Урок ОРКСЭ по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений"
план-конспект урока (5 класс) по теме
Урок посвящен образу семьи в культурной традиции народов России и мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Род и семья - исток нравственных отношений. | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок ОРКСЭ по теме: «Род и семья – исток нравственных отношений»
Цели:
Образовательная: знакомство с семьей, как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа.
Воспитательная: воспитание интереса и любви к семейным традициям.
Развивающая: развитие творческой активности, умение работать с пословицами, развитие речи.
Задачи урока: познакомить детей с терминами ближайшего родства; представить детям образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.
Планируемые достижения учащихся: различать степени родства; уметь с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; способность оценить свои отношения с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.
Авторский медиа продукт – презентационное сопровождение урока (среда POWER POINT)
ТСО: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Ход урока
1. Орг. момент
- Ребята! Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.
2. Знакомство с темой
7-я - семья – это «семь членов семьи и я – как глава семейства». Но что же тогда значит это слово – семья?
– Как вы думаете, какая семья самая большая?
– Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении Татьяны Николаевой орденом Почета. Награда присуждена за воспитание 27 детей. Скоро исполнится ровно 20 лет с тех пор, как Николаевы — Татьяна Евгеньевна и Сергей Иванович — взяли в семью первых пятерых сирот...
– А самая маленькая?
– Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: "Ищи добра на стороне, а дом люби по старине".
- Как понимаете эту пословицу?
РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО
- Посмотрите на экран. Что видите? (Дерево)
В жизни каждого человека есть свое дерево. Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо — что это значит?
- Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи.
- Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы-окошки?
- Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.) Родственники бывают ближние и дальние.
- Давайте поговорим о ближних.
- Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)
- А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)
- Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.
- Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)
- А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (Дядями и тетями.)
- Родословное дерево рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее. Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники — это прошлое? будущее? настоящее? Конечно, настоящее.
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования.
Эта традиция возвращается в современные семьи.
3. Демонстрируется презентация с видами генеалогических древ Г. Жукова, Сталина, А.С.Пушкина.
Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.
РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ В УЧЕБНИКЕ.
- Рассмотрите иллюстрацию на стр.39 «Родословная Пушкина».
- Сколько поколений можно насчитать в родословной? Трудно рассмотреть и просчитать, но с уверенностью можно сказать, что много.
- О чем говорит этот факт?
– Домашним заданием для вас будет такое: составить генеалогическое дерево своей семьи. Будет оцениваться оригинальность, аккуратность работы и знание генеалогии семьи, т.е. чем больше колен вы укажите, тем лучше. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имён, как в родословной А.С, Пушкина. У кого на дереве будет 16-20 листочков, у кого больше.
4. Беседа о традициях. ИМЕНА
Что имя - звук, оброненный
случайно,
В котором нет ни смысла,
ни значенья?
Конечно, нет. И в именах есть
тайна,
И таинство есть имя нареченье.
И вот мы сами, силами своими,
Осознаем в начале века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.
Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает? (Учащиеся рассказывают о своих именах.)
- Какие красивые у вас имена!
- А вы умеете их красиво произносить? Не торопиться, не "жевать" имя, а произнести его так, чтобы все видели - вы им гордитесь.
- Давайте попробуем. Пусть каждый встанет и красиво, громко, звучно произнесет свое полное имя.
Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
– Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников?
ОТЧЕСТВА
– Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество?
Работа со словарем.
– Найдите и прочитайте, что такое отчество из словаря Ожегова: 1. О́тчество — часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца. 2. Отчество — патроним, указание на имя отца. Отчество в составе именной формулы выполняло тройную функцию: дополняло имя, отличая его обладателя (в дополнение к фамилии) от тёзки, проясняло родство в кругу семьи (отец — сын) и выражало почтение (форма вежливости).
Рассказ учителя об истории возникновении отчеств на Руси.
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.
Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на « - вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами.
Начиная с 15 столетия, именование с « - вичем» считалось особой привилегией, такое право незнатным людям даровалось лично царём и за особые заслуги.
Отчества «подлых», то есть незнатных людей, в России первоначально образовывались как краткая форма притяжательного прилагательного от соответствующего имени, например: «Иван сын Петров» или, в более позднем варианте, «Иван Петров»; «Фёдор сын Лукин» — «Фёдор Лукин».
