Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Человек и
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему

Подкопаева Елена Александровна

Подпрограмма «Человек и природа» предусматривает интеграцию собственных образовательной и воспитательной программ Учреждения с практикой сетевого взаимодействия с различными социальными партнёрами.

Участниками подпрограммы экологического аспекта социального направления являются обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся, социальные партнеры и педагогические работники Учреждения, которые обладают достаточным уровнем готовности к деятельности в инновационном режиме, используя различные технологии сетевого взаимодействия в практике сетевой модели ученического самоуправления.

Подпрограмма  «Человек и природа» соответствует требованиям  ФГОС второго поколения.

Цель:

•         повышение уровня компетентности обучающихся в вопросах личной, социальной, экологической и здоровьесберегающей культуры;

•         формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни.

Планируемые результаты воспитательной деятельности:

1.Обучающиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

2. Обучающиеся имеют знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

3.У обучающихся сформирован первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, в том числе при участии сетевых социальных партнеров.

4. У обучающихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

5.Обучающиеся знают и выполняют санитарно-гигиенические правила, соблюдают здоровьесберегающий режим.

Прогнозируемая модель личности ученика:

•          знает нормы и правила экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;

•          осознает ценности экологически целесообразного, здорового  и безопасного образа жизни, роль экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья;

•          умеет анализировать  изменения в окружающей среде и прогнозировать их последствия для здоровья человека; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

•          имеет опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения и в разработке и  реализации учебно-исследовательских проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья; негативное отношение к вредным привычкам, отрицательно относится к лицам, пропагандирующим их;

•          владеет умением сетевого сотрудничества, связанного с решением местных экологических проблем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podprogramma_podkopaevoy_e.a._chelovek_i_priroda.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся

экологического аспекта социального направления

с использованием технологий сетевого взаимодействия

на ступени основного общего образования

ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга

«Человек и природа»

 

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Программа воспитания и социализации обучающихся по экологическому направлению с использованием технологий сетевого взаимодействия ГБОУ  школы №519 Московского района Санкт-Петербурга (далее – Учреждение) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию экологической работы на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей экологической культуры, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся в области экологии, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

         Подпрограмма «Человек и природа» предусматривает интеграцию собственных образовательной и воспитательной программ Учреждения с практикой сетевого взаимодействия с различными социальными партнёрами.

Участниками подпрограммы экологического аспекта социального направления являются обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся, социальные партнеры и педагогические работники Учреждения, которые обладают достаточным уровнем готовности к деятельности в инновационном режиме, используя различные технологии сетевого взаимодействия в практике сетевой модели ученического самоуправления.

2.1.         Подпрограмма  «Человек и природа» соответствует требованиям  ФГОС второго поколения.

Цель:

  • повышение уровня компетентности обучающихся в вопросах личной, социальной, экологической и здоровьесберегающей культуры;
  • формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни.

2.2.          Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся по экологическому аспекту социального направления.

Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования – воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.  

Базовые ценности работы в данном аспекте:

– жизнь во всех её проявлениях;

– экологическая безопасность;

– экологическая грамотность;

– физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье;

– экологическая культура;  

– экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни;

– ресурсосбережение;

– экологическая этика;

– экологическая ответственность;

– социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды;

– устойчивое развитие общества в гармонии с природой.

2.3.         Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

• присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;

• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

• понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;

∙ осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;

• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

• представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;

• способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;

• опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;

• осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;

• знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;

• овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;

• профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;

• развитие экологической грамотности родителей (законных представителей), населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;

• устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом;

• опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;

• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);

• отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство.

2.4.         Виды деятельности и формы занятий с обучающимися.

Участие в общественно полезном труде в помощь школе, городу:

– трудовые «десанты»

– «Экологический субботник»,

 –субботники по облагораживанию территории школы;

 – участие в благотворительных акциях.

2.5.         Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Виды деятельности

Формы занятий

Получение представлений о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи эко-логической культуры человека и его здоровья.

–тематические классные часы: «Твоё здоровье в твоих руках», Твоё здоровье – дело твоих рук», «Мир, в котором мы живём», «Экология родного города», «Здоровье – ценность человека» и др.;

– анкетирование;

– мониторинг состояния здоровья;

–мониторинг актуальных экологических проблем;

 –экологический субботник (на территории школы);

–походы в рамках «Дня Здоровья».

–внеклассные мероприятия:

«День Здоровья», «Лыжня России», «Лёгкоатлетический кросс», «Кросс нации» и др.

Участие в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни

Месячник по профилактике табакокурения,  наркомании и СПИДа:

–тематические общешкольные классные часы: «Твоё здоровье в твоих руках», «Человек – созидатель или…», «Экология человека – это жизнь человека» и др.;

–конкурс рисунков и плакатов: «Скажем наркотикам НЕТ», «Среда обитания: береги ее».

Общешкольные мероприятия:

 – «День воды»;

– «Человек и природа», и др.

–устные журналы  для младших школьников «Природа– мой дом»;

– флешмоб «Среда обитания»;

 –выпуск экологической газеты;

–создание роликов социальной рекламы;

– круглый стол в рамках сетевого сообщества «Химия. Школа 519».

Составление правильного режима занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и контролирование их выполнения в различных формах мониторинга.

–спортивные секции, кружки;

–классные часы:  «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» «Правильное питание», «Здоровый образ жизни», «Наши друзья витамины», «В здоровом теле здоровый дух», «Личная гигиена», «Режим дня», «Осторожно на воде»;

–внеклассные мероприятия: «Веселые старты», «Меткий стрелок», «Лучший лыжник», «Весёлые старты» и др;

–просмотр видеофильмов на экологическую тематику;

–исследовательская работа и проектная деятельность:

–мониторинг состояния окружающей среды микрорайона.        

Получение представлений о возможном негативном влиянии различных экологических факторов на здоровье человека.

–беседы с педагогами, школьным психологом, медицинскими работниками, родителями.

Приобретение навыка противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет»)

Тематические классные часы: «Скажем наркотикам НЕТ», «Мы против табака», и др.

Конкурс плакатов и рисунков: «НЕТ–табаку», «НЕТ– наркотикам» и др.

Разработка и реализация учебно-исследовательских и просветительских проектов по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.

–проекты-миниатюры:
«Борьба с бытовыми отходами»;
«Влияние промышленных предприятий  на экологию родного города» и др.

2.6.         Деятельность Учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся.

Экологическая здоровьесберегающая деятельность Учреждения на ступени основного общего образования представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры; рациональной организации учебной, внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы; реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (законными представителями), что способствует формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.

Экологически безопасная здоровьесберегающая инфраструктура Учреждения включает:

• соответствие состояния и содержания здания и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся и работников образования;

• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

• организация качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;

• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

• наличие помещений для медицинского персонала;

• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники);

• наличие пришкольной площадки, кабинета для экологического образования.

Ответственность за реализацию этого блока и контроль возлагаются на администрацию школы.

2.7.         Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся по экологическому аспекту социального направления работы на ступени основного общего образования.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Ценностные установки:

Здоровье сбережение, родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание, экологическая культура.

Планируемые результаты воспитательной деятельности:

1.Обучающиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

2. Обучающиеся имеют знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

3.У обучающихся сформирован первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, в том числе при участии сетевых социальных партнеров.

4. У обучающихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

5.Обучающиеся знают и выполняют санитарно-гигиенические правила, соблюдают здоровьесберегающий режим.

Прогнозируемая модель личности ученика:

  • знает нормы и правила экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;
  • осознает ценности экологически целесообразного, здорового  и безопасного образа жизни, роль экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья;
  • умеет анализировать  изменения в окружающей среде и прогнозировать их последствия для здоровья человека; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности; 
  • имеет опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения и в разработке и  реализации учебно-исследовательских проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья; негативное отношение к вредным привычкам, отрицательно относится к лицам, пропагандирующим их;
  • владеет умением сетевого сотрудничества, связанного с решением местных экологических проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся духовно-нравственного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования "В поисках себя"

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся духовно-нравственного аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования...

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся эстетического аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Краски ра

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся по эстетическому направлению с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского ...

Фрегин И.Н. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся гражданско-правового аспекта общеинтеллектуального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся гражданско-правового аспекта общеинтеллектуального направления с использование технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего о...

Мироненкова Т.И. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся по эстетическому направлению с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Краски радуги

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся по эстетическому направлению с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского ...

Елизарова А.В. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся духовно-нравственного аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 "В поисках себя"

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся духовно-нравственного аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования...

Подкопаева Е.А. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы...

Чаус Н.В.Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся по спортино-оздоровительному направлению с использованием технологий сетевого взаимодействия "В здоровом теле - здоровый дух"

Данная Подпрограмма представляет собой инновационный продукт по теме «Социализация учащихся на основе ученического самоуправления».            Со...