Урок ОРКСЭ по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Липянская Юлия Владимировна

Урок посвящен образу семьи в культурной традиции народов России и мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ по теме: «Род и семья – исток нравственных отношений»

 

Цели:

Образовательная: знакомство с семьей, как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа.

Воспитательная: воспитание  интереса и любви к семейным традициям.

Развивающая: развитие творческой активности, умение работать с пословицами, развитие речи.

 Задачи урока: познакомить детей с терминами ближайшего родства; представить детям образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.

 Планируемые достижения учащихся: различать степени родства; уметь с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; способность оценить свои отношения с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.

 

Авторский медиа продукт – презентационное сопровождение урока (среда POWER POINT)

ТСО: интерактивная доска, проектор, компьютер.

Ход урока

1. Орг. момент

 - Ребята! Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

2. Знакомство с темой

 

7-я - семья – это «семь членов семьи и я – как глава семейства». Но что же тогда значит это слово – семья?

– Как вы думаете, какая семья самая большая?

 

– Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении Татьяны Николаевой орденом Почета. Награда присуждена за воспитание 27 детей. Скоро исполнится ровно 20 лет с тех пор, как Николаевы — Татьяна Евгеньевна и Сергей Иванович — взяли в семью первых пятерых сирот...

 

– А самая маленькая?

 

– Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: "Ищи добра на стороне, а дом люби по старине".

 - Как понимаете эту пословицу?

 

РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО

 - Посмотрите на экран. Что видите? (Дерево)

В жизни каждого человека есть свое дерево. Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо — что это значит?

 - Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи.

 - Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы-окошки?

 - Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.) Родственники бывают ближние и дальние.

 -  Давайте поговорим о ближних.

 - Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)

 -  А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)

 - Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.

 - Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)

 -  А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (Дядями и тетями.)

 - Родословное дерево рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее. Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники — это прошлое? будущее? настоящее? Конечно, настоящее.

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования.

Эта традиция возвращается в современные семьи.

 

3. Демонстрируется презентация с видами генеалогических древ Г. Жукова, Сталина, А.С.Пушкина.

Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ В УЧЕБНИКЕ.

 - Рассмотрите иллюстрацию на стр.39  «Родословная Пушкина».

 - Сколько поколений можно насчитать в родословной? Трудно рассмотреть и просчитать, но с уверенностью можно сказать, что много.

 - О чем говорит этот факт?

 

– Домашним заданием для вас будет такое: составить генеалогическое дерево своей семьи. Будет оцениваться оригинальность, аккуратность работы и знание генеалогии семьи, т.е. чем больше колен вы укажите, тем лучше.  Конечно, у нас в них не 5000 исторических имён, как в родословной А.С, Пушкина. У кого на дереве будет 16-20 листочков, у кого больше.

 

4. Беседа о традициях. ИМЕНА

Что имя - звук, оброненный

случайно,

В котором нет ни смысла,

ни значенья?

Конечно, нет. И в именах есть

тайна,

И таинство есть имя нареченье.

И вот мы сами, силами своими,

Осознаем в начале века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека.

 

Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает? (Учащиеся рассказывают о своих именах.)

 - Какие красивые у вас имена!

 - А вы умеете их красиво произносить? Не торопиться, не "жевать" имя, а произнести его так, чтобы все видели - вы им гордитесь.

- Давайте попробуем. Пусть каждый встанет и красиво, громко, звучно произнесет свое полное имя.

 

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

 

– Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников?

 

ОТЧЕСТВА

– Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество?

Работа со словарем.

– Найдите и прочитайте, что такое отчество из словаря Ожегова: 1. О́тчество —  часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца. 2. Отчество — патроним, указание на имя отца. Отчество в составе именной формулы выполняло тройную функцию: дополняло имя, отличая его обладателя (в дополнение к фамилии) от тёзки, проясняло родство в кругу семьи (отец — сын) и выражало почтение (форма вежливости).

Рассказ учителя об истории возникновении отчеств на Руси.

Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.

Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на « - вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами.

Начиная с 15 столетия, именование с « - вичем» считалось особой привилегией, такое право незнатным людям даровалось лично царём и за особые заслуги.

Отчества «подлых», то есть незнатных людей, в России первоначально образовывались как краткая форма притяжательного прилагательного от соответствующего имени, например: «Иван сын Петров» или, в более позднем варианте, «Иван Петров»; «Фёдор сын Лукин» — «Фёдор Лукин».

– Скажите, пожалуйста, а во что превратились позже эти отчества?