– Скажите, пожалуйста, а во что превратились позже эти отчества?
Работа с родственными словами.
– Какие однокоренные, родственные слова вы можете подобрать к слову отчество?
Отечество, отчизна — родная страна, родина.
Слово отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).
РАБОТА В УЧЕБНИКЕ
- Знает ли кто-нибудь из вас об истории образовании вашей ФАМИЛИИ?
Попробуем найти ответ в учебнике на странице 38.
- Попытайтесь дома исследовать образование вашей фамилии. Задание сложное, может в этом вам помогут ваши родители.
СЕМЕЙНЫЕ ФОТОГРАФИИ.
Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.
– Ребята, поднимите руки, у кого дома есть такая традиция, собирать семейные альбомы?
А традиция эта появилась благодаря французскому художнику и конструктору Дагеру, который в 1829 году изобрёл фотографию.
Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен.
- На следующем уроке вы можете рассказать о своих семейных фотографиях, как попали они в альбом, кто оформляются ваши альбомы, кем? Можно принести альбомы ваших бабушек и дедушек и пригласить их к нам на урок, чтобы они поделились секретом оформления семейного альбома.
СТАРИННЫЕ ВЕЩИ
У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.
– Ребята, у кого дома хранится самая древняя вещь?
Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.
- Если у вас дома есть такие вещи, вы можете рассказать о них.
План
1. Как появились эта вещь в вашей семье?
2. Почему она памятна, с какими событиями связана?
3. Как долго эта вещь передается из поколения в поколение.
Итог урока:
Ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, родословной, семейных реликвиях, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности.
Я предлагаю вам создать общий ОБРАЗ СЕМЕЙНОГО ГЕРБА.
- Для этого, вам нужно подумать каким может быть герб семьи?
- Как вы его представляете?
- Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?
- Что может быть в гербе?
( возможные ответы учащихся)
- Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?
Правильно, семья!
1. Это близкие и родные люди.
2. Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
3. Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
4. Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
Приложение.
КОНКУРС «КТО ЭТО?»
1.Брат жены - шурин.
2.Брат мужа - деверь.
3.Сестра мужа - золовка.
4. Мать жены - теща.
5.0тец жены - тесть.
6.Мать мужа - свекровь.
7.7. Отец мужа - свекор.
8.Дочь брата или сестры - племянница.
9. Брат отца или матери - дядя.
10.Родители мужа и жены - сваты.
КОНКУРС ПОСЛОВИЦ «ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ К ДОМУ ... »
1.ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ - НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.
2.СВОЯ ХАТКА - РОДНАЯ МАТКА.
3. ТВОЙ ДОМ - ТВОЯ ВОЛЯ.
4.В ГОСТЯХ ХОРОШО - А ДОМА ЛУЧШЕ.
5.ДОМА И - СТЕНЫ ПОМОГАЮТ.
6. МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ.
7.СЕМЬЯ В КУЧЕ - НЕ СТРАШНА И ТУЧА.
8. ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ - ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.
9. НА ЧТО И КЛАД, - КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД.
10. ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ И ЗЕМЛЮ ПРЕВРАЩАЕТ В КЛАД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Род и семья - источник нравственных отношений.
1.Вступительное слово учителя. 2.Создание игровой ситуации через практическое задание 3. Работа над новыми понятиями и определениями. ...
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
Разработка внеурочного мероприятия по учебному модулю « Светская этика» курса ОРКСЭ. ( 4 класс)...
Конспект урока "Род и семья - исток нравственных отношений"
Конспект урока по ОРКСЭ, курс основы светской этики (4 класс)...
РОД И СЕМЬЯ - ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (Занятие-урок)
Ни для кого не секрет, что последние 1,5-2 десятка лет резко сокращается число полных семей. В классе, в котором проводилось занятие, неполные семьи составляли 75%. Чаще ребенок остается с мамой...
Урок по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"
урок на тему: "Род и семья - исток нравственных отношений"...
Исследовательская работа по курсу ОРКСЭ на тему "Иконы моей семьи"
Данная разработка может быть использована на уроках ОРКСЭ в 4 классе , а также в качестве дополнительного материала в воспитательной работе школы....
Урок ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений" 4 класс
Методическая разработка урока предназначена для учителей ОРКСЭ. Урок направлен на выявление роли семьи в формирвании и повышении уровня навственности у детей....