение пословиц, поговорок, стихов на нравственные темы Кроссворд «Вежливые слова» | |
3. | Православный календарь (сентябрь, октябрь, ноябрь) | 1 | Составление православного календаря, раскраски, сообщения учащихся, практическая деятельность | |
4. | Беседа «Былинные богатыри - защитники Отечества» | 1 | Обзор и обсуждение дополнительной литературы, проектная и исследовательская деятельность учащихся | |
5. | Библия - Книга книг. | 1 | Чтение и обсуждение Библии, практическая деятельность | |
6. | Добротой себя измерь. | 1 | Беседа на нравственную тему | |
7. | Праздник «Осенины» | 1 | Утренник, игры | |
8. | К. Чуковский «Вавилонская башня». (чтение и обсуждение) | 1 | Чтение и обсуждение произведения | |
9. | Практическая работа по краеведению | 1 | составить проектную работу по празднованию народных и православных праздников в нашем селе, крае. | |
10. | Чью старость ты утешил? | 1 | Беседа на нравственную тему | |
11. | Беседа «Приметы верные и суеверные» | 1 | Беседа на нравственную тему | |
12. | Игра - путешествие по русским былинам «Дива былинные». | 1 | Обзор и обсуждение дополнительной литературы, проектная и исследовательская деятельность учащихся | |
13. | Ветхий Завет и Новый Завет - части Библии (общее ознакомление). | 1 | Чтение и обсуждение Библии, практическая деятельность | |
14. | Раздели печаль и радость другого. | 1 | Беседа на нравственную тему | |
15. | Православный календарь (декабрь, январь, февраль) | 1 | Составление православного календаря, раскраски, сообщения учащихся, практическая деятельность | |
16. | «Светочи России - полководцы и герои войн за Отечество (Александр Невский). | 1 | Обзор и обсуждение дополнительной литературы, проектная и исследовательская деятельность учащихся | |
17. | А. С. Пушкин «Сказки». Отражение христианской морали. | 1 | Чтение и обсуждение произведения | |
18. | Приветливость открывает замки людских сердец. | 1 | беседа | |
19. | Рождественские чудеса. | 1 | Игровая программа, утренник | |
20. | Святочная неделя. | 1 | Игровая программа, утренник | |
21. | По страницам Библии. Притчи. | 1 | Чтение и обсуждение Библии, практическая деятельность | |
22. | «Мой дом - моя семья» | 1 | Круглый стол, сообщения учащихся, составление фамильного древа | |
23. | «О матерях можно говорить бесконечно» (М. Горький) | 1 | Утренник, самостоятельная подготовка учащихся | |
24. | Православный календарь (март, апрель, май) | 1 | Составление православного календаря, раскраски, сообщения учащихся, практическая деятельность | |
25. | По страницам Библии. «Сотворение мира» | 1 | Обзор и обсуждение дополнительной литературы, проектная и исследовательская деятельность учащихся | |
26. | Береги всё живое. | 1 | беседа | |
27. | Православный календарь (июнь, июль, август) | 1 | Составление православного календаря, раскраски, сообщения учащихся, практическая деятельность | |
28. | Христианская мораль в произведениях классической литературы. | 1 | Чтение и обсуждение произведения | |
29. | Христианская мораль в произведениях классической литературы. | 1 | Чтение и обсуждение произведения | |
30. | История храма Казанской Божьей Матери ст. Суворовской | 1 | Экскурсия в музей, знакомство с историей храма | |
31. | Летопись родного края | 1 | Обзор и обсуждение дополнительной литературы, проектная и исследовательская деятельность учащихся | |
32. | Летопись родного края | 1 | Обзор и обсуждение дополнительной литературы, проектная и исследовательская деятельность учащихся | |
33. | Практическая работа по краеведению | 1 | составить проектную работу по празднованию народных и православных праздников в нашем селе, крае. | |
34. | Практическая работа по краеведению | 1 | составить проектную работу по празднованию народных и православных праздников в нашем селе, крае. | |
35. | Итоговое занятие. Народные игры, забавы. | 1 | Игры, фольклорный праздник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Наши истоки"
Рабочая общеобразовательная программа "Наши истоки". Является интегрированной (история, литература, технология, музыка). Создана авторским коллективом МКОУ СОШ с.Новогромово: Петровой Н.В., учит...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа объединения "Истоки".
Программа педагога дополнительного образования по спортивному туризму. Программа обучает основам спортивного туризма, дает необходимые знания о правилах пребывания в лесу, а так же прохождения КТМ и Л...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
Программа "Социокультурные истоки" 6 класс
Программа "Социокультурные истоки" 6 класс...