Разработка летней школы «Юный математик»
материал по математике
Разработка проводимых мероприятий.
Форма: игра
Класс: 7
Цель: расширение кругозора, развитие интереса к изучению математики.
Задачи:
· образовательные: умение видеть главное в задании;
· развивающие: развитие логического мышления, смекалки, быстроты реакции, развитие внимания;
· воспитательные: воспитание чувства коллективизма, дружбы, доброжелательности к сопернику, воспитание волевых качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_shkolnogo_lagerya_yunyy_matematik.docx | 145.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И МПМ
Разработка летней школы
«Юный математик»
Выполнила:
студентка 3 курса МИ-307 группы
по направлению подготовки
«Математика» и «Информатика»
Монгуш Чокпак Артуровна
Кызыл, 2020
Разработка проводимых мероприятий.
Форма: игра
Класс: 7
Цель: расширение кругозора, развитие интереса к изучению математики.
Задачи:
- образовательные: умение видеть главное в задании;
- развивающие: развитие логического мышления, смекалки, быстроты реакции, развитие внимания;
- воспитательные: воспитание чувства коллективизма, дружбы, доброжелательности к сопернику, воспитание волевых качеств.
22.06.2020 г. Игра «Давайте знакомиться!»
ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
I. Огонек знакомства
Цель огонька: сформировать у каждого ребенка представление о лагере и о себе в этом ла-гере.
Варианты огонька знакомства:
1. Рассказ-эстафета «Расскажи нам о себе». Для рассказа предлагается схема:
- как зовут;
- где живешь;
- в какой школе учишься;
- чем увлекаешься;
- что можешь предложить лагерю (знания, умения и т.д.).
2. Творческие группы:
- ТОТ (творческое объединение тезок);
- круги интересов (музыка, спорт, кино, чтение, животные);
- времена года (объединение по временам года, в какое время года родились);
- по цвету глаз.
3. Тематический разговор:
- «На кого бы я хотел быть похожим в жизни».
- «День, который мне запомнился».
- «Мой любимый актер».
II. «Игры – знакомства»:
1. Закончи фразу.
Дети по очереди заканчивают каждую из фраз:
- Я умею...
- Я смогу...
- Я люблю…
- Мне симпатичны люди...
- и… (другие варианты)
2. Назови свои сильные стороны.
Каждый ребенок в течение нескольких минут должен рассказать о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно, чтобы ребенок говорил прямо и открыто. Эта игра помогает ребенку быстрее освоиться в коллективе, не стесняться говорить о себе в присутствии других.
3. «Колдун».
Эта игра направлена на овладение неречевыми средствами общения, если ребенок за-стенчив и не может рассказать о себе словами. Колдун заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. При помощи жестов он рассказывает о себе, своих увлечениях, своей семье.
23.06.2020 г. Конкурс «Логика»
1.
Одна старая леди очень любила собак и кошек. Всего у нее было десять питомцев. Однажды она решила накормить их всех конфетами, и раздала им 56 штук. При этом мы знаем, что каждой кошке она давала по пять конфет, а каждой собаке — по шесть. Сколько у нее было собак и сколько кошек?
Ответ. 6 собак и 4 кошки.
2.
Есть три комнаты, на двери каждой из них — табличка. А написано на табличках вот что:
- На первой: «В этой комнате сидит дракон».
- На второй: «В этой комнате — принцесса».
- На третьей: «Дракон сидит во второй комнате».
Написанное на этих табличках может оказаться правдой, а может и нет; известно, однако, что только на одной из них — правда. А еще мы знаем, что принцесса — лишь в одной из комнат, а в двух других — драконы. Так где же сидит принцесса?
Указание. Предположите последовательно, что принцесса находится в первой, второй, третьей комнате, и посчитайте количество истинных высказаваний в каждом случае.
Ответ. Принцесса в первой комнате.
3.
Я задумал двузначное число, большее 10, потом сумму его цифр поделил пополам и взял целую часть; к ней я приписал слева — 20, потом прибавил 59, после чего, вычеркнув последнюю цифру, вновь посчитал сумму цифр полученного числа. Сколько у меня получилось?
Ответ. 8.
4.
В сонном царстве все жители делятся на дневное и ночное племена. Всё, во что верят принадлежащие к дневному племени — правда, если в этот момент они бодрствуют; если же они спят, все их убеждения ложны. С ночным племенем всё наоборот. Так вот, один житель сонного царства решил, будто он спит и принадлежит к дневному племени. А что можно сказать о нем на самом деле?
Ответ. Он принадлежит к ночному племени и в данный момент не спит.
