Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов
статья на тему
Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дашковская средняя общеобразовательная школа»
Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Учитель: Кобелева Татьяна Альбертовна
СЛАЙД 1
Вступление
СЛАЙД 2
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
СЛАЙД 3
В условиях дистанционного образования традиционная форма организации внеурочной деятельности, которая предполагает непосредственное присутствие учащихся (кружки, секции), практически невозможна. В такой ситуации на помощь учителю приходят современные информационно-телекоммуникационные технологии: Skype, видеоконференция Hangouts, ресурсы ЦДО-online, которые предполагают видеотрансляцию мероприятий через сервис Я.TV и YouTube, интерактивные доски RealtimeBoard, инструменты Google (презентации, интерактивные тесты и др.). Главная цель образования детей с ОВЗ: создание оптимальных условий для активизации познавательных и творческих способностей через систему творческих заданий, за счёт использования разнообразных форм работы с учащимися.
Основная часть
1) Созданию условий для самореализации обучающихся с ОВЗ, повышения их социальной и творческой активности, их духовно-нравственного, интеллектуального, культурного развития способствует участие в различных конкурсах, олимпиадах, в том числе дистанционных.
СЛАЙД 4
Так, учащаяся с ОВЗ Суркова Анастасия стала лауреатом Всероссийского конкурса литературного творчества «Золотое сердце» для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.
В прошлом учебном году учащиеся с ОВЗ Сурова Анастасия и Малинин Александр приняли участие во Всероссийском конкурсе-игре по русскому языку «Журавлик». Малинин Алексей награжден Похвальной грамотой, Суркова Анастасия получила Диплом 3 степени.
СЛАЙД 5
Также эти учащиеся приняли участие в международной онлайн-олимпиаде по русскому языку «Потрудись, грамотей!». Оба получили дипломы призера 2 степени.
СЛАЙД 6
Ежегодно в Серпуховском районе проводится зональный конкурс творческих работ «Проба пера», целью которого является выявление, развитие и поддержка талантливых детей в области литературного творчества, развитие их творческого потенциала, приобщение участников конкурса к лучшим образцам отечественной культуры, искусства и журналистского творчества. Учащаяся с ОВЗ Рыбакова Анастасия стала победителем этого конкурса в номинации «Пегас».
СЛАЙД 7
2) Одним из традиционных школьных мероприятий, направленных на расширение познавательного интереса к русскому языку и литературе, является предметная неделя. Ученикам предлагается выполнить интерактивные задания: тесты, кроссворды, викторины и др. Например, одно из таких упражнений – филворд – представляет собой поле, заполненное буквами. В нём необходимо отыскать слова заданной тематической направленности.
3) Внеурочная деятельность по русскому языку призвана, в первую очередь, вызвать у обучающихся интерес к изучению предмета, заинтересовать его. Поэтому зачастую предлагаются творческие формы работы: составление слов, восстановление исходного текста, ребусы, анаграммы.
СЛАЙД 8
Для создания заданий используются различные интернет-ресурсы. Среди них интернет-сервис по созданию ребусов. Например, слова: диван, здание, календарь, конфета, корзина, костюм, помидор, телефон и др. изучаются в 5 классе как словарные. С помощью представленной на слайде программы
http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&enter=1
могут быть созданы следующие ребусы, которые можно разгадать с детьми.
Ответы к ребусам: 1) диван, 2) здание, 3) конфета, 4) костюм.
Так как обучающиеся лучше запоминают наглядный материал, чем вербальный, для них предлагается ряд иллюстраций, в которых зашифрованы словарные слова. Этот вид работы позволяет развивать логические функции мышления: анализ (при определении названий предметов) и синтез (при составлении зашифрованного слова).
СЛАЙД 9
Для обучающихся с нарушениями речи предлагаются задания на составление слов. Так как коммуникативный навык формируется через систему закреплений в речевой практике тех или иных слов и конструкций, то после выполнения задания слова обязательно нужно проговорить. Слова могут быть разбиты и по морфемам. Тогда задачей ученика будет составление слова из данных единиц.
Учи- | -ница |
Занят- | -ка |
Руч- | -ок |
Карандаш- | -тель |
Звон- | -ие |
СЛАЙД 10
Ещё одной формой работы является подбор синонимической и антонимической пары: 1) длинный – короткий; тёмный – светлый; простой – сложный; быстрый – медленный; лёгкий – тяжёлый; 2) смелый – храбрый; быстрый – шустрый; важный – значимый; приятель – знакомый.
