Школа юных математиков
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании
кафедры математиков
МАОУ «СОШ № 102
с углублённым изучением
отдельных предметов» г. Перми
Протокол № _______________________
от ____________________________________
Руководитель кафедры:
______________________ /Мокрушина О.Г./
Утверждена на заседании
Методического совета
МАОУ «СОШ № 102
с углублённым изучением
отдельных предметов» г. Перми
Протокол № _______________________
от ____________________________________
Председатель Методического совета:
________________________ /Изиметова Т. В./
Школа Юных
Математиков
Программа
для проведения занятий по математике
в 4-6 классах
Программа разработана
учителями математики
МАОУ «СОШ № 102
с углублённым изучением
отдельных предметов» г. Перми
Руководитель: Мокрушина О.Г.
2014 – 2015
Школа юных математиков
Цель: интеллектуальное развитие учащихся, выявление и развитие
их математических способностей;
Задачи:
- развитие логического и эвристического мышления, алгоритмической культуры и пространственного воображения, интуиции и творческих способностей учащихся;
- воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса;
- формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов.
План занятий ШЮМ на 2014 – 2015 учебный год
Тема | Преподаватель | Кол-во часов 4 класс | Кол-во часов 5 класс(гр 1) | Кол-во часов 5 класс(гр 2) |
1.Безопасный Интернет | Ищенко Р. В. | 4 | 4 | 4 |
2. Логические задачи | Пестерева В. Л. | 10 | 10 | 10 |
3. Занимательная физика | Владимирова Т. А. | 4 | 4 | 4 |
4. Решение нестандартных задач | Романова Л. Н. | 10 | 10 | 10 |
5. Оригами | Гришина Ю.С. | 6 | 6 | 6 |
6. Интеллектуальные игры | Мокрушина О. Г., Романова Л. Н. | 8 | 8 | 8 |
7. Математические бои | Мокрушина О. Г., Романова Л. Н. | 8 | 8 | 8 |
Всего часов | 50 | 50 | 50 |
Расписание занятий ШЮМ
4 класс | 15-15 – 16-45 |
5 класс (1 группа) | 15-15 – 16-45 |
5 класс (2 группа) | 15-15 – 16-45 |
Занятия проходят по субботам в здании школы № 102
Пояснительная записка
Программа разработана для проведения занятий по математике в 4, 5 и 6 классах. Она рассчитана на 50 учебных часов в каждой параллели. Все занятия разработаны учителями математики школы № 102 с учётом возрастных особенностей учащихся.
Данная программа состоит из семи блоков (курсов):
- Логические задачи
- Безопасный Интернет
- Оригами
- Решение нестандартных задач
- Занимательная физика
- Интеллектуальные игры
- Математические бои
Главной задачей при разработке и планировании каждого курса было создание условий для более полного раскрытия и развития математических способностей каждого ребёнка в увлекательной и нескучной форме.
При реализации данных курсов применяются преимущественно проблемный, исследовательский и проектный методы. Доминирующей формой организации занятий являются следующие виды деятельности: познавательно- исследовательская, информационно- коммуникативная, игровая.
В процессе занятий учащиеся имеют возможность познакомиться с научно-популярной литературой по математике, провести самостоятельный поиск информации, необходимый для реализации индивидуальных или групповых проектов. Каждый исследовательский проект может состоять в разработке и последующей презентации определённой темы по математике. При этом предполагается выполнение следующего вида деятельности:
- - работа с научно- популярной литературой;
- - анализ и отбор задач в соответствии с конкретной проблемой;
- - систематизация отобранного материала;
- - защита проекта и его презентация.
Практика показала, что наиболее эффективно проводить занятия в группах по 10 – 12 человек. Занятия рекомендуется проводить по субботам по 1,5 часа, т.е. по 2 урока с перерывом.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты
Ø Целостное восприятие окружающего мира;
Ø Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
Ø Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
Ø Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные результаты
Ø Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Ø Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Ø Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Ø Использование различных способов поиска;
Ø Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Ø Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Ø Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Ø Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Ø Готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Предметные результаты
Ø Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
Ø Овладение основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи;
Ø Умение выполнять устно и письменно арифметические действия, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, анализировать и интерпретировать данные;
Курс: «Логические задачи»
Учитель: Пестерева В. Л.