5.
Есть три утверждения:
- Утверждения 2 и 3 ложны.
- Утверждения 1 и 3 ложны.
- Утверждения 1 и 2 ложны.
Может ли хотя бы одно из них быть истинным? а два? а все?
Ответ. Только одно из них может быть истинным (но неизвестно, какое).
6.
В квадрате со стороной 1 м расположили 51 точку. Докажите, что какие-то три из них можно накрыть квадратом со стороной 21 см.
7.
Может ли квадрат целого числа быть чётным, но не делиться на четыре?
Решение. Пусть в квадрат возводили число x. x² чётно, значит x тоже чётно (иначе мы получили бы произведение двух нечётных чисел, x и снова x, а оно нечётно). Разделим x² на 4:
x² | = | x × x | = ( | x | )×( | x | ) |
4 | 2 × 2 | 2 | 2 |
x/2 целое число, значит и значение выражения целое. А это означает, что x² делится на 4.
Ответ. Не может.
8.
Я взял нечетное число и возвел в квадрат. Если я вычту из полученного числа 1, будет ли оно делиться на 4?
Решение1. Пусть нам было дано нечётное число x. Его возвели в квадрат и вычли единицу, получили
x² − 1 = (x − 1)(x + 1)
И (x − 1), и (x + 1) чётны. Их произведение делится на 4. Подумайте, почему.
Решение2. Любое нечётное число можно представить в виде (2k + 1). Возведём это число в квадрат и вычтем единицу:
(2k + 1)² − 1 = (2k)² + 2(2k)·1 + 1 − 1 = 4k² + 4k = 4(k² + k)
Последнее число делится на 4.
Ответ. Будет для любого нечётного числа. wer: Ответ Будет для любого нечётного числа.
24.06.2020 г. Конкурс «Лучший геометр»
1 задание. Разрежьте квадрат размером 4х4 на 4 равные фигуры. Разрезать можно лишь по стороне квадрата 1х1 и способы считаются разными, если полученные фигуры не будут равными при каждом способе. Каждый вариант правильно разрезанной фигуры оценивается в 2 балла.
2 задание. Из развёрток геометрических фигур необходимо склеить объемную фигуру. Каждая хорошо склеенная фигура оценивается в 2 балла.
25.06.2020 г. Решение задач по математике конкурса «Кенгуру»
Перейдем по ссылке pdf-файла [https://russian-kenguru.ru/uploads/files/kang/19/7-8.pdf]
Если не открывается, то открываем pdf-файл.
26.06.2020 г. Мини олимпиада.
1. Между цифрами 1, 2 , 3 , 4, 5 поставь знаки действий так, чтобы результат был равен 9. (2 балла.)
2. Решите уравнение
(2х² + 5х - 3) - 2( х² + х + 4) = 0 ( 4 балла)
3.Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 4, 6, если цифры в записи числа не повторяются. Найдите сумму полученных двузначных чисел. ( 4 балла)
4.Задача.
В трёх коробках лежат 180 карандашей. Известно, что во второй коробке их в 2 раза больше, чем в первой, а в третьей – в 3 раза больше, чем во второй. Сколько карандашей во второй коробке?
( 6 баллов)
5. При каких значениях а и в решением системы уравнений:
ах + ву = 18,
ах - ву = а + 2 является пара чисел (-2; 1 )
( 8 баллов)
29.06.2020 г. Конкурс «Оригами»
I
1)Разделить отрезок на две равные части.
Указание: для того, чтобы разделить отрезок на две равные части, необходимо совместить две противоположные стороны квадрата.
2)Разделить отрезок на четыре равные части.
Указание: для того, чтобы разделить отрезок на четыре равные части, необходимо совместить линию сгиба с каждой из противоположных сторон.
3)На листе бумаги нарисован угол. Как провести его биссектрису?
Указание: достаточно провести сгиб, через вершину угла, совместив стороны угла, получим два равных угла, совмещенных наложением.
4)Как «разделить» прямоугольник на:
А)два прямоугольника (2 способа)
Б)четыре прямоугольника (2 способа)
В)две части такие, что из них можно сложить равнобедренный треугольник.
5) Как разделить ромб на:
1. два равных треугольника;
2. четыре равных треугольника.
или с помощью перегибаний листа вписать в прямоугольник ромб.
Согните еще раз пополам
Согните лист пополам
Согните по диагонали
При построении ∆ 1, ∆ 2, ∆ 3,∆ 4 совпали( совместились наложением) → отрезки, являющиеся сторонами ромба равны.
С помощью перегибаний квадрата «изобразите» на нем равнобедренный треугольник.