СЛАЙД 11
Для более сложного уровня – уровня предложения – в 5 классе можно предложить задание на восстановление исходного порядка предложений. В этом случае также происходит развитие логических операций мышления обучающихся.
Исходный текст.
Муравей и голубка.
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. (Л.Н. Толстой).
Текст для восстановления.
Муравей и голубка.
Муравей сел на ветку и спасся. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Муравей спустился к ручью: захотел напиться. (Л.Н. Толстой)
СЛАЙД 12
Другие примеры дидактических игр и упражнений
Ребусы по теме «Наречие» (7 класс)
Кроссворд по теме «Наречие» (7 класс)
СЛАЙД 13
Грамматические сказки, рассказы
Сказка про междометия (7 класс)
Ох и не любят междометий все части речи.
Все мы что-нибудь обозначаем, - говорят они. – Кто предмет, кто признак, кто действие, а у них только одно на уме да на языке: Ах! Ох! Караул!
Поэтому живут междометия отдельно, выражая эмоции и побуждения, но не называя их: Ух! Эх! Ох! Ах! Увы! Ого! Браво! Ба! Ой! Караул! Да! Фи! Фу!
Таким образом, предложенные учащимся задания позволяют активизировать мыслительную деятельность, способствуют развитию словарного запаса, а следовательно, позволяют создать условия для успешной социализации и адаптации обучающихся в окружающей среде.
СЛАЙД 14
4) Внеурочная деятельность по литературе направлена на расширение кругозора и активизацию познавательной деятельности учащихся с ОВЗ. С этой целью можно использовать такие формы работы, как: интерактивные виртуальные экскурсии, мультимедийные экскурсии.
Наиболее интересной для восприятия обучающихся будет проведение виртуальной экскурсии. Для проведения данного вида экскурсий необходимо подключение к сети Интернет.
Например, чтобы познакомиться с художественным своеобразием творчества С.Есенина, мы отправляемся в Московский государственный музей С.А.Есенина (http://esenin-museum.ru/virtual_tour HYPERLINK "http://esenin-museum.ru/virtual_tour4"4) и совершаем виртуальную экскурсию по экспозиции музея.
Богатейший материал по творчеству С.Есенина представлен на 2 сайте http://poznamka.com.tw/?p= HYPERLINK "http://poznamka.com.tw/?p=14354"14354.
Используя данный материал, можно провести мультимедийную экскурсию в с. Константиново, где родился великий поэт.
Интересный материал о жизни и творчестве И.С.Тургенева собран на 3 сайте http://www.turgenev.org.ru/gallery.htm. Используя данный материал можно совершить виртуальную экскурсию в Музей-заповедник И.С.Тургенева "Спасское-Лутовиново".
На 4 сайте http://chekhovmuseum.com/index.php/ru/placesГосударственный представлен литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова "Мелихово". Учащиеся имеют возможность очутиться в кабинете писателя.
Виртуальная экскурсия может быть тематической или обзорной.
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы и связана с биографией писателя или поэта, с раскрытием его литературно-просветительской деятельности.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий и т. д.).
По форме проведения экскурсии могут быть различными:
экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений;
экскурсия-спектакль — это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.
Таким образом, используя широкие возможности глобальной сети Интернет, можно сделать занятия по внеурочной деятельности более интересными и увлекательными. А значит и более качественными.
СЛАЙД 15
Заключение
Участие детей с ОВЗ во внеурочной деятельности положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД). Прежде всего, это касается таких УУД, как коммуникативные и регулятивные. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий позволяет ребенку с ОВЗ развивать социальную компетентность, формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с субъектами общения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают ребенку с ОВЗ развитие произвольного поведения, направленного на организацию своей учебной деятельности.
Таким образом, внеурочная деятельность детей с ОВЗ направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции, адаптацию в обществе.
СЛАЙД 16
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
Материалы выступления на региональной НПК "Русский язык и литература в системе школьного образования"....
Организация внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации ФГОС
Выступление на педагогическом семинаре "ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"...
Исследовательская работа как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в 8-9 классах
В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах. Во первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории. А во вторы...
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
Формы и виды внеурочной деятельности по русскому языку...
Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе
Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе...
Методика и технологии организации урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе
Методика и технологии организации урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературеДля современного человека необходимы познавательная и коммуникативная компетентности: на сегодняшний д...
Доклад "Виртуальная экскурсия как одна из форм организации внеурочной деятельности по русскому языку"
Развитие российского общества привело к изменению требований к образовательным учреждениям. С целью разностороннего развития личности была введена внеурочная деятельность, ко...