«Социализация детей с ОВЗ через организацию внеурочной деятельности».
статья на тему
Описание методических требований поорагнизации деятельности, направленной на обеспечение "адаптивной среды" во внеурочное время в школе 8 вида, а так же опыт практической работы воспитателя ГПД в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад: «Социализация детей с ОВЗ
через организацию внеурочной деятельности».
Подготовила воспитатель ГПД
Лукьянова Елена Геннадьевна
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно с интеллектуальной недостаточностью, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики и является закономерным этапом развития системы специального образования.
Основной целью работы любой школы 8 вида является социальная адаптация её будущих выпускников, которая представляет собой один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, то есть посильно участвовать в труде и общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт.
Ведущим звеном системы работы по социальной адаптации учащихся в коррекционной школе, является курс социально-бытовой ориентировки. Однако эффективность работы по данному курсу напрямую зависит от четкой и правильной организации воспитательного воздействия на учащихся во внеурочное время. При этом внеурочная деятельность не копирует занятия по социально-бытовой ориентировке, но в ней осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, полученных обучающимися на уроках СБО. Происходит автоматизация умений, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения детей к различным жизненным ситуациям. Другими словами внеурочная деятельность создаёт адаптивную среду, способствующую духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка.
Что же включает в себя понятие «адаптивная среда» во внеурочной деятельности?
- Это индивидуальные и групповые занятия, направленные на повышение общего развития детей и их практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду.
- Экономическое и гражданско-правовое просвещение и воспитание детей.
- Мероприятия, направленные на формирование морально-этических норм поведения, выработку навыков общения и безопасности жизнедеятельности.
- Деятельность по развитию и совершенствованию навыков самообслуживания.
Все мероприятия с детьми, исследовательская, социально значимая, творческая и кружковая деятельность в рамках адаптивной среды во внеурочное время должны быть направлены на моделирование реальных ситуаций и анализ учащимися своего отношения к ним, или поведения в них.
При организации внеурочной работы необходимо соблюдать следующие принципы:
- выдержанность общих целей и задач работы;
- массовость, т.е. вовлечение в нее большинства учащихся;
- её общественно – полезная направленность;
- личностная ориентация педагогического процесса: обеспечение благоприятного морально-психологического климата, добровольности выбора учащихся видов внеурочной деятельности, учёт их пожеланий и опора на самостоятельную творческую инициативу, создание «ситуации успеха» в каждом их начинании.
Организуя воспитательную деятельность со своими воспитанниками, я и опираюсь именно на эти принципы.
Например, в экскурсии на предприятия и организации города, в трудовые десанты, социальные акции, во всевозможные плановые мероприятия, я обязательно вовлекаю всех воспитанников группы. Старюсь организовать эти коллективные дела таким образом, чтобы всем ребятам было интересно, чтобы каждый смог проявить активность в ходе их реализации, продемонстрировать или развить личностные способности, чтобы дети испытывали потребность и в дальнейшем принимать участие в данных видах внеурочной деятельности.
Ежедневно в группе провожу индивидуальные и групповые беседы, практические занятия, трудовые десанты по развитию и совершенствованию у воспитанников навыков самообслуживания.
Основная деятельность по решению задач социальной адаптации воспитанников - это работа по программам здоровьесберегающей и социально-нравственной направленности «Азбука здоровья» и «Я – гражданин России», реализуемых в группе. Участвуя в мероприятиях в рамках этих программ, ребята овладевают экономико-бытовыми знаниями и умениями, знаниями о правах и обязанностях человека и гражданина, приобретают навыки общения и безопасности жизнедеятельности, развивают творческие и коммуникативные способности.
Хочу надеяться, что организованная мной внеурочная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствует их более глубокому и всестороннему развитию, укрепляет в них веру в собственные возможности, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов их развития и, в конечном счете, создает предпосылки для социальной адаптации к будущей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ при дистанционном обучении
Выступление на семире "Перспективы дистанционного обучения детей-инвалидов" (презентация к докладу)...
Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность
Социализация детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность...
Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов...
Проект «Организация внеурочной деятельности для детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами духовно- нравственного воспитания: «Мы дети твои, Земля!»
Состав рабочей группы по проекту: Руководитель рабочей группы Кобзарь Т.В.. Члены рабочей группы воспитатели ГПД: Колычева Е.А., Тарасова В.В., Чернецова С.К.., Захарова М.Ю.; Педагог – библиоте...
Доклад"Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность на современном этапе"
В докладе рассказывается о том, что такое социализация, какие направления социализации, какие цели и задачи есть, как происходит социализация детей....
Педсовет на тему "Воспитание и социализация детей и подростков во внеурочной деятельности" (презентация)
Педсовет на тему "Воспитание и социализация детей и подростков во внеурочной деятельности" (презентация)...