Согните по диагонали Согните 2 смежные стороны
квадрата к диагонали.
II: Квадрат
1) Задание: Выполните сгибы и сделайте выводы о сторонах и углах квадрата.
Ответ: квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны равны и все
углы прямые.
2)Задание: Выполните сгибы и сделайте вывод о диагоналях квадрата
Ответ: диагонали квадрата равны;
Ответ: диагональ квадрата делит углы пополам;
Ответ: диагонали квадрата пересекаются под прямым углом;
Ответ: диагонали квадрата точкой пересечения делятся пополам;
3)Задание: выполните сгибы и сделайте вывод об осях симметрии
квадрата.
Ответ: квадрат имеет четыре оси симметрии.
III: Параллелограмм
Свойства параллелограмма:
1) Задание: выполните сгибы и сделайте вывод о диагоналях квадрата
Ответ: диагонали параллелограмма пересекаются и точкой
пересечения делятся пополам;
2) Задание: выполните сгибы и сделайте вывод о сторонах и углах
параллелограмма.
Ответ: у параллелограмма противолежащие стороны равны и
противолежащие углы равны.
IV: Ромб
1) Задание: выполните сгибы и сделайте вывод о сторонах ромба.
Ответ: ромб – это параллелограмм, у которого все стороны равны.
2) Задание: выполните сгибы и сделайте вывод о диагоналях ромба.
Ответ: диагонали квадрата взаимноперпендикулярны и делят его углы пополам;
3) Задание: выполните сгибы и сделайте вывод об углах ромба.
Ответ: противолежащие углы ромба равны между собой;
4) Задание: выполните сгибы и сделайте вывод об осях симметрии ромба.
Ответ: ромб имеет две оси симметрии.
V: Трапеция
1)Задание: выполните сгибы и сформулируйте определение
равнобедренной трапеции.
Ответ: трапеция называется равнобедренной, если ее боковые стороны равны.
2) Задание: выполните сгибы и сделайте вывод о диагоналях трапеции.
Ответ: диагонали равнобедренной трапеции равны.
30.06.2020 г. Математический бой.
Цель.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
Воспитать в детях уверенность в себе и умение быстро сосредоточиться на главном; развивать в детях интерес к математике.
Задачи.
Содействовать развитию познавательной деятельности учащихся (восприятие, представление, внимание, память, мышление, воображение).
Способствовать формированию творческих способностей учащихся.
Поддерживать интерес учащихся к математике.
Участники конкурса.
В конкурсе принимают участие команды учащихся 7-х классов.
Условия участия.
Каждая команда, состоящая из 6 человек, готовит заранее название команды, девиз, эмблему, приветствие командам соперников и жюри, продолжительность выступления не более 3 минут.
Ход конкурса:
Учитель: - Здравствуйте! Объявляем “Математический бой” среди учащихся 7-8 классов. Он состоит из 6 этапов: приветствие, разминка, исторический этап; этап занимательной математики; конкурс капитанов и практический этап. Ваше участие будет оценивать наше уважаемое жюри (представляются члены жюри). По результатам прохождения всех этапов определяться команда-победитель и команды-призеры. Желаю всем удачи!
Приветствие – 5 баллов. Время – 3 минуты.
Разминка.
Задание читается два раза, каждый учащийся решает сам и за верно выполненное задание получает 1 балл. Верные ответы суммируются, максимальный балл - 6 баллов (по количеству участников в команде). Время – 3 мин.
Нам из Гомеля тетя
Ящик яблок прислала.
В этом ящике яблок
Было в общем немало.
Начал яблоки эти
Спозаранок считать я.
Помогали мне сестры,
Помогали мне братья...
И пока мы считали
Восемь раз отдыхали,
Восемь раз мы сидели
И по яблоку съели.
И осталось их сколько?
Ох, осталось их сколько,
Что, когда в этот ящик
Мы опять поглядели,
Там на дне его чистом
Только стружки белели...
Вот прошу угадать я
Всех ребят и девчонок:
Сколько было нас братьев?
Сколько было сестренок?
Поделили мы яблоки
Все без остатка
А всего-то их было
Пятьдесят без десятка.
(из стихотворения А. Пантелеева)
Ответ: 3 брата и 2 сестры.
Занимательный этап – 6 баллов. Время – 3 минуты.
В стакане находятся бактерии. Через секунду каждая из бактерий делится пополам, затем каждая из получившихся бактерий через секунду делится пополам и так далее. Через минуту стакан полон. Через какое время стакан был заполнен наполовину?
Ответ: через 59 секунд.
Исторический этап – максимальный балл -15 бал. Время – 15 мин.
Команда предлагается решить задачу из “Арифметики” Л.Ф. Магницкого.
Магницкий Леонтий Филиппович (19 июня 1669 - 30 октября 1739) - преподаватель математики в Школе математических и навигатских наук в Москве (с 1701). Магницкий Л.Ф. был автором первого печатного руководства "Арифметика…" (1703) - свода математических знаний того времени. В своей "Арифметике" Магницкий Л.Ф. не только изложил правила выполнения основных арифметических действий, но и рассмотрел вопросы прикладной арифметики, алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии и навигации. В 14 лет этот учебник был освоен Ломоносовым М.В., который назвал эту книгу "вратами своей учености". Приложение 1.
Некто пришел в ряд, купил игрушек для малых ребят: за первую игрушку заплатил 1/5 часть всех своих денег, за другую – 3/7 остатка от первой покупки, за третью игрушку заплатил 3/5 остатка от второй покупки, а по приезде в дом нашел остальных в кошельке денег 1 руб. 92 коп. Спрашивается, сколько в кошельке денег было и сколько за которую игрушку денег заплачено.
Решение:
За верно выполненную задачу – дополнительно 2 балла
Всего - 10+1+1+1+2=15 баллов
Ответ: 10 руб. 50 коп. было в кошельке
2 руб. 10 коп. – стоит 1 игрушка
3 руб. 60 коп. – стоит 2 игрушка
2руб. 88 коп. – стоит 3 игрушка
Конкурс капитанов – 5 баллов. Время – 1 минута.
Переложив 4 спички, превратите топор в три равных треугольник
Ответ:
Практический этап – 12 баллов. Время – 5 минут.
Определить калорийность завтрака, если в него входят следующие продукты: мясо 100г., масло 20 г., картофель 50 г., сахар 20 г., яблоки 100 г., хлеб белый 150 г. Приложение 2.
Решение:
Мясо 166 к 2 балла
Масло 100г.-742к. 20 г. – 148,4 к 2 балла
Картофель 100 г.-63 к. 50 г.- 31,5 к. 2 балла
Сахар 100 г. – 405 к. 20 г. – 81 к. 2 балла
Яблоки 45 к. 2 балла
Хлеб белый 100г. – 240 к. 150 г. – 360к. 2 балла
166+148,4+31,5+81+360+45=831,9 к.
Ответ: 831,9 к
Подведение итогов.
Во время подведения итогов конкурса все участники разгадывают “таинственную” историю: Джон любил Дженни. Но однажды он, с силой закрыв наружную дверь, услышал странные звуки в комнате. Он вбежал туда и увидел Дженни, бьющуюся в агонии на полу, залитом водой. Что произошло?
Учащиеся задают учителю вопросы, начинающиеся со слов “верно ли, что…”. Учитель отвечает “да” или “нет”.
Ответ: Дженни - золотая рыбка. Аквариум упал от сотрясения, когда Джон захлопнул дверь.
Подсчитывается количество баллов основных этапов конкурса. Если при подведении итогов у команд совпадут баллы, то предлагается решить дополнительную задачу: карусель делает 5 оборотов в 1 минуту. На какой угол она повернется за 5 сек? Ответ: 1500.
1.07.2020 г. Подведение итогов. Закрытие лагеря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт проекта "Летняя школа "Юный натуралист"
В паспорте проекта показана организация летней практики школьников по биологии. Актуальность проекта заключается в сочетании различных видов организации досуга детей с многообразием форм образова...
Рабочая программа кружка "Школа юного математика"
Программа кружка рассчитана на учащихся 12 – 15 лет. На изучение курса отводится 4 года по 76 часов, распределив их по темам. Данная программа способна удовлетворит...
ПРОГРАММА летней школы «Юный натуралист» для обучающихся 6-7 классов на 2013/14 учебный год
Программа летней школы «Юный натуралист» по биологии предназначена для учащихся 6-7 классов. Программа рассчитана на 56 часов, 4 часа в день и является дополнением к основному курсу биологии....
Школа юных математиков
Программы ШЮМ...
Программа работы летнего лагеря профильной смены « Школа юного ученого»
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ· Цель : Развитие социальной активности детей, через интеллектуальное творческое развитие математических способностей школь...
Методическая разработка. Программа школы юных исследователей. "Включение в научно-исследовательскую деятельность"
Программа расчитана на поэтапное включение учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Составлена для двух возрастных категорий школьников....
Программа летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием «Школа юных конструкторов».
Программа летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием. Программа реализована в августе 2018 года...