Ткачева Г.А. Программа создания комплекса условий для проектирования модели ученического самоуправления на основе открытого сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса
рабочая программа на тему
Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от степени педагогизации окружающей среды. Личность, с точки зрения психологии, - индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Ссоциальные качества индивида формируются в совместной деятельности и общении.
Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид проявляет свои сущностные силы, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируясь. С другой, общество формирует норму морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
g.a.tkacheva._programma_sozdaniya_kompleksa_usloviy.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа создания комплекса условий
для проектирования модели ученического самоуправления
на основе открытого сетевого взаимодействия
субъектов образовательного процесса
- Пояснительная записка.
Актуальность
Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от степени педагогизации окружающей среды. Личность, с точки зрения психологии, - индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Ссоциальные качества индивида формируются в совместной деятельности и общении.
Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид проявляет свои сущностные силы, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируясь. С другой, общество формирует норму морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах.
Теоретические основания
В отечественной науке вопросом социализации подрастающего поколения в условиях командно-административной системе уделялось незначительное внимание. Фрагментарность существующих теоретических разработок и ограниченность эмпирического материала по проблемам, связанным с социализирующим воздействием досуга и сведения его преимущественно к реализации воспитательной функции, существенно снижает эффективность практических мероприятий в сфере досуга, что также обуславливает необходимость и актуальность данного исследования.
Проблемами и вопросами социализации занимались: Г. Салливан, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Б. Скиннер, О. Брим, Шомбар де Лов, Б. Берксон, Г. Уолтер, Р. Борис, Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, А.П. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубенштейн, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, М. Каплан, Д.Р. Келли, А. С. Макаренко, А.В. Мудрик, Д. Мунди, В.А. Сухомлинский и др.
Вместе с тем, несмотря на столь представительный круг ученых, исследовавших проблему социализации подрастающего поколения, по настоящее время существует и мало исследованные области, одна из таких проблем – социализация подростков в сфере самоорганизации своей деятельности.
Для творческого развития обучающихся, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является пространство самоорганизации их социальной деятельности и сетевые объединения, представляющие феноменальную педагогическую систему, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения.
Ученическое самоуправление как пространство социализации подростка.
"Готовясь стать гражданами государства, учащиеся должны чувствовать себя гражданами своей школы." Одним из прав человека является право на участие в управлении делами государства. Оно означает, что граждане могут выбирать своих представителей в органы власти, а также влиять на власть другими способами: например, направлять предложения, участвовать в референдумах. В свою очередь, и у учащихся есть право на участие в управлении образовательным учреждением, закреплённое Законом «Об образовании в РФ». Это право они могут реализовать через систему ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление - это система, позволяющая ученикам, принимать участие в управлении учебным заведением.
Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.
Основу инновационности ученического самоуправления в системе воспитательной работы школы представляет изменении позиции учащегося в школьной жизни с ребенка на статус взрослого человека. Со взрослостью принято связывать такие новые личностные характеристики, как:
1) умение брать на себя ответственность, принимать решения;
2) стремление к власти и организаторские способности;
3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
4) уверенность в себе и целеустремленность;
5) склонность к философским обобщениям;
6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;
7) формирование индивидуального жизненного стиля;
8) стремление оказывать влияние на мир;
9) реализм, рационализм, трезвость в оценках и др.
Обретая качества взрослого человека, обучающийся сможет полноценно воспользоваться преимуществами современного образования: внеурочной и профориентационной деятельностью, профессиональной подготовкой, выбором элективных курсов, индивидуальным учебным планом и созданием портфолио.
Воспитание у обучающегося качеств взрослого человека потребует изменения результатов и технологии взаимодействия в системе ученического самоуправления. В этом случае воспитание качеств взрослого человека у обучающегося будет происходить как процесс формирования определенных компетентностей человека.
Под компетентностью понимается способность человека выполнять свои социальные и профессиональные роли, в системе ученического самоуправления основной компетентностью выступает социокультурная компетентность подростка как способность активно жить в социуме. Компетентность как обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в социальной жизнедеятельности подростка формируется на основе компетенций - знаний, умений, опыта. Классификация необходимых для формирования социокультурной компетентности подростка знаний, умений, опыта позволила выявить шесть ключевых компетентностей:
- готовность к разрешению проблем;
- технологическая компетентность;
- готовность к самообразованию;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к социальному взаимодействию;
- коммуникативная компетентность.
Все это позволяет сделать вывод об огромном значении ученического самоуправления в социализации подростка.
Проблема
Создание на базе школы системы сетевых объединений обучающихся, обеспечивающих самоорганизацию их социальной деятельности, результатом которой выступает их позитивная социализация.
Решение
Эффективным сетевым объединением обучающихся на базе Учреждения может стать система ученического самоуправления. Пространством самоорганизации социальной деятельности обучающихся может стать система внеурочной деятельности в форме реализации социальных проектов.
Ключевым фактором успешной социализации обучающихся может стать современная система коммуникации всех субъектов образовательной деятельности – сетевое взаимодействие.
Объектом исследования в данной модели стал непосредственно процесс социализации обучающихся, а предметом – влияние сетевого взаимодействия в системе ученического самоуправления на процесс социализации обучающихся.
Цель данной модели - определить факторы влияния сетевого взаимодействия ученического самоуправления на процесс социализации, а также раскрыть трудности, возникающие у обучающихся в процессе социализации.
Задачи модели:
- раскрыть основные понятия: социализация, сетевое взаимодействие, ученическое самоуправление и охарактеризовать их;
- изучить особенности протекания социализации обучающихся;
- выделить критерии и показатели успешной социализации;
-изучить влияние сетевого взаимодействия на процесс социализации обучающихся.
Сетевое взаимодействие в процессе социализации обучающихся.
Новые информационные технологии, являясь сегодня одним из важнейших факторов экономического, политического и социального развития мира, несомненно, «встраиваются» и в процесс социализации личности.
Информационно-сетевое расширение школьной среды за счет использования цифровых образовательных ресурсов обусловило возможность перехода к свободной форме коммуникации, когда подросток становится ответственным субъектом социального действия как формы творческой деятельности с акцентом на развитие интереса, активности и обеспечения учебной успешности каждого подростка.
Реализация сетевого взаимодействия подростков в ученическом самоуправлении предполагает направленное обогащение когнитивного компонента структуры личности подростка, посредством использования в процессе социализации цифровых возможностей коммуникации: электронной почты, электронных библиотек, образовательных сайтов, порталов, блогов, что способствовало развитию внешней и внутренней мотивации к осуществляемой деятельности, осознанию образовательных, личностно-развивающих возможностей сетевого взаимодействия школьного пространства.
Сейчас в современном социуме действуют совершенно новые механизмы социализации и воспитания личности, дополняющие устоявшиеся и весьма действенные в недалеком прошлом форму ученического самоуправления, среди которых сетевые формы - наиболее эффективные и экономичные.
Сетевое взаимодействие, представляя собой одно из самых распространенных и массовых форм общения современных подростков, обладает потенциалом формирующей активности, предполагает интенсивную коммуникативную деятельность участников образовательного процесса, разнообразие и смену видов, форм, способов деятельности, а потому может быть представлено действенным механизмом социализации подростка.
- Комплекс условий для проектирования модели ученического самоуправления на основе открытого взаимодействия субъектов образовательного процесса
- Наличие нормативно-правовой базы Учреждения
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
- Закон РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы;
- Устав, локальные акты образовательного учреждения.
- Материально-техническое обеспечение
- наличие компьютерного класса;
- наличие оргтехники (ксерокс, принтер, сканер);
- наличие локальной сети в Учреждении;
- наличие выхода в интернет;
- наличие школьного радиоузла.
- Создание электронной среды
- создание сетевых сообществ
- Информационное обеспечение
Создана современная информационно насыщенная образовательная среда «Информационный центр» с широким применением новых, в том числе информационно-коммуникативных технологий, обеспечивающих качественные изменения в организации и содержании педагогического процесса, а также в характере результатов обучения на всех его ступенях;
- наличие сайта образовательного учреждения;
- работа сетевых сообществ;
- деятельность пресс-клуба «АйКИДО»;
- выпуск школьной печатной газеты «АйКИДО»;
- выпуск радиопередач на школьном радио «School – FM»;
- проведение школьной сетевой конференции.
- Готовность педагогических кадров
Повышение квалификации педагогов (как внутришкольной профессиональной учебы, так и повышения квалификации, организуемого и проводимого совместно с институтами постдипломного образования, научно-методическими и культурными центрами).
- разработка Программы внутрикорпоративного обучения педагогов ГБОУ СОШ №519 Московского района в рамках выполнения инновационной деятельности
"Проектирование программы воспитательной работы и социализации учащихся в соответствии с требованием ФГОС"
Цель обучения: формирование профессиональной готовности педагогического коллектива к реализации программы воспитания и социализации учащихся в соответствии с требованием ФГОС.
Тема занятия | Форма проведения | Результат |
"Проектирование программы воспитания и социализации учащихся в соответствии с требованием ФГОС" | Семинар для классных руководителей | Создание рабочих групп из педагогов школы по проектированию отдельных направлений программы |
«Условия и показатели эффективной социализации подростка в воспитательной работе школы» | Педагогический совет | Утверждение содержания анкет для учащихся и родителей |
"Проектные технологии в организации воспитательной работы с учащимися" | Проведение мастер-классов | Оценка готовности педагогов к реализации воспитательной работы в соответствии с требованием ФГОС |
«Воспитательная компонента образовательной деятельности школы и социализация подростков» (по итогам анкетирования учащихся и педагогов) | Семинар на базе ГБОУ школы №519 | Внешняя экспертиза результативности инновационной деятельности школы |
"Эффективная социализация подростка как общественный договор школы, родителей им социума" | Подготовка родительских собраний в классах | Готовность родительской общественности к сотрудничеству со школой в рамках реализации ФГОС |
«Возможности ученического самоуправления по эффективной социализации подростков» (готовность учащихся к работе в сетевых сообществах) | Семинар на базе ГБОУ школы №519 | Профессионально -общественная экспертиза результативности работы учащихся в сетевых сообществах. |
- разработка Программы постоянно действующего семинара для классных руководителей
ГБОУ СОШ №519 Московского района
"Мониторинг уровня социокультурной идентификации ребенка"
Цель обучения: формирование профессиональной компетентности классных руководителей по организации воспитательной работы с учащимися в соответствии с требованием ФГОС.
Тема занятия | Форма проведения | Результат |
"Социокультурная идентификация ребенка как форма его взросления в коллективе учащихся" | Семинар для классных руководителей | Создание оптимальной формы воспитательной программы |
«Направления социокультурной идентификации ребенка в программе воспитательной работы» | Семинар для классных руководителей | Утверждение направлений воспитательной работы с учащимися |
"Формы работы классного руководителя по социокультурной идентификации ребенка" | Проведение открытых воспитательных мероприятий | Оценка готовности классных руководителей к осуществлению работы по социокультурной идентификации ребенка |
«Результат социокультурной идентификации ребенка в зависимости от его возрастных особенностей и социального окружения" | Проектная игра по итогам анкетирования учащихся | Индивидуальные программы исследовательской работы классных руколводителей |
"Диагностика результативности социокультурной идентификации ребенка" | Семинар для классных руководителей | Владение классными руководителями диагностиками оценки уровня социализации обучающихся |
"Мониторинг уровня социокультурной идентификации ребенка" | Самостоятельная исследовательская работа классных руководителей | Сбор данных об условиях социокультурной идентификации ребенка в классах и семьях. |
- Мониторинг готовности обучающихся к организации ученического самоуправления
- сформированность ценностей самого обучающегося в форме самооценки своего желания участия в акции (сочинение, методика Милтона Рокича и др);
- работа обучающегося в коллективе в форме внешней оценки деятельности (методика М. И. Рожкова);
- мониторинг результативности социализации обучающихся.
- Мониторинг готовности родителей (законных представителей) обучающихся к организации ученического самоуправления.
- анкетирование
- внешняя оценка деятельности образовательного учреждения (проведение сетевой родительской конференции)
- Организационно-содержательные условия:
- комплекс необходимых мероприятий для расширения информационного пространства обучающегося и учителя;
- развитие воспитательной системы Учреждения;
-расширение и развитие системы дополнительного образования;
- реализация деятельности по укреплению и сохранению здоровья обучающихся;
- создание условий для личностного роста каждого обучающегося.
3. Описание модели
Социализирующая модель (условное название Детское общественное объединение «Звездное») - это социально-правовое самоуправление, основанное на требованиях нравственных норм и правовых актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса реализуют свои социальные интересы по реализации социальных проектов.
3.1. Деятельность органов сетевого ученического самоуправления в ГБОУ школе №519 Московского района Санкт-Петербурга (далее – Учреждение) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы и настоящим Положением.
3.2. Органом сетевого ученического самоуправления в Учреждении является школьное сетевое сообщество «Детское общественное объединение «Звездное»» (далее – ДОО) обучающихся 1-11 классов, созданное на добровольческой основе.
3.3. Общее руководство развитием сетевого ученического самоуправления осуществляется Председателем ДОО, а также членами пресс-клуба «АйКИДО».
3.4. Цели и задачи
3.4.1. Цели организации ученического самоуправления в Учреждении:
3.4.1.1. Представление интересов обучающихся в процессе управления Учреждением;
3.4.1.2. Поддержка и развитие инициатив обучающихся в школьной жизни;
3.4.1.3. Организация и проведение школьных социальных проектов и акций.
3.5. Конкретные задачи деятельности органов ученического самоуправления определяют сами обучающиеся на сетевых конференциях, собраниях и заседаниях выборных органов, исходя из конкретных обстоятельств и своих возможностей.
3.6. Структура школьного ученического самоуправления
Сильные стороны: | Слабые стороны: |
1. Полное соответствие требованиям нравственных норм и правовых актов, регулирующих деятельность ученического сообщества в школьной жизни 2. Наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации социальных проектов | 1. Сниженная управляемость процесса социализации со стороны взрослых 2. Недостаточная готовность педагогов к сетевым формам коммуникации 3. Недостаточный учет разновозрастных особенностей школьников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях модернизации образовательной системы в контексте преподаваемого предмета.
Сообщение на городское методическое объединение учителей технологии по теме"Взаимодействие субъектов образовательного процессав условиях модернизации образовательной системыв контексте преподаваемого ...
Роль учителя в позитивном взаимодействии субъектов образовательного процесса
В настоящее время в бразовательном процессе происходит взаимодействие трех субъектов: уеник-учитель-родители. Ведущая роль в этом взаимодействии принадлежит учителю. В статье рассма...
Организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в приложении LearningApps.org
LearningApps.org разрабатывается как научно-исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Ци...
Статья на тему "Взаимодействие субъектов образовательного процесса"
Статья на тему: "Взаимодействие субъектов образовательного процесса"...
сетевое взаимодействие в образовательном процессе
Сетевое взаимодействие в образовании - это механизм, который обладает определенными параметрами, такими как: единство целей; определенные ресурсы для их достижения; суммарный центр управления. Особенн...
Взаимодействие субъектов образовательного процесса
Взаимодействие субъектов образовательного процесса...
Проект «Школьный парламент»: Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»
Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»...