Доклад"Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность на современном этапе"
материал (5 класс)

В докладе рассказывается о том, что такое социализация, какие направления социализации, какие цели и задачи есть, как происходит социализация детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_sotsializatsii_detey_s_ovz.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ СКОШИ № 52

Методическое объединение воспитателей

Доклад на тему «Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность на современном этапе»

Подготовила  воспитатель  группы 5а,б классов

Ушкова Ю.А.

Москва, 2018 г.

     Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д.

    Важнейшим фактором и условием развития ребенка выступает социальная среда. Социальная среда — все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях. Социальная среда, в которую попадает ребенок, выступает детерминирующим фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия его социальной сущности как человека. Однако социально-психологические качества ребенок приобретает только через свой опыт, общение, через непосредственный контакт со сверстниками и взрослыми в семье, в детском саду, школе, на улице благодаря собственной активности.

   Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой актуальную проблему коррекционной педагогики. Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести  определенные ценности и нормы поведения, необходимые для существования в социуме. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей.

   В нашей школе существуют различные формы и способы работы, направленные на социализацию детей с ОВЗ, но одним из приоритетных направлений является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность создаёт адаптивную среду, способствующую духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка.

   Цель: Создание оптимальных условий, способствующих успешной адаптации и социализации в обществе детей с нарушениями слуха.

   Задачи: образовательная - формировать у учащихся прочные профессионально-трудовые умения и навыки, создать коррекционно-развивающую среду, обеспечивающую развитие каждого воспитанника, формировать у обучающихся дополнительные навыки коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию; развивать у них навыки безопасности общения и культуры общения;

коррекционная - корригировать познавательные процессы обучающихся через организацию учебно-воспитательного процесса, развивать социальную память – способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений;

воспитательная - воспитывать у обучающихся качества личности, позволяющие осуществить их социальную адаптацию в социуме.

Внеурочная деятельность включает в себя:

  • Индивидуальные и групповые занятия, направленные на повышение общего развития детей и их практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду.
  • Гражданско-правовое просвещение и воспитание детей.
  • Мероприятия, направленные на формирование морально-этических норм поведения, выработку навыков общения и безопасности жизнедеятельности.

      Главной задачей педагогов является создание ситуаций успеха для каждого ребенка, его самореализация. Важно обучение детей умению сравнивать результаты своей и чужой работы с поставленной целью, определять соотношение затраченного времени и полученных результатов.

     При организации внеурочной работы необходимо соблюдать следующие принципы:

- выдержанность общих целей и задач работы;

- массовость, т.е. вовлечение в нее большинства учащихся;

- её общественно – полезная направленность;

- личностная ориентация педагогического процесса: обеспечение благоприятного морально-психологического климата, добровольности выбора учащихся видов внеурочной деятельности, учёт их пожеланий и опора на самостоятельную творческую инициативу, создание «ситуации успеха» в каждом их начинании.

Каждый ребенок может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности. Участие детей строится только на добровольной основе.

      Организуя воспитательную деятельность со своими воспитанниками, я и опираюсь именно на эти принципы. Старюсь организовать коллективные дела таким образом, чтобы всем ребятам было интересно, чтобы каждый смог проявить активность в ходе их реализации, продемонстрировать или развить личностные способности, чтобы они испытывали потребность и в дальнейшем принимать участие в данных видах внеурочной деятельности. Например, коллективная работа «Плакат мира» (октябрь 2017 года). Эта работа воспитывает у учащихся ответственное отношение к разным народам мира, уважение к ним и толерантность.

       В  классе провожу индивидуальные и групповые беседы, трудовые десанты по развитию и совершенствованию у воспитанников навыков самообслуживания. Например, 13 сентября я провела беседу «Правовая ответственность» с помощью презентации и игру про ситуации, связанные с правами человека. Беседа предполагала воспитание ответственности за права человека, дала знания, какие права имеет человек и какие бывают правонарушения. После игры учащиеся могли представить, в каких ситуациях человек мог бы совершить правонарушение. 29 декабря я провела викторину «Интернет-безопасность». У воспитанников представление об Интернет-безопасности, скорее всего, хорошее. В общем, им нужно в будущем хорошо знать, как себя вести в обществе, не нарушив правонарушения, быть полноправными личностями. 28 марта я провела открытое занятие «Культура здорового образа жизни». Воспитанники закрепили о здоровом образе жизни и понимали значение культуры ЗОЖ.

      К числу положительных сторон организации воспитательного процесса в школе-интернате следует отнести работу кружков.

Обучающимся нравится посещать спортивные кружки, участвовать в соревнованиях. Во внеурочное время и вне школы проводятся соревнования по футболу, настольному теннису, плаванию, лёгкой атлетике. Ребята посещают бассейн вне школы. Вследствие, спортивно-оздоровительная работа- одно из основных направлений в работе с нашими детьми. Это не только возможность участия  в соревнованиях различного уровня, но и самое главное-общение с окружающим миром, возможность проявить себя за замкнутым кругом школы-интерната. Она занимает одно из важнейших мест в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и производственному труду: СПОРТ – как досуг.

       Роль внеурочной деятельности в социализации личности наших воспитанников с ОВЗ имеет огромное значение. Она способствует развитию духовно-нравственной личности, обеспечению выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Правильно поставленное социальное воспитание готовит человека к активной социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность. Хотим надеяться, что организованная нами внеурочная работа с детьми с нарушением слуха способствует их более глубокому и всестороннему развитию, укрепляет в них веру в собственные возможности, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов их развития и, в конечном счете, создает предпосылки для социальной адаптации к будущей жизни. Всем этим достигается УСПЕХ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку.

Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку....

Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку.

Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку....

«Социализация детей с ОВЗ через организацию внеурочной деятельности».

Описание методических требований поорагнизации деятельности, направленной на обеспечение "адаптивной среды" во внеурочное время в школе 8 вида, а так же опыт практической работы воспитателя ГПД в этом...

Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность

Социализация детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность...

Педсовет на тему "Воспитание и социализация детей и подростков во внеурочной деятельности" (презентация)

Педсовет на тему "Воспитание и  социализация детей и подростков во внеурочной деятельности" (презентация)...

Повышение учебной мотивации к изучению английского языка через внеурочную деятельность на начальном этапе обучения.

Повышение учебной мотивации к изучению английского языка через внеурочную деятельность на начальном этапе обучения....

Доклад «Социализация учащихся через внеурочную деятельность»

Под социализацией личности понимается процесс усвоения ребёнком определённой системы знаний и умений, образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноп...