Мироненкова Т.И. Социальное проектирование при проведении акций в рамках технологии сетевого взаимодействия.
статья на тему
Социальное проектирование при проведении акций в рамках технологии сетевого взаимодействия.
Сетевые проекты и тесно связанные с ними социальные акции в рамках технологии сетевого взаимодействия являются одной из распространенных форм деятельности, поскольку в этом случае организация взаимодействия обучающихся полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы.
Эффективность социального проектирования зависит от разработки и апробации технологий взаимодействия и сотрудничества школы с сообществом города и микрорайона.
В статье даны вариативные алгоритмы социальных проектов, позволяющие обучающимся разработать и реализовать социальные акции в рамках технологии сетевого взаимодействия при участии в работе органов сетевого ученического самоуправления, где подросток приобретает социальный опыт и качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, то есть проходит социализацию.
Итогом данной работы становится достижение метапредметных и личностных результатов, соответствующих требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mironenkovoy_t.i._algoritm_sotsialnogo_proektirovaniya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм социального проектирования
при проведении социальных акций в рамках технологии сетевого взаимодействия
Завоевывайте мир, никого не побеждая.
В. И. Матвиенко
Программа опытно - экспериментальной работы ГБОУ школы № 519 призвана помочь обучающимся адаптироваться к окружающей жизни путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта, становлению подростка как социально активной личности, готовой участвовать в творческом преобразовании социальной действительности. Данная цель в нашем образовательном учреждении достигается путем вовлечения обучающихся в работу системы сетевого ученического самоуправления на основе форм сетевого взаимодействия, организованного с использованием технологии социально-педагогического проектирования.
Задачами реализации данной программы стали, во-первых, разработка новых подходов к расширению форм сетевого взаимодействия подростков, педагогов и родителей (законных представителей), а во-вторых, разработка алгоритмов и методических рекомендаций по вопросам проектирования новой модели социальных акций в рамках, которая основана на технологии сетевого взаимодействия.
Сетевые проекты и тесно связанные с ними социальные акции в рамках технологии сетевого взаимодействия являются одной из распространенных форм деятельности, поскольку в этом случае организация взаимодействия обучающихся полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы.
Целью социального сетевого проекта является разработка и апробация технологий взаимодействия и сотрудничества школы с сообществом города и микрорайона.
Для решения конкретных задач формируется группа единомышленников, которая формулирует первичные цели и задачи, а также определяет формы и виды деятельности, необходимые для достижения прогнозируемых результатов.
Основным видом деятельности в сетевом социальном проекте является работа с информацией на разных носителях. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированности выводов.
Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и за работу всей группы. При этом обучающиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.).
Чтобы разработать социальный сетевой проект, необходимо сформулировать актуальную тему, в рамках которой он будет осуществляться, а также цели, задачи и основные направления работы; подобрать название проекта; определить сроки его реализации и состав участников; выделить этапы работы, определив для каждого конкретный предполагаемый результат.
Затем необходимо описать ключевые элементы проекта, ожидаемые трудности и проблемы, указав способы их решения; также необходимо продумать перечень основных образовательных продуктов, которые нужно получить как на отдельных этапах, так и в результате реализации проекта; разработать критерии оценивания результатов.
Итогом работы инициативной творческой группы педагогов нашей школы стало создание алгоритма социального проектирования при проведении социальных акций в рамках технологии сетевого взаимодействия.
Познакомиться с данным алгоритмом мы предлагаем на примере разработки и реализации сетевого проекта «Вторая жизнь» в рамках Подпрограммы по экологическому аспекту социального направления Программы воспитания и социализации обучающихся «Человек и природа», нацеленной на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Планирование сетевого проекта включает следующие шаги:
Шаг 1.Организация группы в социальных сетях в рамках существующей страницы ВК «Детское общественное объединение «звездное».
В нашем случае в 2013/2014 учебном году было создано сетевое экологическое сообщество «YLM».
Шаг 2. Определение темы проекта и поиск социальных партнеров при участии лидеров ученического самоуправления путём сетевого взаимодействия.
В рамках сообщества «YLM» на обсуждение был выдвинут ряд тем:
-загрязнение воды;
-загрязнение почвы;
-загрязнение воздуха;
-полезное и разумное использование вторичных отходов -
и организовано голосование методом постановки «лайков».
В результате была определена наиболее актуальная и интересная тема для обучающихся, их родителей (законных представителей) и сетевых социальных партнеров.
Её разработкой и занялась творческая группа.
