Урок по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"
план-конспект урока по обществознанию по теме

Титова Любовь Андреевна

урок на тему: "Род и семья - исток нравственных отношений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkse_rod_i_semya-istok_nravstvennyh_otnosheniy.docx54.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по ОРКСЭ на тему:  

 «Род и семья – исток нравственных отношений».

Цель урока: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи урока:

  1. Обучающие:
  • актуализовать знания обучаемых о семье, роде, о ценностях семейных отношений;
  • познакомить обучаемых с терминами ближайшего родства;
  • показать образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность;
  1. Развивающие:
  • Развивать внимание, речь, умение анализировать и делать выводы, обобщать;
  • Развивать творческую активность, умение работать с пословицами;
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать уважение и любовь к родным людям;
  • Воспитание интереса и любви к семейным традициям.

Ход урока

1. Определение темы урока

     - Сегодня на уроке пойдёт речь о важнейшей ценности в жизни каждого человека. А что это за ценность попробуйте угадать, прослушав стихотворение Валентина Берестова.

Мы любим тебя без особых причин:

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

     - Что является опорой в жизни каждого человека? Подсказкой для вас будет ребус. Разгадайте его, и тогда определите тему урока.

http://ruc.ensayoes.com/pars_docs/refs/375/374549/374549_html_7fc94967.jpg

Сегодня на уроке мы поговорим о семье  – запись темы на доске. (Обучаемые записывают тему урока в тетради).

2. Постановка целей урока.

Проблема  урока  -  Почему надо уважать семейные традиции?

    - На какие вопросы мы должны найти ответы, чтобы решить проблему урока?

На доске запись:

ЧТО … такое семья?

КАК … семья появилась?

ЗАЧЕМ … нужно соблюдать семейные традиции?

3. Понятие слова «семья».

     - Давайте поиграем в игру «Ассоциации». Какие ассоциации у вас возникают со словом семья?

(Обучаемые  отвечают, учитель вывешивает  карточки с ответами детей на строительные кубики).

- А теперь давайте посмотрим, какое определение слову «семья» дано в толковом словаре С.И.Ожегова.

  • Это группа живущих вместе близких родственников;
  • Объединение людей, сплочённых общими интересами.

      Вывод: Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге и объединены общими интересами.

     

- Можем ли мы сказать, что наш класс - это тоже семья? (Обучаемые отвечают на вопрос)

 

4. Физминутка.

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

5. Работа по теме урока.  

             Родословное древо

- Посмотрите на доску. Что вы видите? (Ответы обучаемых. Правильно дерево).

В жизни каждого человека есть свое дерево. Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо – что это значит?

- Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т.е. рассказывающее об истории рода, семьи.

- Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы – окошки?

- Как называются люди, объединенные одной  семьей? (Ответы обучаемых. Родственники, родные). Родственники бывают ближние и дальние.

- Давайте поговорим о ближних.

- Кого можно назвать самыми  близкими вашими родными? (Ответы обучаемых. Родителей – маму, папу).

- А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь).

- Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.

- Кем они приходятся вам? (Ответы обучаемых. Бабушками и дедушками).

- А если у ваших мам и пап братья и сестры, кем они приходятся вам? (Ответы обучаемых. Дядями и тетями).

Родословное древо рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее.

Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники – это прошлое? будущее?  настоящее? (Ответы обучаемых). Конечно, настоящее.

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать  о своих предках, составлять свою родословную. Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Эта традиция возвращается в современные семьи.

6. Имена.

Что имя – звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла,  ни значенья?

Конечно нет. И в именах есть тайна,

И таинство есть имя нареченье.

И вот мы сами, силами своими,

Осознаем в начале века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека.

Что вы знаете о происхождении вашего  имени? Что оно означает? (Обучаемые рассказывают о своих именах).

Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам  в честь какого - нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребенок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

- Есть  ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников? (Ответы обучаемых).

7. Фамилия, отчество.

Итак, мы выяснили, что со словом «семья» тесно связано понятие рода. Это ряд поколений, происходящих от одного предка. Одним из символов рода является фамилия – «семейное имя, переходящее от родителей к детям». Фамилии стали присваивать при Петре 1. Происходили они от имени предков: Иван – Иванов, Пётр – Петров; от прозвищ: волк – Волков, сорока – Сорокин; от вида занятий: Гончаров, Огородников, от названий мест – Муромов, Архангельский, от рода занятия отца: Попов, Генералов и т.д.

– Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество?

 – Найдите объяснение слово отчество в словаре Ожегова (работа обучаемых со словарем):

  • Отчество - часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.

     Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.

     Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на «-вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами. Начиная с 15 столетия, именование с «-вичем» считалось особой привилегией, такое право незнатным людям даровалось лично царем и за особые заслуги. Отчества «подлых», то есть незнатных людей, в России первоначально образовывались как краткая форма притяжательного  прилагательного от соответствующего имени, например: «Иван сын Петров», или в более позднем варианте, «Иван Петров»; «Федор сын Лукин» - «Федор Лукин».