 

Работа с родственными словами.

– Какие однокоренные, родственные слова вы можете подобрать к слову отчество?

 

Отечество, отчизна — родная страна, родина.

Слово отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).

 

РАБОТА В УЧЕБНИКЕ

- Знает ли кто-нибудь из вас об истории образовании вашей ФАМИЛИИ?

Попробуем найти ответ в учебнике на странице 38.

 - Попытайтесь дома исследовать образование вашей фамилии. Задание сложное, может в этом  вам помогут ваши родители.

 

СЕМЕЙНЫЕ ФОТОГРАФИИ.

Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.

– Ребята, поднимите руки, у кого дома есть такая традиция, собирать семейные альбомы?

А традиция эта появилась благодаря  французскому художнику и конструктору Дагеру, который в  1829 году изобрёл фотографию.

Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен.

 - На следующем уроке вы можете рассказать о своих семейных фотографиях, как попали они в альбом, кто оформляются ваши альбомы, кем?  Можно принести альбомы ваших бабушек и дедушек и пригласить их к нам на урок, чтобы они поделились секретом оформления семейного альбома.

 

СТАРИННЫЕ ВЕЩИ

У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

 

– Ребята, у кого дома хранится самая древняя вещь?

 

Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

 - Если у вас дома есть такие вещи, вы можете рассказать о них.

План

1.      Как появились эта вещь в вашей семье?

2.      Почему она памятна, с какими событиями связана?

3.      Как долго эта вещь передается из поколения в поколение.

 

Итог урока:

Ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, родословной, семейных реликвиях, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём  символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции  и  ценности.

Я предлагаю вам создать общий ОБРАЗ СЕМЕЙНОГО ГЕРБА.

- Для этого, вам нужно подумать каким может быть герб семьи?

- Как вы его представляете?

- Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

- Что может быть в гербе?

    ( возможные ответы учащихся)

 - Ребята, что самое главное  в жизни для каждого из нас?

                 Правильно, семья!

1.       Это  близкие и родные люди.

2.       Это  те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

3.       Это те  люди  о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

4.       Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.

Приложение.

КОНКУРС «КТО ЭТО?»

 

1.Брат жены - шурин.

2.Брат мужа - деверь.

3.Сестра мужа - золовка.

4. Мать жены - теща.

5.0тец жены - тесть.

6.Мать мужа - свекровь.

7.7. Отец мужа - свекор.

8.Дочь брата или сестры - племянница.

 9. Брат отца или матери - дядя.

10.Родители мужа и жены - сваты.

 

 КОНКУРС ПОСЛОВИЦ «ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ К ДОМУ ... »

 

1.ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ - НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.

2.СВОЯ ХАТКА - РОДНАЯ МАТКА.

3. ТВОЙ ДОМ - ТВОЯ ВОЛЯ.

4.В ГОСТЯХ ХОРОШО - А ДОМА ЛУЧШЕ.

5.ДОМА И - СТЕНЫ ПОМОГАЮТ.

6. МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ.

7.СЕМЬЯ В КУЧЕ - НЕ СТРАШНА И ТУЧА.

8. ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ - ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.

9. НА ЧТО И КЛАД, - КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД.

10. ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ И ЗЕМЛЮ ПРЕВРАЩАЕТ В КЛАД.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Род и семья - источник нравственных отношений.

1.Вступительное слово учителя. 2.Создание игровой ситуации          через практическое задание 3. Работа  над новыми понятиями и определениями. ...

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Разработка внеурочного мероприятия по учебному модулю    « Светская этика» курса ОРКСЭ.   ( 4 класс)...

Конспект урока "Род и семья - исток нравственных отношений"

Конспект урока по ОРКСЭ, курс основы светской этики (4 класс)...

РОД И СЕМЬЯ - ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (Занятие-урок)

Ни для кого не секрет, что последние 1,5-2 десятка лет резко сокращается число полных семей. В классе,  в котором проводилось занятие, неполные семьи составляли 75%. Чаще ребенок остается с мамой...

Урок по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"

урок на тему: "Род и семья - исток нравственных отношений"...

Исследовательская работа по курсу ОРКСЭ на тему "Иконы моей семьи"

Данная разработка может быть использована на уроках ОРКСЭ в 4 классе , а также в качестве дополнительного материала в воспитательной работе школы....

Урок ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений" 4 класс

Методическая разработка урока предназначена для учителей ОРКСЭ. Урок направлен на выявление роли семьи в формирвании и повышении уровня навственности у детей....