Шаг 3. Определение примерной структуры проекта
Название | |
Лозунг | |
Аннотация | Проект НАЦЕЛЕН на формирование экологической культуры и этики, экологической ответственности, грамотного ресурсосбережения, вооружения школьников навыками бережного использования природных ресурсов, а также на расширение социального партнерства для улучшения экологического качества окружающей среды. Он ПРЕДУСМАТРИВАЕТ получение представлений об экологии, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья, участие в практической и просветительской природоохранительной деятельности. РЕЗУЛЬТАТОМ должно стать участие в экологических инициативах и проектах, организованных МО «Звездное» и Комитетом по экологии и природопользованию Законодательного собрания СПБ по природоохранной деятельности с целью обратить внимание молодежи и жителей микрорайона школы на актуальные экологические проблемы. Проект адресован учащимся 5-11классов. |
Цели и задачи | - привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды бытовыми отходами; -формирование осознанной потребности к рациональному природопользованию; -развитие навыков сотрудничества с общественными организациями при проведении социальных акций; - обучение видам и формам рационального использования вторичного сырья; - воспитание социальной ответственности и компетентности, а также нравственных чувств, убеждений и этического сознания. |
Участники | обучающиеся школы и их родители (законные представители), педагогический коллектив школы, МОП, жители микрорайона, представители МО «Звездное», Жилкомсервис №2 и заинтересованные лица (в их числе сетевые социальные партнеры). |
Условия регистрации | Автоматическая, при вступлении в группу «ВКонтакте. Сетевое экологическое сообщество «YLM». |
Сроки реализации | 2013-2016 годы |
Этапы проведения | -размещение тем в группе; -голосование; -выбор темы; -создание перечня акций; -формирование инициативной группы; -определение социальных ролей по секторам: информационно-оформительский выпуск листовок, агитационных плакатов, объявлений и распространение их на территории микрорайона, радиоинформирование. научный – изучение теории вопроса, подготовка статей для публикации и текста для листовок. трудовой – организация сбора макулатуры, вещей, вторсырья, ремонт книг в библиотеке. культмассовый – организация выставок, выпуск газеты, проведение конференций. |
Условия участия | добровольное |
Виды деятельности | -трудовой десант; -театрализованное представление; -выставка поделок; -фотовыставка; -социальная реклама; -выпуск газеты |
Формы взаимодействия | -сетевое; -школьное радиовещание; -объявления; -круглый стол |
Критерии оценивания (социальная эффективность: нужно полезно интересно актуально) | -отзывы и комментарии социальных партнеров и педагогов; -определение рейтинга по лайкам. |
Результаты | научно-практическая конференция выступление с докладами; -отчет инициативных групп; -выставка поделок из вторичного сырья; -фотовыставка; -изучение социальной рекламы |
Награды | -вручение грамот; -вручение значков школьного экологического сообщества |
Авторы Координаторы Организаторы | сообщество учителей школы тьюторы (классные руководители). лидеры инициативных групп. |
Шаг 4. Формулировка проектных заданий.
Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания для участников разрабатываемого проекта, которые не имели бы единых заранее известных решений. (Приложение 1)
Шаг 5. Разработка критериев оценивания.
Критерии оценивания зависят от характера работы на том или ином этапе, это те параметры, которые вытекают из поставленных смыслов и целей проекта. Именно с помощью составленных критериев можно оценить степень достижения поставленных целей. В нашем случае данная процедура проводится с использованием системы электронного портфолио внеурочных достижений учащихся методом маркерного оценивания.
В результате участия в социальном проектировании и проведении социальных акций в рамках технологии сетевого взаимодействия и участия в работе органов сетевого ученического самоуправления подросток приобретает социальный опыт и качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, то есть проходит социализацию.
Итогом данной работы становится достижение метапредметных и личностных результатов, соответствующих требованиям ФГОС.
Список использованной литературы:
1. Галковская И. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муниципальном образовательном пространстве. //Директор школы,- М.,2007, № 2, С.5-16.
2. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъективных отношений. - М., 1988.
3. Колчина М.С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. - №8, 2004. – С. 3-6.
4. Пинский А. А., Каспржак А. Г., Митрофанов К. Г. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. Тематическое приложение. - 2004. - № 4.- С. 39-55.
5. Сбитнева В.Б. Возможности методики социального проектирования в формировании лидерской позиции подростков // Внешкольник. - №12, 2006. – С. 17-19.
Приложение 1.
Формулировка проектных заданий.
Акция | Задания | Сроки проведения |
«Спаси дерево» | Организовать сбор макулатуры в школе и микрорайоне. | Последний четверг каждого месяца |
«Экомобиль. Спаси дома от опасных отходов» | Информировать жителей микрорайона о графике работы сбора опасных отходов на территории МО «Звездное». | Согласно городскому графику. |
«Добрые традиции» | Организовать сбор вещей для дома престарелых и церквей. | 1 раз в сезон |
«Умелые ручки» | Провести мастер-классы по изготовлению поделок из вторсырья. Организовать выставку поделок из вторсырья в рамках научно-практической конференции | 1 раз в четверть В конце учебного года |
«Из отходов в доходы» | Организовать сбор пластиковых бутылок на территории микрорайона школы | 2 раза в год (осень, весна) |
«Подари книге вторую жизнь» | -ремонт книг в библиотеке | 1 раз в четверть |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Человек и
Подпрограмма «Человек и природа» предусматривает интеграцию собственных образовательной и воспитательной программ Учреждения с практикой сетевого взаимодействия с различными социальными партнёрами.Уча...
Алгоритм социального проектирования при проведении социальных акций в рамках технологии сетевого взаимодействия
Программа опытно - экспериментальной работы ГБОУ школы № 519 призвана помочь обучающимся адаптироваться к окружающей жизни путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта, ста...
Ткачева Г.А. Программа создания комплекса условий для проектирования модели ученического самоуправления на основе открытого сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса
Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социал...
Мироненкова Т.И. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся по эстетическому направлению с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Краски радуги
Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся по эстетическому направлению с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского ...
Подкопаева Е.А. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519
Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы...
Технология формирования гражданского сознания школьников на материалах современной политической, социально-экономической ситуации в мире, стране, регионе через сетевое взаимодействие педагогических и ученических коллективов сетевых групп
В данной статье представлен опыт работы Усть-Ламенской школы по гражданско-правовому воспитанию школьников через сетевое взаимодействие. Вы познакомитесь с приёмом ПОПС - формула,...
«Внедрение технологий сетевого взаимодействия» в сетевой этно-экологической школе «Селенга-Байкал»
Использование цифровой лаборатории PASCO в сетевой школе "Селенга-Байкал"...