Цель: формирование логического мышления и интереса к математике
посредством решения логических задач;
создание условий для осознания роли математики в дальнейшей
жизни учащихся.
Содержание курса
4 класс (10 ч.)
1.Занимательная арифметика
2.Логика и смекалка:
а) проверка внимания
б) задачи на сравнения
в) задачи на взвешивания
г) сюжетные логические задачи
3.Принцип Дирихле
4.Числовые игры
5.Решение задач на переливание и перекладывание
6. Решение задач на движение
7. Решение задач на части
5 класс (10 ч.)
1.Решение логических задач графическим методом
2. Решение логических задач табличным методом
3. Решение логических задач методом проб и ошибок
4. Решение логических задач по принципу Дирихле
5. Решение логических задач на взвешивание
6. Решение логических задач на переливание и перекладывание
7. Решение логических задач на раскрашивание
8.Решение сюжетных логических задач
Курс: «Занимательная физика»
Учитель: Владимирова Т. А.
Цель: подготовить учащихся к восприятию нового предмета – физики;
дать представление о физических явлениях;
познакомить с физическим экспериментом.
Содержание курса
4 класс (4 ч.)
- Введение. Предмет физики. Физические термины. Физические явления.
- Лабораторная работа «Измерение способом рядов».
- Экспериментальные физические задачи на смекалку.
- Лабораторная работа «Определение цены измерительного прибора».
5 класс (4 ч.)
- Введение. Предмет физики. Физические термины. Физические явления.
- Физический эксперимент. Лабораторная работа «Измерение способом рядов».
- Механическое движение. Скорость. Средняя скорость.
- Решение занимательных задач механики.
Курс: «Решение нестандартных задач»
Учитель: Романова Л.Н.
Цель: развитие творческой (продуктивной) деятельности учащихся,
развитие познавательного интереса учащихся и
самостоятельности мышления
Нестандартные задачи – это такие, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точный алгоритм решения.
Фридман Л. М., Турецкий Е.Н.
Как научиться решать задачи.
М., Просвещение, 1999 г.
Содержание курса
4 класс (10 ч.)
1.Основные этапы решения любой задачи
2. Шутки. Расстановки скобок и знаков.
3. Сколько надо взять
4.Дурацкие вопросы
5.Книга стоит рубль…
6.Парадоксы и софизмы
5 класс (10 ч.)
1. Основные этапы решения любой задачи. Действие предлогов «в» и «на» при введении переменной и составлении уравнения. Возрасты.
2. Шутки. Расстановки скобок и знаков.
3. Сколько надо взять. Переправы
4.Чем отличается овца от курицы. Дурацкие вопросы
5. Книга стоит рубль… Обратный ход
6. Парадоксы и софизмы. Разрезания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ребенок должен знать «вкус успеха». В.А.Сухомлинский Общие сведения о кружке «Юный математик» МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Руководитель кружка: Тахтаракова В.А., учитель математики высшей квалификационной категории
Программа кружка «Юный математик» реализовывалась для «младших» школьников 6 классов. Возраст учеников накладывал отпечаток на сам стиль занятий. Поэтому во время...
Научно-исследовательская работа на тему: "Юные математики за изучение экологического состояния школы и пришкольной территории"
Гипотеза исследования: Благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья.В условиях современн...
Сценарий и презентация внеклассного мероприятия по математике "Юный математик"
Представлена разработка по алгебре и геометрии для учащихся 7 класса...
Рабочая программа кружка "Школа юного математика"
Программа кружка рассчитана на учащихся 12 – 15 лет. На изучение курса отводится 4 года по 76 часов, распределив их по темам. Данная программа способна удовлетворит...
Программа летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием «Школа юных конструкторов».
Программа летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием. Программа реализована в августе 2018 года...
Разработка летней школы «Юный математик»
Разработка проводимых мероприятий.Форма: играКласс: 7Цель: расширение кругозора, развитие интереса к изучению математики.Задачи:· образовательные: умение видеть главное в задании;&mi...
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы "Школа юных талантов Василисы премудрой"
Занятие содержит материал. способствующий развитию музыкально - ритмического слуха у детей. Используются инструменты музыкальные и ритмические клавесы. Дети владеют техникой чтения ритмических карточе...