 - Скажите,  пожалуйста, а во что превратились позже эти отчества? (Ответы обучаемых)

8. Работа с пословицами.

    - О семье написано немало пословиц.

Задание: собрать пословицы о семье, и объяснить их смысл. (Работа в парах).

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ - НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.

В ГОСТЯХ ХОРОШО - А ДОМА ЛУЧШЕ.

МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ.

СЕМЬЯ В КУЧЕ - НЕ СТРАШНА И ТУЧА.

ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ - ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.

ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ И ЗЕМЛЮ ПРЕВРАЩАЕТ В КЛАД.

- Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.

- А какие традиции есть в ваших семьях? Попробуем ответить на проблемный вопрос урока: зачем семье нужны традиции и почему их нужно уважать?

Обратимся к учебнику стр. 39.

9. Игровое задание «Строительство дома».

      - Предлагаю вам сейчас на уроке построить дом. Дом вы будете строить из кирпичиков, на которые необходимо прикрепить наиболее важные для семьи понятия и традиции. Выберите их, прикрепите на кубики.

     Ученики собирают дом из строительных кубиков, на брёвна прикрепляют слова-ассоциации к слову «семья». 3 кубика остаются без подписей. Задание выполняется под песню «Родительский дом» Л. Лещенко.

- Дом построен. Но чего-то не хватает? Как вы думаете, чего? Что самое главное в доме?

Учитель выслушивает мнения обучаемых  и зачитывает стихотворение.

А дом, заставленный добром, – еще не дом.

И даже люстра над столом – еще не дом.

И на окне с живым цветком – еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

– О каком же тепле идет речь?

 (Обучаемые  предлагают свои варианты ответов).

Вывод: Конечно, речь идёт о сердечном тепле всех членов семьи, живущих в доме.

10. Притча о ладной семье.

- Как вы думаете, что нужно, чтобы в семье царили мир и согласие?

Обучаемые  предлагают свои варианты.

- Сейчас я расскажу вам притчу, а вы найдите в ней ответ на этот вопрос.

       Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.

      Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье.

       Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: - «И мира тоже».

(Китайская притча)

- Что, по мнению мудреца, нужно для счастливой семейной жизни и для мира? (Ответы обучаемых).

Напечатанные на табличках слова «ЛЮБОВЬ», «ПРОЩЕНИЕ», «ТЕРПЕНИЕ» прикрепляются на брёвнышки дома.

11. Закрепление.

- Ребята, что самое главное  в жизни для каждого из нас? (семья)
- Семья кто это? (родственники близкие и далёкие)
- Главные ценности счастливой семьи? (любовь, прощение, терпение, понимание)
- Где можно узнать об истории семьи? (родословное древо)
- Какие записи вносят на такое древо? (Ф.И.О., даты жизни, фото и др.)

- Ребята, как вы считаете, мы ответили на проблемный вопрос нашего урока? (Ответы обучаемых). 

 Ну и в заключении предлагаю вам прочитать правила, которыми надо руководствоваться, чтобы упрочить семью:

  • Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.
  • Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями.
  • Не причиняй боли родному человеку.
  • Помогай родителям.
  • Уважай старость.
  • Уважай и соблюдай  семейные традиции.
  • Дари радость членам своей семьи.

12. Домашнее задание

Ответить на вопросы и составить рассказ о старинной вещи, которая хранится у вас дома. История вещи – история человека, история семьи, история народа, Отечества. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства».

Для написания рассказа вам дается план.

План:

  1. Как появилась эта вещь в вашей семье?
  2. Почему она памятна, с какими событиями связана?
  3. Как долго эта вещь передается из поколения в поколение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Род и семья - источник нравственных отношений.

1.Вступительное слово учителя. 2.Создание игровой ситуации          через практическое задание 3. Работа  над новыми понятиями и определениями. ...

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Разработка внеурочного мероприятия по учебному модулю    « Светская этика» курса ОРКСЭ.   ( 4 класс)...

Урок ОРКСЭ по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений"

Урок посвящен образу семьи в культурной традиции народов России и мира....

Конспект урока "Род и семья - исток нравственных отношений"

Конспект урока по ОРКСЭ, курс основы светской этики (4 класс)...

РОД И СЕМЬЯ - ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (Занятие-урок)

Ни для кого не секрет, что последние 1,5-2 десятка лет резко сокращается число полных семей. В классе,  в котором проводилось занятие, неполные семьи составляли 75%. Чаще ребенок остается с мамой...

Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Семья и семейные отношения"

Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Семья и семейные отношения"...

Урок ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений" 4 класс

Методическая разработка урока предназначена для учителей ОРКСЭ. Урок направлен на выявление роли семьи в формирвании и повышении уровня навственности у детей....